Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Рисунки, постепенно перешедшие в иероглифы, дали начало всей современной письменности.
Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. На самом деле Рембрандт уже несколько лет как выбыл из борьбы.
Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот. Медно-серебристый оттенок платья Корнелии, девочки слева, оттеняет правую часть картины. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Но нет, он все свел к кругу своей семьи. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Фотограф может применить это к фотографии. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года3. В 1635 – 1640 –х гг.
Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. И в это же время у него появилось много учеников. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса3. Это вымышленный портрет.
Он писал так, будто сшивал параллельные куски ткани. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. В них вы видите печаль.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Это не принц, даже едва ли вельможа, это – родовитый дворянин: прекрасно воспитан, с изящными манерами. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований10. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени.
Не считая икон, с которыми, кстати, некоторое время велась ожесточенная борьба, единственным представителем живописи оставался так называемый «звериный стиль», применявшийся в основном в декоративном украшении интерьера или различных статуэтках. Мы не знаем, что выражает его лицо. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Пятидесятые годы становятся для Рембрандта годами испытаний. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей.
Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. А в глухом полумраке у левого верхнего угла картины угадываются еще три физиономии испуганных людей, не смеющих приблизиться. Поползли слухи. Краткая биография и творчество голландского живописца изложено в этой статье.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами3, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма17. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. Зато все требования заказчиков были выполнены. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Великий мастер умер в нищете. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»3. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Саския – с ударением на первом слоге. Многие эксперименты в технике изображения (граффити, картины, составленные непосредственно из предметов и т. д. ) проходят путь становления и превращаются в самостоятельные жанры со своими канонами и традициями. Зато все требования заказчиков были выполнены. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей2. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Эта рука станет аналогом металлической структуры руки Титуса в «Еврейской невесте». Полотно не было закончено. Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Долгое время считалось, что это портрет брата Рембрандта, но сейчас атрибуцию поменяли, это просто портрет неизвестного мужчины. Лицо человека занимает почти весь холст, оно намного крупнее, чем в предыдущем портрете. Еще бы.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Ведь жизнь художника передана в его картинах. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки. Подобные люди рождаются раз в столетие, а то и реже. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля3. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
Такое построение композиции позволило Рембрандту передать неподдельный интерес, который испытывают наблюдатели вскрытия – они все стараются максимально удобную позицию, чтобы рассмотреть всё в деталях, наклоняются вперёд и подсаживаются повыше, чтобы не пропустить ничего. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Полотно не было закончено. На самом деле Рембрандт уже несколько лет как выбыл из борьбы. Сюжет взят из Нового Завета.
Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Стоило мне произнести имя Саския, как в классе раздавалось радостное ржание одухотворённых юношей. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Однако он не огорчался. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)3. Какой мощный художник. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Рембрандт стал его последним протеже.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Рембрандт прервал работу на стадии, сравнимой с состоянием «Юноны», снова предоставив нам случай приобщиться к тайне его творчества.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви.
Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома. Стоит отдать должное судьбе великого мастера. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. Раз он поставил подпись, это означает еще, что он хотел присутствовать в этой группе и считал произведение достойным своего имени. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Рембрандт умер в начале октября. В этом следует прочитать волю художника.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Опустив руку на плечо старшей девочки, он протягивает средней красный цветок. Мнения разделились: то, что его картины являли все меньше движения, одни считали проявлением слабости, другие же полагали, что просто он начал писать спокойные композиции.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов1. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. По-видимому, он стоит на пороге смерти.
Но была и та история с «Клятвой батавов», которую сначала выставили на всеобщее обозрение, а потом втихаря спрятали. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Во-вторых, фреска Леонардо открыла для европейской живописи абсолютно новую область – область психологического конфликта. Рембрандт увидел сцену евангельской легeнды как трагическое реальное событие, принципиально лишив его мистического и героического пафоса. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста2. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Дела Рембрандта шли плохо.
Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. Сидящая Магдалена с Тицией на коленях занимает половину картины. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Следовательно, «Семейный портрет» был предназначен для слишком интимного круга, коли Рембрандт не показывал его чужим.
Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. У Рембрандта есть картина, которая так и называется «Семейный портрет». Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.
Сидящая Магдалена с Тицией на коленях занимает половину картины. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Формально мужчина в красной накидке справа приходится старшим братом раскаявшемуся сыну, но многие исследователи живописи предполагают, что на самом деле он сам и сидящий человек в чёрной шляпе – это те же отец и сын, только годами ранее, до впадения сына в распутство.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Стол накрыт. На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично.
Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи3. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты2. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Он родился в Антверпене в семье ткача. Господня».
Она отдалась ему и зачала. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни2, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Свет и тень структурировали краски. Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. Три лица почти закончены: это лица Магдалены, Франсуа ван Бейлерта и его сына. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены.
Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». Я обвиняю. » (2008). Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника. Этот мастер был одинок среди собратьев по искусству. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Рембрандт достиг совершенства в «Синдиках цеха суконщиков».
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Тиция родилась в конце марта 1669 года. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Рембрандт достиг совершенства в «Синдиках цеха суконщиков». Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Дела шли все хуже. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
С введением на большей части бывшей Римской империи христианства для светского изобразительного искусства настали действительно «темные века». Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Титус, родившийся в 1641 году, единственный из детей Рембрандта и Саскии, кого не постигла смерть во младенчестве. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.
Это композиция, созданная им не по заказу, того же размера, что и «Еврейская невеста» она воплощает сверхзамысел: собрать вместе дорогих ему людей – дочь, невестку, внучку, крестного новорожденной и его сына. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Смерть Рембрандта была очень печальной.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров).
То есть такое движение можно сделать последовательно. Встал и пошел к отцу своему. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Этот выход задрапирован тяжелыми материями.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Они темные. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). По-видимому, это эскизная работа. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин.
Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Извлек его из повседневной заурядности, одел в свои краски, вписал в свой материал – золото, меха, серебро, парчу, шелк, самоцветы, – наделил самыми прекрасными украшениями, как в «Еврейской невесте». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии.
Это композиция, созданная им не по заказу, того же размера, что и «Еврейская невеста» она воплощает сверхзамысел: собрать вместе дорогих ему людей – дочь, невестку, внучку, крестного новорожденной и его сына. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание.
Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Поползли слухи. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Доминирующим цветом картины является красный. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
Кто они — неизвестно. Они считали его «первым еретиком в живописи», хотя в последствии их самих стали называть «малыми голландцами» – чтобы подчеркнуть, насколько перерос их Рембрандт. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и совершенной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей. Наряду с так называемыми «парадными» портретами широкое распространение получают пейзаж и натюрморт, пробуждается интерес к интимной стороне жизни человека. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Только это семейство он перенес в роскошный мир своей живописи.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Вещие слова сказаны. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Ни один поэт не воспел его при жизни. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения3. Сегодня полотна мастера находятся во многих музеях мира и входят в частные коллекции.
Художник пишет ряд больших картин с крупными фигурами, полными драматического напряжения, патетически повествующими о конфликтах могучих стихийных сил. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Но была и та история с «Клятвой батавов», которую сначала выставили на всеобщее обозрение, а потом втихаря спрятали.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Заказов становилось все меньше. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Он уже начал выстраивать широкий рукав. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Муж и жена сидят в парке у подножия дуба, оплетённого вьюнком (аллегория супружества). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Извлек его из повседневной заурядности, одел в свои краски, вписал в свой материал – золото, меха, серебро, парчу, шелк, самоцветы, – наделил самыми прекрасными украшениями, как в «Еврейской невесте». Он еще мог забавляться упражнениями в виртуозности, как с кубком на столе из «Клятвы батавов», практически вылепленным мастерком и притом чудесным образом прозрачным, но, во всяком случае, с ним уже никого не сравнивали. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Картина произвела настоящий фурор, а на молодого Рембрандта сразу после её представления посыпались многочисленные заказы от состоятельных ценителей искусства. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Мы чувствуем, как плечи его и шея как бы наполняются энергией тихо, еще в глубоком сне возвращается он к жизни.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов11.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Небесный свет, струящийся из окна и служащий истинной пищей философа, символически сопоставлен с источником земного, утилитарного света – с огнем очага, зажженным для подкрепления плоти. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Здесь видны особенности обоих стилей.
Рембрандт изобразил ее в роскошном костюме с белым воротничком, в блестящем бархатном берете, надетом поверх чепчика, веселой девочкой, держащей в одной руке погремушку, а другую положившей на грудь матери, повторяя жест своего отца в «Еврейской невесте». История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Сын повёрнут к нам спиной. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Но для нас важно другое. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. В центре площади находится памятник Рембрандту. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена3. Своей безрассудной и как бы гремящей яркостью, которая разгоняет прочь все тени, этот офорт прямо-таки невыносим для чувства.
Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Эйленбюрх и раньше успешно торговал картинами, покровительствуя и создавая имя молодым художникам. Как и в «Юноне», намечены все валёры. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Картина не закончена, но все же подписана со стороны корзины, которую держит Корнелия. Так что это не был брак по расчету. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. «Портрет старика». Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
На это же указывает и разворот головы каждого члена семьи изображенного на рисунке. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Но работа над «Семейным портретом» была прервана. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний2. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Я обвиняю. » (2008)12. Подпись на незавершенном до такой степени произведении непривычна. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей3 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Говорили, что он заговаривается, стареет.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Франсуа ван Бейлерт, крестный, не получил своего цвета.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Если у Рубенса обнаженное мертвое тело Христа сохраняет и мощную мускулатуру и благородные очертания, то у Рембрандта это – жалкий комочек материи, бессильно свисающий на руки старика-апостола. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Его влекло к военному делу. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.
Тематика его офортов очень широка. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Но позже, видимо, понял, что эта белая полоска здесь не нужна, она обрамляет и осветляет нелёгкую жизнь этого человека, белый воротничок контрастировал с цветом лица и тогда мастер закрасил его, оставив лишь узкую полоску.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (около 1622 г. ). Вот таким образом те, кто последовал за ним в блеск «Еврейской невесты» и сложность «Возвращения блудного сына», со вниманием отнеслись к «Семейному портрету» – типично голландской картине с групповым изображением, в духе Рембрандта той поры, без всяких заманчивых декораций. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В центре площади находится памятник Рембрандту.
Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство искусство сверхъестественного и чудесного. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. С позиции же зрителя герои картины сгруппированы в форме пирамиды, что также является инновацией жанра. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)910. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК.
Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Здесь большую роль играет пейзаж. Никогда ни до, ни после этого Рембрандт не воссоздавал такое красивое и вместе с тем зловещее женское лицо, жуткое в своей предательской радости. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Его мир заключен внутри маленького дома на Розенграхт. В мире искусства, которое есть не что иное, как особое отражение действительности, видеть которую дано лишь избранным, пребывал всю жизнь Рембрандт. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Что до Тиции, то это не младенец, проживший лишь несколько месяцев. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. В центре площади находится памятник Рембрандту. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Все в целом будет излучать невиданный доселе блеск. Никогда все пятеро не собирались перед ним. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Рембрандт прервал работу на стадии, сравнимой с состоянием «Юноны», снова предоставив нам случай приобщиться к тайне его творчества. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. На этой картине изображен элегантный и сдержанный доктор, вскрывающий труп. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу3. Он уже начал выстраивать широкий рукав. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Со временем это превратилось у меня в некую манию и я выучила заодно имя его второй жены – Хендрикье Стоффельс, а там уже и имена обеих жён Рубенса – Изабеллы Брант и Елены Фоурмен. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Это практически работа портного. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Никогда все пятеро не собирались перед ним. Он был в моде. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Но их усилия оказались тщетными. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Картина словно создавалась одновременно во всех точках своей поверхности.
Если родители смотрят в одну сторону, а ребенок — в другую, это выдает отсутствие у родителей интереса к своему чаду. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Он писал так, будто сшивал параллельные куски ткани. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.
Но нет, он все свел к кругу своей семьи. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Облаченный в черный бархат и дорогие меха молодой модный художник уверенно смотрит на зрителя. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Франсуа ван Бейлерт, крестный, не получил своего цвета. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни1. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания2. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
Интенсивность драматического соотношения между светом и тенью несет понимание значительности состава картины. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана.
Простой люд ему был чрезвычайно близок. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Говорили, что он заговаривается, стареет. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Художник, принадлежащий к современному обществу, пытается выразить свое «я», свою индивидуальность через совокупность предметов окружающего мира.
Быть может именно талант и спас его. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Как и в «Юноне», намечены все валёры.
Рембрандт изобразил ее в роскошном костюме с белым воротничком, в блестящем бархатном берете, надетом поверх чепчика, веселой девочкой, держащей в одной руке погремушку, а другую положившей на грудь матери, повторяя жест своего отца в «Еврейской невесте». Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Наследие этого мастера огромно.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте13.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Все в целом будет излучать невиданный доселе блеск.
Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. 1669 год. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста3. Картина словно создавалась одновременно во всех точках своей поверхности. Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи.
Эта рука станет аналогом металлической структуры руки Титуса в «Еврейской невесте». Это вымышленный портрет. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.
Это ступени одного и того же скорбного пути. Он еще мог забавляться упражнениями в виртуозности, как с кубком на столе из «Клятвы батавов», практически вылепленным мастерком и притом чудесным образом прозрачным, но, во всяком случае, с ним уже никого не сравнивали. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм.
Что до Тиции, то это не младенец, проживший лишь несколько месяцев. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Художник наконец смог приобрести собственный дом. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
Именно «Анатомия доктора Тулпа» сумела принести Рембрандту первое признание публики, после чего состоятельные люди Амстердама стали наперебой делать заказы на портреты. Композиция картины по-шекспировски динамична. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Три лица почти закончены: это лица Магдалены, Франсуа ван Бейлерта и его сына. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Это все термины самого Леонардо.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Творчество Рембрандта (Рембрандт Ван Рейн (1606-1669), без сомнения, вершина голландской школы. Для заработка Халс очень часто писал портреты зажиточных сограждан. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Земля как бы поднимает гробницу против воли своей в каком-то катаклизме, потрясающем и побеждающем ее мы явственно видим, как захороненный поднимает голову, охваченную белой перевязью на лбу. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». И только после смерти стали цениться дорого полотна, которые создавал Рембрандт. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Это практически работа портного. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена.
Тогда он подносил ей зеркало и оба они, молодые и шаловливые, дружно смеялись над чудесными превращениями, которые он придумывал для нее. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Его мир заключен внутри маленького дома на Розенграхт. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Можно сказать, что XX век стал коренным моментом в истории изобразительного искусства. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Обнаженный по пояс Самсон только что упал навзничь из глубины сцены направо, головою к зрителю.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Фон черноват паркет – серый. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Трое его детей умерли ещё во младенчестве. На другой половине Рембрандт решил придать медно-серебряный цвет Корнелии, сине-серебряный – мальчику. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Какой мощный художник. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Урок анатомии у доктора Тюльпа.
Неровный свет идёт как бы от души человека. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Вот таким образом те, кто последовал за ним в блеск «Еврейской невесты» и сложность «Возвращения блудного сына», со вниманием отнеслись к «Семейному портрету» – типично голландской картине с групповым изображением, в духе Рембрандта той поры, без всяких заманчивых декораций. Он никогда не был окружен воздыхателями. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В его мастерстве жили простота и человечность, но в нем самом – целая вселенная. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Освободившись, умерла через год.
А что же случилось с Гертье Диркс. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. По верхнему краю корзины ползает живая крыса другая сидит у странника на левом плече – она предназначена к тому, чтобы доказать действие яда на деле. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Апостол принимает его с заметным усилием, но так бережно, так осторожно, что мы понимаем – трагедия Христа стала его личной трагедией.
Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Хендрикье тоже полюбила художника. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. И вот таким образом все видимые нами предметы – деревья, люди, животные, трава, земля, река – принимая свет, оказываются освещенными абсолютно по-разному или вообще почти не освещенными. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Свет и тень структурировали краски. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Улыбающееся лицо ребенка обращено прямо к смотрящему.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии. В темнице его волосы отросли.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Только это семейство он перенес в роскошный мир своей живописи. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.