Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Работал в плакате и в книжной графике. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Комната небогатой интеллигентной семьи. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Репин никуда не делся. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Портрет производит яркое и сильное впечатление.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Л. Н. Толстого». Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Учился в Высшем., Остроумова-Лебедева. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. художественный музей им.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Рассмотрим "ближний круг". Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Действительный член Академии художеств с 1903. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Этюд получился превосходный. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Америка—Франция—Россия.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Общение с прежними друзьями было только заочным. О картине появилось много статей в периодической печати.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. М. Бунакову. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Казалось, она спит. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. С 1913 – академик. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Имя Репина стало широко известным. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Репин встречал их по средам. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Все заняты. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
В его глазах читается печаль, тоска. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Она была закончена только в 1891 году.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Действительный. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Внимание художника тяготит их. Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. И вот уже перед нами не царь, а отец. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Глаза ясные и добрые. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. За окном летний день.
Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Они словно противопоставлены друг другу. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Стасов присылает ему все, что он просит. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Убийство свершилось.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Публике картина понравилась. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Вся центральная часть написана самим Репиным.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Репин считал сам эту картину красивой. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Третьяков.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Много учился на написании портретов близких и друзей. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Не доносчик ли. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Вегетарианцем стал и сам Репин. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). я работал завороженный. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Так ли это – судить зрителям. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. О чем эта история. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В его взгляде осуждение и тревога. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Он идет прямо к матери. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Работал весь день, не замечая времени. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Третьяков»109. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Мне минутами становилось страшно». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Берег Волги. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.