Ренуар с друзьями тоже перебрались туда с левого берега Сены. Я немножко принадлежу школе папаши Коро. В отличие от своих предшественников – барбизонцев они вовсе не собирались становиться добровольными затворниками уединенных лесов Фонтенбло и врагами «современной цивилизации», справедливо полагая, что солнечный свет и дрожание воздуха одинаково прекрасны и красочны и в кроне цветущего дерева и в звенящей ряби реки и на загорелых лицах гребцов, завтракающих на террасе кафе где-нибудь в Аржантейе и на скромном платьице молоденькой горничной и на прокопченном металлическом кожухе дымящего под сводами вокзала Сен-Лазар паровоза.
И вместе с тем этот взгляд достаточно зорок, чтобы зафиксировать непринужденность их поведения и манеру держаться. Им чужды глубокие и сильные страсти, горькие раздумья, сложная психологическая жизнь. Нужно делать живопись своего времени.
В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В ней он, хотя и робко, попытался уловить естественность и поэтичность. С помощью чистого цвета Ренуар создает и светотеневые эффекты и объемы и формы предметов и ритмический рисунок и в конечном счете настроение – как, например, в картине «В саду», небольшой, но для Ренуара чрезвычайно характерной.
Зимой 1883 года Ренуар вместе с Клодом Моне путешествовал по Ривьере. Его скованное параличом и подагрой тело уже было не в состоянии удерживать жизнь.
А. С. Пушкина), для которой позировала натурщица Анна. Там, по предложению Моне, они очень много писали на природе. В 1862-64 учился в школе изящных искусств, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем. Но он не единственный.
Золя в статье для Вольтер объяснял позицию Ренуара так: Месье Ренуар первым понял, что никогда не получишь заказов таким способом (с помощью выставок импрессионистов) а так как ему надо было жить, он снова начал посылать свои работы в официальный Салон, за что и был назван ренегатом. Проворные пальцы все время дергают и поглаживают седые усы и бороду. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Вслед за Домье и Курбе импрессионисты предложили свое прочтение этой задачи. На замечательном портрете из ГМИИ им. Ренуар продолжал работать, но с каждым днем это становилось все труднее.
В 50-х гг. Пьер и Жан вернулись с войны ранеными. Наиболее известное произведение этого периода – «Большие купальщицы» (1884/1887). В торжественной обстановке она была показана Лапорту в доме Ренуаров.
Денежные заботы потеряли свою остроту для Ренуара. В 1862 году Ренуар поступает в школу изящных искусств. Теперь об этом событии вспоминают как о первой выставке импрессионистов. В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены. Золотистые волосы, синее сияние глаз и зеленые переливы платья как бы отделяют ее от этого цветного марева. Но в этом не было пренебрежения к мотиву.
Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были Танцовщица и Ложа (обе — 1874). В Обнаженной Ренуар соединяет черты жанра ню и портрета. Недаром Ренуар писал ее трижды. Жан с юных лет занимался живописью, затем керамикой, посещал театры, много читал. Он принадлежал к той породе людей, на долю которых выпадает ничуть не меньше горестей, чем на долю других, но они не желают им поддаваться.
Алин чистила его палитру, мыла кисти, снимала краску с неудавшихся участков полотна. С многочисленными друзьями Алина тоже сумела поладить, держась с ними просто и сдержанно. Как бы то ни было, наступил период нужды, поисков заработка, но, вместе с тем и период радости новых встреч, новых живописных открытий и обретения новых друзей. В названии сохранилось воспоминание о давно разрушенном замке XVIII века, на месте которого было построено несколько домов. Там бывало смешанное общество и постоянно царило праздничное настроение. Для картин 1870-х гг. Замечательный колорист, он часто добивается ощущения монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в чёрном, 1883, ГМИИ).
Портреты О. Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего (Портрет Клода Моне, 1872, частное собраниеПортрет Клода Моне за чтением, 1872, Музей Мармоттан, ПарижЧитающая женщина, 1875, Музей Орсэ, Париж В мастерской на улице Сен Жорж, 1876, частное собрание). вместе сК. Монесовершил несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан, так называемый Лягушатник (Лягушатник, 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). Совместная работа во многом обогатила творческий арсенал обоих художников, в частности, О. Ренуар заимствовал у Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов. Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями.
Но его страстная влюбленность в жизнь, удивительная душевная теплота и твердая вера в лучезарность человеческого предназначения, всегда бывшие главными свойствами его натуры, не исчезли, продолжая существование в безудержной праздничности его светлого и поэтичного искусства. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. Она не предполагает выделения центра.
Сен-Рафаэль, Монте-Карло и Бордигера – край сплошных пиний, но в эту пору очень изменчивый. Первое проистекало из свойственной только Ренуару способности улавливать красочность и динамизм людского потока, его оживленность, нарядность и праздничность.
Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. Именно вот таким образом его картины оказались столь милыми сердцу современного человека и останутся таковыми для последующих поколений. Клиенты не узнают своего идола.
Мне казалось, что во Франции невозможно создать что-то свое», но, посмотрев «Пылающий костёр» с Мозжухиным в главной роли, он изменил своё мнение. Приемов не устраивали, дом был открытым и собирал самых разных посетителей. Летом 1884 года Алин ждала ребенка и Ренуар ездил один. В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876).
Программной работой художника этого периода может считаться картина Нагая женщина, сидящая на кушетке (или Обнаженная). Чтобы писать фигуры в картине на пленэре, приходилось выносить большой холст в сад. Прием, ставший у импрессионистов почти что правилом, послуживший поводом к обвинению со стороны официальной критики в неумении строить, в беспомощности и незавершенности композиционного решения.
Ведь так трудно судить о самом себе. – восклицал в старости Ренуар, беседуя с молодым торговцем картинами Волларом. Наконец, они остановились на деревне Кань.
И потом, в один прекрасный день, вдруг никого больше не стало. Здесь и родился в 1894 году Жан, второй сын Ренуара и Алин Шариго. Мэтр прибыл. В женских портретах наряду с особенностями и тончайшими нюансами настроения модели – эмоциональность и артистичность натуры в этюде к портрету актрисы Ж. Самари (1877, ГМИИ), чистота и непосредственность юного характера в портрете Мадемуазель Гримпель с голубой лентой (частное собрание, Париж) – он выявляет и присущее им извечное женственное начало.
В картине «После завтрака» запечатлен момент, когда беседа за столом на какое-то мгновение оборвалась.
Ренуар сделал это раньше других, так как у него не было денег, чтобы оплачивать учебу. Как вспоминает Воллар, «на просьбу написать мадам Л. он ответил, что не умеет писать хищных зверей» ибо неизменно предпочитал писать модели, близкие ему эстетически и духовно. расписывал изделия из фарфора, веера. Ренуар сразу заметил в ателье высокого изящного юношу, по-настоящему элегантного элегантностью людей, которые дают разносить новые ботинки своему лакею. Монмартр привык видеть Габриэль с Жаном, которого она носила на спине. После окончания учебы в 1864 году, Ренуар вступил в активный период своего творчества.
Жизнь и творчество художника обретают стабильность. К счастью, этого не произошло и на рубеже XX века она была реставрирована. Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура. Ренуар был 6 ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонара Ренуара (1799 – 1874) и его жены Маргариты (1807 – 1896).
Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого. Эти новые настроения отнюдь не были характерны только для Ренуара. Для Ренуара это было успехом и обещанием новых заказов. Главный инструмент восприятия окружающего в импрессионизме – визуальное наблюдение. Нельзя сказать, чтобы творчества Ренуара не коснулся ветер противоречий и сомнений.
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887). И в то же время он ближе остальных к театру».
Отныне Ренуар проводил часть каждого лета и каждой зимы за пределами Парижа. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный Портрет актрисы Жаны Самари (1878) и Портрет госпожи Шарпантье с детьми (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. В картинах Ренуара часто соединяются разные жанры живописи. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына— Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. В 80-е годы Ренуар много ездил. В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете».
Дочь Берты Моризо, Жюли Мане, описывает в своем дневнике похороны Малларме в 1898 году. Происходил он из бедной семьи и вот таким образом с юности был вынужден зарабатывать себе на жизнь. Осенью Ренуары уехали в родную деревню Алин Эссуа, в Шампань. Цыганка», «Алжирская женщина», «Купальщица с грифоном»). Он работал до последних мгновений. Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью.
Церковь Сен-Пьер хотели снести в 1850 году. Он сомневался в себе, с неудовольствием вглядывался в свои полотна. После окончания войны, в 1874 году, Ренуар вместе с несколькими друзьями-художниками устроили в Салоне выставку своих картин.
Ренуар не любил жаловаться, не любил, чтобы его жалели. Это стоило жизни Алин – она умерла через год, оставив Ренуара одиноким. В ответ критик, упивающийся собственным остроумием, просил «внушить господину Ренуару, что женское тело — это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом». Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму, сближает его раниие работы с творчеством художников-реалистов, в особенности Г. Курбе, но более легкая цветовая гамма уже отличает его картины от полотен предшественников (Харчевня матушки Антони, 1866, Национальный музей, Стокгольм). Его крестили в Сен-Пьер, одной из самых старых церквей Парижа на вершине холма, сохранившейся с XII века от существовавшего здесь ранее монастыря.
Это была мадам Ренуар. Взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алин невозможно было не заметить. Я боялся, видя большое количество выставок-однодневок. Я абсолютно счастлив и я не умру, прежде чем не закончу мой шедевр. Такова лишь видимость.
Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого. Она была выставлена в Салоне весной следующего года. В пейзажах, например, это выражалось в желании воспринимать природу на манер барбизонцев из числа которых Ренуару был особенно близок Диаз («Молодой человек с собаками на прогулке в Фонтенбло», 1866). Они совершенно убеждены в равноправии любого аспекта современности.
Несмотря на бедность именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Бал в ле Мулен де ла Галетт (1876), Обнаженная (1876), Обнажённая в солнечном свете (1876), Качели (1876), Первый выезд (1876/1877), Тропинка в высокой траве (1877). Два миловидных личика, мечтательные глаза, скромные черные платья – и больше ничего.
Огюст Ренуар отчетливо осознавал, какую роль в его будущем сыграла семья. В достижении совершенного слияния его художественной манеры с образной сутью изображаемого как раз и кроется яркость ренуаровской поэтичности, лишенной психологической подосновы, в существе своем безыскусственной и импульсивной. Название ресторан получил из-за вкусных галет, которые здесь подавали. А затем, держа в руках награду, она обратилась прямо к камере и добавила: «В благодарность за все, чему ты научил молодых деятелей кино и зрителей всего мира, я говорю тебе от их имени: Спасибо, мы тебя любим, Жан». Моне бросился в погоню за ускользающим и непослушным «мгновением», стараясь в бесчисленных вариациях одного и того же сюжета возможно более точно зафиксировать малейшие изменения его световоздушной характеристики.
Кто-то заметил, что пастушки тех лет были такие же грязные, как и сейчас. Но, в отличие от работ последнего, полотна О. Ренуара более созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики и неожиданных ракурсов (Ложа, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, ЛондонКонец завтрака, 1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне Первый вечер в опере, 1880, Галерея Тейт, Лондон). Первые шаги Ренуара в искусстве типичны для будущего импрессиониста.
Поездка оказалась слишком короткой, чтобы сделать что-то серьезное, но настроение было прекрасным. Например, его «Обнаженная в солнечном свете», показанная публике в 1876 году, была написана тоже на пленэре и художник пытался передать трепет солнечных лучей на женском торсе, виднеющемся среди зелени. Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару. Во время учебы у Глейра они собирались обычно в Клозери де Лиля.
Обнаженную натуру писали как бы безлично, передавая идеальные формы тела, но не связывали их с человеческой индивидуальностью. Второе заключается в том, что в его толпе все одинаково молоды, прекрасны и веселы.
Зачем писать, когда с таким удовольствием можно просто смотреть. Ему повезло, что происходит не всегда. Тем не менее даже в этом портрете Ренуар не вполне отказался от своих идеалов. Это значит, что в день я поглощал семь или восемь фильмов, к концу недели их становилось пятьдесят, а к концу месяца— двести.
Часто посещал Лувр, восхищался работами А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонара. Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). Этот поразительный эффект, кстати подаривший картине еще одно название («Жемчужина»), достигнут за счет сложнейшего переплетения прозрачных, почти акварельных слоев масляных красок. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году.
Внешние изображения Амбруаз Воллар. Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Монмартр постепенно обрастал жилыми кварталами. Нагота не смущает ее, она спокойно сидит, вполоборота повернувшись к зрителю. Пользуясь своими светскими связями, Маргерит Шарпантье добилась того, что это полотно было принято в Салон, а вместе с ним и парадный Портрет Жанны Самари.
Ренуар осознал пределы импрессионизма, он пытался в своих работах достичь ясности древних мастеров, которая, по его словам, «вызывает у нас ощущение вечности творения».
Во французской кинопрессе 1950-х годов создаётся настоящий культ Ренуара. Это успех. Появление в ателье Глейра Клода Моне не могло пройти незамеченным. У него была естественная потребность видеть хорошую сторону всего того, что с ним приключалось, а дурную отметать. Против них тогда поднялся всеобщий бунт возмущенного общественного мнения.
Его раздражала не только манера исполнения (это уже само собой), но и тот факт, что молодые художники осмелились допустить в сферу искусства абсолютно незначительные, банальные и непристойные, с точки зрения «порядочной публики», события повседневной жизни, сделать героями картин каких-то клерков, модисток, кордебалетных девочек или жокеев. Деревня Эссуа стала постоянным местом пребывания Ренуара с семьей. Ренуар выполнил многочисленные рисунки, отличающиеся лаконизмом, лёгкостью и воздушностью штриха.
Он не выставлял свои работы на выставках импрессионистов в 1879-1880 и 1881 годах. В 1865 году Сислей предложил Огюсту поселиться вместе в квартире, которую он снимал.
Не уверен, что он правильно меня понял, – добавил Ренуар. Каждому из них она виделась по-разному. Так домашняя легенда повествует о рождении художника Ренуара. И, что самое удивительное, письмо действительно доставили Ренуару. Сам Ренуар именовал этот период «кислым».
Его слава портретиста – автора женских и детских портретов – всё росла. Сюда вошли практически все лучшие его работы, выполненные в разных жанрах. За это время произошло много смертей.
Иногда ее присутствие угадывается в образе рыжеволосой читающей девушки иногда – в гибкой фигуре девушки, садящейся в лодку. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона. Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Однако, кроме семьи, у Огюста Ренуара был еще один воспитатель – Париж.
Художник познакомился с Алиной Шариго, будущей женой, матерью его детей (в том числе и знаменитого впоследствии кинорежиссера Жана Ренуара) и неизменной спутницей жизни до самой смерти. В тот день он умер.
Ренуаровский современник, буржуа, накинув на себя тунику Гермеса или латы Роланда, тем самым лишь еще больше подчеркивал тщедушие и прозаизм своего облика (вспомните замечательные карикатуры Домье) ибо они и составляли сущность его личности. Биография Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Именно с этим портретом связаны значительные события в его жизни. Завсегдатай кафе Гербуа Фантен-Латур в 1870 году написал еще один групповой портрет. Но они не сливаются с ним. Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости.
Для Ренуара он стал одним из самых близких людей. Здесь и пейзажи и натюрморты и обнаженная натура и портреты и бытовые сцены. Важнейший выразительный компонент ренуаровского искусства – цвет.
В прошлом остались трепет прикосновения, вибрация света и тени. Кажется, вместе с внутренней свободой ушел, померк свет солнца. Однако среди них уже не было импрессионистов.
Однако именно это последнее падение оказалось роковым. Ренуара по праву называют певцом розового и зеленого.
Ренуар никогда не был склонен переоценивать себя. Он предстал там рядом с той самой молодежью – Боннаром, Вюйаром, Валлотоном, Вальта, Русселем и Матиссом, – которая не только наследовала ему в живописи, но и окружала его в последний период жизни. Ренуар говорил, «что балдел от изумления перед Руссо и Добиньи Сердце мое принадлежало Диазу». Атмосферой полного покоя и непринужденного движения отмечено известное полотно художникаЗавтрак гребцов (1881, Национальная галерея искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника.
Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе». В 1844 году его родители переехали в Париж. И он страдал оттого, что разрушается старый Париж, его Париж.
Дождь идет целыми днями, но то немногое, что я сделал или сделаю, является прогрессом. Родители будущего художника знали, как тяжело даются деньги – профессия портного позволяла Леонару Ренуару с трудом содержать семерых детей. В конце 1860-х гг. Там он написал «Арабский праздник» и «Банановые плантации». В сфере художественных интересов Ренуара оказалось и раннее творчество Эдуара Мане, в скандальной «Олимпии» и «Завтраке на траве» предпринявшего попытку примерить на своих современников одежды старого, классического искусства. Ренуар Пьер Огюст (Renoir) (1841-1919), французский художник, график и скульптор.
Иногда наступало обманчивое улучшение, но ненадолго. С этого момента имя Эдуарда Мане стало неразрывным от представления о новом искусстве. К концу подходил целый период творчества Ренуара и его жизни.
Дома его окружали друзья, старые и новые. Он сам признавал, что нарисовал ее исключительно ради выгоды. Он посещал вечерние курсы рисунка и анатомии.
Его женские образы привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц. Его начали беспокоить боли и постоянный врач семьи Ренуаров делал неутешительные прогнозы о неизлечимости артритов, которые возникают в результате подобных травм. В его полотне натурщица (мадемуазель Анна) так и осталась натурщицей. В июне 1915 она умерла.
Это качество проявляется в творчестве Ренуара почти с первых его шагов в искусстве, о чем свидетельствует такая относительно ранняя работа, как «Купание на Сене» (1869) из ГМИИ им. Каждый поет свою песню, если у него есть голос. Сменив несколько домов, Ренуары купили там виллу Колетт. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург).
Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887). Всякий человек имеет право на счастье. Она жила совсем рядом, вместе со своей матерью и зарабатывала шитьем. Силуэт фигуры почти погашен.
Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Воллар стал маршаном, другом и биографом Ренуара. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Иногда это лицо мелькает в толпе на площади Пигаль, оставляя ощущение мимолетного счастья.
Эта особенность сохраняется и в портретном искусстве Ренуара. Его ранние работы очень схожи по стилистике с работами этих авторов.
Умение извлекать поэтическое из обыденного – одна из достойнейших черт импрессионизма. Их появление можно отнести к самому началу 80-х годов. Правда, в отличие от Мане у него все это выглядит гораздо менее декларативно. Характерность избранного художником мотива несомненна. Импрессионисты в большей степени, чем их предшественники, последовали этому призыву Торе. В творческой жизни Ренуара 80-е годы не были столь безмятежными.
После они всей семьей уехали жить в Париж, где через некоторое время он начал учиться петь в церковном хоре. История эта началась немного раньше, примерно в 1880 году. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. Ренуар утверждал тогда: «Ритм превыше всего. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось.
В апреле 1862 года он поступил в Школу изящных искусств в Париже. Умерли сын Дюран-Рюэля, Жанна Самари, Виктор Шоке, Берта Моризо и мать Ренуара. Все потускнело. Весной 1864 года друзья поехали В Шайи.
Мысль о работе в кино меня не посещала. Основное ядро составляли произведения Дега, Ренуара, Моне, Моризо, Сислея и Писсарро. Эти слова, конечно, не следует понимать слишком уж буквально. С середины 60-х годов Мане постоянно бывал в кафе Гербуа на авеню Клиши (прежде Большая Батиньольская улица), неподалеку от квартиры, где он жил на Бульваре Батиньоль.
В свою очередь и золотистые отсветы этого тела согревают голубоватую зелень смятых тканей. Они получали свои прозвища – Булочница, Большая Луиза. В 1892 году в мае открылась большая выставка его работ в галерее Дюран-Рюэля.
То же самое можно было бы сказать и о двух молоденьких модистках, расположившихся за столиком небольшого парижского кафе, послуживших Ренуару моделями для картины «Девушки в черном» (1885). Это славный и достойный путь многих художников. Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Все было в движении, свет постоянно менялся.
– говорил он. Несмотря на то что участия в боевых действиях Ренуар не принимал (в отличие от Базиля, убитого в сражении), во время службы он жестоко страдал от дизентерии. Да, безусловно, это был цвет, как и для всех его друзей.
Ренуар запечатлевает всю сцену, словно бы он сам один из ее участников. В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё. Ренуар и здесь остается самим собой. Восходящее солнце».
Уже во время первой недели обучения произошло столкновение между Ренуаром и Глейром. Дега увлекался Домье и Энгром, Шассерио и Делакруа. Она догадалась, что этот странный персонаж был гением в своем роде.
Ренуару нравилось, что его отец и мать были людьми простыми:. Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов. С годами все чаще он обращался мыслью к декоративной живописи великих итальянцев.
Словом, я очутился в тупике». Но несмотря ни на что, Ренуар никогда не терял бодрости духа и любил повторять: «Что ни говорите, а я – счастливчик». «Виной» тому – высокая человечность и подкупающая искренность его искусства, запечатленная в солнечных красках, в подкупающей обаятельности юных парижанок, в веселом многоцветье Монмартрского праздника, в шумных пикниках и танцах, в жемчужной мягкости и теплоте обнаженного женского тела, в искрящихся светом пейзажах. Взвинченный, усталый, Ренуар работал мало и плохо.
Он высвободил всё то главное, что было заложено в нём, – главное и неповторимое. Сегодня вечером горы были розовыми. Его герои всегда очаровательны и безмятежны. Именно с этим фактом связано появление первой картины будущего импрессиониста.
Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». «Лягушатник» (1869), «Семья Анрио» (1871), «Понт Неф» (1872), «Всадники в Булонском лесу» (1873), «Ложа» (1874), «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Качели» (1876), «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» (1876), «Портрет Виктора Шоке» (1876), «Первый выезд» (1876), «Выход из консерватории» (1877), «Мадам Шарпантье со своими детьми» (1878), «Чашка шоколада» (1878), «Зонтики» (1879), «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром. 1869, ГМИИ, МоскваТропинка в высокой траве, 1874, Музей Орсэ, ПарижВ саду, ок.
Именно живопись удерживала его в жизни.
Так продолжалось два или три года. А. С. Пушкина – одна из лучших картин этого плана. Все зыбко, неуловимо и подвижно. где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Городским, сельским ли был сюжет – это не имело для них никакого значения.
Я ошибался, тем лучше. Дела пошли на лад и в личной жизни. Но и в последнем проблеске сознания, в своем последнем желании этот человек остался верен себе: он попросил карандаш, чтобы набросать модель вазы, так как, всю жизнь создавая прекрасное, хотел создавать его и в свою последнюю минуту. А в его душе в это время нарастал кризис. Бальзак и Флобер приступили к изучению «Человеческой комедии», сделав проблему «Человек и среда» проблемой века. В январе 1864 Глейр закрыл свою мастерскую из-за грозившей ему слепоты.
На следующей выставке Дюран-Рюэль выставил двадцать пять картин художника. Я вижу его не в монтаже, а в актёрской игре».
Его в первую очередь занимает игра оттенков. На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел. Нагота считалась признаком условности сюжета. В действительности же получилось иначе: XX век сделал славу Ренуара поистине всемирной.
Здесь есть красивые мотивы, которые я не смогу написать. Нет ни одной четкой линии. И это никак не умаляло неповторимой оригинальности и самобытности его искусства. Лучшее из произведений подобного рода у Ренуара – «Бал в Ле Мулен де ла Галетт» – пожалуй, самая крупная жанровая картина в импрессионизме. В них заключено сияние и одновременно нежность. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.
Я уже не говорю о каштанах и картошке испеченных в золе, с маленьким стаканчиком Кот дОр. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Такой была Жанна Самари известная актриса «Комеди Франсез». Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее.
Молодая, красивая, обаятельная, женственная, с живыми блестящими глазами, она прямо-таки была создана для ренуаровских полотен. Картина «В саду» написана широкими свободными мазками, нанесенными быстрыми движениями кисти, отчего формы предметов выглядят достаточно обобщенными, однако это не лишает работу впечатления завершенности. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына – Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Во всем ее облике светится приветливое внимание и доброжелательность. Это, однако, было не слишком популярно в Школе. Тогда в горячих спорах об искусстве они с юношеским максимализмом отвергали все авторитеты классического искусства, звучали даже призывы сжечь Лувр, что отнюдь не мешало им, по словам старого Ренуара, оставаться старательными учениками Глейра.
Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов О. Ренуара (Девочка с лейкойПортрет мадам Анрио, 1876 – оба в Национальной галерее искусств, ВашингтонОбнаженная, 1876, ГМИИ, МоскваНа террасе, 1881, Художественный институт, Чикаго Молодая женщина, 1900, частное собрание). В картине Купанье на Сене (1869), хранящейся в Музее изобразительных искусств им. Они часто встречались неподалеку, в кафе «Гербуа», чьим знаменитым завсегдатаем был Эдуард Мане. Среди них – Обнаженная (Москва, ГМИИ им.
После долгой череды лет, когда его искусство обогащалось опытом исканий, наступил самый важный этап его творчества: «Я не знал, хорошо ли, дурно ли то, что я делал, но я достиг ступени, когда это уже было мне абсолютно безразлично». Ренуар переходит к пленэрной живописи, органически включая человеческую фигуру в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ). Картина от начала и до конца создавалась под открытым небом. Гьер великолепен.
Выставка вместе с ними омолодила Ренуара, стала неожиданной радостью. После свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Конечно, несмотря ни на какую свою «случайность» импрессионистическая композиция вовсе не имеет спонтанного характера. В чем-то он стал таким, какими были они.
Ренуар участвовал в различных выставках («Группы двадцати», художников-гравёров), посылал свои работы в Салон. Ренуар – певец радости. Его палитра светлеет, лёгкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается тонкими серебристо-жемчужными рефлексами, оттенёнными мягкими пятнами тёплых воздушных теней (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). По-разному происходил перелом в творчестве импрессионистов, но он происходил.
По вечерам Огюст посещал школу живописи. В 1900 году Ренуар стал кавалером ордена Почетного легиона, а в 1911-м – офицером Почетного легиона. По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи. На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ, Москва). Зато в них непринужденно блещет обаяние молодости, увлекающая красота цветения.
Ведь, по его собственным словам, яблоко не может созреть на сливовом дереве. Он хотел быть не красивым, а естественным. Внутренне различные, но внешне сходные между собой, они словно отмечены печатью общей эпохи и среды (После обеда, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, Зонтики, Национальная галерея, Лондон, – оба 1879).
Я думаю, что мне удалось сделать шаг вперед к уважению публики, маленький шаг. – пишет Ренуар Дюран-Рюэлю с редким для него восторгом.
Творческий кризис, который он переживал, обрёл истинный масштаб. Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар. На самом же деле в ее основе лежит глубоко продуманная система.
Это всегда только расцвет и никогда – увядание. На портретах Ренуара Клод Моне предстает во время работы на пленэре, читающим газету или откровенно позирующим. К счастью, он научился писать левой рукой после предыдущего перелома и перерыва в работе не было. Вот и получилось, что из всех импрессионистов лишь одному Ренуару удалось увидеть толпу не с привычной для его современников позиции «сверху вниз», откуда она представлялась им безликой, шокирующей и вульгарной, а как бы изнутри ее, что дало ему возможность разглядеть в ней большую жизненную энергию, здоровье и бодрость. Философия Ренуара— терпимость, милосердие, желание понять окружающих», его творчеству посвящена книга Андре Базена («лучшая книга о кино», по определению Франсуа Трюффо).
Он смеялся, шутил, точно жил без всяких забот. Линии рисунка стали четкими и определенными. Ее звали Алин Шариго и в 1880 году ей был 21 год. Я пошел искать Ренуара, который жил на Монмартре в старом доме, называемом Замком Туманов, – рассказывает Воллар. Ложа (1874), Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Качели (1876), Бал в Ле Мулен де ла Галетт (1876), Портрет Виктора Шоке (1876), Первый выезд (1876), Выход из консерватории (1877), Мадам Шарпантье со своими детьми (1878), Чашка шоколада (1878), На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881) – далеко не полный список созданного за эти годы Ренуаром.
когда я думаю, что мог бы родиться у интеллектуалов. Представитель импрессионизма. В 1866 году Ренуар написал довольно большую по размерам картину «Кабачок матушки Антони», в какой-то степени программную для раннего периода его деятельности. Они упрекали Коро в том, что он перерабатывал свои пейзажи в мастерской.
Кроме того, учился в мастерской Ш. Глейра и познакомился там сА. Сислеем, Ф. Базилем иК. Моне. Среди них: «Маркитта» (1927)— романтические похождения принца одного из государств Центральной Европы «Турнир» (1928)— историческая реконструкция, снятая в Каркассоне «Колонии» (1929)— фильм, снятый по заказу французского правительства в ознаменование сотой годовщины завоевания Алжира «Лодырь» (1928—1929), который был комедией в американском стиле. В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. Линии рисунка стали четкими и определенными.
Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Похоронен в Эссуа. Линии рисунка стали четкими и определенными.
Часто художник делал наброски Алин, кормящей ребенка. Именно тогда и появился термин «импрессионизм», придуманный одним саркастическим критиком. И здесь во всем как бы царит случай. Именно от родителей он получил и пронес через всю жизнь уважение к ремеслу. Но так же, как теперь мы отыскиваем черты времени, лицо родины, неповторимые приметы ее прошлого в лучших полотнах Репина, Поленова, Левитана, Серова, — точно так же мы ищем лицо Франции не в трескучих полотнах салонных и псевдоисторических живописцев эпохи Наполеона Малого, а в человечных творениях «живописца счастья» — Ренуара, в картинах его единомышленников, его друзей.
Поражает не только их количество, но и удивительное жанровое разнообразие. Было очень торжественно. Страдания проходят. Это историческая картина. 90-е годы принесли в жизнь Ренуара и радость и горе.
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Они излучают особое обаяние — «Нагая женщина, сидящая на кушетке», «После обеда», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушка с веером», знаменитые варианты «Купальщиц». «Обнаженная» (1876) из ГМИИ им. Художнику была чужда назидательность Курбе, сатира Домье. «Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью.
80-е годы в творчестве Ренуара принято называть энгровским периодом. А в 1897 году с Ренуаром случилось несчастье. Жизнь на Монмартре в ту пору была еще простой, как в деревне.
У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. – Горизонта нет совсем. Он придавал огромное значение технической стороне живописи, тому, что превращало её в ремесло, «подобное столярному или слесарному делу». Ренуар. Нужно, чтобы они оставались тем, чем Бог их создал, фоном, как у Джорджоне.
Начало 60-х годов – это время становления импрессионизма. Его ранним работам 1860-х годов присущ подчеркнуто реалистический характер. В состоянии депрессии он уничтожил целый ряд сделанных работ. Я ему предсказываю блестящее будущее в искусстве сделайте для него все, что можете.
Дело в том, что импрессионисты практически не делали почти никакого различия между двумя этими понятиями. Один из рабочих Леви, Эмиль Лапорт, занимался на досуге живописью маслом. Все это мастерски схвачено широкими, быстрыми, как в набросках, движениями кисти.
Ты понимаешь, Мане так же велик для нас, как Чимабуэ и Джотто для итальянцев кватроченто. Вскоре трудолюбие Ренуара начало приносить плоды. Отныне мастерской сделались для них лес, берег реки, залитое солнцем поле или забитая людьми и экипажами городская улица. По словам известного историка искусства Лионелло Вентури, «импрессионизм по-своему способствовал признанию достоинства обездоленных классов, выбирая самые простые мотивы, предпочитая розам и дворцам капусту и хижины».
Ренуар пережил жену на четыре с половиной года. Все великолепно. Погрудныйпортрет актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета.
Алин пыталась лечить Ренуара, они перепробовали все целебные воды Франции. Ренуар пишет такие картины как Яблоки и цветы (1895/1896), Весна (1897), Сын Жан (1900), Портрет госпожи Гастон Бернхейм (1901). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы.
Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). Летом, в дождливый день в Эссуа, он упал с велосипеда и сломал правую руку.
Они называли себя «батиньольской школой» по названию парижского квартала, где снимали свои мастерские. Именно Базиль первым заговорил уже в те годы о необходимости объединиться в группу. Эта же черта присуща «Завтраку на траве» (1866) Клода Моне, «Семейному портрету» (1866) Базиля, ранним пейзажам Писсарро и Сислея.
В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Ему удалось (а это в мировом искусстве удавалось не многим) создать свой тип женской красоты, который с одинаковым успехом можно было бы именовать и ренуаровским и французским. Сюда входят практически все лучшие его работы.
В 1914 году началась мировая война, на которую ушли два старших сына Ренуара. Ему казалось, что он не умеет ни писать, ни рисовать. Чего еще желать. Был просто иной способ отыскания красоты и поэзии мира.
Он предложил Ренуару пользоваться его холстами и красками. Целый ряд выставленных работ подвергся уничтожающей критике, однако «Ложа» Ренуара была оценена достаточно доброжелательно. Основной идеей последних лет творчества Ренуара было создание большой картины с обнаженными фигурами, приближающейся к стенной росписи. Понятно, почему Ренуар особенно любил писать сцены отдыха и веселья. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке.
В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар. С того дня минуло шестьдесят пять лет С позиций истории не бог весть как много. – так пишет в своих воспоминаниях торговец картинами Дюран-Рюэль.
В 1872 году Ренуар с друзьями создал Анонимное кооперативное товарищество. Это портрет в полный рост его молодой подружки Лизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Эта попытка вновь обернулась провалом. Неудобство Италии, – говорил Ренуар Жану, – в том, что это слишком красиво.
Ренуар восхищался им и всегда испытывал некоторое волнение, думая о нем. Сначала мы были группой, – говорил старый Ренуар Жану. Живопись Ренуара легка и стремительна. Ренуар наименее театральный их всех режиссеров, он пошел дальше всех в критике театра. Однако и первые и вторые старались понравиться зрителю. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887). Родился Пьер Огюст Ренуар 25 февраля 1841 года в небогатой многодетной семье портного.
И потом, на пленэре не видишь, что делаешь». Трудно любой из них отдать предпочтение. Как рассказывал брат Огюста, родители увидели, как мальчик рисует углем на стенах и решили отдать его в подмастерья в цех по росписи фарфоровых изделий. Журнал искусств, в котором защищал новый стиль: Месье Ренуар имеет право гордиться своим Балом: никогда у него не было более высокого вдохновения. В отличие от Эдуара Мане, за несколько лет до этого в своей знаменитой и скандальной «Олимпии» решавшего практически ту же самую задачу, Ренуар не прибегнул к сюжетным одеждам, чтобы оправдать свою героиню.
В беседах с Амбруазом Волларом он говорил о том ощущении тупика, которое возникло у него уже около 1883 года. Курбе и барбизонцы были уже вчерашним днем, а новый день еще только брезжил. Денег у художника было очень мало и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем. Он не хотел смотреть на гуляющих глазами стороннего наблюдателя, желая как можно ярче передать ту легкость и раскованность, которые свойственны отдыхающему человеку.
Несмотря на болезнь Ренуара, дом всегда был оживлен. Случались в течение этих двадцати лет наступившего XX века и большие радости. Друзья не ленились провести время в поезде, чтобы повидаться с ним. Она приехала, когда Пьер был уже большим и главной ее заботой стал Жан.
Я в восторге от того, что я сделал, все довольны. От имени режиссёра (который был тяжело болен) награду за него получала Ингрид Бергман которая в своем выступлении отметила, что все фильмы Ренуара отличают присущие ему индивидуальность, поэтичность и тонкий лиризм, главным содержанием его картин является его собственная любовь к людям, как бы ни проявлялась их сущность: от благородства до безумия. Так сложилась маленькая группа художников, которая возглавила новые искания в живописи. Но лишения и неуверенность в завтрашнем дне никак не отражались на его поведении. Постепенно пути импрессионистов и Ренуара расходятся, он перестает участвовать в выставках сообщества, предпочтя идти собственным путем. Ренуара по специально сделанным для кресла рельсам выкатывали в сад, где он писал.
Любимыми художниками Пьера были А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонар, Г. Курбе. Он пришел к Ренуару сам. Именно в музее учатся писать, – говорил он. Там он делал наброски.
Ее фигура несколько полновата и тяжеловесна, но прекрасна зрелой женской красотой. Ренуар ценил всё то, чему его обучали в мастерской. Подобно Мане, в «Диане-охотнице» (1866) и «Обнаженной с собакой» (1870) Ренуар запечатлел подлинные, неидеализированные черты своей первой натурщицы Лизы Трео, желая, как и Мане измерить современное представление о красоте меркой «вечного». А. С. Пушкина.
Люди, беседующие за столом, запечатлены как бы вскользь брошенным взглядом. Так как начинается Возрождение. Вам нужно было бы сделать нос подлиннее. Немного позже он поселился на Капри, где создал одно из лучших своих итальянских полотен – «Белокурую купальщицу».
В ней равнозначен любой участок холста. В любом ренуаровском портрете (все равно, мужском или женском) анализ неизменно уступает быстрому впечатлению и живому, непосредственному отклику на него. Вскоре Ренуар вернулся в Париж и написал картину «Завтрак гребцов», на которой изобразил многих своих друзей. Картина Ренуара выставлялась также в Лувре.
Ренуар встретил девушку напротив своего дома в молочной мадам Камиль на улице Сен-Жорж. Отец его был портным. Ренуар в живописи Делакруа, вероятно, видел нечто свое, особенно близкое ему. Сам Ренуар именовал этот период «кислым».
80-е годы становятся временем, когда Ренуар вступает в полосу успеха. Отсутствовали лишь работы Мане и Сезанна. Эдмон Ренуар вспоминал: Это было как будто вчера.
Кинематографом увлекался с самого детства, про, что он пишет в статье, опубликованной журналом «Лё пуэн» в 1938году: «Мне пришлось долгое время ходить в кино по три раза в день. Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. Но красота остается. Но это не было бы только хроникой. Первым настоящим шедевром Ренуара стала его картина Лиза, написанная в 1867 году. Настали годы, когда людям было не до покупки произведений искусства.
Такова его Харчевня матушки Антони (1866), сочетающая непосредственную жизненность непритязательного бытового мотива со стремлением добиться воздушности общего живописного впечатления. К этой особенности человеческого зрения и апеллируют импрессионисты именно в ней суть так называемой «мгновенности впечатления», открывающей им возможность фиксировать дыхание жизненного потока в любой ситуации, сколь бы кратковременной она ни была. Позже Габриэль стала одной из любимых моделей старого Ренуара. Он продолжает создавать шедевры — На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881). Мане преклонялся перед Гойей, Давидом, Энгром, Курбе, Домье и Коро. Что, если бы я занялся всеми профессиями, которыми меня пытались соблазнить.
Но вскоре наступило ухудшение. Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни. Годом позже по этим эскизам и наброскам он написал картину Материнство. Ренуар, вообще, много путешествовал, словно предчувствуя угрозу ревматизма, который впоследствии пригвоздит его к дому. И нам надо принять в нем участие, – говорил он Ренуару.
Его девиз «вижу – изображаю», явившийся логическим следствием всего хода развития европейского искусства нового времени, первым звеном которого был Ренессанс, а последним выпало стать импрессионизму. С 80-х гг. Впрочем, с таким же успехом ее можно было бы назвать и этюдом.
Ренуара это очень огорчило. Но жизнь, тем не менее, входила в свое русло. Базиль, Моне и Ренуар изображены там вместе с Мане в его батиньольском ателье.
На рубеже 60-70-х гг. Ренуар никогда не отличался крепким здоровьем. Так же горячо он любил Прюдона, Делакруа и Курбе, а после посещения Италии полюбил и Энгра. 2 декабря 1919 года он скончался.
Это пейзаж — Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло (1866), бытовые сцены — Лягушатник (1869), Понт Неф (1872), натюрморт — Весенний букет (1866), портрет — Лиза с зонтиком (1867), Одалиска (1870), обнаженная натура — Диана-охотница (1867). В ней нет места каким-либо условностям и предрассудкам. Среди друзей, оставленных Ренуару Бертой Моризо, был и писатель Стефан Малларме. – Мы чувствовали локоть друг друга и поддерживали друг друга. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне.
Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни. И только Ренуар смог передать потомкам обаяние его независимой личности.
Он был одним из семи детей в семье. В изображении обнажённой натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании тёплых телесных тонов со скользящими лёгкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими поверхности картины гладкость и матовость (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876, ГМИИ). Вскоре Ренуар знакомится с Лизой Трео.
Во-первых, мне на это наплевать. Подводя итог работы в немом кинематографе, Ренуар заявил: «Я снял всего один фильм— Нана остальное— это спорт и коммерция» Финансовая неудача фильма, который он же частично и финансировал, заставила режиссера перейти к постановке чисто коммерческих картин, преимущественно костюмных исторических мелодрам. Взгляды на жизнь Дега пессимистичнее и скептичнее, в его картинах в поэтический мир вторгаются грубые разрушительные силы реальности, привносящие в бытие «маленького человека» драматическую интонацию. Здоровая крестьянская кухня мадам Ренуар, ее знаменитый буйабез славились в их кругу.
Признание пришло и от государственных чиновников — картина Девушки у рояля (1892) была закуплена для Люксембургского музея. В картине Качели (1876, Париж, Лувр) он изобразил уголок одного из парижских садов. В какой-то степени это предопределило черты торжественности, которые несколько неожиданно возникли в его интимизированном и лирическом искусстве, – «Зонтики», «Танец в Буживале», «Большие купальщицы».
В эти годы учения, когда художник искал себя, портреты Лизы как бы вехами отмечали его творческий путь, но, кроме того, в них затаённо выражалась любовь художника («Диана-охотница», «Лиза с зонтиком», «Дама в лодке», «Девушка с птицей», «Летом. Наиболее плодотворным этот период оказался и в художественной судьбе Ренуара. Видя его жизнерадостность, командир советовал ему продолжать военную карьеру. Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. Ренуар подошёл к завершающему этапу раскрытия своей творческой личности. Этого нет у Ренуара.
Скульптура Ренуар (Венера, бронза, 1914-16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн) стилистически близка произведениям А. Майоля. Между тем в его искусстве уже проступали черты, которые после долгих лет «строгой» манеры должны были возобладать в его творчестве, но и период строгости не был для него бесполезным, он вооружил его знанием формы, – знанием, существенно важным для него, но не достижимым на путях одного лишь импрессионизма. Детальная проработка светотени, которая придаёт изображению почти скульптурные формы, но даже тогда был заметен отличительный почерк будущего великого художника – это лёгкая, почти воздушная цветовая гамма – Харчевня матушки Антони. С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать.
В ранних работах Ренуара сказывается воздействие Г. Курбе и Э. Мане. Много лет спустя Ренуар комментировал: Я изо всех сил постарался, рисуя модель. Но именно там, в музее, получаешь вкус к живописи, который одна природа не может дать.
Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца. Внешняя красивость никогда не увлекала Ренуара. На всех этих портретах ее манера держаться проста и естественна. Он был шестым ребенком.
Но в этом хрупком человеке была заключена фантастическая жажда жизни и страсть творчества. Но это все уже что-то. В послужном списке Ренуара сказано, что он «во время войны проявил выдержку и самообладание». Мы видели все или почти все, от Марселя до Генуи.
Но это будет позже. С этого момента он перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он путешествует в Нидерланды интересуясь полотнами Вермеера и Рембрандта.
Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. 70-е годы стали временем созревания импрессионизма.