В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание. «22 июня 1634 года сочетались браком Рембрандт, сын Хармена ван Рейна, проживающий в Амстердаме и Саския ван Эйленбюрх, временно проживающая во Франекере». Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612, Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)»1.
Рембрандт встречался с Саскией не только на сеансах, но и на вечеринках, увеселительных прогулках с друзьями. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся.
Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов. В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой. В июле, когда они с Саскией находились во Фрисландии, куда после свадьбы уехали погостить у её замужних сестёр, Рембрандт получил известие о смерти своего брата Геррита.
В эти переживания вложено много личного: Рембрандт здесь – Плутон, Аид как и бог подземного царства, он похищает свою невесту, Саскию. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612 (1612-08-02), Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. «жизнь Христа» и «Жизнь Саскии» – два пути, на которые Рембрандт вступил на двадцать седьмом году жизни.
Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии.
Рембрандт создавал картины, на которых Саския была едина и многолика. Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. В 1633 году Саския ван Эйленбюрх стала невестой Рембрандта ван Рейна. Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной.
Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник. Рембрандт наряжает Саскию в парчовые ткани и покрытые узором корсажи, придумывает ей широкие шляпы с перьями, покрывает ее сверкающим плащом, увешивает ее шею ожерельями, а руки – звенящими браслетами. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбур) 1612 — 1642 — жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин и рисунков.
8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Рембрандт может слегка изменить черты лица, сделать русые волосы Саскии светлее или темнее светлее – бессознательно из желания изобразить ее еще более красивой темнее – намеренно, в соответствии с колористической гаммой картины. Вечером Саския вернулась в дом своих опекунов при больнице, а Рембрандт – в свою комнату в доме Эйленбюрха.
Он не пристал окружающей роскоши. В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. В следующем году Саския скончалась от чахотки. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. В отдельном кабинете.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Можно со всем основанием полагать, что она согласилась стать единой и многоликой, примерив золотые украшения и жемчуга, мужские шляпы и одежды мифологических героинь ей нравилось творчество вдвоем. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Все – великие художники. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. В то же время не мешало бы и для мастерской подыскать более подходящее помещение.
Однако с появлением ребенка потребуется более просторное жилище. Он был в моде. Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом с собой в самый сноп солнечного света, в котором плясали золотые пылинки. Это период его восхождения.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Позднее, когда Саския ждала ребенка, он писал с нее фигуру плодородия. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.
И первым станет смех Саскии. Рембрандт хотел, чтобы она поселилась в его живописи. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Во время одной такой встречи, которая, возможно, произошла в доме одного из братьев Саскии, он попросил ее руки. Он знает, что этот цвет не переменится, не сотрется со временем. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях.
Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Из-под меховой опушки его куртки виднелись белые манжеты рубашки. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность.
Её дергали повестками еще и еще. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Но если Рембрандт снова нахлобучит ей на голову берет с пером и наденет огромную перчатку, осыпанная драгоценностями, она станет безжалостной красавицей, царицей мира.
Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев". Почему они не смеются вместе. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Через мгновение все потребности будут удовлетворены – голод, жажда, желание. Авот Саймон Шама полагает, наэтот шаг Гертье вынудил сам Рембрандт, которого заело запоздалое раскаяние, что изрук Титуса навсегда уйдут драгоценности его матери, которые посправедливости должныбы достаться ему, анелюбовнице его отца.
Достаточно потаенного смысла очертаний, тени и света. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. В центре офорта изображен остановившийся в нескольких шагах от нас подвыпивший бродяга неопределенного возраста, весь в каких-то вздутых мешкообразных лохмотьях испещренных заплатами. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях.
На этой встрече в отдельном кабинете настоящая любовь не сорвала с них маски. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Какая-то невзрачная доска вряд ли могла служить в таком доме украшением, да притом единственным. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Только старик Гольций еще использовал ее. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров.
Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной.
Они темные. А потому любой трактир для них может стать дворцом, где на дивном пиршестве жизни все счастливы и веселы. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
Рембрандт предложит ей многие другие. Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному. Должна ли любовь присутствовать в их игре. Картина – это сито.
«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Рембрандта же гораздо больше привлекают реалистические изображения обыкновенных людей, в частности, уличных типов человеческого убожества, даже так называемых отталкивающих мотивов. Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Саския едва улыбается. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде.
Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника.
Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Они оба разыграли сатирическую комедию нравов. Их брак ввел художника в высшие круги амстердамского бюргерства. Ее распущенные волосы струятся до самого пояса.
Детали ее портрета явятся повсюду. Позировать ему для нее так же важно, как для него – рисовать ее. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Всего лишь маскарад. Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины – в автопортретности именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения. Занавеси скоро будут задернуты.
Жемчуга и ожерелья – не только украшение ее прелести, но и знак ее могущества. Они заботились о своих садах, где с увлечением выращивали редчайшие виды тюльпанов. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Будущее Саскии абсолютно безоблачно.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Саския бесстрашно подхватила игру. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев».
Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет. Убранство и костюмы изысканны, но во всем этом чего-то недостает. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Богиня весны и цветов. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются.
В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. 22 сентября 1641 г. был крещен их сын Титус. Каждый из этих предметов ограничен кривыми или плоскими поверхностями и, кроме того, находится в разных условиях освещенности: падая на различные поверхности, лучи света осветляют их неравномерно. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта.
Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Неужели в двадцать восемь лет он уже изменил идеалам своей юности. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1).
Это не принц, даже едва ли вельможа, это – родовитый дворянин: прекрасно воспитан, с изящными манерами. Они отдавали должное его таланту с пылом, который был ему приятен. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений.
Через нее просеивается протекающая жизнь. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Трое их детей умерли вскоре после рождения. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Тогда он подносил ей зеркало и оба они, молодые и шаловливые, дружно смеялись над чудесными превращениями, которые он придумывал для нее. Заготовлены другие бокалы.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии. Художник работает с тем, что осталось.
Поговаривают о заказах, которые он якобы получил от самого статхаудера. Вот они, разгримированные актеры, снявшие с себя облачение роли. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками.
Родные Саскии все были адвокатами, управляющими, чиновниками, делопроизводителями. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Он обязался совершить запись о законном браке до опубликования третьего извещения о нем». Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций.
К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. От смеха у нее выбилась прядь волос, появились морщинки у глаз и ямочки на полном лице. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ). Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью.
На свои деньги эти добрые люди строили себе дома в городе и за городом. Нож лежит на столе. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Размеры картины: 161х131. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Облокотившись на стол напротив жениха, подперла голову рукой. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»). Дома свадьбу отпраздновали по всем правилам. Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
Вложил ей в руку бумажный свиток – прошение. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). На своем эстампе Рембрандт не бросил ее к ногам Артаксеркса и не отправил на пир, где она указала царю на предателя, как это делал в эпоху Лейдена и Ливенса. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Памятником любви к Саскии является шедевр мастера – «Даная».
Они шли проселком. Сын повёрнут к нам спиной. Порядки и законы, столь нерушимые для амстердамских мещан, не существовали для дружной семьи художника, во главе которой стоял восходящий гений. Чередование покорной и властной Саскии – образ переходящей власти внутри семьи. Богоматерь одета как голландская крестьянка в группе, что ближе к подножию креста, также виднеется голландский головной убор.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Впрочем, нравится ей эта игра или пугает, она не может от нее отказаться. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына».
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Не довольствуясь изображением этой евангельской сцены как реального события, Леонардо впервые истолковал ее как разоблачение и осуждение предательства. Он желал, чтобы у них было лицо Саскии. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.
Фон черноват паркет – серый. В них можно проследить почти все периоды творчества художника.
Особенно выразительна захватывающая зрителя контрастными характерами и чувствами составляющих ее лиц группа апостолов по правую руку от Христа, то есть слева от зрителя. Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что «живёт вгрехе схудожником Рембрандтом». За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. На женщине шелк Флоры, бархат дамы в шапке ландскнехта. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта— «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Он был отличным рисовальщиком и гравером. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Вещие слова сказаны.
Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.
Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.
В тени между лицом и цветущим жезлом разверзается бездна – опасная каверна, зияющая тьмой. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили. У одного усы закручены кверху, у другого козлиная бородка. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Нелтье оставалось прожить еще шесть лет.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. У одного огромная шляпа, у другого – маленькие брыжи, у этой – большое жабо. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
А личное состояние молодой женщины оценивалось примерно в 40 тысяч флоринов. Несколько пастухов, не ведая про свершившееся чудо, мирно спали на расположенной между нами и лесом опушке, вблизи своих стад, на первом плане, окруженные высокими кряжистыми деревьями. Переодевание. В церковной книге расписались крестные – пастор с женой, дозволившие Саскии выйти замуж за Рембрандта и свояк Франс Купаль, приехавший вместе с женой Тицией, сестрой Саскии. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Различие в поведении персонажей объясняется, если считать молодого человека пирующим гулякой, а сидящую у него на коленях женщину — трактирной девкой. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Саския – блудница, Рембрандт – развратник.
Здесь большую роль играет пейзаж. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. «Возникает впечатление, — пишет Саймон Шама, — словно Саския, склонившись под тяжестью жемчужных ожерелий, превратилась всияющую драгоценность инавеки скрылась вместе сдругими сокровищами вкунтскамере свеого мужа».
Мы чувствуем, как плечи его и шея как бы наполняются энергией тихо, еще в глубоком сне возвращается он к жизни. Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н.
Кто они — неизвестно. Но смех Рембрандта донельзя печален. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
В ужасе влекутся они направо и к нам, за стремительно мчащейся золотой колесницей, под управлением уверенного бога готовой ввергнуться в пучину. Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье исповедовавшей кальвинизм. Череда лиц, окружавших его, – вот и все, что он обрел в Амстердаме. Покупали золотые цепи, китайские фарфоровые сервизы. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Не в роли статистки, хотя в его «Проповеди святого Иоанна Крестителя» кисть улавливала сходство – то с матерью в капюшоне, то с Саскией в экзотическом костюме.
Рембрандт много писал Саскию, в том числе и обнаженной, несмотря на то что в протестантско-кальвинистских кругах Голландии о таком нельзя было даже помыслить. Точнее, свершится грех чревоугодия и сладострастия. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». Рембрандт изобразил его рядом с огромной раскрытой рукописной книгой.
Вероятно, они оба были смущены столкновением печали жизни и радости на картине, поскольку Рембрандт на маленькой, почти квадратной гравюре, 10 сантиметров в ширину, постарался расставить все по своим местам, сняв с Саскии ее сказочные одеяния и нарядив ее в повседневную одежду, в обычный чепец. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Она же, уверенная в своей власти, не страшилась роли жены и любовницы одновременно и две человеческие воли, каждая принося свою жертву, загорелись общим восторгом. 1669 год.
Впрочем, они бы не ошиблись: Рубенс – величайший из всех. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Он изобразил гуляку.
Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Золотистые локоны обрамляют его женственное лицо, руки лежат на столе, пальцы бездейственно сплетены.
Задача была поставлена Рубенсу так: тяжелое тело, снятое с точки опоры, принято на руки шести участвующих лиц, которые соединены в общем акте действия вокруг своей ноши как колонны, поддерживающие крышу храма – каждый сам по себе связан с другими лишь принятием общего груза. Быстрота работы Рембрандта была почти баснословной. И для пущего веселья надел ей на руку свою перчатку – большую мужскую перчатку, в которой утонули ее маленькие пальчики.
Среди его родных были ремесленники – мельник, булочник, сапожник. Самое главное, он еще никогда не изображал ничей смех.
В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Со временем он отдал предпочтение смелым мазкам кисти, резкому контрасту тени и света, которые скрывают практически полностью фоновые детали. Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския.
Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей. Он вызеленил перо, чтоб оно сочеталось с ее платьем. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Вот он еще совсем юный, с бурей эмоций на лице, на следующем полотне – состоятельный и знаменитый, на другом – уставший, с грустью в глазах и на лице от пережитых потерь и утрат. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Наверное, это именно он отступил посреди картины.
В настоящее время находится в Дрезденской галерее. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Итак, Саския ему позирует. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. На голове у Рембрандта – большой берет с пером. Этот рисунок – свидетельство их союза.
Но прежде всего – она его любит.
Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Саския улыбается. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Вышитый шарф сверкал на поясе, складчатые шаровары понизу обшиты бахромой. Встал и пошел к отцу своему. Скоро лето, на солнце уже жарко.
Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Три дня назад она сказала «да». Себе он оставил только шляпу с пером.
Теперь он пишет ее маслом. Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери. Автор этой биографии, Пьер Декарг, журналист и культуролог, широко известен в мире искусства.
Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Он занимает первый план. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Ее след будет заметен в его творчестве и после ее смерти.
В Амстердаме, у опекунов, ей понравилось быть в «центре всего мира». Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. С самой свадьбы они жили у дяди Хендрика Эйленбюрха. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Даже в самых жестоких сюжетах, которые он изображает. И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм.
Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. Лоб Саскии украшала фамильная диадема. Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной.
Они шили себе элегантные костюмы. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка. Тематика его офортов очень широка. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
При дворе принца, в Гааге, все шло так, как он предвидел. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. В ее ореховых глазах поблескивает смех, на полных губах полуулыбка. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече.
Это ступени одного и того же скорбного пути. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Противопоставление духа и плоти получает здесь также и пространственную выраженность, но Рембрандт не удовлетворяется и этим. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне.
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Если обручиться можно и тайно, то женитьба – уже дело общественное. С наибольшей степенью выразительности передать эмоции, переживаемые персонажами – вот, что хочет Рембрандт. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. О том, что на картине изображён именно Рембрандт говорят другие автопортреты знаменитого художника, черты лица на которых практически идентичны с чертами лица человека, который изображён на этом полотне.
Назидательную. В Амстердаме у него не оставалось на это времени. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К.
Этот щеголь носит кружевные манжеты на икрах и кружевные венчики на башмаках. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника.
Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. "Флора" из Эрмитажа – юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда.
На этом документе нотариус отметил, что она находилась «в добром здравии, стоя, была способна передвигаться пешком, в хорошей памяти и полностью владела своими чувствами и рассудком». В Амстердаме Рембрандта поджидали все более многочисленные заказы на портреты.
Та хочет, чтобы в углу картины был указан ее возраст (восемьдесят три года), эта попросила, чтобы почетче выписали ее золотую цепь. Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет. Оно было далеким от классических норм. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. Хвалят его «Урок анатомии доктора Тульпа» в Гильдии хирургов, портрет принцессы Амалии. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Порой ему приходила мысль о необходимости иначе исполнять свой долг. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов.
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Грустную. С таким мужем о скуке провинциальной жизни можно забыть. ВБерлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии всоломенной шляпе» (онже«Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом снаконечником изчистого серебра назагрунтованном пергаменте.
Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. В 1630—1640-е гг. Еёдергали повестками еще иеще. Посулы весны выражены лишь натянувшейся на животе тканью. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников.
Один раз любовь к женщине погубила Самсона. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Она смотрит, как рука рисовальщика подрагивает, делая штриховку, выводит извилистые линии, быстро отчеркивает горизонтальные, то делает сильный нажим, то едва касается листа, выдавливает точку, с силой водит по одному и тому же месту, где будет блик. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны.
Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Она погляделась в зеркало, рассмеялась и сдвинула берет на ушко. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Однако эта гипотеза явно неудачна. А пишут фривольные сюжеты, темы для отдохновения.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Из-за этого, в частности, Рембрандт не смог узаконить свои отношения со следующей своей возлюбленной и матерью его детей Хендрикье Стоффелс. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Но тяжкие испытания не сломили Рембрандта, сила духа его была столь велика, что он мог посмеяться и над своими горестями и над самой смертью. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Прямоугольная рама центрального окна в глубине превращается в своеобразную раму погрудного портрета Христа. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете).
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Снизу он загорожен фигурой окончательно пораженного чудом самого близкого к нам ученика на первом плане, который, потеряв сознание, пал на колени перед деревянной скамьей. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
Красавица. Его влекло к военному делу.
В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Он предложил беременной супруге умереть. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Мы не знаем, что выражает его лицо.
Еще бы. Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа.
Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. В новом, еще полупустом доме Рембрандт запечатлел событие на рисунке. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Но такой подход что в Амстердаме, что в Гааге отдалял живопись от глубинного смысла ее существования.
Неужели у Саскии такие длинные волосы, что покрывают ее до пят.
Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Во-вторых, фреска Леонардо открыла для европейской живописи абсолютно новую область – область психологического конфликта.
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Позднее она стала героиней иезуитов и папистов. Но ведь и он прячет бородавку под усами.
«Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Это все термины самого Леонардо. Что еще нужно. Она царит в его мыслях.
Рембрандт, уже под хмельком, посмеивается. Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков.
К вечеру в четверг, когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, Спаситель с двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим. Это тоже своего рода обручение на всю жизнь. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. И добавил золотую цепь, прикрепив ее на плече богатым неграненым самоцветом. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана».
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Итак, он посадил женщину себе на колени. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни.
В темнице его волосы отросли. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.
Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Именно его фигура посылает в окружающее пространство то самое загадочное желто-зеленое таинственное освещение, делающее еще более выразительными показанные в профиль и в трехчетвертные повороты изумленные и испуганные лица пожилых апостолов. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. также картину в Метрополитен музее)1.
Его взгляд переходит с девушки на пергамент, с пергамента на девушку. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Безраздельно. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Кто из них двоих не захотел довести опыт до конца.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Впрочем, темные тональные пятна изобилуют и в верхнем правом и в нижнем левом углах офорта, что камуфлирует главный светотеневой замысел художника.
Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки. Он изобразил ее сидящей с распущенными волосами, с лицом, выражающим решимость и доверие. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома.
Композиция картины по-шекспировски динамична. Теперь смеялся он сам играя роль блудного сына, предающегося разврату. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.
Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Она украсила себя как могла, спрятав под покрывало уши, которые считала некрасивыми. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
Ее удивление, ее радость приводили его в восторг, однако больше всего он любил заставать Саскию врасплох в ее тихой комнате. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Стол накрыт. В другой – правой – держит цветок, который только что сорвала. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Это уже настоящее признание. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо. В 1639 г., благодаря многочисленным заказам, Рембрандт смог приобрести новый дом на улице Йоденбрестрат, в еврейском квартале, куда и переехал вместе с женой (ныне там расположен Музей Рембрандта). Неоднократно менялось и название картины. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии.
Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка". Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Мальчика назвали Ромбартусом в честь отца Саскии. Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью. Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха.
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Смех для нее, кираса для него – что это, маски. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
Преобладают композиции на библейские и евангельские темы.
Но для нас важно другое. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Возможно, Эйленбюрх хранил нечто подобное в шкатулке среди прочих древностей. Она молода, доверчива, во всем ее облике ненасытная жажда жизни. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Ибо он хотел показать печаль греха.
Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку.