Несомненно, только одно – именно Ночной дозор стал роковой картиной для Рембрандта Ван Рейна. Единственное противоречие вызывает золотистая карлица, являющаяся композиционным центром, который представляет данная картина Ночной дозор Рембрандта Ван Рейна.
Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. Сумма гонорара была поделена между ними. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Но на картине совсем не то. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски. Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) – это и есть заказчики убийства. Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. О картине написаны тонны, но вот что хотел донести до зрителей автор — решать вам.
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. Выдавив ненавистных португальцев со сказочных Островов специй, голландцы построили свой золотой век на гвоздике, корице и мускатном орехе (ну может, отчасти, грабежах и работорговле). Рембрант перенес на холост элементы героики, поддерживая патриотизм.
Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. При этом заказчики также становятся частью толпы, теряя свою самостоятельность. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло.
Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Но в 1975 году произошел второй инцидент. На площади Рембранта в 2006 году установили скульптуры «Ночной дозор» по мотивам самой известной картины художника.
Неплохие деньги если учесть, что скромные бунгало на окраине Амстердама стоили в районе пяти сотен. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму. Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение. Тут же на десятках экранов мелькали «ожившие» герои «Ночного дозора».
Узнать картину легко, это «икона» в живописи 17 века. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) – хорошо, что никого не убило.
Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. У стрелка шесть пальцев (. ), как и у некоторых театральных кукол той эпохи изображающих шутов.
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Действительно в этом произведении автор показал портрет нетрадиционным образом, персонажи не выстроены в ряд, как на полотнах того времени. Воспитанный человек, а что творит. Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза.
Иногда художник брал кистью одновременно черную и белую краски и смешивал их прямо на полотне. Тонкие детали кружев написаны свинцовыми белилами, разведенными так густо, чтобы можно было «вытянуть» кружево из полотна. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Еще бы. Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы.
Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. стокгольмской картине, впервые в мировой живописи, Рембрандту удалось воплотить пафос народного восстания, уловить подлинный дух революции. В «Заговоре Цивилиса» на смену отдельному пришло общее в форме общественного.
Три величайших итальянских творения в копилке главных шедевров европейской школы. После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. В них вы видите печаль. Кто они — неизвестно. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем.
При написании картины Рембрандт обогатил композицию множеством элементов, предметов и персонажей, которые являются символичными и до сих пор оставляют много загадок для исследователей искусства великого художника. На месте которых у того задорно торчит лезвие увесистого копья.
Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. Тема индивидуальной судьбы уступила теме судьбы народа идее общественной солидарности. То, что является нам из тени, это — действие в пространстве, то есть — событие». На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина.
Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. Получившаяся картина не устроила заказчиков. Так парадные портреты не пишут. Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье.
Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Вершиной этой серии мифологических полотен, несомненно, является «Даная». В данный момент картина хранится в Эрмитаже. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Написана картина была в 1642 году.
Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. Когда через 13 лет приставы пришли описывать имущество художника, долг Рембрандта вырос до 17 тысяч, а дом ломился от богатейшей коллекции. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре.
– очень подходит ему. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет.
Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.
Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню. ), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Кубок в руках девочки – символ благосклонности судьбы.
живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Картина звала не к гражданской солидарности, а к мятежу. Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен (голландский художник, график, литератор и теоретик искусства) пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан.
Картину считают переломной для Рембрандта. Что до картины, то ее приключения продолжаются. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении алебарда лейтенанта Рейтенбурга выводят картину из плоскости холста: отряд идет прямо на зрителя. Для Рембрандта это было огромным ударом. Вместо того, чтобы переделать картину, он ринулся к картине с ножом. погрузил в нее лезвие иодним движением рассек дерево, воина и колонну.
Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Под раздачу попали несколько тысяч местных мичуринцев. Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор». Но экспансия воинственных республиканских протестантов на этом не закончилась. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Вообще, замысел художника разгадать непросто. Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира.
Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.
Стрелки оплачивали изображения на картине себя, а Рембрандт ван Рейн мыслил шире, вот таким образом на холсте появились случайные люди, массовка. Подобно тому, как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, когда беспокойная толпа превращается в организованный отряд, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, линий, световых пятен. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. Только в XIX веке обнаружилось, что туземцы были не виноваты — семена по островам распространяли птицы.
Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии.
Прорубая окно в Европу, Петр I не один раз успел побывать в Голландии. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. «Ночной дозор» — групповой портрет эпохи.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. Ладно, с кем не бывает. Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. В этом случае филигранные детали выступали вверх и становились объемными. В 1772 Она приобрела часть коллекции знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза у его наследников. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта.
Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Но в 1642 у него уже был свой дом: престижный 3–этажный особняк на Бреерстрат за 13 тысяч. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. В 1638 году Мария Медичи посетила с торжественным визитом Амстердам.
Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Они были необходимы, чтобы создать впечатление большой толпы, массы людей. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. Но загадки остаются. Скульптурная композиция гармонично вписалась в пространство площади.
Такие дела. На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Но лучи золотистого света, вырываясь из глубины, заливают центр ниши, где среди теплых, смятых простыней (Белая не смятая постель символизирует непорочность Дана) лежит прекрасная обнаженная женщина, ее голова с поднятами глазами повернута направо, рот ее приоткрыт, на лице – любопытство. По этой причине, художнику долго не хотели отдавать положенные деньги, но, в конце концов, ему было уплачено 1600 флоринов.
Но никогда еще Рембрандт не достигал такого мощного воплощения революционного духа исторического прошлого и вместе с тем такой острой переклички с живыми проблемами современности, такого органического слияния волшебной сказочности с жизненной правдой. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Объясняется это просто. Для равновесия световой композиции на переднем же плане ярко освещенная фигура девочки.
Каждой роте по художнику, не фотографии делали:). Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, удалось найти ответ на эту загадку. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Полотно- дышало смертью. Потребовали переделать Картину, а именно центральную группу.
Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). И самый модный голландский портретист не сомневался, что может себе его позволить. Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане.
Даная, охваченная предчувствием неведомого. В результате исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью и дали полотну название «Ночной дозор». Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Невероятный экспиренс — очутиться внутри картины, ходить мимо героев полотна. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигурыНе всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина – апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир.
Русский след не сложно отыскать в Амстердаме. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Для придания им нужной «белоснежности» он разводил свинцовые белила ореховым маслом, которое, в отличие от обычного льняного масла, при высыхании не оставляло желтоватого оттенка. За циклопических размеров полотно в 16 кв. Не получилось. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда.
Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Хорошо, что все живы остались.
Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Рембрандт варьировал консистенцию краски, меняя пропорции пигмента и масла. Корпорация стрелков для шести рот решила повесить украшение в виде групповых портретов на картинах. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами.
Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Заказчиками выступали восемнадцать человек. «Ночной дозор» Рембрандта (название, под которым традиционно известна картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга») была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот.
Это самая известная картина Рембрандта. Наличие преступного заговора остаётся на совести дознавателей, однако каждый раз, когда политическая ситуация требовала полить голландцев грязью, англичане вспоминали им этот инцидент. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Атмосфера шествия задана развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. На всех людей полотно производит разное впечатление. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века.
Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. Верзила–капитан даже снял по такому случаю перчатку и, если напрячь зрение, кажется, что обе перчатки — правые (реально, нет). «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Как описывает искусствовед Курт Баух, перед нами — главная группа «полотна в большом зале «Дома стрелков», на котором юнкер фон Пурмерландт в качестве капитана (впоследствии — Франс Баннинг Кок, бургомистр Амстердама) отдаёт приказ своему лейтенанту, герру фон Влердингену (Виллему ван Рюйтенбурху) построить роту бюргеров» — эта заметка того времени точно определяет тему изображения стрелков, этого группового портрета ночной стражи: «Рембрандт изображает прежде всего действие.
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII – XVIII столетий. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков.
Члены совета собрались в полном составе и стали рассматривать творение Рембрандта. Никто из них ничего не понял. Заказчики остались недовольны: их не устроила ни живопись – смелая и необычная, ни главный герой с его огромной желто-голубой тиарой и свирепым выражением лица, ни композиция. картина, по общему признанию, абсолютно не удалась. Старый-престарый лес, древние воины, пугающая темнота и еще более страшный неземной свет. Фигуры и Лица казались им дикими и грубыми. И кем стал их Юлий Цивилис их герой. Россию с Нидерландами связывают долгие отношения. И Петер Минейт (или Минуит), генерал–губернатор уже Вест–Индской компании, выкупил целиком остров Манхэттен у индейцев–ваппингеров, отдав за него партию бус и рыболовных крючков общей стоимостью в 60 гульденов.
По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». Но загадки остаются. Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков).
ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА Картина слывет загадочной. Данная композиция построена тоже на контрастах. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. В этот момент, сколько бы ни было с ним рядом народу, он один.
Известно, что смысловая нагрузка картины не пришлась по душе заказчикам, поначалу они даже отказывались оплачивать заказ, а когда оплатили, варварски обрезали полотно, чтобы разместить его в зале для пиров и собраний. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров.
Последним ударом стала смерть сына. И спасибо за внимание. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Участки, где складки воротников-жабо образуют легкие тени, написаны Рембрандтом «влажным по влажному». Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы.
Историческая справка о картине Рембранта ван Рейна «Групповой портрет стрелков-добровольцев города Амстердама», которую в настоящее время называют «Ночной дозор». Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Левая рука мушкетера в красном – еще одна аллюзия на карнавальную культуру. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier"). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии.
Такая вот ботва, дорогие друзья. Когда российская императрица Екатерина II (1729-1796)начала подбирать картины для Эрмитажа. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. Ни денег, ни славы, ни работы. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге.
При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Он понимает, что обречен на гибель, но чувства его затаены. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».
Он исходит из общего, а не из отдельного. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма.
Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Одна из величайших картин в портретном искусстве 17-го века была создана Рембрандтом на пике славы в Амстердаме.
Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту – живой талисман, который стрелки брали с собой на войну. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол).