Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. В мае 1870 года вместе с художником Ф. Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Рассмотрим "ближний круг". Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Крамской. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Публике картина понравилась. Подробность шекспировского комизма. Берег Волги. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. О чем эта история.
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». С 1876 г. – академик за картину Садко (ГРМ). Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Создал большую портретную галерею современников, в которой проявилось его умение раскрыть личность в психологическом и социальном плане (портреты М. П.
И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира».
И это не скрывает Репин. Пятый факт. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон».
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В 1878 году он вступает в общество передвижников. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
После революции из-за национализации частных вкладов в Госбанке Репин лишился всех средств. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Это лучше всех ваших академических работ. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения.
Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). я работал завороженный. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Мне минутами становилось страшно». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В эту минуту в комнату вошел Христос. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. М. Бунакову. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Мусоргского, 1881, П. А. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Этот жанр был особенно любим художником. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Работа над ним доставила Репину огромную радость. Отец ударил своего сына жезлом в висок.
Гоголевский Андрей мягко улыбается. Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что создано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Не доносчик ли.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. На что получил насмешливое письмо. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Она была закончена только в 1891 году. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Первый факт.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Умер русский художник в Пенатах. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Толстого, 1887, все – в ГТГ), а также портреты, отличающиеся исключительной силой типизации (Мужичок с дурным глазом, Протодьякон, оба – в 1877, ГТГ).
В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Портрет совершенно реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Действительный. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В 1893-1907 гг. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Зритель становится участником происходящего. «Как. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. О картине появилось много статей в периодической печати. С 1878-го – член Товарищества передвижных художественных выставок. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
С 1892 г. – профессор живописи, с 1893 г. – д. чл. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Восстановлен в 1962 году. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Стасов присылает ему все, что он просит. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Имя Репина стало широко известным. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Учился в Высшем.
Работал весь день, не замечая времени. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Так ли это – судить зрителям. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает.
Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
"Я родился военным поселянином. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Внимание художника тяготит их. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. — сказал Крамской. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. К счастью, не был утрачен архив. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу.
Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Его полотна Бурлаки на Волге (1870-1873, ПТ), Крестный ход в Курской губернии (1883, ГТГ), Не ждали (1884, ГТГ), Отказ от исповеди (1885, ГТГ), Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-1891, ГРМ), Иван Грозный и сын его Иван (1885, ГТГ) и многие другие являются шедеврами русской и мировой живописи.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Крамского, в 1864- 1871 гг. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Рисунок уверенный, лепка твердая. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Действительный член Академии художеств с 1903. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В его глазах читается печаль, тоска.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. Глава русской реалистической школы, работал во всех жанрах живописи.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. – ректор. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо.
Весной он был зачислен на первый курс. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Автор мемуаров Далекое близкое. Они словно противопоставлены друг другу. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Комната небогатой интеллигентной семьи. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Репин считал сам эту картину красивой. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Широко известное и признанное произведение И. Е.
Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». В 1873-1876 гг. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью.
На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
В конечном варианте оно одухотворённое. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье казаков – военных поселян. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Репин встречал их по средам. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Неффа. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Бруни и Т. А. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. — Да это превосходно. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. художественный музей им.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево.
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Среди его педагогов оказался и Крамской. Васина, Ф. А. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Это вы сами. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
А свеча становилась ниже и тени менялись. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Крамского, 1882, Л. Н. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
– пенсионер Академии художеств во Франции и Италии. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. Удача следует за удачей.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки., Остроумова-Лебедева. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В его взгляде осуждение и тревога. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Глаза ясные и добрые.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Он идет прямо к матери. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Пенаты были превращены в мемориальный музей.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Его работы имеются практически во всех музеях страны и во многих за рубежом. Написан портрет вдохновенно.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. Репин запечатлел момент написания письма.
Учился в 1863 г. в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. За окном летний день.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Когда школа была закрыта из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). С 1913 – академик. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Однако в Советской России он оставался «своим». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Академии художеств. Этюд получился превосходный. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов.
Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Он был в числе тех четырнадцати выпускников, которые не пожелали выполнять конкурсные работы с навязанным им мифологическим сюжетом. Л. Н. Толстого». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Америка—Франция—Россия. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
После 1917 г. оказался за рубежом, так как жил в Куоккале. Она ушла из жизни в 1931 году55. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Стрепетовой, 1882, И. Н. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Но он мечтает о большем.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Вот она вещь в уровень таланту. Родом из семьи военного поселенца.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Над письмом склонился предводитель казаков. Третьяков»109. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. -— И. Г. ), они много смеялись». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Убийство свершилось.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин никуда не делся. Уйдя из Академии, они организовали артель художников. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. – в Академии художеств у П. В.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств, в 1898-1899 гг. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Работал в плакате и в книжной графике. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Вегетарианцем стал и сам Репин. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Казалось, она спит. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Третьяков. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Вся центральная часть написана самим Репиным. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Все заняты. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.