Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Сикста в Пьяченце. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Справа от Богоматери – Св. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же).
Возможно, вот таким образом в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). В спор погружены и выходящие из храма последними Платон и Аристотель, шествующие на фоне уходящих в глубину арок церковного нефа и небесной синевы.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. А также есть версия, что они на самом деле были женаты и после смерти Рафаэля она на правах вдовы подалась в монастырь, где и умерла по неизвестной причине в конце 1520 года. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами.
1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Здесь было у кого поучиться. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
Безусловного доверия заслуживает официальная версия, согласно которой великий художник умер от лихорадки, подхваченной в римских катакомбах во время раскопок. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. В 1513-1514 гг. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций. Его первым заказом стало оформление Станца делла Сеньятура, комнаты расположенный на верхнем этаже дворца Ватикана и которая почти несомненно использовалась папой в качестве библиотеки. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи.
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В перуджинский период художник создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве.
В обычном религиозном сюжете прославляется величие человека, который во имя высшего долга способен идти навстречу мукам и даже смерти. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком.
Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). золотых и снял для неё виллу. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. VI). Самым талантливым был Джулио Романо.
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Иногда он добавлял Иоанна Крестителя, который органично увязывался с основным изображением. Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Художественный язык религии – это образы святых. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна).
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Св. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506).
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
«Форнарина» (прибл. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». После кончины великого художника в 1520 г. Форнарина ушла в монастырь. Вершиной портретной живописи Рафаэля считается портрет его друга Бальдассаре Кастильоне. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе, а аполостолы полулежали у его ног, прикрывая глаза от яркого света. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания).
С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести.
Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. А после его смерти она боялась умереть». Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
И Рафаэль учится и работает. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. То она предстает скромной девушкой с ангельским личиком, оказавшейся в итоге притворщицей и на самом деле являвшейся куртизанкой, охотящейся за богатством Рафаэля.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Во Флоренции он прожил четыре года изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello). Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. На тот момент Рафаэлю был 31 год. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Стиль Микеланджело и Да Винчи вдохновляет Рафаэля и он начинает изучать их манеру рисунка, а для большей наглядности делает копии фрагментов с картин великих художников. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка).
Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. Вскоре поле смерти возлюбленного, Фарнаринаскончалась в монастыре, где была записана как вдова Рафаэля.
Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Этот камерный портрет действительно необычен. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. В общем каждый выдумывает на свой лад. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Так началась история Рафаэлевых Станц. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра.
Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Иероним со львом, его главным признаком. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Верхнюю часть картины, представляющую преображение Господне как видение и отличающуюся утончённой зрелой живописью, написал Рафаэль.
Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Свободные изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.
В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, вот таким образом росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. fornaro – пекарь). Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Однако это никак не сказалось на его творчестве.
Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. Эти годы стали решающими для его творческого формирования.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Почему. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы.
Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Он прожил остаток своей жизни здесь. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II).
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Мадонна движется и неподвижна. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
Композиционное равновесие сочетается в ней с движением.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Вот таким образом в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов.
Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Браманте было поручено начать строительство нового грандиозного собора Святого Петра и одновременно преобразить небольшой Ватиканский дворец, сделав его частью грандиозного архитектурного комплекса. Совсем иначе он писал своих мадонн. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
У ангела слева одно крыло. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной.
Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного.
Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством.
Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Умер Рафаэль в ее постели.
Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. Тонкий и ранимый, он всю жизнь чувствовал острую потребность вматеринской любви и нежности.
На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Это самый известный портрет Рафаэля. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Он даже обвинил художника в плагиате. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Но этот храм античной мудрости пуст. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Работа датируется 1498 годом. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).