Репин Иван записан как подполковник Воронежского Гусарского Легко-Конного полка сверх комплекта. Репин Иван Иванович, генерал-лейтенант, проживает в доме Назимова по Фонтанке 426 в 4 Адмиралтейской части 5 квартал. Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина.
Отцовская любовь, ужас, горе, раскаяние, буря чувств, охвативших его после приступа безудержной ярости, – все эти сложнейшие переживания Ивана IV переданы И. Репиным с непревзойденной экспрессией. Картина Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года создана русским художником Ильей Репиным (1844-1930) в 1883-1885 годы. Выполнена маслом на холсте размерами 199, 5 x 254 см. Адрес -календарь со Штатом Российской империи за 1805—1810 года содержит информацию о Репине Иване, правителе Константиновской крепости на острове Нученке Американского поселения Аляски.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. Шевцовой.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году. Вандал, 37-летний мужчина, житель Воронежа, задержан. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. Первый замысел картины относится к 1878 году. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Здоровье шло на убыль.
Сам Репин никогда не верил, что Балашов является психопатом – одиночкой. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год. Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. — сенатор дворянин по происхождению, он родился в начале 1750-х гг. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Считается, что это было первым случаем цензуры художественных выставок в России. Этот холст писался целых три года и возымел огромное значение для тогдашней культурной и политической жизни.
Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Битье началось при восходе солнца и продолжалось до 2 часов пополудни.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Орудие Балашов достал из сапога. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен – «Бурлаки на Волге».
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Однако сил оставалось все меньше. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Убийство свершилось. Иван Грозный убивает своего сына картина написана Ильей Репиным в 1885 году. Она была закончена только в 1891 году.
Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. поселилась в Москве, где и жила до смерти. С 1938 по 1939 год учился в полковой школе, с 1939 по 1940 год был помощником командира взвода, а с1940 по 1941 год учился на курсах младших лейтенантов, которые не окончил в связи с их расформированием. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте.
Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Картина впервые была публично представлена на 13-й выставке передвижников, открывшейся в Петербурге 10 февраля 1885 года. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Но Р. и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ — от 21-го августа 1800 года, — в котором было повелено Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о Государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В 1869 году художник запечатлел молодую В. А. Репин принял командование на себя.
Публике картина понравилась. В селе Селты Удмуртской республики на Аллее Героев установлен бюст. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Сведения об этих зверствах дошли до Павла I и вызвали его возмущение. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин мечтал вернуться на родину.
Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).
Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Вскоре после окончания работы у художника начала сохнуть правая рука. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Открывается персональная выставка произведений художника. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Бларамберг. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. Казалось, она спит. Зато они настигли его в Москве.
У эшафота на углах поставлено было четыре заряженных пушки, дула которых направлены были в народ. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной».
По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ).
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Посетителям воронежского художника музея им. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Восстановлением картины сначала занялся сам Илья Репин, однако его творческая манера к тому времени сильно изменилась. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. 1866) все остальные ее заметки-воспоминания напечатаны в журнале ("Русский Архив": "Из воспоминаний о прошлом" (1870, 8—9), "Письмо к издателю" (1872, 10), "Генеалогическое подтверждение о князьях Репниных" (1877, 7), "К биографии Шевченко" (1887, 6), "Письмо к издателю" (1887, 9), "Встреча с Императором Александром Павловичем.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Это второе нападение на картину за ее историю. Они призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочую всяческую мертвечину». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Репин считал сам эту картину красивой.
Настали трудные времена. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса, Рембрандта. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты».
Мне минутами становилось страшно». В 1789 году он был послан на передовые посты против десанта, сделанного Королем Шведским в Биоркэ и здесь, с 22-го мая во 23-е июля, был ежедневно в делах с неприятелем, за что и был награжден, 23-го мая 1790 года, орденом св. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. По словам В. И. Яковенко, она имела благотворнее влияние на Шевченко он называл ее своим добрым ангелом и благоговел перед нею, хотя она и не могла отвлечь его от полтавских и черниговских безобразников: тут нужно было кое-что посущественнее хорошего, доброго, участливого слова.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В то время была распространена практика, когда из государственного музейного фонда произведения отправляли в провинциальные музеи, чтобы усилить их коллекции.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина.
Этюд получился превосходный. Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию.
В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
поселилась в Москве, где и жила до смерти. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Мясоедов и композитор П. И. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Возвращается в Россию летом 1876 года. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Владимира 4-ой степени. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Стар. " 1897 г., кн. Несмотря на восторженные отзывы критиков и других художников, ее раскритиковал обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, который заявил, что это художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. 12 сентября 1943 года командир орудия 6-го артиллерийского полка старший сержант И. П. Работал весь день, не замечая времени.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В период пребывания Ильи Ефимовича Репина в Москве большое значение для него имело знакомство с семьей Мамонтовых. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами.
С июля 1931 по май 1933 года работал счетоводом в колхозе «Танк» Старозятцинского района Удмуртской АССР. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Шевцову, которая впоследствии стала его женой.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А. П. 13 октября 1800г. В сентябре 1877 художник переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья».
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Но Р. и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ — от 21-го августа 1800 года, — в котором было повелено "Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о Государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом". За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ — от 21 августа 1800 года, — в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом». С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Известный искусствовед Н. М.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Комната небогатой интеллигентной семьи. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
В руках прислуги были зажженные фитили. За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Берег Волги.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства. 2. В 1807 году Репин вновь был принять на службу генерал-лейтенантом по армии (со старшинством с 6 июля 1806 года) и откомандирован для приготовления к походу тридцати башкирских и десяти калмыцких команд, расположенных в нескольких внутренних губерниях но, по заключении с Францией Тильзитского мира, войска эти были распущены, а Репин получил Высочайшую благодарность. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Толстого. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Репина находился на огневых позициях.
Л. Н. Толстого». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Когда Шевченко был сослан солдатом в Оренбург, она в своих письмах к поэту старалась утешить, поддержать его упавший дух и ходатайствовала, хоть и без успеха, перед шефом жандармов графом А. Ф. Орловым о смягчении его участи. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В 1789 году он был послан на передовые посты против десанта, сделанного Королем Шведским в Биоркэ и здесь, с 22-го мая во 23-е июля, был ежедневно в делах с неприятелем, за что и был награжден, 23-го мая 1790 года, орденом св.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Плотно изучив исторические данные, задачей Репина было, как можно правдивее показать всю глубину той трагедии главными участниками которой были царь Иван часто злоупотреблявший своей грозной властью самодержца Российского и его сын царевич Иван. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Наконец, 16 февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем сенате, во 2-м департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено «казённых денщиков оставить при нём» 6 сентября 1817 года Репину повелено было присутствовать в Межевом департаменте Сената. 22 июля 1808 года он был назначен комендантом в город Баку (из «Кавказского календаря на1889г» (Тифлис, 1888)в чине генерала от кавалерии)и, сверх того, ему поручено было управление Бакинской, Дербентской и Кубинской провинциями, а также ведение политических сношений с соседними ханствами. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 1830 году Репин был уволен в отпуск до излечения болезни. Чистякова. Он идет прямо к матери.
Наконец, 16 февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем сенате, во 2-м департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено «казённых денщиков оставить при нем» 6 сентября 1817 года Репину повелено было присутствовать в Межевом департаменте Сената. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Так ли это – судить зрителям. Из-за повреждений она находилась под контролем реставраторов и никогда не покидала стены галереи с целью демонстрации на выставках.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Погиб командир батареи и старший сержант И. П. В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. После реформы Академии он становится ее профессором.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Каждый персонаж переживает что-то своё. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. 3 октября 1943 года при форсировании реки Днепр был ранен и контужен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Репину Ивану Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда ( 1686). После выздоровления из полевого госпиталя 5 ноября 1943 года был направлен командиром орудия 28-го зенитного полка 4-й Армии 1-го Украинского фронта.
Пятый факт. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
Все заняты. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы». Америка—Франция—Россия. 1897 г., кн. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Скончался 16 июля 2003 года. Кроме того, приведение приговора в исполнение совпало с днём тезоименитства Великой княгини Елизаветы Алексеевны, супруги наследника престола (то есть с одним из государственных праздников, в который все приговоренные к телесным наказаниям и казни традиционно получали помилование, чего Репин и Кожин не могли не знать). Пятый факт.
при Высочайшем рескрипте и был сделан Шефом Бакинского гарнизонного полка. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Старший сержант И. П. 25 мая 2018 годав Москве в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) злоумышленник повредил картину Ильи Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (также известна под названием Иван Грозный убивает своего сына). Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
2. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). Стасова.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Жил в Киеве. Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Восстановленная картина вернулась в экспозицию весной того же года. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Не доносчик ли. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Из детских воспоминаний" (1888, 5), "Из воспоминаний" (1889, 5), "Из письма к издателю" (1889, 12) "Из воспоминаний о Гоголе" (1890, 10), "Воспоминание о бомбардировании Одессы в 1854 г. " (1891, 11), "Из автобиографических записок" (1897, 7) Переписка с Шевченко—"Киевск.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». И вот уже перед нами не царь, а отец.
Репин и Кожин были отданы под суд Правительствующего сената, причём Репина император исключил из службы «с отобранием патентов» (лишением чинов). Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. За эти отличия Репин был награжден орденом св. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Член ВКП (б)/КПСС с мая 1943 года.
Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Как бы там не было версия сыноубийства была принята Репиным положительно. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Особенно привлекала художников личность Ивана Грозного. Стасов присылает ему все, что он просит. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ (Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия. ).
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В 1899 году Репин женится во второй раз. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). За эти отличия Репин был награжден орденом св. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. 19 мая 1799 года Репин был назначен командиром Ольвиопольского гусарского полка и уже 29 октября был произведён в генерал-лейтенанты, а 4 марта 1800 года снова был отставлен от службы с производством в полные генералы, с ношением мундира и пенсионом полного жалования но в июле месяце того же года, по Высочайшему указу, вновь был принят на службу в чине генерала от кавалерии и послан на Дон для ревизии атаманских дел и Войсковой Канцелярии сверх того, ему было поручено наблюдение за ходом и ускорение окончания возникшего тогда дела Грузиновых (Евграфа и Петра), обвинявшихся с товарищами в государственном преступлении для этой же цели вместе с ним был послан генерал Кожин. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью. Окончил восемь классов, затем – курсы счетоводов в районной колхозной школе. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Прахова. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В 1823 году княжна была назначена фрейлиной, в 1850-х гг. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На этом сходились, начиная еще с середины 60-х годов прошлого века и передвижники и участники академических салонов. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. при Высочайшем рескрипте и был сделан Шефом Бакинского гарнизонного полка.
Это было то, что нужно для моего царевича. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Как сообщается, он разбил стекло и нанес повреждения полотну. Репин считал, что покушение на его картину – результат заговора футуристов против художников-реалистов, представителем которых он являлся.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За оборону Сталинграда». Имя Героя увековечено на стеле у Вечного огня в сквере Победы в Ижевске. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В эту минуту в комнату вошел Христос. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. По своему огромному, прямо таки из ряда вон выходящему таланту, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской, но и мировой живописи. В руках прислуги были зажженные фитили. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Владимира 4-ой степени. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Дочь бывшего малороссийского генерал-губернатора князя Николая Григорьевича Репнина (Волконского) и княгини Варвары Алексеевны, урожденной графини Разумовской, она детство свое провела в Полтаве, где архимандрит Сильвестр преподавал ей Закон Божий, К. И. Левицкий—русский язык, M-lle Вильдермет — историю, географию и арифметику, Аккерман—немецкий язык, Гауптман—музыку, Д. А. Шпицмейстер—рисование и танцы.
Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Стар. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Молева считает, что начало всему положила первая часть драматической трилогии А. К. Русский. С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга. Среди них были футуристы и приверженцы авангарда.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Мальчик рано начал увлекаться искусством. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. У эшафота на углах поставлено было четыре заряженных пушки, дула которых направлены были в народ.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Первый факт. 1866) все остальные ее заметки-воспоминания напечатаны в журнале (Русский Архив: Из воспоминаний о прошлом (1870, 8—9), Письмо к издателю (1872, 10), Генеалогическое подтверждение о князьях Репниных (1877, 7), К биографии Шевченко (1887, 6), Письмо к издателю (1887, 9), Встреча с Императором Александром Павловичем. Работал в Киевском государственном университете. Похоронен в Киеве на Городском кладбище Берковцы. Награжден орденом Ленина (16. 10. 1943), орденом Красного Знамени (04. 1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (11. 03. 1985), тремя орденами Красной Звезды (22. 03. 1943, 29. 08. 1943), медалями, в т. ч.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Критики хорошо отозвались о проделанной работе. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Прибыв на место назначения в Старочеркасск, Р. так ревностно принялся за дело, что не больше, как в месяц покончил с ним Старочеркасский Прокурор протестовал, — и в результате этого протеста, дошедшего до Императора, был послан новый указ о помиловании виновных. Репин встречал их по средам.
А для головы царя, уже во время работы над холстом, И. Репину позировали художник Г. Г. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Илья Ефимович подозревал, что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Много учился на написании портретов близких и друзей. За особые заслуги по этой деятельности Р. в 1810 году получил орден Анны -ой степ. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Купивший ее П. М. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят. М. Бунакову.
За особые заслуги по этой деятельности Репин в 1810 году получил орден св. Дочь бывшего малороссийского генерал-губернатора князя Николая Григорьевича Репнина (Волконского) и княгини Варвары Алексеевны, урожденной графини Разумовской, она детство свое провела в Полтаве, где архимандрит Сильвестр преподавал ей Закон Божий, К. И. Левицкий—русский язык, M-lle Вильдермет — историю, географию и арифметику, Аккерман—немецкий язык, Гауптман—музыку, Д. А. Шпицмейстер—рисование и танцы. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В этом бою его батареей было уничтожено 15 танков и 400 вражеских солдат и офицеров.
Третьяков»109. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина.
Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осуждёнными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на Указ Правительствующего сената от 21 августа 1800 года, в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом».
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. За особые заслуги по этой деятельности Р. в 1810 году получил орден Анны -ой степ. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Четвёртый удар ему помешал сделать служитель музей. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. в 1765 г. зачисленный в службу солдатом л. -гв.
Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Репин не отступил даже тогда, когда остался один на один с врагом. Из детских воспоминаний (1888, 5), Из воспоминаний (1889, 5), Из письма к издателю (1889, 12) Из воспоминаний о Гоголе (1890, 10), Воспоминание о бомбардировании Одессы в 1854 г. (1891, 11), Из автобиографических записок (1897, 7) Переписка с Шевченко—Киевск. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. в 1765 г. зачисленный в службу солдатом л. -гв. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
В 1823 году княжна была назначена фрейлиной, в 1850-х гг. 1 ноября 1958 года уволен в запас в звании майора по болезни. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Битье началось при восходе солнца и продолжалось до 2 часов пополудни.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
ТАСС-ДОСЬЕ. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Она старалась распродавать произведения Т. Г. Шевченко между своими знакомыми, особенно во время дворянских съездов. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. С начала битвы на Орловско-Курской дуге расчёт И. П. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
— сенатор дворянин по происхождению, он родился в начале 1750-х гг. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. За окном летний день. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».