«раненый кирасир, покидающий поле боя» — картина французского художника Теодора Жерико, созданная им в 1814 году.
Видимо, успешный приём этой картины заставил Жерико обратиться к теме военной истории современной Франции. В воспроизводимом нами Офицере карабинеров из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата. Жерико жил в Италии. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).
Он также критиковал рисунок Жерико, «исполненный тяжести и дисгармонии». Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Ландора и самого главы французской классической школы Давида. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Жерико болезненно переживал критику.
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Он работал над камерными портретами солдат и офицеров, представителей всех родов войск, набросками и эскизами из повседневной жизни военных, боевых эпизодов, а также знаковых событий, стремясь передать «дух времени», а не пафос наполеоновской эпохи. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Ландора и самого главы французской классической школы Давида. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Он работал над камерными портретами солдат и офицеров, представителей всех родов войск, набросками и эскизами из повседневной жизни военных, боевых эпизодов, а также знаковых событий, стремясь передать «дух времени», а не пафос наполеоновской эпохи. И чтобы лучше передать энергию, свойственную его моделям, Жерико выковал свою ярко индивидуальную технику. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством Жерико экспонировал её в Лондоне. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. На первом плане — фигуры умерших и обезумевших они написаны в натуральную вели чину. Он работал над камерными портретами солдат и офицеров, представителей всех родов войск, набросками и эскизами из повседневной жизни военных, боевых эпизодов, а также знаковых событий, стремясь передать «дух времени», а не пафос наполеоновской эпохи. Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца сыграло искусство А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Работа хранится в Лувре, в Париже.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». «Раненый кирасир» был одобрен критиками за сложный ритм, «сильную» кисть, но вместе с тем отмечалось излишнее увлечение тёмными красками (Жерико использовал битум, который впоследствии ещё более усилил черноту колорита, а часть красочного слоя и вовсе была разрушена).
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Однако ни один из этих замыслов не был завершён и для Салона 1814 года художник в короткий срок написал «Раненого кирасира».
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Я не знаю этой кисти. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
По мнению автора «Газетт де Франс», художник по сравнению с прошлым Салоном выступил слабее. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. С искренним сочувствием и жалостью Жерико изобразил искалеченных, больных, смертельно уставших солдат, бредущих по полю, занесенному снегом. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Лошадь, по мнению критика, была «чудовищна» и не вписалась в ансамбль. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Лошадь, по мнению критика, была «чудовищна» и не вписалась в ансамбль. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Жерико искал тему для большой композиции, сохранились его эскизы «Атака кавалерии» (битва при Ваграме), «Отступление из России» изображения польских офицеров, входивших в императорскую гвардию. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы. В так называемом Альбоме Зубалова (Париж, Лувр) на листах 12 и 13 уже появляются наброски будущей картины, разработка сюжета была продолжена в Чикагском альбоме (оборот листа 34). Эти две тенденции— с одной стороны, любовь к реальности и природе, а с другой—изощрённая забота о том, чтобы следовать по пути, проложенному старыми мастерами, — отныне всегда будут сталкиваться в душе художника. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Двенадцать дней спустя их спасло судно «Аргус». Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Дюрдан говорил о «резкой» кисти, особенно проявившейся в изображении лошади, так что, чтобы получить правильное впечатление от картины, приходится отойти от неё в «пятьдесят раз» дальше обычного.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. Полотно отметил и сам Давид.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки) корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи Неволя и величие солдата. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии.
Бонапарта, —он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность «старых наполеоновских ворчунов»—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Одновременно с многочисленными этюдами для «Бега свободных лошадей» Жерико фиксировал живописные картины обыденной жизни. Этим определялась направленность его поисков». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Для эскизов к картине Жерико позировал тот же человек, с которого он писал «Портрет офицера карабинеров» и «Портрет карабинера».
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Ландон, ученик Давида, отмечал, что «Атакующий гусар» («Портрет лейтенанта М. Д») более удачен, а надежды, которые подала первая успешная картина художника, не были реализованы.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Он также критиковал рисунок Жерико, «исполненный тяжести и дисгармонии». В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Развитие этой темы было продолжено в эскизе маслом (Париж, Лувр), но окончательную форму замысел Жерико обрёл в подготовительной композиции из Бруклинского музея. Однако ни один из этих замыслов не был завершён и для Салона 1814 года художник в короткий срок написал «Раненого кирасира»1. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
Природа на полотне враждебна человеку. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Жерико искал тему для большой композиции, сохранились его эскизы «Атака кавалерии» (битва при Ваграме), «Отступление из России» изображения польских офицеров, входивших в императорскую гвардию. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Но при этом Жерико упорно и много работает. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Дюрдан говорил о «резкой» кисти, особенно проявившейся в изображении лошади, так что, чтобы получить правильное впечатление от картины, приходится отойти от неё в «пятьдесят раз» дальше обычного. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Тогда капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со ста пятьюдесятью матросами и пассажирами из которых выжило только пятнадцать человек. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
На Салоне 1812 года Теодор Жерико представил картину «Портрет лейтенанта М. Д» (позднее она получила наименование «»). Критик В. Г. из «Журналь де Пари» поражался манере исполнения, которая делала картину похожей на этюд или набросок, длинной фигуре кирасира и тому, что корпус лошади написан так, что похож на мозаику. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
Критик В. Г. из «Журналь де Пари» поражался манере исполнения, которая делала картину похожей на этюд или набросок, длинной фигуре кирасира и тому, что корпус лошади написан так, что похож на мозаику. Её похвалил М. -Б. Жерико искал тему для большой композиции, сохранились его эскизы «Атака кавалерии» (битва при Ваграме), «Отступление из России» изображения польских офицеров, входивших в императорскую гвардию. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции.
Бутара, Ж. Дюрдана, Ш. -П. В картине «Плот Медузы» (1 SIS IS 19 гг. ) Жерико добивался максимального правдоподобия. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817г. ) кисти Жерико доступна и выразительная точность репортажа и сдержанная героика в неоклассическом духе. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. По мнению автора «Газетт де Франс», художник по сравнению с прошлым Салоном выступил слабее. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтичной живописи. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. 1817, Лувр, Париж). Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»).
Так, в частности, он сделал несколько акварельных зарисовок итальянских дам, следивших за скачками с тем «страстным» вниманием, о котором столько писал Стендаль. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным плат ком команде «Аргуса». Там картина вызвала большой интерес. В воспроизводимом нами «Офицере карабинеров» из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата. Он состоял в любовной связи с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия.
Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих «Молодую женщину в красном», которую мы воспроизводим. Этим определялась направленность его поисков»13.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. В 1816—1817 гг.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Полотно было замечено критиками и удостоилось похвал М. -Б. Много копирует в Лувре. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Ландора и самого главы французской классической школы Давида. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Её похвалил М. -Б.
Благодаря этому романтическому, т. е. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Бутара, Ж. Дюрдана, Ш. -П.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелиста—автора «Плота «Медузы», который сумел передать впечатление силы посредством столь прозрачной и тонкой техники.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Картина тесно связана с поисками темы для большой композиции. Картина тесно связана с поисками темы для большой композиции.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
Видимо, успешный приём этой картины заставил Жерико обратиться к теме военной истории современной Франции. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. «Раненый кирасир» был одобрен критиками за сложный ритм, «сильную» кисть, но вместе с тем отмечалось излишнее увлечение тёмными красками (Жерико использовал битум, который впоследствии ещё более усилил черноту колорита, а часть красочного слоя и вовсе была разрушена). На Салоне 1812 года Теодор Жерико представил картину «Портрет лейтенанта М. Д» (позднее она получила наименование «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку»).
Развитие этой темы было продолжено в эскизе маслом (Париж, Лувр), но окончательную форму замысел Жерико обрёл в подготовительной композиции из Бруклинского музея. Влияние этих мастеров хорошо заметно в ранних произведениях Жерико, отразивших неразрывную связь мастера с его эпохой. Одного из погибших волной смывает в море. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.
«Прекрасное выражение идеи», но в форме «небрежного» наброска, с неверным рисунком, «черным и искажённым» колоритом. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы».
Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. В так называемом Альбоме Зубалова (Париж, Лувр)23 на листах 12 и 13 уже появляются наброски будущей картины, разработка сюжета была продолжена в Чикагском альбоме (оборот листа 34). Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Для эскизов к картине Жерико позировал тот же человек, с которого он писал «Портрет офицера карабинеров» и «Портрет карабинера»4.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи «Неволя и величие солдата». «Прекрасное выражение идеи», но в форме «небрежного» наброска, с неверным рисунком, «черным и искажённым» колоритом. Полотно отметил и сам Давид14.
В результате «Медуза» села на мель и затонула. Обладая собственной творческой индивидуальностью, Жерико не стал продолжателем традиций своих учителей. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
На сепии из парижского собрания Эме-Азам представлен сидящий задумавшийся солдат, а на её обороте— солдат с ребёнком на руках среди развалин. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. «Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации». Однако ни один из этих замыслов не был завершён и для Салона 1814 года художник в короткий срок написал «Раненого кирасира».
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Ландон, ученик Давида, отмечал, что «Атакующий гусар» («Портрет лейтенанта М. Д») более удачен, а надежды, которые подала первая успешная картина художника, не были реализованы. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Полотно было замечено критиками и удостоилось похвал М. -Б. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.