Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Вся семья собралась, чтобы посмотреть на то, как пройдет эта долгожданная для отца встреча. «Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. И не была картина столь убедительна, если бы не эти жилистые старческие руки. В небесах на гравюре на греческом иврите и латыни написано «Бог».
Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Отцовская рука подкрепляет сына, материнская – утешает.
Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Если бы Рембрандт женился второй раз, он бы, с большой вероятностью, потерял права на небольшой доход с имения Саскии (два ее брата были юристами). Как известно, лысыми в то время были каторжники.
Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»). «Возвращение блудного сына» – картина о завершении всех земных путей, где в конце будет золотой луч, подобный тому, что осветил встретившихся, осветил один из самых выдающихся рембрандтовских образов – голову отца.
Ноги его исходили немало дорог. Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. «Всё, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, всё, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, всё это выражено в этом молчаливом объятии» (Жермен Базен).
И все из-за того, что он не пожелал мириться с отцовскими порядками. Рембрандт много раз возвращался к этой теме и на протяжении многих лет он представлял ее каждый раз по-разному. Все это привело лишь к пустоте и ожиданию скорой смерти (ступени вниз из света в тень в правой части зоны бессознательного). Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил.
1669 год. Сюжет строится по композиционной схеме отклик»3.
Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» является прекрасной многоплановой иллюстрацией, которая раскрывает внутренний мир художника в последние годы жизни и представляет своеобразную ретроспективу всей его прошлой жизни. Краски лежат на холсте густыми мазками. Воротник хранит намёк на былую роскошь.
Этот подвиг Авраама служит у евреев бесконечною темою воспоминаний в их молитвах, а многие века изображение жертвования Исаака было в христианской церкви любимым сюжетом для лепной и живописной работы художников.
Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. » (Рихард Гаманн). И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. Заметим, что обувь Блудного сына оказалась сношенной – достаток так не состоялся в итоге.
Рука мягко лежит на плече сына, желая утешить, пожалеть, погладить сына. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени.
Поскольку данная визуальная зона отражает состояние приземленной сферы, бытовых конфликтов, всего негативного в повседневной жизни, можно предположить, что Рембрандт, хотя еще и демонстрирует свой некогда бывший весьма агрессивным полусжатый кулак, но его подсознание (левая рука, связанная с правым полушарием головного мозга) уже примирилось со всеми бедами тяжелой суетной жизни и уже дало команду сознанию (правая рука) ослабить противостояние миру и снизить уровень самоконтроля (рука отпускающая одежду). Именно через рождение Исаака начинает осуществляться обетование бесчисленного потомства.
Юноша острижен наголо. Однако грядущая смерть действительно страшит художника: руки стоящего справа персонажа сжаты – правая (сознательная) рука пытается взять под контроль левую (бессознательную) часть сущности художника.
С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Он прокутил состояние, растратив его на удовольствия, азартные игры и женщин.
Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Не улыбается и женщина на коленях художника.
Не случайно у него было много учеников, поклонников и еще больше завистников. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Многие авторы описывали этот автопортрет как «радостный» или «надменный», провозглашали его «гимном человеческому счастью», наполненному «бурным темпераментом, великолепной жизненной энергией, страстным упоением всеми благами бытия». Трудно сказать, кто эти люди. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены.
Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта. Вместо этого, эта страна стала известна миру живописи благодаря картинам в жанре реализм, в том числа портретам и натюрмортам (особенно в жанре Ванитас). То ли Мытарь собирается сжать кулак, прихватив ткань своего одеяния, то ли он уже ослабил напряжение и расслабил руку, отпустив ткань. Все его имущество и работы были проданы с аукциона. И только он один знает, как изменилась его душа. Живя среди языческого мира.
Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. На них устремлены глаза наблюдателей. И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского «завета человечеству» (Гаманн), этот догорающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.
Это удивительно еще и потому, что в тогдашней протестантской Голландии, картины с религиозным сюжетом уже не были популярны. На картине он – едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей. Иногда даже не с первого раза можно отличить лица некоторых персонажей картины. Картина выступает в роли своеобразного медиатора, «магического кристалла», концентрирующего и кодирующего переживания и чувства художника и несущего свое послание тем, кто способен сознательно или бессознательно его от художника воспринять (что, хочется отметить, вовсе не означает «понять»). В XVII веке большую популярность приобрел сюжет о блудном сыне.
