В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта история получила название «бунт 14». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Рассмотрим "ближний круг". Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Репин считал сам эту картину красивой.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Репин никуда не делся. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Репин дважды подавал прошения об отставке. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. О чем эта история. Слабеющей рукой царевич касается плеча Ивана Грозного, пытаясь этим жестом успокоить его и показать, что прощает.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Первый факт.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Родом из семьи военного поселенца. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». -— И. Г. ), они много смеялись». Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. — Да это превосходно. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Возвращается в Россию летом 1876 года. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Работал весь день, не замечая времени. Пятый факт. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Л. Н. Толстого». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Имя Репина стало широко известным. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и на территории Санкт-Петербурга одновременно.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. На что получил насмешливое письмо. Убийство свершилось. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В конечном варианте оно одухотворённое.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. И это не скрывает Репин. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Так, моделью для войскового писаря стал историк Яворницкий, атамана Серко — генерал Драгомиров. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Это лучше всех ваших академических работ. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Казалось, она спит. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Портрет производит яркое и сильное впечатление. А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Над письмом склонился предводитель казаков. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Вместе с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым и В. И. Суриковым он бродил по Москве, любовался ее старинными архитектурными памятниками. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Глаза ясные и добрые. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Публике картина понравилась. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Америка—Франция—Россия. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. М. Бунакову. Так ли это – судить зрителям.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Внимание художника тяготит их.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. я работал завороженный. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Он идет прямо к матери. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Умер русский художник в Пенатах. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Вегетарианцем стал и сам Репин. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». «Как. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Они жили в Пенатах в течение двух недель. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Третьяков»109.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Они словно противопоставлены друг другу. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И. Н. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. А свеча становилась ниже и тени менялись.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Это вы сами.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Восстановлен в 1962 году. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Однако в Советской России он оставался «своим».
Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. И вот уже перед нами не царь, а отец. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. — сказал Крамской. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Зритель становится участником происходящего.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Этюд получился превосходный. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Написан портрет вдохновенно. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Не доносчик ли. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Широко известное и признанное произведение И. Е.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. К тому же и погода благоприятствовала работе. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Репин запечатлел момент написания письма. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. художественный музей им. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Мне минутами становилось страшно».
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
На моих друзей она производила то же впечатление. Берег Волги. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Мне минутами становилось страшно. Репин встречал их по средам. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Все заняты. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Вся центральная часть написана самим Репиным. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Тут больше любви к делу, — пояснил он. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. В его глазах читается печаль, тоска. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Этот мужчина слыл в городе колдуном. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
В его взгляде осуждение и тревога. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Крамским, с новаторскими взглядами на искусство.
Комната небогатой интеллигентной семьи. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. О картине появилось много статей в периодической печати.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. За окном летний день.
Она была закончена только в 1891 году. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Трагедия личности в произведении Репина становится общечеловеческой, приобретает размах шекспировской трагедии. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Репин продумывал композицию картины до мелочей. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В эту минуту в комнату вошел Христос. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Стасов присылает ему все, что он просит. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
.