Он обращается к Марии с просьбой защитить всех, кто ее поклоняется и молится. Варварой, которая облегчает муки умирающих. Драматичный и выразительный образ Марии не идеализирован, художник наделил Богоматерь одновременно земными чертами и религиозной идеальностью. Сикста напротив деревянного распятия, вот таким образом лица Марии и Младенца отражают чувства, которые они испытывают при виде мученической смерти Христа. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир».
Здесь у Рафаэля не было предшественников.
Почему все они находятся за занавесом. Мысленно проведите спиралеобразную дугу вокруг лица Матери, далее, по внешней орбите, ведите линию по рукаву Богородицы и по руке Младенца, захватывая уже два лица, потом снова, по внешней орбите, далее, по ноге Младенца, захватывая Иоанна Крестителя, снова на внешнюю орбиту и тяните дугу вдоль платья Мадонны до места, где оно заканчивается. Например, «Мадонна Седия». Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
Их движения и жесты еще совсем детские и наивные. Когда итальянское искусство вступило в пору своего расцвета, Хозяйственный и связанный с ним духовный подъем итальянской буржуазии достиг уже своей вершины и пошел на убыль. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони.
Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. Не мы требуем жертву. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области.
Настоящая, реальная жизнь в небесах. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского. Получил должность писца папских указов. Она явилась результатом двухвекового процесса художественного созревания, носителем и стимулом которого было буржуазное развитие страны. Небольшую часть своей жизни Рафаэль прожил во Флоренции, где у него было множество возможностей для совершенствования своего мастерства. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Нельзя наглядеться. Николы из Толентино». В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии.
С правой стороны мы видим упавшего на колени Сикста II. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. Об этом можно говорить бесконечно много.
Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. Сикст. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ.
Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В 1425 году монастырь перешел к монахам-бенедиктинцам конгрегации Святого Юстина в Падуе. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.
Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В этом одиноком шествии Богоматери выражена вся трагическая жертвенность, на которую она обречена. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Варвара «утопают» в облаках. Их взгляды жадно устремлены на Мадонну.
1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. И тому тоже есть причина. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне» : «Что за благородство, что за грация кисти.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.
В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. У него всё продумано до мелочей. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки Но эту босоногую женщину встречают, как царицу – владычицу небесную.
Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Ф. М. Достоевский имел репродукцию «Сикстинской Мадонны» в своём рабочем кабинете. От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции.
«Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки.
Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Юный художник прибывает во Флоренцию и первое, что поражает его до глубины души, — Давид — гигантская скульптура Микеланджело, недавно установленная на пощади Синьории. Следующие четыре года Рафаэль проведет во Флоренции. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Она выходит к людям, как на сцену. Весь ее вид показывает покорность, веру и благоговение. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя.
Он является идеальным сценографом всех своих творений. Здесь все решено по-иному. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. Ритмический строй, который достигается благодаря особой композиционной расстановке персонажей, концентрирует внимание на Мадонне с Младенцем в центре картины.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме5. «Cквозь приоткрытый занавес Мария с Младенцем на руках сходит нам навстречу по облакам, в которых угадываются херувимы.
Получилась спираль в три с половиной оборота. 1520 – Умер в Риме. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры».
Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца.
Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Италия стала ареной борьбы французских испанских и немецких ландскнехтов. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет.
Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Во всём её облике – решимость.
Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна». Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. «Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченцепо заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области. Это придает полотну теплоту, заботу и человечность.
Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей.
Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным.
Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. С 1499 по 1511 годы они возвели большую церковь и ряд других построек. После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден.
В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. Написал «Мадонну в кресле». Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника.
Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. По левую сторону от мадонны сидит, опустив голову и взор Святая Варвара.
В настоящее время в монастыре находится копия Сикстинской мадонны. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. В политическом отношении страна была целиком раздроблена.
И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал.
У него ничто не случайно. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи.
Потом много учился и работал. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св.
Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста.
Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. А спустя три года умер его отец. По всей видимости, художник обвинял именно их. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю.
За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. В левой части картины коленопреклонённый Св. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Вот так была организована композиция этой картины. Еще два ангелочка, напоминающие амурчиков, показаны на самом первом плане картины.
VI). В образах античной и христианской мифологии они воплотили мечты о естественном и гармоничном человечестве. 1483 – Родился в Урбино в семье художника.
«Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). – писал русский поэт Василий Жуковский. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью.
1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Это всё символы, создающие ощущение гармонии, примирения, единства души, Бога, человека и природы. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни.
Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту. Величественный образ мадонны в котором незабываемо и неповторимо воплощены благородство и гордость человека, проникнут счастьем материнства, но и чувством материнской тревоги перед трагической судьбой сына. Они и стали прототипами ангелов. Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. Их 6, не правда ли. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено.
Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. У ангела слева одно крыло. Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых.
Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Все эти перипетии выпали на долю полотна, которое написал Рафаэль Санти, – Сикстинская Мадонна. Лицо младенца серьезно. Зачем он это нарисовал. Шлейф плаща Рафаэля огромен.
Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Справа Рафаэль написал Св. Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Таким образом, пальцев всё-таки 5. Тяжелый общественный кризис охватил всю страну.
Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).
О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Что это. Если присмотреться, там много взрослых, мужских лиц с открытыми ртами, мало похожих на ангелов. И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Варвары и её поза выражают покорность и благоговение. Гений чистой красоты был с нею.
По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. Вот почему так сложно выражении лица Марии. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Зато существует знаменитая легенда о возлюбленной и натурщице художника Форнарине, с которой его связывали долгие отношения. Ключевое слово тут «беспокойство». Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана.
Гением таинственным и не расшифрованным. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии.
Главным оказывается момент божественного явления, момент, который художник вправе изобразить, а зритель имеет право в нем участовать. Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти.