Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии7.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Тем временем черные кони Аида несутся мимо нас в дымящуюся бездну, разверзающуюся за правым нижним углом картины, – и над этим входом в бездну сгущается черный дым и такой же дым стелется над землей на задних планах, там, где промчался на своей колеснице Плутон. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Амстердам. Уже в этих работах в полной мере проявилась тяга художника к психологизму и редкостной натуралистичной изображения. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой.
Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы8 иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот8. Государственные музеи, Картинная галерея). Снизу он загорожен фигурой окончательно пораженного чудом самого близкого к нам ученика на первом плане, который, потеряв сознание, пал на колени перед деревянной скамьей. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными.
Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично.
Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов.
Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Они темные. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Здесь Рембрандт разрешает сложнейшую задачу светотеневой организации листа, распределения на нем света и теней, направления и ширины черных штриховых линий и белых фрагментов между ними.
Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов.
Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Лос-Анджелес. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. На картине изображено более двадцати фигур. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса.
Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Популярность автора начинает падать. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Фотограф может применить это к фотографии.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Ее удивление, ее радость приводили его в восторг, однако больше всего он любил заставать Саскию врасплох в ее тихой комнате. Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Кассель.
Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой7. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. 1652—1654 Старый еврей, 1654, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Портрет пожилой женщины, 1650—1652 Старушка, 1654, оба — Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков.
По сути картина является пасторалью. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Композиция картины по-шекспировски динамична.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Санкт-Петербург.
Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Он был в моде.
Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Национальная галерея) производит на зрителя странное впечатление из-за того, что картина была неровно обрезана с двух сторон. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Художник часто рисует автопортреты изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Так, стремясь найти соответствие тому потрясающему психическому волнению, которое, по его мысли, овладело живыми существами и сообщилось чуть ли не всей природе, Рембрандт всячески преувеличивает элементы движения. Одежда на них нарядная и экзотичная. Уже в лейденские годы начала проявляться оригинальность Рембрандта в его способе разрабатывать сюжеты.
Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора. Рейксмюсеум). Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Судорожная гримаса пробегает по его оживающему лицу – и всеми этими превращениями управляет стоящий на опрокинутой к нам каменной могильной плите, слева от Лазаря, в центре изображения, спиной к нам, Христос. Эти картины весьма красочны, подробные детали тщательно прописаны, сама обстановка библейской легенды достоверно передана. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Художественная галерея). Вместо великолепных, атлетически сложенных, гибких в своих движениях героев Рубенса – нескладные фигурки простых людей, суровых в охватившем их горе. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме».
Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ».
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. К вечеру в четверг, когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, Спаситель с двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим. Берлин.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Стол накрыт. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
Ниваа. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Санкт-Петербург.
Базель. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Самая известная из картин Рембрандта. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Рембрандт умирает годом позже. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры.
Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Нью-Йорк. Картина полна нежности и сострадания. «Мартен Лоотен» (1632 год. Беззаботное время художника длилось недолго.
Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один.
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. ГМИИ им. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Композиция достаточно неожиданная, фигуры сдвинуты вправо и занимают только половину холста.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Многие имеют овальную форму.
В центре площади находится памятник Рембрандту. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Вот одна из этих картин: ее длина тридцать три, высота двадцать девять сантиметров – но, несмотря на эти мизерные для живописной картины размеры, она кажется монументальной.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Лондон.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Кассель. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. То есть такое движение можно сделать последовательно.
почти не сохранилось. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Повреждения затронули около 30 шедевра. Он перебирал тяжелые кованые золотые цепи и не раз царапал пальцы об острия серебряных булавок.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
По контрасту с неопределенными переливами шелка особенно яркими кажутся цветы в руке Саскии, ее белая рубашка и корсаж, то есть жесткий пояс юбки, шитый золотом и голубым. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. В темнице его волосы отросли. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Он был отличным рисовальщиком и гравером. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами.
Сын повёрнут к нам спиной. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Рембрандт же, женившись по любви, наоборот, преувеличил состояние супруги и обрел более высокий социальный статус.
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.
Лондон. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Но их усилия оказались тщетными. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). А. С. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики.
Вторая группа оплакивающих расположена на левом конце пространственной диагонали — женщины благоговейно стелют плащаницу, выполнял свой прямой долг по отношению к умершему. Лондон. Зато все требования заказчиков были выполнены.
В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Вещие слова сказаны. Базель.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Эти гравюры стремительно распродавались. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
блудного сына, пирующего с куртизанкой. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Мы не знаем, что выражает его лицо. Государственный музей Амстердама. Но позже, видимо, понял, что эта белая полоска здесь не нужна, она обрамляет и осветляет нелёгкую жизнь этого человека, белый воротничок контрастировал с цветом лица и тогда мастер закрасил его, оставив лишь узкую полоску.
Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. На холсте появились посторонние лица.
Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Действия, поза, окружающая среда и застывшее мгновенье дают ясное представление о настроении персонажа. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз.
Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией7. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Дрезден.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее».
Краски лежат на холсте густыми мазками. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Утрехт. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Встал и пошел к отцу своему. Глубоко гуманистическое по своей сути и абсолютное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации.
Но для нас важно другое. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.
Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Павлин на столе – символ богатства. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Тематика его офортов очень широка. Роттердам. В центре картины изображена падающая навзничь Прозерпина – юная белокурая красавица в светлой длинной одежде, выбранная хозяином подземного царства в богини. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Заказов становилось все меньше. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Между тем споры вокруг нее не утихают.
Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:«.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики.
Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Хендрикье тоже полюбила художника. Здесь он удачно женится на Саскии ван Эйленбюрх, которая была младшей дочерью лееверденского бургомистра. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Картинная галерея). Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Люди застыли в разнообразных позах, еще не лишенных театральности, но окрашенных внутренним беспокойством, любопытством, недоверием, удивлением, ужасом. Государственный музей Амстердама.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Лондон. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Он использовался многими художниками. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.
Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Дела шли все хуже. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины.
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал.
В 1653 году художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и объявил в 1656 г. о своем банкротстве. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту.
На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте13. Стремясь к предельной искренности и правдивости изображения, Рембрандт показал около креста тесную толпу людей, потрясенных горем ищущих родственного единства друг с другом перед лицом страшной смерти.
Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. 1669 год. Его продолжают привлекать герои из самых низших, порой люмпен-пролетарских слоев населения. Лион. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Париж. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов.
Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии.
В этой картине есть все, что было принято в искусстве барокко для создания героической эпопеи и в первую очередь есть бурное движение. Это были картины итальянских мастеров и гравюры, несколько произведений Рубенса, а также античные бюсты, оружие, музыкальные инструменты индийские доспехи, причудливая повседневная утварь. Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков. Дрезден. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью.
А в глухом полумраке у левого верхнего угла картины угадываются еще три физиономии испуганных людей, не смеющих приблизиться. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой.
Картины этого мастера, принадлежащие Дрезденской картинной галерее, входят в наиболее драгоценную часть всего собрания. Эрмитаж). Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Это самая известная картина Рембрандта. Лондон. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей.
Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника.
Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Интересен и еще один факт. Здесь большую роль играет пейзаж.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Реставрация картины длилась 12 лет.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. После распродажи в 1657-58 гг.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
В Рембрандте признают многообещающий талант, сравнивают с первым художником того времени – Рубенсом, делают много выгодных заказов. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. 1643, Кассель, Картинная галерея). Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.
Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Написана она была в последние годы жизни мастера.
Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Санкт-Петербург. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника.
Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве.
Москва.
Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. «Похищение Европы» (1632 год. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Государственный музей Амстердама.
Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Амстердам. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций.
Так через три года после "Симеона во храме" Рембрандт вновь изображает группу одухотворенных происходящим на их глазам событием. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Передать внешнее сходство, характер индивидуальные особенности, оставить времени и потомкам живой образ современника — эта задача не была для него самодовлеющей. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
«Ян Сикс» (1654 год. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. А. С. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира.
Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Почти так же, как белая повязка на ее голове, бледно ее омертвевшее от страдания изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть тянущейся к сыну правой руки.
Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Его влекло к военному делу. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Это ступени одного и того же скорбного пути. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Всего за несколько лет, он выдвинулся на ведущее место среди более 2000 художников, работавших в маленькой Голландии в 17-м столетии.
Однако он и тогда не покидает пределов обыденного, распознавая новый смысл в этом обыденном. Фон черноват паркет – серый. Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Разительным контрастом к этим выразительным, но как бы еще не вполне одушевленным фигурам слева от Христа и находящегося справа от него Фомы, оказывается коленопреклоненный апостол справа на втором плане. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год.
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Путешествуя вместе с художником по окраинам города, мы попадаем на какую-то загородную, может быть, деревенскую улочку, уходящую в глубину к стареньким, полуразвалившимся одноэтажным строениям.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Санкт-Петербург.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Лос Анджелес. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В них можно проследить почти все периоды творчества художника.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве.
Картинная галерея). В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). расточил имение свое, живя распутно». Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, – вот настроение этого полотна. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Рейксмюсеум). Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Неровный свет идёт как бы от души человека. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Девять лет отделяют эти портреты друг от друга, а между тем кажется, что они задуманы в один и тот же час и если ничто в первом портрете не напоминает о том робком, прилежном и сухом желтоватом периоде, самым значительным образчиком которого остается "Урок анатомии", то ничто также, решительно ничто во втором портрете не несет в себе следов тех дерзких опытов, которые начал Рембрандт "Ночным дозором". И подобно этому трагедия Бога стала чисто человеческой трагедией всех собравшихся здесь людей и зрителя.
В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Портреты кисти Рембрандта отличаются своей законченностью, ощущением камерности и интимности. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане.
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Государственный музей Амстердама. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. сохранилось мало.
Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.
«Возвращение блудного сына» (1666 год. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Учитель специализируется на мифологических исторических и библейских сюжетах, для его работ характерно пристрастие к деталям, яркости. Еще бы. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника.
Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Дрезден.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Амстердам. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Это период его восхождения. Объясняется это просто. И перед тем, как распластаться на полу в молитвенном исступлении, он в последний раз всплескивает сложенными руками. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. В связи с развитием новых реалистических средств голландская живопись17-го века стала самой прогрессивной в Европе.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. «Портрет старика». В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Новых заказов почти не появляется. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период.
Пространство картины полно движения – чернобородый властелин, привстав с колесницы и спокойно обернувшись назад, благодаря чему мы видим в профиль его пышущее здоровьем лицо, еще увереннее прижимает к себе бьющуюся в его исполинских объятиях жертву и в такт ее движениям, как языки холодного пламени, дьявольски извиваются травы и деревья. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Пушкина). В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Художник нахлобучивает на него шляпу, которая просто придавливает старика и скрывает его лицо.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).
Одни получают больше света, другие меньше, одни получают его под одним углом, другие под другим, одни хорошо отражают свет, другие поглощают. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. В портрете «Флора» (1634 год.
Это полотно было преподнесено автором своему покровителю, поэту и государственному секретарю Гюйгенсу в 1636-ом году ныне картина находится во Франкфурте-на-Майне. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Дрезден.
Заказчики отказались принять эту картину. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. В них вы видите печаль. Кстати, не исключено, что Рембрандт изобразил так самого себя – автопортреты, как известно, нередки в его картинах. Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет.
Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Краска немедленно начала пузыриться. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией.
«Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Лишь дважды художник пишет двойной портрет, ведь убедительно разместить на одном полотне двух человек не просто. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Эдинбург.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Я обвиняю. » (2008)12. Их лица озарены внутренним светом. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Париж. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Это все термины самого Леонардо.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Кто они — неизвестно. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой.
Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Государственный музей Амстердама. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Единственным близким человеком для него остается сын Титус изображения которого наиболее многочисленны. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
Санкт-Петербург. Берлин. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Эрмитаж). Государственные музеи. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. В это время он пишет портреты своих родных и близких, а также большое внимание уделяет автопортретам. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.
«Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. А. С.