От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. Из них местных (отдельные города, относительно небольшие территории), по разным подсчетам, — двадцать пять. Теперь пришло время рассмотреть богов египетских. Известны также святилища Исиды в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции.
Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») — один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда — крылатого солнца. Бога Солнца называли Ра, Амон или Амон-Ра. Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. По-видимому, египтяне относились к выяснению родовых корней тех или иных богов «легкомысленно», не видя в этом какого-то глубокого сммысла. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.
Ка не только жизненная сила, но и двойник, «второе я», рождающееся вместе с человеком, духовно и физически существующее нераздельно с ним как при жизни, так и после смерти. Древний Египет – этогосударство, существовавшее вдолине Нила примерно с 3000 по 30 г. до н. э., которымправили фараоны. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Ясно, что тут речь идет о солнечных затмениях. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса.
В то же время она почиталась порой как Око Гора или Око Ра. Создание мира представлено как творение словом. Умерший, стоя в белых одеждах, клянется:Я не делал зла.
Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» — небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок, — «Вот мы. », — скажете вы вместо него. Некоторые из местных богов в разные эпохи развития древнеегипетского царства переходили в ранг общегосударственных, например, богини Амаунет, Аментет, Маат, бог Бех (Бухис). На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом.
На нём лежала богиня Уаджит в виде кобры. Я — многоименный и многоликий и сущность моя пребывает в каждом боге. Ярость Ра была велика и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года.
Образ Космической Коровы (будем называть ее так ввиду неопределенности термина «небо») восходит к далекой древности и отражает верования скотоводов. Вера в силу слова, как мы знаем, у египтян была чрезвычайно велика. Почему. Волшебница Исида воскресила на некоторое время Осириса и зачала от него ребенка. По ним определяли рождение нового бога в образе черного быка и это был известный праздник Древнего Египта. Осирис – повелитель подземного царства мёртвых, бог смерти, понимаемой как последующее возрождение.
Показания умершего записывает бог Тот. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем. В некоторых текстах Гор называется его сыном. Сохранились изображения Исиды с лодкой в руках. В отличие от других солнечных богов, Атум называется вечерним, заходящим солнцем. Сражение с Апопом повторяется каждую ночь.
Его воспринимали как собирательный образ всех врагов солнца. Священное животное Сехмет — львица. С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Своими крыльями Гор охраняет царя.
Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил. до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Правда, по мнению Р. Антеса, «тождество этого Осириса — бога растительности, который умер и воскрес, с Осирисом — мифологическим персонажем было, по-видимому, только случайным». Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша.
Очень многих историков интересуют боги Древнего Египта, картинки их часто украшают школьные учебники по истории, календари для дома, посуду и т. п. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх.
Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. В связи со смертью и воскрешением Осириса в Египте происходили торжественные церемонии. АПОП, олицетворение мрака и зла извечный враг бога солнца Ра. Гор вступился с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника. Ах упоминается в «Текстах пирамид», в него превращается фараон после смерти. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.
Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Насчитывалось около ста двадцати божеств. Следующее соревнование — на ладьях — с помощью Исиды выигрывает Гор.
Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Другой миф повествует о том, как Нут помогла Ра удалиться от людей, когда он разочаровался в их деяниях.
Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. ЗОЛОТОЙ ЧЕРТОГ, земной дворец богов. Каждый из богов считался выражением одного из элементов сущности человека: Амсет – ка, Дуамутеф – ба, Кебексенуф – сах (то есть мумия), Хапи – сердце. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы. Атон («диск солнца»), в египетской мифологии бог — олицетворение солнечного диска. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое».
Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Имеет свою, особую роль во время проведения обрядов погребения, процессов бальзамирования и мумифицирования. Имя бога Гор переводится как «небо», «высота». По представлениям египтян, умершие выполняют в Иару все сельскохозяйственные работы. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике.
Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций – Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Это — не фрагменты некоего грандиозного произведения, а отдельные повествования, в которых проявляется авторская индивидуальность и отражаются — порой в причудливой поэтической или фантастической форме — текущие события тех далеких веков. Ра решил уйти на небо. Я не приказывал убивать.
Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. Я соблюдал заповеди людей Я был в мире с Богом, его волю. В новом мире Ра царствовал как фараон. У этого бога в отдельных религиозных центрах были другие имена.
Бог Тот пожалел ее. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. С развитием земледелия архаичные доисторические (до появления письменности, государств) культы животных начали меняться.
Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Его символом считался жук скарабей. Обитая в гробнице, ка могло покидать её и устремляться в загробный мир. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил. Они состояли в свите Осириса и считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса.
Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Он потерял бдительность и назвал своё таинственное имя правнучке Исиде. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. Анубис считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных («везир для бедных»). Со временем функции других богов стали приписывать Мину.
ниже). Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Я не был причиной слез. Он был огромным змеем. По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов. Он дарует победы войску фараона.
В этот лодке Ра плыл по небу и освещал землю с рассвета до полудня. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Сет его одолевает и вырывает Око. Подобные события затягивают судебный процесс. Аписа считали душой бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Египтяне также рисовали своих богов на стенах дворцов и гробниц изображали в виде скульптур.
Таким образом, поля Иару сначала воспринимались египтянами как место, где вкушали блаженство Ра и фараон. КА.
Согласно мифу. число ах) – низшие божества, посредники между богами и людьми. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.
Из трупа Осириса Исида сделала первую мумию, благодаря чему он смог ожить и стать повелителем царства мёртвых. Но вскоре он смилостивился над людьми, отозвав Хатхор. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. число). Каждое утро он садился в лодку под названием Атет, а над его головой сиял солнечный диск.
Легенда говорит, что где-то захоронены большие богатства. Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Только в единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог.
Его создал Хнум. Дочь Анубиса – Кебхут. Один из мелких божков (из числа судей) оскорбляет Ра и тот ложится в своем шатре и дуется, капризничает, пока приход дочери Хатхор (Хатор), представшей перед ним нагой, не заставил его рассмеяться. Согласно Текстам пирамид, царя Осириса убил его брат Сет. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Сам бог Итах, покровитель ремесел, зодчества и живописи, воздвиг этот Чертог. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже «замыслили против него злые дела», Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий.
Ведь были же у мифических божеств такие же выдуманные семьи, родственники. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Никогда я не испытывал такой боли, ничто не причиняло мне таких страданий. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом.
Эта богиня, подобно большинству богов Египта, многолика. Стивенсона. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Предлагаю Вашему вниманию подборку основных египетских богов.
Подобных амулетов, предназначенных для разных целей, было более двух десятков. до н. э. ). Она считалась покровительницей Нижнего Египта и его фараонов.
Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др. Его мать, могущественная госпожа, охраняет его, ему отдала она свою силу». Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. «чужеземных стран», олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. По одной из версий, жена Сета изменила ему с Осирисом и родила Анубиса (бога бальзамирования и покровителя умерших).
дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Все знали, что такое шетит и пользовались им, но никто никогда его не видел и не держал в руках. Ра выходит победителем и Апоп возвращает воду обратно. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. У него на человеческой голове двойная корона, его называют «владыкой обеих земель», (то есть Верхнего и Нижнего Египта).
Сехмет («могучая»), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах. Вторая даст возможность человеку и в могиле обрести тот облик, который он имел на земле» (воскресит умершего). Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля.
Я создал часы дня, я сотворил дни, я утвердил годовые празднества, я творю разлив Нила. Распоряжались же ими жрецы. По мифам Ра состарился и люди начали замышлять против него недоброе, тогда бог солнца собрал совет. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира. Тот выглядел как человек с головой птицы – длинноклювого ибиса.
Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. Я — Огонь, сын Огня, кому дана была его голова после ее отсечения. Маат упоминается в «Текстах пирамид». Титул Геба – «князь князей», он считался правителем Египта.
Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). Змей говорит герою: «Если ты мужествен, овладей собой.
Изида – богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог.
Сет завидовал Асирису и ненавидел его. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. Они могли подразумевать не только земные, но и небесные явления.
Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Тем более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска.
Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. БАСТ, богиня-кошка. В «Книге мёртвых» говорится, что Иару окружает стена из бронзы, ячмень там растёт высотой в 4 локтя, полба высотой в 9 локтей. Существовало два представления об этом божестве. Ее зооморфное изображение — корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт.
Так, в Текстах пирамид встречаются фразы: «Звезда плывет по океану под телом Нут» (каким бы ни было тело Нут, но оно явно отождествляется с Космосом, а океан — возможно, с воздухом или даже сферой звезд). Ею пользовались при обмене товарами, оценке недвижимости или рабского труда. Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. Так экономилось огромное количество драгоценного металла, сил и средств.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение — Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии1. — Р. В. ), от которого исходит наслаждение любви. Уже во времена первых фараонов, около 4, 5—5 тысячелетий назад, этот образ воспринимался (во всяком случае учеными людьми) как аллегория, символ. Так произошло в переходный период 1640—1550 г. до н. э. Нянчила там маленького сына – бога Гора. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.
АТОН, представлялся как солнечный диск, что видно из его названия, которое переводится как «диск солнца». Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по супругу (с Исидой отождествляли Сопдет, существовало представление о связи воскресения Осириса с разливами Нила). Существует еще и другой миф, в котором Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу под священной сикоморой (древом жизни) города Гелиополя.
Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты. Аху (множ.
Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Однажды Исида выпытала у состарившегося Ра эту тайну. Египетский миф о сотворении мира для местных жрецов строился на его культе.
Токарева: «В этом мифе отражается не только известное явление природы — борьба злых сил пустыни с плодородием долины, — но и социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его наследие у брата (семейное начало против родового)». После того как усилиями Тутмоса III, славной женщины-фараона Хатшепсут, Египет обрел независимость, единство и господство над соседними странами, культ многообразных, многоликих Ра, соединенных вдобавок с Амоном, вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Спасение от гибели было только в этом. Но для существования в «царстве мертвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила.
«Кому этот драгоценный гроб придется в пору, – сказал Сет, – тому и достанется. » Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами. Для христиан Египта его место занял Христос. Эти боги и стали столпами небесными.
Осирис умер. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. Рука Атума – богиня Иусат. Но затем какой-то искусник изобрел метод бальзамирования (не исключено, что этого человека звали Осирисом). Сет (Сетх, Сутех) – в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. В связи с этим Баст также приобрела функции солнечного Ока. Теперь, когда ты со мной, незачем тебе бледнеть от страха. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора).
Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. АПИС, бог в облике быка, считался быком Осириса. Жажда власти подвигла Сета на преступление — убийство Осириса. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. В противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила).
В таком случае можно предполагать и мотив ревности Сета к Осирису. Сет отрицал свою вину, не признавая Гора наследником Осириса. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. Я не крал. ДЕТИ ГОРА. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш.
Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел. Надо было как можно скорей создать землю, хоть какой-нибудь островок. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Ее зооморфное изображение – корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Мин покровительствовал размножению скота, вот таким образом почитался также как бог скотоводства. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра.
Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса.
В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Анубис-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» – «судья»). Фараон Аменхотеп объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам и изменил своё имя Аменхотеп – «Амон доволен» на Эхнатон – «Угодный Атону» или «Полезный Атону». После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый – с Гором. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»).
Она была олицетворением радости и веселья. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т. е. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь.
Они подняли гроб и бросили его в воду Нила. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек.
Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.
Шу разъединил супругов. А перед этим сказано: «Был же его величество, жизнь, здоровье, сила, стар кости его стали серебром, члены его — золотом, волосы — ляпись-лазурью». Атон даже был составной частью богов солнца: Ра и Атума.
Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона. МААТ, богиня мудрости истины и порядка.
Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Его почитание пошло из города Кинополя, «города собаки» и очень рано распространилось по всему Египту. Священное животное Сехмет — львица.
Он полагал, что многие мифы и легенды относились к разряду развлекательных сочинений. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Приняв образ коровы, она усадила Ра себе на спину и стала подниматься в небо.
Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. В Гелиополисе особо почитался бог Солнца. Однако, прибегнув к более детальному переводу, можно понять, что речь идет не о материальных сокровищах, а о знаниях. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их.
Затем они приносят к ней другую статую Геракла. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли. Я — Хепри утром, Ра в полдень и Амон вечером». Она называлась «шетит». Кинополь – «собачий город»).
Исида изображалась с троном на голове. И тогда придет корабль из страны твоей и будут на нем корабельщики, которых ты знаешь. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном.
Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Числились и вообще так называемые второстепенные боги.
Ежегодно происходили торжества в честь Баст. Самым главным богом египтяне считали Солнце. АХ. Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Я зажигаю огонь жизни, я приношу пищу в дома.
Эти пришельцы и передали землянам часть своих знаний. За это Гор обезглавливает мать. Не случайно по небесному океану (или небесной реке) Ра перемещался на божественной ладье. Почитание ее самым сильным было в Фиванском некрополе.
Золотой Чертог был так великолепен, что с ним не могло сравниться ни одно здание, построенное людьми. ниже) и демиург (творец вселенной). Когда Гор вырос, он отомстил Сету.
Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор – сын Исиды и Осириса. На известных изображениях между его рогов часто помещён солнечный диск. В древних «Текстах пирамид» Анубис выступал главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших.
Считалось, что ритуальный бег быка-Аписа оплодотворяет поля. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба.
По-видимому, так провожали в последний путь погибшего в битве или умершего от ран. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Стены египетских гробниц покрывали росписями, на которых умерший был изображен среди повседневной жизни: на рыбной ловле, в кругу семьи, наблюдающим за сооружением кровати с балдахином и т. д. Мин близок также повелителю вод Себеку, Исида в некоторых мифах одновременно считается матерью Мина (отсюда его эпитет «телец своей матери») и его женой.
Амон играет ведущую роль в коронационных представлениях. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных). В 4 в. до н. э. храм Исиды был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. – на острове Делос. Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору.
В одном тексте дочь Геба Исида названа «яйцом утки». В тот год страна получила прекрасный урожай.
Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. И это по-истине было творение, достойное великого бога. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т. е. «небо») — богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Она беременеет им и рождает его и его помещает под ее крылом». В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса.
ГОР, был сыном Исиды и Осириса. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов.
Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был третьим ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. БА. А постаменты обвивали гирлянды живых цветов. Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») – один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола иногда – крылатого солнца.
Символ Маат – страусовое перо, прикреплённое на голове («маат» обозначает страусовое перо). Их пантеон весьма обширный. Я — владыка и сын владыки, священная сущность исходящая от бога. Таков был вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения.
Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Теперь уже Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Ах – это загробное воплощение человека, переводится как «блаженный, просветлённый». Почему так произошло, ученым не удалось установить. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Аписа почитали с глубокой древности, центром его культа был Мемфис.
Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Но яд не выходил из тела его, а проникал все глубже и великий бог не мог больше ходить. Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида.
Разбирательство переносится на остров, куда запрещено перевозить женщин, но Исида хитростью преодолевает запрет. «Я — Тот, любимец Ра, властелин силы, доводящий до благополучного завершения то, что он делает, могущественный обладатель «слов власти», пребывающий в ладье Миллионов Лет, властелин законов, покоритель двух земель» Нередко его называли «владыкой бедуинов», «владыкой чужеземных стран». На заре формирования египетской мифологии местное божество было у каждой области. Обратим внимание на замечательную мысль, высказанную Р. Антесом: «Нет сомнения, что в самом начале их истории, около 3000 г. до н. э., египтяне понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом. Ведь Ра при случае могли отождествлять с разными богами, а чаще всего — с Гором (в упомянутой генеалогии — праправнуком Ра), что и вовсе кажется странным.
Эти божества являются основой творения. И в дальнейшем, производя эту процедуру, специалисты призывали себе на помощь дух Осириса, его умение. Анубис также возлагал на мумию руки и превращал покойника в ах Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере детей Гора и давал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. У входа высились два обелиска, врезавшиеся в самое небо верхушками с золотыми пирамидками.
В Куше (древней Нубии) Исида считалась покровительницей царской власти, она оберегала царицу-мать. Об этом нетрудно догадаться. Ба осуществляет все физические функции человека: ест, пьёт и т. д. По словам Гораполлона, египетского писателя 4 века, написавшего трактат о египетских иероглифах, ба – это «душа».
Одна из них, наиболее древняя, связана с разделением Египта на Верхнее и Нижнее царства. Потом ка стали иметь все люди. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора. И все-таки еще более глубокий смысл заключен в образе Нут — Космической Коровы. Он близок богу-волку Упуату. И не зря это сделали заблаговременно. От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб изготовлять пиво и вино, строить города, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды.
Так она стала фараоном. Решено было завершить спор поединком, для чего Сет и Гор превращаются в гиппопотамов. Главной и самой большой комнатой в Чертоге был тронный зал. Ка являлся одним из таких элементов. Я сотворил богиню Мехит (Мнехт-урт) — «северный ветер», богиня-львица. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут.
Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. У древних греков была похожая богиня Артемида. Тем не менее, ничего похожего на знания обнаружено в ней не было.
Он известен в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Сехмет (могучая), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное поле, нуждалось в обработке. В результате началась эрозия земель. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности.
Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Почти все они должны были сопровождать умершего. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости). Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила. МИН имя переводится как «производитель урожаев», бог плодородия. Сестра и верная жена Осириса.
Тут же стояли сфинксы, увенчанные красно-белыми царскими коронами. Сехмет – (букв. По «Текстам пирамид» обладание ба приписывалось только богам и фараонам и мыслилось как воплощение их силы и могущества. Я великий, сын великого и мой отец создал имя мое.
Разумеется, сотрудников КГБ очень заинтересовала эта легенда. Я не говорил дурного о царе. Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Геб был связан с царством мёртвых. Хоть есть много рисунков информации о силах и предназначениях Геба не там много.
Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. А праведника пропустят на чудесные поля мертвых. Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки.
Не так давно я публиковал информацию по Древнегреческим богам. Легенда гласит, что Осирис жил среди людей, умер и был похоронен. Исида оскорбляет Сета и он отказывается присутствовать на суде, пока там находится Исида. Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне. Его обязанностью было ведение летописных записей и календаря.
Спастись от нее удалось, лишь опоив красным ячменным пивом, от которого Сехмет уснула и забыла о мести. Голова Осириса не была отнята от него да не будет голова умершего отнята от него. Но во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским оракулом как благословение Амона новому правителю Египта.
На голове Мина корона, увенчанная двумя перьями. Их еще называли демонами. Но откуда людям известно то, как выглядели боги Египта имена и их значения. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»).
На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Между Ра и змеем начиналась битва и победителем всегда оказывался бог солнца. Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Ра, видевший, что мир пустеет, так как никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Эта перемена показывает, что положение царя изменилось. Эти боги и стали столпами небесными.
Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Возможно, это свидетельствует о том, что первые мифы об Осирисе как культурном герое (вспомним образ Прометея) зародились еще в медном веке. В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра.
Как и его отец, Гор покровительствует власти фараона. Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. Вот таким образом-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана, а от египтян переняли такой способ изображения аммонии (они происходят от египтян и эфиопов, а язык у них смешанный из языков этих народов).
Редко его изображали в виде змея иногда – ихневмона. Я восстановил себя, я сделал себя цельным и полным, я возродил свою молодость. После смерти Эхнатона почитание Атона как единого бога Египта прекратилось. Затем все боги кроме Осириса улетели.
Такова была абсолютно умозрительная единица цены. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню. Культ Мина был распространён в Хеммисе, Коптосе, Омбосе, Нубии. Польза была не только материальная, но и моральная: невозможно было накапливать «шетитные» капиталы.
Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. В античное время функции Тота унаследовал греческий бог Гермес.
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Об этом остается только догадываться. Список даёт персонажи в алфавитном порядке. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. до н. э. ).
Появление всходов отождествлялось с возрождением под покровительством Осириса. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. По-моему и свое имя аммонии заимствовали от Зевса ведь в Египте Зевса называют Амоном. Например, Дуамутеф – астральное божество. Или вода. Будь смел и ты обнимешь своих детей, ты поцелуешь свою жену, ты снова увидишь свой дом — а что может быть лучше этого. » Отважный и удачливый герой, рассказ от первого лица, вызывающий у читателя особое чувство сопереживания, динамичный сюжет, красочность и занимательность описаний — все это живо напоминает самые знаменитые приключенческие романы, написанные тысячи лет спустя: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо, «Остров сокровищ» Р. -Л. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба).
Я — Осирис, владыка вечности». Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. Здесь упоминаются эпизоды воспитания Гора Исидой и ее помощи сыну во время битвы с Сетом.
Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Он один из древнейших богов, он ни от кого не родился, он, «создавший сам себя», возник из первобытного хаоса – Нуна (иногда Нуна все же образно называют отцом Атума) вместе с первозданным холмом Бенбеном. Пряталась она от Сета в густых зараслях на берегу Нила. Мин также считался защитником урожая. Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Ты вернешься с ними на родину и умрешь в своем городе.
Вот таким образом египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Про него пели: «Атум в своём Атоне», то есть Атум в солнечном диске – и: «Тело Ра – Атон», то есть тело Ра – это солнечный диск. По древнейшим поверьям разных племен и народов, магическое воздействие на человека усиливается, если обладаешь какой-либо его частицей (обрезки ногтей, волосы, слюна).
— Р. Б. ) и создал «Быка своей матери» (Аписа. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) «языком и сердцем». Приняв образ коровы, она усадила Ра себе на спину и стала подниматься в небо. Потом из воды появился белый лотос из цветка вышел Ра.
В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. Ка определяет судьбу человека. Бог Тот пожалел ее. Олицетворяло оно собой солнце.
Его имя обозначает «высоту», «небо». Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. В период упадка египетской культуры на первый план вышли оккультные «знания», связанные с магическими заклинаниями, астрологией и алхимией. Осирис, первенец бога земли Геба и богини небес Нут, в мифологические времена, как считалось, унаследовал власть на земле от своего отца (естественно, центром земли и его владений был Египет).
В «Текстах пирамид» сказано, что Иару находится на восточном небе, откуда восходит солнце Ра. По мнению этнографа С. А. Они должны были охранять Осириса от его врагов: Сета и его свиты.
Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. Один из эпитетов Мина – «поднимающий оружие». Астарта играла большую роль в борьбе богов с Йамму, властелином моря. АНУБИС, греческое имя египетского бога Инпу, который покровительствовал умершим. Хор (Гор) – (букв. Родив Гора, она тайно вскормила и воспитала его Еще в детстве Гор победил змею. Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов.
Четвертый ребенок — Нефтида — по некоторым мифам, была его женой. Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Введение.
Почиталась также богиня Бастет в образе кошки. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона. Нут называли огромной матерью звезд, рождающей богов. Особо ее почитали в городе Бубастисе. «В связи с этим, — писал Р. Антее, — высшие посты в Египте занимали члены царской семьи.
Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Исида на этот раз помогает сыну (словно он и не отрубал ей голову). Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Согласно мифу. В Чертоге Маати уже невозможно было прибегнуть к обману и лицемерию.
Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли. Эти пирамидки отражали солнечные лучи, рассыпая вокруг дворца сияющие искры зайчиков. Сердце мое в огне, плоть моя трепещет, дрожь сотрясает мои члены. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис.
Например, амулет «Коршун» (золотая птица с раскинутыми крыльями, держащая в когтях символ жизни — крестообразный, с кольцом вверху) призывал силу Исиды на защиту умершему и клался ему на шею в день погребения. Вот таким образом Антее назвал этот рассказ пародией на медлительные судебные процессы и волокиту. Сошлемся на Р. Антеса. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый — с Гором. Ведь они не везде почитают одних и тех же богов.
Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.
Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Настала очередь Осириса. После падения на землю слезинки превратились в людей.
до н. э. ), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. Я создал небеса и натянул оба горизонта, как занавес и поместил там души богов. В древнем Египте Исида была особенно почитаема, в том числе и как покровительница материнства и супружеской верности. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата.
По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов. Взяв умершего за руку, ведет он его на суд Осириса, который восседает на троне. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги. В реальной жизни воплощением Аписа являлись чёрные быки с особыми белыми отметинами. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла.
Эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди. Порой рассказ о деяниях Ра приобретал достаточно формальный характер: «И узнал его величество, жизнь, здоровье, сила И сказал его величество, жизнь, здоровье, сила, тем, кто были в его свите» (эпитеты, которых удостоен здесь Ра, обычно стави- лись после имени фараона в виде пожелания счастья, долголетия). Затем в Гелиополе состоялся суд во главе с Гебом, богом земли, по обвинению Сета в убийстве. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.
Я не завидовал. Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и торжественно погребали.
Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Вот таким образом царица Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду и ещё при Тутмосе II, своем отце, считалась главной жрицей, то есть женой бога. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. В этой связи вспоминается гениальная денежная единица изобретенная в Древнем Египте около четырех тысячелетий назад. В качестве ба богов нередко фигурируют священные животные (например, ба Себека – крокодил, Осириса – баран, ба многих богов – змея) или другие божества.
Священное животное Баст – кошка. Фараоны являются «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Осирис – один из важнейших богов в древнеегипетском пантеоне, покровительствующий производительным силам, растительности. Ах в виде хохлатого ибиса встречается на многих изображениях. Имя Геба писали иероглифом утки, хотя она и не была его священной птицей. А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых».
С Амоном связано обожествление фараона, почитавшегося его сыном во плоти (считалось, что фараон рождается от брака Амона и царицы-матери, к которой бог является в образе её мужа). Сын Баст – Махес, бог грозы и бури. Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей Мина.
Ее почитание как богини-матери приобрёл обособленное значение во многих идеологических и религиозных учениях, в том числе повлиял на христианские представления и искусство. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Вместе с покойным фараоном Ра совершает утреннее омовение в озере, расположенном в Иару, куда их перевозит на лодке «перевозчик Иару». в Египте «магический разум» и «рациональный разум», т. е. Без фараона, так без Солнца, невозможна жизнь на Земле. Затем поля Иару стали считатся местом пребывания всех «блаженных», всех, кто оправдан на суде Осириса эти поля находятся под землей, считаются плодороднейшими, на них нет ничего нечистого, много еды и напитков.
Атона изображали в виде солнечного диска. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице (имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана)». Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших различные имена, но, как правило, связанных с небом и солнцем. А в мистическом плане соединение Гермеса с Тотом привело к образу мага и волшебника Трисмегиста («трижды величайшего») имя которого было особенно популярно у средневековых чернокнижников, алхимиков, астрологов. Это обеспечивало хороший урожай в будущем.
Обитая в гробнице и оставаясь в полном единстве с умершим, ба может отделиться от тела человека и свободно передвигаться, оно совершает «выход днем» из гробницы, поднимается на небо, сопутствует человеку в загробном мире. Как указывается в «Текстах пирамид», ка первоначально было олицетворением жизненной силы богов и царей, воплощением их могущества. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов.
«Первая зачарует (заколдует) небеса, землю, подземный мир, море и горы с ее помощью ты увидишь всех птиц, гадов, рыб ибо власть ее заставит рыб подняться на поверхность. Я не лгал. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства. Жрецом Маат был везир. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. С тех пор люди стали поклонятся небесному светилу, спасшему их существование и даровавшее жизнь всему на свете.
У Гора были сыновья: Амсет, Хапи, Кебексе-нуф, Дуамутеф. Осирис научил людей хорошим нравам и обычаям, отучив от людоедства. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой.
Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Бог наслал богиню Хатхор для своей мести. Кроме того, в мифе утверждается особое положение Исиды среди прочих богов.
По рассказам фиванцев и всех тех, кто по их побуждению воздерживается от баранины (баран считался у египтян воплощением Хнума), обычай этот установлен вот почему. Согласно легендам именно благодаря Осирису произошел переход от варварства к феодализму – он открыл людям ремесло и научил возделыванию земли. Исида – богиня плодородия, ветра и воды, приходилась Осирису не только сестрой, но и супругой. Изида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований» в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Почему бы тогда и другим богам не умереть, хотя бы от старости.
Вспомните русскую народную сказку про Бабу Ягу. Крокодилополь), столица Фаюма. «Не бойся, ничтожный, не бойся. Вот и выясняется, что «жизнь, здоровье, сила» — стар и слаб (он опасается злых дел со стороны людей). Гор, Хор («высота», «небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил.
Умерший обращается к богу Тоту с просьбой: «Пусть положение духа будет дано мне вместо воды, воздуха, удовлетворения страстных любовных желаний и да будет мне спокойствие сердца вместо лепешек и пива». В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Боги могли иметь несколько ка, например Ра – 14. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Он, как и Гор, считается главой объединенного Египта. — РБ. ), что ужасное несчастье случилось со мной. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности.
В качестве Ока Ра она отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра, приносящее росу. ), с Сехмет — богиней войны и палящего Солнца (жаркое полуденное Око Ра. ). Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Бог РаЭто верховное древнеегипетское божество. Каждая кошка считалась воплощением божества, внушая почтение и страх.
Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т. е. Центром культа Аписа был Мемфис. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Оно готово проглотить того, кто солгал и при жизни творил зло. Но это длится недолго и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.
Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Ка нередко считают одной из душ человека. Маат иногда называлась «Маати» (двойственное число), так как существовало представление о двух сестрах Маат зал суда назывался «залой двух правд». После того как Гермонт уступил свою гегемонию соседним Фивам, Монту ушёл в тень перед фиванским богом Амоном.
Я не поднимал руку на слабого. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. ИАРУ, загробный мир, где пребывают умершие, поля рая. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. После анализа самой мумии было установлено, что в саркофаг она попала в 10500 г. до н. э.
Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Атон присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе. В «Книге мёртвых» Геб принимает участие в суде Осириса над умершими.
Огонь ли это. И данный период был золотым веком Египта. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям и он решил прекратить свою кару. Разозлившись, он намерился уничтожить людей и создать новое царство.
Когда Геракл стал настойчиво добиваться (свидания), Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. При храмах находились жрецы – служители богов. Но ее называли также дочерью Ра.
Изображалось в виде птицы с головой, а иногда и руками человека. Амон почитается и как мудрый, всеведущий бог, небесный заступник, защитник угнетённых.
Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Египтяне глубоко почитали Ра, который даёт жизнь людям, растениям, животным. Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Успехи астрономии раскрыли великое значение Солнца для жизни на Земле. Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства.
Она такой же антропоморф, как и древнеегипетские боги. Виньетка одной из глав «Книги мёртвых» изображает поля Иару прорезанными полноводными каналами. Душой (ба) Геба представлялся Хнум. Исида свидетельствовала в пользу сына и Гор был провозг лашен царем, а Сет низложен. В Фивах его называли Амоном-Ра, в Элефантине Хнумом-Ра.
Спустя какое-то время Осириса стали почитать как божество загробного мира. Эта речь сообщает и о моральных нормах египтян — «Я не совершал несправедливостей против людей я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло я никого не заставлял рыдать» и о религиозных предписаниях — «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня» и о правилах общежития — «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды». Все очень просто изображения богов и фараонов их имена, сфера деятельности, ремесла и исторические события, все это высекалось на стенах пирамид, камнях, писалось на гробницах и папирусе. Огромное место в египетской мифологии принадлежит представлениям о загробном мире. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим.
Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. По представлениям древних египтян человеческая сущность состояла из нескольких элементов. Я не сквернословил. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами.
В Амоне невидимо существуют все боги, люди, предметы. Жена бога Пта. Назрела настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца. Однако вряд ли просвещенные египтяне принимали всерьез подобные поэтичные легенды.
В споре Гора с Сетом о праве на престол Осириса Геб возглавляет судей. Его держали в уме. Такая версия подтверждается отрывком из Книги Мертвых («Глава о том, как не допустить отсечения головы человека в подземном мире»): «Я — Великий, сын Великого. Верховным жрецом Атона стал сам фараон, считавший себя его сыном. Крупнейший и наиболее древний храм Амона – Карнакский (в Фивах), во время праздника Амона, называемого «прекрасным праздником долины» из этого храма при огромном стечении народа выносили на ладье статую Амона. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий.
«Однако не сумма знаний определяет качество интеллекта, — справедливо отмечал Р. Антее. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.
Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного). Солнце было для египтян богом Ра в золотом челне. Я не пренебрегал богами.
Постепенно подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе: пустыни и полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными. Одновременно концепция о Хоре (Горе) как о верховном боге была заменена или, скорее, отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является солнце, Рэ (Ра) и что царь — просто сын Рэ». Ба имели не только люди, но и многие города: Гермополь, Буто, Иераконополь и др. Характерен эпизод со слюной Ра.
Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4. Его взяли в ладью Вечности и верховная власть над миром была дана ему. После этого наступил период хаоса, а люди перестали повиноваться верховному божеству.
Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. Священными животными Сета считались свинья («отвращение для богов»), антилопа, жираф, а главным был осел.
Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. Это одерживало человеческую алчность и исключало жульнические операции Впрочем, возможность пользоваться мнимыми «деньгами» возникла именно потому, что египтяне высоко чтили честность истину и справедливость — в облике богине Маат.
В таком случае можно предположить, что Хатор была вечерним Оком Ра (подобное триединство божеств достаточно распространено в египетской мифологии). В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Затем мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. В гробницы ставили портретные статуи умерших, вместилища ка, на них писали, что это ка того-то. Амон и фараон едины как владыки мира, его заботливые правители.
После смерти быка торжественно хоронили. Наряду с ним использовались и другие образы. Она научила людей жать, растирать зёрна. Его называют «могучий Гор», «мститель за отца».
Его символ – солнечный диск с распростёртыми крыльями. Очень важное место отводилось Тоту в погребальном культе. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Я не убивал. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса.
Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Это были праздники с пением и плясками. Когда Гор вырос, он победил Сета. Я чист, я чист, я чист, я чист.
По мнению Р. Антеса, для Ра не было «естественной мифологической почвы» (в наиболее древних преданиях) и его образ пришлось приспосабливать к мифу о Горе. Исида поражает копьем Сета, но тотчас раскаивается, жалея брата и вылечивает его. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, а Геба оставил внизу — так образовалась земля.
АТУМ, глава гелиопольской девятки богов (Атум, Шу, Теф-нут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида), бог солнца, демиург. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то.
Более того, она проливает свет на вопрос о том, как возникли мифологические повествования. Исида – одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Нут называли «огромной матерью звезд, рождающей богов». Возмужав, он совершил путешествие к телу отца. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. Вот таким образом Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования.
В общем, египетская история заставляет думать, что около 3000 (г. ) до н. э. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Он был самым главным богом плодородия. Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая называется «Сехетиару», что значит — «поле камыша» и жил там в довольстве и безмятежности, его живые родственники должны были совершать определенные магические обряды. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Священное животное Амона — баран и гусь (оба — символы мудрости).
Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида.
Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию. Каждый год разливается Нил, восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия, обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. А так как фараон в Египте был воплощением Гора, он мог быть только мужчиной. Была женой бога мудрости Тота. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор — сын Исиды и Осириса.
Тота называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином божественных слов» или «слов власти». Тогда Исида сказала Ра: «О божественный Отец, скажи мне свое имя ибо тот, кто исцелен твоим именем, будет жить». В древности Атон выступает как воплощение всех главных богов солнца. Боги и цари имели несколько ах, обычно семь. У них могло быть несколько ба (бау – множ. Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Показательно, что египтяне так высоко ценили именно «спокойствие сердца», а не те материальные блага, на которые стали так падки представители современной технической цивилизации. Он изменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону» или «полезный Атону»).
Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.
Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном.
Амон близок богу солнца Ра, у которого есть имя Амон-Ра, он почитается как «царь всех богов», считается богом-творцом, создавшим всё сущее. После сотворения мира Ра стал царствовать над ним и это было самое благодатное время для людей. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амон-Ра.
Затем стало считаться, что они защищают и любого умершего человека. Пусть приведут ко мне моих детей — богов, владеющих «словом власти» и магическими речами, чьи уста зияют, как произносить их, чья сила достигает небес». Я тот, по чьему велению разливается Нил, но имени моего не знают боги. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса.
Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта» позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице. Изображалась женщиной, сидящей на земле, с прижатыми к туловищу коленями. Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Об усопшем Фараоне сказано: «Он — сын великой дикой коровы.
Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца.
Существовали мифы, «объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Исиды в Галлии, Испании, Британии. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку.
В таком случае тот период, во время которого Оком Гора завладел Сет, следует толковать как время хаоса и смуты в стране («смутное время»). Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. Укрепив свое сердце, великий бог крикнул свите.
Многие дизайнеры создают интерьеры для дома и ресторанов в египетском стиле. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса.
Анубис считался богом мёртвых, его называли «владыкой царства мёртвых», «стоящим впереди чертога богов». С ним связана одна из самых извесных в истории религии попыток реформации сверху. Об этом свидетельствуют египетские мифы -- волшебные рассказы о богах. Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. «небо») – богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. В некоторых случаях Оком Гора называлась Луна, а ее исчезновение с небосклона означало, что это Око похищено Сетом А впрочем, слишком часто отдельные мифы о тех или иных богах (героях) не связаны между собой единством сюжета и действующих лиц их помыслов и характеров.
В Книге Мертвых сказано, что умерший попадает туда, где есть только «глубь неизмеримая, что темнее самой темной ночи и люди блуждают в ней без помощи». При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. или даже в современном мире. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Все прочие боги представлены в облике людей и тем самым являются причастными к земному миру (люди творят богов по своему образу и подобию).
Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых европейских средневековых храмах (в Сен-Жермене, Кёльне). Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. А космос — нечто более величественное, своеобразное, основополагающее. Таким образом, власть фараона рассматривалась восходящей к Гебу.
Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Ка сосредотачивает в себе жизненную силу человека. Исида же стала защитнецей жен и матерей. У древних греков был схожий бог – Гермес. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Сила бога заключалась в его таинственном имени.
Сражение продолжается всю ночь. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Равновесие означало, что покойный оправдан и достоин блаженства на полях Иару. Слово «правда» — одно из ключевых в церемонии прохождения умершего через Чертог Маати. Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца.
Существование материальных объектов не интересует автора (или авторов) мифа, они могли в принципе присутствовать, но без их осмысления, без их восприятия и обозначения словом они как бы остаются в небытии: без субъекта нет объекта. По всему древнему миру было создано много святилищ Исиды. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Но вот день клонится к вечеру, так как лодка Амона-Ра спускается с небес.