Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся.
Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Каждый из этих предметов ограничен кривыми или плоскими поверхностями и, кроме того, находится в разных условиях освещенности: падая на различные поверхности, лучи света осветляют их неравномерно. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство искусство сверхъестественного и чудесного. Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. Из 10 детей Ван Рейн младший.
Царь только нервно комкает в руках платок, едва сдерживая чувства. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Также все устойчиво в мире творца. Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Вот одна из этих картин: ее длина тридцать три, высота двадцать девять сантиметров – но, несмотря на эти мизерные для живописной картины размеры, она кажется монументальной. В них можно проследить почти все периоды творчества художника. Так строится пространственная панорама, замкнутая справа и уходящая далеко в глубину слева, богатая промежуточными тонами и всегда производящая впечатление цветной.
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Эти годы – плодотворный период у художника.
Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Она отдалась ему и зачала. Надо сказать, что зеркало оказывало очень большое влияние на композицию и на возможность посмотреть на допущенные ошибки.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Таков довольно краткий период счастья и довольства художника. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». также картину в Метрополитен музее)1. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника.
"Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью.
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Рембрандт стал его последним протеже. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил».
В темнице его волосы отросли. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Он испытывал неприязнь к крайностям итальянского искусства, которое, по его мнению искало только внешней красоты, оставаясь в то же время холодным и бессодержательным. Ими всего семь лет будет наслаждаться Рембрандт.
Люди застыли в разнообразных позах, еще не лишенных театральности, но окрашенных внутренним беспокойством, любопытством, недоверием, удивлением, ужасом. Он был отличным рисовальщиком и гравером. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Рембрандт ван Рейн был всего лишь сыном мельника. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.
Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). В феврале 1668 года Титус женился, но спустя семь месяцев умер в возрасте двадцати шести лет. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Отец мальчика — богаты мельник, мать — дочь пекаря.
Её поступок биографы художника трактуют по-разному. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Отлучение должно было продлиться дотех пор, пока грешница нераскается инепрекратит беззаконных отношений сРембрандтом. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Девушка стала любовницей художника. Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. «Пир у Эсфири» на библейский сюжет сложен своей глубокой психологичностью. Это уже настоящее признание. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Но для нас важно другое. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим прими меня в число наемников твоих. Рембрандт и его жена располагаются спиной к зрителю, однако разворачиваются, будто в комнату вошёл долгожданный гость. Он родился 15 июля 1606 года. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Распродано имущество, отданы долги.
Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.
Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Особое значение его произведений заключается в том, что он отобразил в них простых людей своего времени во всем многообразии и полноте их человеческой личности. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. А что же случилось с Гертье Диркс.
Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). При этом название гравюры, под которым она известна с XVIII века— чистая условность, на самом деле она может изображать Эсфирь перед отправкой её к Артаксерксу. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Но сначала был сделан карандашный эскиз, абсолютно не похожий на законченную работу.
Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
Братья, сёстры, когда подросли, стали заниматься тем же, что родители. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Деревья и кусты достигают справа до верха изображения они соединены в подобие единого гигантского букета из корявых стволов, раскидистых ветвей и богатой и пышной листвы.
Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Так что это не был брак по расчету. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев". Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ.
Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Волосы подобраны изящной сеточкой, в ушах висячие серьги. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Саския – с ударением на первом слоге. Творец некоторое время жил в доме, который уже не являлся собственностью. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Появилась няня — Гертье Диркс.
Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Лицо пожилого мужчины почти закрыто.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». К 1628 году он стал настоящим художником.
В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. «Портрет старика». «Возвращение блудного сына» – еще одна из вершин творчества Рембрандта. Биография Рембрандтаначинается с рождения. И она сохранила те черты ребенка, за которым хочется ухаживать.
Он пока работает «для себя», но к 1630 году уже начинает получать заказы. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Еёдергали повестками еще иеще.
Стала востребована тщательно прописанная светлая живопись. А затем их, естественно, устранить. В том же 1632 году Рембрандт познакомился с Саскией ван Эйленбург, родственницей своего домохозяина. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см.
Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком. Часть коллекции художник продал, однако мало помогло.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Увенчанная цветами, Саския-Флора выступает за изобразительной поверхностью справа налево на фоне таинственной тьмы. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
Тематика его офортов очень широка. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Здесь упор, похоже, делается на успехе. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Перед вами юный Рембранд, автопортрет. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются.
