Само имя Рафаэля -- Божественного Санцио -- в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделённого божественным даром художника. Рафаэлло Санцио да Урбино – итальянский живописец и архитектор эпохи Высокого Возрождения.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Вокруг него всегда было много учеников. В Писании говорится, что Иисус повёл апостолов Петра, Иакова и Ииакима на гору Фавор, где преобразился перед ними, представ в светлом образе в окружении божественного ореола.
Природа играет роль аккомпанемента центральному образу. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Ибо его искусство -- радостное и счастливое. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Св.
Члены семьи не очень ладили друг с другом. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср.
Рафаэль — это Рафаэль. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Подобно тому как он никогда не ссорился ни со своими заказчиками, ни со своими помощниками, а, приноравливаясь исполнял и давал приказы, так и в его искусстве нет никаких диссонансов. Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. Все здесь значительно и законченно-ясно. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление. В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. подобное использование надписи во дворе урбинского замка).
Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II. Он прожил остаток своей жизни здесь. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Мастер перестал есть, спать, а главное работать. Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. В Риме Рафаэль раскрылся не только как художник, но и проявил себя в роли гениального архитектора. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. Мастер кисти утвердил новый идеал в искусстве Запада. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей.
Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Художник изобразил Галатею ориентируясь на поэму Анджело Полициано – придворный поэт Лоренцо Великолепного выразил в этих стихах в полной мере свое острое чувство внешней картинности.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Какая гармония во взгляде мадонны, наклоне ее головы и каждом деревце пейзажа, во всех деталях и во всей композиции в целом. В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности.
Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен. Рафаэль создал «Мадонну в зелени», «Мадонну-садовницу», «Мадонну со щеглом» — изображения молодых матерей, не святых, а живых и простых женщин—ласковых, любящих. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
В общем каждый выдумывает на свой лад. Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая. Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон.
Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. Ноги босы. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер.
Некоторые картоны так и пропали сохранившиеся – только в XVII в. случайно были открыты Рубенсом, уговорившим английского короля Карла I их приобрести. Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора.
Однако Папа Римский Юлий II, увидев фрески, приказал прогнать всех остальных художников, поручив выполнение всех росписей одному Рафаэлю. Рафаэль оказался и великим архитектором. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем.
Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно.
Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Владелец одной из рафаэлевских мадонн брал её с собой даже в походы.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет.
Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. У Микеланджело – большого мастера изображения человеческого тела – он старается перенять технику рисования правильных поз и мимики лица. Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев. Стоило художникам начать вместе с ним какую-нибудь работу, как они тотчас же абсолютно естественно объединялись и пребывали в постоянном согласии. В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен.
Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны. В третьем – можно познакомиться с некоторыми важными политическими событиями прошлых столетий. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. По камерному характеру она напоминает книжную миниатюру.
У ангела слева одно крыло. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян. Это и определяет высокую и волнующую человечность картины. Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Чаще сказывается теперь благоговение перед античным искусством в его самостоятельных работах.
Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему.
Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки. Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. А это значит -- полное царство гармонии, красоты и добра. Вершину нижней образуют руки двух детей играющих с птичкой, а вершину верхней — голова Марии.
«Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы.
Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. Основная черта облика мадонны – задумчивая ясность вокруг нее – то же настроение.
Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. Рафаэль сгорает от любопытства. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников.
Подобно тому как его портрет производит скорее типичное, чем индивидуальное, впечатление, так устраняет он в своем творчестве все индивидуальное, возводя его в степень типичного. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Несмотря на дополнительные горизонтальные членения стены, разнообразие формы и размеров оконных проемов и богатство стукового рельефного декора, верхняя часть фасада воспринималась как единая плоскость. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года.
Молодой мастер быстро превзошел своего учителя Рафаэля называли Мастером Мадонн Настроение душевной чистоты, еще несколько наивное в одной из его первых небольших картин -- «Мадонна Конестабиле» (1502-- 1503 гг), -- приобрело возвышенный характер в лучшем произведении раннего периода Рафаэля -- «Обручение Марии» (1504 г). Каждая тень была продумана. И Рафаэль очень много времени проводил рассматривая эту фреску, ведь мальчику так не хватало материнской любви и заботы. Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом.
Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Здесь ему удалось в одном произведении соединить воедино Перуджино, Мантенью, Фра Бартоломео и даже Микеланджело. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Сикста в Пьяченце.
Он даже обвинил художника в плагиате. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Передний план занимают фигуры апостолов. Колено преклонный, покорный Сикст не отрывает восторженного взора от богоматери. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Умер Рафаэль в ее постели.
Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе. Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита.
Широко раздвинутые, богато обрамленные окна составляют важнейший элемент фасада, что в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придает ему черты благородной, сдержанной простоты.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. Но художник еще робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу.
Одет он скромно, во все черное. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Силой, мощью, величием. Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны. Этим приемом достигается необычайная гармоничность построения композиции.
Слава ее ничем не подчеркнута. Картина скомпонована специально для небольшого формата. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб».
Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны. Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Рафаэль стал учеником прославленного художника Перуджино. Флоренция, куда он переезжает затем, -- следующий этап в творчестве Рафаэля. Так, красиво изогнутой линией эллипса расположились фигуры вокруг композиционного центра извивающегося в судорогах Анания.
VI). Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Если на Синьорелли влияла больше Флоренция, обращавшая его внимание на обнаженное человеческое тело, формируя его и без того суровый и прямой характер в сторону предельной логичности и откровенности, то Перуджино ближе к сиенцам с их патриархальностью и художественной консервативностью. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля». Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи.
Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости. Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. Несмотря на угловое расположение (рис. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. Однако, хоть он и воспринял стили разных мастеров того времени, он продолжал использовать свой собственный уникальный стиль. О ней можно сказать словами стихов Сервантеса, посвященных поэзии: Она умеет видеть суть явлений и там, где для мудрейшего темно «Сикстинская мадонна». Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Величавая, простая. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла.
Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. Почему. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фоне.
Мадонна не только красива, она еще и бесконечно мудра. Контур необыкновенно тонок, чуть волнист (во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
С самого детства он наблюдал, как работает в мастерской его отец и учился у него искусству живописи. Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы.
Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Судьба картонов была тоже не очень счастливой.
Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались.
Эта Мадонна необыкновенно наивна и трогательно грациозна в ней Рафаэль чувствуется уже как самостоятельный художник, несмотря на то, что по сохранившимся рисункам видно, что они сделаны Перуджино или Пинтуриккио. Его картины приобретают благородную простоту, в них видно стремление художника логично и предельно выразительно воплотить в живописи свой идеал человека.
Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». Перуджино.
Этому взору доступно то, что скрыто от других. Он создал свое мировоззрение в искусстве, базировавшееся на его идеях. Начиная с 1509 и по 1520 гг.
Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду». Эти произведения Рафаэля – «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. – уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро.
Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии. Но это все в будущем. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях.
Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе. Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Он умер всего 37 лет от роду. «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. Художнику удалось синтезировать два мира: христианский и классический греческий.
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя».
Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Слава ее ничем не подчеркнута. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Ноги босы. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах.
«Форнарина» (прибл. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Он непреклонен. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке».
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Взгляд задумчив и мечтателен. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. К этому периоду относится его автопортрет, написанный в 1506 году (Флоренция, Уффици), когда Рафаэлю было двадцать три года.
20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Это мой идеал». Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Доказательством удивительной разносторонности Рафаэля является тот факт, что он и теперь еще владел значительным умением выражения реалистических черт, позволившим ему создать ряд портретов, принадлежащих, наряду с портретами Тициана, к величайшим явлениям портретной живописи чинквеченто. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. 22). Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию. Справа от Богоматери – Св. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Когда папа римский Юлий II вызвал двадцатипятилетнего Рафаэля к себе в Ватикан и поручил ему роспись парадных зал — «станц», это было весьма почётной задачей.
Но в камерной с скромной «Мадонне Конестабиле» есть другие качества, которые делают ее по-своему замечательной. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Любовь к наукам искусству была отличительной чертой всех итальянских городов эпохи Возрождения. Духовенство ждало, что молодой художник прославит своим искусством католическую церковь. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты.
Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей.
На тот момент Рафаэлю был 31 год. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик.
Первые заказы начали поступать практически сразу. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. То она предстает скромной девушкой с ангельским личиком, оказавшейся в итоге притворщицей и на самом деле являвшейся куртизанкой, охотящейся за богатством Рафаэля. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения.
Он будет шокирован, поражен. То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима».
Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Рафаэлю уже нечего было делать в учениках у Перуджино. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». В планировке – резкое противопоставление неба и земли. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, вот таким образом росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера.
Примитивность была их отличительной чертой. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Он украсил «вечный город» — Рим дворцами, церквами, виллами. Еще одна версия гласит, что девушка после смерти художника искала утешения в одних объятьях, потом в других и в общем пристрастилась и стала известной Римской куртизанкой. Его картины из цикла «Мадонны» передают изящество матерей и красоту, а портреты – величие и достоинство, неся в себе печать одухотворенности.
Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Работа датируется 1498 годом.
Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. Судьба изображений осталась неизвестна.
В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. «Эллинизированное христианство» вместило в себе опыт предшественников автора, который досконально изучил его. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа.
В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо).
Мадонны Рафаэля, которые займут в дальнейшем большое место в творчестве художника, в первый период его обучения в Перуджии несут на себе следы влияния. Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. Фасад, отличается от своего прототипа тем, что во втором ярусе вместо полуколонн применены трехчетвертные колонны из-за которых выступают углы лопаток, а над окнами сделаны заглубленные филенки, вследствие чего плоскость стены в интерколум ниях потеряла свой спокойный характер. Существует мнение, что Рафаэль принял участие в работе Перуджино в качестве ученика, но установить это точно невозможно. Одним из таких людей и был Юлий II. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками».
Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Будучи талантливым художником и архитектором, Рафаэль оставил после себя невероятное количество выдающихся произведений искусства, большинство из которых на сегодняшний день хранятся в художественных галереях по всему миру. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Будь то сам Папа Римский. Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку.
Бродившие по городам и селениям сиенские художники оставляли в алтарях и на стенах церквей свои наивные творения, отличавшиеся некоторым эпическим архаизмом и иконографическим однообразием. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым.
Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Лица апостолов – простые, грубые.
Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески. Первоначальный план не известен. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Основная ее особенность – наполняющий всю картину тонкий лиризм. «Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. «Мадонна в кресле», «Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Фолиньо» и другие всемирные известные мадонны, то в полной свободе вписанные в круг, то царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях, знаменуют новые искания Рафаэля, путь его к совершенству в воплощении идеального образа мадонны.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Таковы его сивиллы-прорицательницы в римском соборе Санта Мария делла Паче, пророк Исайя в Сан-Агостино. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу. В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец.
Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля. На стройных тонких деревьях только начинают распускаться листья.
Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте». Урбино в этом отношении не был исключительным городом. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. Влияние Фра Бартоломео сказывается в акценте на декоративной ритмичной компоновке фигур, — в том, что идейное содержание темы абсолютно подчинено формальным соображениям.
В 1513-1514 гг. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» -- образ абсолютной красоты. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов. А такое в то время случалось редко. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла.
Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Художественный язык религии – это образы святых. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов.
Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро.
Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания. Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Большинство художников выходило из народной среды. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Им были созданы и архитектурные проекты.
Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. В этой фреске все люди – самостоятельные, возвеличенные индивидуальности, наделенные совершенным духовным и физическим складом. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Все здесь значительно и законченно – ясно. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Однако сквозь неуверенность и томление уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Он отделен высокой стеной от второй, глубинной части участка, также в большой мере занятой садом, но приспособленной и для хозяйственных нужд. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам вот таким образом Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто – XIV в., кваттроченто – XV в. и чинквеченто – XVI в. ). Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Папа Лев X был неистощим в своих требованиях и не признавал пределов творческой фантазии и просто физической усталости у художника. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения.
Таким кажется нам и сейчас мягкий пейзаж Умбрии, таким, вероятно, были и грезы Перуджино. Мадонна в кресле (Флоренция, галерея Питти), Мадонна с рыбой (Мадрид, музей Прадо), Мадонна дель Фолиньо (Рим, Ватиканская пинакотека) и другие всемирно известные мадонны, то в полной свободе вписанные в круг, то царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях, знаменуют новые искания Рафаэля, путь его к совершенству в воплощении идеального образа мадонны. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери.
Все преисполнено жизнью и правдой. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Мадонна изображена на фоне умбрийского пейзажа. Когда Рафаэль писал «Мадонну Конестабиле» (Приложение А, рисунок 5), ему было около семнадцати лет. В этой картине нет ничего случайного и нет образа более лирического, как и более крепкого своей внутренней структурой.
24). Перуджия являлась центром всей Умбрии. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано). Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Руки с короткими пальцами украшены перстнями.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Рафаэль приобрел всю красочность и реалистичность своего творчества в республиканской Флоренции, но с его мягкой, податливой натурой Рафаэль оказался самым римским из ренессансных художников. Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора».
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. он их написал более двадцати. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре.
Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи.
В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер. В этом историки видят основную заслугу Санти перед искусством. Ее взор, кажется, проникает в самую глубь явлений.
В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Такова «Сикстинская мадонна». В 1483 г. в городе Урбино, в семье живописца Джованни Санти родился сын, которого назвали Рафаэлем. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. А после его смерти она боялась умереть». Редкая растительность покрывает его лицо и голову.
Коленопреклонный, покорный Сикст не отрывает восторженного взора от богоматери. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Я только тут понял живопись. Это внутреннее равновесие озаряет написанную годом или двумя позже знаменитую эрмитажную Мадонну Конестабиле (так названную по имени ее прежнего владельца).
Губы тронуты едва заметной улыбкой. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Рафаэль -- это завершение. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев. С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. Ее даже трудно представить более значительного размера.
Он увидел великие образцы искусства, но, учась у всех, он не подражал никому. Ее фигура поставлена строго в центре. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В ней царит весна. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя.
На переднем плане картины изображены три журавля. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя. Эта работа требовала нечеловеческих сил и напряжения — здоровье Рафаэля было подорвано.
Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено. Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит и композицию. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Но Рафаэль поступил иначе: прославил своей кистью не святых, а Человека-гения.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Однако это никак не сказалось на его творчестве. Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Грезы, но не окружавшая его действительность. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. И наконец версия, что Рафаэль оставил ей после смерти неплохое состояние и она жила как знатная дама. Светлой зеленью покрыты невысокие пологие, уходящие вдаль холмы.
Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Среди толпы придворных, святейших кардиналов, блистательных вельмож и их прекрасных дам в нарядах, усыпанных драгоценными камнями, стройная фигура этого юноши с открытыми и приятными чертами лица смотрится странно. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Мадонна не только красива, она еще и бесконечно мудра. Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ). Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо.
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Ему не было двадцати лет, когда он создал картину«Мадонна Конестабиле». 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
С творчеством Рафаэля (1483-- 1520) итальянским художникем и архитектором в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи.
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. Рим не стал исключением.
Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. Иероним со львом, его главным признаком. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. И сам станет другим. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. Последние же были сформулированы на основе трактатов Платона.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом. Эта смелость и новизнапоражали его современников. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец.
Даже бархатный берет — черный. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог.