«мадонна со щегленком» – одна из самых известных, созданных Рафаэлем в его флорентийский период. «мадонна со щегленком» была написана Рафаэлем для своего друга, богатого купца Лоренцо Нази. Один из шедевров эпохи Ренессанса— картина Рафаэля «Мадонна со щегленком»— вновь предстанет перед публикой после реставрационных работ, продолжавшихся целых 10 лет. Мадонна с щегленком – картина маслом по дереву (107x77 см) Рафаэля Санти, датируемая приблизительно 1506 годом и хранящаяся в Галерее Церковных служб во Флоренции.
«Мадонну Коннестабиле» мы уже видели. Темпера, переведенная с дерева на холст, 1504. Действующие лица изображены на фоне пейзажа. Обычно в руках Младенца рисовали голубя, который был символом Благовещенья, Св. Именно силуэт трёх фигур образует легко угадываемый треугольник, в который они вписаны.
Пейзаж в данном случае играет лишь роль декорации. Единственное, что говорит нам о том, что за Марией есть некое пространство, это уменьшающийся размер деревьев и обобщение заднего плана, который Рафаэль списывает с облаками. На этих прелестных картинах, свободных созданиях новой эпохи, внушенных «Мадонной в скалистом гроте» Леонардо, Мадонна является в рост, большею частью в пирамидальном построении, с младенцем, среди богатого пейзажа, украшенного цветами на переднем плане. Следующим отличием от рассмотренной ранее «Мадонны в скалах» является роль зрителя.
«Сикстинская мадонна» (итал. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Способы компоновать картину, типы фигур, типы лица, тип красоты, характерный для Перуджино, встречаются на протяжении нескольких лет и у Рафаэля.
Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы». В 2008 году она была возвращена на своё место в галерею Уффици, где всё это время её заменяла старинная копия2. Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову птицы в красный цвет. Справа – Иоанн Креститель. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. На переднем плане картины изображена фигура женщины с двумя детьми.
Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Благодаря тоновым контрастам, силуэты фигур хорошо читаются, служа замыслу художника. Прямой нос, слегка нависающие веки, ясно читаемая шарообразность глаз, лёгкая полуулыбка напоминают нам мадонн, написанных этим «наставником» Рафаэля.
Рафаэль не склонен к экспериментам. Рафаэль уделяет внимание лицам. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. И сам станет другим.
Книга в её руках, обозначает мудрость. Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти. Это как раз то, чем он кардинально отличается от Леонардо.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. Рафаэлю гораздо важнее передать образ святых изображённых на картине. Насыщенно и ярко написаны фигуры детей. «Мадонна на лоне природы» Венского придворного музея, «Мадонна со щегленком» в Уффици и «Прекрасная садовница» в Лувре, к которым на переходе к римскому времени присоединяется эрмитажная Мадонна Альба, являются наиболее совершенными произведениями этого рода.
«Мадонна делла седья» дерево, масло, 1514. Вначале он развивался в самой тесной связи со своими учителями.
Нижнюю часть картины докончил старик Перуджино. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. К тому же сравнительная история искусства должна признать, что собственноручные произведения его зрелого времени, в которых природа неразрывно слилась с чувством прекрасного, принадлежат к чистейшим и благороднейшим творениям искусства всех времен, Рафаэль не был одарен, как Микеланджело, мощным художественным своеобразием.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими, как в работах венецианцев – Антонелло да Мессина в его «Алтаре Сан Кассиано», Джованни Беллини, которые изображали Мадонну на высоком троне, в центре композиции. Рафаэль не склонен к экспериментам.
Тогда один из современников Рафаэля, Ридольфо ди Гирландайо (Ridolfo di Ghirlandaio), собрал части картины воедино и скрепил их при помощи гвоздей, а места разломов покрыл краской. Мария сидит на камне, у ног собравшихся редкая зелень, брошено несколько цветов – Рафаэль делает акцент на фигурах. Голова и плечи Марии, насыщенные по тону и цвету, написаны на светлом, белёсом фоне.
Рафаэль Санти (1483–1520), самый общеизвестный из итальянских художников. Заказчики все чаще уговаривают его писать для них. Границы цветовых пятен соответствуют границам объёмов. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Рестоврацию доверили, возможно, Микеле Тозини (1503 — 1577 гг. ) — итальянский художник возрождения и периода маньеризма, работавший во Флоренции). Художник объединяет мать и ребенка не тем, что они общаются друг с другом, смотрят друг на друга, как это часто бывало у кватрочентистов, а тем, что их взгляды сходятся в одной точке — на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой. К последним Мадоннам Рафаэля относится его знаменитая «Сикстина», о которой я не буду много говорить, поскольку она очень известна.
Это «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница». Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. Таким образом, Рафаэль компонует фигуры исходя из закона тонового контраста. Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц.
Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св. Сикста в «Сикстинской Мадонне». Наиболее тёплые и насыщенные они всё же на переднем плане. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов. Ещё очевиднее влияние Микеланджело выразилось в последующих работах Рафаэля.
Симметричное изображение Иосифа и Марии на переднем плане большой площади, в глубине которой возвышается храм в стиле ренессанса, отделенный от главной группы и сопровождающих ее фигур на высоту головы, восходить, однако, к «Передаче ключей» Перуджино в Сикстинской капелле. Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». Георгия. см. Тени написаны прозрачно, они сквозят и движутся.
Художник выбрал угол зрения вровень с изображаемыми объектами, чтобы передать зрителю ощущение присутствия. Михаила в Лувре, трех граций в Шантильи и «Сон рыцаря» в Национальной лондонской галерее, еще в Урбино, в 1499 г., под руководством Тимотео. Это некое мистическое небо, не физическая реальность – голубое пространство с облаками, а мистическое небо – мотив, который возникнет и в «Сикстинской Мадонне», где облака также будут превращаться в головки херувимов. На картине роль камертонов играют фигуры детей и лик Марии.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Можно сказать, что перед нами некий групповой портрет. «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. Всю троицу гармонично обрамляет дальний план с детально проработанным ландшафтом. Красный цвет одежды Марии символизирует Страсти Христовы, синий в свою очередь – церковь. Можно сказать, что колорит в данном случае подчинён рисунку.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Лицо Марии отчасти повторяет тот тип лица, который любит изображать Леонардо да Винчи. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.
В 2002 году началась реставрация картины. Лучше всех расположена Мария. Духа и бескровной жертвы. Фреска Рафаэля 1505 г. с изображением видения в Сан Северо в Перуджи следует «Страшному Суду» Бартоломео не только в изображении великолепного полукруга святых на облаках, но и в позе и в расположении одежд торжественно сидящего посредине на облаках Спасителя. Неслучайно именно эту картину художник написал в подарок сразу после своей свадьбы. Я только тут понял живопись.
Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. Одет он скромно, во все черное. У ног же фон становится тонально более светлым.
Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. Горизонт кажется бескрайним из-за гор, величаво возвышающихся над речным пейзажем. На среднем плане очень условно изображены деревья. Здесь воплощена поразительная идея человечности.
Мы словно смотрим на запечатлённую художником сцену семейного покоя и благополучия. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Я имею в виду «Мадонну в кресле» («Мадонну делла седья») или «Сикстинскую Мадонну», вещи, о которых речь еще впереди.
Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов, которые доведут мистический компонент до ощущения полной трансцедентности. «Мадонна Коннестабиле». В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, держащие младенца на руках играющие с ним, смотрящие на него, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию.
Кроме того, потемнели краски. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить. Рафаэль написал ее в 1506 году и подарил на свадьбу своему близкому другу, богатому купцу Лоренцо Нази (Lorenzo Nasi). Мастер перестал есть, спать, а главное работать.
«Посмотрите, она все преображает вокруг себя. Мастер не стремится к детальной проработке. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи.
Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» – по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США). В Святые семейства Мадонны превращаются вследствие присутствия Иосифа. Здесь уже Рафаэль не следует Перуджино, а соревнуется с ним. Доминируют оттенки землистой гаммы. Рафаэль не использует пастозную технику письма, фактура живописной поверхности гладкая.
Здесь несколько треугольников. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Она менее экспериментаторская, но более уравновешенная.
Рафаэль отделяет Марию от реального мира. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии.
Два этих элемента композиции объединяет единая тёплая колористическая гамма. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер. отдельную публикацию В 1502-1503 гг. Цвета дальнего плана не отличаются разнообразием.
Все элементы композиции находятся в гармоничном соподчинении. В отличие от «Мадонны в скалах» Рафаэль располагает главных действующих лиц на переднем плане картины, подчёркивая их главенство над всем остальным.
Самое замечательное из этих произведений есть все же прекрасное «Обручение» в Брере в Милане, написанное в 1504 г. Самостоятельное значение его выступает еще убедительнее с тех пор, как Беренсон доказал, что сходная картина музея в Каэне принадлежит не Перуджино и, следовательно, должна считаться не прототипом, а подражанием картине в Брере. Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника. Я имею в виду «Мадонну в кресле» («Мадонну делла седья») или «Сикстинскую Мадонну», вещи, о которых речь еще впереди.
Рафаэль часто использует эту форму. В картине нет того надлома, что мы видим у Леонардо да Винчи. Лук и дубрава позади Мадонны и младенцев не отвлекает внимания зрителя, а напротив, создает больший «воздушный» объем фона. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца.
На выразительном портрете «Донны Гравиды» в палаццо Питти и на мечтательном собственном портрете в Уффици играет нежная светотень Леонардо. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко.
Из трех больших запрестольных образов, которые являются лучшими работами Рафаэля раннего периода, «Распятие» собрания Монда в Лондоне производит еще впечатление повторения в малом размере большого Распятия Перуджино в Санта Мария Маддалена во Флоренции, между тем как знаменитое «Коронование Марии» Ватиканской галереи по письму тела и по различной характеристике отдельных фигур идет уже дальше Перуджино. Некое подобие более острого треугольника в фигуре Христа, в группе Христа и маленького Иоанна Крестителя. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи.
Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Рафаэль потерял мать в раннем детстве. В целом, цвета не отличаются экспрессивностью, являются оптически достоверными. отдельную публикацию 1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле», в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве Рафаэля.
Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. Галерея Уффици, Флоренция В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить.
Поистине царственными пропорциями она превосходит более ранние мадонны, созданные Рафаэлем во Флоренции. «Мадонна Альба» холст, масло, 1511. Кто только из писателей XIX в. о ней не писал. Он непреклонен.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. «Мадонна Коннестабиле».
При этом в работе присутствует динамика. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. На картине художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, образующими правильный треугольник. Но это все в будущем. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу. При помощи рентгеновских лучей учёные выяснили, что картина состоит из 17 кусков, соединённых между собой гвоздями и вставками на одной из вставок живопись была полностью обновлена. В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив.
Например, холм с редкой порослью. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Источник света в картине легко читаем, освещение ровное, контрасты сглажены.
я чувствовал себя лучшим всякий раз, когда возвращался от нее домой. » — восклицал Кюхельбекер. В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн. Везде различим чёткий контур.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней, приблизительно 1516-1517 гг., «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»). Он будет шокирован, поражен.
Будь то сам Папа Римский. После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Это «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница». Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Здесь несколько треугольников.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа». Рафаэль сгорает от любопытства. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени».
Мягкие линии фигуры Мадонны, плавные и мягкие складки на одежде. «Сикстинская Мадонна» как-то особенно отозвалась в русской культуре. У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще очевиднее, чем у Леонардо и, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление. «Мадонна в зелени» дерево, масло, 1506. У ангела слева одно крыло.
Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. «Мадонна ди Фолиньо» холст, масло, 1511-1512. Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу. Мы не можем согласиться с Морелли и его ближайшими последователями, что Рафаэль написал свои маленькие картины, св. Её руководителем стал Патризии Ритано.
То же касается и части одеяния Марии. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов, которые доведут мистический компонент до ощущения полной трансцедентности. Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. Рефлексы присутствуют, но они не отличаются богатством и сложностью цвета.
Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. Лишь к 1504 г. он постепенно освобождается от влияния своего учителя, не отрицая его искусства, но перерабатывая его формы в более совершенные, более гармоничные. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле», в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве Рафаэля. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Рафаэль отделяет Марию от реального мира. Это мой идеал». Красный цвет её одеяния символизирует Страсти Христовы, синий— церковь. Красивое оперение щегла сделало его самой любимой домашней птицей детей. Это некое мистическое небо, не физическая реальность – голубое пространство с облаками, а мистическое небо – мотив, который возникнет и в «Сикстинской Мадонне», где облака также будут превращаться в головки херувимов. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо.
Язык форм этих небольших картин кажется нам для этого слишком зрелым. Картина благополучно хранилась у него в доме до 1548 года, когда от обвала горы Сан Джордже дом Лоренцо обрушился, а «Мадонна», написанная маслом на деревянной панели, раскололась на 17 фрагментов. Это же относится и к Богоматери с ее благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом – и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно.
Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»). Снова форма тондо. Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В картине линейное начало выражено слабо, художник использует мягкие складки, текучие драпировки, в которых нет угловатости, жёсткости, резкости, весь контур фигуры един и «обтекаем». Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело.
В 1502-1503 гг. С тех пор у щеглов темя чёрное, а вокруг клюва красное кольцо. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. В «Мадонне со щегленком» о нём лучше всего свидетельствуют островерхие крыши и высокие шпили, необычные для средиземноморского пейзажа.
Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Мы ничего не хотим убрать или добавить, все объекты и общий замысел легко читаемы.
Глубокая игра света и тени создает дополнительный объем, а локальные цвета в одежде Мадонны выделяют ее центральную фигуру и как бы создает «контур» всей композиции первого плана. Условность пейзажа тяготеет к упрощению, как малозначимого.
Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»). Она менее экспериментаторская, но более уравновешенная. Формат этой картины является вытянутым по вертикали прямоугольником.
Когда Перуджино переселился в 1502 г. во Флоренцию, Рафаэль так тесно сблизился с Пинтуриккьо, который тогда собирался исполнять свои фрески в Сиене, что оба мастера не пренебрегали при случае пользоваться рисунками друг друга. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Этот камерный портрет действительно необычен. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Безусловно более абсолютной является его работа «Обручение Марии и Иосифа», датированная тем же 1504 годом. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Так как у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Отсутствует ощущение включённости людей в среду. Рука Христа тянется к щеглу, сидящему в руках Иоанна. Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими, как в работах венецианцев — Антонелло да Мессина в его «Алтаре Сан Кассиано», Джованни Беллини, которые изображали Мадонну на высоком троне, в центре композиции. Стоило художникам начать вместе с ним какую-нибудь работу, как они тотчас же абсолютно естественно объединялись и пребывали в постоянном согласии.
Рафаэль обращается к образу св. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Вокруг него всегда было много учеников. Что он затем перешел в мастерскую Тимотео Вити (делла Вита), который в 1495 г. поселился в Урбино.
Сохранность картины я не могу оценить однозначно. Стоит упомянуть о графических приёмах использованных в данном произведении. Вещь, которая стала одной из самых безусловных и абсолютных вершин европейской живописи наряду с «Моной Лизой», демонстрацией высших достижений и крайних пределов, до которых дошло европейское искусство. 1512 годом датирована «Мадонна ди Фолиньо».
Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Все три фигуры освещены также равномерно. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Цвет почвы довольно однообразен.
Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге». Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Рафаэль часто использует эту форму. У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще очевиднее, чем у Леонардо и, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление.
VI). Рафаэль оперирует большими массами цвета, не дробя изображение множеством мелких мазков. Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. «Мадонна Грандука» дерево, масло, 1504. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер. А такое в то время случалось редко.
Галерея Палатина (Палаццо Питти)Флоренция Во Флорентийские годы, между 1504 и 1508 гг., он создает ряд изображений Мадонн, которые принесли ему славу. Что иногда к ней присоединяются намеки на Франча, объясняется посредничеством Тимотео. Рука Христа тянущаяся к щеглу, сидящему в руках Иоанна. Другие картины этой серии имеют круглое завершение. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Изображение Мадонны с Младенцем не является редким.
Большая фотография «Сикстинской Мадонны» висела над письменным столом Достоевского, большая фотография с фрагментом этого произведения украшала рабочую комнату Льва Толстого. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св. Сикста в «Сикстинской Мадонне». Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. Силой, мощью, величием.
Анны. «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. И далее Вазари описывает это более подробно: Величайшая дружба связывала Рафаэля с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого св. Элементы пейзажа взяты локально, что служит обобщению и декоративности фона. Так началась история Рафаэлевых Станц. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Даже бархатный берет — черный.
Рафаэль обращается к образу св. Она была создана в 1506-1507 годах. Заказчики все чаще уговаривают его писать для них.
Птица в языческой античности означала душу человека, которая с его смертью отлетает, – значение, сохранившееся в системе христианской символики. Она обычно изображается в руках младенца — чаще всего это щегол. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). И красное пятно на голове птицы теперь — это и есть капля Христовой крови.
В картине не выделяются ритмические повторы цвета. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Лучше всех расположена Мария. Темпера, переведенная с дерева на холст, 1504. Даже прямые стволы деревьев дребезжат, слегка изгибаются имеют слегка изогнутый контур. Мы видим лёгкий намёк на горы на горизонте, редкий пролесочек на холме. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Понятно само собой, что юный Рафаэль до смерти (в 1494 г. ) своего отца Джованни Санти в Урбино был его учеником. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение. Все цвета являются спокойными, ни один из них не выбивается из общей гаммы, не «режет глаз» зрителя.
За свою долгую жизнь «Мадонна со щегленком» пережила много трудностей и потрясений. Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Пинакотека Ватикана, Рим 1512 годом датирована «Мадонна ди Фолиньо». «Мадонну Коннестабиле» мы уже видели. В левой руке она держит книгу (символ книги Мудрости), в чьем законе предсказана судьба ее Сына и перерывает чтения, чтобы обратить нежный свой взгляд к детям. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. «Сон рыцаря» — едва ли не самая ранняя, дошедшая до нас маленькая досточка, двадцать с немногим сантиметров в высоту. см. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». На той же почве выросли рафаэлевские Мадонны и Святые семейства, прославленные идеальные создания его флорентийского времени. Он гораздо охотнее, но очень по-своему использует данные экспериментов других художников, его современников.
Снова форма тондо. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Известны две другие Мадонны Рафаэля, написанные в те же годы: «Мадонна в зелени» и «Прекрасная садовница». Картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком» ныне находится в галерее Уфицци во Флоренции. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Самые ранние произведения Рафаэля дошли до нас от 1501 и 1502 гг., то есть от того периода, когда он работал в мастерской Перуджино.
Если фон условен, второстепенен, обобщён, то фигуры прописаны очень детально. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статей «Мадонны Брюгге». Полотно не изобилует рефлексами, они просты по цвету. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Так как у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее.
В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив. «Мадонна со щегленком» дерево, масло, 1507. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки. Наиболее освещённые места переданы при помощи активного тёплого цвета и бликов наиболее тёмные места по тону сближаются с фоном, однако, мы и в тенях видим чёткий контур изображаемого объекта. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн.
Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. Это не какая-то эстетическая осторожность, но определенный склад творчества, которому не свойственны экстремальные поиски. Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней, приблизительно 1516-1517 гг., «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»). Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. «Сон рыцаря» – едва ли не самая ранняя, дошедшая до нас маленькая досточка, двадцать с немногим сантиметров в высоту. Мадонна юна и прекрасна, как и на многих других картинах Рафаэля1.
Рафаэль — это Рафаэль. Треугольник своим основанием лежит в плоскости. Георгия.