В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Господня». Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников.
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. С трудом различая предметы – справа от нас высокую винтовую лестницу, ведущую на второй этаж квадратные каменные плиты пола на первом плане очаг на полу, в нижнем правом углу, разжигаемый нагнувшейся старой служанкой, – с усилием как бы раздвигая напирающую отовсюду тьму, зритель чувствует себя участником воссоздания художником этого средневекового интерьера.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. В год смерти Саскии мастер дописал шедевр «Ночной дозор». Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом».
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Встал и пошел к отцу своему. Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения.
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Рембрандт много писал Саскию, в том числе и обнаженной, несмотря на то, что в протестантско-кальвинистских кругах Голландии о таком нельзя было даже помыслить. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год.
Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Мы не знаем, что выражает его лицо. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Теперь фигура Саскии уже полностью повернулась к зрителю и подчинила себе окружающее пространство. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа.
Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
По композиции это устойчивый равнобедренный треугольник. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника.
Перед нами предстает полный желания творить, настоящий мастер Рембрандт. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Широко расставив ноги в широких азиатских красных шароварах, привычно согнувшись – ему не впервой – он целится концом алебарды в левый глаз отчаянно сопротивляющегося Самсона. Автопортрет запечатлел все эти изменения.
Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.
Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины — в автопортретности именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. По-видимому, это эскизная работа. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны.
Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Оно было далеким от классических норм.
В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Быстрота работы Рембрандта была почти баснословной. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Это ступени одного и того же скорбного пути.
После смерти любимой художник страдал, рисование утешало. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»). А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям.
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками.
Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Про Якоба до нас дошло очень мало информации, по этому и историки и искусствоведы не могут точно сказать о влиянии Сваненберха на творческой манеры Рембрандта. К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. А художник, улыбаясь и придерживая рукой молодую женщину излучает счастье. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Картины, написанные Рембрандтом, рассказывают о судьбах, борьбе, труде и радостях этих людей. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Здесь большую роль играет пейзаж.
Задумка потерпела крах, материальное положение ухудшалось. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. За всю его сложную жизнь, менявшуюся от достатка к нищете и забвению, он напишет около шестисот картин, сделает около двух тысяч (. ) рисунков и триста офортов. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Еще бы.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Коричнево-оливковый тональный колорит объединил всю композицию, а световой поток выделил драматически резко главный его смысловой центр. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.
Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Фон черноват паркет – серый.
Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Неровный свет идёт как бы от души человека. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.
Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Творчество Рембрандта проникнуто рвением к глубочайшему, философскому постижению реальности и внутреннего мира человека со всем богатством его искренних переживаний. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Хендрикье тоже полюбила художника.
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Она полуобернулась к зрителю и спокойно смотрит на нас темными глазами. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка". Он был в моде. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Она же, уверенная в своей власти, не страшилась роли жены и любовницы одновременно и две человеческие воли, каждая принося свою жертву, загорелись общим восторгом.
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Но парнишка неустанно рисовал и хотел учиться живописи. На голове – любимый берет. Со временем он отдал предпочтение смелым мазкам кисти, резкому контрасту тени и света, которые скрывают практически полностью фоновые детали.
Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. О нем, с трудом подбирая слова, говорит Эсфирь царю Ассуру.
Через два года они поженились и некоторое время жили у Гендрика, но через несколько лет Рембрандт купил ставший теперь знаменитым дом на Бреестраат. Это все термины самого Леонардо. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Моментально схватывает натуру Рембрандт. Это представитель Иерусалимского судилища, который присутствует здесь по обязанности при взятии тела казненного. Творец, будучи приверженцем иной техники (контрасты света с тени), отказывался поступаться принципами. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Её дергали повестками еще и еще. По-видимому, он стоит на пороге смерти. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
В углу, в тени, затаился предатель Аман. Стол накрыт. Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Он подхватывал ее на руки и она шаловливо сопротивлялась и, смеясь от неожиданности, крепко прижималась к его груди. Вид у них домашний.
Сначала это была латинская школа, а затем университет в Лейдене. Много лет спустя напишет Рембрант автопортрет с Саскией, которой давно уже нет. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Рембрандт словно не желает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие и никаких сантиментов.
Автопортрет с Саскией изображен лицом к лицу. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
Van Rhein означает «С Рейна» (реки). Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. 1669 год.
Все окружающее становится его моделью. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. В 1635 – 1640 –х гг. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
Внизу под облаком засветилась река и противоположный берег, а ангел, простирая над ними свои белые крылья, вскинул правую руку к небесам, протянув левую вниз, к внезапно проснувшимся и вскочившим людям, как бы торжественно и в то же время непреклонно успокаивая их: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость". Внимание вновь приковано к отцу и сыну. В настоящее время находится в Дрезденской галерее.
Картина рассказывает о внезапно открывшемся предательстве. Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ).
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Здесь видны особенности обоих стилей.
Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что «живёт вгрехе схудожником Рембрандтом». Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12.
Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. В 1630 г. это уже зрелый человек. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. У него уже есть ученик Герард Доу, впоследствии очень известный художник.
Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Вещие слова сказаны. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку.
И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. На первом плане художник, а за ним маленькая пухленькая женушка с небрежно выбившимися волосами на лбу и вокруг овала лица, такая нежная и милая. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и совершенной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Все окутано воздушным пространством. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Мастера чуть не бросили за тюремную решётку. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Усыпив Самсона "на коленях своих", она остригла его и призвала филистимлян, которые схватили его, выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в темницу, где он должен был вертеть жернова. Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Сын повёрнут к нам спиной.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Суд решил дело приемлемо. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
«Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. В 1634 году художник женится на Саскии ван Юпенборх.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Теперь она своей лиричностью и теплым золотистым колоритом вновь радует посетителей. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. Размеры картины: 161х131.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Освободившись, умерла через год.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Годовалый Титус — проблема отца. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.
Рембрандт оживил композицию изменив традиции: один чиновник встает со своего места, как бы подавая знак, что заседание окончено. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный и получил образование в Латинской школе. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте.
Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. Кто они — неизвестно. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Это период его восхождения.
Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. То есть такое движение можно сделать последовательно.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены.
Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. После школы ненадолго поступил в лейденский университет. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
В 1630—1640-е гг. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Кроме того, существует предположение, что в случае женитьбы Рембрандт терял право на наследство Саскии, только вот таким образом он не зарегистрировал свой брак. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.
Сюжет взят из Нового Завета. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Заказов становилось меньше.
Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Одна из гениальных картин мастера на мифологическую тему – «Даная», находящаяся в экспозиции Эрмитажа. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Дела Рембрандта шли плохо.
Через пару лет няней принята другая — Хендрикье Стоффельс. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Вот таким образом своему четвертому сыну он смог дать образование.
Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Они темные. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Неоднократно менялось и название картины. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
Композиция картины по-шекспировски динамична. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Он любил рисовать портреты именно Саскии, причем он радовал её этим как до свадьбы, так и после. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Но по-прежнему пишет Рембрандт автопортрет молодого человека – себя. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся.
Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью. «Возникает впечатление, — пишет Саймон Шама, — словно Саския, склонившись под тяжестью жемчужных ожерелий, превратилась всияющую драгоценность инавеки скрылась вместе сдругими сокровищами вкунтскамере свеого мужа». Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.
А еще один, навалившись богатырю на грудь, самозабвенно высверливаем ему правый глаз кинжалом. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Рембрандт предпочёл получить художественное образование (Латинская школа). Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
У художника отложной воротник свободно открывает шею. Однако эта гипотеза явно неудачна. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Его влекло к военному делу.
Рембрандт гордо и радостно смеялся. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Моральная подавленность, растраты (страсть — коллекционирование) постепенно богача сделали нищим. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах.
«Автопортрет с Саскией на коленях» – апофеоз его житейского благополучия. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. ВБерлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии всоломенной шляпе» (онже«Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом снаконечником изчистого серебра назагрунтованном пергаменте. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
Смерть Рембрандта была очень печальной.
К этому времени мельница работала в полную силу и дела отца шли на удивление хорошо. Это произошло в 1606 году (голландский город Лейден), 15 июля. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ).
Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов. Женщина погружена в раздумья и они побуждают какие-то воспоминания — брови чуть-чуть поднялись вверх. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть.