Из Франции из парижского дОрсэ в Эрмитаж привезли работу Огюста Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт», написанную в 1876 году по наблюдениям художника за танцами возле Галетной мельницы на Монмартре. Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского собрания и великолепной в парадном костюме – на портрете в рост из собрания Эрмитажа. В Эрмитаже хранится шесть полотен великого художника, однако, как заявил РИА Новости директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, этот (прибывший) шедевр – один из лучших Ренуаров в мире. «бал в Мулен де ла Галетт» — одно из главных полотен Ренуара — приедет 18 марта из парижского музея Орсэ рамках цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» и пробудет в Петербурге до 7 июля.
Посетители Государственного Эрмитажа с этого дня могут увидеть картину французского импрессиониста Огюста Ренуара "Бал в Мулен де ла Галетт".
Цветы в вазе, ок. В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876). 1890 г. Музей Орсэ, Париж. Частная коллекция. На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ, Москва). 1884 год. Полный трагизма образ создан художником в одной из лучших его картин раннего периода Любительница абсента (1901 г. ).
Ее глаза полны слез, а взгляд полон раскаяния. Музей Оранжери, Париж. Букет роз в голубой вазе. Музей искусств, Индианаполис, США. В Париж вернулся в апреле 1871 года, когда в столице была провозглашена Коммуна. XIX в. Под влиянием буржуазной революции 1848 г. формируется творчество крупнейших мастеров реалистического направления Жака Франсуа Милле (1814—1875) и Гюстава Курбе (1819—1877).
Одним из крупнейших мастеров импрессионизма был Клод Моне (1840—1925), картина которого Впечатление. Напомним, что сам Ренуар считал, что картина не должна быть скучной, картина всегда должна быть, в первую очередь, красивой. Частная коллекция. 1871 год. В последние годы своей жизни Ренуар полюбил розы и писал их очень часто. Привязанность к японскому искусству сближала хозяйку дома с импрессионистами.
Букет цветов. Данная работа – один из лучших портретов эпохи барокко. Отказавшись от черных и глухих тонов, Моне передавал тень цветом, в зависимости от окружающей среды. На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ, Москва). Получил известность благодаря его владельцам – семье Берар (Berard), которые покровительствовали Пьеру Огюсту Ренуару и были заказчиками его работы.
Ужасная история случилось в прошлом веке с Данаей. Богатые ковры, массивная бронзовая подставке для пальмы словно «выбрасывают» фигурку Жанны на первый план.
1885 год. Здесь она – сама женственность и изящество. Спускающаяся тропинка в высокой траве (Chemin montant dans les hautes herbes). Коллекция Дюран-Рюэля (Durand-Ruel), Париж.
В картинах «возродились» не только чистые тона, но и свет, особым образом одухотворяющий краски двух композиций. Частная коллекция. Восход солнца, выставленная в 1874 г. в Париже, дала название всему направлению. Во Франции к 70-м гг. Частная коллекция. Венок из роз.
Пейзаж большого города — тема, принесенная в искусство импрессионистами. 1869 года. Лондонская национальная галерея.
Постепенно передача световоздушной среды становится главной темой Моне. Частная коллекция. Розы в вазе. Букет в обертке (Букет в упаковке), 1878-1880 гг.
Творчество Эдгара Дега (1834—1917) характеризует несколько пастелей (За туалетом, После ванны, Головы танцовщиц). Варжемон (Wargemont) – замок XVIII века во Франции, расположен в муниципалитете Дершини (Derchigny), в 150 км от Парижа и в 60 км от Руана. Даже её чёрные волосы переданы сочетанием синего и лилового с другими цветами. Букет роз 1883 год.
В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876). Огюст Ренуар (1841—1919) воплотил принципы и приемы импрессионизма в жанре портрета. Парные картины «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице» принадлежат к самым необычным созданиям Огюста Ренуара (1841–1919).
Частная коллекция. Частная коллекция. Ода цветам (по Анакреонту), 1903-1909 гг., Музей Орсэ, Париж.
Букет перед зеркалом. Розы в китайской вазе. Едва написанная картина чуть не была потеряна. Реалистическое искусство 50—60-х гг. Галерея Поля Розенберга (Paul Rosenberg), Нью-Йорк США.
Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Салон 1877 года были приняты два ее изображения: картина Жоржа де Драмара (нынешнее местонахождение неизвестно) и мраморный бюст работы Давида Анжерского, позднее утраченный. Ликующая красочность полотен Матисса вызывает ощущение радости и праздничности. Чувствуется, что сам художник был неравнодушен к изображаемым им пейзажам. Недолго думая, он облил полотно серной кислотой и дважды ударил по нему ножом. Частная коллекция.
Портрет Солера, Свидание относятся к так называемому голубому периоду (1901—1904 гг. ) к розовому периоду (1905—1906 гг. )—гуашь Мальчик с собакой. Женщина в саду. Эрмитаж не располагает живописными произведениями Давида периода революции. Частная коллекция. В 1873 году выставил две свои работы в Салоне отверженных. В 1907году, после смерти супругов Шарпантье их собрание распродали: обе «картины с лестницей» приобрел немецкий собиратель Отто Герстенберг.
Государственный Эрмитаж. Мускусные розы (Roses mousseuses), ок. Букет, 1900 год.
Для «мужской» картины Ренуару позировал его брат Эдмон. Был довольно популярен в Европе в XVII-XIX веках.
На это ушло 12 лет. В музейную сокровищницу она попала в 1912 году из коллекции егермейстера Хитрово. Вождем французского классицизма был Жак Луи Давид (1748—1825).
Частная коллекция. 1866 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США. Розы в вазе, 1872 год, Частная коллекция.
Нью-Йорк. На полотне изображена земная женщина, на чью долю выпало немало душеных мук. Полотна вбирали пыль загрязнения и потемнения, попадая под защиту лака, «впечатывались» в общую структуру живописи, а следующие слои желтого лака, наносившиеся без ведома художника, портили ее еще больше. Ваза с розами и георгинами. Ваза с хризантемами.
Гладиолусы, ок. Натюрморт, Розы перед синей занавеской, 1908 год, Коллекция Gangnat, Париж. Весенние цветы. (См., например, другую японскую ширму в «Портрете мадам Шарпантье с детьми» (1878, музей Метрополитен, Нью-Йорк) и японский веер в «Женщине на лестнице»). 1880-1882 гг. 1900 год.
1873 год. Можно привести едкое замечание Маргерит Шарпантье, так аттестовавшей актрису: «Она очень хороша, но откуда у нее надключичные впадины. » Действительно, во всех портретах Ренуара Жанна Самари, если сравнивать с фотографиями того времени, выглядит, значительно изящнее и привлекательнее. Частная коллекция.
Начинал как подмастерье у художника по фарфору. Розы и жасмин в дельфтской вазе. За три года (1877 – 1880) он исполнил не менее двенадцати портретов из них девять картин маслом. 1870-1873 гг.
Пионы. Однако нельзя сказать, что Ренуар преуспел, «пробивая» портрет актрисы в Салон. Родился в семье портного. Творческий путь Пикассо необычайно сложен и противоречив.
Ренуар писал эту картину под впечатлением живописи Сезанна. Обратите внимание, как поменялась манера письма Ренуара. В этом плане характерен пейзаж Берега Марны (1888 г. ), в котором художник запечатлел природу в состоянии покоя, как бы пытаясь увековечить на полотне ее неизменные свойства. В 1880 году был снова допущен в Салон и отказался от участия в выставке импрессионистов.
Натюрморт с фуксиями. Цветы в вазе, ок.
А. С. Пушкина — изысканный поясной портрет (1877 г. ), а в Эрмитаже — парадный портрет в полный рост (1878 г. ). Однако история шедевра драматична. Цветы в фаянсовом горшке, ок.
1895-1896 гг. В Эрмитаже представлена всего одна работа Караваджо Юноша с лютней. Речь идёт о Даме в голубом.
Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США. Натюрморт, Музей Орсэ, Париж. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (Харчевня матушки Антони, 1866, Национальный музей, Стокгольм).
Национальная галерея искусства, Вашингтон, США. И на всех она женственна, обаятельна, держится просто и естественно. В пейзаже Берег реки (1873 г. ) природа полна неуловимого движения струящихся токов влажного воздуха, в котором тают очертания предметов. 1876-1877 гг. Палитра мастера, наполненная светлыми мягкими красками, как нельзя более подходит для передачи образа девушки. Частная коллекция.
Музей Оранжери, Париж. Частная коллекция Оскара Рейнхарта (Oskar Reinhart), Винтертур (Winterthur), Швейцария. Корзина с цветами. Эрмитаж хранит богатую коллекцию пейзажей барби-зонской школы.
В 1864 году был впервые допущен в Салон. 1878 год. Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). Раннее произведение художника Дама в саду (1860-е гг. ) свидетельствует о первых успехах нового метода.
Это полотно Ренуара можно отнести к околоцветочной теме. Эта манера получила название "жесткого" или "энгровского" стиля. Firmenich), Женева. 1881 год.
Кто она, осталось неизвестным. 1910-1917 гг. В 1830-х гг. Ваза с сиренью и розами.
После объявления войны Пруссии, в августе 1870 года, был зачислен в полк конных стрелков. Девушка на скамейке, 1875 год, Частная коллекция. Его стиль стал более экспрессивным. Об особенностях этого направления, призванного, по понятиям современников, воспитывать в человеке чувство долга и гражданской доблести, дает представление картина Гильома Летьера (1760— 1832) Смерть Катона Утического. Ваза с розами, 1919 год. Музей Орсэ, Париж.
Тридцать пять картин Анри Матисса (1869— 1954), написанных между 1900—1913 гг., позволяют представить специфические особенности творчества одного из крупнейших художников Франции XX в. Семейный портрет, Красная комната и другие произведения мастера поражают декоративностью и насыщенностью цвета. Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). Краски потекли.
Ренуар писал ее для выставки и, зная, что краски не просохли, не стал покрывать лаком. Пабло Пикассо (род. Натюрморт с хризантемами. 1871 год. Излюбленным жанром Сезанна был натюрморт.
Первоначально оба полотна украшали лестницу в особняке. Работы испанских мастеров представлены более чем ста шестидесятью картинами. Ваза с пионами. Частная коллекция.
1892 год. Розы в вазе. Ваза с цветами. На нем запечатлена герцогиня Елизавета де Бофор. 1883-1884 гг.
Частная коллекция. Ее глава — Теодор Руссо (1812—1867) уже в раннем произведении Вид окрестностей Гранвиля показал, что простая, бедная внешними красотами природа Нормандии может стать источником вдохновения. Тем удивительнее, что ее мать слыла ярой активисткой британского движения синий чулок. Картину невозможно было восстановить. Они совершенны, как и все, что писал Ренуар. Частная коллекция. 1890 г., Музей Орсэ, Париж. 1890 год.
Искусство Франции XIX—XX вв. Розы. Эрмитаж располагает только одной картиной художника — Крестьянки, несущие хворост. В ранние годы Ренуар писал картины в академическом стиле. Буйство красок, свежесть и легкость стиля передают полное ощущение присутствия. 1864 год.
1879 год. Частная коллекция. На картинах Ренуара всегда праздник, всегда солнце и все всегда в цвету. В изображении фигуры нет ни единой четкой линии, все подвижно, неуловимо и зыбко. Цвет у Ренуара отличается чистотой, богатством оттенков и тончайшими переходами тонов. Розы.
Заметим, что цветы пользовались спросом во все времена. 1880 год. Цветы, 1901 год.
Букет цветов. В 1945году наряду с другими «перемещенными ценностями» их перевезли в Эрмитаж, где они в течение многих лет находились в спецхране. Подобные опыты завели художника в тупик и он отказывается от дальнейших экспериментов. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера.
Санкт-Петербург. В 1883 году в галерее Поля Дюран-Рюэля прошла первая персональная выставка Ренуара. Яблоки в мифологии – плоды с Древа познания. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). Букет цветов. Актриса Жанна Самари уже в двадцать лет сделалась парижской знаменитостью.
Весенний букет, 1866 год, Музей Гарвардского университета (Fogg Art Museum), Кембридж, Массачусетс, США. 1876 год. По картинам Ренуара можно изучать историю французского букета конца XIX – начала XX веков. Таким способом он заставлял предметы излучать свет, а человеческое тело — тепло и движение. Цветы в вазе.
1898 г. Музей Оранжери, Париж. Натюрморт с анемонами, 1900 год. Частная коллекция.
Яблоки и цветы. Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). Одно бесспорно, образу апостола Павла художник придал собственные черты. Салонное искусство.
1890 год. Это собрание является самым большим за пределами Испании. Для женщины с веером позировала, по словам Жоржа Ривьера, друга художника, некая «крупная красивая девушка, которую Ренуар завербовал однажды на площади Пигаль». Художнику удалось передать утонченную красоту девушки, ее изысканные черты и грациозность. 1875 год. В 1906—1907 гг. Частная коллекция.
1890 год. А. С. Пушкина признан одним из лучших ренуаровских портретов. Писал много портретов на заказ. Композиции с лестницей должны были представить обобщенные образы современных парижан.
Цветы и кошки (Герань и кошки), 1881 год, Частное собрание. Цветы в вазе. Но, сосредоточив внимание на чисто живописных задачах, эти художники тем самым ограничили возможности искусства и отодвинули на задний план социальную тему.
1880 год. Цветы в вазе, 1901 год. В восприятии актрисы Ренуаром оставалась немалая доля влюбленности. Пятнадцать произведений Поля Гогена (1848—1903) в Эрмитаже относятся к так называемому таитянскому периоду, когда в 1891 г., покинув Францию, художник поселился на островах Тихого океана. Частная коллекция. Букет роз.
1879 год. Частная коллекция. Но служащий галереи, перевозивший картину решил, что у художника просто не хватило средств и самовольно покрыл ее лаком. Сбор цветов (Выбор цветов). Розы в синей вазе. Художнику пришлось снова браться за кисти и повторить свое гениальное творение. Гладиолусы.
Гладиолусы в вазе. Одиннадцать картин Поля Сезанна (1839—1906) позволяют проследить основные этапы творческого пути художника. 1864 год. Она наполнена тайным смыслом и загадочными символами, о которых спорят специалисты.
Ренуар постарался сказать об этом, воспроизводя не только главную лестницу особняка, но и такую «опознавательную» деталь, как японский веер. В Театре «Комедии Франсез» хранится самый первый и самый маленький портрет, на котором актриса предстает в темной будничной кофте (1877 г. ), в Музее изобразительных искусств им. 1874-1875 гг. Частная коллекция.
1895 год. Ренуар принимал участие в реставрации интерьера первого этажа замка Варжемон. Частная коллекция. Институт искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.
Одна из них — Портрет актрисы Жанны Самари. Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар были большими друзьями, часто вместе работали на пленэре. Героиня картины – темноглазая красавица Альфонсина Фурнез, дочь владельца кабачка «Лягушатник» («Гренуйер»), неоднократно позировавшая О. Ренуару. Поздняя картина Давида Сафо и Фаон (1809 г. ) — свидетельство того, что в годы Империи от революционных настроений бывшего члена Конвента, творца картины Смерть Марата, не осталось и следа. Упавший зонтик (Перевернутый зонтик), ок. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
1875 год. 1878 год. Одна из картин Эль Греко – Апостолы Петр и Павел. Это полотно относится к так называемому Красному периоду в творчестве Ренуара (1903-1919 гг. ). Вместе с картинами импрессионистов в залах выставлены мраморы Огюста Родена (1840—1917) и бронзы Аристида Майоля (1861—1942).
Портрет из коллекции ГМИИ им. Пионы. Натюрморт с анемонами, 1898 год. 1876 год.
Вид розария в Варжемоне см. 1870 год. В 1850 году Николай Первый приобрел ее и еще несколько картин для музейной коллекции. Музей изящных искусств, Руан (Muse des Beaux-Arts de Rouen). 1884 год. 1885 г., Музей Орсэ, Париж.
Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). В это время Ренуар предпочитал писать свои картины в красных и розовых цветах. Натюрморт с букетом и веером. По-видимому, во второй половине 1880-х годов супругам Шарпантье захотелось «подновить» панно, что, однако, привело к отходу от авторской цветовой гаммы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Кроме того, его всегда привлекал специфически живописный аспект, а именно тон кожи неслучайно он говорил о рано умершей актрисе: «Она положительно вся светилась».
Он становится одним из основателей нового течения в искусстве— кубизма. Интересны и обворожительно красивы пейзажи Ренуара изображающие цветущие сады. Этьен Гужон изображенный на полотне, – воплощение "ренуаровского" типа ребенка. Частная коллекция. 1900 год.
Полотна Гогена декоративны, краски чистых локальных тонов лежат на холстах неподвижными плоскостями, контуры фигур и предметов, то спокойные и плавные, то причудливо изысканные, придают изображению характер красочного узора (Таитянские пасторали, Женщина, держащая плод, Чудесный источник, Идол и др. ). «Портрет Жанны Самари», ГМИИ). Натюрморт. Букет Хризантем. Музей изобразительных искусств, Бостон, США. 1878 год. Краски становятся чище и ярче.
Кажется, что она лишь краткий момент застыла в движении (фигура наклонена вперед) и сейчас сделает следующий шаг. Жанна — лучшая в стране исполнительница ролей в пьесах Мольера и Мюссе — и в жизни была такая же простая, светлая, красивая, приветливая, словно ожившая под кистью самого Ренуара. Сад, 1875 год. Много лет произведение выставлялось как Лютнистка. Частная коллекция. Среди наследия Ренуара есть несколько десятков натюрмортов с цветами. Шедевр является в числе первых, выполненных в технике направленного освещения.
Букет роз, 1890-1900 гг. Частная коллекция Андре Фирмениха (Andr. Частная коллекция. Музей Метрополитен. 1880-1881 гг. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург).
Ваза с цветами. Частная коллекция.
Розы в вазе. Здесь царят простор и демократия: в полной свободе, не тесня друг друга, мирно соседствуют картины прославленных мэтров и работы менее известных мастеров. В 1898 году переехал в Кань-сюр-Мер, где спустя десятилетие построил дом. Ваза с хризантемами.
Две девочки за фортепианo 1892Балерина 1874Танец в Буживале 1883Портрет девушки (Mademoiselle Romaine Lancaux) 1864 Portrait of Mademoiselle SicotКоко 1906Мадмуазель Жюли Моне с кошкой 1887Обнаженная на скалах 1904Портрет Рихарда ВагнераГабриэль с драгоценностямиПортрет семьи художникаДеревенский танец 1882-83Габриэль в красной блузе 1910Mademoiselle Legrand 1875Женщина с кошкой Виктор Шоке 1875Девушка в шляпе ЭрмитажНа качелях 1876Автопортрет 1910В конце жизни Ренуар страдал от обострившегося артрита, но любовь к красоте мира, живописи побуждала его превозмогать боль. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Анакреонт – древнегреческий поэт-лирик. Хранящийся в Эрмитаже вариант считается наиболее совершенным. Конечно, они не являются главными шедеврами его творчества, но великолепны и изысканны по стилю и цветовой гамме.
Сад в Фонтене (Fontenay), 1874 год. Букет тюльпанов, 1905-1910 гг., Музей Оранжери, Париж. Если он изображал на своих полотнах деревья, то это были деревья в цвету, например, цветущие каштаны. Частная коллекция.
Частная коллекция. Частная коллекция Оскара Рейнхарта (Oskar Reinhart), Винтертур (Winterthur), Швейцария. Букет роз в вазе, 1900 год. Пьер-Oгюст Ренуар (Renoir) (1841-1919), французский художник, график и скульптор. Букет роз. Розы в вазе, ок.
Она стала выражением кризиса импрессионизма, переживаемого всеми художниками этой группы. В Эрмитаже выставлено несколько полотен, принадлежащих кисти Ренуара. 1878 год.
Хризантемы, 1881-1882 гг., Институт Искусств, Чикаго. 1858 год. В период Первой империи классицизм оставался по-прежнему главным направлением в искусстве, утратив однако свою революционную сущность. Уличную жизнь Парижа, с присущей ей сутолокой, суетой и нескончаемым потоком транспорта и пешеходов запечатлел в своих полотнах Бульвар Монмартр и Площадь Французского театра Камиль Писсарро (1830—1903).
1880-1881 год. Аронник и растения в теплице. Букет в вазе, 1878 год. При написании этого портрета Ренуар использовал более гладкую манеру письма.
ниже. Пятилетний мальчик одет так, как принято было одевать детей в 80-е гг.
Краски уже не мельтешат и не смешиваются, как на предыдущем портрете. Букет Хризантем, 1883-1885 гг. 1909-1913 гг. Частная коллекция. 1872 г. Институт искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.
Некоторые исследователи полагают, что имеют дело с копией оригинала. Но благодаря кропотливому труду реставраторов, ее удалось восстановить. Розы из Варжемона (Wargemont), 1882 год, Частная коллекция.