Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина «Возвращение блудного сына». Таким образом, Рембрандт прекрасно, по-академически точно изобразил всю гамму сильных переживаний, охватившую его на исходе лет и прекрасно отразил свое психологическое состояние на момент создания картины «Возвращение блудного сына». 10 Сопоставление внешности Рембрандта на автопортрете 1665 года из Галереи Уффици, Флоренция с внешностью персонажей картины «Возвращение блудного сына». Созданная в 1668-69 годах картина великого художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» основывается на Библейском сюжете о Блудном сыне из Евангелия от Луки и является воплощением духовного и плотского, божественного, небесного и земного начал. «возвращение блудного сына»— картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже.
«возвращение блудного сына»— знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Мы не знаем, что выражает его лицо. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом.
Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни.
Мужчина вздохнул и вспомнил о том, что художник родился в нищете. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. Это изображение предельно одухотворенно и избавлено от всех анекдотических аспектов. Картина выступает в роли своеобразного медиатора, «магического кристалла», концентрирующего и кодирующего переживания и чувства художника и несущего свое послание тем, кто способен сознательно или бессознательно его от художника воспринять (что, хочется отметить, вовсе не означает «понять»).
Такие скрытые визуально-информационные вложения, являющиеся символическим отражением доминирующих осознаваемых или неосознаваемых переживаний художника во время создания картины, называют «визуальными архетипами» или «первообразами». Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску.
Он был старым, нищим, злобным и больным стариком. И не была картина столь убедительна, если бы не эти жилистые старческие руки. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном».
Действительно, на полотне мы видим богатого господина в камзоле с бахромой, в шляпе в «австрийском вкусе», со шпагой с золотым эфесом, который лишь на мгновенье оторвался от своего разгульного пиршества и, не снимая руки со спины красавицы, приподнял бокал, приветствуя зрителя. И это не просто виртуозная игра «мастера светотени», как называют гениального голландца историки и знатоки его творчества. Правая рука персонажа в берете находится в промежуточном положении. По автопортретам видно, как небольшие интервалы всего в три года (1652-1655-1658 гг. ) меняют облик художника. (function () (. panel-body a). has (img). attr (target, blank))Если Вам понравился материал – поддержите нас.
Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Но, как и прежде, глаза художника не смеются – он лишь старается выглядеть улыбающимся. В 1658 году пришлось продать и дом.
В свой последний год Рембрандт сделал несколько автопортретов. Ученый Рембрандта Розенберг (и др. ) называет живопись «монументальной», сочиняя, что Историк искусства Рембрандта Х. В. Дженсон пишет, что Блудный сын «может быть самой движущейся живописью.
Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория и мужская), труднее поддаются отгадке. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Такое воздействие живописного произведения вызывает комплексную реакцию человека на уровне психики, физиологии, поведения и даже личности, которую называют «эстетической реакцией». Откуда проявляется суть человека, кем создано и как меняется то, что определяет бытие. Судя по пассивному выражению лица, скорее вероятен второй вариант. И все из-за того, что он не пожелал мириться с отцовскими порядками.
И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. Все что он чувствует и переживает, находит свое отражение на лице. Внимание.
Все это привело лишь к пустоте и ожиданию скорой смерти (ступени вниз из света в тень в правой части зоны бессознательного). Вместо этого, эта страна стала известна миру живописи благодаря картинам в жанре реализм, в том числа портретам и натюрмортам (особенно в жанре Ванитас). Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку.
Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Традиционная датировка 1668—1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Своеобразие творчества Рембрандта объясняется и его чисто живописными приёмами использованием палитры, работой со светом и тенью. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Однако его не поняли.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу2, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына).
Сюжет строится по композиционной схеме отклик»3. Это – также его самое тихое — момент, простираясь в вечность. Во время работы над картиной «Ночной дозор» умерла любимая жена Рембрандта Саския. Композиционный центр находится почти у края картины.
Особенно важны перемены в самовосприятии художника на рубеже перехода из 40-х в 50-е года. Но более известен он как евангельский сюжет: притчу о блудном сыне мы читаем в Евангелии от Луки (Лк. : 15:11-32). ". Конечно не только в офортах, в больших полотнах также. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами.
Композиционный центр находится почти у края картины. Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Рассуждения на эту тему обнаруживаются исследователями творчества Рембрандта даже в такой знаменитой вещи мастера, как «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635).
Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. В полотнах Рембрандта ведущую роль играет свет – горячий, мерцающий, борющийся с окружающей темнотой. Наверняка, он видел всю грязь этого мира, все пороки. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына.
Левая рука Мытаря, находящаяся в этой же зоне спокойно лежит на колене. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. Однако грядущая смерть действительно страшит художника: руки стоящего справа персонажа сжаты – правая (сознательная) рука пытается взять под контроль левую (бессознательную) часть сущности художника. Его воскрешение духовности и сообщение притчи прощения считали высотой его искусства.
Его лицо, руки, поза — все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Взгляд его расфокусирован – на картине заметно легкое расходящееся косоглазие. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына.
Сюжет строится по композиционной схеме отклик». Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе.
Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет. Отец с нежностью обнял сына за плечи. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени.
Воротник хранит намёк на былую роскошь. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Для начала, нужно внимательно посмотреть на персонажей. Самоидентификация – важнейший момент духовной жизни, диалога человека с самим собой (точнее общения сознательной части себя с бессознательной частью, посредством восприятия знаков и символов от своего зеркального двойника), когда в одной точке – в настоящем сливается проанализированное и оцененное прошлое и конструируется личное будущее. «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа.
Контакт с собственным автопортретом может вызвать неожиданные озарения, при которых на уровень сознания «прорываются» вытесненные болезненные переживания. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк 15:18-21). Стефана» (1629). В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность.
Сколько в этом жесте любви и отцовской нежности. Художник хотел бы достичь умудренного умиротворения (спокойное и задумчивое лицо Старшего брата) в итоге своей жизни, но понимает, что это уже невозможно. Но не только родственники преследовали Рембрандта.
В небесах на гравюре на греческом иврите и латыни написано «Бог». Осталось только удерживать в памяти виденное. Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку.
Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. В целом картина Марии построена по той же компомпозиционной схеме, что и голландские жанровые сцены 17 века на сюжет «художник в мастерской» или «учёный в кабинете».
1669 год.
Лоб отца как бы излучает свет и это самое светлое место в картине. Искренность переживаний художника, запечатленных в полотне, позволяет рассматривать произведение Рембрандта как с богословской, так и с психологической точки зрения и получать несущее единый смысл символическое значение. Однако левая рука Отца находится в одном квадранте с головой Блудного Сына. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены.
На одном из них он изобразил себя в виде смеющегося греческого художника Зевксиса (М. Он прокутил состояние, растратив его на удовольствия, азартные игры и женщин. Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668-1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов.
Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына». Рембрандт — новатор. На картине изображён заключительный эпизод притчи: блудный сын возвратился домой. Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников.
Пост. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
Все эти произведения содержали различные моралистические послания. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом.
Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем. Но, если приглядеться чуть внимательнее, можно обнаружить, что это лишь внешняя сторона – «фасад» или «маска» изображенной психологической ситуации. Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына. Также в комнате на заднем плане можно наблюдать заинтересованных слуг. Эта усмешка человека, осознавшего подлинные ценности жизни.
На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. Рембрандт умер в 63 года. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил.
Он считал, что все это ему ни к чему, ведь у него есть его собственные впечатления и коллекция. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Написав «Возвращение блудного сына», Рембрандт подтвердил свою верность особой атмосфере, присущей только ему, которая выделяет главное на полотне, не обделяя светом ни единой важной детали.
Автопортрет играет важную роль в самоидентификации художника, то есть в процессе осознания человеком важнейшего жизненного вопроса «кто есть я на данном этапе» и приведением себя в соответствие с «текущим настоящим». Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет.
Обстоятельства написания полотна загадочны. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. Художник и теоретик искусства Василий Кандинский писал об особом роде воздействия на зрителя эмоции души художника, «вибрации» которой вызывают соответственную душевную вибрацию зрителя. Нет и следа радости на этих лицах. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. равных Шекспиру.
Харменс ван Рейн Рембрандт (нидерл. Если для большинства «малых голландцев» и созвучных им художников характерно стремление к точному и ощутимому изображению вещей, выражению их материальной сущности, то у Рембрандта предметы проступают из небытия или «из тьмы былого», находясь в тесной взаимосвязи с ходом времени, с историей. Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций.
Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. Мы мешаем им забываться от своего горя в вине. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Рембрандт на протяжении многих лет представлял эту тему каждый раз по-разному. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии. Этот луч – милосердие, на которое стоит надеяться всем заблудшим. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Такое «одухотворенное» живописное полотно имеет сложное многоуровневое воздействие на человека.
«Возвращение блудного сына» – картина о завершении всех земных путей, где в конце будет золотой луч, подобный тому, что осветил встретившихся, осветил один из самых выдающихся рембрандтовских образов – голову отца. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях».
Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. Историки искусства обычно датируют её 1663 годом – годом смерти маэстро. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали.
Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Встал и пошел к отцу своему. Вероятно, сама картина являлась для Рембрандта сильнейшим психотерапевтическим средством для осознания и отреагирования конфликтов, равно как и средством внутренней самоинтеграции. О разуме косвенно говорят и неизменные атрибуты мастерской учёного: глобус и книга. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну.
Он ещё не вошёл в дом, а упал на колени перед отцом, который вышел его встречать. Чаще всего, к сожалению, такое осознание наступает лишь после личных потерь и непосредственного контакта человека со смертью, запускающих процессы личностной трансформации – освобождение отложных целей и проявление своей истинной душевной сути. Рембрандт чувствовал себя таким грешником, блудным сыном, пришедшим в конце жизни к покаянию, которым и стала его картина «Возвращение блудного сына». Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.
В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство. Под ударами судьбы Рембрандт стремительно стареет. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.
Многие авторы описывали этот автопортрет как «радостный» или «надменный», провозглашали его «гимном человеческому счастью», наполненному «бурным темпераментом, великолепной жизненной энергией, страстным упоением всеми благами бытия». У Марии Ивановой-Очерет свет тоже солирует, но имеет абсолютно иной характер. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях.
Это тоже своеобразное «Возвращение блудного сына» – картина, которая трактуется ими как иллюстрация той части притчи, которая повествует о мотовстве сына, бездумно тратящего отцовское наследство. Галерею). Его обувь изношена так, что видны дыры.
К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. Этот свет не эмоционален, но точен и объективен и, главное, своим спокойным и ровным тоном приводит в равновесие смятение самих красочных мазков (о чём, впрочем, речь ещё впереди). В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын».
В XVII веке большую популярность приобрел сюжет о блудном сыне. «Возвращение блудного сына» – картина, которую принято считать завещанием гениального художника. Они темные. Совершая пожертвование, Вы соглашаетесь с условиями офертыПОМОЧЬРАССЫЛКАДелитесь с друзьями: блудный сын Искусство История Читайте также«Воскрешение Лазаря». Поскольку данная визуальная зона отражает состояние приземленной сферы, бытовых конфликтов, всего негативного в повседневной жизни, можно предположить, что Рембрандт, хотя еще и демонстрирует свой некогда бывший весьма агрессивным полусжатый кулак, но его подсознание (левая рука, связанная с правым полушарием головного мозга) уже примирилось со всеми бедами тяжелой суетной жизни и уже дало команду сознанию (правая рука) ослабить противостояние миру и снизить уровень самоконтроля (рука отпускающая одежду). Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени.
Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Поначалу это были небольшого формата офорты (гравюры на металле – ред. ) на евангельские сюжеты, в которых художник экспериментировал со светом и тенью. Когда же все деньги были истрачены, в той стране, где он находился, начался голод.
Как это происходит. Рубище сына, его голые грязные пятки – как можно было иначе, не прибегая к подобным «низким» деталям передать ту отчаянную нищету, в которую впал этот человек. Жизнь уже прожита, ошибки совершены и подсознание Рембрандта-Отца принимает правую деятельную сторону Рембрандта – Блудного сына такой, как она есть. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» является прекрасной многоплановой иллюстрацией, которая раскрывает внутренний мир художника в последние годы жизни и представляет своеобразную ретроспективу всей его прошлой жизни. Но Рембрандт в этом плане оказался особенным – он построил полотно опирающимся на фигуры, передающие глубину пространства и открывающие схему отклика, то есть реакцию на событие.
Его жесты сопровождены молчанием, глаза полузакрыты. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви и, вдобавок имеет красный медальон в форме сердца. Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения амстердамского живописца. Страшный финал несбывшихся надежд. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером.
Все что осталось – смириться и в этом проявить свою последнюю мудрость. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Не удивительно, что голландцы пришли к «протестантскому искусству». Еще мгновение и они отвернуться от нас.
В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Опирающийся ногами на эту же зону персонаж в берете, как мы рассмотрели выше – уже устал сопротивляться жизни и лишь принимает ее как есть. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Уже его ранние работы демонстрируют незаурядный талант художника – «Паламеде перед Агамемноном» (1626), «Крещении евнуха» (1626), «Побиении камнями св.
Настала очередь выступить ван дер Питу — адвокату художника. Он признал свою вину и попросил прощения. Возвращение Блудного сына демонстрирует мастерство покойного Рембрандта. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Глаза ее скорее печальны. Рембрандт много раз возвращался к этой теме и на протяжении многих лет он представлял ее каждый раз по-разному. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Стайн, 2007).
Краски лежат на холсте густыми мазками. Блудный сын осознал свою ошибку и сделал то, что многим не под силу. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Именно таким художником-протестантом и стал Рембрандт.
Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Он отражает сострадание, прощение и любовь. Одна из последних картин мастера не содержит свойственного ему динамизма. Не улыбается и женщина на коленях художника. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни.
Как считается, оно написано в последний год жизни художника. Главное отличие творчества Рембрандта ван Рейна – его вневременной характер. Еврейская книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува» использующая аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме. К этой теме ван Рейн обращался в молодости, а его ученик Герард Доу (Геррит Дау) – на протяжении всей жизни. Однако не украшения стали предметом всеобщего любования.
Как известно, лысыми в то время были каторжники. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Но не только родственники преследовали Рембрандта.
Это квадрант пройденного состояния и регрессии. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Если бы Рембрандт женился второй раз, он бы, с большой вероятностью, потерял права на небольшой доход с имения Саскии (два ее брата были юристами). Вероятно, данную компанию сатане, можно трактовать как вытесненный художником страх смерти и воздаяния за стремление к материальному достатку.
Сын повёрнут к нам спиной. Среди амстердамских богачей был популярен жанр портрета и очередное полотно Рембрандта сделало его еще более знаменитым и расширило круг заказчиков. И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. И только он один знает, как изменилась его душа. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Автопортрет этого времени (1635-1636 гг. ) известен как «Автопортрет с Саскией на коленях».
Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Не случайно у него было много учеников, поклонников и еще больше завистников. Картина сложна и интересна.
Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Настала очередь выступить ван дер Питу – адвокату художника.
Он не смотрит на зрителя. Не случайно художники так любят их писать. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть.
Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий.
Вместе с сатанинской личиной в эту же зону попала обутая нога блудного сына, поясная сумка (кошель) и нож. Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви. Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»).
Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира. Постоянный человек в центре вероятен слуга.
Трудно сказать, кто эти люди. Верхняя губа превратилась в тоненькую полоску. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. Рассмотренный выше скрытый в изображении образ был создан на бессознательном уровне. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта. Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Попробуем разобрать психологическое состояние художника, отраженное в этой работе. И вот он лишен того, что ценил. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Юноша острижен наголо.
«Художник в мастерской» или «учёный в кабинете» – два сюжета, которые позволяют художнику поговорить со зрителем о природе творчества, о взаимоотношениях автора и его творений, о познании человека с миром и создании собственного мира. Весь его облик свидетельствует о том, что уйдя из отцовского дома в поисках лучшей жизни, он прозрел, понял нелегкий труд простых людей испытал голод, боль, страдания. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил.
Заметим, что обувь Блудного сына оказалась сношенной – достаток так не состоялся в итоге. С точки зрения психолога Эрика Эриксона финальная часть жизни человека представляет собой конфликт цельности личности и ощущения безнадежности. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Возможно, это изображение матери блудного сына. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
Рембрандту тема «блудного сына» сопутствовала в течение многих лет жизни. Да и вообще Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. Рембрандт и сам обращается к этому сюжету неоднократно – известны его офорты с названием «Блудный сын». В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом.