В толпе терялось. Пара ломаных стульев с дырявыми соломенными сиденьями. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.
Вольно или невольно он искал в полотне Сурикова подтверждения правоты народнических идей о готовности русского народа отозваться на первый же призыв к бунту, схватиться за топоры, побороть гнет. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). Каменный храм построили в 1703 году. Это при нем и его усилиями произошел окончательный раскол. «И как вставил в картину — она всех победила». Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин.
Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997). А потом как-то увидел он начетчицу с Урала и с нее написал этюд. Такой вот череп у таких людей бывает В начале зимы было. Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.
Митрополит не собирался выказывать свою власть и в мыслях не имел раздражать Соковниных и Милославских. Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество. За его широким поясом висит такая же старообрядческая «лестовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки боярыни. Это и отразил художник на картине. «Василий Иванович занимал две небольшие квартиры, расположенные рядом, – вспоминал художник А. Я. Головин, – и, когда писал свою Боярыню Морозову, он ставил огромное полотно на площадке и передвигал его то в одну дверь, то в другую, по мере хода работы».
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным.
Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». Чуть теплые печи. (8) Церковь. Но вскоре скончался её сын Иван. «Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу» — писал Суриков. Из этих удивительных мест и был родом Борей — северный ветер.
Вспомнились детские переживания от рассказов тетки Ольги Матвеевны, которая рассказывала маленькому Васе о неистовой боярыне, которая не захотела изменить старой вере, не подчинилась патриарху Никону и приняла лютую смерть за свои убеждения. Тётка, Авдотья Васильевна Торгашина была женою родного брата матери В. И. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Морозовой превратить в рассказ о народной трагедии.
Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. Нравилось им, что я казак и не курю. Для одних это была «крепость», для других «лютость», но для всех одинаково — поединок с царской волей.
И странно: благочестивейшая, богобоязненная, в мыслях своих не согрешившая против власти церкви, против разгула никонианской грозы, царица Марья Ильинична не видела греха в «заблуждениях» Федосьи Морозовой. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. О боярыне ему рассказывала его тетка и крестная мать О. М. Дурандина. Попы, следовавшие дониконианскому порядку служб, немедленно и окончательно лишались мест.
Последнему доверил царь Михаил Федорович быть воспитателем будущего царя Алексея Михайловича. Какая цель ее. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо.
Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Но митрополит Павел ничего не смог добиться ни от Ф. П. Теперь уже к ней самой приступили с увещеванием, постарались приунять, утихомирить. Митрополиту Павлу не удается вразумить строптивицу. В толпе терялось. Досталось и художнику за эту картину.
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Участники разыгравшейся драмы начинают уходить один за другим. -XVII век. (Остался и позже в их роду бунт против тех, кому принадлежала власть. Отклик критика окажется куда более сдержанным, чем ждал художник: «А знаете ли, Владимир Васильевич, мне обидно, что про Сурикова Вы в статье Вашей написали и немного и неудачно Сравнение его с Перовым, по-моему, не совсем верно, а вот с Мусоргским — так это превосходное и вернейшее сравнение».
Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). «Строгая жизнь», – отзывался Репин о суриковских квартирах. Очень трудно ее лицо было найти. Морозова завладела всеми его помыслами. Заметьте: фигура боярыни – черное пятно на фоне белого снега и цветной толпы.
— хотя бы конец боли, страшного в своей неотвратимости ожидания новых страданий. Но оценить осторожной снисходительности своего следователя Федосья Морозова не захотела. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза.
Алексей Михайлович не сомневался в «лютости» Федосьи. К тому же она слабее телом и духом, до конца не перестанет убиваться об осиротевших детях. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. В конце концов, она только женщина и ей уже под сорок лет. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.
И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Правительство становилось врагом веры и церкви, против него оказывалось возможным выступать. Сам дух истории живет в его картинах. Вот пять женщин в правой части картины. Про боярыню Морозову». Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.
Художник писал боярыню и со своей сибирской тетки Авдотьи Васильевны и со своей жены. «Питирима же патриарха вскоре постиже суд Божий», – утверждал современник. Упорством своим Федосья, похоже, была обязана своему роду.
Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Портретный этюд был написан всего за два часа. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. А в 1682 году к власти пришла от имени младших своих братьев царевна Софья.
Народ в большинстве своем принимал ее трагедию как свою. Поне мало сухариков. Но даже сделав первый шаг, Алексей Михайлович не сразу решается на следующий.
Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. А решилась пренебречь царской волей одна Федосья Прокопьевна. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Именно контур воспринимается зрителями вначале, сразу, вдруг и уже потом приводится анализ того, что в данный контур художником заключено.
На суриковском полотне бунт Федосьи Морозовой влечет за собою одних и ненавистен другим. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Допрос должен вестись в Чудовом монастыре.
Сначала были муки душевные. Но смеялись немногие. В действительности в санях сидели обе сестры. Ведь сколько времени я его искал.
«На снегу писать – все иное получается. Самая боярыня Ф. П. Контурная линия неоднозначна. Поне яблочко или огурчик». Кланяющиеся девушки – старообрядки с Преображенского. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4).
А если вера отцов объявлена ересью, бунт неминуем. Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110). Ведь недаром же сам вспоминал: «. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. До стрельца вы видите светлые тона одежд.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. И мать права – ему не пережить ее заключения. В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений.
Ведь сколько времени я его искал. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Они наотрез отказались причаститься по новым служебникам, твердо стояли на двуперстии и объявили, что признают только старопечатные книги. - Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко». Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха.
105 стр. В представлени и Стасова, в суриковской толпе слишком мало сильных характеров и настоящий XVII век выражен лишь в самой боярыне Морозовой. Потрясенность обстановкой восьмидесятых годов мешала вернуться к глубочайшему смыслу последней пушкинской строчки в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует».
Очень трудно было ее лицо найти. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). Может и духовный отец, а все равно посторонний человек.
Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепи боярыне Ф. П. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Там они и умерли от голода и холода. Бунтовали окраины, принимавшие все больше и больше беглецов. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.
Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. В ночь на 16 ноября того же, 1671 года строптивая боярыня навсегда простилась со свободой.
Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Ее глаза полны слез. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Раздетых до пояса сестер станут поднимать на дыбу и бросать об землю.
Скованную боярыню снова привезут в Чудов монастырь, чтобы Питирим помазал ее миром. «Мать моя из Торгошиных была. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность.
Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Другое дело – материнская родня.
А как уезжала – дед ей полный подол соболей наклал». Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией Прокофьевной в Чудовом монастыре. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Морозова отвергает новые обряды. Раздетых до пояса сестер станут поднимать на дыбу и бросать об землю. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками.
Федосьи не станет 2 ноября 1675 года. Два дня колебаний и митрополит Павел получает приказ допросить упрямую раскольницу. В завзятости споров скрывалось отчаяние сопротивления.
Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Алексей Михайлович неумолим. - С окончанием Смутного времени Россия начинает модернизироваться. Сначала были муки душевные. Все лицо мелко было. И мы.
В толпе терялось». Я с нее написал этюд в садике в два часа. Он погрешил бы против исторической истины и характера народа, потрафив желаниям Стасова. Сентябрь. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Индивидуальная особенность образного восприятия художника, который в ярких зрительных образах угадывал черты других образов, людей, событий — это восприятие, основанное на сравнении — метафоре.
«Свет мой, еще ли ты дышишь. Вот таким образом их тела – в рогоже, без отпевания – зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Но боярыня отказалась. Теперь настанет время отступать царю.
Расчеты государственные перехлестнулись с делами личными. Но это было не демонстрацией для народа, как происходит на картине Сурикова, она это делала, чтобы напомнить о себе царю Алексею Михайловичу, с которым у нее развивался конфликт. Их приковали за шею к стульям, положили на дровни и, опасаясь народных волнений, вывезли из Кремля под царскими переходами. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону.
Все в рефлексах, лиловых и розовых. Царева воля значила много, но куда было уйти от именитого родового боярства. Бунтовали окраины, принимавшие все больше и больше беглецов. И снова поостеречься бы ей, не перетягивать струны, уйти с царских глаз. Так пусть и новый патриарх убедится в ней.
Ее увозили в ссылку. Смысл жизни для Василия Ивановича составляла воля. (1) Феодосия Морозова. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.
Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Этот раскол, как устоявшееся три с лишним столетия и вновь возгорающееся противостояние старообрядчества и «исправленной» церкви, особенно трагичен. Ведь сколько времени я его искал. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». «Мать моя из Торгошиных была. Забелина.
Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Ведь недаром же сам вспоминал: «И тебе уж некого четками стегать и не на ково поглядеть, как на лошадки поедет и по головки неково погладить, — помнишь, как бывало». Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Цари менялись — боярские роды продолжались и неизвестно, от кого в большей степени зависели князья церкви.
Если до весны 1881 года художник только обдумывал сюжет, то теперь именно Ф. П. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.
1865. Дело даже не в том, что на миру смерть красна. Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Донесения патриарху утверждали, что держалась боярыня гордо, отвечала дерзко, каждому слову увещевания противоречила, во всем с сестрой «чинила супротивство».
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Рис. Крестьян было 8000. Домашний быт русских цариц. Особенно в отношениях цвета. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.
Вскоре чисто церковные распри приобрели довольно большое влияние в народе. Тарабукина. Суриков не раз перечитывал «Житие» протопопа Аввакума. Нравилось им, что я казак и не курю.
Упорством своим Федосья, похоже, была обязана своему роду. Этот образ и вошел в картину. (16) Икона «Богоматерь Умиление».
Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Да ведь говорила-то по делу, доводы находила, возражала, переспорить себя не дала. Но царь упорствует. Таким образом выражалась идея их божественного происхождения.
Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм. И вот от морозовского двора по Тверской направляется в Кремль невиданная процессия: Федосью несут на сукне, рядом идет сестра Евдокия — только в тот единственный раз были они в дороге вместе. Это самый жалкий персонаж. Чаша терпения Алексея Михайловича была переполнена. Федосья крепче, упорней, но и ей не пережить зимы.
Со следующей ночи на ямском дворе приступят к пыткам. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Это в них, тихих и покорливых, готовы разгореться искры бунта Морозовой. И снова отказ «застывшей в гордыне» Федосьи, снова взрыв ненависти к царю, ставшему ее палачом.
Не отреклись, царского гнева и опалы не испугались. Теперь пришло время радоваться Соковниным. Хулил православные обряды за то, что театральным действом прикрывают суть веры, когда просто надо быть в жизни честным человеком. Чаша терпения Алексея Михайловича была переполнена.
Им-то далеко было до Морозовых. Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. И невольно приходят на память строки Пушкина: «Что развивается в трагедии. А ведь, казалось, все еще могло прийти к благополучному концу. Но с Аввакумом иначе.
В Кремле же родились его внуки, Глеб и Борис. Ведь и сам царь Алексей Михайлович знакомился с Аввакумом, привечал его и на первых порах не прочь был обойтись с неистовым протопопом как с Федором Ртищевым, лишь бы не посягал на каноны слитой с государством церкви. Спорил с самим Никоном, что зря вмешивается в мирские дела, хочет управлять государством. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Но то, что очевидно для многих царедворцев, непонятно Федосье. Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевная несокрушимость и воля. «Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков. Тетка к деду ездила.
Два дня колебаний и митрополит Павел получает приказ допросить упрямую раскольницу. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Зрители не видят птицу в картине.
Но Федосья снова отказывается сделать по своей воле хотя бы шаг. В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Старый священник, он знает: насилие на Руси всегда рождает сочувствие к жертве и ненависть к палачу. А потом начнешь колею писать. Люди потянулись к ней взорами. Тем не менее, в 1887 году произведение приобрели для Третьяковской галереи, где оно и по сей день восхищает посетителей. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Были и другие нововведения, приближавшие русское православие к византийским канонам.
Человек и народ. Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам. Все на картине будто напряглось.
Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Разве что довелось Прокопию Федоровичу дослужиться до чина сокольничего, съездить в конце 1630 года посланником в Крым да побывать в должности калужского наместника. Через два дня, сняв с женщин оковы их повезли на допрос в Чудов монастырь. И в «Утре стрелецкой казни» и в последовавшей за ним картине «Меншиков в Березове» Суриков словно готовится к своей будущей героине. Она не хотела изменять старой вере. Но их не казнили. Боярыню вернули под арест.
Напрасно Аввакум уверял: «Не кручинься о Иване, так и бранить не стану». Чтобы лучше понять как это сравнение передал художник, стоит вглядеться в эти черты, выделенные графически на схеме рисунка 2. Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Допрос должен вестись в Чудовом монастыре. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники.
Им-то далеко было до Морозовых. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Франциска Ассизского и другие трудные для пересказа словами религиозные, мистические символы. 1669 год — царица скончалась. На шее – огромная цепь. Все оно в толпе терялось».
Всего сохранилось более 30 эскизов, где он искал верную композицию. Интересно, что Суриков, хорошо знакомый с историей казни Морозовой, очень сильно отклонился от исторических фактов. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Забелина. Ведь сколько времени я его искал.
Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Приобретает распространение среди бежавших на Дон людей идея похода на Москву, уничтожения «московских иродов». Своей властью он разослал церквам указ, сколько класть земных поклонов при чтении молитв, а также креститься тремя перстами. Потрясенность обстановкой восьмидесятых годов мешала вернуться к глубочайшему смыслу последней пушкинской строчки в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует». Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Все лицо мелко было. И не только мужу по сердцу пришлась Федосья.
А теперь давайте вспомним «отправную точку» замысла – ворону на снегу. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Рассказывала потом про северное сияние.
А полотно Сурикова живет. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню.
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Из этих удивительных мест и был родом Борей – северный ветер. Со следующей ночи на ямском дворе приступят к пыткам. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила.
Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Морозову держали под стражей, пока она была жива.
По указу патриарха церковные тексты стали переписываться по греческим образцам. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Благодаря тому что картина представляет собой сложную цветовую мозаику, создается возможность встроить в этот замысловатый узор множество скрытых изображений, в том числе несколько самостоятельных картин, каждая из которых несет особые образы, настроения и смыслы. Яркий и сильный характер боярыни Ф. П.
И в той самой среде, в которой они родились и выросли, которую давно перестали замечать. Какая цель ее. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. (1) Феодосия Морозова. Он погрешил бы против исторической истины и характера народа, потрафив желаниям Стасова. Для Федосьи два года не срок, чтобы забыть царю о покойной царице Марье Ильиничне.
Но важна не только символическая сторона скрытого знака. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Картина ожила. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации.
К тому же она слабее телом и духом, до конца не перестанет убиваться об осиротевших детях. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). Для нее нечаянная, вымоленная царицей милость – победа и она хочет ее испытать до конца. Бунтовали горожане из тех, кто трудом изо дня в день добывал пропитание.
Правительство становилось врагом веры и церкви, против него оказывалось возможным выступать. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Сын. И вот однажды В. И. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек триста.
Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Но не нужно заблуждаться на счет первенства патриарха в обозначенной реформации. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. (Остался и позже в их роду бунт против тех, кому принадлежала власть.
Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы. А ведь, казалось, все еще могло прийти к благополучному концу. Те же строгости в отношении пренебрегавших этими книгами священников. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.
(12) Колорит картины. Федосье достанется провисеть на дыбе целых полчаса. Евдокию в других дровнях отправили к Пречистенским воротам, в Алексеевский монастырь.
Многие люди представляют себе боярыню Морозову суровой, пожилой женщиной, как на картине, которая фанатично взметнула руку в двоеперстии. Замысел этой картины, как и других картин у В. И.
Но даже сделав первый шаг, Алексей Михайлович не сразу решается на следующий. Если даже и не свобода, если не возврат к собственному дому – да и какой в нем смысл без сына., они уже видят эту большую картину. Милославских при дворе множество, дружных, во всем согласных, на выручку скорых. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона.
Бунтовали крестьяне. Бунтовали горожане из тех, кто трудом изо дня в день добывал пропитание. Но замужество дочери стоило многих служб.
Те же исправленные книги для богослужений. Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. А ведь говорить умела и как говорить. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы».
Но смеялись немногие. Провещай мне, старцу грешну, един глагол: жива ли ты. ». В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Строптивая боярыня должна всенародно покаяться и повиниться, должна унизиться перед ним. Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила».
Таким был странник и на картине В. Сурикова. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова. Прежде всего сын. Но даже в железах Федосья будет сопротивляться, осыпать иерарха проклятиями, вырываться из рук монахов. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина.
Потом боярыню Морозову написал. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Юродивый — торговец огурцами с московской толкучки: «Вижу — он. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков.
«Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Они подобны знакам с двумя перстами. Его женщины любят, страдают, отчаиваются, надламываются под ударами судьбы. 5. А через двадцать лет с небольшим после смерти Морозовой, когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели признать новые порядки в стране, поднялись за старину и были беспощадно казнены. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества).
Домашний быт русских цариц. Очень трудно было ее лицо найти.
Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». За ним стоял отец Петра I, «тишайший» Алексей Михайлович, укреплявший самодержавие, для чего и подчинявший своей воле церковь. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. я на картине сначала толпу писал, а ее после. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». И мать права — ему не пережить ее заключения.
Вот таким образом он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть. Может и духовный отец, а все равно посторонний человек. Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2).
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Впрочем, чего гадать. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации.
А церковная музыка – это церковное пение. «Только я на картине сперва толпу писал, – признается художник, – а ее после. Все лицо мелко было. Процессы против народников едва успели завершиться. Когда пришлось спорить о своей правде, о том, во что поверила, во что душу вложила, проспорила с самим митрополитом целых восемь часов: «И бысть ей прения с ними от второго часа нощи до десятого». Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Жест юродивого отвечает этому знаку. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Она склоняется перед ним и именно в «обаятельной силе чужих мук» (по тонкому замечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности «Боярыни Морозовой», перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. Борис Иванович всем угодил, а чтобы окончательно укрепиться при царском дворе, женился вторым браком на родной сестре царицы Марьи Ильиничны – Анне Милославской.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Дед еще сотником в Туруханске был. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Но она не была отрезана от внешнего мира: ей передавали еду и одежду, она даже получала письма от протопопа Аввакума. Это был раскол из-за убеждений и веры.
1865. Один из странников инок Трифилий, рассказал Феодосии о старице Мелании, подвижнице из города Белева, которая также была ученицей Аввакума. «Только я на картине сперва толпу писал, — признается художник, — а ее после. В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Впереди на коленях старая нищенка. Очень трудно ее лицо было найти.
Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Сундук. Это Суриковы. Я его на снегу так и писал. Морозовой. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного склонность патриарха к крутым действиям («оборвать, обругать, проклясть избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства») взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол. Но для характера русской женщины этого мало.
Место это на городском валу получило название Городища и стало местом паломничества. Вот соберу материал для картины, вот кончу картину. И не только мужу по сердцу пришлась Федосья. Активные цветовые конфигурации и линии картины формируют контуры трубы ангела, его рта и щек. Звук трубы возвещает о его наступлении.
Морозова на дыбе кричала: «Вот что для меня велико и поистине дивно: если сподоблюсь сожжения огнем в срубе на Болоте (на Болотной площади в Москве тогда казнили «врагов отечества»), это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Если она понадобилась тем, в чьих руках сила, пусть насильно несут ее куда хотят. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Западные специалисты едут в Россию, русские перенимают их опыт и знание. И перед смертью что-то сломится в ней, что-то не выдержит муки.
В одном из документов тех лет говорится: «Огонь ярости на начальников, на обиды, налоги, притеснение и неправосудие больше и больше умножался и гнев и свирепство воспалялись». В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. В конце концов, она только женщина и ей уже под сорок лет. Он был готов увещевать, уговаривать, ограничиться, наконец, простой видимостью раскаяния.
Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. И невольно приходят на память строки Пушкина: «Что развивается в трагедии.
Надо бы боярыне испугаться, притихнуть. Знаете, что значит симпатичное лицо. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1.
Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Княгиня Урусова ни в чем не уступала сестре. Теперь настанет время отступать царю. Рассказывала потом про северное сияние. Оба они – знаки сопричастности христианству.
Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991). Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Когда царский посланец приходит приглашать боярыню Морозову на царскую свадьбу, Федосья решается на неслыханный поступок – отказывается от приглашения и плюет на сапог гонца.
Композиция полотна сложилась быстро. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). Тяготился ли неудобствами. От книги веяло простором русской земли.
Художник мыслит образами. Федосья крепче, упорней, но и ей не пережить зимы. Каменный храм построили в 1703 году. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Писать не «Исус», а «Иисус». Два с половиной месяца — разве этого мало для земляного мешка.
Она попросит у стражника: «Помилуй мя, даждь ми колачика, поне хлебца. В августе 1681 года, также в ссылке, скончался Никон. Для нее нечаянная, вымоленная царицей милость — победа и она хочет ее испытать до конца.
Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. И снова отказ «застывшей в гордыне» Федосьи, снова взрыв ненависти к царю, ставшему ее палачом.
Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. Скованную боярыню снова привезут в Чудов монастырь, чтобы Питирим помазал ее миром. Истолкование раскола и никонианства и сегодня далеко не единогласно. Про боярыню Морозову». Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Очень трудно было лицо ее найти. Другое дело — материнская родня. Воспитание венценосцев – дело непростое. Два с половиной месяца – разве этого мало для земляного мешка.
В «Боярыне Морозовой» этот характер должен был взорваться такой внутренней силой убежденности, способности к противостоянию людям и обстоятельствам, что стал бы символом всей России. Ритмы фигур людей, связанные едиными системами пропорций, способствуют единому ритму и движению всех основных элементов картины и прежде всего ее главных элементов — человеческих фигур. И как вставил ее в картину – она всех победила». Кланяющиеся девушки — старообрядки с Преображенского. Расчеты государственные перехлестнулись с делами личными.
В этот жест несёт главный смысл в картине. Алексей Михайлович дал ему должность придворную — поставил главным над любимой своей соколиной охотой, уговорил написать, как такую охоту вести, а дальше и вовсе поручил учить наукам сына — царевича Алексея Алексеевича, объявленного наследника престола. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. А ведь новоположенный патриарх Питирим никак не хотел открытых жестокостей.
Федосьи не станет 2 ноября 1675 года. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Для одних это была «крепость», для других «лютость», но для всех одинаково – поединок с царской волей.
