В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Идя этим медленным, но последовательным путем, Рембрандт приходит к первому крупному произведению, написанному им в Амстердаме – картине "Урок анатомии доктора Тульпа", 1632-ой год, ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс. Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления интерьера во многих стилях.
Одна из последних картин Рембрандта. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.
На картине, по мнению экспертов изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе античной богини весны и цветов Флоры. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан редкого сорта, названный впоследствии «Рембрандт». На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии. Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 г. Большое число работ исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться.
В картинах » Апостол Павел» (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме» (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне. На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии7. Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.
Вечерняя Москва предлагает вспомнить самые известные картины Рембрандта, являющиеся жемчужинами коллекций крупнейших музеев мира. Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
Даже если вы ничего не знаете о Рембрандте и вообще не интересуетесь живописью, эта картина вам точно знакома. Краски Рембрандта излучают теплый свет из мягкой темноты общего фона, золотое мерцание и медные оттенки их придают картине какое-то таинственное величие. Наряду с картинами Рембрандта, определяющими характер этого зала, здесь висят несколько наиболее значительных произведений его учеников.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Санкт-Петербург. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона.
Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. «Возвращение блудного сына» (1666 год.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки.
1669 год. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Мы не знаем, что выражает его лицо. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Краски лежат на холсте густыми мазками. Картины, написанные Рембрандтом, рассказывают о судьбах, борьбе, труде и радостях этих людей. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. На холсте появились посторонние лица.
Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Амстердам был самым крупным художественным центром. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Государственный музей Амстердама. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Лондон. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Пришлось перебраться на окраину Амстердама.
Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Лос-Анджелес.
Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. В 1654 году Хендрикье забеременела.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан.
Несколько раз написал «Святое семейство». Выбор Рембрандтом такого сюжета, как раскаяние Иуды, показывает, насколько отошел он – как и во всех своих работах на библейские и евангельские сюжеты – от традиционной религиозной живописи, до него воплощавшей стремления церковников и феодалов. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Зато все требования заказчиков были выполнены. Санкт-Петербург. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую.
Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Это самая известная картина Рембрандта. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Берлин. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Понимая этот факт, его родители в13 лет отдали Рембрандта учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, который был католиком. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Пушкина). Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Через год начал брать уроки живописи. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Но это было не так.
«Св. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). В 1642 Саския умирает. Париж. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Я обвиняю. » (2008).
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Зато все требования заказчиков были выполнены. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот.
Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Одежда на них нарядная и экзотичная. Действия, поза, окружающая среда и застывшее мгновенье дают ясное представление о настроении персонажа. Кто они — неизвестно. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии.
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Няня его сына, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться, чтобы уладить конфликт художнику пришлось расплатиться. А. С. Рембрандт умирает годом позже. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет.
В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Возможно, причина была в том, что в разгар работы умирает его возлюбленная Саския от туберкулеза. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках. Берлин.
Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Дрезден. В них вы видите печаль. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое.
Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Они темные.
Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца.
Государственный музей Амстердама. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Станковые картины становятся в Голландии предметом усердного собирательства и страстной торговли. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Ниваа. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. В эпоху Рембрандта и во многом благодаря его гению, живопись в Голландии стала одним из самых ярких явлений городской культуры, выразителем эстетических идеалов нового класса — буржуазии и носителем передовых идей. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. «Ганимед» дрезденского музея).
Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей.
в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев.
Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Красочно насыщенная, напоенная светом красно-коричневая цветовая гамма усиливает эмоциональную выразительность портретов, привносит ощущение согревающего человеческого тепла. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго.
Лион. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой.
Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. Кассель. Многие имеют овальную форму.
Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). ГМИИ им. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Но злоумышленнику и этого показалось мало: он успел сделать на холсте пару надрезов ножом, пока его не остановили.
В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. «Похищение Европы» (1632 год. Прозвучал боевой сигнал. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Государственный музей Амстердама. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Художественная галерея). Дрезден.
Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Заказчикам не понравилось, как они были изображены и многие из них отказались оплачивать работу художника. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Картинная галерея).
Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Рембрандт смог передать посредством мимики и жестов мысли и чувства лектора и его учеников.
Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета.
Или отец делает внушение своей хорошенькой дочке, а она с деланной покорностью выслушивает отца, кокетливо повернувшись спиной к зрителю, чтобы ему был виден ее атласный наряд и ее белая, стройная шейка, Терборх. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Париж. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Их лица озарены внутренним светом. Реставрация картины длилась 12 лет.
Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Дела шли все хуже. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Государственные музеи, Картинная галерея).
Роттердам. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Еще бы. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год.
Амстердам. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668 – 1669, Эрмитаж). Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. Санкт-Петербург. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Коричнево-оливковый тональный колорит объединил всю композицию, а световой поток выделил драматически резко главный его смысловой центр. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей.
Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме».
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Заказчики отказались принять эту картину. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Ночной дозор в буквальном смысле сломал карьеру Рембрандта – именно после этой картины постоянные богатые клиенты отвернулись от живописца, а манера его письма кардинально поменялась. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. «Мартен Лоотен» (1632 год.
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье.
Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). Фотограф может применить это к фотографии. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон.
Рембрандт поступил в Латинскую школу. Лишь дважды художник пишет двойной портрет, ведь убедительно разместить на одном полотне двух человек не просто. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. На картине изображено более двадцати фигур. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Лос Анджелес. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641). В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
Между тем споры вокруг нее не утихают. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Его мать происходила из патрицианского католического рода. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит.
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). 1643, Кассель, Картинная галерея). Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Эдинбург. Рембрандт родился в канун окончательного освобождения Северных Нидерландов от испанского господства и образования Республики Соединенных провинций, по одной из них получившей неофициальное название Голландии. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе.
Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера.
По сути картина является пасторалью. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Рейксмюсеум).
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Его ранние работы на евангельские темы (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Это своего рода портреты-биографии. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. В 1634 году Рембрандт сочетался браком с Саскией ван Эйленбурх, богатой девушкой, происходящей из очень знатной семьи. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом.
Его коленопреклоненная фигура трепещет справа, на первом плане, то есть ближе всего к зрителю – от преступника нас отделяют два-три шага. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Я обвиняю. » (2008)12. Я – Иисус, которого ты гонишь.
В портрете «Флора» (1634 год. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондел. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Учился плохо и хотел заниматься живописью. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Беззаботное время художника длилось недолго. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу.
Другие считают их абстрактными фигурами, помещенными сюда Рембрандтом исключительно для оживления фона. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Он отказывается от лишних подробностей и декоративных эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной напряженности художественного образа. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Творчество художника передает духовную жизнь человека.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель.
Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. Амстердам. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее).
Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. «Ян Сикс» (1654 год. Объясняется это просто. Встань и иди в город, куда шел".
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Государственный музей Амстердама. Этот портрет — история очень богатого, но очень несчастного человека и голландский художник способен был показать это в одном застывшем мгновении. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.
Лондон. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. А. С. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год.
Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны. Амстердам. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Родился в Лейдене в семье мельника.
Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим прими меня в число наемников твоих.
Интересен и еще один факт. Написана она была в последние годы жизни мастера. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Любовь великодушна, милосердна, любовь не завистлива, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своей выгоды, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине она все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит". Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы7. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему.
Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. (Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея).
Дрезден. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Картинная галерея).
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Базель. Санкт-Петербург. Валтасар главенствует над группой, на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, ведь надпись предсказывает поражение в битве с персидским царем Дарием.
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. Заказчикам не понравилось то, что некоторые мушкетеры оказались на втором плане или практически полностью перекрываются впереди стоящими фигурами.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию. Рейксмюсеум). Новых заказов почти не появляется. Лондон.
Эрмитаж). Картина полна нежности и сострадания. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Популярность автора начинает падать. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории.
И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса.
Нью-Йорк. Эти картины художник наполнял эмоциональным содержимым, философский же смысл оставался на втором плане. дв., 1657 и др. ). В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас.
Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Эрмитаж). Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной.
По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того из какой области он черпает для них сюжеты. Рембрандт всегда уделял большое внимание офорту и рисунку и вскоре стал крупнейшим мастером графической техники в Европе. Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. Он использовался многими художниками. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение.
Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Самая известная из картин Рембрандта.
Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». А. С.
Санкт-Петербург. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. Эти гравюры стремительно распродавались. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. сохранилось мало.
Кассель. Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. Краска немедленно начала пузыриться. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Лондон. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. В монументальном величии фигур, выступающих на свет из густой тени, в гармонии пылающих красных и мягко золотистых розовато-охристых тонов возникает осязаемое ощущение покоя, снизошедшего на слившихся в едином порыве прощения и покаяния отца и сына. Павлин на столе – символ богатства. Сын повёрнут к нам спиной. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу.
Изучение живой натуры выдвигалось на первый план, причем Рембрандт рекомендовал избегать искусственных поз, которые являлись обычным школьным достоянием. Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Великий голландский художник Рембрандт жил в эпоху высочайших достижений Галилея и Ньютона. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Изображение старой женщины для его творчества столь же недоступно, как и женщины страдающей. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.
дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Композиция была нарушена. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. Художники оказывают взаимное влияние на творчество друг друга и порой работают над одним и тем же сюжетом в своеобразном соавторстве. Встал и пошел к отцу своему. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
«Похищение Ганимеда» (1635 год. Базель.
Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков.
По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Утрехт. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Дрезден. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. В них можно проследить почти все периоды творчества художника.
Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Но их усилия оказались тщетными.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта.
С редким упорством Рубенс воссоздает один и тот же тип пышногрудой красавицы, согретой неприкрытой эротикой, полной жгучей, глубоко личной интимной чувственности. Повреждения затронули около 30 шедевра. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Эрмитаж) драматична по своему сюжету.
Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В 1985 году в музее произошел неприятный случай, который едва не лишил мир возможности созерцать творение Рембрандта. Лондон.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. в эрмитажной «Данае»). муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины.
После распродажи в 1657-58 гг. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Заказов становилось все меньше. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры.
Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Государственный музей Амстердама. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс.
На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
В центре площади находится памятник Рембрандту. 1630), «Динарий кесаря» (1629). В возрасте двадцати лет он работает самостоятельно над живописными полотнами, а так же занимается гравировкой.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. А теперь просто посмотрите на эти глаза.
Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Государственные музеи. Москва. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.