Пьер Огюст Ренуар краткая биография и интересные факты из жизни знаменитого живописца, скульптора изложены в этой статье.
Ренуар любит писать людей, занятых непринужденной беседой, светской болтовней, легким флиртом, сидящих с цветами, с книгой, за рюмкой вина где-нибудь на берегу реки или в беседке, увитой зеленью. В 80-е годы Ренуар много ездил. То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины «Девушки в черном» (1885).
Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас. И если Моне, стремясь к чистоте импрессионистического стиля, возводит в его основной принцип световоздушную вибрацию и делает пленэр главным объектом наблюдения, то Ренуару принадлежит заслуга перенесения методов нового стиля на изображение человеческого тела и фигурные композиции. Это была мадам Ренуар.
Я ему предсказываю блестящее будущее в искусстве сделайте для него все, что можете. Такова лишь видимость. В 50-х гг. Годом позже по этим эскизам и наброскам он написал картину Материнство. Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе».
Они получали свои прозвища – Булочница, Большая Луиза. По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил. Дождь идет целыми днями, но то немногое, что я сделал или сделаю, является прогрессом. В отличие от Эдуара Мане, за несколько лет до этого в своей знаменитой и скандальной «Олимпии» решавшего практически ту же самую задачу, Ренуар не прибегнул к сюжетным одеждам, чтобы оправдать свою героиню. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось.
Знаменита серия Купальщицы, которая была создана художником в Англии. Но, в отличие от работ последнего, полотна О. Ренуара более созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики и неожиданных ракурсов (Ложа, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, ЛондонКонец завтрака, 1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне Первый вечер в опере, 1880, Галерея Тейт, Лондон). Они совершенно убеждены в равноправии любого аспекта современности. С 1879 года картина находилась в коллекции французского маршана и художника Гюстава Кайботта (Gustave Caillebotte). Нет ни одной четкой линии.
Это портрет в полный рост его молодой подружки Лизы. Но вскоре наступило ухудшение. Взгляды на жизнь Дега пессимистичнее и скептичнее, в его картинах в поэтический мир вторгаются грубые разрушительные силы реальности, привносящие в бытие «маленького человека» драматическую интонацию. В картинах Ренуара часто соединяются разные жанры живописи.
С середины 60-х годов Мане постоянно бывал в кафе Гербуа на авеню Клиши (прежде Большая Батиньольская улица), неподалеку от квартиры, где он жил на Бульваре Батиньоль. Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста. Монмартр постепенно обрастал жилыми кварталами. Ты понимаешь, Мане так же велик для нас, как Чимабуэ и Джотто для итальянцев кватроченто. Кроме того, он посещал частные уроки, на которых Глейр обучал тридцать или сорок студентов рисовать красками или карандашом обнаженную натуру.
характерен интерес О. Ренуара к выразительной, как бы случайно подсмотренной жизненной ситуации и обращение его в связи с этим к композиционному приему срезывания рамой персонажей картины, который широко использовал в своем творчествеЭ. Дега. Я ошибался, тем лучше. Именно от родителей он получил и пронес через всю жизнь уважение к ремеслу. Силуэт фигуры почти погашен. В центре на стене видна пустая рама, на фоне которой – худощавое, серьезное лицо Огюста Ренуара.
Но в этом не было пренебрежения к мотиву. Здесь есть красивые мотивы, которые я не смогу написать. Он хотел быть не красивым, а естественным. Скульптура Ренуар (Венера, бронза, 1914-16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн) стилистически близка произведениям А. Майоля.
Немаловажно то, что здесь Алина изображена иначе, чем где бы то ни было еще. Танцующая, веселящаяся толпа, типичные фигуры и лица завсегдатаев парижских увеселительных садов – они примелькались парижанину, они привычны его глазам, они частичка большого, многолюдного города. Вскоре трудолюбие Ренуара начало приносить плоды.
Он больше пишет обнаженную женскую натуру, встречаются и мифологические мотивы. В Обнаженной Ренуар соединяет черты жанра ню и портрета. Появление в ателье Глейра Клода Моне не могло пройти незамеченным.
В любом ренуаровском портрете (все равно, мужском или женском) анализ неизменно уступает быстрому впечатлению и живому, непосредственному отклику на него. В такой детали, как цветы, лежащие на столике, угадывается прелюдия решающего разговора. Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были Танцовщица и Ложа (обе — 1874).
Но он не единственный. В какой-то степени это предопределило черты торжественности, которые несколько неожиданно возникли в его интимизированном и лирическом искусстве, – «Зонтики», «Танец в Буживале», «Большие купальщицы».
– Горизонта нет совсем. Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений.
Нужно делать живопись своего времени. Он пришел к Ренуару сам. Так же и в этой картине героем оказывается художник Анри Лоран. Сам Ренуар именовал этот период «кислым».
Именно с этим фактом связано появление первой картины будущего импрессиониста. В особенности это сказалось в характере колористической гаммы, тонкой и воздушной, с помощью которой Ренуар добивался эффектов прозрачности и дымки. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887).
Однако его неунывающий дух был подкошен неожиданной смертью жены в 1915 году от диабета. Каждый поет свою песню, если у него есть голос. Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально. Осенью Ренуары уехали в родную деревню Алин Эссуа, в Шампань. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы.
«Лягушатник» (1869), «Семья Анрио» (1871), «Понт Неф» (1872), «Всадники в Булонском лесу» (1873), «Ложа» (1874), «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Качели» (1876), «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» (1876), «Портрет Виктора Шоке» (1876), «Первый выезд» (1876), «Выход из консерватории» (1877), «Мадам Шарпантье со своими детьми» (1878), «Чашка шоколада» (1878), «Зонтики» (1879), «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Программной работой художника этого периода может считаться картина Нагая женщина, сидящая на кушетке (или Обнаженная). Импрессионисты в большей степени, чем их предшественники, последовали этому призыву Торе. Погрудныйпортрет актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Часто художник делал наброски Алин, кормящей ребенка.
где познакомился с Моне, Сислеем и Базилем. Ренуара по специально сделанным для кресла рельсам выкатывали в сад, где он писал. Наконец, они остановились на деревне Кань. С того дня минуло шестьдесят пять лет С позиций истории не бог весть как много. Ренуар и здесь остается самим собой.
Сначала мы были группой, – говорил старый Ренуар Жану. Они упрекали Коро в том, что он перерабатывал свои пейзажи в мастерской. Это кафе оставалось излюбленным местом художников до середины XX века, оно сохранило имена приходивших туда Модильяни, сюрреалистов, писателей и поэтов начала прошлого века. Каждому из них она виделась по-разному.
Для Ренуара это было успехом и обещанием новых заказов. Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников. Во французской кинопрессе 1950-х годов создаётся настоящий культ Ренуара. В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Ренуар сделал это раньше других, так как у него не было денег, чтобы оплачивать учебу.
Во время учебы у Глейра они собирались обычно в Клозери де Лиля. Ложа (1874), Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Качели (1876), Бал в Ле Мулен де ла Галетт (1876), Портрет Виктора Шоке (1876), Первый выезд (1876), Выход из консерватории (1877), Мадам Шарпантье со своими детьми (1878), Чашка шоколада (1878), На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный Портрет актрисы Жаны Самари (1878) и Портрет госпожи Шарпантье с детьми (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Деревня Эссуа стала постоянным местом пребывания Ренуара с семьей. С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать.
Денег у художника было очень мало и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем. Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. А. С. Пушкина), для которой позировала натурщица Анна.
Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Он работал до последних мгновений. Однако и первые и вторые старались понравиться зрителю. Это, однако, было не слишком популярно в Школе.
Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров.
Атмосферой полного покоя и непринужденного движения отмечено известное полотно художникаЗавтрак гребцов (1881, Национальная галерея искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника. Вместе со своими друзьями по студии Глейра – Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем – Ренуар ездил в лес Фонтенебло, где они рисовали на открытом воздухе. С этого момента он перестал участвовать в выставках импрессионистов. Летом 1884 года Алин ждала ребенка и Ренуар ездил один.
Его привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы. Журнал искусств, в котором защищал новый стиль: Месье Ренуар имеет право гордиться своим Балом: никогда у него не было более высокого вдохновения. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году.
Ренуар никогда не отличался крепким здоровьем. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно. В торжественной обстановке она была показана Лапорту в доме Ренуаров.
Она догадалась, что этот странный персонаж был гением в своем роде. Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни. Выставка вместе с ними омолодила Ренуара, стала неожиданной радостью.
В 1862-64 учился в школе изящных искусств, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем. Ее фигура несколько полновата и тяжеловесна, но прекрасна зрелой женской красотой. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. И здесь во всем как бы царит случай. Зачем писать, когда с таким удовольствием можно просто смотреть.
В 1858 году фарфоровая мастерская, в которой работал Ренуар, закрылась и ему пришлось переключиться на роспись вееров и штор. В ранних работах Ренуара сказывается воздействие Г. Курбе и Э. Мане. Для его полотен характерен особый «ренуаровский» колорит: светоносный и лучезарный, с бесконечным богатством нюансов и оттенков Художник легко и нежно мелким мазком клал на холст краску, добиваясь особой прелести в передаче прозрачности кожи, шелковистости волос, блеска глаз. После свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Дела одаренного портретиста резко пошли в гору, когда высокопоставленные люди стали засыпать его заказами. Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара.
Сам Ренуар именовал этот период «кислым». В 1866 году Ренуар написал довольно большую по размерам картину «Кабачок матушки Антони», в какой-то степени программную для раннего периода его деятельности.
И если бы не было счастья творчества, его дух, наверное, угас бы раньше времени, находясь в беспомощном и недвижимом теле. В этом смысле художественная философия Ренуара вполне созвучна настроениям XVII столетия с его женскими портретами. Картина «В саду» написана широкими свободными мазками, нанесенными быстрыми движениями кисти, отчего формы предметов выглядят достаточно обобщенными, однако это не лишает работу впечатления завершенности.
Ренуару нравилось, что его отец и мать были людьми простыми:. – так пишет в своих воспоминаниях торговец картинами Дюран-Рюэль. Однако среди них уже не было импрессионистов.
Линии рисунка стали четкими и определенными. Многие из этих работ были окончены уже по памяти на родине, но все же основная работа была сделана на пленэре. Но жизнь, тем не менее, входила в свое русло.
Цель ренуаровского образа – показать прекрасное в облике современной женщины, ничего не меняя и не исправляя в нем. Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. Начало 60-х годов – это время становления импрессионизма.
Часто посещал Лувр, восхищался работами А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонара. По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи. Не уверен, что он правильно меня понял, – добавил Ренуар. Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь.
В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей. Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. В 1862 году Ренуар поступил в школу Глейра. Все это мастерски схвачено широкими, быстрыми, как в набросках, движениями кисти.
Ренуар никогда не был склонен переоценивать себя. Происходил он из бедной семьи и вот таким образом с юности был вынужден зарабатывать себе на жизнь. В тот день он умер.
Вам нужно было бы сделать нос подлиннее. Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил. Клиенты не узнают своего идола. Взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алин невозможно было не заметить. Такой была Жанна Самари известная актриса «Комеди Франсез». когда я думаю, что мог бы родиться у интеллектуалов. Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости.
1869, ГМИИ, МоскваТропинка в высокой траве, 1874, Музей Орсэ, ПарижВ саду, ок. В чем-то он стал таким, какими были они. Он часто ездил на побережье Нормандии и Бретани, а также посещал Лазурный берег и Эссуа в Бургундии, где жила Алин Шариго, очаровательная маленькая натурщица, на которой он женился в 1890 году. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. 90-е годы принесли в жизнь Ренуара и радость и горе.
В 1914 году началась мировая война, на которую ушли два старших сына Ренуара. Он был шестым ребенком. На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел. Мне казалось, что во Франции невозможно создать что-то свое», но, посмотрев «Пылающий костёр» с Мозжухиным в главной роли, он изменил своё мнение. Название ресторан получил из-за вкусных галет, которые здесь подавали.
Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». Он был одним из семи детей в семье. Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения. Уже во время первой недели обучения произошло столкновение между Ренуаром и Глейром. И в то же время он ближе остальных к театру».
Я абсолютно счастлив и я не умру, прежде чем не закончу мой шедевр. Ренуар в живописи Делакруа, вероятно, видел нечто свое, особенно близкое ему. расписывал изделия из фарфора, веера.
Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. В конце 1860-х гг.
Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. Эдмон Ренуар вспоминал: Это было как будто вчера. становится погрудное изображение какой-либо молодой женщины в шляпе. В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность. Она была выставлена в Салоне весной следующего года. Он постепенно возвращается к конкретным предметным образам.
Ведь так трудно судить о самом себе. Там он делал наброски. Его скованное параличом и подагрой тело уже было не в состоянии удерживать жизнь. Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму, сближает его раниие работы с творчеством художников-реалистов, в особенности Г. Курбе, но более легкая цветовая гамма уже отличает его картины от полотен предшественников (Харчевня матушки Антони, 1866, Национальный музей, Стокгольм). Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет.
Это стоило жизни Алин – она умерла через год, оставив Ренуара одиноким. И только Ренуар смог передать потомкам обаяние его независимой личности. После окончания учебы в 1864 году, Ренуар вступил в активный период своего творчества. Но это все уже что-то. Эта особенность сохраняется и в портретном искусстве Ренуара.
Ренуар родился в городе Лимож в феврале 1841 года.
Вечерами в субботу и по воскресеньям в Мулен де ля Галетт собирались потанцевать приказчики из магазинов, швеи, молодые художники, литераторы, актрисы и просто веселые девушки с Монмартра. Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. Английские девушки были раскованнее французских и свое восхищение прекрасными женскими телами Ренуар выразил в картинах. Там он написал в 1888 году Прачек, снова напоминающих своим цветовым строем о живописи XVIII века. Ренуар говорил, «что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи Сердце мое принадлежало Диазу».
Подобно Мане, в «Диане-охотнице» (1866) и «Обнаженной с собакой» (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой «вечного». 80-е годы в творчестве Ренуара принято называть энгровским периодом. Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность. Враждебная импрессионизму критика не раз предпринимала попытки отторгнуть от него наиболее ярких его представителей, таких, как Ренуар и Дега используя в этих целях формальные моменты творчества и словесные декларации, как правило относящиеся к позднему периоду их деятельности. Это произошло, но позже, уже после гибели Базиля во время франко-прусской войны, – ему так никогда и не пришлось выставиться вместе с другими и получить имя импрессиониста.
Я в восторге от того, что я сделал, все довольны. Именно живопись удерживала его в жизни. Для картин 1870-х гг. Сам Ренуар именовал этот период «кислым».
Она до сих пор входит в число самых дорогих картин, когда-либо проданных на аукционе. Однако, кроме семьи, у Огюста Ренуара был еще один воспитатель – Париж. В картине Купанье на Сене (1869), хранящейся в Музее изобразительных искусств им.
И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства. Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца. А затем, держа в руках награду, она обратилась прямо к камере и добавила: «В благодарность за все, чему ты научил молодых деятелей кино и зрителей всего мира, я говорю тебе от их имени: Спасибо, мы тебя любим, Жан». Ренуар переходит к пленэрной живописи, органически включая человеческую фигуру в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ). Но это не было бы только хроникой.
Ведь, по его собственным словам, яблоко не может созреть на сливовом дереве. В творческой жизни Ренуара 80-е годы не были столь безмятежными. Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях. В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей.
Конечно, несмотря ни на какую свою «случайность» импрессионистическая композиция вовсе не имеет спонтанного характера. Этот мотив привлекал художника и прежде. Завсегдатай кафе Гербуа Фантен-Латур в 1870 году написал еще один групповой портрет.
Зимой 1883 года Ренуар вместе с Клодом Моне путешествовал по Ривьере. Это историческая картина. Недаром Ренуар писал ее трижды. Церковь Сен-Пьер хотели снести в 1850 году. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана.
В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Я за независимость во всем: однако я утверждаю, что поведение месье Ренуара кажется мне абсолютно разумным.
Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Его палитра светлеет, лёгкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается тонкими серебристо-жемчужными рефлексами, оттенёнными мягкими пятнами тёплых воздушных теней (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз («Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло», 1866). Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как «Купание на Сене» (1869) из ГМИИ им.
В состоянии депрессии он уничтожил целый ряд сделанных работ. В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар. Тогда в горячих спорах об искусстве они с юношеским максимализмом отвергали все авторитеты классического искусства, звучали даже призывы сжечь Лувр, что отнюдь не мешало им, по словам старого Ренуара, оставаться старательными учениками Глейра. Иногда наступало обманчивое улучшение, но ненадолго.
Городским, сельским ли был сюжет – это не имело для них никакого значения. Она жила совсем рядом, вместе со своей матерью и зарабатывала шитьем. К счастью, этого не произошло и на рубеже XX века она была реставрирована. Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов. 70-е годы стали временем созревания импрессионизма. Тем не менее даже в этом портрете Ренуар не вполне отказался от своих идеалов. Вот и получилось, что из всех импрессионистов лишь одному Ренуару удалось увидеть толпу не с привычной для его современников позиции «сверху вниз», откуда она представлялась им безликой, шокирующей и вульгарной, а как бы изнутри ее, что дало ему возможность разглядеть в ней большую жизненную энергию, здоровье и бодрость. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной.
С 80-х гг. Так домашняя легенда повествует о рождении художника Ренуара.
Первым настоящим шедевром Ренуара стала его картина Лиза, написанная в 1867 году. Он любил писать портреты, которые занимают значительную часть его наследия. Этот цикл открывала картина, повсеместно известная под неточным названием Чета Сислей (1868 г).
В ней равнозначен любой участок холста. Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов О. Ренуара (Девочка с лейкойПортрет мадам Анрио, 1876 – оба в Национальной галерее искусств, ВашингтонОбнаженная, 1876, ГМИИ, МоскваНа террасе, 1881, Художественный институт, Чикаго Молодая женщина, 1900, частное собрание). Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом. Несмотря на бедность именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Бал в ле Мулен де ла Галетт (1876), Обнаженная (1876), Обнажённая в солнечном свете (1876), Качели (1876), Первый выезд (1876/1877), Тропинка в высокой траве (1877).
К этой особенности человеческого зрения и апеллируют импрессионисты именно в ней суть так называемой «мгновенности впечатления», открывающей им возможность фиксировать дыхание жизненного потока в любой ситуации, сколь бы кратковременной она ни была. Так как начинается Возрождение.
Как вспоминает Воллар, «на просьбу написать мадам Л. он ответил, что не умеет писать хищных зверей» ибо неизменно предпочитал писать модели, близкие ему эстетически и духовно. Замечательный колорист, он часто добивается ощущения монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в чёрном, 1883, ГМИИ). Ренуар наименее театральный их всех режиссеров, он пошел дальше всех в критике театра. Я боялся, видя большое количество выставок-однодневок.
Но его страстная влюбленность в жизнь, удивительная душевная теплота и твердая вера в лучезарность человеческого предназначения, всегда бывшие главными свойствами его натуры, не исчезли, продолжая существование в безудержной праздничности его светлого и поэтичного искусства. Жизнерадостное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, особенно отчетливо проявилось в творчестве одного из крупнейших представителей этого направления Огюста Ренуара (1841-1919). Всякий человек имеет право на счастье. Он предложил Ренуару пользоваться его холстами и красками. В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете». Один из рабочих Леви, Эмиль Лапорт, занимался на досуге живописью маслом.
Надо знать великолепные возможности рекламы, которую официальный Салон предоставляет молодым художникам. Рождение первенца Пьера (21 марта 11885 года) знаменовало истинное начало семейной жизни, что в творчестве мастера выразилось завершением цикла композиций на тему любви. Пьер и Жан вернулись с войны ранеными. Много лет спустя Ренуар комментировал: Я изо всех сил постарался, рисуя модель. Отныне Ренуар проводил часть каждого лета и каждой зимы за пределами Парижа.
Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа. Нужно, чтобы они оставались тем, чем Бог их создал, фоном, как у Джорджоне. Его девиз «вижу – изображаю», явившийся логическим следствием всего хода развития европейского искусства нового времени, первым звеном которого был Ренессанс, а последним выпало стать импрессионизму.
Портреты О. Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего (Портрет Клода Моне, 1872, частное собраниеПортрет Клода Моне за чтением, 1872, Музей Мармоттан, ПарижЧитающая женщина, 1875, Музей Орсэ, Париж В мастерской на улице Сен Жорж, 1876, частное собрание). Сюда входят практически все лучшие его работы.
Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. Представитель импрессионизма. По этому принципу строились картины, подобные Девушке в шляпе с красными маками. «Обнаженная» (1876) из ГМИИ им.
Ее звали Алин Шариго и в 1880 году ей был 21 год. Эта картина была выставлена на 3-й выставке импрессионистов в 1877 году (вместе с картиной «Качели») и она считается основной работой Ренуара середины 1870-х годов. Ренуар Пьер Огюст (Renoir) (1841-1919), французский художник, график и скульптор.
Его смелость, уверенная манера держаться, свобода в общении с людьми и свобода его живописи сделали Клода Моне безусловным лидером группы друзей. Дочь Берты Моризо, Жюли Мане, описывает в своем дневнике похороны Малларме в 1898 году. Типом живописи, очень часто привлекающим внимание Ренуара в 1980-х годах. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына— Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.
Лучшее из произведений подобного рода у Ренуара – «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» – пожалуй, самая крупная жанровая картина в импрессионизме. Неудобство Италии, – говорил Ренуар Жану, – в том, что это слишком красиво. В изображении обнажённой натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании тёплых телесных тонов со скользящими лёгкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими поверхности картины гладкость и матовость (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876, ГМИИ). Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура.
По словам известного историка искусства Лионелло Вентури, «импрессионизм по-своему способствовал признанию достоинства обездоленных классов, выбирая самые простые мотивы, предпочитая розам и дворцам капусту и хижины». В картине «После завтрака» запечатлен момент, когда беседа за столом на какое-то мгновение оборвалась. В 1879 году, а затем еще раз в 1882 году он посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881-1882 годах – в Италию. С годами все чаще он обращался мыслью к декоративной живописи великих итальянцев. Ренуар восхищался им и всегда испытывал некоторое волнение, думая о нем.
Основное ядро составляли произведения Дега, Ренуара, Моне, Моризо, Сислея и Писсарро. В картине Качели (1876, Париж, Лувр) он изобразил уголок одного из парижских садов. Ренуара ругали меньше других. Так сложилась маленькая группа художников, которая возглавила новые искания в живописи. Желание быть естественным и правдивым заставило Ренуара со всем вниманием отнестись к штрихам и деталям, рисующим и антураж заурядного кабачка и конкретность временного момента. Базиль, Моне и Ренуар изображены там вместе с Мане в его батиньольском ателье. Дома его окружали друзья, старые и новые.
Его темы просты и вечны, а образы молоды и прекрасны. Она приехала, когда Пьер был уже большим и главной ее заботой стал Жан. Все зыбко, неуловимо и подвижно. Теперь его семья поселилась высоко на склоне холма, на улице Жирардона, 13, в доме под названием Замок Туманов.
От имени режиссёра (который был тяжело болен) награду за него получала Ингрид Бергман которая в своем выступлении отметила, что все фильмы Ренуара отличают присущие ему индивидуальность, поэтичность и тонкий лиризм, главным содержанием его картин является его собственная любовь к людям, как бы ни проявлялась их сущность: от благородства до безумия. Ренуар был увлечен не столько пейзажем, сколько человеком. Алин пыталась лечить Ренуара, они перепробовали все целебные воды Франции. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание.
Подводя итог работы в немом кинематографе, Ренуар заявил: «Я снял всего один фильм— Нана остальное— это спорт и коммерция» Финансовая неудача фильма, который он же частично и финансировал, заставила режиссера перейти к постановке чисто коммерческих картин, преимущественно костюмных исторических мелодрам. Восходящее солнце». Такова его Харчевня матушки Антони (1866), сочетающая непосредственную жизненность непритязательного бытового мотива со стремлением добиться воздушности общего живописного впечатления.
Любопытно, что партнером в таких парах оказывался кто-либо из его друзей, также художник. Родился Пьер Огюст Ренуар 25 февраля 1841 года в небогатой многодетной семье портного. Признание пришло и от государственных чиновников — картина Девушки у рояля (1892) была закуплена для Люксембургского музея. Судьба другой картины Огюста Ренуара В саду необычна.
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года.
И потом, на пленэре не видишь, что делаешь». Его картины выставляются в Лондоне, Брюсселе, на Седьмой международной выставке у Жоржа Пти в Париже в 1886 году. Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов.
Что, если бы я занялся всеми профессиями, которыми меня пытались соблазнить. Здесь она не воспринимается как украшение – Ренуар вообще не любил писать женских украшений. Именно Базиль первым заговорил уже в те годы о необходимости объединиться в группу.
Этого нет у Ренуара. Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887).
Однако именно это последнее падение оказалось роковым. Он путешествует в Нидерланды интересуясь полотнами Вермеера и Рембрандта. Иногда это лицо мелькает в толпе на площади Пигаль, оставляя ощущение мимолетного счастья. Да, безусловно, это был цвет, как и для всех его друзей.
Лиза в течение нескольких лет оставалась верной спутницей художника. Она не предполагает выделения центра. Молодая, красивая, обаятельная, женственная, с живыми блестящими глазами, она прямо-таки была создана для ренуаровских полотен. В отличие от своих предшественников – барбизонцев они вовсе не собирались становиться добровольными затворниками уединенных лесов Фонтенбло и врагами «современной цивилизации», справедливо полагая, что солнечный свет и дрожание воздуха одинаково прекрасны и красочны и в кроне цветущего дерева и в звенящей ряби реки и на загорелых лицах гребцов, завтракающих на террасе кафе где-нибудь в Аржантейе и на скромном платьице молоденькой горничной и на прокопченном металлическом кожухе дымящего под сводами вокзала Сен-Лазар паровоза. Бальзак и Флобер приступили к изучению «Человеческой комедии», сделав проблему «Человек и среда» проблемой века.
Именно с этим портретом связаны значительные события в его жизни. Когда молодому дарованию исполнился 21 год, он успешно сдал сложные вступительные экзамены в популярной на то время школе изящных искусств, поступив в которую познакомился с подающими надежды импрессионистами, в том числе Клодом Моне.
С его позиций любой уголок природы, любой фрагмент жизни, сколь бы крошечным и внешне незначительным он ни был, обладал равноправной ценностью в сравнении с любым другим компонентом мироздания. Ему даже удалось продать «Ложу» за 425 франков. В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной.
Его ранним работам 1860-х годов присущ подчеркнуто реалистический характер. Нагота считалась признаком условности сюжета. С помощью чистого цвета Ренуар создает и светотеневые эффекты и объемы и формы предметов и ритмический рисунок и в конечном счете настроение – как, например, в картине «В саду», небольшой, но для Ренуара чрезвычайно характерной. В них заключено сияние и одновременно нежность. Это пейзаж — Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло (1866), бытовые сцены — Лягушатник (1869), Понт Неф (1872), натюрморт — Весенний букет (1866), портрет — Лиза с зонтиком (1867), Одалиска (1870), обнаженная натура — Диана-охотница (1867).
Линии рисунка стали четкими и определенными. Среди них: «Маркитта» (1927)— романтические похождения принца одного из государств Центральной Европы «Турнир» (1928)— историческая реконструкция, снятая в Каркассоне «Колонии» (1929)— фильм, снятый по заказу французского правительства в ознаменование сотой годовщины завоевания Алжира «Лодырь» (1928—1929), который был комедией в американском стиле. Во-первых, мне на это наплевать. Ему повезло, что происходит не всегда.
По вечерам Огюст посещал школу живописи. Дальнейшая биография Ренуара упоминает о неудачах Пьера на выставках импрессионистов, что натолкнуло живописца на возвращение к Салону, где благодаря «Портрету мадам Шарпантье с детьми» имя автора было официально признано ведущими французскими критиками. Среди друзей, оставленных Ренуару Бертой Моризо, был и писатель Стефан Малларме.
Он сам признавал, что нарисовал ее исключительно ради выгоды. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Это успех. Но красота остается. История эта началась немного раньше, примерно в 1880 году.
Несмотря на болезнь Ренуара, дом всегда был оживлен. Ренуар с друзьями тоже перебрались туда с левого берега Сены.
Жизнь и творчество художника обретают стабильность. Характерность избранного художником мотива несомненна. Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира.
Воллар стал маршаном, другом и биографом Ренуара. Проворные пальцы все время дергают и поглаживают седые усы и бороду. Среди них – Обнаженная (Москва, ГМИИ им. В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены.
Его герои всегда очаровательны и безмятежны. Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». Это всегда только расцвет и никогда – увядание.
Скульпторы, такие как Жан-Батист Карпо, создавали произведения, которые вполне соответствовали пышности стиля необарокко. Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме – визуальное наблюдение. Сегодня вечером горы были розовыми. Все было в движении, свет постоянно менялся.
Они настолько нравились Ренуару. Его в первую очередь занимает игра оттенков. Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. Но в этом хрупком человеке была заключена фантастическая жажда жизни и страсть творчества. Против них тогда поднялся всеобщий бунт возмущенного общественного мнения.
Чего еще желать. Ренуар пишет такие картины как Яблоки и цветы (1895/1896), Весна (1897), Сын Жан (1900), Портрет госпожи Гастон Бернхейм (1901). Кроме того, учился в мастерской Ш. Глейра и познакомился там сА. Сислеем, Ф. Базилем иК. Моне. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Огюст Ренуар отчетливо осознавал, какую роль в его будущем сыграла семья.
Теперь маленького Коко одевали в красное платье и Ренуар писал его золотые волосы, которые Жану пришлось обрезать, чтобы не дразнили мальчишки. Ренуар встретил девушку напротив своего дома в молочной мадам Камиль на улице Сен-Жорж. Приемов не устраивали, дом был открытым и собирал самых разных посетителей. Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего. Друзья не ленились провести время в поезде, чтобы повидаться с ним. Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название («Жемчужина»), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. Но именно там, в музее, получаешь вкус к живописи, который одна природа не может дать. Видя его жизнерадостность, командир советовал ему продолжать военную карьеру.
Здесь и родился в 1894 году Жан, второй сын Ренуара и Алин Шариго. Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским. Мысль о работе в кино меня не посещала.
Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар. На замечательном портрете из ГМИИ им. Отсутствовали лишь работы Мане и Сезанна.
Там бывало смешанное общество и постоянно царило праздничное настроение. На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна. Ренуар также написал уменьшенную версию этой картины (78 см 114 см) с тем же названием. Серьезность намерений юной пары как бы скрепляется крестом на груди девушки, деталь необычная для неверующего художника и больше нигде у него не встречающаяся.
В 1872 году Ренуар с друзьями создал Анонимное кооперативное товарищество. Именно в музее учатся писать, – говорил он. Но они не сливаются с ним. Я уже не говорю о каштанах и картошке испеченных в золе, с маленьким стаканчиком Кот дОр.
Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом. На рубеже 60-70-х гг. Было очень торжественно. Так продолжалось два или три года. Трудно любой из них отдать предпочтение. Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности.
В апреле 1862 года он поступил в Школу изящных искусств в Париже. Фабулой картины становится поворотный момент в жизни ренуаровских героев. Предыдущий опыт работы сделал руку Ренуара уверенной и он всегда был полон решимости разрешить любую стоящую перед ним задачу. Что порой для его моделей специально заказывались необычные.
Я возвращаюсь с большим сожалением в Париж, где твердые воротнички, забытые на долгие месяцы, снова начнут действовать мне на нервы. Я немножко принадлежу школе папаши Коро. Для Ренуара он стал одним из самых близких людей. Потом модель художника вышла замуж за адвоката и общение прекратилось. Нагота не смущает ее, она спокойно сидит, вполоборота повернувшись к зрителю.
Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни. В отличие от своих друзей. 1863 год отмечен в художественной жизни Парижа замечательным событием: повелением Наполеона III – рядом с официальным Салоном был открыт Салон Отверженных, где настоящую бурю вызвал Завтрак на траве Эдуарда Мане.
Сен-Рафаэль, Монте-Карло и Бордигера – край сплошных пиний, но в эту пору очень изменчивый. Позже Габриэль стала одной из любимых моделей старого Ренуара. Впоследствии работа па пленэре стала отличительным, «фирменным» знаком импрессионистов, группы художников, ядром которой была перечисленная выше четверка. Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Портрет написан сочетанием мелких вибрирующих и широких пластичных мазков, позволивших Ренуару вплавить в живописную поверхность десятки разнообразнейших оттенков цвета.
В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам. И он страдал оттого, что разрушается старый Париж, его Париж. И, что самое удивительное, письмо действительно доставили Ренуару. Мы видели все или почти все, от Марселя до Генуи. Художнику была чужда назидательность Курбе, сатира Домье.
На этой выставке в ателье Надара было показано пять его картин – «Танцовщица», «Ложа», «Парижанка», «Жнецы», «Голова женщина». Внутренне различные, но внешне сходные между собой, они словно отмечены печатью общей эпохи и среды (После обеда, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Зонтики, Национальная галерея, Лондон, – оба 1879). – пишет Ренуар Дюран-Рюэлю с редким для него восторгом. Дюран-Рюэль, которому пришлось пережить нелегкие времена в результате очередного экономического кризиса, весьма зависел от результатов этой выставки, а новое понимание искусства только-только начало завоевывать признание в широких кругах зрителей. Он начал зарабатывать для семьи, подрабатывая в одной мастерской по росписи посуды, где также зарабатывал и на свое обучение в художественной школе.
Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро. Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения «порядочной публики», события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев. Я думаю, что мне удалось сделать шаг вперед к уважению публики, маленький шаг. Он не выставлял свои работы на выставках импрессионистов в 1879-1880 и 1881 годах. Ренуар продолжал работать, но с каждым днем это становилось все труднее.
Всего у Леонара и Маргериты родилось семеро детей, двое из которых умерли в младенчестве. Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Вместе они писали картины на пленэре, в окрестностях Парижа и разработали новый живописный метод – импрессионизм. Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. Словом, я очутился в тупике». Лоран был значительно младше Ренуара, на 21 год. А. С. Пушкина.
Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Ренуар утверждал тогда: «Ритм превыше всего. Картина Ренуара выставлялась также в Лувре.
Монмартр привык видеть Габриэль с Жаном, которого она носила на спине. Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару. Они излучают особое обаяние — «Нагая женщина, сидящая на кушетке», «После обеда», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушка с веером», знаменитые варианты «Купальщиц». Философия Ренуара— терпимость, милосердие, желание понять окружающих», его творчеству посвящена книга Андре Базена («лучшая книга о кино», по определению Франсуа Трюффо). Алин чистила его палитру, мыла кисти, снимала краску с неудавшихся участков полотна.
Случались в течение этих двадцати лет наступившего XX века и большие радости. Гьер великолепен. Вчера я думал, что он закончен, что я не могу больше добавить ни одного удара кисти, чтобы сделать его лучше, но ночь приносит советы: и теперь я вижу, что еще три или четыре дня работы придадут ему больше живописной глубины. С этого момента имя Эдуарда Мане стало неразрывным от представления о новом искусстве. Эта попытка вновь обернулась провалом.
И как уродливое свидетельство наступления того нового, что так ненавидел Ренуар, с конца 70-х до 1923 года все выше поднималась на самой вершине Монмартра, почти прижимаясь к стенам Сен-Пьер, церковь Сакре-Кёр. – Мы чувствовали локоть друг друга и поддерживали друг друга. «Виной» тому – высокая человечность и подкупающая искренность его искусства, запечатленная в солнечных красках, в подкупающей обаятельности юных парижанок, в веселом многоцветье Монмартрского праздника, в шумных пикниках и танцах, в жемчужной мягкости и теплоте обнаженного женского тела, в искрящихся светом пейзажах. Ренуар был шестым ребенком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргериты. В женских портретах наряду с особенностями и тончайшими нюансами настроения модели – эмоциональность и артистичность натуры в этюде к портрету актрисы Ж. Самари (1877, ГМИИ), чистота и непосредственность юного характера в портрете Мадемуазель Гримпель с голубой лентой (частное собрание, Париж) – он выявляет и присущее им извечное женственное начало. В посредственность обратился и классический герой в облике ряженого натурщика с постным лицом, разыгрывающий в претенциозных полотнах академических гениев драматические спектакли по мотивам наиболее ходких в обывательской среде исторических анекдотов.
Сменив несколько домов, Ренуары купили там виллу Колетт. Кинематографом увлекался с самого детства, про, что он пишет в статье, опубликованной журналом «Лё пуэн» в 1938году: «Мне пришлось долгое время ходить в кино по три раза в день. Ренуар – певец радости. Прежде в изображении флирта, церемонии ухаживания. Ему казалось, что он не умеет ни писать, ни рисовать.
Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи. Эта же черта присуща «Завтраку на траве» (1866) Клода Моне, «Семейному портрету» (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея. – восклицал в старости Ренуар, беседуя с молодым торговцем картинами Волларом. Сюда вошли практически все лучшие его работы, выполненные в разных жанрах. – говорил он.
Я вижу его не в монтаже, а в актёрской игре». вместе сК. Монесовершил несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан, так называемый Лягушатник (Лягушатник, 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). Совместная работа во многом обогатила творческий арсенал обоих художников, в частности, О. Ренуар заимствовал у Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887). Жизнь на Монмартре в ту пору была еще простой, как в деревне. Мэтр прибыл.
Линии рисунка стали четкими и определенными. И нам надо принять в нем участие, – говорил он Ренуару.
В сфере художественных интересов Ренуара оказалось и раннее творчество Эдуара Мане, в скандальной «Олимпии» и «Завтраке на траве» предпринявшего попытку примерить на своих современников одежды старого, классического искусства. Все великолепно. Французский художник и скульптор, представитель импрессионизма. Живопись Ренуара легка и стремительна. На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система. А в 1897 году с Ренуаром случилось несчастье.
Он продолжает создавать шедевры — На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881). Однако в те годы, когда друзья собирались в Клозери де Лиля и когда Ренуар дышал идеями нового искусства, в Лувре у него были всегда свои образцы. Летом, в дождливый день в Эссуа, он упал с велосипеда и сломал правую руку.
Моне бросился в погоню за ускользающим и непослушным «мгновением», стараясь в бесчисленных вариациях одного и того же сюжета возможно более точно зафиксировать малейшие изменения его световоздушной характеристики. Это славный и достойный путь многих художников. В прошлом остались трепет прикосновения, вибрация света и тени. Даже причудливые шляпы. Страдания проходят.
Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Чтобы писать фигуры в картине на пленэре, приходилось выносить большой холст в сад. Золя в статье для Вольтер объяснял позицию Ренуара так: Месье Ренуар первым понял, что никогда не получишь заказов таким способом (с помощью выставок импрессионистов) а так как ему надо было жить, он снова начал посылать свои работы в официальный Салон, за что и был назван ренегатом.
Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. 80-е годы становятся временем, когда Ренуар вступает в полосу успеха. Поставленный же в самый центр композиции крест как бы фокусирует ее смысл.
У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Здоровая крестьянская кухня мадам Ренуар, ее знаменитый буйабез славились в их кругу. И потом, в один прекрасный день, вдруг никого больше не стало. Жан с юных лет занимался живописью, затем керамикой, посещал театры, много читал. Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы.