По словам куратора музея Конде Матье Дельдика, оба портрета одинакового размера, а руки и тела Моны Лизы и Моны Ванны практически идентичны.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Vincenzo Peruggia).
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека». Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Только чувство утраты рождает любовь.
Картина, размером 97х53 см, была закончена в 1503 г. и сразу получила известность. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека Впрочем, это лишь предположение. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Была уволена администрация музея. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Мона Лиза улыбается, но почему. Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Доктор Эрика Зигель (Dr Erika Siegel) с коллегами из Университета Калифорнии (University of California, San Diego) полагает, что точного ответа на подобные вопросы быть не может – каждому мерещится свое. Но затворницей Мона Лиза не была. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. А потом — буквально через несколько минут — она становилась печальной. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Де, а как она улыбается. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». С помощью этой фотокамеры Коте удалось раскрыть, как выглядела только что законченная «Мона Лиза», а также увидеть записанные элементы, реставрацию и попытки консервации полотна – вплоть до идентификации отдельных использованных да Винчи пигментов.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Морщины были ее безошибочным паспортом. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Американский гинеколог Кеннет Д. Кил уверен, что Мона Лиза скрестила руки на животе рефлекторно стараясь уберечь своего пока не родившегося младенца.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. К тому же он доверял профессионалам. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Где-то между 1503 и 1506-м. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. О матери Леонардо почти ничего не известно. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»).
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). раздел Техника).
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Картина написана маслом на доске из тополя. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Вот как отзывался о полотне этот писатель и художник: «Леонардо подрядился изготовить для Франческо Джокондо портрет его супруги, Лизы Герардини и трудился над работой почти 4 года, но всё же оставил её незавершённой. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее.
В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. После падения аристократии во времена Французской революции живопись стала частью публичной коллекции Лувра. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
«Джоконда» впала в полное забвение. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Мне показалась такая реакция странной. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды.
Родился в семье нотариуса. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Может быть, даже презрительно скривила.
Ухмыляется. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Леонард был арестован. Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном.
Эта версия считается просто домыслом. Спорят вот уже несколько столетий. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Как было с Малевичем. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. На его стихи есть неплохие песни. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Безмятежное лицо выражает уверенность женщины в том, что она всегда будет привлекательной». Он сделал набросок портрета. Ведь речь не идет даже о так называемом типичном образе, не об идеале.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В итоге, некоторые даже называли улыбку жалобной и горькой. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Девушку звали Мона Лиза.
Печально или весело. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Раньше искусство служило церкви, власти и знати. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Или просто скривила рот. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Не было ее и у реставраторов. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Где любовь, там и ревность. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Только вот женщин там вы не найдете. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Эту картину надо просто один раз увидеть. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Сначала казалось, что улыбка у женщины насмешливая и хитрая.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину.
Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Были допрошены сотни людей. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью. Так в сознании читающей Европы возник любовный треугольник – молодой красавец художник, старый муж-купец и прекрасная Джоконда. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Кроме того, самое последнее дело пытаться объяснить, что хотел художник выразить своим творчеством. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Время шло – картина не появлялась. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Рядом с портретом постоянно находится пара охранников, сюда устремляется несчетное число посетителей. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности.
Но от чего они также зависят и зависели в 1911 году, так это в значительной мере от еще большего отсутствия – ее бровей. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Мрачным и злым — состроит гримасу. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Голова слегка повёрнута10. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. да там толпа.
Эта версия считается просто домыслом. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Разразился страшный скандал.
Потом разошлись по всему миру. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. А еще – техника. Так и с данной статьей.
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Все детали ее исполнены с величайшим усердием. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. золотых экю. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. То есть разобраться в этом механизме.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. В ХХ ст. Я увидел то, что написал, тем более, когда я пришел к этому своему убеждению, мне было очень сродни состояние влюбленности и взаимности. Она сберегается в Лувре. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Но она ли на картине. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Я не говорю, что я совершенно прав. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. На раме он заметил отпечаток пальца.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному».
Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см.
Те, кто не сомневаются, что Мона Лиза все-таки улыбается, спорят о другом. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Голова слегка повёрнута. Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время).
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы».
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. рисунок) – комментарии излишни. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Не понятно только у кого и что собирали. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Увлечение всей жизни — изучение картины «Мона Лиза» и вопросов ее консервации — привело его к изобретению передовой 240-мегапиксельной мультиспектральной фотокамеры использующей запатентованную инфракрасную технологию и интенсивное освещение для сканирования картины и виртуального снятия одного за другим слоев наложенного за века лака.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию. Я имею ввиду его черный квадрат.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Вообще словосочетание собирательный образ неудобоваримое. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
раздел Техника). Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. () Джоконда— не портрет. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Очень важно, что эту оценку он дал, ни разу не увидев картину лично, а лишь выразив общее мнение цеха художников. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Мона Лиза улыбается. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Однако никто не достиг такого мастерства в столь многих различных областях, как Леонардо да Винчи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Меня удивило, что он маленький. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Популярность изображения была настолько огромной, что в дальнейшем о его написании сочинялись легенды и выдвигались различные теории.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Никто не знает, кто обрезал картину. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Равнодушным — вообще ничего не выразит.
Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
История искусств очень сложная вещь. Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные исполнены с величайшей правдивостью. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Ее перевели в покои министров. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Учёный фотографировал портрет Джоконды более трёх часов – специально для него картину извлекли из защитного бокса. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Vincenzo Peruggia). Трудно представить, что получилось бы. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет.
Будем считать, что мне повезло. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Так он и спал на картине больше двух лет.
Предыстория Джоконды такова.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Что вы видите перед собой. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Пабло Пикассо также находился под подозрением. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Она расположилась на фоне пейзажа. Немецкие газеты платили той же монетой. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Как выглядит «Мона Лиза». Назревала большая европейская война. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу».
Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Через два года в Италии картина была найдена.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
«Джокондомания» охватила Америку. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. А само изображение покрывает толстая броня. После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король. () Джоконда— не портрет.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. До него никто не видел в ней никакой тайны. До охраны наконец дошло, что картину украли.
А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Как у одесской Мурки перед тем, как ее зарезали. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.