Вони одягалися в бле (на вдмну вд звичайно робочо одеж), прикрашали себе внками псля урочистих жертвоприношень (пдносили свиней, плоди, медян стльники) всм днв розва-жалися перегонами в цирку.
Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Рем то издевался над работой брата, то портил её.
Для цього Ромул пднмав плуга залишав незораний простр. Большие части он назвал трибами, а меньшие – куриями. Царство Сльвя переходило вд одного нащадка Енея до ншого. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. На пути к Альба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться местное население, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия, жестоко притеснявшего своих подданных.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Ромул идет за плугом с покрытой головой, а тога его повязана необычным способом – по особо торжественному случаю. Решил Ромул добыть жен для жителей своего города.
Крм того, вн вважався охоронцем полв вд шкдникв отар вд вовкв. Мольбы женщин тронули закаленные сердца воинов, враждующие стороны заключили мир. Как гласит известная поговорка, все дороги ведут в Рим. Птахами, присвяченими Юнон, були павич гуси.
З державним культом вогню вогнища звязане також шанування римлянами бога Вулкана. Никто не хотел отдавать своих дочерей таким людям в жены. 38 лет он вёл победоносные войны с соседями и раздавал народу завоёванные земли. этрусками – древним народом современной Италии.
Замжн жнки щорчно святкували першого березня на честь Юнони так зван матронал1. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Падали сраженные мечами и стрелами воины, текли реки крови.
Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Рем радсно скрикнув – вн першим побачив шстьох шулк, що повльно кружляли в ясному неб. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Розгнваний Амулй посадив до темниц, а немовлят наказав покласти у кошик та кинути у Тибр. Це свдчить про близьксть культу римсько Дани до культу грецько Артемди в Таврид. Присоединились к таким речам и вкрадчивые уговоры мужчин извинявших свой поступок любовью и страстью, «а на женскую природу это действует всего сильнее», замечает историк.
Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима— против него восстали соседи. Брати виршили побудувати нове мсто на тому самому мсц, куди х викинули води Тибру (це був древнй Палатинский пагорб – колиска великого мста Риму). Ловкость, сила и отвага возмужавших братьев вскоре сделали их знаменитыми. Ромул, совершивший обряд основания города по всем. На этот плач прибежала из леса волчица. до н. е.
Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Незмнними супутниками Марса в бою були його дружина Нерина (сила), Паллор (блдсть) Павор (жах). Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул – чуть позже – двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей.
Белый бык и белая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Ромулом в одежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. На патрициев пало сильное подозрение. Мсто почали називати Римом (вд лат.
На общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. И как только юноша остановил упряжку, он начал воздвигать стену. В сумятице и давке римляне захватили женщин – кто сколько мог. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. У ц дн двер всх будинкв прикрашались грляндами внками з квтв, жнки в рзнобарвних строкатих платтях (що суворо заборонялося в звичайн дн), у запашних внках танцювали розважались.
Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под правлением своего деда. Одночасно вшановували як богиню Мсяця дарительку свтла життя. Фавн був добрим, веселим дяльним богом лсв, гав полв. Вдкривалося воно трич на рк, щоб здйснити урочист церемон для умилостивлення богв-манв. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше.
Они оба начали править городом и впоследствии стали консулами. В окрестностях было семь холмов. Рим прославился как город разбойников и беглецов. Вторглось оно в римские земли, стало разорять их беспощадно. Ромул же, поскольку коршунов мимо него пролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было вынесено в его пользу. нанс Ремов страшний удар, вд якого той упав мертвим. В положенный день Рея Сильвия родила двух крепких мальчиков-близнецов.
В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог.
У тамному мсц храму, яке звалося Пен (Пентраля), збергалися священн предмети, серед яких знаходилися пенати – зображення богв-заступникв, привезен, за легендою, гером Енем з зруйновано Тро. Коли приймалося ршення про оголошення вйни, головна урядова особа, цар чи консул, вдмикав ключем подвйн двер храму пд арками перед ликами Януса проходили озброн вони, що вдправлялися в похд, а також юнаки, що уперше взялися за зброю. Цар Сервй Туллй спорудив перший храм Дани на Авентинському пагорб в Рим, оскльки цей пагорб був заселений людьми середнього статку чи просто бдняками, то вона стала покровителькою нижчих класв (плебев рабв)3.
Рем радостно вскрикнул – он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.
хн свдчення в суд мали виршальне значення. Юлм Цезарем1. У руц Янус тримав ключ, яким вн вдмикав замикав небесн ворота. Тому Ромул придумав хитрсть – вн влаштував урочисте свято – Консуал, з грами, боротьбою рзного роду гмнастичними кавалерйськими вправами.
На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. После смерти Тита Тация Ромул царствовал один. Согласно легенде их отцом был Марс – бог войны.
Однак убити брата Амулй не наважився. Лишь чудом дело обошлось без кровопролития и сторонам удалось договориться. Але бльшсть весталок залишалася при храм, оскльки вони займали надзвичайно почесне становище в Рим.
Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. Государи почитали друг друга и правили в полном согласии. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно.
вшановували як божество жнки як благодйницю щасливо подружньо любов пд час календ (перш числа) квтня, мсяця, присвяченого Венер. Ромул вважав за доцльне доручити плебев патрицям, кожному з них надавши вибр, кому з народу вн побажа стати патроном. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. В конце концов ему удалось свергнуть брата и захватить престол. С сабинами пришлось воевать дольше.
За мить повз Ромула з гамором, супроводжуваним гуркотом грому, пролетло дванадцять шулк. Натиск этого многочисленного народа оказался так мощен и стремителен, что римляне вынуждены были отступить и укрыться за городскими стенами. Во время праздника Луперкалий (это когда мужчины надевали на себя козьи шкуры, бегали наперегонки и стегали сыромятными ремнями беременных женщин, чтобы те легче разрешались от бремени) Рем приходит к финишу первым.
Римляне бросились на девиц, хватая «без разбору, какая кому попадётся». Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду.
(Имя Тарпеи стало потом нарицательным и скалу, с которой в Риме сбрасывали преступников, называли Тарпейской). На честь ц богин легендарними римськими царями був споруджений храм, де культом Флори опкувався жрець-фламн. Вн призначив м заняття землеробством, скотарством прибутковими ремеслами. Возвращение Ромула в Рим прошло торжественно.
Римляне не трогали убегающих и никого не преследовали. Основание РимаНайденных близнецов воспитывает пастух. Тогда их начал подкармливать лесными ягодами пестрый дятел. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм – колыбель великого города Рима).
Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. Братья ожидают божественное знамение.
Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н. э. чиналися no закнченню жнив 17 грудня тривали см днв. Он снял и свернул пурпурный плащ, а потом вновь накинул его себе на плечи. Святилище Фавна – Луперкал – знаходилося бля грота на Палатинському пагорб.
Однако тут же компрометирует себя, решая съесть потроха козы, принесенной в жертву богу Фавну (праздник Луперкалий устраивали у священного грота Фавна именно там когда-то волчица подобрала и спасла мальчиков). Объединили они свои силы и пошли на Рим войной. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий— курионами. Там же знаходився монетний двр римсько держави, покровителькою якого вона була.
Вона уособлювала ту родючу землю, з яко вироста все, що необхдно людин для снування. Прошёл дождь, древко пустило корни и постепенно превратилось в раскидистое дерево. Братья вновь стали спорить. Вскоре царь Ромул поднялся со своего места. Вважалося, що лемури йдуть за ним охоче подають жертовн боби.
Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Ромул и Рем собрали по небольшому войску и начали борьбу с царём Амулием. Чекаючи божественного знаку, вони сли далеко один вд одного. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Злсн мстив духи померлих недобрих людей не тльки мучилися сам, але й допкали живим.
На патрициев пало сильное подозрение. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата.
Упродовж ус вйни ворота храму стояли вдчиненими. Вся держава вшановувала молитвами благодйних доброзичливих манв. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому. Долго ещё в Риме показывали священное кизиловое дерево Ромула.
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Коли починалося дозрвання плодв, садвники приносили жертви цим богам, а 13 серпня вдбувалося свято на честь Вертумна його прекрасно дружини. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином». Вдтля не було чутно навть голосу. У тих мсцях, де мав знаходитися вхд вихд з мста, борозна переривалася – так позначалося мсцезнаходження мських ворт.
В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Коли нош досягали мсця увязнення, ремен розвязували.
В Альба Лонге правил в это время царь по имени Нумитор. Вн жорстоко карав за порушення клятви нехтування зви-чаями гостинност. Затем, поделив вновь каждую из трёх частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Началось кровопролитное сражение. Они заселили Эсквилинский холм.
Но пришло время взрослеть, становиться мужчинами и подчиняться правилам. Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду. Триста лет прошло с той поры, как Эней прибыл в Италию.
Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Сам Ромул взяв соб за дружину сабнянки Герслю. Дружиною Бахуса1 була богиня Лбера, що допомагала виноградарям виноробам. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. Пока шли переговоры, ценин-цы, не дожидаясь других обиженных, в одиночку напали на Рим.
Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал., нарешт, владу одержав цар Нумтор, за правлння якого вдбулися вс под, повязан з сторю заснування мста Риму. Много пришло туда народу, да вот беда – не оказалось среди них женщин. Обман був викритий служницями, винного обвинуватили у святотатств1. Прошло не одно десятилетие, прежде чем эта история получила дальнейшее развитие. Сабняни та римляни уклали мир.
Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Тому Янусов, батьку Фонса, приписували створення всх рк струмкв.
Його було убито, а Нумтору повернули царський трон. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Закнчивши обряд жертвоприношення священного бенкету, жерц вирзали з шкр принесених у жертву козлв повязки на стегна – фартухи ремен (фебруа)3, з криками галасом вибгали з Луперкала мчали навколо Палатинского пагорба, завдаючи удари ременями всм зустрчним.
Сабняни заселили Каптолйський сусднй з ним Кврнальський пагорб. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их матери. Коли жрець-фецал перекидав через не списа, це означало початок вйни. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Це робилося для того, щоб не ображати богиню, заморивши голодом священну особу жриц. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство.
У храм знаходилася статуя Юптера, що сидв на величному трон у внц з скпетром блискавкою в руках. Шли годы. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Головним обовязком весталок (х було шсть) була пдтримка невгасимого полумя в храм богин. Тогда Ромул убивает брата и основывает Рим.
Падаючи, галли зруйнували ряди прамди. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. Благословенный Рим. Приречена мовчки спускалася вниз, отвр закривали, засипаючи його землею.
Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Коли в V столтт до н. е. Особливу роль храм Януса вдгравав у вйськових справах Древнього Риму4. Римляни глибоко шанували цю юну божественну пару. Увидел Нумитор Рема и почему-то дрогнуло его сердце. Юнона була охоронницею шлюбв, помчницею при пологах. Вйську Ромула вдалося вдбити напад взяти мста Ценнних Крустумерй.
Предводителем войска стал царь Тит Таций. Сабиняне и римляне заключили мир. Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул— чуть позже— двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). Були започаткован спецальн свята флорал, як тривали з 28 квтня по 3 травня.
Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Приносилися жертви – вино, вода, молоко, кров чорних овець, бикв свиней. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Способствовали этому археология и технический прогресс.
Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. ось у нчнй темряв галли, пере-бираючись з одних горизонтально покладених щитв тих вонв, що стояли унизу, на нш, досягли цю свордною прамдою вершини пагорба перебили сонних вартових. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Вертумн дарував земл цвтння весни, лтн жнива й осннй врожай плодв. Цей подвиг здйснив римський юнак Комнй, який з великим ризиком смливстю зробив неможливе.
Вн був утленням само велико богин, тому стату в храм не було. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. Золотом сяяли його кучер, любовю палали оч.
Братья вновь стали спорить. Вйськова слава Ромула привернула до мста нових поселенцв – етрускв. Усередин стояла статуя бога, у якого було два обличчя, звернених у протилежн сторони (старим – у минуле, молодим – у майбутн)3. Только Рим взять не удавалось. I дав йому сво мя.
В цей день чоловки робили подарунки свом дружинам, а жнки – рабиням. Сабиняне и римляне заключили мир. Потом все перешли на поле, где должны были проходить игры. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем. «Так в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти и отсюда – недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала», – пишет Тит Ливии.
Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима). Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Мани були також добрими заступниками родини, але в них утлювалися душ померлих предкв.
Близьким до бога Фавна був Сльван, якого вшановували як бога – покровителя лсу. Усе мсто було занурене в глибокий сум. Серед них були цар Тиберн (вн по-тонув у Тибр став богом ц рки) Авентин (його мям був названий один з пагорбв, на яких згодом розташувалося велике мсто Рим). Приверженцы Рема возликовали.
Чоловки повинн були залишити будинок на всю нч. Жител Альба-Лонги, очолюван Ромулом, звльнили Рема скинули з престолу Амуля. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема.
Потм братв пдбрав царський пастух Фаустул.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Сабняни заселили Каптолйський та сусднй з ним Кврнальський пагорб. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). особливою прихильнстю користувалися ремсники, художники скульптори, по-ети музиканти, лкар, вчител майстрин рукодлля. Жнкам це суворо заборонялось. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне. Цей храм, що стояв на високому постамент, мав три святилища – Юптера, Юнони Мнерви.
Сам Ромул взяв соб у дружини сабнянку Герслю. на Палатинском холме. Мани жили в пдземному свт, на Палатинському пагорб знаходилася глибока яма, прикрита каменем, що називалася мундус.
Но Ромул совсем отстранил от власти патрициев, перестал с ними советоваться и собирал их вместе только для того, чтобы объявить свою волю. В случае с Ромулом его вознесение скорее всего вынужденный обман с целью скрытия его же убийства, а в случае со Христом мы имеем дело с «царём и Богом всего христианства», вознёсшегося на небеса. Внимая рассказу юноши, Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей их появление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал. На Каптолйському пагорб був споруджений храм Юнони Мо-нети (Порадниц)2.
Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Вйську Ромула вдалося вдбити напад та взяти мста Ценн та Крустумерй. Впрочем и по одной из версий, Ромул не убил Рема. Пд час радсних подй у родин пенатам приносилися подячн жертви.
Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. » и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. Прямо на улицах накрыли столы, вынесли сосуды с вином – и пошло веселье. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Потм вн поступився мсцем владики неба Юптеров, а сам зайняв не менш почесне – владики всх початкв починань у час.
Вся церемоня тривала три дн. Похищенные и обесчещенные девицы рыдали и последними словами ругали своих обидчиков. Война Рима с соседями. Цереал справляли тльки нижч верстви – плебе.
Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, – пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. Жрець споруджував на цьому мсц жертовник приносив у жертву дворчну ввцю. Разумеется, это настроило патрициев против Ромула и они составили заговор. Лютий нестримний бог вйни Марс шанувався як батько великого войовничого римського народу, слава якого почалася вд засновника мста Рима – Ромула (Ромул з свом братом-близнюком Ремом, за легендами, були синами Марса). Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата.
Доля Рема Ромула ма безлч аналогй у культурах нших народв. Потм Ромул провв священну борозну, що окреслила меж мста. Найбльш шанованим весталкам, як зробили держав важлив послуги, споруджувалися стату1.
За нарушение обеда безбрачия, как правило, весталка приговаривалась к смерти. Точно так же поступили и все остальные. В однй руц юнак тримав садовий нж, а в ншй – повний кошик духмяних плодв. хн зображення звичайно знаходились у закритй шафц бля вогнища, де збиралися вс члени родини.
В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. Пд час свята на честь манв храми всх нших богв були зачинен, весльн церемон заборонялися. В городе Альба-Лонга царствовал потомок великого троянского героя Энея – Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Ромул и Рем возвращают власть своему деду. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.
Город стал называться Римом (по-латински – Roma). Тому римляни шанували Венеру, як прародительку римського народу. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий— курионами.
Даже Ромул взял себе в жены сабинянку. По этим «лучикам» в столицу плыли неимоверные богатства, текли реки беженцев, которые оседали в пригороде и благодаря усилию которых город разрастался с неимоверной быстротой. Точно так же поступили и все остальные. Амулий думал, что если дети умрут не от меча, а от природной стихии, то он и его город будут спасены от гнева и наказания богов.
У его брата Нумитора, который был еще жив, тоже были свои стада и свои пастухи. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. Битва ця була останньою для Енея й ос-таннм його подвигом. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев – этрусков.
Пустынны и безлюдны были в ту пору эти места.
Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Друге свято припадало на перш числа грудня справлялося в будинку одн з вищих посадових осб (консула чи претора). Юптер був також заступником лю-дей, що обергав хн стосунки. «Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Ромул, збравши свй загн, рушив до мста, щоб звльнити брата.
Римляни називали х також лемурами1. Вони Енея вважали його загиблим, але багато хто розповдав, як вн зявився свом сподвижникам прекрасний, сповнений сил, у сяючих обладунках сказав, що боги взяли його до себе, як рвного м. Що б там не було, народ почав вшановувати його пд мям Юптера1. Вулкан шанувався як бог пдземного вогню, що постйно погрожував виверженнями.
Амулй не хотв, щоб дти Нумтора завадили його честолюбним задумам: син Нумтора зник пд час полювання, а Рею Сльвю Амулй змусив стати жрицею (весталкою), що приркало на 30-лтню безшлюбнсть. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Он объяснял, как пишет Тит Ливии, что всему виной «высокомерие их отцов, которые отказали соседям в брачных связях что они будут в законном браке, общим с мужьями будет у них имущество, гражданство и – что всего дороже роду людскому – дети пусть лишь смягчат свой гнев и тем, кому жребий отдал их тела, отдадут и души.
После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. Много гостей собралось в Риме. Выросли близнецы, стали сильными и красивыми юношами.
Что-то до боли знакомое было в этом юноше. И вот однажды завязалась между ними драка. Были в Риме и иные памятные места, связанные с именем его основателя: «хижина», «гробница», та самая смоковница, под которой их с братом кормила волчица (её называли Руминальской, в честь Румины – богини вскармливания детей) и др. Про ц предмети знали тльки верховний жрець – великий понтифк весталки – жриц богин Вести.
Вйськова слава Ромула залучила до мста нових поселенцв— етрускв. Дочкою чи сестрою Марса вважалась богиня вйни Беллона (вд латинського слова bellum – вйна). Богиню жнив, покровительку родючост шлюбв Цереру глибоко поважали римськ хлбороби. Потм братв пдбрав царський пастух Фаустул. Громко плакали в ней дети: начал их мучить голод. Затем, поделив вновь каждую из трех частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых.
Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата.
Рвно опвноч вн уставав, босонж обходив ус примщення виходив за порг. И вооруженные римляне стали хватать пришедших на праздник женщин и уносить их в свой дом как военную добычу. Нашли такую – по имени Тарпея.
особливо шанували селяни, яким вона полегшувала важку працю допомагала при лкуванн хвороб людей тварин. Своим происхождением город обязан именно им. Кто их родители. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
Вн пильно охороняв отари вд хижакв, за що пастухи шанували його пд менем бога Луперка2 (захисника вд вовкв), власкавлюючи його, приносили в жертву козлв кз. И входя в город, бросали вероломной женщине браслет, а вслед – щит. Однак сама думка про будвлю мста вдразу ж викликала розбрат мж дружними колись братами. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Скот, который пасли Ромул, Рем и другие пастухи, принадлежал Амулию. И дал ему свое имя. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В один з днв флоралй влаштовувалися гри змагання. По обычаю, получил он власть после смерти отца.
И в том и в другом случае мы имеем дело с «царём», вознёсшимся на небеса. Тльки слд було не забувати про жертвоприношення. В Риме не хватало женского населения — соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Действительно, куда же могут приводить все дороги государства, если не в его столицу.
Большие части он назвал трибами, а меньшие— куриями. Його постйним супутником був пес – врний помчник пастухв. Псля ж цих девяти вн наказав з кожно кур призначити трьох найдостойнших з патрицв. Это были Рем и Ромул, легендарные основатели и первые правители Рима, но до тех пор пока они заложили основу величайшего города им пришлось пройти не легкий путь.
Цього дня припинялися вонн д, якщо вони проводилися, вдбувалося загальне без-кровне жертвопринесення коржами, медом олю. Великим ав-торитетом користувалася Юнона як мудра порадниця. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Якщо весталка зустрчала злочинця, засудженого до страти, то страта скасовувалася. Пастухам Нумитора удалось схватить Рема, связать его и доставить к хозяину. Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое.
У дн лемурй, свята мертвих, котре вдзначалося три ноч (9, 11 13 травня), щоб умилостивити злих духв, як юрбами бродять у цей час по земл, глава кожно родини повинен був виконати древнй обряд. Тут же, за храмом, зеленв гай бля джерела нмфи Егер. Це було священне житло манв.
Згодом вс ц тварини стали священними для Риму. Так само вчинили вс нш. Оскльки Янус був богом часу який вв рахунокдням, мсяцям рокам, то на його правй руц (на пальцях) було написане число 300 (латинськ цифри ССС), а на лвй – 65 (латинськ цифри – LXV), що означало число днв у роц. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города.
Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому. Вже при народженн вони вразили царя Амуля свом незвичайним видом: вони випромнювали якусь дивну силу. У цьому у свят брали участь рабин. Сабиняне и римляне заключили мир. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока.
снувало також повря, що Янус царював на земл ще до Сатурна всм навичкам обробки земл, знанням ремесел вдлку часу люди зобовязан цьому доброзичливому справедливому божеству. В описываемое нами время правителем был Нумитор – честный, благородный и добродушный человек. Вспыхнуло восстание против правителя, власть в стране была возвращена деду близнецов – Нумитору. Рем радостно вскрикнул – он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. У цьому гаю мг сховатися будь-який раб-уткач чи злочинець, але для того, щоб отримати притулок, вн повинен був стати жерцем богин, зрвавши глку з священного дерева. А какой дом может существовать без хозяйки. У святковй одеж вони пдносили у жертву Теллур вино пахощ.
В предании говорится, что Ромул, став рексом, окружил себя охранниками – ликторами. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема.
Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н. э. Мнерва входила до божественно трйц разом з Юптером Юноною3. Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов.
Больше всего среди гостей оказалось сабинян. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Свято на честь ц подружньо пари вдзначалось 17 березня мало назву лберал.
Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Теллура, мати-земля, була одню з найдавнших талйських богинь. Новый город было решено построить на том самом месте, куда Ромул и Рем были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм – колыбель великого города Рима). Они заселили Эсквелинский холм. По закнченн обряду його учасники з побажаннями щастя пдносили один одному троянди.
Добродушного Нумитора брат не боялся, вот таким образом ему была сохранена жизнь. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер. Вн призначив м заняття землеробством, скотарством та прибутковими ремеслами. А т брати, Кан Авель, не мали однакового прагнення до земних речей, той, який убив свого брата, не тому заздрив йому, що його панування могло стати меншим, якби обидва вони панували (бо Авель не шукав панування в тому град, який заснував його брат) вн заздрив тй диявольськй заздрстю, який зл люди заздрять добрим тльки лише тому, що т добр, мж тим як вони – зл.
Звернення до знамень не допомогло, спалахнула сварка, пд час яко Ромул убив свого брата. Их богатырская стать и сила не на шутку встревожили царя Амулия. Свергнув с престола Амулия, братья помогли Нумитору вновь стать правителем государства. створив знаменитий етруський скульптор Вулка з обпалено глини вкрив кноварю1.
Вн, так само як Фавн, обергав череди в лсах любив просту пастушу соплку. Псля ж цим девяти вн наказав з кожно кур призначити трьох найдостойнших з патрицв. Он поспешил на помощь брату, заручившись поддержкой населения Лации, которое страдало от непомерной жестокости своего правителя. Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы.
Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи. Они заселили Эсквилинский холм. В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак. С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое.
Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима.
Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул— чуть позже— двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). Поступово культ богин Церери злився з культом Свтло богин" (Теллури) грецько Деметри, але свято цереалй з його веселощами широкою гостиннстю збереглося. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. При цьому юнаки повинн були смятися.
Саме на цьому мсц Ромулом був улаштований ввтар запалений жертовний вогонь. Потм виконувався обряд благословення хлбв, увнчаних лавровим листям колоссям торшнього нового врожаю. Город стал называться Римом (по-латински — Рома). Каждый сабинский воин пообещал дать ей то, что носит на левой руке. Они облачились в траурные одежды, плакали, сетовали и жаловались своим царям. Коли вони хали вулицею, то ус повинн були поступатися дорогою.
Древн врили, що разом з жменею рдно земл вони переносять душ предкв, що охороняють х (свох манв). Ромул и Рем считаются основателями Рима, это братья-близнецы, но они же и братья-враги. У Рим влаштовувалися щорчн Каптолйськ й Велик гри з кнними перего-нами змаганнями атлетв. Похищение сабинянок. Його шанували й талйськ мореплавц, як врили, що саме вн навчив людей будувати перш корабл.
Потм починався веселий дружний бенкет. Так и погибла она под подарками. Рем, якому першому явилися всники вол богв, вважав, що царем повинен бути вн. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов.
Родителями Рема и Ромула являются Март и Рея Сильвия, которая является наследницей города Альба-Лонги. Такой поступок почитался бы великим бесчестием и, возможно, Рем поплатился так жестоко именно потому, что совершил его. У сумятт та тисняв римляни захопили жнок— хто скльки мг.
Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Цю длянку огороджували, щоб нхто не мг по нй пройти в такий спосб опоганити священне мсце. Оскльки римський Марс грецький Арес були дуже схожими, то з часом х почали ототожнювати.
Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Но браться начинают ссориться между собой, кому нужно царствовать в этом городе. Псля цього вони мали право повернутися додому навть вийти замж. Рзниця поляга тльки в тому, що обидва вони були громадянами земного граду. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. Городом Альба-Лонга из поколения в поколение правили потомки Энея. Вважалося, що рд Юлв брав свй початок вд сина Енея, Асканя-Юла, онука само богин Венери.
Ромул тоже похитил одну из сабинянок – Герсилию, на которой впоследствии женился. Бля храму, де римськ правител приймали чужозем-них послв чи полководцв, що поверталися з походу, знаходилася колона. Прослуживши десять рокв, весталки наступн десять рокв повинн були присвятити вихованню навчанню нових двчаток. В Риме не хватало женского населения— соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий – курионами.
Фаустул розповв Ро-мулу все, що знав про тамницю народження братв. Женщины этого племени славились своей красотой. Сина Венери, бога любов Амура, римляни вшановували так само, як греки Ерота. Найголовншим утленням бога Термна був священний камнь, що знаходився в Каптолйському храм.
Это был сигнал. Но у нее были волчата и близнецам молока не хватало. Город возник, но жить в нем было некому стал Ромул приглашать в него всех желающих. Весь люд веселився бенкетував пд час свят на честь прекрасно богин, яка дарувала радсть.
Земля дбайливо збиралася закопувалася разом з шматком кременя – символом блискавки. Лари охороняли всх членв родини у подорожах, у вйськових походах. Как считали античные историки, свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.
Тому культ ц богин мав важливе значення в житт римсько держави. Сабняни римляни уклали мир. Усе це нагадувало длову угоду мж людиною, що молиться, богом. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Адже Фавн був сином бога Пка вд нього успадкував пророчий дар.
Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города. » – и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. З останнми повязана вдома легенда про порятунок Риму пд час навали галлв. Культом Юптера вдав жрець-фламн, а культом Юнони – дружина фламна (фламнка). Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
И его получает Ромул. А свою племянницу Рею Амулий заставил стать весталкой. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами еще 90, которых заранее избрали курии и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100. Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения.
На краях покрвл – два орли. Началась перебранка, нарастало взаимное озлобление. Как утверждает легенда именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их.
Священн цере-мон з встановлення кордонв межових каменв були введен царем Нумою Помплм. Т вдразу ж кинулися на галлв скинули х з скел. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.
Розгнваний Амулй уклав пд варту, а немовлят наказав покласти в кошик кинути в Тибр. Ромул выбрал для наблюдения за проявлением воли богов холм Палатин, а Рем – Авентин. Стни, споруджен на цй освяченй борозн, також вважалися священними. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Рем заинтересовал бывшего правителя.
Тод Вертумн постав перед збентеженою Помоною в усй свой крас. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. У хвилину, коли глядач були захоплен ходом гри, за умовним знаком (Ромул зняв з себе плащ) римляни запалили святковий вогонь та численне вйсько з мечами й списами у руках накинулася на беззбройних гостей. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). К ним примыкали люди, которым надоело жестокое правительство Амулия.
«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. На помощь Рему поспешил его брат Ромул с большим отрядом единомышленников. шанували як велику богиню родючост. Рем смирился с неудачей, но позавидовал брату и затаил на него злобу.
Оскорбленные и пострадавшие соседи не могли смириться со случившимся. Мать Ромула и Рема – Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Вони виршили називатися квртам (копьеносних мужами) жити разом пд владою Таця Ромула. Вони виршили називатися квритами (списоносними чоловками) жити разом пд владою Таця та Ромула. Таким чином, протягом тридцяти рокв весталки служили свой богин. При цьому вн був зобовязаний стати до бою з жерцем, який охороняв священний гай, убити його, щоб зайняти звльнене мсце.
Певно, це були звернен до земл древн заклинання про дарування врожаю. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Объединенными племенами сабинян и римлян правили совместно Тит Таций и Ромул. Найтяжчою провиною весталки було порушення нею обтниц цнотливост. Она облизала малышей, а потом накормила своим молоком. Марс вдомий був пд менами – Марс (Градвус), що веде бй, Марс (Кврнус) Списоносець.
На честь Фонса в жовтн влаштовувалися свята – фонтинал. Святилище Лбера Лбери знаходилося в храм Церери. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. згодом вс ц тварини стали священними для Риму.
Ромулу пришлось провести увещевательную беседу. У сумятт тисняв римляни захопили жнок – хто скльки мг. Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. Вранц глава колег приносив очисну жертву – двох свиней одну телицю.
В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. На свято зхалися багато сусдв римлян, у тому числ сабняни (сабни). Ас-каню успадковував його син Сльвй, названий так тому, що вн народився в лс3.
Потм Ромул заснував сенаторв, з якими мав намр керувати державою, набравши 100 осб з патрицв. После этого братья твердо решили покарать Амулия. Винна каралася страшною смертю – живою закопували у землю. Старша за вком називалася головною весталкою керувала всма ншими. Зато брат его Амулий слыл жестоким, коварным и завистливым.
До не зверталися у важк хвилини прост люди, державн дяч. С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены». Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Зачарована прекрасним богом, юна Помона погодилася стати його дружиною. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами.
Слуга, положив братьев в лохань, покорно отправился к Тибру. Мж чотирма середнми колонами висли три диски на ланцюгах (усього по фасаду було шсть колон). Коли один з них помер, його мсце зайняв Ромул.
Они стали спорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет называться заложенный город и кто из них станет в нем царствовать. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Богу Янусу приносилися жертви у вигляд медяних пирогв, вина, плодв. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Они заселили Эсквилинский холм.
Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. В те времена в Лации (так называлась территория, бывшая когда-то Троей) вспыхнуло восстание. Ромул и Рем выросли и узнали правду о своем происхождении. Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям— быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственные делами плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата. Все исполнили рабы так, как велел жестокий царь. Вони заселили Есквлнський пагорб. Ставши римським царем, вн заснував колегю з 12 жерцв, що називалася колегю арвальських братв (вд латинського arvum – поле, рлля, пасовисько). Але не тльки добрим духам померлих приносилися жертви.
Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. На свято зхалися багато сусди римлян, у тому числ сабняни (сабни). Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам – ведь они пришли на праздник без оружия. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремеслами. вважали володаркою землетрусв володаркою живих мертвих.
Большие части он назвал трибами, а меньшие— куриями. Пд мям Добро богин (Bona dea) вона виявляла особливе благоволння до жнок, як справляли на честь два урочистих свята. Тим, до кого вн був прихильний, Фавн повдомляв сво пророкування особливим шелестом листу. На свята бога Сльвана допускалися тльки чоловки.
Вертумн зважився вплинути на вперту богиню силою чужого переконання. У перший останнй день жерц збиралися в мст, у будинку глави арвальських братв. Колодяз обвивали грляндами з квтв, а в джерела кидали внки. Несмотря на это у Реи Сильвии вскоре родились очаровательные мальчики-близнецы. й вдалося зберегти державу в дност процвтанн.
Но был у него младший брат Амулий, человек жестокий и коварный. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Братья вновь стали спорить. Символами богин були голуб заць (як знак плодючост), з рослин й були присвячен мак, троянда, мирт. Як вважали античн сторики, веслля з ритуалом викрадення наречено стало римським звичам саме з того часу.
У день свята Термналй (28 лютого – останнй день римського року) власники сумжних полв збиралися бля свох межових каменв, прикрашаючи х квтами, приносили в жертву богу Термну корж, мед вино. Однажды царь просто исчез. Однажды, в одной из стычек, Рем был схвачен пастухами Нумитора. Слова гмнв, що виконувалися салями, були незрозумл вже самим жерцям, що надавало магчного змсту цьому давнь-ому дйству.
Пд час лбералй приносилися жертви богин Церер. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков. Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь.
До ларв було вднесено й Акку Ларенцю, яка разом з свом чоловком виростила Ромула Рема. – Roma – мсто Ромула). Вони заселили Еськвлнськом пагорб. Придя в ярость от его поступка, Ромул в гневе убил брата, воскликнув при этом: «Так погибнет всякий, кто пожелает взять мой город. ».
Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Псля довгих суперечок брати виршили зачекати вказвки богв поворожити за польотом птахв. Свою волю Юптер виявляв гуркотом грому й блискавкою, польотом птахв (особли-во появою орла, йому присвяченого) нод вн посилав вщ сни, у яких вдкривав майбутн. Образа весталки каралася смертю.
В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Потм вдбувалося узливання, арвальськ брати прямували до найближчого поля за колоссям, зрзали його передавали, перекладаючи з лво руки в праву.
На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. " и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. Але найбльш вд усх зачарувався юною красою Помони бог Вертумн. Италия. Дружиною його була прекрасна богиня Венера.
Так решилась проблема с женщинами и приростом населения. Завидовал он Нумитору и сам хотел стать царем. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. Сабиняне и римляне заключили мир. Обидва брати були вперт, жоден не хотв поступитися.
За легендою, першою служителькою Теллури ( називали ще Свтлою богинею) була Акка Ларенця, дружина пастуха Фаустула (того, що знайшов виховав близнюкв Ромула Рема). Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города. Жриць вдбирали дуже ретельно, з гарних родин, без фзичних не-долкв. В ньому пастух знайшов немовлят Ромула Рема. Едва родившись, они поразили царя Амулия: от них исходила какая-то непонятная сила.
Знатные римляне молча выслушивали приказы и расходились, обладая, как пишет Плутарх, «единственным преимуществом перед народом – правом первыми узнать то, что решил царь». Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Для них нестерпною була думка про залежнсть вд будь-кого. Брати знову почали сперечатися. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. Переступити цю борозну не мав права н мсцевий житель, н чужоземець.
Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. Всё время, пока Ромул шёл за плугом, люди собирали камни. Назвали мальчиков Ромул и Рем. Богинею, покровителькою мст мирних занять хнх мешканцв, була дочка Юптера Мнерва.
Предпочтение было отдано Ромулу. Бог Янус, крм того, вважався заступником дорг подорожнх.