И чувствуешь здесь всю бедность красок». Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
Юродивый благословляет Боярыню. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005). И странно: благочестивейшая, богобоязненная, в мыслях своих не согрешившая против власти церкви, против разгула никонианской грозы, царица Марья Ильинична не видела греха в «заблуждениях» Федосьи Морозовой.
Но с Аввакумом иначе. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями. Со свойственной ему скупостью на слова Суриков записывает: «Статья Тихонравова Н. С. Русский вестник. Воспитание венценосцев — дело непростое.
Донесения патриарху утверждали, что держалась боярыня гордо, отвечала дерзко, каждому слову увещевания противоречила, во всем с сестрой «чинила супротивство». Он приглядывался к старообрядцам – их было немало и во времена Сурикова. В девичестве она была Соковнина. Вторым Римом, как известно, называли Византию, откуда православие пришло на Русь. Но Суриков изобразил не Кремль, а московскую улицу, заполненную пестрой толпой. Не убедила.
Мы видим лица, прошедшие через огненное крещение лика боярыни. На чьей стороне симпатии самого художника. Никон обвинил двуперстников в ереси. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
Она предалась суровому подвигу: посту, молитве и молчанию, абсолютно устранившись от домашних дел, которые препоручила верным людям. Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня. Двуперстие должно напоминать о двойственной природе Христа – божественной и человеческой. Но он говорил, что исторический художник должен угадывать прошлое.
Ни от кого не хотел зависеть. Ведь сколько времени я его искал. Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления.
Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Это сама героиня и юродивый. Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». Бунтовали крестьяне. Морозовой был в духе Василия Сурикова.
А есть еще и третьи – любопытствующие наблюдатели. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. А полотно Сурикова живет. Может и не знает, каким этому шагу быть.
Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Она не хотела изменять «старой вере». Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал.
Бунтовали и воевали всю жизнь, в 1825 году вышли в офицеры. Но Федосья снова отказывается сделать по своей воле хотя бы шаг. В. И. Суриков ошибался. (8) Церковь.
А ведь смысл этих символов не слишком различается. Митрополиту Павлу не удается вразумить строптивицу. Для Федосьи два года не срок, чтобы забыть царю о покойной царице Марье Ильиничне. Образ Морозовой впервые входит в жизнь Сурикова еще в самые ранние сибирские годы, когда он учится в красноярском уездном училище.
С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Не отреклись, царского гнева и опалы не испугались. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Энергия раскольницы преображает, расслаивает, раскалывает людей. Профессор Красноярского Государственного университета Владимир Ильич Жуковский в своей статье, посвященной Сурикову, обращает внимание не исследования Николая Михайловича Тарабукина, который выделил четыре основных вида диагональных направлений в произведениях изобразительного искусства. Там, в Преображенском, все меня знали.
Ни покровительство, ни заступничество Федосьи не помогли. В Пустозерске был сожжен в срубе протопоп Аввакум. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины. Спорил с самим Никоном, что зря вмешивается в мирские дела, хочет управлять государством. Это были описания того, как перевозили государственную преступницу из дома в застенок.
Ведь сколько времени я его искал. Она почти не смотрит на боярыню. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения. Сколько людей при дворе мечтало о такой неслыханной чести.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами.
Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. Путь саней с узницами действительно лежал мимо Чудова монастыря. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. В завзятости споров скрывалось отчаяние сопротивления. Недаром Суриков придавал этому полотну неизмеримо большее значение, чем «Утру стрелецкой казни». И на все получит отказ: не могу, не смею, боюсь.
Подворье было предназначено для пребывания Федосьи. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. «Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать» – эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь. Федосья торжествует, не замечая, как меняются обстоятельства и время. Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного).
Аввакум с семьей поселился в доме Морозовой, где собирались послушать его единомышленники из разных социальных слоев. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. Это в них, тихих и покорливых, готовы разгореться искры бунта Морозовой. (8). Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.
Снег талый. Федосья торжествует, не замечая, как меняются обстоятельства и время. В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру». По замыслу художника эти их эмоции противоположны. Крестьян своих отваживал от богослужений: главное — жить по совести, а без обрядов и икон можно обойтись.
Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Такой вот череп у таких людей бывает. Милославских при дворе множество, дружных, во всем согласных, на выручку скорых. На суриковском полотне бунт Федосьи Морозовой влечет за собою одних и ненавистен другим.
Прежде всего сын. Не вем и не слышу не ведаю — жива, не ведаю — скончали. Сурикова. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013).
Рука – как сломанное («отставленное») крыло, глаза вытаращены. А решилась пренебречь царской волей одна Федосья Прокопьевна. Федосье достанется провисеть на дыбе целых полчаса. Евдокия дотянет лишь до первых осенних холодов. Это были описания того, как перевозили государственную преступницу из дома в застенок.
Напрасно Аввакум уверял: «Не кручинься о Иване, так и бранить не стану». Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. Постепенно были найдены персонажи картины. Морозова и впрямь надеялась, что на переходах дворца мог стоять и смотреть на нее царь. Это традиционный персонаж старой Руси.
И в той самой среде, в которой они родились и выросли, которую давно перестали замечать. Этот раскол, как устоявшееся три с лишним столетия и вновь возгорающееся противостояние старообрядчества и «исправленной» церкви, особенно трагичен. В толпе терялось.
Бунтовали и воевали всю жизнь, в 1825 году вышли в офицеры. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). Художник немного отошел от исторической достоверности, боярыню везли ночью, толпы сочувствующих не было. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
Но и то объяснялось не деньгами – работой. Женское их дело что они много смыслят. ». По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Митрополит не собирался выказывать свою власть и в мыслях не имел раздражать Соковниных и Милославских.
Все лицо мелко было. И перед смертью что-то сломится в ней, что-то не выдержит муки. Снег талый.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Однако. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. Его лица не видно. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
Их заковали в «железа конские» и посадили под караул. Алексей Михайлович неумолим. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.
Евдокия дотянет лишь до первых осенних холодов. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Ровно через три месяца после Федосьи не стало царя Алексея Михайловича. Такие странники из года в год меряли шагами необъятные просторы России. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.
Теперь пришло время радоваться Соковниным. Греческую красоту можно и в остяке найти». «Воровскими людьми» называли документы предков художника за то, что участвовали они в Красноярском бунте XVII века.
Тот же брат Алексей был казнен в 1697 году Петром I за то, что вместе с Иваном Циклером решил положить конец его царствованию, а брат Федор, несмотря на полученный боярский чин, оказался в далекой ссылке. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Никон попытался вернуться к сану, но был официально низложен великим собором в 1666 и сослан царем в Белозерский монастырь после смерти царя переведен под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. Это то, где черты лица сгармонированы. Допрос затянулся на много часов и одинаково обозлил обе стороны.
Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Пригрел в своей школе знаменитого Епифания Славинецкого, уговорил ученого заняться переводами с греческого да, кстати, составить и греко-русский словарь.
Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.
В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Сентябрь. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Если она понадобилась тем, в чьих руках сила, пусть насильно несут ее куда хотят. Черная фигура Боярыни с поднятой рукой с крестным знаком противопоставлена белому снегу — всему снежно-светлому фону.
Чадо церковное, чадо мое дорогое, Федосья Прокопьевна. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Сын.
Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Но оценить осторожной снисходительности своего следователя Федосья Морозова не захотела. Процессы против народников едва успели завершиться. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал».
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Она попросит у стражника: «Помилуй мя, даждь ми колачика, поне хлебца. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Не могла убедить. Чадо церковное, чадо мое дорогое, Федосья Прокопьевна.
Не вем и не слышу не ведаю – жива, не ведаю – скончали. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. И как вставил ее в картину – она всех победила. Морозовой, ни от сестры ее. Так пусть и новый патриарх убедится в ней.
Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. Я с нее написал этюд в садике в два часа. На нотах для гитары молодой художник делает первый набросок «Утра стрелецкой казни» и там же пробует первое композиционное решение «Боярыни Морозовой», но долго не решается им по-настоящему заняться.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. Это ли не вольность суждений, которая не одного могла увлечь на опасный путь.
Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Древнее пение было мужским, одноголосным.
Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа. Приглядел для работы соседний переулок. Это Суриковы.
Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Алексей Михайлович не сомневался в «лютости» Федосьи.
Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. – хотя бы конец боли, страшного в своей неотвратимости ожидания новых страданий. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Человек и народ.
Суриков оказался ближе не к Мусоргскому, но к Пушкину. Германия, Франция, Италия, Австрия — может быть именно множество впечатлений вместе с отстраненностью от родных мест позволяют отчетливо сформулировать смысл «Боярыни Морозовой». Она к старой вере стала склонятся. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Царева воля значила много, но куда было уйти от именитого родового боярства. «Питирима же патриарха вскоре постиже суд Божий», — утверждал современник.
Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Оба брата Морозовы, Борис и Глеб имели огромное состояние и после их смерти оно досталось сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу. Боярыня подняла руку с двумя перстами. Начинается церковно-обрядовая реформа, которую проводит с 1653 года патриарх Никон. «Персты твои тонкостны. Юродивый – торговец огурцами с московской толкучки: «Вижу – он. – И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Больше молчала, слова лишнего вымолвить не хотела. В начале зимы было.
В ночь на 16 ноября того же, 1671 года строптивая боярыня навсегда простилась со свободой. Общество начинает расслаиваться на сторонников и противников нововведений. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Судьба человеческая – судьба народная». Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных.
Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Она меньше всего собиралась поддерживать старообрядцев, боролась с ними железной рукой. Неточны историки и в другом обстоятельстве.
И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. «Свет мой, еще ли ты дышишь. Не смею, - отвечал стрелец. Сколько людей при дворе мечтало о такой неслыханной чести. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней.
Образы Веры Засулич, Софьи Перовской волновали молодежь и поэтов. Все лицо мелко было. Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Москва только что пережила Медный бунт и надо ли вспоминать те страшные для обитателей дворца дни.
Он и искал впечатления на улицах, в окружающей жизни. «Воровскими людьми» называли документы предков художника за то, что участвовали они в Красноярском бунте XVII века. Я его на снегу так и писал. Очень трудно ее лицо было найти.
Черное на белом – сильное противопоставление, знак непокорности. Не один раз возили женщин на допрос, а когда их подвергли пытке, Ф. П. «Боярыня Морозова». Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111).
Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Жалкая и величественная. На полотне художника Феодосия Прокопьевна обращается к московской толпе, к простолюдинам — к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, ко всем тем, кто на самом деле представлял социальный слой борцов против новых обрядов.
Образы Веры Засулич, Софьи Перовской волновали молодежь и поэтов. А как уезжала — дед ей полный подол соболей наклал». Отклик критика окажется куда более сдержанным, чем ждал художник: «А знаете ли, Владимир Васильевич, мне обидно, что про Сурикова Вы в статье Вашей написали и немного и неудачно.
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Солнце там, как медный шар. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. 105 стр.
«Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу. » – писал Суриков. Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. Портретный этюд был написан всего за два часа. Он и искал впечатления на улицах, в окружающей жизни. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. На ее лице глубокая скорбь.
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви. Но замужество дочери стоило многих служб. Провещай мне, старцу грешну, един глагол: жива ли ты. ». Он связал боярское правительство и народ торжественной клятвой – дать ему устроить церковные дела. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Тетка к деду ездила. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Это было трагичное время. Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. Солнце там, как медный шар.
Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Все неповинующиеся церкви предавались анафеме. Допрос затянулся на много часов и одинаково обозлил обе стороны. Эта метафора получила развитие в изображении.
Два поднятых перста боярыни – благословление людей. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. А есть еще и третьи — любопытствующие наблюдатели.
В толпе терялось». На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. Приобретает распространение среди бежавших на Дон людей идея похода на Москву, уничтожения «московских иродов».
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Поне мало сухариков.
В Кремле же родились его внуки, Глеб и Борис. Суриков оказался ближе не к Мусоргскому, но к Пушкину. Критики было много. Одна против всех. Но то, что очевидно для многих царедворцев, непонятно Федосье. В данном случае вымысел – это глас народа.
И как вставил ее в картину- она всех победила. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Ее увозили в ссылку. Постепенно обновление затрагивает и область духовной жизни – церковь. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно». И на все получит отказ: не могу, не смею, боюсь. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье.
Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). Это иллюстрирует важную закономерность, присущую шедеврам изобразительного искусства: важные скрытые в них символы образуют основу всей композиции, занимают в ней значимое местоположение, воплощаются в зрительно активных элементах изображений. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Судьба человеческая — судьба народная». Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. При этом обрядовым расхождениям был придан принципиальный характер – как различиям в вере. Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег.
Они умеют верить и хранить верность, сполна отдавать свое сердце любимым и ничего не требовать взамен. Это ли не вольность суждений, которая не одного могла увлечь на опасный путь. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Ради выразительности Суриков решил немного отступить от исторической достоверности.
Может и не знает, каким этому шагу быть. И снова поостеречься бы ей, не перетягивать струны, уйти с царских глаз. Машина разраставшегося государства не знала пощады в слаженном движении своих бесчисленных, хитроумно соединенных шестеренок и колес. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.
Сам он потом рассказывал своему биографу и писателю Волошину: «. Поне яблочко или огурчик». Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. Но боярыня отказалась.
Ни перед кем не заискивал. Это соответствовало вековой традиции. Иоасаф II сменил Никона, ни в чем не поступившись никонианскими убеждениями. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Германия, Франция, Италия, Австрия – может быть именно множество впечатлений вместе с отстраненностью от родных мест позволяют отчетливо сформулировать смысл «Боярыни Морозовой».
Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Главный символ этого дня — трубящий ангел.