Берег Волги. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Именно эта картина дала серьезный толчок дальнейшему развитию русского реализма в живописи. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Это вы сами. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Стасов присылает ему все, что он просит.
Репин запечатлел момент написания письма. На моих друзей она производила то же впечатление. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Много учился на написании портретов близких и друзей. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Этюд получился превосходный. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. М. Бунакову.
Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. художественный музей им. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Убийство свершилось. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Третьяков»109. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Труд — вот что определяет и украшает человека. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. Репин продумывал композицию картины до мелочей.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. — Да это превосходно.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой.
Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. — сказал Крамской.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. За окном летний день.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Жил в Италии и Франции (1873–1876). Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Первый факт. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Эта история получила название «бунт 14». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Репин стал очевидцем казни народовольцев. -— И. Г. ), они много смеялись». Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Мне минутами становилось страшно. Репин считал сам эту картину красивой. Работал весь день, не замечая времени. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Однако в Советской России он оставался «своим». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Пятый факт. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Имя Репина стало широко известным. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Он идет прямо к матери.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. О картине появилось много статей в периодической печати.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В живописи его таланты проявились также широко.
Облик Ивана Грозного настолько страшен, что зритель забывает о причине разыгравшейся трагедии — об убийстве. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин никуда не делся. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Все заняты. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Они словно противопоставлены друг другу. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. И это не скрывает Репин.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. «Как. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Чтобы придать картине лиричность и не отвлекать внимание зрителя от разнообразия ярких человеческих типов, художник умышленно выбрал именно вечернее освещение.
Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
На что получил насмешливое письмо. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Рисунок уверенный, лепка твердая.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). К тому же и погода благоприятствовала работе.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В конечном варианте оно одухотворённое.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Вегетарианцем стал и сам Репин. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В его глазах читается печаль, тоска. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Судьбы детей Репина сложились по-разному. Глаза ясные и добрые. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Написан портрет вдохновенно.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Когда школа была закрыта из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Общение с прежними друзьями было только заочным. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Гоголевский Андрей мягко улыбается. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Не доносчик ли. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
Родом из семьи военного поселенца. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Репин — бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Публике картина понравилась. Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»). Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. О чем эта история. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности. Увидев этот шокирующий контраст между праздной толпой на палубе и теми, кто тянул корабль по воде, Репин загорелся идеей передать этот сюжет во всем его реализме. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Если известный русский художник И. И. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Мне минутами становилось страшно».
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Умер русский художник в Пенатах. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. Пенаты были превращены в мемориальный музей. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Над письмом склонился предводитель казаков. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Л. Н. Толстого». Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта.
Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Так ли это – судить зрителям. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Америка—Франция—Россия. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Вся центральная часть написана самим Репиным.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Восстановлен в 1962 году. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Комната небогатой интеллигентной семьи. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Казалось, она спит. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Репин встречал их по средам. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Широко известное и признанное произведение И. Е. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Это лучше всех ваших академических работ. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
В его взгляде осуждение и тревога. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
я работал завороженный. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Внимание художника тяготит их.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Рассмотрим "ближний круг". Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Зритель становится участником происходящего. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Репин дважды подавал прошения об отставке. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Возвращается в Россию летом 1876 года. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Она была закончена только в 1891 году.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.