Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Мне минутами становилось страшно». Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Они жили в Пенатах в течение двух недель. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Вот она вещь в уровень таланту. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Подробность шекспировского комизма.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же целый ряд картин с женой Репина Н. И. Нордман-Северовой.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. А свеча становилась ниже и тени менялись. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3.
Но он мечтает о большем. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
В полумраке комнаты испуганно жмется к стене одетая в черное девочка-послушница, прислуживающая Софье. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Восстановлен в 1962 году. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Эта история получила название «бунт 14». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Пятый факт. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
РЕПИН, ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ (1844–1930), русский художник. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Виртуозны и его чисто графические портреты исполненные графитным карандашом или углем (Э. Дузе, 1891 Княгиня М. К. Тенишева, 1898 В. А. Серов, 1901 все – там же и др. ). Америка—Франция—Россия.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Крамской. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Рисунок уверенный, лепка твердая. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В его взгляде осуждение и тревога.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. О картине появилось много статей в периодической печати. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
-— И. Г. ), они много смеялись». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. И это не скрывает Репин. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру.
Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. я работал завороженный. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Отец ударил своего сына жезлом в висок. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Этюд получился превосходный. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Труд — вот что определяет и украшает человека. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. — сказал Крамской. Рассмотрим "ближний круг". Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Она была закончена только в 1891 году. художественный музей им.
Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился с И. Н. Крамским и в Академии художеств (1864–1871). За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Над письмом склонился предводитель казаков. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Убийство свершилось. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Берег Волги. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Казалось, она спит. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Он идет прямо к матери. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Стасов присылает ему все, что он просит. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. В эту минуту в комнату вошел Христос. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Они словно противопоставлены друг другу.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Как «пенсионер» Академии жил в Италии и Франции (1873–1876), где чутко воспринял веяния символизма и импрессионизма.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». М. Бунакову.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага.
Это вы сами. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Широко известное и признанное произведение И. Е. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Публике картина понравилась. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. "Я родился военным поселянином.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.
Внимание художника тяготит их. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Однако в Советской России он оставался «своим». Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Его темпераментная кисть насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). На моих друзей она производила то же впечатление. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Родом из семьи военного поселенца. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Портрет совершенно реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого. Умер русский художник в Пенатах.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Все заняты. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Вся центральная часть написана самим Репиным.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. В его глазах читается печаль, тоска.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Все знавшие Мусоргского были в восторге от портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Лучшие картины Репина становились и вехами русского социального самосознания. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Написан портрет вдохновенно. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Пенаты были превращены в мемориальный музей. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Репин считал сам эту картину красивой.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Справа – нарядно одетые крестьяне несут украшенный лентой фонарь – они преисполнены всей серьёзностью ситуации, верующие. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.
Репин встречал их по средам. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Мне минутами становилось страшно.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Л. Н. Толстого». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). В конечном варианте оно одухотворённое. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Имя Репина стало широко известным.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Так ли это – судить зрителям. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Работал весь день, не замечая времени. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Не доносчик ли. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Он создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе работы – 1877, Третьяковская галерея), многочисленные «антологически»-совершенные образы деятелей культуры (М. П. Мусоргский, 1881 П. А. Стрепетова, 1882 П. М. Третьяков, 1883 все – там же и другие образы, в том числе портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. За окном летний день. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). На что получил насмешливое письмо. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. «Как.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Глаза ясные и добрые. Зритель становится участником происходящего.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Окружившие их запорожцы — профессор Петербургской консерватории Рубец, художник Кузнецов, коллекционер Тарновский и др.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Это лучше всех ваших академических работ. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа драматической сверхзадаче.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Репин никуда не делся. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. О чем эта история. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. К тому же и погода благоприятствовала работе. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Пафос и протест то неразрывно соединялись в них, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1880–1883, Третьяковская галерея, Москва), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901–1903, Русский музей).
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка.
Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников», поддерживая близость и с «Миром искусства». В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. Первый факт. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Третьяков»109. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». — И. Г. ) посидеть мне смирно. Центральная группа словно недовольна своей ролью. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
— Да это превосходно. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Репин запечатлел момент написания письма. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.
Репин стал очевидцем казни народовольцев.