Но именно там, в музее, получаешь вкус к живописи, который одна природа не может дать. Такой была Жанна Самари известная актриса Комеди Франсез. Это живописное полотно можно назвать в полном смысле слова импрессионистским.
Как каждый художник, Ренуар с возрастом менял пристрастия в искусстве, однако Лувр с детства оставался для него неприкосновенным. Если бы он сдался, мы были бы лишены многих прекрасных работ. В состоянии депрессии он уничтожил целый ряд сделанных работ. Осенью Ренуары уехали в родную деревню Алин Эссуа, в Шампань. В тот день он умер.
Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас. Каждому из них она виделась по-разному.
1869, ГМИИ, МоскваТропинка в высокой траве, 1874, Музей Орсэ, ПарижВ саду, ок. От ранения у него осталась постоянная легкая хромота. Родился Пьер Огюст Ренуар 25 февраля 1841 года в небогатой многодетной семье портного.
Этого нет у Ренуара. «Лягушатник» (1869), «Семья Анрио» (1871), «Понт Неф» (1872), «Всадники в Булонском лесу» (1873), «Ложа» (1874), «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Качели» (1876), «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» (1876), «Портрет Виктора Шоке» (1876), «Первый выезд» (1876), «Выход из консерватории» (1877), «Мадам Шарпантье со своими детьми» (1878), «Чашка шоколада» (1878), «Зонтики» (1879), «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Воллар стал маршаном, другом и биографом Ренуара.
Ренуар рассказывал сыну Жану, что подолгу сидел там, проникаясь особым ароматом Мулен де ля Галетт, как Золя проникался духом французской деревни, когда работал над Землей. Нужно, чтобы они оставались тем, чем Бог их создал, фоном, как у Джорджоне. Это кафе оставалось излюбленным местом художников до середины XX века, оно сохранило имена приходивших туда Модильяни, сюрреалистов, писателей и поэтов начала прошлого века. И Ренуару и его друзьям были бесконечно отвратительны равнодушие и лицемерие мещанина, чья узколобая мораль ломала судьбы героев Флобера, Бальзака и Мопассана и вот таким образом в своих героях, людях, с мещанской точкой зрения, незначительных, они хотели видеть поэтичность, чистоту и духовную полноценность – качества, которые в их искусстве противостояли обывательщине. Эту картину Огюст Ренуар написал в 1876 году. По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи.
Именно живопись удерживала его в жизни. Друзья не ленились провести время в поезде, чтобы повидаться с ним. «Завтрак гребцов» оказался как бы в центре его творческого и жизненного пути.
После свадьбы у них появились ещё два сына— Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Лягушатник (1869), Семья Анрио (1871), Понт Неф (1872), Всадники в Булонском лесу (1873), Ложа (1874), Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Качели (1876), Бал в Ле Мулен де ла Галетт (1876), Портрет Виктора Шоке (1876), Первый выезд (1876), Выход из консерватории (1877), Мадам Шарпантье со своими детьми (1878), Чашка шоколада (1878), Зонтики (1879), На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Старший, Пьер, – талантливым актером, он дебютировал у Жана Ренуара в фильме Дочери воды, а также играл в его картинах Ночь на перекрестке, Госпожа Бовари и Марсельеза в роли Людовика ХVI.
Но вскоре наступило ухудшение. Эдгар Дега слишком хорошо знал своих современников и вот таким образом не был склонен разделять ренуаровский оптимизм. Вернувшись домой, Жан ухаживал за больным отцом, страдающим от артрита и влюбился в его прекрасную рыжеволосую модель Андрее Хойхлинг (Andree Heuchling), позже ставшую знаменитой актрисой Катрин Хесслинг.
Хотя она так и не вышла замуж за Ренуара, она взяла его фамилию и всю свою карьеру была известна как Маргерит Ренуар.
Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа. Картина воплощает идеал устремлений двух искусств – живописи и фотографии: от первой – одухотворенность восприятия, от последней – «моментальность» (художник даже отсекает фигуры по краям, как бывает на фотоснимках). Такой приём был популярен у импрессионистов того времени. Его привлекало все, в чем ощущается биение жизненных сил, в чем способна проявиться мажорная сторона бытия, упоение жизнью, те моменты существования человека, когда сам этот факт наполняет его душу ликованием и счастьем. Я думаю, что мне удалось сделать шаг вперед к уважению публики, маленький шаг.
Городским, сельским ли был сюжет – это не имело для них никакого значения. Чрезмерное увлечение деталями придало этой ранней ренуаровской композиции несколько протокольный характер, лишавший ее немалой доли живости и непосредственности. Линии рисунка стали четкими и определенными.
Его детство было разделено между семейным домом в Париже и поместьем на Юге Франции. Отныне Ренуар проводил часть каждого лета и каждой зимы за пределами Парижа.
90-е годы принесли в жизнь Ренуара и радость и горе. Здесь и родился в 1894 году Жан, второй сын Ренуара и Алин Шариго. Обнаженная (1876) из ГМИИ им. Дело в том, что импрессионисты практически не делали почти никакого различия между двумя этими понятиями. Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет. Там он делал наброски.
В фильме Тони он прибегает к строгому, без малого документальному репортажному стилю. Ведь так трудно судить о самом себе.
С многочисленными друзьями Алина тоже сумела поладить, держась с ними просто и сдержанно. Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов О. Ренуара (Девочка с лейкойПортрет мадам Анрио, 1876 – оба в Национальной галерее искусств, ВашингтонОбнаженная, 1876, ГМИИ, МоскваНа террасе, 1881, Художественный институт, Чикаго Молодая женщина, 1900, частное собрание).
Ренуар пишет такие картины как Яблоки и цветы (1895/1896), Весна (1897), Сын Жан (1900), Портрет госпожи Гастон Бернхейм (1901). На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. В 1877 году в той же галерее состоялась третья выставка, на которую предоставил свои картины и Сезанн. Все зыбко, неуловимо и подвижно. С середины 60-х годов Мане постоянно бывал в кафе Гербуа на авеню Клиши (прежде Большая Батиньольская улица), неподалеку от квартиры, где он жил на Бульваре Батиньоль.
Иногда наступало обманчивое улучшение, но ненадолго. И здесь во всем как бы царит случай. Но красота остается. Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару.
«Надо дать Деде остыть, — подумал Жан. Все это мастерски схвачено широкими, быстрыми, как в набросках, движениями кисти. К этой теме Ренуар еще вернется в нескольких своих фильмах. Здесь под влиянием Вергилия он даже начал писать стихи. Сегодня вечером горы были розовыми. Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара. И потом, на пленэре не видишь, что делаешь».
На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. Ренуар никогда не отличался крепким здоровьем. Ренуар – певец радости. И потом, в один прекрасный день, вдруг никого больше не стало. Сюда вошли практически все лучшие его работы, выполненные в разных жанрах.
Вместе с писателями-символистами Метерлинком и Мирбо, вместе с Лотреком и Ренуаром его пришли проводить художники молодого поколения – группа наби – Боннар, Вюйар, Валлотон: они тоже уже были в числе друзей Ренуара. Фильм Преступление господина Ланжа, снятый Ренуаром в сотрудничестве с членами Группы Октября радикального Французского театра Левого Крыла, был страстным призывом к коллективизму и солидарности рабочего класса против зла капитализма. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников. Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи. По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил.
Картина находится в парижском Музее Орсе. Однако среди них уже не было импрессионистов.
С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать. В конце 1860-х гг. Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого. Я в восторге от того, что я сделал, все довольны.
И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства. Ему пришлось одалживать деньги, чтобы снять Чарльстон (Charleston/Sur un Air de Charleston/Charleston-Parade) в 1927 году, юмористическую эротическую фантазию, поразившую некоторых сексуальностью и вращательными движениями Мисс Хесслинг в совершенно голом виде. Лучшее из произведений подобного рода у Ренуара – «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» – пожалуй, самая крупная жанровая картина в импрессионизме. Так домашняя легенда повествует о рождении художника Ренуара.
Картина «В саду» написана широкими свободными мазками, нанесенными быстрыми движениями кисти, отчего формы предметов выглядят достаточно обобщенными, однако это не лишает работу впечатления завершенности. Так продолжалось два или три года. Подлечившись, Ренуар вновь возвращается на фронт, на этот раз уже в качестве летчика. Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. Стало понятно, что его истинный путь – кинематограф. В 1970 году поселился в Беверли Хиллз и принял американское гражданство.
Зачем писать, когда с таким удовольствием можно просто смотреть. Ренуар говорил, что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына – Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Каждому из них она виделась по-разному. Именно от родителей он получил и пронес через всю жизнь уважение к ремеслу. И хотя режиссер умер в Калифорнии, его прах покоится на родине рядом с могилами предков.
Страдания проходят. Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму, сближает его раниие работы с творчеством художников-реалистов, в особенности Г. Курбе, но более легкая цветовая гамма уже отличает его картины от полотен предшественников (Харчевня матушки Антони, 1866, Национальный музей, Стокгольм). Ему казалось, что он не умеет ни писать, ни рисовать. Художник стремился работать, поскольку считал, что еще не достиг совершенства.
Но это все уже что-то. В 1872 году Ренуар с друзьями создал Анонимное кооперативное товарищество. Но это будет позже. Все зыбко, неуловимо и подвижно.
Кроме того, учился в мастерской Ш. Глейра и познакомился там сА. Сислеем, Ф. Базилем иК. Моне. Мнение критики было разделено по поводу красочной адаптации Флобера Мадам Бовари (1934).
На каждом этапе художник все время совершенствовался и открывал нечто новое. Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме визуальное наблюдение. Сам Ренуар именовал этот период «кислым».
Сначала мы были группой, – говорил старый Ренуар Жану. Все было в движении, свет постоянно менялся. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана.
Ренуар пишет цветы, портреты, пейзажи, пробует силы в античной мифологии. Эта же черта присуща «Завтраку на траве» (1866) Клода Моне, «Семейному портрету» (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея. – Горизонта нет совсем. Дочь Берты Моризо, Жюли Мане, описывает в своем дневнике похороны Малларме в 1898 году.
А. С. Пушкина. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями.
Этот опыт имел здоровенный счастливый момент. Конечно, несмотря ни на какую свою «случайность» импрессионистическая композиция вовсе не имеет спонтанного характера. Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». Ренуар сделал это раньше других, так как у него не было денег, чтобы оплачивать учебу.
Ренуар работал несмотря ни на какие сложности. Параллельно занимается литературным трудом. Она не предполагает выделения центра. Снялся в качестве актера вместе с мисс Хесслинг в фильме Альберто Кавальканти Маленькая Лили (La Ptite Lili), 1927, прежде чем вернуться к независимому производству с адаптацией Маленькой продавщицы спичек по сказке Ханса Кристиана Андерсена, которая выделялась из ряда остальных немых работ своей нереалистичностью и использованием экспрессионистских технических эффектов, что приветствовалось французскими кинематографистами-авангардистами того периода. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Ренуаровская толпа – своеобразный и запоминающийся образ, в основе которого заложены оптимизм и демократичность.
На замечательном портрете из ГМИИ им. На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна. вместе сК. Монесовершил несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан, так называемый Лягушатник (Лягушатник, 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). Совместная работа во многом обогатила творческий арсенал обоих художников, в частности, О. Ренуар заимствовал у Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов. Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж.
В сфере художественных интересов Ренуара оказалось и раннее творчество Эдуара Мане, в скандальной «Олимпии» и «Завтраке на траве» предпринявшего попытку примерить на своих современников одежды старого, классического искусства. Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме – визуальное наблюдение. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Она приехала, когда Пьер был уже большим и главной ее заботой стал Жан. Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность. В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз (Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло, 1866). С приходом звука в кино наступил новоиспеченный отрезок времени в творчестве Ренуара.
«Лягушатник» – это кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок Здесь собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Эту картину Огюст Ренуар писал для третьей выставки импрессионистов в 1877 году. И в другом месте:. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения. Что касается Ренуара, то он считал своим моральным долгом отыскивать в любом человеке и ситуации, сколь бы мгновенной она ни была, счастливые минуты жизненной полноты, радости поэтического озарения, трепетного света молодости. В 1970 году поселился в Беверли Хиллз и принял американское гражданство.
В эти годы к Ренуару наконец приходит официальное признание. Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. В 1874 году состоялась первая выставка художников новой школы, которую назвали по работе К. Моне «Впечатление. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. За это время европейское искусство познало немало перемен.
Ренуар всю дорогу заботился о социальной достоверности своих героев. Шумная многолюдная парижская улица. Нет ни одной четкой линии. Жемчуг на ее шее воспроизведён точечными мазками белой краски, контрастирующими с кремовыми тонами кожи. С этого момента он перестал участвовать в выставках импрессионистов.
Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. Через год, после серьезного ранения, он демобилизуется. Иногда это лицо мелькает в толпе на площади Пигаль, оставляя ощущение мимолетного счастья.
Я боялся, видя большое количество выставок-однодневок. В какой-то степени это предопределило черты торжественности, которые несколько неожиданно возникли в его интимизированном и лирическом искусстве, – «Зонтики», «Танец в Буживале», «Большие купальщицы». Но в этом хрупком человеке была заключена фантастическая жажда жизни и страсть творчества.
Это картина была начата в 1880 – 1881 годах, а закончена в 1885—1886 годах. Тем не менее даже в этом портрете Ренуар не вполне отказался от своих идеалов. В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
– Мы чувствовали локоть друг друга и поддерживали друг друга. Однако, кроме семьи, у Огюста Ренуара был еще один воспитатель – Париж. Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров.
После его смерти сыновья Дюран-Рюэля продали картину за 125 000 долларов известному американскому коллекционеру Дункану Филлипсу. В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей. Этот эксперимент имел большой успех.
К этому моменту у Ренуара обнаружились первые признаки неудовольствия достаточно жесткими границами импрессионистической системы. Все великолепно. Часто посещал Лувр, восхищался работами А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонара. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло.
Против них тогда поднялся всеобщий бунт возмущенного общественного мнения. В торжественной обстановке она была показана Лапорту в доме Ренуаров. Теперь он достаточно обеспечен, чтобы путешествовать. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара.
Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. «Виной» тому – высокая человечность и подкупающая искренность его искусства, запечатленная в солнечных красках, в подкупающей обаятельности юных парижанок, в веселом многоцветье Монмартрского праздника, в шумных пикниках и танцах, в жемчужной мягкости и теплоте обнаженного женского тела, в искрящихся светом пейзажах. 80-е годы становятся временем, когда Ренуар вступает в полосу успеха. Завсегдатай кафе Гербуа Фантен-Латур в 1870 году написал еще один групповой портрет. Чтобы этого достичь, он отказался от традиционного толкования композиции, придав своей картине вид моментально сделанного снимка. Родители будущего художника знали, как тяжело даются деньги – профессия портного позволяла Леонару Ренуару с трудом содержать семерых детей.
Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины Девушки в черном (1885). Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара. В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар. Что касается Ренуара, то он считал своим моральным долгом отыскивать в любом человеке и ситуации, сколь бы мгновенной она ни была, счастливые минуты жизненной полноты, радости поэтического озарения, трепетного света молодости. Появление в ателье Глейра Клода Моне не могло пройти незамеченным.
Это историческая картина. Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет. Стало ясно, что его подлинный стезя – кинематограф. И это объясняется не столько творческой незрелостью, сколько общим состоянием искусства в данный период, явно обнаруживающий черты переходности. Ренуар и здесь остается самим собой. «Большие купальщицы» Огюста Ренуара, являются шедевром истории искусства. В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей.
Беден ли был Ренуар или богат — ее не интересовало, важно было только, чтобы он мог заниматься живописью. Но он не единственный. Пьер и Жан вернулись с войны ранеными. Такой была Алина — его мать.
зонтиков. И хотя режиссер умер в Калифорнии, его прах покоится на родине рядом с могилами предков. Мы видели все или почти все, от Марселя до Генуи.
Внешние изображения Амбруаз Воллар. Он позволяет смотреть, но не показывает то, что он только что сделал и, закончив писать, – так как во время работы он не выносит никакой аудитории и никакого собеседника именно за молчание во время работы берет реванш его быстрая речь, – он всегда находит способ по-новому страстно говорить о живописи. Это стоило жизни Алин – она умерла через год, оставив Ренуара одиноким. Словом, я очутился в тупике». Его в первую очередь занимает игра оттенков. Нет ни одной четкой линии.
С 1960 года преподавал режиссуру в университете в Беркли. Тони (1935), теперь всеми признанный шедевром, был неправильно понят и недооценен во время его первого выпуска. Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений. В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам. Он смог достичь приличного дохода, среди его заказчиков немало представителей новой буржуазии, его картины выставляются в Брюсселе, Лондоне, Париже.
Чего еще желать. В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Основной идеей последних лет творчества Ренуара было создание большой картины с обнаженными фигурами, приближающейся к стенной росписи. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда.
Параллельно занимается литературным трудом. Дождь. Похоронен в Эссуа. И, наконец, в 1881 году, в картине Завтрак лодочников появляется ее портрет: она изображена в левом нижнем углу холста, в причудливой модной шляпке, с пекинесом в руках.
Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил.
– пишет Ренуар Дюран-Рюэлю с редким для него восторгом. Линии рисунка стали четкими и определенными. Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. После второго ранения война для него закончилась. Как вспоминает Воллар, «на просьбу написать мадам Л. он ответил, что не умеет писать хищных зверей» ибо неизменно предпочитал писать модели, близкие ему эстетически и духовно.
Базиль, Моне и Ренуар изображены там вместе с Мане в его батиньольском ателье. Но интересы Ренуара и его соратников отнюдь не замыкались рамками искусства Франции и мы легко можем проследить, с какой жадностью художники воспринимали все, чем могла обогатить их художественный опыт европейская культура в целом.
С позиций истории не бог весть как много. В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей. Моне бросился в погоню за ускользающим и непослушным «мгновением», стараясь в бесчисленных вариациях одного и того же сюжета возможно более точно зафиксировать малейшие изменения его световоздушной характеристики. Наконец-то французское кино заговорило о современности.
Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. Они упрекали Коро в том, что он перерабатывал свои пейзажи в мастерской. Да, безусловно, это был цвет, как и для всех его друзей. Ренуара по специально сделанным для кресла рельсам выкатывали в сад, где он писал. В апреле 1862 года он поступил в Школу изящных искусств в Париже.
Ренуар написал четыре портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами и композицией и колоритом существенно отличается от других. на лоне природы свет порабощает художника и у вас нет времени заняться композицией. Сочность и яркость красок, чистота тона, великолепие цветных рефлексов, динамизм стремительных мазков – то сочных и хлестких, то тягуче-пластичных, то мелких и вибрирующих – еще более усиливали эмоциональную окраску его картин, заставляли поверить в реальность переливов солнечного света, делали вибрацию воздушной среды зрительно ощутимой. Но это не было бы только хроникой. Художник изобразил уголок одного из парижских садов.
Проворные пальцы все время дергают и поглаживают седые усы и бороду. Алин чистила его палитру, мыла кисти, снимала краску с неудавшихся участков полотна.
Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским. Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. Жизнь на Монмартре в ту пору была еще простой, как в деревне. Это соприкосновение с процессом создания фильма положило конец всем сомнениям Ренуара.
Ложа (1874), Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Качели (1876), Бал в Ле Мулен де ла Галетт (1876), Портрет Виктора Шоке (1876), Первый выезд (1876), Выход из консерватории (1877), Мадам Шарпантье со своими детьми (1878), Чашка шоколада (1878), На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Например, его «Обнаженная в солнечном свете», показанная публике в 1876 году, была написана тоже на пленэре и художник пытался передать трепет солнечных лучей на женском торсе, виднеющемся среди зелени. В конце жизни к нему пришли слава, успех и материальный достаток, но, приобретя все это, он потерял здоровье, не мог двигаться без помощи служанок и инвалидного кресла. И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства. Картина Ренуара выставлялась также в Лувре. И здесь во всем как бы царит случай.
Дома его окружали друзья, старые и новые. По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил. Ренуар сразу заметил в ателье высокого изящного юношу, по-настоящему элегантного элегантностью людей, которые дают разносить новые ботинки своему лакею. Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения. Для Ренуара он стал одним из самых близких людей.
С 1877 года картина «Качели» находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно. Импрессионисты в большей степени, чем их предшественники, последовали этому призыву Торе. Здесь есть красивые мотивы, которые я не смогу написать.
Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским. Картина была написала в ресторане Фурнез в Париже. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Выход на пленэр помог им выбросить из этюдников черные, серые, коричневые краски, которыми так дорожили респектабельные салонные метры и заменить их яркими, спектрально-чистыми цветами. Ренуар участвовал в съемках в качестве второстепенного актера с намерением научиться всему, что можно, о том, как снимать кино. В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.
Случайно, словно на мгновение вспыхивают блики света, рождаются, чтобы тут же исчезнуть, контрасты пятен фигур и силуэтов. Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста. Летом, в дождливый день в Эссуа, он упал с велосипеда и сломал правую руку. Они совершенно убеждены в равноправии любого аспекта современности. Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом.
Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом. В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете». По словам известного историка искусства Лионелло Вентури, «импрессионизм по-своему способствовал признанию достоинства обездоленных классов, выбирая самые простые мотивы, предпочитая розам и дворцам капусту и хижины».
Денег у художника было очень мало и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Вооруженный кое-какими техническими знаниями, почерпнутыми на площадке инстинктом художника, унаследованным от отца и влиянием тех фильмов, что он уже видел, особенно Глупые жены (1922) Фон Строхайма, который он смотрел несколько раз, Ренуар решил поставить свой первый фильм Дочь воды (La Fille de lEau). Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально.
Этого нет у Ренуара. Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения «порядочной публики», события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев. Ренуар никогда не был склонен переоценивать себя.
Недаром Ренуар писал ее трижды. Ты понимаешь, Мане так же велик для нас, как Чимабуэ и Джотто для итальянцев кватроченто. Клиенты не узнают своего идола. Я немножко принадлежу школе папаши Коро. Стереотипность сюжетов, стандартизация живописной манеры, пристрастие к декоративности – все это не более как черты позднего импрессионизма, вступившего в кризисную полосу умирания.
В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Камиль Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. Первым настоящим шедевром Ренуара стала его картина Лиза, написанная в 1867 году.
Однако именно это последнее падение оказалось роковым. Я уже не говорю о каштанах и картошке испеченных в золе, с маленьким стаканчиком Кот дОр. Но они не сливаются с ним. Его девиз «вижу – изображаю», явившийся логическим следствием всего хода развития европейского искусства нового времени, первым звеном которого был Ренессанс, а последним выпало стать импрессионизму.
«Бал в Мулен де ла Галетт» – самый яркий пример «солнечного» искусства живописца. «Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887). Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира.
Он был шестым ребенком. Восходящее солнце». Дождь идет целыми днями, но то немногое, что я сделал или сделаю, является прогрессом. Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887). Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе».
Золя в статье для Вольтер объяснял позицию Ренуара так: Месье Ренуар первым понял, что никогда не получишь заказов таким способом (с помощью выставок импрессионистов) а так как ему надо было жить, он снова начал посылать свои работы в официальный Салон, за что и был назван ренегатом. Хранится в Москве, в Пушкинском музее. Наиболее известное произведение этого периода – «Большие купальщицы» (1884/1887).
Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. К этому времени относятся три картины Моне и три картины Ренуара и стиль их почти неразличим: толпа людей на берегу реки и на пристани, кабинки для переодевания, купальщики, гребные лодки и вокруг всего – сверкающая поверхность воды со множеством цветных бликов. Он был одним из семи детей в семье. Эта особенность сохраняется и в портретном искусстве Ренуара. Ее звали Алин Шариго и в 1880 году ей был 21 год.
Всякий человек имеет право на счастье. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона. Его ранним работам 1860-х годов присущ подчеркнуто реалистический характер.
Характерность избранного художником мотива несомненна. Он вглядывался в хорошенькие лица своих моделей чутким взглядом влюбленного в красоту и молодость художника. Случались в течение этих двадцати лет наступившего XX века и большие радости. Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи.
Это соприкосновение с процессом создания фильма положило финал всем сомнениям Ренуара.
В ней равнозначен любой участок холста. Вам нужно было бы сделать нос подлиннее.
Мэтр прибыл. Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости. В творческой жизни Ренуара 80-е годы не были столь безмятежными. На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна. Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Ренуар – певец радости.
Взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алин невозможно было не заметить. Появляются Ночь на перекрестке, Сука (одна из значительных его работ), Шотар и К, Мадам Бовари, анархистский по своему духу фарс Будю, спасенный из воды. Однако и первые и вторые старались понравиться зрителю.
Впоследствии он сам вспоминал об этом:. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как «Купание на Сене» (1869) из ГМИИ им. Такова его Харчевня матушки Антони (1866), сочетающая непосредственную жизненность непритязательного бытового мотива со стремлением добиться воздушности общего живописного впечатления.
В отличие от своих предшественников – барбизонцев они вовсе не собирались становиться добровольными затворниками уединенных лесов Фонтенбло и врагами «современной цивилизации», справедливо полагая, что солнечный свет и дрожание воздуха одинаково прекрасны и красочны и в кроне цветущего дерева и в звенящей ряби реки и на загорелых лицах гребцов, завтракающих на террасе кафе где-нибудь в Аржантейе и на скромном платьице молоденькой горничной и на прокопченном металлическом кожухе дымящего под сводами вокзала Сен-Лазар паровоза. Огюст Ренуар жил в парижском районе на Монмартре. Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы.
Молодая, красивая, обаятельная, женственная, с живыми блестящими глазами, она прямо-таки была создана для ренуаровских полотен. Начало 60-х годов – это время становления импрессионизма. Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870 – 1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуару нравилось, что его отец и мать были людьми простыми:. Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году. Сердце мое принадлежало Диазу. Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа.
Они часто встречались неподалеку, в кафе «Гербуа», чьим знаменитым завсегдатаем был Эдуард Мане. Если визуальные аспекты были основным плюсом в первом фильме Ренуара, то в следующем, экранизации романа Эмиля Золя Нана (1926), поставленном в Германии, ударение уже делалось на актерской игре, особенно на стилизованном исполнении заглавной роли Катрин Хесслинг. Если классическое искусство представляла вещи слишком идеальными, то Ренуар выступал за максимальную передачу естественности и реальности, где колоссальное значение играл свет, воздух, сиюминутность, спонтанность и колористическое решение. Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни. Через несколько недель, 24 января 1920 года, Жан Ренуар женился на Мисс Хойхлинг. Но жизнь, тем не менее, входила в свое русло.
Ренуар и здесь остается самим собой. И происходило это еще и потому, что, будучи, как и все импрессионисты, теснейшим образом связанным с натурой, он тем не менее никогда не был ее рабом. И только Ренуар смог передать потомкам обаяние его независимой личности. Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности.
Он хотел быть не красивым, а естественным. По вечерам Огюст посещал школу живописи.
В картине После завтрака запечатлен момент, когда беседа за столом на какое-то мгновение оборвалась. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно.
Эта попытка вновь обернулась провалом. Не менее оригинально и новаторски была разрешена и проблема человеческой личности – одна из центральных в европейском искусстве XIX века. После увлекательнейшего фильма Ночь на перекрестке по роману Жоржа Сименона с Пьером Ренуаром в роли инспектора Мегре, Жан Ренуар снова воспользовался услугами актера Мишеля Симона, несравненного главного героя Суки, для Будю, спасенного из воды (1932).
Кроме того, достаточно отчетливо осознавая, чего они, собственно, хотят, молодые художники еще не располагали всеми необходимыми живописными средствами, чтобы достичь желаемого. Ведь, по его собственным словам, яблоко не может созреть на сливовом дереве. Портреты О. Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего (Портрет Клода Моне, 1872, частное собраниеПортрет Клода Моне за чтением, 1872, Музей Мармоттан, ПарижЧитающая женщина, 1875, Музей Орсэ, Париж В мастерской на улице Сен Жорж, 1876, частное собрание).
Прежде живые и трепетные, рефлексы теперь кажутся искусственно вплавленными в эмалевидную поверхность. Так, экранизация водевиля Слабительное для ребенка произвела своего рода революцию. В достижении совершенного слияния его художественной манеры с образной сутью изображаемого как раз и кроется яркость ренуаровской поэтичности, лишенной психологической подосновы, в существе своем безыскусственной и импульсивной. на просьбу написать мадам Л. он ответил, что не умеет писать хищных зверей ибо неизменно предпочитал писать модели, близкие ему эстетически и духовно.
Монмартр привык видеть Габриэль с Жаном, которого она носила на спине. Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. После окончания учебы в 1864 году, Ренуар вступил в активный период своего творчества. Было очень торжественно. Ренуар.
Силуэт фигуры почти погашен. Ренуар был 6 ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонара Ренуара (1799 – 1874) и его жены Маргариты (1807 – 1896). Возникали и исчезали направления, методы, теории. История эта началась немного раньше, примерно в 1880 году.
Эта картина оказалась этапной в творчестве Ренуара. В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз («Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло», 1866). Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь.
Среди друзей, оставленных Ренуару Бертой Моризо, был и писатель Стефан Малларме. Это славный и достойный путь многих художников. Для художника-импрессиониста будущая картина рождалась в непосредственном контакте с натурой, в том виде, в каком ее фиксировало его зрение и это общение делало живописную манеру более динамичной и обобщенной. Как вспоминает Воллар, . Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер. Это всегда только расцвет и никогда – увядание.
Вскоре трудолюбие Ренуара начало приносить плоды. Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским».
Алин пыталась лечить Ренуара, они перепробовали все целебные воды Франции. Враждебная импрессионизму критика не раз предпринимала попытки отторгнуть от него наиболее ярких его представителей, таких, как Ренуар и Дега используя в этих целях формальные моменты творчества и словесные декларации, как правило относящиеся к позднему периоду их деятельности.
Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Она жила совсем рядом, вместе со своей матерью и зарабатывала шитьем. В милой обаятельности лиц, в грациозной простоте движений, в тонком великолепии пейзажа, во всей атмосфере этой сцены не ощущается ли что-то уже виденное и знакомое. В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность.
Я абсолютно счастлив и я не умру, прежде чем не закончу мой шедевр. После свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность. Это была мощная реалистичная аллегорическая драма, запечатлевшая живую картину жизни Монмартра, описывающая социальную среду, в которой персонажи действовали под влиянием безжалостных сил, определявших их судьбу. В новой картине Ренуара все спокойно и устойчиво, яркий свет усиливает зелень листвы и рефлексы от букета цветов на желтой соломенной шляпе.
Возможно, такой способ видения приводил к обеднению художественного образа, мешая проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Полвека непрерывного поиска, утрат, находок, радостей и разочарований. Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были Танцовщица и Ложа (обе — 1874). Это была мадам Ренуар.
Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар. Во время учебы произошло знакомство будущего режиссера с кинематографом. И, что самое удивительное, письмо действительно доставили Ренуару. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный Портрет актрисы Жаны Самари (1878) и Портрет госпожи Шарпантье с детьми (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости.
Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений. Огюст Ренуар умер 3 декабря 1919 года. Наступает период новых поисков, новых сомнений, новой живописной манеры.
Часто художник делал наброски Алин, кормящей ребенка. Встреча с каждым из старых мастеров приносила ему радость: Нужно уметь получить у каждого мастера то удовольствие, которое он хотел нам подарить. Сюда входят практически все лучшие его работы. Но он не единственный.
Родители Жана встретились в конце 1879 года. Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас. Уже во время первой недели обучения произошло столкновение между Ренуаром и Глейром.
В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной. Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название («Жемчужина»), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. В посредственность обратился и классический герой в облике ряженого натурщика с постным лицом, разыгрывающий в претенциозных полотнах академических гениев драматические спектакли по мотивам наиболее ходких в обывательской среде исторических анекдотов. Младший, Клод, стал художником-керамистом. Ренуар восхищался им и всегда испытывал некоторое волнение, думая о нем.
В каждой изображаемой ситуации они в первую очередь стремились запечатлеть черты индивидуально-неповторимого, проявляющегося в своеобразии каждого мгновения. Приемов не устраивали, дом был открытым и собирал самых разных посетителей. Именно в музее учатся писать, – говорил он. В отличие от Эдуара Мане, за несколько лет до этого в своей знаменитой и скандальной «Олимпии» решавшего практически ту же самую задачу, Ренуар не прибегнул к сюжетным одеждам, чтобы оправдать свою героиню. Линии рисунка стали четкими и определенными. Он пришел к Ренуару сам.
В чем-то он стал таким, какими были они. Она догадалась, что этот странный персонаж был гением в своем роде. Словом, я очутился в тупике. Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро.
Атмосферой полного покоя и непринужденного движения отмечено известное полотно художникаЗавтрак гребцов (1881, Национальная галерея искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника. Неудобство Италии, – говорил Ренуар Жану, – в том, что это слишком красиво.
К этой особенности человеческого зрения и апеллируют импрессионисты именно в ней суть так называемой «мгновенности впечатления», открывающей им возможность фиксировать дыхание жизненного потока в любой ситуации, сколь бы кратковременной она ни была. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. С помощью чистого цвета Ренуар создает и светотеневые эффекты и объемы и формы предметов и ритмический рисунок и в конечном счете настроение – как, например, в картине «В саду», небольшой, но для Ренуара чрезвычайно характерной. Взгляды на жизнь Дега пессимистичнее и скептичнее, в его картинах в поэтический мир вторгаются грубые разрушительные силы реальности, привносящие в бытие «маленького человека» драматическую интонацию. С этого момента имя Эдуарда Мане стало неразрывным от представления о новом искусстве.
Он предстал там рядом с той самой молодежью – Боннаром, Вюйаром, Валлотоном, Вальта, Русселем и Матиссом, – которая не только наследовала ему в живописи, но и окружала его в последний период жизни. Так как начинается Возрождение. Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего. Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов.
«Обнаженная» (1876) из ГМИИ им. Лодырь (Tire-au-Flanc), суматошная, с большим количеством импровизации комедия об армейской жизни, которая, возможно, была сделана под влиянием Чарли Чаплина, представляла первое сотрудничество Ренуара с Мишелем Симоном, актером, который будет часто появляться в ранних звуковых фильмах Ренуара. Как это всегда и бывает импрессионизм потому и стал выдающимся художественным явлением, что его создатели сами были яркими творческими индивидуальностями.
Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом. На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел. Многогранность его таланта вызывает восхищение. Она хранится в национальном музее Швеции, в Стокгольме.
Однако в те годы, когда друзья собирались в Клозери де Лиля и когда Ренуар дышал идеями нового искусства, в Лувре у него были всегда свои образцы. Было бы абсолютно бессмысленно обвинять художника в однобокости и узости интересов, в том, что, живя в эпоху острых социальных конфликтов, он оставил их за пределами своих художественных интересов, сосредоточившись на светлой стороне человеческого бытия. Цветы, украшающие ее платье, переданы легкими мазками.
В этом пестром мелькании фигур, жестов и лиц, в весело мчащемся потоке красочных пятен недорогих нарядов, в солнечных бликах, заставляющих их сверкать и переливаться, его, как и прежде, привлекала своеобразная поэтичность современного, атмосфера живого общения людей, смеющихся, флиртующих, беседующих, прекрасных и банальных в одно и то же время. Проблемой в тот период его карьеры был плохой прокат его предыдущих фильмов в кинотеатрах. Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана.
Фактически это групповой портрет встречи друзей. Для этого образа позировала профессиональная натурщица по имени Нини. В их видении отчетливо соединялись две тенденции: тяготение к точному анализу действительности, не оставляющему в ней ничего не замеченного, придающему глазу художника почти фантастическую зоркость и всепоглощающее чувство единства жизненного потока, поэтического дыхания жизни. Основное ядро составляли произведения Дега, Ренуара, Моне, Моризо, Сислея и Писсарро. Признание пришло и от государственных чиновников — картина Девушки у рояля (1892) была закуплена для Люксембургского музея.
Картина 1877 года. Но в этом не было пренебрежения к мотиву. Зимой 1883 года Ренуар вместе с Клодом Моне путешествовал по Ривьере.
С годами все чаще он обращался мыслью к декоративной живописи великих итальянцев. Жан начал заводиться: он считал жену хорошей актрисой, но не мог понять, почему та не любит вспоминать свое модельное прошлое у «самого Ренуара». Ренуар затем принял чисто коммерческий проект Маркитта (Marquitta), 1927, для того только, чтобы заработать немного денег.
В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей. На каждом этапе художник постоянно совершенствовался и открывал нечто новое.
Чтобы писать фигуры в картине на пленэре, приходилось выносить большой холст в сад. Бальзак и Флобер приступили к изучению «Человеческой комедии», сделав проблему «Человек и среда» проблемой века. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями.
Линии рисунка стали четкими и определенными. Подобно Мане, в Диане-охотнице (1866) и Обнаженной с собакой (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой вечного. В 1914 году началась мировая война, на которую ушли два старших сына Ренуара. Эдмон Ренуар вспоминал: Это было как будто вчера. Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. Надо знать великолепные возможности рекламы, которую официальный Салон предоставляет молодым художникам. Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира. Силуэт фигуры почти погашен.
Они называли себя «батиньольской школой» по названию парижского квартала, где снимали свои мастерские. Это, однако, было не слишком популярно в Школе.
Он продолжает создавать шедевры — На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881). И потом, на пленэре не видишь, что делаешь. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. – говорил он. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам.
Он начал зарабатывать для семьи, подрабатывая в одной мастерской по росписи посуды, где также зарабатывал и на свое обучение в художественной школе. Она не предполагает выделения центра.
Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». В прошлом остались трепет прикосновения, вибрация света и тени. Отсутствовали лишь работы Мане и Сезанна. За несколько дней до смерти он сказал :" Я все еще двигаюсь вперед".
Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Опять же Ренуар рисовал портреты своих реальных друзей. Деревня Эссуа стала постоянным местом пребывания Ренуара с семьей.
В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Он путешествует в Нидерланды интересуясь полотнами Вермеера и Рембрандта.
Сменив несколько домов, Ренуары купили там виллу Колетт. Я ошибался, тем лучше. Это славный и достойный путь многих художников. В них заключено сияние и одновременно нежность.
Множество зонтиков. Это всегда только расцвет и никогда увядание. Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения порядочной публики, события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев.
Выставка вместе с ними омолодила Ренуара, стала неожиданной радостью. Он не выставлял свои работы на выставках импрессионистов в 1879-1880 и 1881 годах. Через год, вслед за тем серьезного ранения, он демобилизуется. Живопись Ренуара легка и стремительна. Эта же черта присуща Завтраку на траве (1866) Клода Моне, Семейному портрету (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея.
и снова работа. Характерность избранного художником мотива несомненна. Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как Купание на Сене (1869) из ГМИИ им. Погрудныйпортрет актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Естественность и непринужденность как-то незаметно покинули ренуаровскую кисть. В 1866 году Ренуар написал довольно большую по размерам картину «Кабачок матушки Антони», в какой-то степени программную для раннего периода его деятельности. Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро.
И он страдал оттого, что разрушается старый Париж, его Париж. Здесь под влиянием Вергилия он более того начал сочинять вирши.
Его герои всегда очаровательны и безмятежны. Это портрет в полный рост его молодой подружки Лизы. Программной работой художника этого периода может считаться картина Нагая женщина, сидящая на кушетке (или Обнаженная). Вскоре после того, как они вместе снялись в двух фильмах 1930-го года, поставленных другими режиссерами, Маленькая Красная Шапочка Кавальканти (Мисс Хесслинг в роли Шапочки, а Ренуар в роли Волка) и Погоня за счастьем Рошу Глиза, произведенный в Германии, Ренуар и Мисс Хесслинг расстались. Именно так человек видит в реальной жизни, когда бросает первый взгляд на что-то заинтересовавшее его. Название ресторан получил из-за вкусных галет, которые здесь подавали.
Такой была Жанна Самари известная актриса «Комеди Франсез».
Такова лишь видимость. Она была выставлена в Салоне весной следующего года.
Наконец, они остановились на деревне Кань. Женщины были одной из главной тем его творчества и Ренуар, восторгавшийся Тицианом, отчасти перенес в свое творчество образ тициановской женщины, рыжеволосой (по венецианской моде того времени, когда дамы мыли для этого волосы коровьей мочой, что не сделаешь ради моды. ) и с красивыми формами.
Линии рисунка стали четкими и определенными. Во-первых, мне на это наплевать. Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. Алжир, Испания, Голландия, Англия. Дела пошли на лад и в личной жизни.
Его герои всегда очаровательны и безмятежны. На замечательном портрете из ГМИИ им. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Для Ренуара это было успехом и обещанием новых заказов.
На этом холсте Ренуар изобразил портрет молодой актрисы театра «Комеди Франсез». Подобно Мане, в «Диане-охотнице» (1866) и «Обнаженной с собакой» (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой «вечного». Здоровая крестьянская кухня мадам Ренуар, ее знаменитый буйабез славились в их кругу.
Эту картину Огюст Ренуар написал в 1869 году. В это время он пробует себя в разных жанрах и останавливает свой выбор на наборе, которому останется верным всю жизнь, это натюрморты, бытовые сценки, обнаженная натура и пейзажи. Он добился этого своим первым звуковым фильмом Ребенку дают слабительное в 1931 году, быстрой домашней драмой, которая была завершена за несколько недель в жестком графике и с крохотным бюджетом и принесла продюсерам значительные прибыли.
Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности. К счастью, этого не произошло и на рубеже XX века она была реставрирована. С того дня минуло шестьдесят пять лет. В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной. Но в этом не было пренебрежения к мотиву.
Появляются Ночь на перекрестке, Сука (одна из значительных его работ), Шотар и К, Мадам Бовари, анархистский по своему духу фарс Будю, спасенный из воды. Критик Андре Базен назвал фильм одной из самых прекрасных работ Ренуара. В 1910 году ему стало настолько лучше, что семья смогла поехать летом в Германию и провести лето под Мюнхеном.
Во время учебы произошло знакомство будущего режиссера с кинематографом. Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов. в моих работах словно произошел перелом, я дошел до конца импрессионизма и пришел к констатированию факта, что не умею ни писать, ни рисовать. Ренуар работал над этой картиной около трёх лет и в процессе работы нарисовал большое количество набросков и эскизов, включая по крайней мере две полномасштабные многофигурные версии.
Это пейзаж — Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло (1866), бытовые сцены — Лягушатник (1869), Понт Неф (1872), натюрморт — Весенний букет (1866), портрет — Лиза с зонтиком (1867), Одалиска (1870), обнаженная натура — Диана-охотница (1867). Коммерческий успех картины позволил Ренуару утвердить определенный творческий контроль над производством следующего фильма, Сука, в 1931 году, первом из его великих звуковых фильмов 1930-х годов. Вторым, а может быть и первым, главным событием этого периода жизни Ренуара была встреча в ателье Глейра с теми, кто стал его лучшими друзьями на всю жизнь и единомышленниками в искусстве. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887).
Для картин 1870-х гг. Каждый поет свою песню, если у него есть голос. Но они не сливаются с ним. То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины «Девушки в черном» (1885). Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом.
Недаром Ренуар писал ее трижды. Картина «Зонтики» хранится в национальной галерее в Лондоне. Одни из них непосредственно коснулись Ренуара, другие обошли стороной.
Впервые в истории искусства они соединили их, прежде всегда существовавших раздельно, в один процесс. Летом 1884 года Алин ждала ребенка и Ренуар ездил один. В последующий год Ренуар уступил вкусам публики и выставил в Салоне портрет очаровательной женщины Чашка горячего шоколада – картину, которая была принята. Церковь Сен-Пьер хотели снести в 1850 году.
Его скованное параличом и подагрой тело уже было не в состоянии удерживать жизнь. Не разделял он и социалистических взглядов Писсарро, кроме того, ему не по душе было агрессивное презрение Эдгара Дега к зрителям из-за того, что те не оценили его полотен. Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего. Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы. Он предложил Ренуару пользоваться его холстами и красками.
После второго ранения битва для него закончилась. Художник познакомился с Алиной Шариго, будущей женой, матерью его детей (в том числе и знаменитого впоследствии кинорежиссера Жана Ренуара) и неизменной спутницей жизни до самой смерти.
Результатом был успех у критиков и унизительный комерческий провал. Это успех. Он сам признавал, что нарисовал ее исключительно ради выгоды. В любом ренуаровском портрете (все равно, мужском или женском) анализ неизменно уступает быстрому впечатлению и живому, непосредственному отклику на него. Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом.
Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца.
Пьер Огюст Ренуар – это «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины», – утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. Социальное сознание стало отличительной чертой фильмов Ренуара в конце 1930-х годов. Гьер великолепен.
Они получали свои прозвища – Булочница, Большая Луиза. Ренуар с друзьями тоже перебрались туда с левого берега Сены. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников. Позже Габриэль стала одной из любимых моделей старого Ренуара. Ренуар начал писать картину будучи «чистым» импрессионистом, но вскоре стал испытывать разочарование в этом стиле.
А в 1897 году с Ренуаром случилось несчастье. Переход на звук также означал переходный этап для взаимоотношений между Ренуаром и Катрин Хесслинг, чье присутствие доминировало в немых фильмах. Ему повезло, что происходит не всегда. Годом позже по этим эскизам и наброскам он написал картину Материнство.
Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни. Трудно любой из них отдать предпочтение. Ренуар встретил девушку напротив своего дома в молочной мадам Камиль на улице Сен-Жорж. Во время учебы у Глейра они собирались обычно в Клозери де Лиля. Именно Базиль первым заговорил уже в те годы о необходимости объединиться в группу.
Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. Нужно делать живопись своего времени. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. На кратине изображены знакомые и друзья художника.
Так, экранизация водевиля Слабительное для ребенка произвела своего рода революцию. Несмотря на болезнь Ренуара, дом всегда был оживлен. С 1960 года преподавал режиссуру в университете в Беркли. Не уверен, что он правильно меня понял, – добавил Ренуар.
Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Кисть приходилось вкладывать в его пальцы. Ренуар в живописи Делакруа, вероятно, видел нечто свое, особенно близкое ему. Но это не было бы только хроникой.
С того дня минуло шестьдесят пять лет С позиций истории не бог весть как много. Трудно любой из них отдать предпочтение. Девушка в бело-синем платье, украшенном множеством бантиков, кокетничая с двумя молодыми людьми в соломенных канотье, встала на доску качелей, подвешенных под деревом. А. С. Пушкина.
В картине появился отчетливый контур фигур. Кроме книги воспоминаний об отце, написал книгу о себе Моя бытие и мои фильмы издал три романа Записки капитана Георга, Сердечное удовлетворение и Преступление англичанки. Всякий человек имеет право на счастье. Женщину, качающуюся на качелях он писал, по-видимому, с Маргариты Легран – натурщицы, с которой он познакомился в 1875 году и которая также позировала для картины «Бал в Мулен де ла Галетт». Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.
В ней появилась никогда ранее у Ренуара не встречавшаяся фарфоровость. Несмотря на бедность именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Бал в ле Мулен де ла Галетт (1876), Обнаженная (1876), Обнажённая в солнечном свете (1876), Качели (1876), Первый выезд (1876/1877), Тропинка в высокой траве (1877). Почерк мастера всегда узнаваем: глубокая философская осмысленность и при этом чуть насмешливая манера повествования – вот козырная карта режиссера.
Подлечившись, Ренуар снова возвращается на фронт, на сей раз уже в качестве летчика.
У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году. Такова лишь видимость. Много лет спустя Ренуар комментировал: Я изо всех сил постарался, рисуя модель. И нам надо принять в нем участие, – говорил он Ренуару. Во-первых, мне на это наплевать.
В позах и жестах фигур появляется некоторая скованность и статичность. Но, в отличие от работ последнего, полотна О. Ренуара более созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики и неожиданных ракурсов (Ложа, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, ЛондонКонец завтрака, 1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне Первый вечер в опере, 1880, Галерея Тейт, Лондон). Ренуар говорил, «что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи Сердце мое принадлежало Диазу».
Личность Мане привлекла в кафе Гербуа художников, писателей, критиков, близких кругу нового искусства. Именно с этим портретом связаны значительные события в его жизни. Подобная картина есть у Клода Моне. Один из рабочих Леви, Эмиль Лапорт, занимался на досуге живописью маслом. Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста.
В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены. Монмартр постепенно обрастал жилыми кварталами. В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность.
Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название (Жемчужина), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь. когда я думаю, что мог бы родиться у интеллектуалов.
Органическое, почти физическое ощущение себя частью города уже тогда, в детстве, формировало будущую живопись художника. Он хотел быть не красивым, а естественным. Завершив учебу в области философии и математики, Ренуар поступил в кавалерию в 1913 году. 70-е годы стали временем созревания импрессионизма. – так пишет в своих воспоминаниях торговец картинами Дюран-Рюэль. Сюда входят практически все лучшие его работы. Знаменательно, что первыми импрессионистов приветствовали защитники и ценители великих реалистов середины века: Бодлер, Теофиль Торе, Золя, Дюранти и Поль Дюран-Рюэль.
Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Она тоже называется «Лягушатник». Жизнь и творчество художника обретают стабильность. Ренуар продолжал работать, но с каждым днем это становилось все труднее. В ответ критик, упивающийся собственным остроумием, просил «внушить господину Ренуару, что женское тело — это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом». Он работал до последних мгновений.
Обнаженная фигура Ренуара является одной из самых известных изображений ню в мире.
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. С приходом звука в кино наступил новый период в творчестве Ренуара. Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально. Я ему предсказываю блестящее будущее в искусстве сделайте для него все, что можете.
Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура. Полвека неустанного труда.
Огюст Ренуар отчетливо осознавал, какую роль в его будущем сыграла семья. В 80-е годы Ренуар много ездил. Именно с этим фактом связано появление первой картины будущего импрессиониста.
В ней равнозначен любой участок холста. В картине «После завтрака» запечатлен момент, когда беседа за столом на какое-то мгновение оборвалась. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь.
Картина написана в 1887 году и находится в Музее искусств в Филадельфии. — Уверен, у нее хватит благоразумия не жертвовать семьей ради карьеры». Вот и получилось, что из всех импрессионистов лишь одному Ренуару удалось увидеть толпу не с привычной для его современников позиции «сверху вниз», откуда она представлялась им безликой, шокирующей и вульгарной, а как бы изнутри ее, что дало ему возможность разглядеть в ней большую жизненную энергию, здоровье и бодрость.
80-е годы в творчестве Ренуара принято называть энгровским периодом.