Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо.
Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. В 1901—1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета.
Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург).
Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.
За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. 1970 по 1873 Репин пишет и рисует много эскизов и этюдов к картине Бурлаки на Волге, это произведение шокирует яркой и правдивой выразительностью всю современное общество, как положительными, так и отрицательными отзывами тех слоев общества не довольных смелым вызовом Репина.
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Чувствуя себя демократом течении многих лет Репин обращается также к Революционной теме, создавая ряд картин подолгу собирая образы героев, Арест пропагандиста, под конвоем по грязной дороге, Сходка при свете лампы, насыщенную психологизмом картина Отказ от исповеди и другие работы.
В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). «запорожцы» (1891 год)Кроме того, в процессе работы над «Запорожцами», помимо сотен эскизов и карандашных набросков, Илья Репин написал три масляных варианта картины. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы».
Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. Репин создал глубочайшие социальные картины, типические образы российской действительности второй половины XIX века. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.
Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. К тому же и погода благоприятствовала работе. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Каждый персонаж переживает что-то своё. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Так ли это – судить зрителям. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Мне минутами становилось страшно».
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Она ушла из жизни в 1931 году55. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Рисунок уверенный, лепка твердая. Работал в плакате и в книжной графике. О картине появилось много статей в периодической печати.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Первый факт. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Америка—Франция—Россия.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. С 1913 – академик.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. — И. Г. ) посидеть мне смирно. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Действительный. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. На моих друзей она производила то же впечатление. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Репин был очень дружен с Мамонтовым. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. А свеча становилась ниже и тени менялись.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев.
Учился в Высшем. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. художественный музей им.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. -— И. Г. ), они много смеялись». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Рассмотрим "ближний круг". В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. И вот уже перед нами не царь, а отец. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Репин никуда не делся. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184.
Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Все заняты. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Это вы сами.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Внимание художника тяготит их. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. — Да это превосходно. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Публике картина понравилась. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Этюд получился превосходный. Написан портрет вдохновенно. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В его взгляде осуждение и тревога. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». О чем эта история.
Пятый факт. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Казалось, она спит. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Мне минутами становилось страшно. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Третьяков.
Они словно противопоставлены друг другу. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Работал весь день, не замечая времени. Берег Волги. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Глаза ясные и добрые. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Общение с прежними друзьями было только заочным. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. 2.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. В эту минуту в комнату вошел Христос. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Репин считал сам эту картину красивой. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
М. Бунакову. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Л. Н. Толстого».
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Не доносчик ли. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Она была закончена только в 1891 году. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Убийство свершилось. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Они жили в Пенатах в течение двух недель. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. За окном летний день. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Репин встречал их по средам. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Комната небогатой интеллигентной семьи. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Эта история получила название «бунт 14». Труд — вот что определяет и украшает человека. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. я работал завороженный. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Возвращается в Россию летом 1876 года. Действительный член Академии художеств с 1903. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
— сказал Крамской. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Поставленная перед художником задача была очень трудной., Остроумова-Лебедева. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Имя Репина стало широко известным.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Стасов присылает ему все, что он просит.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Это лучше всех ваших академических работ. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Репин стал очевидцем казни народовольцев. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Он идет прямо к матери. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Третьяков»109. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901).
Судьбы детей Репина сложились по-разному. В его глазах читается печаль, тоска. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. «Как.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.