В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
М. Бунакову. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
В его глазах читается печаль, тоска. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883).
Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Америка—Франция—Россия.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Они настаивали на том, что искусство не должно быть оторванным от реальной жизни и сформировали общество передвижников, чтобы продвигать свои собственные эстетические идеалы. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
— Да это превосходно. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Репин одинаково сильно увлекался живописью и рисованием, переходя от одного метода к другому в зависимости от того, какую сторону натуры хотел подчеркнуть. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Были две разные версии картины. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Репин встречал их по средам.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Это вы сами. Казалось, она спит.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Рисунок уверенный, лепка твердая. Имя Репина стало широко известным. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Если известный русский художник И. И. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Пятый факт. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
В эту минуту в комнату вошел Христос. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Труд — вот что определяет и украшает человека. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Публике картина понравилась. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Стасов присылает ему все, что он просит. Все заняты. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Работал весь день, не замечая времени. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Репин никуда не делся. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Ведь он оставил после себя не только картины, но и проявил себя как талантливый педагог, писал мемуары, освещал злободневные вопросы. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Первый факт. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Это лучше всех ваших академических работ.
Внимание художника тяготит их. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Репин дважды подавал прошения об отставке. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Она сразу же получила признание. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Вся центральная часть написана самим Репиным. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Написан портрет вдохновенно. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. За окном летний день. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В живописи его таланты проявились также широко.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Убийство свершилось. Л. Н. Толстого».
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Он идет прямо к матери. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Мне минутами становилось страшно». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. — И. Г. ) посидеть мне смирно. В детстве он обучался как иконописец.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В его полотнах часто звучали мотивы революционной борьбы или описывался быт российской деревни. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
— сказал Крамской. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Так ли это – судить зрителям. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). я работал завороженный. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Вот таким образом в своих работах он меньше интересовался игрой тонов, мазков, но максимально уделял внимание эмоциям героев, драматизму ситуации. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Берег Волги. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства».
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
-— И. Г. ), они много смеялись». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. В его взгляде осуждение и тревога. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Третьяков»109. О чем эта история. Полагаясь на примерную стоимость других картин Репина и на какие-то личные соображения, вы можете порядком ошибиться в ее стоимости и истинной ценности. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. О картине появилось много статей в периодической печати. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Глаза ясные и добрые. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. «Как.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Каждый персонаж переживает что-то своё. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»).
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Не доносчик ли. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Репин писал и исторические картины. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Они словно противопоставлены друг другу. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Этюд получился превосходный. Репин считал сам эту картину красивой.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Рассмотрим "ближний круг". Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. художественный музей им. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.