Он прикасается к своему сыну Отцовской и Материнской рукой. И это не просто виртуозная игра «мастера светотени», как называют гениального голландца историки и знатоки его творчества. Вместе с тем, он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. Но не только родственники преследовали Рембрандта. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо. Уникальность полотна состоит в том, что эти скрытые образы совпадают по своему символическому значению.
Встал и пошел к отцу своему. Откуда проявляется суть человека, кем создано и как меняется то, что определяет бытие. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном». Однако не украшения стали предметом всеобщего любования.
Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. Художник хотел бы достичь умудренного умиротворения (спокойное и задумчивое лицо Старшего брата) в итоге своей жизни, но понимает, что это уже невозможно. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Рембрандт – новатор. Также в комнате на заднем плане можно наблюдать заинтересованных слуг.
Пальцы расположены близко друг ко другу. Но при внимательном рассмотрении становится очевидным, что руки Отца Рембрандт рисует абсолютно разными. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях. Вот таким образом не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта. «Возвращение блудного сына» – картина, которую принято считать завещанием гениального художника.
«Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Композиционный центр находится почти у края картины. Рядом со взрослым сыном отец не выглядит столь жестоким. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Судя по пассивному выражению лица, скорее вероятен второй вариант. сын) был еще далеко, увидел его отец его и сжалился». Внимание.
Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу2, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он отражает сострадание, прощение и любовь.
Его биографы пишут о нем, как о неуживчивом, эгоистичном и высокомерном, способном на предательство. «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Его лицо безмятежно и старик счастлив. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером.
Интерьер угла дома: резные барельефы, колонны одеяние старца: красный плащ и парчовые рукава в его прорезях – говорят о хорошем достатке дома, богатстве и достоинстве здесь собравшихся. Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем. Отцовская рука держит сына, материнская – поглаживает его.
И вот он лишен того, что ценил.
Мужчина вздохнул и вспомнил о том, что художник родился в нищете. Однако левая рука Отца находится в одном квадранте с головой Блудного Сына. Лоб отца как бы излучает свет и это самое светлое место в картине. Он ещё не вошёл в дом, а упал на колени перед отцом, который вышел его встречать. Рембрандт чувствовал себя таким грешником, блудным сыном, пришедшим в конце жизни к покаянию, которым и стала его картина «Возвращение блудного сына».
Взгляд его расфокусирован – на картине заметно легкое расходящееся косоглазие. С таким взглядом, взглядом Шекспира, взглядом Гёте в «Фаусте», реализм Рембрандта сталкивается в начале творческого пути художника с раздвоенностью окружающего мира. Все что осталось – смириться и в этом проявить свою последнюю мудрость. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном». Другие же считали картину просто иллюстрацией сюжета библейской притчи.
Возможно, это изображение матери блудного сына. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк 15:18-21).
Но более известен он как евангельский сюжет: притчу о блудном сыне мы читаем в Евангелии от Луки (Лк. : 15:11-32). Эта усмешка человека, осознавшего подлинные ценности жизни. С этой точки зрения радость бытия, которую излучают полотна мастера, написанные в самые счастливые периоды жизни, дополняется немного другим оттенком.
(function () (. panel-body a). has (img). attr (target, blank))Если Вам понравился материал – поддержите нас. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. В череде воскресных служб, приготовительных к Великому посту, есть Неделя о блудном сыне. Его жесты сопровождены молчанием, глаза полузакрыты.
Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Осталось только удерживать в памяти виденное. Рассуждения на эту тему обнаруживаются исследователями творчества Рембрандта даже в такой знаменитой вещи мастера, как «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). Теплая и гармоничная цветовая палитра, включающая в себя оттенки охры, золота, оливковых и алых тонов создают необыкновенное чувство спокойствия и нежности. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям заблудшего. Мы мешаем им забываться от своего горя в вине.
Самоидентификация – важнейший момент духовной жизни, диалога человека с самим собой (точнее общения сознательной части себя с бессознательной частью, посредством восприятия знаков и символов от своего зеркального двойника), когда в одной точке – в настоящем сливается проанализированное и оцененное прошлое и конструируется личное будущее. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также. Проследим тонкую игру аллюзий и переворотов. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился.
Эта картина заставляет зрителя задуматься о собственной судьбе, соотнося свое прошлое и нынешнее положение с кажущимся таким далеким и нереальным днем, когда придется подвести итог всей своей жизни. Наверняка, он видел всю грязь этого мира, все пороки. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету. ".
Рассмотренный выше скрытый в изображении образ был создан на бессознательном уровне. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Особенно важны перемены в самовосприятии художника на рубеже перехода из 40-х в 50-е года. Гэри Шварц, один из биографов Рембранта, описывает его как «мстительного, озлобленного человека, который прибегал ко всем возможным методам борьбы с теми, кто становился на его пути». В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». Главные фигуры Рембрандт располагает не по центру, а несколько сдвинутыми в левую сторону – так лучше всего раскрывается основная идея картины.
Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. Блудный сын осознал свою ошибку и сделал то, что многим не под силу.
Главная фигура произведения – отец. Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви. Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. Во время работы над картиной «Ночной дозор» умерла любимая жена Рембрандта Саския.
Рембрандт и сам обращается к этому сюжету неоднократно – известны его офорты с названием «Блудный сын». 4. Когда же все деньги были истрачены, в той стране, где он находился, начался голод. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Поначалу это были небольшого формата офорты (гравюры на металле – ред. ) на евангельские сюжеты, в которых художник экспериментировал со светом и тенью. Свет на лице старшего сына довольно холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени. Ноги его исходили немало дорог.
Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Сын повёрнут к нам спиной. Эти руки дают прощение, примирение и исцеление.
Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. Холст очень темный. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Они отражаются и на его седой бороде и на искажённых от жалости губах.
Верхняя губа превратилась в тоненькую полоску. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Этот луч – милосердие, на которое стоит надеяться всем заблудшим.
«Если Святой, да будет он благословен, потребует все мои члены, я не откажу ему. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. На его лице, обращенном к зрителям, застыла хмельная улыбка. Левая рука Мытаря, находящаяся в этой же зоне спокойно лежит на колене. Художник и теоретик искусства Василий Кандинский писал об особом роде воздействия на зрителя эмоции души художника, «вибрации» которой вызывают соответственную душевную вибрацию зрителя.
В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Одна из последних картин мастера не содержит свойственного ему динамизма. Старший сын имеет большое внешнее сходство с отцом. Все что он чувствует и переживает, находит свое отражение на лице.
Правая рука персонажа в берете находится в промежуточном положении. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами. Старик-отец встречает раскаявшегося и павшего на колени сына, прижимая его к своей груди. Этими движениями он как бы прощает сына, его возвращение для отца – великая радость. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций.
В этих словах нет никакой сыновней любви, сердечная встреча еще не произошла. Им были созданы рисунки, офорт, картина на тему евангельской притчи. Но не только родственники преследовали Рембрандта.
Стайн, 2007). Автопортреты второй половины жизни Рембрандта представляют антитезу автопортретам первой половины жизни. Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына. 15:13).
Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку. Бог требует не убийства, а возвышения сына. В свой последний год Рембрандт сделал несколько автопортретов.
Для того чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий и трагический жизненный путь – путь потерь любимых, славы, богатства и признания – и оканчивать свою жизнь в нищете и забвении. Из представленной иллюстрации видно, что ключевые образы картины – Блудный сын и Отец вместе образуют перовообраз – визуальный архетип смерти в виде ухмыляющегося черепа. На картине изображён заключительный эпизод притчи: блудный сын возвратился домой.
Это – рука матери. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. В конце своей жизни онработает над созданием картины Возвращение блудного сына (1668-1669), апогея его творчества. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Под ударами судьбы Рембрандт стремительно стареет.
Рембрандту тема «блудного сына» сопутствовала в течение многих лет жизни. Страшный финал несбывшихся надежд. Рембрандт — новатор. В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты.
Он не оставил нам записей, как и почему за год до смерти, почти потеряв зрение, он пришел к желанию написать свою лучшую картину «Возвращение блудного сына». Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения амстердамского живописца. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Написав «Возвращение блудного сына», Рембрандт подтвердил свою верность особой атмосфере, присущей только ему, которая выделяет главное на полотне, не обделяя светом ни единой важной детали.
Он бережно и любовно ощупывает его тело. Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Он не смотрит на зрителя. Автопортрет этого времени (1635-1636 гг. ) известен как «Автопортрет с Саскией на коленях». Когда же для Гиртье представилась возможность выйти из этого заведения, Рембрандт нанял агента для сбора информации, благодаря которой эта женщина на долгие годы вновь осталась в стенах приюта. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света.
Эта картина, несомненно венчающая его позднее творчество и устремления, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. Мастер идеально передал отеческие чувства и раскаяние сына. По дороге Исаак-сын спрашивает отца о жертвенном агнце-детеныше, а в самый драматический момент Авраам видит взрослого овна, который запутался в кустах именно его он принесет в жертву вместо своего сына. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. 5.
Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.
Стефана» (1629). Главное отличие творчества Рембрандта ван Рейна – его вневременной характер. Вместе с сатанинской личиной в эту же зону попала обутая нога блудного сына, поясная сумка (кошель) и нож. Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм.
Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. У них обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды.
Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Отец с нежностью обнял сына за плечи. Глаза старика давно ничего не видят. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. Главная фигура произведения -- отец. Отец смотрит на коленопреклоненного отрока и улыбается.
Рубище сына, его голые грязные пятки – как можно было иначе, не прибегая к подобным «низким» деталям передать ту отчаянную нищету, в которую впал этот человек. Левая рука, которой отец касается плеча сына, сильная и мужественная. Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь, каким унижениям он подвергался. Но, как и прежде, глаза художника не смеются – он лишь старается выглядеть улыбающимся. С ней Рембрандт прожил шесть лет, а потом упек в дом для душевнобольных. Не случайно художники так любят их писать.
И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Попробуем разобрать психологическое состояние художника, отраженное в этой работе. Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Мастер смог передать встречу Отца и сына. Своеобразие творчества Рембрандта объясняется и его чисто живописными приёмами использованием палитры, работой со светом и тенью.
На старости, когда его жене Саре было 90, а Аврааму 100 лет, у них родился сын Исаак, который и должен был стать прямым наследником Авраама и продолжить род еврейского племени. Именно таким художником-протестантом и стал Рембрандт. Обстоятельства написания полотна загадочны. Но там почти ничего не написано о том, что происходило в это время в сердце отца.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Не всегда Исаака изображают ребенком, как это принято в христианской иконографии. Его обувь изношена так, что видны дыры. 6. Однако его не поняли.
И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Автопортрет играет важную роль в самоидентификации художника, то есть в процессе осознания человеком важнейшего жизненного вопроса «кто есть я на данном этапе» и приведением себя в соответствие с «текущим настоящим». Это изображение предельно одухотворенно и избавлено от всех анекдотических аспектов.
Это квадрант пройденного состояния и регрессии. И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. Такие скрытые визуально-информационные вложения, являющиеся символическим отражением доминирующих осознаваемых или неосознаваемых переживаний художника во время создания картины, называют «визуальными архетипами» или «первообразами». На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Такое воздействие живописного произведения вызывает комплексную реакцию человека на уровне психики, физиологии, поведения и даже личности, которую называют «эстетической реакцией». В середине 1630-х годов Рембрандт пишет одну за другой большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношению Авраама», «Ослепление Самсона», «Пир Валтасара», парадные портреты.
Руки старшего сына, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Сколько в этом жесте любви и отцовской нежности. Мастер идеально передал отеческие чувства и раскаяние сына. В полумраке замерли свидетели сцены. Не удивительно, что голландцы пришли к «протестантскому искусству».
По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт «изобразил эти фигуры лишь эскизно и другой художник закончил их», в живописи же главной группы, как и в «Еврейской невесте», неподражаемо объединились форма и дух. Его лицо, руки, поза — все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви и, вдобавок имеет красный медальон в форме сердца. Мантия отца широко раскинута и как бы зовет в свои объятия, мантия же старшего сына просто висит на его плечах.
А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Автопортрет может формировать для художника реальную или труднодостижимую цель в собственном развитии, служить компенсацией собственных болезненных переживаний. Традиционная датировка 1668—1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Группа опрокидывается в её вершине. Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку. На них падает основной свет.
История блудного сына (Евангелие от Луки, 15:11-32) волновала великого голландского художника XVII в. Рембрандта на протяжении всей его жизни. В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Художник осмысляет жизненный путь беззаботного молодого человека даже в Автопортрете с Саскией на коленях (1635).
Они темные. Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта. Но почему же Авраам понимает эти слова как повеление принести сына во всесожжение. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» – классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей.
Все эти произведения содержали различные моралистические послания. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Нет и следа радости на этих лицах. По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Действительно, на полотне мы видим богатого господина в камзоле с бахромой, в шляпе в «австрийском вкусе», со шпагой с золотым эфесом, который лишь на мгновенье оторвался от своего разгульного пиршества и, не снимая руки со спины красавицы, приподнял бокал, приветствуя зрителя.
В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира.
Группа опрокидывается в её вершине. Он был старым, нищим, злобным и больным стариком. Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория и мужская), труднее поддаются отгадке. Трудно поверить, что спустя 30 лет тот же самый человек напишет «Возвращение блудного сына». Художник выделяет светом именно эти две фигуры, самые главные в сюжете, всё остальное видится не очень чётко, даже свидетели сцены прощения. Этими движениями он как бы прощает сына, его возвращение для отца -- великая радость.
Вероятно, сама картина являлась для Рембрандта сильнейшим психотерапевтическим средством для осознания и отреагирования конфликтов, равно как и средством внутренней самоинтеграции. Отец смотрит на коленопреклоненного отрока и улыбается. Центром картины Рембрандта, несомненно, являются руки отца. Уже его ранние работы демонстрируют незаурядный талант художника – «Паламеде перед Агамемноном» (1626), «Крещении евнуха» (1626), «Побиении камнями св. Тогда он вспомнил дом отца, а не самого отца он вспомнил то, что там и наемники избыточествуют хлебом.
Харменс ван Рейн Рембрандт (нидерл. Для начала, нужно внимательно посмотреть на персонажей. И уже не Авраам, а Исаак становится главным действующим лицом. Контакт с собственным автопортретом может вызвать неожиданные озарения, при которых на уровень сознания «прорываются» вытесненные болезненные переживания.
Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668-1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов. Рембрандт умер в 63 года. А правая – нежная, мягкая изящная. Рембрандт был человеком с очень сложным характером. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Он признал свою вину и попросил прощения. Рембрандт посещал латинскую школу при Лейденском университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. Совершая пожертвование, Вы соглашаетесь с условиями офертыПОМОЧЬРАССЫЛКАДелитесь с друзьями: блудный сын Искусство История Читайте такжеХудожник узнал, что умирает и написал тысячу картин о ХристеРождество Пресвятой Богородицы Карло Сарачени (Венециано)«Христос и грешница»: как Поленов видел СпасителяБиблия Доре и восемьдесят тысяч иллюстрацийКомментарииОставьте первый комментарийДобавить комментарий Отменить ответВаш e-mail не будет опубликован.
Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. Это полотно заставляет переживать зрителя то, что художник выстрадал. Одним из доказательств этому служит история его отношений с Гиртой Диркс. По автопортретам видно, как небольшие интервалы всего в три года (1652-1655-1658 гг. ) меняют облик художника. Как считается, оно написано в последний год жизни художника.
В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. Картина сложна и интересна. На одном из них он изобразил себя в виде смеющегося греческого художника Зевксиса (М.
Композиционный центр находится почти у края картины. Если для большинства «малых голландцев» и созвучных им художников характерно стремление к точному и ощутимому изображению вещей, выражению их материальной сущности, то у Рембрандта предметы проступают из небытия или «из тьмы былого», находясь в тесной взаимосвязи с ходом времени, с историей. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами.
Это тоже своеобразное «Возвращение блудного сына» – картина, которая трактуется ими как иллюстрация той части притчи, которая повествует о мотовстве сына, бездумно тратящего отцовское наследство. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Историки искусства обычно датируют её 1663 годом – годом смерти маэстро.
Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. Но, если приглядеться чуть внимательнее, можно обнаружить, что это лишь внешняя сторона – «фасад» или «маска» изображенной психологической ситуации. В 1658 году пришлось продать и дом. Еврейская книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува» использующая аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме.
Его лицо безмятежно и старик счастлив. А позднее пережил тяжелые испытания – смерть четырех из его пяти детей и двух жен. В этот период он пишет картину «Автопортрет с Саскией на коленях», где они изображены молодыми людьми, одетыми в дорогие одежды в одной руке художник держит бокал отпитого вина, являющийся центром картины, другой рукой он обнимает сидящую у него на коленях жену. В объятиях отца сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Как это происходит.
Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Мы можем прочитать только скупые слова: «и когда он (т. е. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали.
Не случайно у него было много учеников, поклонников и еще больше завистников. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни. Такое «одухотворенное» живописное полотно имеет сложное многоуровневое воздействие на человека.
Глаза ее скорее печальны. Художника увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Еще мгновение и они отвернуться от нас.
Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Этот же изображённый со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе.
Настала очередь выступить ван дер Питу – адвокату художника. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля».
Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. И безусловно, научение идет и на том и на другом уровне.