В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» – о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи. В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи.
Изменилась и его живописная манера. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). 19) (1631 год, Эрмитаж). В «Положении во гроб» (ок. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились.
А что же случилось с Гертье Диркс. Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний. Монументальный размах. Но со временем прослеживаются изменения в технике живописи.
Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок Анатомии" «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). «Аллегория музыки» 1626 год. Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок.
В 1646 – 1647 годах Рембрандт переписал центральную часть картины, включающую Данаю и служанку. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине «Снятие с креста» (ил. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. В более зрелых портретах иной раз выражена душа художника, а иной раз тщательно выписан его наряд.
В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу. Каждая тема получает свое графическое решение. Подобные люди рождаются раз в столетие, а то и реже.
Она датируется 1668-69 годами. В центре площади находится памятник Рембрандту. Композиция была нарушена. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн.
Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства. А затем эти безыскусственные, полные страдания небольшие картины Страстей Христовых (1634) в Мюнхене и великолепный по ландшафту Христос в образе садовника (1638) Букингемского дворца. В 1642—49 он пишет мало заказных работ главным образом изображения посвящены темам простого человека. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива.
Произведение написано Рембрандтом в год смерти. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников.
Рембрандт всегда выделял с помощью света главные смысловые акценты в картине. 25). В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в красном».
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Чёрная широкополая шляпа и тёмный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками.
Но на своих автопортретах, написанных в эти годы, Рембрандт предстает как человек, до последних дней сохранивший достоинство и гордость, независимость и нравственную силу, которые давали ему счастье творчества, сознание правильности избранного пути и то величие духа, которое требуется, чтобы идти по нему до конца (автопортреты в собр. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Его достижения равно велики и в живописи и в гравюре и в рисунке. Однако слабая здоровьем жена живописца скончалась через год после рождения сына, а сам Харменс, как свидетельствует биография Рембрандта, в этот злополучный момент достиг пика творческой славы благодаря картине «Ночной дозор» исторический сюжет которой возвеличивал мужественных защитников родины, ее свободы и независимости.
Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет.
К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни. Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». В 1642 Саския умирает.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Эта картина несет в себе символический смысл. Виды деятельности.
В числе первых был написали «Портрет ученого» (ил. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В «Принесении во храм» (ок. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В дальнейшем ходе своего развития он приходит к огненным краскам, окутанным светотенью, густо, почти телесно накладывая их крайне широкой кистью, заменяемой иногда шпахтелем и кончает все возрастающим по своей плавности письмом, с усиленными тонами и разрешением естественных красок в благоухающую, воздушную, тональную живопись.
Сохранилось около 600 масляных картин Рембрандта, хранящихся в общественных собраниях Германии, частных собраниях Англии и в Эрмитаже в Петербурге. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Освободившись, умерла через год. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Краткая биография и творчество голландского живописца изложено в этой статье. 1653 г. ) два насыщенных, ярких световых пятна – голова алхимика и диск на фоне окна – становятся воплощением духовных способностей, творческого усилия, которое награждает человека откровением истины. В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь» (ил.
Она погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц.
В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. Творчество Растрелли. Астрологическое творчествоБилет 1 Жизнь и творчество БернсаБилет Жизненный мир человека:творчество и труд как константы человеческого существования.
И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Главные выразительные средства – не линии и массы, а свет и цвет. Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». В картине «Флора» Саския предстает в образе античной богини растительности.
«Флора» 1634. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Прозвучал боевой сигнал. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. На закате лет он почти не работает кистью. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой.
О чём думает он в этот последний миг перед расставанием. В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений. Например из 12 картин, выставлявшихся в Собрании Уоллеса под именем великого художника, проект сначала подтвердил рембрандтовское авторство только одной, хотя потом их число увеличилось до пяти. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи). Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте13.
Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Другим важным достижением этой картины, наряду с индивидуализацией чувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности многофигурной композиции. Наконец, его ландшафты. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Но главное в произведении Рембрандта – это ощущение взаимопонимания персонажей их духовного единения. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. 22). Величие, достоинство, душевное благородство. Анатомия сделала его любимым портретистом амстердамцев. 20).
Не менее динамично «» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. В последние годы жизни Рембрандта трагически складывается его личная судьба. Она датируется 1668-69 годами. Он занимался коллекционированием, собирая подлинные персидские миниатюры, раковины, вазы и античные бюсты. К простейшим и лучшим принадлежат полуфигура писца в Касселе (1632), портреты Бургграфа в Дрездене и его жены во Франкфурте (1633), фигуры во весь рост Мартина Дея и его супруги (1634) у барона Густава Ротшильда в Париже, прекрасная Дама с веером (1641) в Букингемском дворце, портрет, который представляет нечто изумительное по тщательному выполнению подробностей, Дама с кружевным воротником (1639) и старуха фрау Бас (1642) в Амстердаме.
На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Рембрандт прожил 64 года.
Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Делакруа) — стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669). После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать и находил утешение в рисовании.
Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности — краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся изнутри и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Они сопоставлены в более старых сочинениях Блана, Дютюи, Фосмаера в репродукциях изданы Боде. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника».
Сочинения Мутера, Валентинера, Грауля и Розенберга также имеют значение. В жизни художника было столько потерь и разочарований, что, пожалуй, только искусство могло избавить от отчаяния. Великий мастер умер в нищете. Рембрандт пишет без особой тщательности, что вызывает упреки заказчиков.
Родился в Лейдене в семье мельника. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Еврейка Эсфирь, жена персидского царя Ассура, поведала царю о коварных планах его друга, визиря Амана, задумавшего погубить иудейский народ. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик.
Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название «Урок анатомии доктора Тульпа» (ил. Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов.
Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ). Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника.
Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет. Конфликт между добром и злом в человеческом обществе, который всегда являлся лейтмотивом исторического жанра Рембрандта, выступает в картинах этих лет во всем трагизме.
В "Апостоле Павле" (примерно 1629-30 год), а также в "Симеоне во храме" (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Лейденец Герард Доу — один из первых учеников Рембрандта — всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
«Мостик Сикса», 1645г. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Светотень стала.
В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира.
Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Наследие этого мастера огромно. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ).
Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Он богат, счастлив и независим. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Он изучал мимику лица.
Пример влияния П. Ластмана на юного Рембрандта. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме.
Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока. Простые, внутренне одушевленные луврские (1640) семьи плотника, представляющие детство Спасителя, перенесенное в мелкобуржуазную обстановку, также относятся к этому периоду. К этому времени он был уже вполне готовым художником уже имел ученика (Герард Доу). Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы.
Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. То есть это была, можно сказать историческая картина. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Зато все требования заказчиков были выполнены. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко.
Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» он весело поднимает бокал за здравие всех смотрящих на него зрителей. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в офорте и живописи. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Проявленные довольно рано способности к рисованию, о которых гласит биография Харменса Рембрандта, позволили юноше поступить подмастерьем к известному в городе художнику, после чего парень переехал в Амстердам, где некоторое время учился живописи у искусного мастера кисти, убежденного последователя итальянской школы.
Цвет приобретает звучность и интенсивность. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. «Ночной дозор», 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.
В 1968 году в Амстердаме стартовал исследовательский проект «Рембрандт», поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Пластическая форма также получает особую духовность. И только после смерти стали цениться дорого полотна, которые создавал Рембрандт. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. «Мостик Сикса», 1645г.
В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Но тяжкие испытания не сломили Рембрандта, сила духа его была столь велика, что он мог посмеяться и над своими горестями и над самой смертью. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. 1625-1632 гг – Лейденский период творчества.
АннотацияСудьба Рембрандта трагична: художник умер в нищете, потеряв всех своих близких, работы его при жизни не ценились, ученики оставили своего учителя. Стоит отдать должное судьбе великого мастера. «Портрет Яна Сикса» считается одним из лучших творений художника.
Быть может именно талант и спас его. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера. Художник наконец смог приобрести собственный дом. Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо.
Каждая тема получает свое графическое решение. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Но Рембрандт пробыл там недолго. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
1630), «Динарий кесаря» (1629). Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона.
Принесение Христа во храм (1628) у Вебера в Гамбурге, Самсон и Далила (1628) в королевском замке в Берлине изумительный по светотени небольшой образ св.
Рембрандт поступил в Латинскую школу. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства. Оптимистическому настроению художника в этот период не могли не способствовать его личные удачи. В конце 1631 года Рембрандт переезжает в Амстердам – главный город Голландии. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
Я обвиняю. » (2008)12. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. 18), написанная Рембрандтом около 1629 года и находящаяся ныне в парижском частном собрании. Несколько раз написал «Святое семейство». Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания.
В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Вбарочный период написано «Снятие с креста» (1634). Часто овального формата бывают его произведения. Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи».
Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Эта картина несет в себе символический смысл. Женитьба на богатой невесте Саскии (к которой мы вернемся позже в разговоре о «Данае»), многочисленные заказы превращают его в одного из состоятельных людей Амстердама. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Однако он не огорчался.
Они как будто выхвачены из темноты. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах.
1658 г. ) призрачное мерцание света во тьме рождает впечатление волнующего приобщения к тайне и напряженного исполненного трагических предчувствий провидения будущего. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Пластическая форма также получает особую духовность. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ).
В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Одно из лучших решений этой темы – эрмитажная картина «Святое семейство» (ил.
Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Ей стала молодая девушкаХендрикье Стоффельс.
В 1654 году Рембрандт создал "Портрет жены брата художника", а в 1652-1654 – "Портрет старика в красном" (на фото выше). В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Ни один поэт не воспел его при жизни. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Смерть Саскии (1642) отмечает первый, потеря значительного состояния (1656) второй период его амстердамской жизни. В 1631 году Харменс снова уехал в Амстердам, где квартировал у своего покровителя и торговца картинами, а потом взял в жены его племянницу.
Борьба солнечных лучей с тучей, обрушившей на землю потоки воды, придает пейзажу героическую мощь. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Сегодня полотна мастера находятся во многих музеях мира и входят в частные коллекции.
Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Сюда примыкают и портреты-офорты, например Манассе (1636) Двойной портрет кораблестроителя и его супруги (1633) в Букингемском дворце уже отличается богатой живописной жизнью, портрет группа проповедника Ансло, утешающего сидящую рядом с ним в горе женщину, в Берлине (1641), уже наполнен рдеющим, одухотворенным золотистым тоном.
В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Они не приняли главную идею художника. В этот период художник написал грандиозное сюжетное полотно «Возвращение блудного сына», вызывающее сострадание зрителя и призывающее к прощению и милосердию по отношению к раскаявшемуся юноше. Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты.
Одна за другой появляются из-под его руки многочисленные зарисовки. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Как захватывает действие в жертвоприношении Авраама (1635) в Петербурге, в угрозе Сампсона (1635) в Берлине, в ужасном ослеплении Сампсона (1636) во Франкфурте, как великолепно замкнута композиция и как роскошны краски, пронизанные горячей светотенью, в Аврааме и ангеле (1637) в Петербурге, в Свадебной ночи Сампсона (1638) и мощном, ранее упомянутом Жертвоприношении Маноя (1641) в Дрездене с его светящимся желтым и насыщенным красным тонами. Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом. 27). Художник предельно ограничивает себя в цвете. Что особенно привлекало в них художника.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Не только выполняя околичности, но и распределяя фигуры избирая тон их освещения, художник, как показал Р. Вустман, не раз находился под влиянием представления нового большого амстердамского театра, построенного в 1638 г. Это ясно сказывается в таких картинах, как кассельская Семья дровосека 1646 г., на которой занавеси напоминают заднюю декорацию сцены этого театра. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана. «Возвращение блудного сына» – это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях.
Произведение "Болото", автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. 24), созданная художником в 1645 году. Один из примеров – работа "Портрет бургграфа", которую написал в 1636 году Рембрандт Гарменс ван Рейн.
Портрет вошел в историю искусства под названием «Синдики» (ил. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Последним произведением художника стала широко известная ныне картина «Возвращение блудного сына». Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости.
Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки. «Правда — самое прекрасное и редкое качество» (Э.
Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. После этого погружал пластину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические картины. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. За несколько лет он завоевал значительную известность. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Древней мифологии Рембрандт также не избегал, но переводил ее на свой собственный язык. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. Ведь жизнь художника передана в его картинах.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Вот в эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики.
Лучшие новейшие книги о Рембрандте принадлежат Боде, Михелю, Нейману, Вету. И в это же время у него появилось много учеников. Почти не имея заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. В 1653, после поражения Голландии в англоголландской морской войне, в стране начался экономический кризис. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Известно, что Рембрандт много работал в технике офорта.
Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына» (ил. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Рембрандт умел создавать портрет-биографию выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654).
Через год начал брать уроки живописи. Его Меняла в Берлине (1627) дает еще светотени от зажженных свечей, Павел в темнице (1627) в Штутгарте уже от солнечного света, врывающегося в высоко расположенное окно. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). 23), написанной в 1634 году.
В середине 30-х годов Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на коленях. Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу.
Они не приняли главную идею художника. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. 40—50-е годы — это пора творческой зрелости. В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями.
Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Так называемая Даная в Петербурге (1636), роскошная, озаренная волшебным золотистым блеском женщина с пухлым телом на мягких подушках, представляет высшее достижение Рембрандта в передачи наготы.
К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). Простой люд ему был чрезвычайно близок. Проучившись в Амстердаме не более полугода, в 1623 г. Рембрандт возвратился в родной город.
Творчество. Похоронили его в амстердамской церкви Вестеркерк. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Сороковыми годами начинается новый этап рембрандтовского творчества. То есть это была, можно сказать историческая картина. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Таков Рембрандт периода «бури и натиска», как часто называют этап 30-х годов в его творчестве.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника.
Он изучал мимику лица. 1632-1642 годы-счастливое десятилетие в его жизни.
В лице Сикса — сострадание искренняя и горькая печаль. Не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим.
В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное творение. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Страстным и романтическим является Похищение Прозерпины (около 1632 г. ) в Берлине, фантастична по ландшафту Диана и Актеон (1635) у князя Сальм-Сальм, наивно-реалистично Похищение Ганимеда (1635) в Дрездене, которое вовсе не нужно понимать как пародию. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы. Творческие устремления Рембрандта и его эволюция в течение тридцатых годов подводят художника к решению задачи, которая встала перед ним при получении заказа на групповой портрет амстердамских стрелков, предназначенный для украшения зала их собраний.
В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя на картине стоит дата 1636. На создание образа Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Как безыскусствен и похож на жанр Милосердный самарянин (1632) в собрании Уоллеса, как драматически жизнен Христос перед Пилатом (1633) в лондонской Национальной галерее, как поэтичен и вместе реален Отдых во время бегства (1634) в Гааге. В раннем лейденском периоде Рембрандт был малым живописцем. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия.
Глубокий демократизм рембрандтовского искусства. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и беспокойства. Картина написана в приглушенных тонах, но лишь фигуры отца и сына самые яркие и колоритные. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы.
Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Зато все требования заказчиков были выполнены. «Апостол Павел», 1629 – одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления.
Так называемый лейденский период творчества мастера продолжается до 1631 года. В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Моделями выступают не только товарищи художника (, 1652 Герард де Лересс, 1665, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. ФОРМЫ ПРАВА И ПРАВОТВОРЧЕСТВОГофман творчествосы. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Деятельность и мышление. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой.
Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Колористическое единство здесь особенно поражает.
Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. Они как будто выхвачены из темноты. В картине доминируют золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему— человек наедине со своими думами.
Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Они вдохновляли художника. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Эта женщина была круглой сиротой.
В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Каждое из его произведений — свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды. Гравировал он и нищих.
Рембрандт Ван Рейн, краткая биография которого изложена в статье, не только много писал, но и почитал талант других мастеров. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Их размышления — о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Но прежде чем перейти к трагическим событиям в его жизни, следует несколько слов сказать о той поре, которая отличалась безоблачностью и небывалым успехом в творчестве. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) был уроженец Лейдена, первые уроки получил он в Лейдене от Якоба ван Сваненбурга, художника, развивавшегося параллельно Ластману, в 1623 г. он пользовался в течение полугода преподаванием самого Ластмана в Амстердаме, но затем вернулся в Лейден, арену его юношеской деятельности до 1631 г., когда он снова переселился в Амстердам и только здесь, в 1634 г., женившись на Саскии ван Эйленбург, он развернул все свои силы. К ним примыкают офорты, выразительное Изгнание Агари (1637) из Ветхого и мощное Изгнание торгующих (1635) из Нового Завета. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
«Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. В монументальной композиции под названием Даная в полной мере воплотились эстетические взгляды Рембрандта. На замечания о небрежности исполнения он отвечает: «Я не маляр, а художник» В полотнах часто появляется тревожный красный цвет и чувство усталости.
Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В луврском автопортрете 1634 (ил. той естественной поэтической атмосферой, в которой неизменно обитал гений Рембрандта».
Среди таких произведений нужно отметить работу "Ассур, Аман и Эсфирь", созданную в 1660 году- а также "Давид и Урия" или "Падение Амана" (1665). Осознание непреходящей ценности человека. 40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства. Новозаветные эпизоды он изображает обыкновенно в более мелких фигурах, в ландшафтной или домашней обстановке.
Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. В его мастерстве жили простота и человечность, но в нем самом – целая вселенная. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс.
К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина «Христос и ученики в Эммаусе» (ил. В последний путь его провожала только дочь Корнелия. В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г.
Бесконечно разнообразна тематика произведений Рембрандта. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Художник узнает горечь старости и одиночества. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения.
Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627 «Самсон и Далила», 1628). Художник скончался в полной нищете в 1669. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Следует отметить, что его работы, относящиеся к лейденскому периоду, характеризуются поисками творческой самостоятельности автора, несмотря на то что в них заметно влияние Ластмана, а также представителей голландского караваджизма. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Боковой свет не смягчает глубоких морщин, напротив, подчёркивает дряблость старческих щёк.
Нет ничего, что бы могло нарушить её задумчивость, мерное течение жизни, длящееся бесконечно долго. Анастасии в келье (1631) в Стокгольме и поразительный Симеон во храме (1631) в Гааге представляют внутренние помещения, написанные уже вполне в манере Рембрандта, а в Симеоне духовное передается в равной степени и выразительными жестами и волшебством светотени. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству.
26), хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств. Тогда работа Рембрандта "Ночной дозор" вызвала бурные протесты заказчиков. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Два брата Саскии являлись юристами. Удивительно выписана ткань ее одежды: кажется, что к ней можно прикоснуться. В последний год своей жизни художник создал работу "Возвращение блудного сына".
Влюбленно следует за ней глаз художника. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ним всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков». О долгой и верной дружбе. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Мы ничего не знаем о ней, нет в картине никаких внешних деталей, рассказывающих о её прошлой жизни. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Годы ученичества Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене.
Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал.
Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. Я обвиняю. » (2008). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). В так называемом «Фаусте» (ок. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом.
Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Движение, особая возбужденность, взволнованность. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. После распродажи в 1657—58 гг.
Именно лицо становится духовным средоточием картины. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В центре площади находится памятник Рембрандту. Сквозь внешнюю патетику все более пробиваются подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменяется подлинной драмой жизни.
Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Она создана по библейской притче, рассказанной Христом. Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. Образ молодой Саскии очень трогателен и весьма отличен от той царственной женщины из «Женитьбы блудного сына». «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа.