«Натюрморт со свечой» 1627). Богатейшие возможности Рембрандта психолога заявляют о себе в этой картине вполне очевидно.
Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. Для достижения этого эффекта магические реалисты обратились к отточенной технике живописи 17 века.
В «Натюрморте с мышью» ван Бейерена (1667) серый грызун, бесцеремонно пристроившийся среди великолепной эпикурейской пирамиды из плодов и драгоценных кубков, вносит в композицию тему гибельности земного благополучия – как и лежащие тут же часы (в ногу со временем, уже не песочные, а механические).
Сквозь эту почти рыночную сутолоку проходит, властно опираясь на трость, капитан Кок, спокойно беседующий с лейтенантом Виллемом ван Рёйтенборхом. Наибольший материал ему дает Священное Писание. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль. В работах более даровитого Тербрюггена свет – мягкая подвижная среда, он плавно омывает фигуры и предметы и постепенно гаснет в глубине картины («Неверие Святого Фомы», 1621 – 1623 «Святая Ирина исцеляет Святого Себастьяна», 1626). Отличительным его признаком является то, что предметы из реального мира изображены с фотографической точностью (реализм), однако, поскольку они помещены в нереальный контекст – плод воображения художника, – рождается эффект отстранения (магия), разрушения стандартного восприятия окружающего мира. В конце 1630-х гг.
Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. «Портрет старика в красном» (1654) представляет собой картину мира Рембрандта последнего этапа творчества. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638).
«Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Кальфа. Цельность перспективного мышления художника и плодотворность его смелых экспериментов особенно проявились в картине Фабрициуса «Продавец музыкальных инструментов» (1652). Во второй половине годы XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почти пробуждение голландской национальной школы. Примерно эти годы можно считать временем первого расцвета голландской школы. Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д. ) создают монументальный характер изображения.
Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Раньше других подобные портреты стали заказывать командиры бюргерских стрелковых рот: отрядов гражданской гвардии – по случаю своих корпоративных праздников, отмечаемых торжественным банкетом и состязаниями в стрельбе (традиционное название таких портретов: doelen – «стрельбища»). К хозяйке только что подошла её служанка. Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки. Бедность палитры харлемцев из-за которой созданный ими тип ландшафта называют монохромным (одноцветным) пейзажем, возмещается богатством оттенков и виртуозным мастерством тоновых переходов (Я.
Однако за «простотой» картин голландских художников стоит оформленное Спинозой представление о тождестве Бога и Природы. Одним из любимейших мотивов у харлемских пейзажистов становится дорога. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи.
2. Сюда не проникают шум и суета городской жизни.
Питер Клас (около 1597— 1661), Виллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Виппер).
Это еще одна модель социальной группы. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Он постоянно возвращался к эпизодам евангельской притчи в рисунках – «Отъезд блудного сына на чужбину» (1632 – 34), «Блудный сын среди девиц» (1634 – 43), «Блудный сын среди свиней» (1646/50). Природа у Рейсдаля предстает в динамике, в вечном обновлении. Все предметы чинно расставлены на столе.
В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность. Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высокоэтические.
Лейденский университет был центром свободомыслия. Обратившись к картине в 40е годы, художник усилил эмоциональное состояние. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Возникает великолепная модель человека, общества Голландии XVII века. Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета — изображения пирушки, во время которой происходит «представление» каждого из портретируемых.
Голландская живопись тех времен рассказывает и про мирные сцены: на некоторых работах крестьяне беседуют за трубкой и кружкой пива, проводят время на ярмарке или в кругу семьи. Он предстает веселым и нарядным кавалером, за пиршественным столом усадившим себе на колени красавицу Саскию. Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе вроде бы и не имеют. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. К травлению он прибавляет технику «сухой иглы», поразному наносит краску при печатании иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях.
Чёрные фигуры образуют вокруг стола замкнутое кольцо. В XVII в. Голландия, по словам Маркса, стала образцовой капиталистической страной. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. С 40х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими («В деревенском кабачке», 1660). Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж.
Есть много талантливых художников. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность.
Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. Геометрия и архитектура. Все изображаемое в большей или меньшей степени согласовывалось с личностью человека, зависело от нее и было ее подобием.
Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому. В «Святом семействе» таким объединяющим пятном служит красное одеяло на колыбели. Он становится знаменитым и модным художником. Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669) родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницей и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана. Это настроение выражено в одном автопортрете луврского собрания 1634 г. и в портрете Саскии из музея в Касселе (этого же года), а также в эрмитажном изображении Саскии в образе Флоры.
Эта тема в полной мере получила свое воплощение в жанровой картине. В «Речном пейзаже близ Девентера» С. ван Рейсдала (1645) мастерски переданы сонная поверхность воды облачное небо над ней тёмные купы прибрежных деревьев, освещённые боковыми лучами солнца – на ветвях отчётливо виден каждый лист. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерьер. Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр.
Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка», «Дворик»). Между прочим, он вспоминает об одном кладбище близ Амстердама – надгробия, запёчатлённые им на картине «Еврейское кладбище» (1665-1670), сохранились по сей день. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. Далее родились Питер де Хох, Хоббема.
Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер. Адриана», 1627 и 1633 «Стрелковая гильдия св. Главное достижение голландского искусства XVIII в. —в станковой живописи. «Пейзаж с лесистыми холмами и потоком». Портрет старика в красном. Офицеры, заботливые хозяйки и матери, домашняя челядь заняты привычными, повседневными делами.
Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. Ведущие мастера этого жанра Абрахам ван Бейерен (1620/21-1690) и Биллем Кальф (1622-1693) возводят в своих картинах грандиозные постановки из чеканного серебра, бело-синего делфтского фаянса, кубков-наутилусов из морских раковин, цветов, полуочищенных фруктов и виноградных гроздьев – проявляя при этом острое чувство цвета и глубокое знание разнообразных фактур. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной темой которой был интерьер.
Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хоох (1629—1689). Рембрандт изображает простой быт, простых людей. К концу «Золотого века» мотивы бренности начинают звучать в полную силу: в натюрморте Матиаса Витхоза «Суета сует» груды черепов людей и животных среди надгробий, а также глобуса, книг, музыкальных инструментов и палитры живописца – иллюстрируют строку Псалтири: «Но человек в чести не пребудет, он уподобится животным, которые погибают» (Псалом 48, ст.
Помимо живописных занятий Стен содержал в Харлеме трактир. Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Хальса (около 1580—1666).
Хальс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Так, его «Проезжая дорога среди скал» совмещает декоративные техники офорта (суровые и причудливые скальные хребты на первом плане) и гуашевой живописи (мягкие размывы тонировки в глубине ландшафта – где возникает сонная туманная долина). Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда.
В 10—30х годах Хальс много работает в жанре группового портрета. Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс.
Но еще в кругу Франса Хальса, где сложился и Адриан Браувер, фламандский художник, сформировался отчетливый интерес к темам из крестьянского быта. «Гробница Горациев и Куриациев» (1621-1632) – как и оба предыдущих памятника) – офортный оттиск, пройденный по завершении масляными красками. Это период, когда он впервые обращается и к офорту. И концептуалисты вроде автора 7 тыс.
Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Хальса. В графике Рембрандта в полной мере проявился демократизм его мироощущения («Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Поклонение пастухов», «Три креста», 1653 и 1660).
Это некрасивое тело было передано предельно реалистично. автопортретов Филиппа Акермана, ученика великого Яна Диббетса. По словам Э. Фромантена, «.
Весь этот период овеян романтикой. Если не считать Рембрандта, которого надо считать исключительным явлением, как для своей страны, так и для всех времен, то для всех остальных голландских художников характерны определенный стиль и метод. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». Из мастерской ван Мирвельта вышли портреты известнейших современников художника: статхаудера принца Маурица Нассауского (1615- 1620) постоянного его противника испанского адмирала Амброджо Спинолы (1609) – этот портрет явно заказан в связи с заключением двенадцатилетнего перемирия Гуго Гроция (Хейга де Грота) – голландского филолога, политолога и правоведа, основателя современной традиции международного права (1631) национального голландского поэта Якоба Катса (1639).
В портретах Хальса позднего периода (50—60е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи — Саскии ван Эйленборх — и с этих пор попадает в патрицианские круги. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка», «Дворик»). стр 78. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Обычно это изображения без какой-либо увлекательной фабулы.
В годы зрелости (в основном в 50е годы) Рембрандт создал свои лучшие офорты. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Зрителя поражают резкие перепады пространства и странное соотношение величин: на первом плане – огромная, данная в сильном оптическом сокращении, виолончель, лежащая на прилавке рядом с нею – маленькая фигурка торговца. Однако для него нет места за этим столом.
Термин «магический реализм» был впервые введен в Германии, а позже был использован в Голландии некоторыми писателями. Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. Портрет пьяной старухи, «гарлемной ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. Адриан ван Остаде (1610— 1685) изображает обычно теневые стороны быта крестьянства («Драка»). В XVII в. В Голландии популярными становятся жанры портрета и натюрморта, бытовая и пейзажная живопись, картины, посвящённые мифологическим и библейским сюжетам.
В основе композиции лежит антисимметрия: фигура старика развернута фронтально и задает ось зеркальной симметрии, однако заявленная симметрия не только нарушается из-за неравномерности освещения и по-разному написанных сторон лица, но и превращается в антисимметрию – левая часть прописана ясно (видны границы тела старика, спинка кресла), а правая растворяется в темноте. Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада».
Кроме этого–общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры XVII в. Протестантизм (кальвинизм как его форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо).
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. По праву шедевром живописи Остаде считается его «Художник в мастерской» (1663), в котором художник прославляет творческий труд, не прибегая ни к декларации, ни к патетике. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности.
Протестантские проповедники яростно изобличали церковное искусство как идолопоклонство. Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок. Но главной темой «малых голландцев» является все-таки не крестьянский, а бюргерский быт. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Это в основном изображение стрелковых гильдий (стр 76)— корпораций офицеров для обороны и охраны городов.
Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. Самобытные черты офортов Херкюлеса Сегерса: экзотичная техника, неожиданность кадрировки, смелые декоративные эффекты – резко выделяют этого мастера даже в среде склонных оригинальничать художников барокко. За два года до смерти, в 1664 г., Хальс снова возвращается к групповому портрету.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Фоном им служит вполне конкретный, не изменившийся и по сей день уголок Делфта, но на картине Фабрициуса мостовая – гораздо шире, поворот набережной – более резок церковь за рекою расположена дальше от зрителя, чем в реальности. Самые ранние –Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся на рубеже столетий. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду.
Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. Художников интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Это и этюды с натуры, эскизы для картин и подготовки для офортов.
Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Художник с помощью света выделяет в картине главные смысловые акценты. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая.
Композиционная сутолока, «боязнь пустоты» в большинстве картин Яна Стена вполне выражает вкусы трактирщика с его вечным деловым интересом: «чтобы яблоку негде было упасть». Голландская школа растет и работает так в течение целого столетия.
В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Хале изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Но это, конечно, не было простым возвращением голландского пейзажа вспять, к концепции «мирового ландшафта» XVI в. Мастера нового поколения активно используют опыт харлемцев в трактовке атмосферы особую живописность придаёт их видам динамика освещения: Филипс Конинк, «Вид на дома вдоль дороги» (1655). Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов. О чем он думает в последний миг перед расставанием. -- по-видимому, уничтожили немало замечательных произведений искусства. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику.
Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам. Вот таким образом 1625—1632 годы обычно называются лейденским периодом его творчества. Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я. Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке.
Как офортист он не знает равных в мировом искусстве. Колорит его картин становится почти монохромным. 40—50е годы — это пора творческой зрелости.
Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. В офорте «Малые корабли» (1621-1632) образ моря создаётся лишь пустотой фона, в котором затерялись игрушечные силуэты парусников. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт.
(«Смеющийся ребёнок», 1620- 1625). То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу.
Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов. ван Рейс дал тяжело болел и уже не мог покидать Амстердама, но продолжал писать сельскую природу.
Этот художник одним из первых ввёл в живопись романтический по сути мотив центральной фигуры, обращённой к зрителю спиною и увлекающей его в глубину картины («Всадник», 1634). Немалое наследство Саскии и его собственные работы дают ему материальную свободу. Даже английские судовладельцы часто делали заказы голландским верфям.
В сложных ракурсах предстают перед нами персонажи картины 1635 г. «Жертвоприношение Авраама». Нарядные сцены так называемого «весёлого общества» – любимейшая тематика страны, торжествовавшей в эти годы свою победу – Хендрик Тербрюгген, «Весёлое общество», 1617 – 20 Дирк Хале, «Сельский праздник», 1627, «Ухаживанине», 1617- 1620. В их украшении исправлении.
Художники изображали мир, который их окружал, все чаще забывая о его Творце. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. Растворение предметов в световоздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего определило признание и славу Вермера именно в XIX в. Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким, построенным на нежных сочетаниях голубого, желтого, синего, объединенных удивительным жемчужным, даже жемчужносерым («Головка девушки»). Архитектура Древней Японии.
Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили ещё к концу XV в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и соединений. Последние из великих– ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде –родились в 1636 и 1637 годах.
Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н.
Пейзаж «Вид на Амерсфорт» – офорт, комбинированный с гравюрой сухой иглой оттиск сделан синей краской на коричневой, загрунтованной светло-зелёной акварелью бумаге. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. В поздних произведениях часто возникает эффект горящих и тлеющих тонов.
И, наконец, самое специфическое для Халса – это та позиция, в которой оказывается зритель, вступивший в отношение с произведением искусства. Художник выступает историографом целой эпохи. Голландские художники, творя в каком-нибудь уголке северной страны с водою, лесами, морскими горизонтами, смогли отразить целую вселенную в миниатюре.
Феерический, сказочный мир. нередок беспечный и красочный дух карнавала. «Летний пейзаж с рекой». Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В картине «У сводни» художником применительно к голландской реальности обыграна тема библейской притчи Евангелия от Луки о Блудном сыне, который бездумно проматывает наследство и прожигает жизнь в развлечениях, азартных играх и в притонах с блудницами. Лазарев).
Но на этом творческие соки не истощились. И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629—1689).
В эти годы мастер сообщает своим ландшафтам программно-философское звучание. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Колоритсдержан и изыскан Хеда. Георгия», 1627).
Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Колорит его картин становится почти монохромным.
1652 -1654. Блудным сыном Рембрандт видел себя постоянно: и когда он в офорте 1630 г. изображает себя в образе бродяги и в пору его работы над автопортретом с Саскией (другое название этой его картины: «Пир блудного сына»). Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде.
Живопись Хальса однослойна: пока другие художники сперва наносят на грунт линии рисунка, затем кроют рисунок красочным пятном и, наконец, «оживляют» намеченные формы бликами и тенями, Хальс виртуозно справляется со всеми этими задачами сразу. Однако художник несколько раз нарушает требование заказчиков. Кажется, что этот свет льётся прямо со страниц книги. Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой.
Есть много талантливых художников. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое. Клас и В. Хеда) или изображение цветов и фруктов (Б. На рубеже раннего периода творчества художника и его творческой зрелости предстает перед нами одно из самых знаменитых его произведений известное как «Ночной дозор» (1642) — групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока.
1657. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический образ эпохи и общества. Предполагают, что эта картина предназначена для разглядывания через особое оптическое устройство – «перспективный ящик». За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету. Их присутствие здесь не случайно – детали несут символическую нагрузку сам автор видел в этом произведении «Аллегорию жизни человеческой» – именно так (по сведениям английского пейзажиста-романтика Дж.
В это время в Европе начинает зарождаться неоэкспрессионизм. Кальвинизм не ограничивается богословием это – всеобъемлющая система, включающая также определенные взгляды на политику, общество, науку и искусство и дающая нам единое миро- и жизневидение. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер.
На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Любимые тона: лимонно-жёлтые, васильково-синие, жемчужно-серые, белые и чёрные. Вид отряда далёк от парадности – все как бы захвачены художником врасплох. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по новому. В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. Под стать настроению и колорит его картин – пёстрые краски ван Остаде словно прогреты приветливым майским солнышком («Скрипач возле крестьянского дома», 1673). Терборх не требует зрительского внимания так, как требовали его Ф. Хале и Стен. В каждой вещи содержится Бог, только его необходимо увидеть.
Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). Весь этот период овеян романтикой. Елизаветы. К началу XVII в. появляются новые разновидности голландского группового портрета: изображения синдиков – старшин ремесленных гильдий (впервые такую картину написал в 1599 г. амстердамский художник Питер Питере) регентов – попечителей благотворительных учреждений: больниц и приютов «анатомии» – сцены лекций, с которыми иногда выступал перед городской гильдией хирургов какой-нибудь знаменитый врач (самый ранний образец данного жанра – «Анатомия доктора Себастиана Эгбертса», созданная в 1603 г., в Амстердаме, живописцем Томасом де Кейзером).
Не забывается и содержательно-символическая сторона натюрморта. Своеобразие художественной манеры художника во многом определило искусство светотени. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. В поздние годы Я. И. Немалое наследство Саскии и его собственные работы дают материальную свободу.
Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображённого.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. В ряды военных вклиниваются случайные прохожие: вместо 16-ти заказчиков Рембрандт изобразил 34 фигуры. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Но не портретное сходство пленяет в произведениях Халса.
Поттером созданы удивительные по глубине и выразительности «портреты» домашних животных («Бык и коровы», около 1650, Берлин, Государственные музеи). В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. Кроме этого – общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. Пиршество победителей сменилось размеренными, однообразными буднями.
Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано это полотно. Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. «Геометрия в архитектуре» – Облик японской пагоды иной, чем в Китае. В 1610-х гг. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы.
Ситуация сложилась так, что война не разорила голландцев, а обогатила, борьба за независимость не истощила силы, а укрепила и воодушевила. В 40—50е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. В работе «Апостол Павел» (1629) источник света, скрытый от зрителя, разделяет пространство пополам. 1629). Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья.
На заре Нового времени нарушилась средневековая гармония между земным и небесным мирами. Духу этого времени больше соответствует иной тип группового портрета. То, что мы видим в экспозиции, представляет собой широчайший ассортимент "измов". Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину.
Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. Пожалуй, ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636). (стр. 87) Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек. Появляются прямые предшественники Рембрандта –его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Рембрандт уже в начале творчества пишет не с помощью света, а пишет свет. Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории.
Главное достижение голландского искусства XVII в. — в станковой живописи. В картинах этого жанра как будто ничего не происходит. 30-е годы — время наивысшей славы.
Художник выступает историографом целой эпохи. в Харлеме сформировалась самобытная пейзажная школа, которая была активна до середины столетия виднейшие её представители: Эсайес ван дер Велде (1590-1630), Питер де Молейн (1595-1661), Ян ван Гойен (1596-1656) и Соломон ван Рейсдал (около 1602-1670).
Он становится знаменитым и модным художником. Портрет должен передать характер того единого дела, которое собирает людей. Начинается самый счастливый период его жизни. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину.
Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда. Становятся более свободными и жанровые методы–историчность не так обязательна, как ранее. Одним из ведущих его мастеров был харлемец Адриан ван Остаде (1610-1685) – ученик Ф. Халса. В развитии голландской живописи это был критический момент.
Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Они начинают создавать картины в «природном стиле», возвращаясь время от времени к традициям своих предшественников, открывших направление «магический реализм». Георгия», 1627). На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Порой навстречу этому движению вглубь обращён отражённый в зеркале взгляд персонажа («Женщина у зеркала», около 1650). Задача выставки «Магия голландского реализма» – показать одно из ярчайших явлений в искусстве Нидерландов XX века – как диалог между живописцами нескольких поколений, между магическими реалистами первой половины XX века, среди которых Вим Шумахер, Карел Виллинк, Пейке Кох и их современными последователями: Филиппом Аккерманом, Франсом Стуурманом, Коосом ван Койленом и другими, диалог, заставляющий вспомнить традиционную культуру Нидерландов. В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. 1643. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), церковные интерьеры (А.
Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Творчество развивалось по определенным схемам. «Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника.
Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60е годы). Мы как бы обитаем в картине, движемся, заглядываем вглубь, поднимаем голову, чтобы измерить глубину неба. Хонтхорст, прозванный итальянцами Gerardo della notte – «Ночным Герардом», вслед за римским мастером, трактовал свет как слепящую вспышку, резко контрастирующую с тёмным фоном («Ужин», около 1519 «Зубодёр», 1622). Он выдаёт недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век.
Ещё больше декоративных возможностей даёт живописцу водная дорога: река. Но, пожалуй, ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636). Эту удивительную особенность художественного мастерства Рембрандта отмечал художник И. Е. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».
Архитектура в Средние века. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. Ок. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника.
Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний. Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Палитра голландцев вполне достойна их рисунка, отсюда и вытекает абсолютное единство их живописного метода. Было бы вернее сказать про позднего Рембрандта, что его цвет «светозарен», так как в его полотнах свет и цвет едины, его краски как будто излучают свет. героический период в истории Соединённых провинций уже подходил к концу.
Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Картина написана Вермеером в возрасте приблизительно двадцати четырех лет, в годы раннего периода своего творчества. 30е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца его большая заказная картина 1632 г. — групповой портрет известный в науке как «Анатомия доктора Тульпа» или «Урок анатомии». Зритель сразу встречается взглядом с великолепным задирой в центре, который сидит вполуоборота, лихо перевернув свой бокал (жест, которым пирующие требовали новой порции вина).
В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства имело огромные последствия для развития голландского искусства. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. «Завтрак с омаром» 1648 Клас. Питер де Хох.
Логичным завершением жизни и творчества стала картина «Возвращение блудного сына». Но как различны при этом их форма и фактура. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д. ) создают монументальный характер изображения. Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «. Другой, ещё более сильный сгусток света – фигура девочки, семенящей сквозь толпу.
В этом процессе среди прочих активное участие принимают бельгийские и голландские художники Альфонс Фреймут и Роже Ровеел. Известно, что Рембрандт много работал в технике офорта. Во второй половине годы XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почти пробуждение голландской национальной школы. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей (недаром голландцы называли натюрморт «still leven» — «тихая жизнь», а не «nature morte» —«мертвая природа»). После этого погружал пластину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Конинк) натюрморты — «завтраки» (П.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Композиция строится в большой степени на равновесии цветовых звучаний. В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета.
Терборх – мастер аристократического склада, обходящий житейскую прозу («Концерт», около 1675). Язык барокко наиболее близок выражению приподнятого настроения.
Колористическое единство здесь особенно поражает. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Замедленный ритм жизни, выверенность распорядка дня, некоторое однообразие существования прекрасно передает Габриэль Метсю (1629—1667 «Завтрак», «Больная и врач»).
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. В целом голландскую школу называют жанровой.
Идеал святости подменялся идеалом бюргерской добропорядочности. Но именно в поздний период творчества Хальс достигает вершины мастерства и создает наиболее глубокие произведения. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени.
Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, — Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Хале теперь предпочитает серый и чёрный цвета. И далее, в интервале от начала века до конца его первой трети–Кейп, Терборх, Брауэр, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Герард Дау, Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль. Ни один из жанров голландской живописи XVII в. несравним по тематическому богатству с натюрмортом.
Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был Ян Стен (1626— 1679). В этом жанре работал Питер де Хох (1629 -1685). В 20—30х годах XVII в. голландцы создали особый тип небольшой мелкофигурной картины. Бюргеры хотели быть увековеченными на полотне, они вносили определенный взнос за право быть изображенными и художник обязан был помнить о равном внимании к каждой модели. В это время Рембрандту было тридцать лет. Например, в «Автопортрете с Саскией на коленях» (1635 – 1636) автор представляет модель счастливой семьи.
О вкладе Бейтевега в голландскую гравюру свидетельствуют интерес к его произведениям Сегерса и Рембрандта. Лица собравшихся серьёзны и бесстрастны. Хале – мастер групповых портретов, это один из новых жанров Голландии. Художник изобразил себя на вершине земного благополучия.
Каждый из художественных центров страны создал свой определённый типаж картины-изображения вещей: в Утрехте основной темой натюрмортов были цветы и плоды (с традиционным репертуаром их символических толкований, принятым и в позднем Средневековье и в культуре католического барокко) в Гааге – рыба в Харлеме – скромные «завтраки», в Амстердаме – роскошные «десерты», в университетском Лейдене – книги, другие предметы учёных занятий, а также обыкновенные атрибуты бренности, «мирской суеты» (Vanitas) – череп, свеча, песочные часы. Главные достоинства Вермера-художника — в передаче света и воздуха.
«Хозяйка и служанка». Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Новый этап жанровой живописи начинается в 50е годы и связан с так называемой дельфтской школой, с именем таких художников, как Карель Фабрициус, Эммануэль де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермер Дельфтский (1632— 1675).
Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклон головы. де Лорм) и пр. Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нём человека. Живописная манера Хальса имеет особую лёгкость почерк художника – это открытый динамичный мазок, сразу, в один приём, передающий форму, цвет и движение. При этом за фасадом подчеркнуто реалистической живописной манеры скрывается проницательный и глубоко личностный взгляд, а скрупулезная точность, с которой выполнены картины, рождает чувство отчужденности. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов.
Радуга же (согласно Библии, она впервые появилась после Всемирного потопа в знак примирения Бога с людьми) – возникает в этом царстве тления как символ надежды. Что же могли в такой стране, как Голландия, написать эти художники. ван Гойен, «Пейзаж с двумя дубами», 1641). Понятие о геометрии и архитектуре. В целом голландскую школу называют жанровой. Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет.
Простота быта и облика людей не заземляет тему. Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Замечателен и колорит картин. Ян Вермеер «У сводни» Автопортрет является частью картины живописца «У сводни». Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы — к горизонту. Портретная живопись к началу XVII в. прочно вошла в быт среднего голландца.
В римских городах возводились парадные улицы с колоннадам, арками, монументами. Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632 -1675), уроженец города. Начинается самый счастливый период его жизни. И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко. Многие лица просто плохо «прочитываются» в этой резкой светотени, в этих контрастах густых теней и яркого солнечного света, на который выходит отряд (в XIX в. картина уже так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда ее неправильное название. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи.
открытая, спокойная. Кроме того, краски его живописи и сейчас восхищают насыщенной свежестью и светоносностью. О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути. Частное собрание. Особенно популярна была портретная живопись – индивидуальные и групповые изображения. На рембрандтовском полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах их внимание обращено на главное действующее лицо — доктора Тульпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц.
Блестящего развития достигает натюрморт. На смену символическому реализму северного Возрождения пришел новый, мирской реализм. Две разрушительные волны иконоборчества -- в 1566 и 1581 гг. Феерический, сказочный мир.
Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др. Я. ван Гойен. Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства.
«Портрет Яна Сикса». Жертвоприношение Авраама, 1636 г Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Последний шедевр мастера – «Возвращение блудного сына» (16681669) – великолепное завершение творчества Рембрандта. В 1641 г. Хальс пишет регентов-попечителей харлемского госпиталя Св. Это удивительное время породило непропорционально большое для такой маленькой страны количество великих художников и полотен, составивших славу мировой живописи.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. Композиция в высшей степени динамична, построена по всем правилам барокко. Биограф голландских живописцев XVII в. Арнольд Хоубракен сравнивал такие портреты с карточной колодой. В те годы предприимчивый гаагский художник Михиль Янс ван Мирвельт (1567-1641) основал настоящую «портретную мануфактуру»: при помощи многочисленных учеников и подмастерьев он исполнил до 10 ООО заказных изображений. Термин получил распространение во французской литературе об искусстве.
Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Голландский натюрморт во 2-ой половине XVII в. (подобно пейзажу в этот же период) становится более зрелищным, приобретает особенную сложность и многокрасочность. Он много занимается рисованием.
В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Это заказной жанр, он призван запечатлеть и передать впечатление единства группы людей, занятых единым делом (врачи, офицеры, регенты и т. д. ). Адриана», 1627 и 1633 «Стрелковая гильдия св. «Мельница в Вейке».
Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Колористическое единство здесь особенно поражает. 1655.
Простота быта и облика людей не заземляют тему. Воины вроде бы выходят из-под арки и расходятся тремя потоками, но неожиданные «мелочи» нарушают стройность движения офицеров – мальчишка, который бежит поперек движения, лающая собака, девочка с лицом взрослой женщины также нарушает стройность рядов. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра. Но и с такой скромной палитрой он добивается несметного богатства тоновых градаций – у Халса «не менее двадцати семи чёрных тонов», говорил Винсент Ван Гог. Рембрандт моделирует границу бытия – явление мира из небытия и обращение бытия в ничто.
Рембрандт оставил после себя 2000 рисунков. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже.
Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного– тоже. Изменилась и манера письма. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Мир открыт для зрителя, активен по отношению к нему – зрителя «приглашают», ему улыбаются, недоверчиво рассматривают.
От тела Исаака, распростертого на переднем плане и выражающего полную беспомощность жертвы, взгляд зрителя обращается в глубину — к фигуре старца Авраама и вырывающемуся из облаков посланцу бога — ангелу. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. В его картинах с трудом узнаются привычные для нидерландских живописцев сцены продажной любви. Японская архитектура строится по образцам китайской со времени распространения буддизма.
В неолите уже строят жилище из дерева, тростника, прутьев и глины. Язык барокко наиболее близок выражению этого приподнятого настроения. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня). В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе вроде бы и не имеют.
Композиция строится в большой степени на равновесии цветовых звучаний.
Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдаль (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики.
Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами. Так, картину «Галантная беседа» (около 1654) в XVIII в. считали идиллической семейной сценой И. В. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. 4. 13).
Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Светлой – привержены рисовальщики, темной –колористы. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты.
ван Рёйсдала задуматься о сложной, переменчивой судьбе людей и народов. Приемы демонстративного конструирования образного мира, стремление обыграть утилитарность и стереотипность окружающего пространства, уход в мир воображаемого использование скрытых аллюзий, свободная игра с образами и смыслами роднит творчество современных «магических» художников и с сюрреализмом. С изменением жизни голландского общества во второй половине XVII в., с постепенным нарастанием стремления буржуазии к аристократизации и потерей ею былого демократизма изменяется и характер натюрмортов. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие– в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо).
Получили распространение посещения анатомических театров. Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса (около 1580—1666). Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). Перед художником стояла непростая задача: объединить в одной композиции, в максимально сжатом пространстве, двенадцать фигур. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным.