Архитектура «Афинской школы» – не просто красивая и величественная декорация. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб».
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Но и теперь среди множества работ, наверху своей славы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины, заботливо обдумывая многочисленные эскизы. С 1499 г. — в Перудже в мастерской Перуджино. Сикста в Пьяченце.
Им присущи классическая ясность рисунка и пластической лепки форм, мягкая гармония светлого, нарядного колорита. 1501-1502: «Коронование св.
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
В это же время в Риме он пишет самое известное свое произведение – «Сикстинская мадонна». В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж.
Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Склонённая голова мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». В 1513-1514 гг. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул».
К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором. Она обнимает рукой детей, один из которых, Иоанн, подает другому собранный тростниковый крест. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы.
В композиции «Диспута» все элементы, все части непреодолимо устремляются к одному центру. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен.
Великий Рафаэль родился во Флоренции. 1503: «Распятие» (Лондон, Национальная галерея) части пределлы «Чудо св. Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой. Мадонны Рафаэля взрослеют, становятся содержательнее, наполняются абсолютно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, которая была вовсе неведома его ранним, перуджинским мадоннам. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя.
С 1515: работа над картоном для ватиканских гобеленов. Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Николая Толентинского» — части в пинакотеках Неаполя и Брешиа «Воскресение» в музее Сан Пауло (Бразилия) «Воскресение» (Лондон, частное собрание) «Св. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515). В течение четырех лет, Рафаэль освоил технику Перуджино настолько хорошо, что различить их работы стало почти невозможно.
Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. В картине все отмечено совершенством: композиция. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. В росписях станц воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физических и духовных возможностей. В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино.
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Группа богаче движением и пластическим контрастом. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы.
Талантливому живописцу поступило предложение занять должность художника при папском дворе, коим он не преминул воспользоваться, расписывая фресками церковные своды Ватикана. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба».
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны.
Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02). В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж.
Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы.
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. 1511-1512: «Мадонна из Фолиньо» (Ватикан, Пинакотека) «Портрет кардинала» (Мадрид, Прадо) «Портрет папы Юлия II» (Флоренция, Уффици). В неустанных поисках своего идеала, воплотившегося для Рафаэля в образе Богоматери, мае тер создал самое абсолютное свое творение – «Сикстинскую Мадонну» (1512-13) символ материнства и самоотречения.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Однако это никак не сказалось на его творчестве.
Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Обычно отмечают «Положение во гроб» – первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны.
Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. На вершине лестницы – представители чистой мысли во главе с Платоном и Аристотелем.
Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Несмотря на то что большая часть работ, выполненных Рафаэлем это фрески и картины на Библейскую тематику художник создал не мало портретов. К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств.
цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). 1507-1508: «Положение во гроб» (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) «Святое семейство Каниджани» (Мюнхен, Пинакотека) «Святое семейство с ягненком» (Мадрид, Прадо) «Святое семейство под пальмой» (Лондон, галерея Бриджуотер) «Мадонна Бриджуотер» (Лондон, собрание Эльсмир) «Мадонна Колонна» (Берлин, музей) «Мадонна-садовница» (Париж, Лувр) «Мадонна под балдахином» (Флоренция, галерея Питти) «Мадонна Темпи» (Мюнхен, Пинакотека) «Святая Екатерина» (Лондон, Национальная галерея) «Автопортрет» (Хемптон-Корт) «Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро» (Флоренция, Уффици). Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Петра).
Но если учитывать большой объем работы, который выполнял художник, нравы тех времен, общее состояние здоровья населения того века и то, что тогда люди вообще жили недолго, можно предположить, что это все вместе, в общем и могло послужить причиной ранней смерти Рафаэля. 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле «Моление о чаше», «Восхождение на Голгофу», «Оплакивание» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). Себастьян» (Бергамо, академия Каррара) «Мадонна Солли» (Берлин, музей).
Эту стадию представляет так называемая «Орманская мадонна». Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым.
В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую Перуджино. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Михаил с Люцифером» (Париж, Лувр) «Св. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Посредине два великих мыслителя: устремляющий руку и мысль к небу идеалист Платон и смотрящий на землю реалист Аристотель. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Каждая из которых расположена дугой, повторяя в пространстве полукруглое обрамление арки.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.
Но такому истолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери. Он даже обвинил художника в плагиате. В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина).
Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Рафаэль расписал фреску с сивиллами и пророками на входной арке часовни Киджи в Санта-Мария-делла-Паче. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. писал алтарные композиции и станковые картины исключительные по гармоничности замысла и исполнения, работал как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководил строительством собора Святого Петра). евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Восхищенные почитатели называли его «божественным».
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. 1504: «Обручение Богоматери» (Милан, Брера) «Мадонна Диотисальви» (Берлин, музей) «Мадонна ди Терранова» (там же) «Мадонна Коннестабиле» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) «Мадонна дель Грандука» (Флоренция, галерея Питти) в том же году или немного раньше портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) Эмилии Пиа (Балтимора, собрание Эпштейна) автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн).
К лучшим работам раннего периода принадлежит Мадонна Конестабиле. (В одном случае, в «Орманской мадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке). В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много.
Они окружены внимательными слушателями. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. Кроме того, варьируя некоторые многофигурные композиции Перуджино, Рафаэль оживляет и обогащает их новыми повествовательными мотивами и более строгой композиционной логикой. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника. В «Афинской школе» дана, скорее, сумма отдельных, самостоятельных групп – как и подобает самому характеру независимой философской мысли в отличие от соподчинения теологической иерархии.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. 8 25 лет художник попал в Рим и с этого момента начался период наивысшего расцвета его творчества: он выполнял монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509-11).
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим). При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля. Работы последних лет жизни: «Видение Иезекииля» (Флоренция, галерея Питти) «Лев Х с двумя кардиналами» (Флоренция, Уффици) «Святой Михаил» (Париж, Лувр) «Святое семейство» (там же) «Святое семейство» (Мадрид, Прадо) «Посещение Марией Елизаветы» (там же) «Преображение» (Ватикан, Пинакотека). Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она станет одной из главных в его искусстве. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена.
К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) — художник и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла «Проповедь св. Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. 6 апреля 1520 г. Рафаэль умер на 37 году жизни от горячки, которую он схватил при раскопках она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). На родине в 1507 г. С 1508 г. Рафаэль в Риме, где в том же году начинаются работы для папы в Ватикане и в 1511 г. — на вилле Фарнезина для Агостино Киджи. С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Святого Петра. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
В ранний период Рафаэль работает в родном Урбино, а окончательно его талант раскрывается, формируется и мужает во Флоренции. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Вот таким образом в «Афинской школе» отдельные мотивы и группы резче характеризованы, типы и жесты индивидуальней, выразительней. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение.
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Учился у своего отца, Джованни Санти, затем у Перуджино. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Рафаэль Санти – один из величайших живописцев, графиков и архитекторов эпохи Возрождения и классический представитель так называемой Умбрийской школы.
Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ. Композиция делится на небесную и земную часть. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Собственно говоря, «спора» никакого нет, картина является олицетворением неоспоримого догмата христианской церкви – таинства евхаристии.
Работа датируется 1498 годом. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Подобно тому как он никогда не пережил ничего печального, так исполнено и его искусство солнечной радостности. Вот это глубочайшие знание человеческой природы и умение передать эти знания средствами живописи и определяют тот эффект когда об изображённой с полной уверенностью можем сказать, что она – немая, её речевой аппарат полностью бездействует.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти и детские годы провёл в Урбино В 1500 переехал в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр). В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». На нём и сосредоточена основное внимание художника. Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. В 1504 г. — первая поездка, в 1505 г. (или в 1506) — вторая поездка во Флоренцию. По совету отца Рафаэль в семнадцать лет отправился в Перуджу и поступил учеником в мастерскую художника Перуджино.
В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина). Рафаэль жадно впитывает в себя новые веяния и быстро овладевает мастерством Флоренции. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли».
Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В контраст теологии на противоположной стене представлен триумф философии во фреске, носящей название «Афинская школа». Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги. У ангела слева одно крыло. Сын живописца Джованни Санти. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Ватиканские фрески Рафаэля и в первую очередь фрески «Станца делла Сельятура», вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланжело – вершина монументальной живописи Возрождения.
В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Георгий» (там же) «Три грации» (Шантильи, галерея). Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного а для неё уже нет случая – всё свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное.
Однажды он заснул с мыслью о Мадонне и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. По эскизам и под руководством своего великого учителя он выполнил несколько скульптур из которых до нас дошла только одна – «Мёртвый мальчик на дельфине».
В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. «Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Мадонна с младенцем изображена на фоне пейзажа- спокойной гряды холмов, зеленеющих равнин, тонких стройных деревьев, прозрачных вод озера, высокого голубого неба, на котором вырисовываются узоры ветвей.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Так же как в своих многофигурных композициях, он достигает и в портрете невиданного до того единства индивидуальной характеристики.
Рафаэль много работал для богатого сиенского банкира Агостино Киджи как над светскими заказами, так и над церковными. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Сначала Рафаэль опирался на опыт Перуджино, позднее поочерёдно— на находки Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Микеланджело. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненное соответствие: и там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнею часть и там и здесь выделяется декоративный мотив полукруга. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело.
В следующие четыре года Рафаэль проживал то в Урбино, то в Перудже, то во Флоренции. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Им были созданы и архитектурные проекты. Ватиканский цикл Рафаэля начинается с фрески, носящей название «Диспута». закричал он, указав на полотно и начертил первый рисунок.
Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. Хотя Папа Лев X обязал художника изменить проект, он не осмелился нарушить замысел своего великого предшественника. Именно в этом и заключается историческое значение таких произведений, как «Обручение Богоматери». Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
VI). Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага. Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
Среди учеников Рафаэля был и ваятель – Лоренцо Лоренцетто. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком.
Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. да Сангалло). «Форнарина» (прибл. Он вскочил: она здесь. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Живописные работы Рафаэля: до 1500 г. — Хоругвь с Распятием и Мадонной (для братства Карита) в Пинакотеке в Читта ди Кастелло.
Итальянский художник, один из титанов Возрождения. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. К лучшим работам раннего периода принадлежит «Мадонна Конестабиле». Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Позже во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Леонардо и Микеланджело.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. В это время влиятельным покровителем художника является банкир Агостино Киджи, виллу которого Рафаэль украшает фресками «Легенда об Амуре и Психее» и «Триумф Галатеи». Кирилла» (Лиссабон, музей) и «Чудо св. Здесь Рафаэль впервые пробует свои силы в излюбленных Леонардо да Винчи диагоналях, чтобы преодолеть сухой параллелизм направлений. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Присмотримся. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии.
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Судьба изображений осталась неизвестна.
Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов.
Иоанна Крестителя» (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) «Мадонна Орлеанская» (Шантильи, галерея) «Мадонна с щегленком» (Флоренция, Уффици) «Мадонна на лугу» (Вена, Художественно-исторический музей) «Святое семейство с безбородым Иосифом» (Санкт-Петербург, Эрмитаж) «Святой Георгий» (Вашингтон, Национальная галерея) «Благословляющий Христос» (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) «Портрет беременной женщины» (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Это не обман воображения: оно не обольщено здесь не живостью красок, не блеском наружным. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье). В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Облик юной мадонны, трогательно чистой, задумчивой и кроткой, как-то удивительно созвучен этому образу весенней пробуждающейся природы, полной прозрачности и тишины. По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы.
Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал. Флорентийский период – решающий этап в становлении искусства Рафаэля. Главная группировка дана двумя ярусами. Каждая тень была продумана. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Предвидя огромное количество работы Рафаэль взял себе учеников, которые помогали ему при росписи. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Первые заказы начали поступать практически сразу.
Подводя итоги, попытаемся высказать несколько общих соображений. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. 1510: «Мадонна Альдобрандини» (Лондон, Национальная галерея) «Мадонна Альба» (Вашингтон, Национальная галерея).
Но в основной своей структуре композиция «Афинская школа» гораздо свободнее. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Чрезвычайно поучительно в этом смысле «Обручение девы Марии» (так называемое «Sposalizio», которое Рафаэль написал в 1504 году, непосредственно после того, как Перуджино закончил алтарную картину. Иеронима» (Ричмонд, собрание Кук) «Коронование Богоматери» (Ватикан, Пинакотека). Она – та идеальная среда, без которой не возможно само существование героев Рафаэля. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок.
1513-1514: «Мадонна с рыбой» (Мадрид, Прадо) «Мадонна с занавешенным окном» (Флоренция, галерея Питти) «Святая Цецилия» (Болонья, Пинакотека) «Мужской портрет» (Краков, музей). Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. К счастью, через год она была найдена в Швейцарии. Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе. «Сикстинская мадонна» (так названная по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ) самая знаменитая и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин когда-либо написанных, во всяком случае, в том мире, который ведёт своё начало от Эллады и Рима.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками и вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. 1505: «Сон рыцаря» (Лондон, Национальная галерея) «Св. 1515-1516: «Сикстинская Мадонна» (Дрезден, галерея) «Мадонна делла Тенда» (Мюнхен, Пинакотека) «Мадонна в кресле» (Флоренция, галерея Питти) «Христос, несущий крест» (Мадрид, Прадо) портреты: Кастильоне (Париж, Лувр), Ингирами (Бостон, музей, реплика во флорентийской галерее Питти) женщины под покрывалом (там же).
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Их художественные образы неотделимы от окружающих архитектурных форм. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. Год или два спустя, он также предоставляет чертежи скульптур, архитектуры и мозаик для пышной часовни Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Там требовали больше свободы, больше движения. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии.