Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина». На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Санти Рафаэль. Картины Рафаэля принесли ему не только славу выдающегося художника, но и большие деньги.
Примечательно, что, когда Рафаэль показал эскиз этой работы папе Юлию, она ему настолько понравилась, что он будучи человеком резким и решительным, приказал сбить с уже расписанной стены фрески другого художника и поместить туда картину Рафаэля. Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков.
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна».
Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Здесь было у кого поучиться. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника.
Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Иероним со львом, его главным признаком. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника.
Его первым наставником после отца становится Пьетро Перуджино, вот таким образом его ранние полотна очень схожи с ним по стилю. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
VI). В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком.
Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Этот камерный портрет действительно необычен.
Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. В его образах и создаваемых пространствах есть элементы классической архитектуры и природных объектов.
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Самым талантливым был Джулио Романо. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии.
1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом. Его большие и сложные работы для него, Леонардо да Винчи и Микеланджело стали определять век, в котором они жили. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Петра. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра.
С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Совсем иначе он писал своих мадонн.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Работа датируется 1498 годом. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины.
В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти.
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов».
Почему. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность.
Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Он воплощение идеального человека эпохи Возрождения, но вместе с тем это не обобщенный собирательный образ, а живой, узнаваемый современниками флорентиец. 1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Рафаэль потерял мать в раннем детстве.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Они окружены внимательными слушателями. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Судьба изображений осталась неизвестна. Но этот храм античной мудрости пуст.
С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком.
Каждая тень была продумана. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Позже Рафаэль приезжает во Флоренцию, где жили и работали величайшие художники Италии Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Композиционное равновесие сочетается в ней с движением.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе.
На тот момент Рафаэлю был 31 год. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Для него это была не просто картина, а икона, великий христианский образ. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
Возможно, что в Станце делла Сеньятура, росписи которой посвящены наукам и искусствам, находилась личная, насчитывавшая около двухсот томов библиотека Юлия II. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Более того, для того, чтобы справляться со всеми заказами он прибегал к услугам помощников, которые работали над декоративной частью картин. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.
Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Первые заказы начали поступать практически сразу. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов.
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью. РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанкВыставка Гойи из собрания музея Прадо пройдет в ГМИИ в 2018 годуПожалуй, нагляднее всего эта попытка замахнуться на абсолютный авторитет описана в романе Тургенева Отцы и дети.
данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Умер Рафаэль в ее постели. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина).
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников.
Художественный язык религии – это образы святых. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Гравюру с дрезденского полотна видит Аркадий из романа Подросток. Рафаэль выбирает темы, отражающие различные виды интеллектуальной деятельности человечества: философию, поэзию, богословие и юриспруденцию. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Сикста в Пьяченце.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Он даже обвинил художника в плагиате.
Творчество Рафаэля передает образы прекрасных людей, рожденных его творческим вдохновением. Справа от Богоматери – Св. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Так началась история Рафаэлевых Станц. Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Безусловного доверия заслуживает официальная версия, согласно которой великий художник умер от лихорадки, подхваченной в римских катакомбах во время раскопок. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации».
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Главная фигура на полотне, конечно, Мария.
Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков.
И Рафаэль учится и работает. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Творчество Рафаэля-монументалиста в 1510-е годы было связано не только с работами в Ватикане. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В ответ нигилист заявляет, что Рафаэль гроша медного не стоит. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях.
У ангела слева одно крыло. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Он прожил остаток своей жизни здесь. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. В общем каждый выдумывает на свой лад. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Рафаэль точно передает в портретах, которые ему тоже удаются на славу, неповторимую внешность и неповторимую духовную жизнь того, кого он изображает. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
«Форнарина» (прибл. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. В 1513-1514 гг. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. 1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение».
Именно такие люди изображены на его полотнах. Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам. Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Талант Рафаэля всегда находил своих почитателей и недостатка в заказчиках он никогда не испытывал.
Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Перед ней проводит два часа, так ничего не поняв, жена губернатора в Бесах. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Св. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. А после его смерти она боялась умереть». Безупречно и естественно композиционное построение, полны пластической красоты позы персонажей, праздничен колорит, построенный на несложной гармонии красных, синих, белых тонов. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
Им были созданы и архитектурные проекты.