В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Широко известное и признанное произведение И. Е. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. художественный музей им. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Репин никуда не делся. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Над письмом склонился предводитель казаков. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Репин считал сам эту картину красивой. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде., Остроумова-Лебедева.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Мне минутами становилось страшно». Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Умер русский художник в Пенатах. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими.
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. -— И. Г. ), они много смеялись». Внимание художника тяготит их.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Работал весь день, не замечая времени.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Восстановлен в 1962 году. Убийство свершилось. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Третьяков.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. И вот уже перед нами не царь, а отец. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. На что получил насмешливое письмо. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Этюд получился превосходный.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В эту минуту в комнату вошел Христос. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Комната небогатой интеллигентной семьи.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В конечном варианте оно одухотворённое.
Родом из семьи военного поселенца. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. При сальной тусклой свече лицо ее, рыжее от веснушек, освещалось хорошо только фитиль постоянно нагорал и делалось темнее. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Она ушла из жизни в 1931 году55. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Америка—Франция—Россия. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Рисунок уверенный, лепка твердая.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
В его глазах читается печаль, тоска. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Так ли это – судить зрителям. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Учился в Высшем. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Действительный. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
я работал завороженный. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Вся центральная часть написана самим Репиным. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. «Как. Он идет прямо к матери. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Репин продумывал композицию картины до мелочей. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Общение с прежними друзьями было только заочным. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Они словно противопоставлены друг другу. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Жил в Италии и Франции (1873–1876). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Имя Репина стало широко известным. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Все заняты. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Написан портрет вдохновенно.
Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. С 1913 – академик. Зритель становится участником происходящего.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Действительный член Академии художеств с 1903.
Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. Казалось, она спит. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М.
Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Глаза ясные и добрые. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Это лучше всех ваших академических работ. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. За окном летний день. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
О чем эта история. Л. Н. Толстого». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Публике картина понравилась. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Не доносчик ли.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Репин встречал их по средам. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Это вы сами. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Однако в Советской России он оставался «своим».
Репин дважды подавал прошения об отставке. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Сходство черт лица и выражение поразительны. О картине появилось много статей в периодической печати.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Когда школа была закрыта из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. И это не скрывает Репин. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Рассмотрим "ближний круг". С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Стасов присылает ему все, что он просит.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Она была закончена только в 1891 году. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Берег Волги. А свеча становилась ниже и тени менялись. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
— Да это превосходно. Третьяков»109. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
К тому же и погода благоприятствовала работе. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Работал в плакате и в книжной графике. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. М. Бунакову.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
— сказал Крамской. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Репин запечатлел момент написания письма. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Портрет совершенно реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В его взгляде осуждение и тревога. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели.
Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Репин был очень дружен с Мамонтовым.