Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Глаза ясные и добрые. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В его взгляде осуждение и тревога.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Стасов присылает ему все, что он просит.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Это знаменитая голова боткинского собрания (ныне в Русском музее). Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Л. Н. Толстого». В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Зная, очевидно, этот свой основной недостаток, Репин, приступая к своим большим картинам, после окончания Академии, никогда не работал над так называемыми «картонами», довольствуясь обычно небольшими набросками, являющимися в сущности «первой мыслью». Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Очень характерна осторожность и скупость, с которой художник пользуется этим приемом вначале, в сентябре 1880 г., когда им исполнен в Качановке прекрасный рисунок «Казака со скрещенными руками». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Публике картина понравилась. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. ne своей картины, расставляя фигуры в задуманном пространстве.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Имя Репина стало широко известным.
Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Казалось, она спит. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Он схватывал пропорции в каком-то зрительном абсолюте, притом без малейших усилий. М. Бунакову. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Судьбы детей Репина сложились по-разному. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Этот мужчина слыл в городе колдуном. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. художественный музей им. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Рассмотрим "ближний круг".
В эту минуту в комнату вошел Христос. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Репин встречал их по средам. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Репин считал сам эту картину красивой.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В его глазах читается печаль, тоска. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Работал весь день, не замечая времени.
Тинторетто поставил себе целью жизни соединить в своем искусстве оба эти начала, начертав над входом в свою мастерскую знаменитое изречение: «Форма Микельанджело — краски Тициана». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Почти все они исполнены в штриховой манере, отдельные смазанности редки и случайны.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Вообще Репин никогда не подходил к натуре с заранее составленной системой приемов, а тут же, стоя перед моделью, применял те из них, которые, по его мнению, наилучше, наивернее, наиточнее, наихарактернее и наихудожественнее могли передать его представление об этой модели. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эта история получила название «бунт 14».
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. О картине появилось много статей в периодической печати. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Первый факт. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Большинство рисунков 80-х годов относятся к этой живописной репинской манере.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. О чем эта история. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». я работал завороженный.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Первые неизменно хороши, вторые всегда слабы.
Все заняты. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Оттого из небольшой картины «Не ждали», скомпонованной прямой на месте, в комнате мартышкинской дачи, выросла без всяких посредствующих звеньев знаменитая картина «Не ждали».
Каждый персонаж переживает что-то своё. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Даже первые рисунки в Ширяеве, в числе их известный рисунок изображающий б бурлаков, тянущих баржу, бывший в собрании Остроухова (ныне в Третьяковской галерее) и помеченный 30 июня, слаб по рисунку: рука Репина была еще связана, не было должной свободы и легкости, появившейся только в августе и сентябре. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Мне минутами становилось страшно». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Пятый факт. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. К счастью, большинство их, притом лучшие, объединились в собрании И. И. Бродского. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Он идет прямо к матери. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Внимание художника тяготит их. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Сходство черт лица и выражение поразительны. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Они словно противопоставлены друг другу.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Прекрасным примером первого может служить известный рисунок остро-уховского собрания — «Мертвый Чижов». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Репин никуда не делся. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Так ли это – судить зрителям. Верность репинского глаза и репинской руки поистине феноменальна.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). За окном летний день.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Исследователи отмечают, как много в картине самых разнообразных оттенков смеха: заразительный хохот, мрачная ироничная усмешка, легкая веселая улыбка. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Она была закончена только в 1891 году.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Но тот же «Васнецов» двумя годами позднее, в 1882 г., уже дает живописную смазанность, родившуюся, очевидно, в начале 1880-х годов. Не доносчик ли. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Вот таким образом от первой мысли он сразу приступал к mise en sc. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Все гигантское рисовальное наследство Репина делится на две, весьма неравные в художественном отношении части: на рисунки, сделанные с натуры и на рисунки «от себя». А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Альбомные наброски этого года почти все выдержаны в штриховой манере 70-х годов: «Виктор Васнецов в вагоне» и ряд других. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Репин и их, конечно, трактовал в качестве исторически точных документов. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Почти вся толстовская серия как документально-деловая исполнена в штриховой манере, а в том же 1887 г., к которому относятся первые яснополянские рисунки, Репин создает такие шедевры рисовального искусства, как сцену «У Доминика», «Невский проспект» или «У гостинодворской часовни» исполненные в живописной манере. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Она уже совсем репинская, почти в стиле Репина 80-х годов. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Одни художники пользуются первым типом, другие — вторым.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Америка—Франция—Россия. Оттого в репинских рисунках нет никакой трафаретности и заученности, оттого они все волнуют своей свежестью и неожиданностью.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Он проводил штрих твердой рукой, почти не прибегая к его стиранию и даже к корректурам. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Убийство свершилось. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Берег Волги.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. За Толстым следует вся его семья, а уж кстати и все посетители Ясной Поляны. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Комната небогатой интеллигентной семьи. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. В 1868 г., уже после замечательных портретов Шевцовой, Панова, Хлобощина, превосходных рисунков с натурщика-юноши и отличной акварели «Юноша, наряженный в украинский 2а костюм», он делает от себя две акварели — «На балаганах» и «Купец Калашников», непонятно слабых во всех отношениях. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Что Репин привез с собой из Чугуева в Петербург уже не малый запас формальных знаний и навыков видно из автопортрета 2 декабря 1863 г. Этюд этот показывает, что 19-летний чугуевец хорошо знал, как строить голову и как лепить форму. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Третьяков»109. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Вегетарианцем стал и сам Репин. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Мне минутами становилось страшно. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Часть их была впоследствии воспроизведена К. И. Чуковским в выпущенной под его редакцией известной книге Репина «Воспоминания» — «Бурлаки на Волге». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Этюд получился превосходный. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Так продолжалось доброе десятилетие. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. На моих друзей она производила то же впечатление.