Город Лейден был славен своим героическим сопротивлением испанским завоевателям, университетом, зодчими, а также своей художественной школой, подобно Амстердаму, Харлему, Утрехту, Делфту или Гааге, где много работало талантливых художников. Сама техника и получаемый оттиск называются «офорт»). Л. -М., 1966, с. 56).
Особой гранью творчества художника была гравюра. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мы не знаем, что выражает его лицо.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. В одной из последних его работ – гениальном полотне «Возвращение блудного сына» – коленопреклоненный юноша в рубище и с израненными ступнями припадает к отцу. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Сын повёрнут к нам спиной.
1669 год. Рембрандт копировал полотна учителя, но ему не нравилась в них искусственная театральность поз и жестов персонажей излишняя вычурность барочных композиций, руины античных построек, вводимые в пейзаж. С 1619 года он стал посещать мастерскую известного лейденского живописца Якоба Изакса ван Сваненбюрха, человека, долго жившего в Италии и женатого на неаполитанке. Краски лежат на холсте густыми мазками. О Рембрандте писали многие известные авторы.
Встал и пошел к отцу своему. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Харменс ван Рейн Рембрандт (нидерл. Он создал около 300 гравюр в технике офорта, пришедшей на смену господствовавшим до начала XVII века ксилографии и резцовой гравюре, разработал специальную технологию офорта (Офорт (в переводе с французского «крепкая водка») – техника, при которой рисунок процарапывается иглой по лаку, покрывающему металлическую доску, а затем протравливается кислотой. Сын повёрнут к нам спиной.
В доме Ластмана и Хорна бывали представители голландской интеллигенции и там молодой Рембрандт встречался с хирургом Николасом Петерсом известным под именем доктор Тюльп (так как на фронтоне его дома в Амстердаме был высечен тюльпан), немецким писателем Иоахимом фон Зандрартом (он оставил воспоминания о встречах с Рембрандтом в Амстердаме), поэтом Иостом ван Вонделем. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Конфессиональная принадлежность художника вызывает сомнения. Лейден был одним из культурнейших городов Голландии, которая в начале XVII века после революции и национально-освободительной войны стала буржуазной республикой и получила свое название «Голландия» от названия главной в существовавших до революции Семи объединенных провинциях Северных Нидерландов. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Вот таким образом его творчество принято делить на два периода – лейденский и амстердамский. Лучше не скажешь о «светотени Рембрандта», которая являлась его мощным орудием в передаче, действительно, не только правдивости форм и цвета, но и его «грез и идеалов». Они темные.
Стефана» (1629). 1669 год. Письма. Но почему бы на этом фоне «середнячков» не появиться гению, глубже и своеобразней понимающему человеческие чувства, стремящемуся проникнуть за пределы очевидности.
Последние, как метко подметил Эжен Фромантен в книге Старые мастера, «исходили из живого и свободного духа» великого художника (О Рембрандте. Хотя именно эти качества присущи едва ли не всем подлинным гениям. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Из немногих сохранившихся достоверных сведений о его жизни (воспоминаний его ученика Самуэля ван Хохстратена, упоминаний его современника Константена Хейгенса, книг первых биографов художника Яна Орлерса и Арнольда Хоубракена) можно судить, что Рембрандт был «сильно чувствующей и не очень красноречивой натурой» (Там же, с. 117). Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. Рембрандт посещал латинскую школу при Лейденском университете, но наибольший интерес проявлял к живописи.
Однако его не поняли. Wien, 1880, Bd. Он был слишком необыкновенным, слишком таинственным, слишком великим».
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Полотна «позднего Рембрандта», в которых проявились все его живописное мастерство и особая жизненная мудрость, поражают своей человечностью и философским отношением к окружающему миру еще в большей степени, чем его ранние шедевры.
Начинается с разгадки – ДЖОКОНДА НЕ УЛЫБАЕТСЯ. Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. Не случайно у него было много учеников, поклонников и еще больше завистников. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также.
Протравленные линии после удаления лака заполняются краской и с доски под прессом делается отпечаток на влажной бумаге. Поначалу это были небольшого формата офорты (гравюры на металле – ред. ) на евангельские сюжеты, в которых художник экспериментировал со светом и тенью. Вскоре творческие расхождения между ними стали неизбежными. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
На следующий год он пишет «Снятие с креста»: обагренное кровью распятье, безжизненное тело с упавшей на бок головой спокойно наблюдающий происходящее богатый толстяк, напряженные усилия тех, кто поддерживает Христа. Мы не знаем, что выражает его лицо. Если Рембрандт не старался потакать вкусам буржуа или аристократов, то это не означает, будто он существовал вне времени и пространства. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и совершенной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Они дают много больше, чем берут. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. У него появились собственные ученики. Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. Grosse Schaubuch der niederlandischen Maler und Malerinnen. Встал и пошел к отцу своему.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном». Уже его ранние работы демонстрируют незаурядный талант художника – «Паламеде перед Агамемноном» (1626), «Крещении евнуха» (1626), «Побиении камнями св.
Мельница была расположена рядом с рекой Рейн, откуда и возникло прозвище их семьи «Ван Рейн» (Hou brakens Arnold. Кто они — неизвестно. Рембрандт — новатор. Еще бы. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Из эпистолярного наследия великого голландского живописца дошло всего семь писем, относящихся, скорее, к деловым бумагам. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору.
I, S. 217-218). Иоганн Вольфганг Гёте в статье Рембрандт-мыслитель (1813) отметил «неповторимость гения», чье искусство соответствовало «золотому веку» в развитии голландской культуры (Там же, с. 21).
Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. М. -Л., 1936, с. 116). В них содержатся слова Рембрандта, вынесенные автором в один из эпиграфов к этой книге: «Картина закончена тогда, когда художник сказал в ней все, что хотел сказать» (Мастера искусства об искусстве. Творчество Рембрандта (1606 -1669) – одна из вершин в истории мировой живописи. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии.
«Нет никого, кто не поставил бы его (Рембрандта. Он был мастером XVII столетия – «золотого века» в искусстве Голландии и навсегда остался одним из самых ярких и «живых» художников прошлого, так как его произведения до сих пор обладают огромным воздействием на зрителя, приближая его к пониманию глубинных явлений человеческой жизни. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк 15:18-21). Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни. Процветавшие в Голландии экономика, торговля, наука, культура выдвинули родину Рембрандта в число передовых европейских стран этому способствовало и распространение там протестантизма, освободившее развитие светской культуры от опеки католической церкви.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Ластман, хорошо знавший и любивший итальянскую живопись, подражавший манере итальянских мастеров, удивлялся нежеланию своего самого одаренного ученика ехать в Италию – подлинную «Мекку художников».
Соотечественники гордятся его искусством и другой великий художник Голландии, Винсент Ван Гог изучая в Амстердаме наследие художника, напишет в одном из своих юношеских писем: «Любовь к книгам так же священна, как любовь к Рембрандту я даже думаю, что они дополняют друг друга» (Ван Гог. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Полнейший реализм ситуации не дает и намека на нечто сверхъестественное и символическое если бы не золотистое свечение центральной части композиции, показывающее необычайность события и светящееся полотнище, устремленное в небеса (которые мрачны, что соответствует евангельскому описанию: «От шестого же часа тьма была на всей земле до часа девятого»). Русский историк искусства художник Александр Бенуа причислял Рембрандта к мастерам, «творившим произведения ирреальные и фантастические по существу, однако убедительность коих покоится не на чем ином, как на бесподобном знании видимости – на «реализме».
Да и сам ли Рембрандт автор "Бури". М., 1937, т. 1, с. 531). Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»).
Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Будучи великолепным рисовальщиком (он рисовал сангиной, гусиным и тростниковым пером, бистром с отмывкой кистью), Рембрандт был еще и выдающимся гравером.
Самым большим собранием его графики обладает Рейксмузеум. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. – Е. Ф. ) как гравера выше всех граверов» (Цитата по: О Рембрандте, М. -Л., 1936, с. 116), – писал Эжен Фромантен. Осталось только удерживать в памяти виденное.
Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. Ипполит Тэн в книге Философия искусства восторгался созданным художником новым жанром живописи – групповым портретом, его умением открыть в «неодушевленном мире самую полную и выразительную драму» (Тэн имел в виду завоевания Рембрандта в пейзажной живописи), после чего художнику оставалось «лишь на фоне драмы природы изобразить человеческую драму» (Там же, с. 28). Он и не подозревает, сколько опасных тайн откроется перед ним в ходе расследования.
А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Они темные. И вот он лишен того, что ценил.
Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед.