Последующее развитие голландского пейзажного рисунка связано непосредственно с Рембрандтом, который оказал в этой области решающее влияние на большинство своих современников. Ставшая после Саскии спутницей жизни художника юная Хендрикье Стоффельс позирует ему, одетая и обнаженная, для многих прекрасных картин и рисунков любовью к ней озаряется позднее творчество Рембрандта. Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. В искусстве рисунка и офорта в этот период Рембрандт достиг высочайшего технического совершенства и не уступающей живописи силы художественного воздействия (офорты Доктор Фаустус, ок.
Рембрандт очень любил рисунки. В рисунках зверей ярко проявился дар Рембрандта схватывать целостную живую форму в ее естественных движениях. В этой статье вы сможете увидеть менее знаменитые работы художника, среди которых будут портреты, созданные Рембрандтом в молодости, его гравюры, которые не менее важны для мировой живописи, чем картины мастера и интересные рисунки тростниковым пером. Рембрандт великолепно справлялся с этой задачей, все его офорты выглядят, как рисунки, а не отпечатки. Особого внимания требует даже музейный туалет: там можно увидеть рисунки Рембрандта на соответствующую тему: женщину, присевшую в кустах и мужчину, стоящего в позе, характерной для этого заведения.
Не следует искать у Рембрандта и основную ценность классического рисунка – условную твердую контурную линию, так же как тщательную деталировку (последняя встречается лишь в нескольких рисунках, выполненных, вероятно, на заказ), аккуратную законченность и внешнюю красивость. Главная цель данной работы – раскрыть в творчестве великого художника его вечно живое содержание, показать то высокое мастерство, которое заключено буквально в каждом штрихе рисунков Рембрандта. В музее выставлены почти все гравюры великого Рембрандта — 250 из 280, великолепные автопортреты художника, рисунки изображающие его родителей, жену и сына Титуса, чудесные виды Амстердама и его окрестностей. Интерес к автопортрету в рисунке и офорте очень характерен именно для Рембрандта, оставившего в живописи и графике около ста своих портретов.
Но самое сильное, самое неповторимое рембрантовское из средств его живописи — светотень. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына. А. С. 1656) (См.
Им было сделано много офортов и рисунков. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Рассеянный сумрачный свет и туманный воздух смягчают контуры деревенских строений и деревьев с облетевшей листвой, придавая им особую живописную выразительность.
Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена.
1655-1656, Лондон, Британский музей) или «Мужской портрет» (ок. Этюды с Хендрикье Стоффельс и других обнаженных моделей раскрывают перед нами новую сторону дарования Рембрандта. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Здесь, более чем в других пейзажах, он ставит перед собой задачу передачи общего состояния атмосферы: сырого, насыщенного влагой воздуха поздней осени и мягкой голландской зимы.
Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. художественные собрания) (См. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Они рано заметили, что мальчик одарен от природы умом и талантом и вместо ремесленного дела решили отдать его в науку.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Родился он в семье зажиточного мельника.
Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Его мать происходила из патрицианского католического рода. Здесь матери удалось схватить его на руки и она тянет его назад, в то время как упрямец яростно сопротивляется. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8. Изменилась не только внешняя жизнь Рембранта изменился он сам.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Мир Рембрандта был большим, земным – и в то же время возвышенным. На протяжении 1640-х гг. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана.
Последние реминисценции барокко ощущаются у Рембрандта в особой «картинности» усложненной многофигурной композиции с богато расчлененными мощными группами его рисунков на библейские темы начала сороковых годов. Предвещающие некоторые пейзажи барбизонцев и импрессионистов, в особенности рисунки и акварели замечательного голландского мастера XIX века Бартольда Ионкинда, эти листы в то же время импровизационной непосредственностью мазка несколько напоминают рисунки тушью старых китайских мастеров. Но их усилия оказались тщетными. Мы называем их вечными спутниками. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Таковы не только пейзажи и этюды обнаженной модели, но и некоторые рисунки портретного характера, как, например, «Спящая Хендрикье» (ок. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
В набросках больших мастеров часто ощущается органический процесс рождения формы. Его штрих – это постоянная импровизация, в зависимости от поставленной задачи характер его каждый раз меняется: варьируя направления, нажим и фактуру штриха, художник активно характеризует изображаемое и вызывает ощущение осязательной материальности. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Автопортретов дошло до нас около ста. Интерес этот виден уже в том, что около 1655 года Рембрандт рисует специальный проект обрамления для своей ранее написанной картины «Проповедь Иоанна».
В последнее десятилетие жизни кисть Рембранта творила чудеса. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. А. С. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Но злоумышленнику и этого показалось мало: он успел сделать на холсте пару надрезов ножом, пока его не остановили. Характерные черты этого стиля мы встречаем уже в «Автопортрете в рабочей одежде», а также в «Гомере среди греков» (1652, тростниковое перо, бистр Амстердам, собр. Рисунок, составляющий основу графического искусства, вездесущ вместе с тем его условность, отсутствие цвета, замена сложнейших светоцветовых свойств действительности линейными формами, позволяет сконцентрировать внимание зрителя на одной какой-либо мысли или стороне явления.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. В нескольких вариантах существует рембрандтовский офорт "Блинщица", 1635-ый и 1640-ой годы (высота одиннадцать, ширина восемь сантиметров). Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху).
Он изображал ее проходящей по комнатам и выглядывающей в окошко, одевающейся и причесывающейся, задумавшейся или лежащей в постели (сохранилось более двенадцати рисунков с изображением только этого последнего мотива) (См. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Лист построен на мощной светотени, заставляющей вспомнить решенные Рембрандтом как ночные сцены при фонаре варианты композиций «Бегства в Египет» и «Милосердного самаритянина». «Библия Рембрандта» представляет собой единственное в своем роде явление в мировом искусстве не только по количеству произведений, созданных великим голландцем. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
На выставке Под знаком Рембрандта. Влияние великого фламандского мастера вело к появлению в ряде произведений Рембрандта этого времени барочной преувеличенности, внешней экспрессии и некоторой театральности жестов у изображаемых фигур, характерным примером чего может служить его картина «Ослепление Самсона» (1636). А в темноте арочного проема, намеченные также темным, движутся человеческие фигуры и благодаря точности отношений, найденных в зоне как светлых, так и темных тонов, впечатление, создаваемое листом, приобретает абсолютно осязательную ощутимость («Старые городские ворота», Амстердам, Кабинет гравюр). Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге. Она сидит на полном ярком свету, так что видна каждая складка, каждый сдвиг кожи. Проект этот представляет собой сложную архитектурную форму, состоящую из массивной арки, широких каннелированных пилястр и выступающего цоколя (Берлин, Фридрихмузеум). Неповторимая виртуозность, с какой Рембрандт использовал градации теплого тона бистра, заставляет вспомнить волшебный золотисто-коричневый прозрачный и в то же время глубокий колорит его масляной живописи. Здесь тот же интерес художника к рубежу, где сталкивается пленэрный свет с затененным внутренним пространством, который мы отмечали в связи с его жанровыми рисунками. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Офорты с самого начала работы над ними предназначались для распространения, для сравнительно широкого круга покупателей, вот таким образом художник придавал им иную, более доступную постороннему восприятию форму «законченности». В 1634 г. художник женится на Саскии ван Эйленборх — и попадает в патрицианские круги. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. При этом Рембрандт умел все это выразить самыми скупыми намеками. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Новых заказов почти не появляется. Молодая женщина изображена возлежащей головой налево на высокой красной подушке и атласном белом полотне, постеленных в нескольких шагах от нас прямо на поросшей цветами лужайке, в окружении простой, но поэтичной итальянской природы, словно оберегающей ясные грезы ее тихого сна.
Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Рембрандт обладал исключительной быстротой и решительностью образного мышления. Наш взгляд, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательные изменения: от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и к отвратительному духовному уродству.
Подобное патетико-романтическое настроение дольше сохраняется в живописи и офортах Рембрандта, как, например, знаменитом листе «Пейзаж с тремя деревьями» (1643). Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Приложение).
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Он часто обращается к прежним произведениям (Даная 1636 г. ). Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Рембрандт рисовал так, как он видел и воспринимал натуру, а видел он всегда как художник.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Наиболее очевидно это в выполненном им в 1641-1642 годах цикле рисунков к драматической трилогии Иоста ван ден Фонделя «История Иосифа» («Смерть Иакова», Монреаль, Музей изобразительных искусств «Иосиф называет себя братьям», Париж, Лувр «Иосиф толкует сны», Лондон, собр. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Один из наиболее впечатляющих листов в библейском цикле Рембрандта – «Св.
В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Самый характер движений руки художника настолько передает напряженную, упругую телесность изображаемого, что, например, при рассматривании находящегося в Лувре наброска пером и кистью «Голова бородатого старика» (1630—1631) возникает ощущение, что штрихи положены не столько по бумаге, сколько по живой поверхности лица. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Приложение) – жемчужина графического собрания Гос. По высоте и напряженности трагического момента в его творениях Рембрандта сравнивают с Эсхилом и Шекспиром. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Примером присущего Рембрандту глубочайшего чувства реальности и его умения, ничего не приукрашивая, опоэтизировать самый будничный мотив может служить находящийся в берлинском Кабинете гравюр «Пейзаж со стадом коров» (перо и размывка кистью бистром), созданный около 1636 года (См. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. Вот солодовые лепешки, на которые перешла семья, доев последний хлеб, он действительно помнил: зубы, облепленные вязким тестом, язык, прилипший к небу, – такие ощущения не выдумаешь их надо испытать.
А. С. Композицию «Дианы и Актеона» (1660-1665, Дрезден, Кабинет гравюр) Рембрандт в общих чертах позаимствовал с гравюры итальянского мастера конца XVI-начала XVII века Антонио Темпеста. Показывая разновременные этапы этой подготовки, художник придает динамику действию.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Отцу Рембрандта, Гарменцу, было всего четыре года, когда испанцы обложили его родной город и впоследствии, вспоминая об этой нескончаемой пытке, он уже не мог отделить то, что пережил сам, от того, что запомнил со слов окружающих. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Сикса). Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей "Говорящей книги", объединенных общей темой – Рембрандт.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Беззаботное время художника длилось недолго.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Поля Гатвани и др. ). Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Это передает отношение Рембрандта к своей матери. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Сюжет привлекал Рембранта давно.
Эти рисунки решены им в новой, чисто тональной манере и широкие плотные массы размывки бистром служат в них уже не для передачи светотени, а для создания цветовых силуэтов, организующих глубокое пространство. Для осенних и зимних мотивов Рембрандт любил применять «полусухое» тростниковое перо, дающее прерывистые, как бы полустертые, штрихи, которые он еще более размывает кистью или мокрым пальцем («Крестьянский двор у канала зимой», 1648- 1650, Амстердам, Кабинет гравюр). Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой — члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного исследования. Самая известная из картин Рембрандта. Выразительный рот Рембрандта всегда плотно закрыт. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Ученики Рембрандта довольно близко овладели манерой, внешними приемами рисунка учителя.
Такие внезапные импровизации, которые беспрерывно рождались его фантазией, требовали немедленной фиксации. Он переселился в еврейский квартал Амстердама. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Если в ранних «Воскрешениях Лазаря» художник изображал сам момент возвращения усопшего к жизни – Лазаря, подымающегося из могилы, то здесь, что характерно для позднего Рембрандта, передается уже не столько само действие, сколько психологическая подготовка к нему. Для общей связи той же полусухой кистью брошена тень на втором плане, под крестом. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
На холсте появились посторонние лица. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Для «классических» рисунков Рембрандта характерны довольно толстые контурные линии, сталкивающиеся под углами, близкими к прямым.
С поездкой в Ренен и Арнгейм связано большинство рисунков Рембрандта 1647-1648 годов. Глубокая чернота глаз достигается тем, что в них сочной кистью впущено большое количество краски, которая по высыхании образовала почти пастозный слой.
Популярность автора начинает падать. Приложение). C 10 октября в рамках цикла выставок Портреты коллекционеров в ГМИИ имени Пушкина публике будет представлена личная коллекция известного русского гравера и потомственного коллекционера Николая Семеновича Мосолова (1847-1914).
Перед ним открывалась ужасная действительность и каждый раз он в испуге отшатывался. Чувствуется, как от очага исходят плотные волны тепла. В них вы видите печаль. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
В ранний период творчества Рембрандт предпочитал итальянский карандаш и сангину. Петр у смертного ложа Тавифы» (1660-1665, Дрезден, Кабинет гравюр). На его переднем плане подымается обрывистый берег, за ним расположен луг, где пасется стадо коров, за стадом раскрываются планы уходящего в даль пространства.
графическое собрание). В эскизе к «Анатомии доктора Деймана» (1656, Амстердам, Кабинет гравюр) художник не только намечает фигуры действующих лиц, но и изображает сандрик, карниз с модульонами и другие детали архитектурного оформления ниши, в которую, видимо, предполагалось поставить холст. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. На место контрастных светотеневых решений ранних пейзажей теперь часто приходят светлые рисунки, построенные на тончайших нюансах тона.
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). В 1632 г. Рембрант уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Мы ощущаем и его любовь к ней и грусть. Последние два этюда художник изменив поворот и пропорции фигуры, но сохранив основной характер движения тела использовал в одном из своих лучших поздних офортов, так называемой «Женщине со стрелой» (1661).
Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. В центре площади находится памятник Рембрандту. В 1642 году умирает Саския, происходит разрыв с патрицианскими кругами.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Это время становления художника, наибольшего увлечения Караваджо. Групповой портрет под кистью Рембранта перерос в героический образ эпохи и общества.
Рембрандт, которого современники упрекали в том, что он «общался всегда только с людьми низкого происхождения, что сильно влияло на его работу» рисовал нищих с поистине братским пониманием. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Наиболее значительным из ранних мастеров равнинных ландшафтов был Геркулес Сегерс и Рембрандт, в собрании которого находилось несколько картин и гравюр Сегерса, который переработал некоторые его офортные доски, многое у него почерпнул. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Среди рисунков Рембрандта автопортреты встречаются редко их известно всего около двенадцати – значительно меньше, чем в офортах или живописи. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. «Саския в постели полулежа» (ок. Такое отношение к рисункам, а также их «личное» назначение приводят к тому, что Рембрандт в результате неустанных поисков уже очень рано сумел выработать для них особый графический язык.
Вторая лодка уже набрала ход и движется в море. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Среди рисунков Рембрандта большое место занимают пейзажи.
Некоторые данные позволяют считать, что сохранилось не более половины того, что вышло из-под его руки. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Намеченное всего несколькими штрихами лицо Саскии выражает сложную гамму переживаний. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира7, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории8.
Приложение). Другой ранний рисунок Рембрандта, «Спящая женщина» из дрезденского Кабинета гравюр, относится к концу лейденского или самому началу амстердамского периода. Из его рисунков романтические мотивы наиболее явно выражены в относящихся к 1641 году «Крестьянских хижинах в непогоду» (Вена, Альбертина).
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
«Купание Дианы», позволявшее изобразить игривую ситуацию: группу внезапно застигнутых мужчиной обнаженных женщин, было распространенным сюжетом искусства Ренессанса и барокко.
Светотеневая моделировка становится одним из главных выразительных средств в рембрантовской живописи.
Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы7. В то время как одно из важнейших качеств классического рисунка заключается в красоте охватывающей фигуру контурной линии, принцип живописного рисунка обратный – контур не должен быть «вещью». Серия эта является результатом многолетнего исследования репродукций с всемирно известных картин и рисунков художника и относящихся к этим картинам нескольких тысяч фрагментов из опубликованных тогда в Советском Союзе трудов советских и зарубежных искусствоведов и писателей. В «Саскии в постели, с сидящей возле нее служанкой» (ок.
Ночной дозор (1642, Амстердам) — вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — Рембрант отошел от привычной композиции группового портрета — изображения пирушки, во время которой происходит представление каждого из портретируемых. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках". «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Наиболее явно рембрандтовский «классицизм» выражен в его поздних эскизах к монументальным композициям. В относящейся к этому же году «Больной Саскии в постели, опирающейся головой на руку» (Мюнхен, Гос. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Обычно Рембрандт строит композицию на простейшем контрасте между горизонтальными линиями теряющейся вдали глади равнины и вертикальными предметами переднего плана: деревьями, ветряными мельницами, человеческими фигурами и т. д. Так скомпонованы многие его пейзажные офорты, в том числе упоминавшиеся «Три дерева», а также относящийся к 1647-1648 годам рисунок тростниковым пером с размывкой бистром и тушью – «Равнинный пейзаж (Вид Гелдерланда)» из амстердамского Кабинета гравюр. Если «Нищий» был решен светотенью, то «Спящая» построена на чисто цветовых пятнах.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Зато все требования заказчиков были выполнены. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
В этом можно видеть влияние пейзажного романтизма барокко, воспринятого художником главным образом через творчество раннего голландского пейзажиста Геркулеса Сегерса. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Один из рембрандтовских нищих в современных художественных каталогов так и называется – «В стиле Калло». Из этих рисунков наиболее знаменитая большая сангина (26, 5 X 47, 5 см), ранее находившаяся в Дрездене (она попала в настоящее время в частное собрание в США), выполнена по имевшейся у Рембрандта миланской резцовой гравюре начала XVI века, на что указывает отсутствующее у Леонардо и добавленное гравером изображение собаки в правом нижнем углу листа, повторенное затем в рисунке.
Лишь в небольшой степени его предшественниками в этой области можно считать Дюрера и некоторых других немецких и нидерландских мастеров XVI века Рембрандт, по существу, сам, без видимых внешних воздействий создал свой стиль рисунка обнаженной модели и полностью революционизировал этот жанр. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его».
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Язык барокко наиболее близок выражению этого приподнятого настроения.
Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Веришь, что много говорить было не в его характере.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
И хотя им порой удавались отличные листы, штрих их рисунков обычно более вял и лишен безошибочной точности Рембрандта, светотень грубее и схематичнее, пластика слабее, в композиции отсутствуют непоколебимая цельность и волнующий ритм, – «отраженный свет» всегда бывает бледнее. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Эрмитажу сангине 1630-1631 годов «Этюд фигуры молодого человека в коротком плаще» движение линий имеет несколько необычный для Рембрандта каллиграфически усложненный характер: художник как бы играет рисующим материалом, демонстрируя, насколько свободно он им владеет.
Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов. В 28 лет Рембрандт, картины которого становятся все более популярными, женится на богатой девушке Саскии. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. С большим увлечением передает он живописность потемневших от времени и выщербленных массивных старых стен с выступающими башнями и глубокими двойными крепостными воротами, в проеме которых возникает сложная игра светотени (рисунки пером и размывкой бистром «Восточные ворота города Ренена», Байонна, музей Бонна и «Западные ворота в Ренене», Гарлем, музей Тейлера).
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Насколько обстоятельно и систематически собирал он мотивы и уточнял наблюденный типаж, показывают листы с «гриффонажами», которые художник специально монтировал, отрезая отдельные части страницы и наклеивая на нее новые наброски. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Они темные. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Но никто из них не смог достичь глубины его мысли, силы поэтического претворения действительности.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Получалось бы впечатление грубости, если бы в глазах не проскальзывало постоянное добродушие. Для отношения Рембрандта к итальянскому искусству показателен и набросок пером и кистью (Вена, Альбертина), сделанный им с «Портрета графа Балтазара Кастильоне» Рафаэля, где мантуанский аристократ превратился в грубоватого голландского бюргера с чертами автопортрета самого художника. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Вот таким образом даже с не совсем красивыми детьми рисунки его прекрасны – красота рождается в них силой мысли, глубиной переживания. Начинается самый счастливый период его жизни. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Наряду с итальянцами Рембрандт в тридцатые годы внимательно изучает и творчество Рубенса.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. В «Несении креста» (ок.
Дела мельника Гарменца Герритсзоона ван Рейна идут хорошо.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Такова относящаяся к сороковым и пятидесятым годам серия рисунков – вариантов композиции «Святого семейства», находящаяся в собраниях Британского музея, Лувра и Альбертины. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ.
Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Художник отнюдь не романтизирует образ льва – как прозаически печально выглядит «царь зверей» на цепи или пьющий из железного ведра.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Контраст неподвижного мертвого тела, высвеченного на первом плане бледным пятном и живописной, свободно построенной группы различно охарактеризованных персонажей, придает картине напряженно драматическую окраску. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Сразу было казнено более восьми тысяч человек. Заказов становилось все меньше. 1669 год.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Самый значительный след изучения им искусства Высокого Возрождения – это относящиеся к 1635 году рисунки по «Тайной вечере» Леонардо да Винчи – композиции, которая произвела на Рембрандта глубокое впечатление. А за последние десятилетия в западной литературе все чаще можно встретить утверждение, что во всем художественном творчестве человечества только русский роман девятнадцатого века дает психологический анализ подлинно рембрандтовской глубины. А. С. Пушкина.
Мы не знаем, что выражает его лицо. В «Автопортрете за столом, с палитрой на стене» (Берлин, Кабинет гравюр), который датируется исследователями по-разному: от 1634 до 1645 года, перед нами уже немолодой, много переживший человек. Интересным примером его композиционной гибкости и динамичности, а также умения в зависимости от состояния работы перестраиваться на ходу служит «Се человек» (1630-1637, Дрезден, Кабинет гравюр).
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
Он становится знаменитым и модным художником. 1639, Веймар, Гос. 1635, Берлин Кабинет гравюр) (См.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Жанр непосредственно связан с пейзажем и в сюжетно несколько необычном для Рембрандта маленьком наброске итальянским карандашом и белилами «Вид в верховьях Амстела с двумя лодками» (ок. 1637, Лондон, Британский музей). Рисунков Рембрант оставил более двух тысяч. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Я обвиняю. » (2008)12. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Вот новорожденный на руках у матери, глаза его полуприкрыты, он еще почти не воспринимает окружающее, мать с обнаженной грудью смотрит на него в озабоченном напряжении, а рядом с матерью старая женщина с любопытством рассматривает дитя («Мать с ребенком», 1636, Дрезден, Кабинет гравюр). Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Для рисунков пером и кистью Рембрандт чаще всего пользовался темно-коричневой, легко размывающейся водяной краской – бистром (специально приготовленная сосновая сажа) наряду с бистром художник применял и близкие к нему по тону изготовлявшиеся из дубильных орешков чернила, которые носил в удлиненной чернильнице с пробкой на поясе, рядом с пеналом для перьев (на рисунке Хохстратена такая чернильница видна висящей на поясе у крайнего слева ученика). В это время в них наблюдаются две различные тенденции.
Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. Краски лежат на холсте густыми мазками. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
«В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. 1627-1629, Лондон, Британский музей) мы видим его еще безусым юношей. Многие из этих работ будут выставлены впервые. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). И хотя им порой удавались отличные листы, штрих их рисунков обычно более вял и лишен безошибочной точности Рембрандта, светотень грубее и схематичнее, пластика слабее, в композиции отсутствуют непоколебимая цельность и волнующий ритм, – «отраженный свет» всегда бывает бледнее. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. В рисунке пером «Женщины с ребенком у дверей дома» (ок. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Наибольшей тонкости характеристик он достиг в автопортретах. А остальные идут покорно, ничего еще не зная, напрягая внимание и слух, судорожно хватаясь друг за друга и за свои палки-трости.
Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Художник постоянно искал новые пути в искусстве.
Рембрандт ставил перед собой абсолютно иные задачи. В такой же широкой и простой манере решена относящаяся к 1654- 1661 годам целая серия рисунков с моделей сходного типа, возможно, с той же Хендрикье: «Стоящая обнаженная женщина с поднятой рукой» и «Обнаженная женщина, сидящая на стуле» из амстердамского Кабинета гравюр, «Сидящая обнаженная женщина» из собрания Института искусств в Чикаго, а также два варианта этюда сидящей женщины с поднятой рукой (оба в Британском музее в Лондоне) (См. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. 1643, Кассель, Картинная галерея). Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Работы этого периода пронизаны откровенной радостью жизни, ликованием.
Он на два столетия опередил своих современников и предсказал линии развития искусства 19 века в эпоху реализма и импрессионизма. Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Работа принесла Рембрандту первую популярность, после чего заказы посыпались на автора с невероятной скоростью. На одном из листов, находящихся в собрании Библиотеки Пирпонта Моргана в Нью-Йорке (ок. И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину.
Вся картина выдержана в особых красно-коричневых тонах с элементами золотых оттенков, от неё одновременно веет роскошью и трогательным родительским милосердием. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. В великолепном листе – варианте композиции «Пророка Даниила в пещере со львами» (ок. Рембрант умел создавать портрет-биографию. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое.
Народные массы ответили героическим сопротивлением. Библейские сюжеты конца жизни художника: «Отречение Петра», «Блудный сын», трагическая история слепого Товии и другие, выражающие чувства разочарования, раскаяния, надежды и умиротворения, повествуют нам многое о настроениях Рембрандта в эти годы. В эти годы его поддержали верная Хендрикье и Титус, который начал торговать произведениями искусства. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Первоначально этот лист, вероятно, был задуман художником как один из серии «Казней обезглавливанием» – сюжет, который он неоднократно варьировал в рисунках и офортах изображая как саму казнь, так и предшествующие ей моменты. Так, серия библейских и мифологических невест связывается с моментом обручения художника с Саскией, «Жертвоприношение Маноя» – с ожиданием рождения сына Тита, а «Жертвоприношение Исаака» – со смертью других детей Саскии. Таков, например, относящийся к 1628 году «Сидящий старик с книгой» из берлинского Кабинета гравюр – детально проработанный рисунок сангиной итальянским карандашом и мелом по тонированной красным бумаге, послуживший этюдом для картины «Два ученых» из Национальной галереи в Мельбурне.
В самом раннем рисунке (ок. Эта картина является первым крупным заказом, полученным Рембрандтом после его переезда в Амстердам. Особенно сильно это выражено в сидящей на заднем плане четвертой фигуре, которая, глубоко задумавшись, с отсутствующим выражением лица глядит на плиту.
Как известно, жанр был одним из ведущих направлений голландского искусства XVII века. Рембрандт противится и отказывается сидеть за книгами.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Подобные «береговые» мотивы постоянно встречаются в рисунках голландских пейзажистов, начиная с ван Гойена, однако они редко решались с такой силой и простотой. К сожалению, до нас дошел только центральный фрагмент этого листа, вырезанный из первоначально имевшей горизонтальный формат интерьерной композиции. В Амстердаме Рембрандта прежде всего увлекает шумная жизнь большого города.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Сюжеты из Священного писания часто решаются Рембрандтом как бытовые эпизоды.
«Вид реки Амстел с фигурой купальщика» – один из лучших рисунков Рембрандта, в котором художник показал свое искусство почти без применения теней передавать яркий солнечный свет – задача, которую впоследствии стремились разрешить импрессионисты и постимпрессионисты. Еще бы. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Чувство покоя и умиротворенности, наполняющее этот небольшой (23 X 18 см), прозрачный по фактуре лист, превращает его в философское раздумье о вечном круговороте жизни, о смене поколений, о цветении и угасании. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. После романтического стиля рисунка тридцатых годов и спокойного зрелого стиля сороковых наступает период, который можно назвать «классическим», так как помимо обычных для всех периодов его творчества живописных решений в ряде рисунков этого времени художник своеобразно перерабатывает линеарно-пластическую композицию итальянского Высокого Возрождения.
Под влиянием «Кастильоне» Рембрандт написал и награвировал ряд своих автопортретов 1639-1640 годов. Краска немедленно начала пузыриться.
Мать поставила на землю корзинку с провизией и, обнимая малыша, старается его успокоить («Женщина с ребенком и собакой», ок. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Нос большой, утолщающийся книзу и к тому же маленькие сощуренные глаза. Сын повёрнут к нам спиной.
Пушкина) передается напряженным борением светоносных жарких тонов и мглистой тьмы, упорно наступающей из глубины сцены, создавая потрясающей силы образ трагедии умирающего света. Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине. Рисовальный «почерк» мастера не спутаешь, художественная индивидуальность получает в нем особенно четкое выражение. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. музея изобразительных искусств им.
Написана она была в последние годы жизни мастера. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Мир мыслей и переживаний Рембранта в эту тяжелую пору раскрывается в портретах. Художник следит за ребенком с самых первых дней его жизни. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах.
В таких рисунках, как «Львица с добычей в когтях» (ок. Интересен и еще один факт. Вот ребенок учится ходить, движения его скованны и неуверенны, но взгляд уже осмысленно направлен вперед, туда, куда ободряюще показывает рукой мать, рядом – согнутая годами старуха, которая с опаской следит за первыми шагами младенца («Две женщины с ребенком», ок. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. 40-50-е годы — пора творческой зрелости Рембранта. Фигуры заднего плана набросаны еще более схематично, обычным рембрандтовским приемом.
Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике.
Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Вся эта кипучая атмосфера еще более возбуждала его творческую энергию, вливала новые силы. Фигура эта – назовем ее «осужденный» – показана обессилевшей от страха перед казнью, в согнутом положении, в то время как Христа в сюжете «Се человек» Рембрандт обычно изображал в спокойной позе, без признаков страха и унижения. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. В рисунках Рембрандта линии живут вместе с пластической формой.
У этих маленьких мастеров были все достоинства и недостатки их сограждан.
1636, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
1663, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), завершившее евангельскую тему, которая в течение многих лет волновала художника. Эпилогом творчества Рембранта можно считать картину Возвращение блудного сына (1668-1669 гг. ). Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет.
Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Вероятно, художник изобразил заменившую ему жену после Саскии Хендрикье Стоффельс и его дочь от Хендрикье Корнелию, которой в это время было около двух лет.
Реставрация картины длилась 12 лет. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Слева лист замыкается движущейся вперед, бросающей длинную падающую тень фигурой. Это – "Нищий с грелкой" (высота восемь, ширина пять сантиметров) – сидящий на корточках под деревом старик-оборванец с грелкой на коленях, старающийся собрать растопыренными пальцами лишнюю частицу тепла на коротком отдыхе между бесконечными скитаниями по дорогам в поисках корки хлеба. Дети у Рембрандта мало похожи на идеализированных «пути» Ренессанса или упитанных краснощеких купидонов Рубенса. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Изменилась и манера письма. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Вертикальные фигуры и предметы, пересекаясь с горизонталями дальних планов, «выталкиваются» ими вперед, что еще более усиливает общее пространственное воздействие. Но в новой квартире Рембрандт завязывает отношения со своей молодой служанкой, которая и становится его последней спутницей – художник был очень преданным человеком и ценил семью.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Из дверей постоялого двора выходят его хозяева, они по-разному реагируют на происходящее: старик потрясен увиденным, он плачет, от горя не в силах сдвинуться с места, старуха же смотрит недоверчиво и настороженно. Если в этом листе еще заметны некоторые следы ученической тщательности, то возникший уже в следующем, 1629 году «Нищий с распростертыми руками» из дрезденского Кабинета гравюр демонстрирует свободу рисовального мастерства, быстро обретенную юным Рембрандтом.
И он достиг этой цели, широко раздвинув границы эстетического освоения мира. Дела шли все хуже. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. К числу любимейших сюжетов Рембрандта принадлежит притча о милосердном самаритянине. Мрачные раздумья переполняли сознание художника.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Здесь неизбежна промежуточная техническая работа, которая требует значительного времени, а потому в известной степени связывает и расхолаживает художника. Несомненными эскизами для монументальной живописи являются также «Диана и Актеон» и «Выезд на соколиную охоту», принадлежащие к самым последним из сохранившихся рисунков Рембрандта. Это беспрерывные размышления погрузившегося в себя человека, который постоянно по-новому открывал окружающий его мир. 1652, Берлин, Кабинет гравюр) изображающем сцену подготовки рыбаков к выходу в море.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. В многочисленных набросках художник показывает изнуряющее томление плена. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Пушкина).
Ко второй половине пятидесятых годов относится ряд его лучших рисунков, в которых художник воспевает цветущую красоту зрелой женщины с развитыми формами – образ, получивший наиболее полное воплощение в его луврской картине «Вирсавия» (1654). Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Так же как и «Нищий с распростертыми руками», лист этот раскрывает нам все своеобразие, с которым Рембрандт использовал технику итальянского карандаша. Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Рисунок Рембрандта итальянским карандашом с легкой размывкой тушью «Поднятие креста» (Вена, Альбертина), являющийся эскизом для его картины маслом 1633 года из мюнхенской Пинакотеки, представляет собой переработку одноименной композиции Рубенса. Дальше всего в этом направлении он заходит в занимающей несколько особое место во всем его творчестве «Сидящей обнаженной женщине со спины» (1654-1661, Мюнхен, Гос.
В принадлежащей Гос. Одно из лучших воплощений этой темы – рисунок пером 1650-1652 годов из музея в Веймаре.
Поза напоминает венский автопортрет маслом 1652 года, лицо же более похоже на то, каким он изобразил его в лучшем офортном автопортрете «Рембрандт, рисующий у окна» (1648), с испытующим, критическим взглядом, к которому здесь добавляется еще и легкая насмешка. Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия).
Встал и пошел к отцу своему. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Приложение) контраст уже не только пространственный, но и психологический. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. В ХХ веке отзвуки графики Рембрандта можно увидеть в некоторых листах Пикассо из серии рисунков «Художник и модель».
В этом существенное отличие рисунков Рембрандта от его офортов. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Так, «Этюдный лист с девятью набросками голов и полуфигур» гусиным пером и бистром из берлинского Кабинета гравюр (1633—1634) склеен из семи отдельных маленьких кусков. Голова Христа прорисована более тщательно, чем его фигура, но и здесь несколькими только намечающими форму штрихами убедительно выражено движение «надломившегося» под тяжестью груза человека.
Приложение). Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. История искусства не знала до него такой правды и откровенности, отсутствия всякой условности и приукрашивания в изображении человеческого тела, такого полного, захватывающего впечатления жизни.
Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.
Однако для Рембрандта не существовало «низких» сюжетов, он умел самое прозаическое превратить в высокую поэзию. Кто они — неизвестно.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
В последние годы жизни Рембрандт ван Рейн, биография которого изложена в статье, достиг вершин своего творчества. Так же как и в «Милосердном самаритянине», глубина содержания и ясность построения сцены достигнуты здесь при лишь бегло намеченных деталях изображения. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. А также сильное влияние крупнейшего французского гравера Жака Калло, годы жизни 1592-1635-ый, в частности его серии "Нищие", где он впервые в истории европейского искусства запечатлел фантастические лохмотья и живописную нищету. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Справа от осужденного художник пририсовал подталкивающего его вперед вооруженного мечом палача и слева – уговаривающего осужденного «утешителя». В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына».
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Он набрасывает блинщиц, тут же на улице пекущих и продающих свой товар, бродячих торговцев и музыкантов, ярмарочных фокусников и шарлатанов игроков в кости и другие ярмарочные и трактирные сцены.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. То, что фигуры осужденного, палача и утешителя стали не вполне соответствовать новому повороту сюжета, окончательно определившегося теперь как «Се человек», по-видимому, не имело для Рембрандта решающего значения: композиция уже двигалась собственной логикой, внутренними закономерностями развития, возникли определенные обратные связи, которым и подчинялась рука художника.
Жест его рук выражает одновременно разочарование и просьбу. В своем реализме он поднимается не только над своими современниками, но и над многими мастерами последующих эпох, его рисунки вечно будут служить источником вдохновения для художников. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Неземная умиротворенность Тавифы, лицо которой для придания ему смертельной бледности смягчено белилами испуганные женщины, перед уходом бросающие последние взгляды на смертное ложе исполненное скрытого напряжения и веры в возможность чуда, лицо Петра – все это глубоко выразительно и волнующе. В созданном около 1635-1636 года «Непослушном ребенке» из берлинского Кабинета гравюр наблюдения художника синтезируются в наиболее психологически сложной и композиционно построенной сцене.
Иноземную художественную культуру он впитывал главным образом по материалам своих собственных собраний: по картинам, рисункам, скульптурам и более всего – по гравюрам. Это период первого обращения к офорту. Родители его были люди просвещенные.
В эрмитажной картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642) глубоко опечаленный Ионафан – это, по-видимому, автопортрет Рембрандта, прощающегося с умершей в том году Саскией. Столь же величественное впечатление производит и относящаяся к более позднему периоду размывка бистром «Кухня» (ок. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Рембрандт абсолютно свободно пользовался различными материалами и техниками рисунка. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Этот удивительный лист набросан мгновенно, с гениальной неистовостью. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.