В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи. Художник Рембрандт, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в семье мельника Хармена Герритса в 1606 году. В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» – о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи.
Лион. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Она тоже была поначалу няней Титуса. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Картинная галерея).
Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. набросился на нее. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., рисовальщик, офортистОфорт — гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а так же оттиск такой гравюры.
Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Примером здесь может служить картина Освежеванная бычья туша (1655, Париж, Лувр).
Последний познакомил Рембрандта с произведениями мастеров итальянского искусства. Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной.
Более свободной, легкой предстала живописная манера мастера, росли масштабы композиций. Несколько раз написал «Святое семейство». Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. психически неуравновешенный посетитель плеснул в картину Рембрандта "Даная" серной кислотой и дважды ударил ножом. Художник наконец смог приобрести собственный дом.
Лондон. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. И только после смерти стали цениться дорого полотна, которые создавал Рембрандт. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Среди этих произведений последних лет наиболее совершенным по строгости и выразительности формы, наиболее глубоким и человечным по содержанию является «Возвращение блудного сына». Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Заказчиками портрета были представители амстердамского цеха суконщиков (синдики).
Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Павлин на столе – символ богатства. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Он никогда не был окружен воздыхателями. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Лондон.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. неизъяснимой тайныТайна — нечто скрываемое от других известное не всем, секрет (как в так называемом «Польском всаднике» или «Путешествии Блудного сына», около 1655-57, собрание Фрик, Нью-Йорк). Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Подойдя к Данае, он вытащил нож и с криком Свободу Литве. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
Потрясенные сотрудники музея были ошарашены – подобного в музее никогда не случалось. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Кассель. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Она вдохновила и Рембрандта, создавшего в своей картине «Заговор Юлия Цивилиса» памятник величию и героизму своего народа. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Со временем он стал великим реформатором искусства гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Свой особняк на берегу недавно вырытого канала он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства.
Через год начал брать уроки живописи. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Порезав картину, он вдобавок вылил на нее литр серной кислоты. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год).
Справа изображены фарисеи, неверующие и погруженные в бесконечные споры. Учился плохо и хотел заниматься живописью. сохранилось мало. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. 1650).
В картинах Меняла (1627, Берлин) и Ученый в своем кабинете (1629, Лондон, Национальная галерея) проявился интерес мастера к передаче эффектов освещения. и бароккоБарокко (итальянское Barocco, буквально — причудливый, вычурный) — стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве., но в то же время бросал вызов классическому ренессансному канонуКанон в изобразительном искусстве — система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления произведение, служащее нормативным образцом. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Дрезден. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини.
Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки — Аггаду (Агаду)., т. е. представлена вероисповедная карта тогдашней Западной Европы. После распродажи в 1657—58 гг. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Национальная галерея) производит на зрителя странное впечатление из-за того, что картина была неровно обрезана с двух сторон.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Ей стала молодая девушкаХендрикье Стоффельс. eau-forte — азотная кислота) — вид гравюры. Таковы, например, «Святое семейство» (1645-46, варианты в Эрмитаже и Картинной галерее, Кассель), «Христос в Эммаусе» (1648, Лувр). Он получил этот заказ в числе других живописцев после того, как умер художник, которому было первоначально поручено выполнение всей задуманной серии картин (Говарт Флинк, в прошлом ученик Рембрандта).
Краткая биография и творчество голландского живописца изложено в этой статье. В офорте Три дерева (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Рембрандт все чаще драматически укрупнял фигуры («Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», 1656, Картинная галерея, Кассель), окутывая образы обаяниемОбаяние — очарование, притягательная сила. Государственные музеи. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Ему удалось избежать самого худшего с помощью законной операции, называвшейся «cessio bonorum» (что значит «передача долга»). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Испытав сильное влияние караваджизмаКараваджизм — художественная система, характерная для начального этапа развития реалистической живописи 17 века (монументализация обыденного мира с помощью светотеневых контрастов), созданная Караваджо и его последователями (караваджистами: О. Джентилески в Италии, Х. Тербрюггеном в Нидерландах, Х. Риберой в Испании).
Картина Человек в позолоченном шлеме (1651, Берлин – Далем) работы мастерской Рембрандта демонстрирует характерные черты позднего стиля мастера. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. На картине Вирсавия (1654, Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории и вовсе не красивой.
Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой7. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Эти гравюры стремительно распродавались. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Государственный музей Амстердама. Похоронили его в амстердамской церкви Вестеркерк.
В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. живописи и литературы. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Государственный музей Амстердама. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Сегодня полотна мастера находятся во многих музеях мира и входят в частные коллекции.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте.
К 1660-м годам относятся наиболее сложные по психологической структуре религиозные («Возвращение блудного сына», около 1668-1669) и исторические («Заговор Юлия Цивилиса», 1661) композиции, портреты («Синдики», 1662). Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). (рисунки, офорты) Рембрандта приобрели особую эмоциональную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия психологических коллизий. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). до н. э. Окончательная редакция в 5 в. до н. э. и ТалмудаТалмуд (др. -евр., букв.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. К ногам Христа припадают маленькие дети. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Знак зодиака — Рак. Свидетельница судебной распри — молодая служанка Хендрикье Стоффельс, поступившая в работницы к Рембрандту около 1647 года. Они изображены вокруг стола с лежащей на нем счетной книгой. Одно из самых известных произведений религиозной живописи Рембрандта этого периода – картина Отречение Петра (ок. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия.
Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков. Во второй картине Рембрандт стремился передать атмосферу наполненного воздухом интерьера. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Великий мастер умер в нищете.
И в это же время у него появилось много учеников. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Многие имеют овальную форму.
В знаменитом шедевре этого периода – «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Государственный музей Амстердама. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
представляет известные сложности для искусствоведов. исканий, придавая им тем самым беспрецедентную по искренности человечность. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Тем не менее именно в эту пору Рембрандт пишет самую знаменитую свою картину «Ночной дозор» и достигает вершины славы. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству.
— 5 в. н. э. Включает Мишну — толкования Торы и Гемару — толкования Мишны. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Простой люд ему был чрезвычайно близок.
Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию. — в особенности в картинах на темы античной мифологииМифология (от греческого mythos — предание, сказание и logos — слово, учение) — совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука изучающая мифы (их возникновение, содержание и распространение).
Наука 20 века развеяла романтический миф о «Рембрандте-изгое» (он вступал в острые конфликты с голландским истэблишментом, но никогда не был каким-то отверженным, а тем паче нищим), провела большую работу по разделению произведений художника и его учеников (среди них были такие крупные мастера, как нидерландские художники Герард Доу, Карел Фабрициус и Ант де Гелдер Гелдер). Таковы же «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, Музей изобразительных искусств им. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. Произведениям Рембрандта присуще глубокое раскрытие противоречий действительности. Большей частью захватывал власть в городах после приобретения ими самоуправления. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8.
На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Эрмитаж). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Художник делает зрителя участником происходящего в картине. («Ночной дозор», 1642) религиозные («Святое семейство», 1645) и мифологические («Даная», 1636) сцены. Не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн. Рисунок выполнен густо положенными перекрещивающимися штрихами, которые создают контрасты светлых и темных тонов. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг.
В 1656 году художникаХудожник: 1) То же, что художник. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Рембрандт умирает годом позже. Художественная галерея). Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год.
А что же случилось с Гертье Диркс. На лице Петра лежит глубокая печаль. Стоит отдать должное судьбе великого мастера. В портрете «Флора» (1634 год. 1643, Кассель, Картинная галерея).
В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. ТорыТора — древнееврейское название Пятикнижия. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Саскии ван Эйленбург, посвятив молодой жене ряд лучших своих образов.
Самым драматичным из офортов Рембрандта является лист Три креста (ок. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков.
Рембрандт поступил в Латинскую школу. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Он осваивает и другие новые для себя жанры — натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. Неуклонно ухудшается его материальное положение.
Художник нанял для него няню, вдову Гертье Диркс, которая стала любовницей Рембрандта. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Первые его опыты в области офортаОфорт (от франц. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. По этой причине искусствоведам достаточно сложно провести границу между картинами Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Реставрационный отдел.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Нью-Йорк. Тема возвращения блудного сына давно интересовала Рембрандта. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Их лица озарены внутренним светом. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския.
Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Ни один поэт не воспел его при жизни. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. По сути картина является пасторалью.
Картина не дошла до нас в первоначальном виде. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. И здесь Рембрандт принебрег традицией и вместо подростка изобразил капризного, пухлого четырехлетнего ребенка.
Широкая, свободная живопись, виртуозная графикаГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта — «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Рембрандт изобразил событие, описанное в Анналах римского историка Тацита (1 в. ): вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. «Мартен Лоотен» (1632 год. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. В картинах, как светских, так и религиозных, доминируют сильные драматические эффекты. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Однако в следующем году умерла Саския. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год.
Моделями выступают не только товарищи художника (, 1652 Герард де Лересс, 1665, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Базель. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Рейксмюсеум). Фактура его картин превратилась в подлинную материю света: свободные лессировкиЛессировка (от немецкого Lasierung) — тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, наносимые на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. картины и портреты этого периода, в том числе созданные в последний год жизни автопортреты — образ смеющегося Рембрандта (Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн) и автопортрет из лондонской Национальной галереи.
Быть может именно талант и спас его. Огромное полотно (первоначальные размеры 5 5 м) Заговор Юлия Цивилиса, согласно различным версиям или так и не было вывешено в ратуше или занимало отведенное для него место не более двух лет и затем было заменено картиной Овенса на тот же сюжет. Утрехт. Санкт-Петербург.
Первый крупный заказ, полученный Рембрандтом в Амстердаме, – картина Анатомия доктора Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). 15 июня 1985 года в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон.
Кассель. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками.
В картине «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхейс), принесшей ему большой успех, он новаторски решил проблему группового портрета, построив его на контрасте разнообразных реакций учеников и спокойствии центральной фигуры ученого-медика изъясняющего строение человеческого тела. Реставрационный отдел. ). Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе.
По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Фон постепенно переходит от темного к светлому, вследствие чего фигура как бы проявляется из тени. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Пушкина). Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) — застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Подобные люди рождаются раз в столетие, а то и реже. Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера. Он написал групповой портрет старейшин суконного цеха («Синдики», 1661-62, Государственный музей, Амстердам), добиваясь внешней простоты и эмоциональной непринужденности образа.
У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Сын мельника, после недолгого обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт посвятил себя искусству. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи8. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. (художник писал их вплоть до 1654 года), где природа и деяния человеческих рук, природа и история сливаются в единую почвенно-землистую массу, согретую теплым сиянием и живущую своим мерным, величавым ритмом. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». Париж. «Похищение Ганимеда» (1635 год.
Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура). Зато все требования заказчиков были выполнены. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях — «Побиении камнями св. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. В эту пору были Рембрандтом были созданы многие из лучших автопортретов, а также замечательные пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. В 1642 Саския умирает.
Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В жизни художника было столько потерь и разочарований, что, пожалуй, только искусство могло избавить от отчаяния.
«Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Рембрандт родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Он прожил здесь до 1660 года, когда новый владелец дома аннулировал это разрешение.
Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В центре площади находится памятник Рембрандту. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве.
«Похищение Ганимеда» (1635, Картинная галерея, Дрезден) выглядит карикатурно (юный герой писает со страха), образ же «Данаи» (1636, Эрмитаж), как и рембрандтовские ню вообще, полон интимной, домашней эротики и абсолютно антиклассичен. На картине изображено более двадцати фигур. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. В 1654 году Хендрикье забеременела.
Санкт-Петербург. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Прозвучал боевой сигнал. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Вскоре ее вернули художнику под предлогом необходимости переделок, а затем заменили другой, написанной Юрианом Овенсом (бывшим прежде, как и Говарт Флинк, учеником Рембрандта). Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
1660, Амстердам, Рейксмузеум). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Однако он не огорчался. Один из лучших групповых портретов Рембрандта – Синдики (1661–1662, Амстердам, Рейксмузеум). (офорт, часто в сочетании с сухой иглой): виртуозно применяя повторные травления, создавая серийные оттиски, разнообразные по силе тона и штриха, добиваясь удивительной образной глубины содержания, он впервые (если не считать немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера) поставил печатную графику на один уровень с шедеврамиШедевр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. (фигуры нищих, бродяг, крестьян) относятся еще к лейденскому периоду. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Оттиски также называют гравюрами. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Лос-Анджелес. Лондон. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Она погружена в глубокие раздумья и как будто провидит смерть мужа.
Этот прием станет главным в творчестве художника. объявили несостоятельным должником, его имущество продали с молотка. Москва. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. ).
Одна из самых известных картин этого периода – Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия.
Берлин. С конца 1 в. до н. э. под властью Рима, против которого в 69 н. э. подняли восстание во главе с Цивилисом (подавлено в 70).
Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Композиция была нарушена. Библейско-евангельские сцены отмечены печатью трагизма — с телами и лицами, как бы самосветящимися на темном фоне («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Жертвоприношение Авраама», 1635, Эрмитаж «Снятие с креста», 1633-1634, варианты в Старой пинакотеке, Мюнхен и ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Лицо седого воина погружено в глубокую мягкую тень, а отблески света на шлеме переданы свободными широкими густыми мазками. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
После распродажи в 1657-58 гг. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Сумрачно-таинствен «Урок анатомии доктора Деймана» (или «Вторая анатомия», 1656 сохранился лишь фрагмент картины, Государственный музей, Амстердам). В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным.
Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». «Похищение Европы» (1632 год.
Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Нежные переливы золотистых тонов, потоки света, пронизывающие картину, передают радостное настроение молодого и преуспевающего художника и его жены, полных надежд и мечтаний. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Сохранился лишь большой (196X309) фрагмент изображающий центральную группу. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину.
Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Рембрандт увлеченно воспринимал опыт итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Основная часть пятикнижия создана в 9-7 вв. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство ислам). Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год.
Менее удачными считаются его портреты в полный рост. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. 2) Родовая аристократия в Древнем Риме.
Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Амстердам. А. С.
«Возвращение блудного сына» (1666 год. В Амстердаме существует музей Рембрандта (в доме, где он жил в поздний период жизни). Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). Базель. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе.
Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Гертье подала на Рембрандта в суд, обвинив его в нарушении брачного сговора.
На первой из них изображен старик в очках за работой, в углу, заваленном счетными книгами. Европе (купцы, ростовщики, городские землевладельцы и др. ). Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Резец требует сильного нажатия и большой осторожности. Санкт-Петербург. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Он остается с юной дочерью от Хендрикье – Корнелией. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Амстердам. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год.
Отражая богатейший спектр религиозных раздумий мастера, она имеет уникальное по своей широте значение: в ней проступают не только протестантско-кальвинистские, католические и сектантские мотивы, но и иудаистская традиция толкования Библии, религияРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Санкт-Петербург. Лондон. Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку.
Одежда на них нарядная и экзотичная. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. Но история на этом не закончилась. Я обвиняю. » (2008). Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год.
Тем временем Хендрикье родила Рембрандту сына (он умер в младенчестве) и дочь Корнелию. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов.
Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Это своего рода портреты-биографии.
Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты25.
Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В 1968 году в Амстердаме стартовал исследовательский проект «Рембрандт», поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции.
Эдинбург. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов.
Он перебрался в более скромное жилище в еврейском квартале Амстердама. Дрезден. Освободилась она в 1655 году, а на следующий год умерла. Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. Именно вот таким образом в 18 в. картина была ошибочно названа Ночной дозор.
Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта стал портрет старательно изучая мимикуМимика (от греческого mimikos — подражательный) — выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Контрасты света и тени, эмоциональность живописи передают взволнованность события. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур., уже в ранних, небольших по формату вещах («Принесение во храм», ок. 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург «Симеон во храме», 1631, Маурицхейс, Гаага) уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Пришлось перебраться на окраину Амстердама.
ГМИИ им. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Картинная галерея). 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
В декабре того же года Титус и Гендрике основали компанию по продаже произведений искусства. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Кисть возвращает жизнь мертвой плоти и красоту безобразию. Картина «Ночной дозор» (1642 год.
Роттердам. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки. Годы приносят Рембрандту все новые жизненные испытания. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
Париж. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Государственный музей Амстердама. Итоговые произведения периода — «Товит и Анна», «Валаам и ослица» — отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Ряд автопортретов шестидесятых годов показывает болезненное одутловатое лицо преждевременно состарившегося человека.
После реставрации картину вновь выставили в музей 14 октября 1997. 1630), «Динарий кесаря» (1629). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Амстердам. Лондон.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Освободившись, умерла через год. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии.
Наследие этого мастера огромно. Заказчики отказались принять эту картину. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Государственный музей Амстердама. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. «Ян Сикс» (1654 год. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626).
На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Я обвиняю. » (2008)12. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. В центре площади находится памятник Рембрандту. Спустя несколько лет ее сменила другая молодая женщина, Хендрикье Стоффельс.
Например, в Листе в сто гульденовхудожник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет). Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). До начала 1640-х гг.
Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631) тоже принадлежат этому течению. Пятикнижие — первые 5 книг Библии (в иудаизме называются Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. По окончании Рембрандтом картины она недолго пробыла на предназначенном для нее месте.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Лос Анджелес.
В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Корнелия – единственная из всех детей Рембрандта – пережила своего отца. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот иногда их отождествляют.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Эрмитаж). Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Эрмитаж).
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Рейксмюсеум). Ведь жизнь художника передана в его картинах. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Как гимн любви воспринимается «Автопортрет с Саскией» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Берлин. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Ниваа.
Лейденец Герард Доу — один из первых учеников Рембрандта — всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год.
Он увлеченно писал другие полотна – их темой стала библейская история. Иногда его рисунки кажутся быстрыми набросками, где нервная линия почти нигде не остается непрерывной.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Однако слабая здоровьем жена живописца скончалась через год после рождения сына, а сам Харменс, как свидетельствует биография Рембрандта, в этот злополучный момент достиг пика творческой славы благодаря картине «Ночной дозор» исторический сюжет которой возвеличивал мужественных защитников родины, ее свободы и независимости. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Дрезден. Свод библейско-евангельских картин, гравюр и рисунков художника называют «Библией Рембрандта». Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. В его мастерстве жили простота и человечность, но в нем самом – целая вселенная. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий.
В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Преобладающий в картине темный фон позволяет лучше выделить фигуры персонажей. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы.
А. С. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Частное собрание) он сравнивает с лучшими произведениями Италии, хотя осуждает пренебрежение художника рисунком. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Безумца-вандала арестовали и на допросе он сказал, что прочитал в журнале Огонек статью о том, что это – главная картина в главном советском музее.
В этот период художник написал грандиозное сюжетное полотно «Возвращение блудного сына», вызывающее сострадание зрителя и призывающее к прощению и милосердию по отношению к раскаявшемуся юноше. Рембрандт (полное имя и фамилия Рембрандт Харменс ван Рейн, Rembrandt Harmensz van Rijn) — голландский художникЖивопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Дрезден.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны.
Лист Благовестие пастухам (1634) – настоящее барочное театрализованное действо. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Из учеников Рембрандта наиболее известен Герард Доу.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
А. С. Не менее динамично «» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Родился в Лейдене 15 июля 1606 в семье зажиточного мельника. Санкт-Петербург. В 1630–1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой.
Родился в Лейдене в семье мельника. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. отличается демократизмом и жизненностью образовОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Та же атмосфера психологического откровения царит в портретах, где фокусом интереса все чаще предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени: портреты человека в золотом шлеме (около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем), Яна Сикса (1654, собрание Сикса, Амстердам), читающего Титуса (1656, Художественно-исторический музей, Вена). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Об общем виде картины мы можем судить по предварительным эскизам к ней. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. В юные годы художника его родина стала одним из важнейших в Европе очагов формирования буржуазного общества. Он неоднократно касался ее в офортах и рисунках. Государственные музеи, Картинная галерея).
Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основываясь на эффектах светотени, писал портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. В Ночном дозоре Рембрант по-новому решает традиционный для голландского искусства жанр группового портрета. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Таков этапный для судеб исторической картины, драматически-напряженный «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился в сильно обрезанном виде Национальный музей, Стокгольм) эта композиция на тему борьбы батавовБатавы — германское племя в дельте Рейна.