Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Родители его были люди просвещенные.
Дрезден. Сегодня в Лейденскую коллекцию входит более 250 работ – живопись и графика. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Художественная галерея). То есть это была, можно сказать историческая картина.
К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник. Родился он в семье зажиточного мельника.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. о банкротстве. Кто они — неизвестно.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Одежда на них нарядная и экзотичная. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Два брата Саскии являлись юристами. В это время он создаёт серию автопортретов и портретов членов его семьи. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Санкт-Петербург.
В монументальной композиции под названием Даная в полной мере воплотились эстетические взгляды Рембрандта. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. У него около 15 учеников.
Они как будто выхвачены из темноты.
А. С. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. В 1968 году в Амстердаме заработал Исследовательский проект Рембрандт, поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. Кассель. Собрание составили картины голландских мастеров. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Встал и пошел к отцу своему.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Успех проекта сподвиг учёных на подобные исследования в отношении других художников, в частности, Тициана.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше).
Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Рембрандт учится у художников прошлого и своих современников, овладевает техникой живописи и гравюры.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик.
ГМИИ им. Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Наступила пора успеха и известности. После распродажи в 1657-58 гг. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Амстердам. Павлин на столе – символ богатства. Вот таким образом ее повесили в другое, более маленькое, не предназначенное для нее место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины. Глубоким драматизмом пронизаны полотна Возвращение блудного сына, Артакссеркс, Аман и Эсфирь и Еврейская невеста.
Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. Однако была продана всего за 5 тыс., дом был оценен вдвое дешевле его первоначальной стоимости.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса8. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Государственный музей Амстердама.
К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара, 1634, Лондон, Национальная галерея Жертвоприношение Авраама, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом, 1638, Берлин – Далем Пейзаж с бурей, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. После кратковременного обучения в лейденском университете на факультете философии (1620 г. ) он посвятил себя искусству. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Такие портреты прославляли изображаемых.
В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Эрмитаж). Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год.
Эта картина несет в себе символический смысл. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Рейксмюсеум). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны. В композициях есть нечто изумительное. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке.
Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Художники, стараясь угодить заказчикам изображали портретируемых в зените их славы и богатстве. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно.
Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. А. С. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка.
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти.
представляет известные сложности для искусствоведов. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Эдинбург. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Они вдохновляли художника. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. «Возвращение блудного сына» (1666 год. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В портрете «Флора» (1634 год.
Часто овального формата бывают его произведения. Пророк Иеремий предсказал разрушение Еврейского государства, разрушение Иерусалима. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. В них вы видите печаль. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Лондон.
Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668 – 1669, Эрмитаж). Санкт-Петербург.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Художник изображает пожилых людей недвижно сидящими в одинаково спокойных позах, с мягко освещенными, выступающими из полумрака задумчивыми невеселыми лицами и крепко сцепленными руками.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Художник нарисовал себя в приподнятом настроении с Саскией сидящей на коленях и с бокалом вина. Рембрандт написал десятки таких портретов, обычно изображая супругов на двух разных полотнах. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Лион. 1669 год.
С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Государственный музей Амстердама. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Затем обратили внимание на произведения мастеров Лейденской школы, а после стали покупать картины и рисунки художников из других голландских городов – Делфта и Утрехта. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом7.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Рембрандт почти полностью лишается заказов. Картина вызвала огромный интерес и Рембрандт становится одним из модных молодых портретистов Амстердама. Его занимает свет, обильно падающий на предметы. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Заказчики отказались принять эту картину. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя.
Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). «Похищение Ганимеда» (1635 год.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Лондон.
Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Париж. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию.
Он изучал мимику лица. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Эрмитаж) драматична по своему сюжету.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. А. С. В плане стиля, его работы прогрессировали от ранней «ровной» манеры изображения, характеризующейся изящной техникой изображения иллюзионистической формы, к позднему, более «резкому» использованию богатой, цветовой палитры, которая помогала создать живые, практически осязаемые образы. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Рембрандт умирает годом позже. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.
Рембрандт смог передать посредством мимики и жестов мысли и чувства лектора и его учеников. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Сын повёрнут к нам спиной. После распродажи в 1657-58 гг. Он стремиться к гармони голубых, бледно-зелёных и розово-жёлтых тонов. Художник предельно ограничивает себя в цвете.
Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Каплан признается, что Рембрандтом интересовался с детства. Из огромного особняка в самом центре Амстердама он был вынужден перебраться на окраину города, в Еврейский квартал, где снимал несколько комнат со своим любимым сыном Титусом. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Санкт-Петербург. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов.
До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. Пришлось перебраться на окраину Амстердама. Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. В Нидерландах тогда жили и работали около двух тысяч художников. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). И не случайно именно на XVII век приходится расцвет голландской живописи. Лос-Анджелес. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой.
Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Нью-Йорк.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году.
Государственный музей Амстердама. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Эта женщина была круглой сиротой. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
А. С. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей.
Еще бы. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в. Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк.
Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Картина создана на один из библейских сюжетов Ветхого Завета, который гласит.
Но не все кредиторы были удовлетворены. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Заказчикам не понравилось, как они были изображены и многие из них отказались оплачивать работу художника. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха).
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Дела шли все хуже.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Однако страсти Христовы большого успеха не имели.
А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII столетия, воплотив в яркой индивидуальной и абсолютной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей. представляет известные сложности для искусствоведов. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Голландия – это страна купцов, предпринимателей, страна – торговли. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3, 87–5, 02 м).
В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Базель.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов, 1661, Стокгольм, Национальный музей). Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Государственный музей Амстердама. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым.
Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына. Ниваа. 1643, Кассель, Картинная галерея).
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. 1620-23 гг. ) и у исторического живописца Питера Ластмана в Амстердаме (1623 г. ), который оказал большое влияние на творчество Рембрандта. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. «Похищение Европы» (1632 год. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). «Жертвоприношение Авраама» (1635 год.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше).
Лейденская коллекция стала складываться недавно – в 2003 году. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Но их усилия оказались тщетными.
А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. (Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея).
Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Капланы начали именно с работ Рембрандта и его учеников. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. И суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты.
Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. По сути картина является пасторалью. Амстердам.
Лос Анджелес. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
Государственные музеи. Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). «Мартен Лоотен» (1632 год. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. «Урок анатомии доктора Н. Тюльпа» (1632 год) становится известным на весь Амстердам. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. На картине изображено более двадцати фигур. Вот таким образом церковь, прежде являвшаяся крупнейшим заказчиком живописи, теряет эту роль, а на первый план выступает крупная и средняя буржуазия, состоятельные горожане.
Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Пушкина). «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». И его уникальная манера письма стала новой трактовкой портретного искусства. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов.
Москва. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). 1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы).
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Однако, Иерусалим был разрушен. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса.
Их лица озарены внутренним светом. 1652—1654 Старый еврей, 1654, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Портрет пожилой женщины, 1650—1652 Старушка, 1654, оба — Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены.
И его одежда — воздушный кружевной воротник, длинная шуба из русского соболиного меха — явно свидетельствует о его состоянии. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Это время, когда Рембрандт доводит до совершенства свою технику живописи и графики, придавая своим творениям предельную выразительность и глубину. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Многие имеют овальную форму. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Открыл собственную мастерскую и набрал учеников. Кассель. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. В 1663 умирает Хендрикье, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Картинная галерея). В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Это и посуда и персидские ковры и живопись предшествующих эпох и драгоценности.
Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Они не приняли главную идею художника.
Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626).
Это своего рода портреты-биографии.
Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондель. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты25. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Они темные. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. И всё это Рембрандт достигает светотенью. сохранилось мало.
Но Рембрандт отказался вносить изменения и заказ был отдан другому художнику. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей.
Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. Она датируется 1668-69 годами. В многочисленных портретах, костюмированных автопортретах (более ста) Рембрандт фиксировал, анализировал душевные состояния, типы характеров и роли. Картину (размером ок. Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, ГМИИ им.
Это картина о страдании и великой любви. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились.
Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Берлин.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии, 1633, Дрезден, Картинная галерея Флора, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Свадьба Самсона, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). Санкт-Петербург. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Эти гравюры стремительно распродавались.
«Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. И эту марку своего творчества он будет держать до конца своих дней. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет.
Учился живописи у Сваненбюрха в Лейдене (ок. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету.
Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс.
Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины.
Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. На огромном холсте (260 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. Дрезден.
Богачи местным художникам заказывали свои портреты и портреты членов своей семьи. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Базель. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму.
На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Лондон. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). А. С. Пушкина Меняла, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов, 1628, Мельбурн, Национальная галерея Ученый за столом, 1628, Лондон, Национальная галерея Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Я обвиняю. » (2008)12. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. После женитьбы он покупает большой дом. Ему тягостен этот дар, но он ничего не может поделать. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Париж. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Картинная галерея).
В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.
Лондон. Насколько эмоционально и психологически точно передал художник состояние этого старика: всё, от красок на картине, до положения позы человека, передаёт его страдания, его душевное состояние.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Художники XVII века стремятся показать во всём многообразии реальную жизнь. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Художник с семьей переехали в бедный квартал. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год.
Дрезден. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Государственный музей Амстердама. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни.
Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г. ), групповой портрет «Концерт» (1626 г. ): здесь очень ярко показано душевное состояние портретируемых. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему.
И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». предшествующих эпох, сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Но обучение продолжилось всего полгода.
Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Уже к 1648 году Рембрандт не смог внести платеж за дом.
Роттердам. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Утрехт. В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. гульденов.
Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки.
Зато все требования заказчиков были выполнены. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Я обвиняю. » (2008).
Говорят идею поискать их предпринимателю подала теща, родившаяся в СССР. Такое построение композиции позволило Рембрандту передать неподдельный интерес, который испытывают наблюдатели вскрытия – они все стараются максимально удобную позицию, чтобы рассмотреть всё в деталях, наклоняются вперёд и подсаживаются повыше, чтобы не пропустить ничего. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Лондон.
Его техника совершенствовалась. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). «Ян Сикс» (1654 год. Рембрандт – это удивительный художник, жизнь и творчество которого наверняка вас заинтересуют.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Так и Рембрандт, в ранний период своего творчества (лейденский период) упорно работает над портретом изучая мимику человеческого лица, различные проявления характеров индивидуальные черты человека. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. А. С. Пушкина). Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Есть основания полагать, что она была верной спутницей Рембрандта и пользовалась его доверием. Лейденская коллекция – частное собрание. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные.
Формально мужчина в красной накидке справа приходится старшим братом раскаявшемуся сыну, но многие исследователи живописи предполагают, что на самом деле он сам и сидящий человек в чёрной шляпе – это те же отец и сын, только годами ранее, до впадения сына в распутство. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Свой особняк на берегу недавно вырытого канала он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства.
На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом. Rembrandtplein) в честь великого художника. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Рейксмюсеум). На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр).
В центре площади находится памятник Рембрандту. Мы не знаем, что выражает его лицо. Это время называют золотым веком голландской живописи. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Эрмитаж). Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Но никто ему не поверил. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров.
Санкт-Петербург. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста8.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний.
Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». В 1654 году Хендрикье забеременела. Амстердам.
Стоит обратить внимание на картину 1630 года «Плачь Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г. ). Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий.
Государственные музеи, Картинная галерея). Дрезден. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Заказов становилось все меньше.
Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Берлин. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643).