Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. Берег Волги.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Через два года школу закрыли в связи с упразднением военного поселения. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Так ли это – судить зрителям. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Сначала увез на полгода в Италию, потом в Париж, а вернувшись в Россию, решил обучить сына рисованию. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Однако судьба и история распорядились так, что это случилось уже после его кончины.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. «Юра как ребенок. » – говорили о нем родные и друзья. «Он был очень скромным, добрым и тихим человеком, – рассказывает заведующая Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. После возвращения в Россию он вдохновенно трудится над новыми образами. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Первый факт.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. После его отъезда Илья оказался в иконописной мастерской И. М. Бунакова. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Одной из привилегий была и возможность шестилетней поездки за границу. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Третьяков»109. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
После революции Репин больше ни разу не был в России. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. «Как.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. М. Бунакову. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Среди его педагогов оказался и Крамской. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Илья Ефимович Репин появился на свет 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года в украинском городке Чугуево.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Убийство свершилось. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).
Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.
Подписка на альбом «Северное сияние» позволяла знакомиться с лучшими образцами русской живописи. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Вот таким образом он вынужден был завести большой огород и доить козу. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Домашнего образования для талантливого и умного мальчика было явно недостаточно. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
А свеча становилась ниже и тени менялись. К счастью, не был утрачен архив. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Рисунок уверенный, лепка твердая. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. За свою работу «Петр I перед Полтавской баталией» (находится в Музее истории Полтавской битвы на Украине) Юрий Репин получил первую премию Общества поощрения художников. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Она была закончена только в 1891 году.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. За неё он был награждён золотой медалью и удостоен звания художника.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Репин считал сам эту картину красивой.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Уже во время учёбы Репин поражал преподавателей и однокурсников своим талантом, получая за свои работы наивысшие оценки.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Всю войну он хранился в запасниках ленинградской Академии художеств. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Художник изобразил друга в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями, в любимой галерее.
Мне минутами становилось страшно». В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Вскоре поступил и первый выгодный заказ от хозяина гостиницы «Славянский базар» Пороховщикова на создание картины для гостиничного ресторана.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Мощное впечатление производит и его картина «Иван Грозный и сын его Иван». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Общение с прежними друзьями было только заочным. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
-— И. Г. ), они много смеялись». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Все заняты. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Имя Репина стало широко известным. Живописное полотно, на котором были изображены многие известные композиторы, было удостоено многих комплиментарных отзывов. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Публике картина понравилась. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Жил в большой бедности и рисовал на чем придется – очень много картин того периода выполнены на фанере или линолеуме. Весной он был зачислен на первый курс. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Труд — вот что определяет и украшает человека. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Из-под его кисти одна за другой выходят замечательные работы: портрет Куинджи и вызвавший бурю откликов «Протодиакон». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Стасов присылает ему все, что он просит.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184.
Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Америка—Франция—Россия. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Краски, подаренные двоюродным братом Трофимом изменили всю его жизнь. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин встречал их по средам. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». художественный музей им.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Живые глаза, передающие неподдельное страдание, радость или уходящую по каплям жизнь. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Источник назвали «Колодец Посейдона». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В 16 лет он устроился на работу в иконописную артель, выполнявшую заказы в разных городах. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Её появление на выставке 1871 года произвело настоящий фурор. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Написан портрет вдохновенно.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». В эту минуту в комнату вошел Христос. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. я работал завороженный. Этюд получился превосходный. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Это лучше всех ваших академических работ. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. После окончания «Грозного», художник создаёт очередной шедевр — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В 1878 году он вступает в общество передвижников. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. С 11 лет он начал посещать занятия в школе топографов. Отказывающая правая рука, слабеющие пальцы, тоска по России, денежные затруднения. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Грандиозный успех «Бурлаков» на выставке в Академии, создание потрясающего портрета Стасова, работа над картиной о «Садко». В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Удача следует за удачей. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Её подпитывали рассказы знакомых художников о Крамском, когда покинувшем провинциальный Острогожск и сумевшем получить образование в Санкт-Петербурге. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Сын с трудом учился в реальном училище и Илья Ефимович забрал его оттуда. Не доносчик ли. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: Портрет вам не понравился. Это вы сами.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
— сказал Крамской. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
После присуждения первой премии он продолжал работу над ней еще 2 года. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». Уйдя из Академии, они организовали артель художников.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Этот жанр был особенно любим художником. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Казалось, она спит. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Вегетарианцем стал и сам Репин. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Все эти годы его не оставляла в покое мечта о поступлении в Академию художеств.
Работал весь день, не замечая времени. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Репин дважды подавал прошения об отставке. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Увиденные во время этюдов на берегу Невы бурлаки вдохновили его на поездку на Волгу.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. На автопортрете 1920 года он предстаёт измученным больным стариком. Одним из прообразов царевича стал писатель Всеволод Гаршин, производившего впечатление обреченного на смерть человека.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он вернулся оттуда с огромным количеством этюдов и набросков, которые легли в основу одной из лучших его картин «Бурлаки на Волге». Он идет прямо к матери.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Работа над ним доставила Репину огромную радость. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Общественность начала сбор пожертвований. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
К тому же и погода благоприятствовала работе. За окном летний день. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. — Да это превосходно. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Пятый факт. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Для выпускного экзамена он подготовил полотно «Воскрешение дочери Иаира». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Благодаря академическому пенсиону состоялась поездка за границу, которая длилась три года. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Илья Ефимович Репин скончался в 86 лет в Куоккале, финском дачном посёлке. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. О картине появилось много статей в периодической печати.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Спустя три года Гаршин, чей портрет кисти Репина хранится в Нью-Йорке, покончил собой. Я согласен с вами — портрет неудачен».
Востребованная специальность позволила бы всегда заработать на кусок хлеба. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Возвращается в Россию летом 1876 года. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.
Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Она ушла из жизни в 1931 году55. Любимая усадьба «Пенаты» была разрушена во время войны. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Л. Н. Толстого». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. «Пенаты» стали его малой родиной. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
В 1939 дачный посёлок оказался на территории СССР, с 1948 носит имя великого художника. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Мемориальный музей, открытый ещё в 1940, был восстановлен в 1962. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.