Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком.
Современные исследователи подмечают соответствие божественного явления изображенного Рафаэлем, модели светового взрыва, описывающей превращение энергии, выделяемой при прохождении света через массу мелких капель воды с отражающей поверхностью и получающих энергию подобно панелям солнечных батарей. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Иоанна обнажёнными, но позже «одел». К слову, гробницу художник выбрал себе сам, а его ученик Санти Лоренцетти поставил статую Девы Марии исполнив этим желание своего учителя. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была».
Следующая реставрация, проведенная уже в семидесятых годах XX века, максимально приблизила вид картины к тому, который она имела четыре столетия назад. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Многих чудесных ответов и утешений небесных мы не дождались, просто «проспав». Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой.
Чтобы христианизировать этот праздник урожая, было решено торжественно праздновать в августе «Преображение Господне» искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда. У него, олицетворяя Закон и пророков, появился Моисей и Илья. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. придать ей еще большей убедительности. 8:32), является непростым для Господа временем. В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока.
Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Радовались Пророки ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200.
Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 года.
К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Особенно строго придерживались этого правила те, у кого умерли дети-младенцы.
Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. 9:37). Оказывается, в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. 8:31). 1:27-28).
На знаменитой картине Джованни Беллини (см. Правда, получив картину Рафаэля, кардинал Медичи решил не отвозить ее во Францию, а оставить в Италии. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Это запрещение для тех монастырских братьев (монастырей), где оно существует. 9:1-8, Лк.
Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы.
Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. 16:17).
Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. Большую безвкусицу трудно даже вообразить. Этим объясняются расхождения между историческими (в том случае, если их можно установить) и календарными богослужебными датировками. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство».
Возможность изучить картину получили многие известные художники. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Санти использовал знаменитую историю из библии. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай.
Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Н. В. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение» – самой значительной его работой. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен.
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Внимание. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа).
Рафаэль похоронен в Пантеоне. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей состоится всякое дело» (Втор. 19:15).
Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Виноград едим три раз в неделю на трапезе: в понедельник, среду и пятницу. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу. Историко-богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Это пророки Моисей и Илия.
Возможность изучить картину получили многие известные художники. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк.
Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. Нарочито совмещая свои праздники с днями популярных языческих торжеств, Церковь хотела постепенно вытеснить их из народного обихода или, по крайней мере, «христианизировать», наполнив другим содержанием. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5.
Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья. Христос появляется в вихре белого света. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Именно с этого знаменательного исповедания, как пишут евангелисты, Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мк. Действительно, предписанная греческим Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда).
Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего.
С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: «не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14)сентября», так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научаться соблюдать устав святых отцов. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении – вероятнее всего апостол Андрей.
Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28-36). Когда Рафаэль начал писать картину, он работал одновременно над полотном специально для кардинала. Раздавшийся в это время голос Бога подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын.
Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Таков смысл празднуемого события. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Во-вторых, хронология предшествующих событий (Мк. 8:22, Мк. 8:27, Мк. 9:2) говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору. Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера (хотя сбор яблок не сопровождался у нас «вакханалиями»). 17:2). И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения.
В этой работе художника колорит не был целью, он стал средством передачи настроения композиции – чувства тревоги. Но за мгновение апостолы не увидели никого, кроме самого Иисуса (Мт. 17, 1-8). Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. 9:1). Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).
Само же освящение фруктов, относящееся к разряду «треб», продолжается около десяти минут. ) В этом можно видеть продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. Здесь окончание сбора винограда даже среди христианского населения ещё долго отмечалось языческими «вакханалиями» – весёлыми празднествами в честь Вакха, «патрона» виноделия.
Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.
«Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. » – именно таким восклицанием отреагировал Иисус на долгожданное прозрение апостолов на Свою миссию (Мф. А после его смерти она боялась умереть». Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим (хотя в некоторых регионах упоминается с IX века).
Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года.
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. И театра далеко не в последнюю очередь. 7:15). Шесть дней спустя Иисус поднялся на гору помолиться, взяв с собой троих учеников – Петра, Иакова и Иоанна. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
11 – 12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Такой устав (запрещение) существует и по отношению к инжиру и к другим плодам, в тех местностях, где они созревают.
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Там на глазах он изменился: его наряд стал ослепительно белым, а лицо засияло, как солнце. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Трое очевидцев Преображения Иисуса станут свидетелями его агонии. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Художественный язык религии – это образы святых. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и вот таким образом человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Она не озарит его, пока он не пройдет испытания смертью.
Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Отсюда странное, но такое «милое и домашнее» название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Итак, сыграем в «угадайку». Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы.
И из облака раздался Голос: «Это – Сын Мой Избранный, Его слушайте. » И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Один из трех великих художников Высокого Возрождения, он не отличался ни трагизмом Микеланджело, ни многочисленными увлеченными научными изысканиями Леонардо, – его искусство было мягким и приятным для глаз, оно искало гармоничный идеал человека. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Справа от Богоматери – Св.
В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (. ) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро.
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент.
А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Народными названиями этого праздника были Второй Спас или Яблочный Спас. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Их сопровождали ночные радения и сексуальные игры. Выдающийся отечественный историк проф.
Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. По Матвеем, Марком и Лукой (Мф.
17:1-6, Мк. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). А Пётр и его спутники забылись дрёмой когда же очнулись, то увидели Его славу и двух мужей, стоящих с Ним. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Мф.
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Данный запрет на распространяется на инжир прошлогоднего урожая, который едим.
Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. И сами эти мысли, многократно озвучиваемые, как можно догадаться исходя из понимания человеческой природы Иисуса, были весьма тяжки для Него. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными.
Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. 17:5). В православной богослужебной традиции Преображение имеет статус двунадесятого праздника, ради которого смягчается строгий Успенский пост (разрешается вкушение рыбы). Возможность изучить картину получили многие известные художники.
Свет, преобразует Иисуса, является одновременно отражением божественной славы (как в случае с Моисеем на горе Синай Вих. 34, 29) и предвестием славы его воскресения. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор – святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина – чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии).
16:23). Существовало поверье, что на том свете растут серебряные деревья с золотыми яблочками. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф.
Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Иероним со львом, его главным признаком. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.
На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Наконец, в Евангелии от Марка (Мк. 9:30) сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор.
Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».
Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный иррациональный характер происходящего Преображения Господа. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Шумно потому, что многолюдно. Аналогичная «миссионерская» логика (но с иными акцентами) была актуальна и в других регионах Средиземноморья. И очевидно, что время, когда Иисус «говорил о сём открыто» (Мк.
(Мт. 18, 5). Св. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.
Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы, поражённые произошедшим чудом Преображения. Согнувшись в коленях, Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света. Иаков облокотился на камень, поднеся руку к поражённым сиянием глазам. Иоанн, пятясь назад, старается защитить глаза рукой, чтобы не ослепнуть. Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе, что позволило художнику композиционно связать их с землей. Слева, вопреки евангельскому источнику, изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева. Одна из них, по всей видимости, святой Лаврентий, покровитель великого деда заказчика. Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Преклонив колено в контрапосте, она образует композиционную связку между группой апостолов и семейством одержимого отрока, не замечаемая никем, кроме Матфея5.
Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер». Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось.