Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Имя картины – имя средневекового города в Индии, процветающего, но разрушенного в 17 веке. Это всегда тайна.
Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
И можно было побыть там еще. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой.
И атмосфера располагающая к погружению в мир Рене Магритта. 12. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство, – объяснял Магритт.
Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Картины, на которых внизу ночь, а сверху – день русалки с рыбьими головами и женскими ногами гроб в позе мадам Рекамье – все то, что пугало, вызывало мурашки и неотвязные образы, от которых не отмахнешься, просто закрыв глаза – все, что в период между войнами казалось слишком раздражающим и необычным, стало единственным возможным отражением реальности после Освенцима. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. Что не так в этом мире. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью.
На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958). В глаза бросаются необычные композиции, забавные мизансцены, попытки создания оптических иллюзий. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Его похоронили на Схарбекском кладбище.
Странный пейзаж открывается из разбитого окна. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. Художник создавал образ картины за долго до ее воплощения. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля».
На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи.
Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Публике всегда нужны простые и понятные символы. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности).
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Художник стремится разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение.
Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте.
Рекомендую. Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929). Что автор хочет этим сказать. Читая подписи к картинам, кажется, что кураторы выставки все перепутали: Великая война, почему-то обозначает красивую девушку с закрытым букетом лицом, а легкое облачко, проникающее в приоткрытую дверь, – Победа. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Большинство снимков являются постановочными.
Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Магритт мастерски создает контраст между странными сочетаниями нереальных предметов и натуральным окружением, для чего активно использует в своих произведениях символы зеркал, окон, глаз («Фальшивое зеркало», «Ключ к пространству», «Прекрасный мир»). Но вместо того, чтобы немедленно засесть за мольберт (кстати, роль мастерской для художника выполняла столовая, где он легко мог отложить в сторону кисти и приняться за обед), он прогуливался, думал, когда образ в его голове был готов – он шел играть в шахматы. В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма.
«Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел).
ред. ). Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. Яркий пример – работа Вероломство образов. Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами.
8. А как вам образы буржуа, которые то взлетают, то падают на картине "Голконда". Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Фантазия Магритта всегда следует за логикой, какими бы причудливыми и ирреальными ни казались его образы. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев.
ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Магритт знакомится с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали и Полем Элюаром, которые становятся его близкими друзьями. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
С этим не поспоришь. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Я провела там три часа. Ты проник в зазеркалье, но остался. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка».
Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Его картины называют ребусами, загадками. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев.
Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. На следующей фотографии яблоко – не яблоко. Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака.
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины». Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде.
Защита эстетики». К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров.
«пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Образы парусника кочуют из работы в работу. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид.
«Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу.
В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Большая часть работы была сделана, оставалось лишь воплотить образы на полотне. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира.
В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). В картинах художника все время присутствует напряженность и таинственность («Компаньоны страха», «Букет слез», «Объяснение»). Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру.
Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. И действительно же, это не яблоко, а всего лишь его изображение.
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Его главная цель — передача мысли средствами пластики.
Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. После выставки Бретон официально простил «отступника». Ох уж эти маленькие промышленные бельгийские городки, сколько сделали они для мировой живописи.
Увлечение художника философией и литературой находит отражение в большом количестве его картин, например, «Гигантессе» (по Бодлеру), «Области Арнхейм» (по Эдгару По). В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. И эти люди на картине все одинаковые, точнее их образы. 1. 2. Подол ночной рубашки, обмотавшийся вокруг головы трупа матери, — что может быть лучшим символом слепоты. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы.
Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова.
«Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Критики разнесли ее в пух и прах. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Почему такое сочетание.
С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). 10. Или русалка наборот, в которой остается похотливая сущность. Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля».
На картине под названием "Черная магия" ни одного мазка черной краски. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта.
Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. К сожалению, он так и не был опубликован. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника.
Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения.
И эту силу я называю поэзией». Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе.
Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. В период с 1932 по 1945 гг. 50 работ внимательно рассмотреть, подумать, осознать – это какминимум часа на два.
Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
Он был старшим из четырёх сыновей. Каждая картина заставляет задумываться, порой очень глубоко. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962).
Тихая провинциальная жизнь Шарлеруа крутилась вокруг фабрики и единственным развлечением ребёнка стали прогулки с соседской девочкой по местному кладбищу. Они многократно тиражировались в поп-культуре, фигурировали в различных фильмах, спектаклях, рекламе. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Герберт Рид, крупнейший британский художественный критик, писал: «Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938).
Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз.
Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. В 1927 году устраивает свою первую выставку.
Но и тебе не дано ничего увидеть. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли".
Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Соблазнитель.
Его мышление вполне можно использовать в рекламных плакатах.
В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Это одна из первых работ Магритта, которая напоминает зрителю о том, что изображение не тождественно предмету. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист.
На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Минимализм, в лучших европйеских традициях. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Почти все картины Магритта находятся в частных коллекциях.
Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта».
Узнала о ней случайно, проходя мимо на раннеутренний киносеанс в Дом Кино. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт.
В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию.
Фрейдистские взгляды были не просто усвоены многими сюрреалистами – это стало их способом мышления. Делалось это намеренно.
Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. А разве любовь — это не слепота. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне.
Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул).
Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д.
Очень. "Ключом" здесь также становится название. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака.
Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Выставка открылась 3 ноября в Арт Банке на Невском, 62. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн.
Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Давненько выставки меня так не трогали. Это всегда тайна". В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Но так называемые периоды творчества художника plein-soleil в 1945-1947 и epoque vache в 1947-1948 годах не оказались сколько-нибудь эффективными и Рене Магритт вернулся к своей манере письма. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла.
Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. А "Стрела Зенона" вовсе не походит на стрелу – это огромная глыба, застывшая в воздухе. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Из работы в работу мигрируют образы – простые сами по себе, но многогранные.
Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Именно так мы видим мир. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов.
В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности.
В их числе и картина «Голконда» (1953). Новое выставочное пространство прекрасно. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься.
Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Некоторые работы повторяют сюжеты его картин, другие – выполнят функцию своеобразных эскизов, набросков.
Постороннее может представать не в виде дружественного начала оно часто способно быть враждебным и пугающим. – Настаивал он. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок.
Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен.
В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Разумеется, Магритт жил вполне обычной детской жизнью, вряд ли отличной от банального детства его соотечественников нереальным, подчас пугающим его детские переживания сделал пристальный взгляд выросшего Магритта, не желавшего смириться с тем, что непосредственность ребяческого впечатления исчезает с возрастом.
Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949).
В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Есть всего лишь образы, которые рождают ассоциации, заставляют думать – и это прекрасно.
Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Ты победил смерть».
Волю своей фантазии он давал только в искусстве, держась в стороне от богемы и ведя неприметную жизнь простого обывателя – примерного семьянина и однолюба. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Манеру Магритта использовать простую графику и изображать повседневные вещи сравнивали с творчеством художников поп-арта. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.
Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально. И это глубокой ночью. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности.