Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений. Но эти черты характера Рафаэль тщательно скрывает, поэтому окружающие считают его открытым и дружелюбным. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Санти Рафаэль. Рафаэль Санти краткое сообщение об итальянском художнике, мастере графики и архитектуры, представителе живописной умбрийской школы, Вы прочтете в этой статье. Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.
А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
В 1504 году начинающий художник отправился в Мекку итальянского искусства того времени – Флоренцию, где под покровительством Лоренцо Медичи изобразительное мастерство достигло небывалых высот. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям.
Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все – около 1500-1502). Он родился в 1483 году в Урбино, в Восточной Италии. Его формы напоминают нам свежие зрелые фрукты, они круглятся и волнуются.
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. В этих произведениях Рафаэль старался придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуальный облик. Около 1495 г. переезжает в Перуджу, где написал свою первую главную работу Обручение Марии (1504, галерея Брера, Милан).
Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Целых 6 лет влюбленные жили вместе.
За свою жизнь, Рафаэль Санти совершил еще и такие архитектурные работы — капеллу Киджи, церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, церковь Санта-Mария-дель-Пополо, дворец Видони-Каффарелли, дворец Бранконио дель Aквила (ныне разрушенный). В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Ему не хватает стабильности.
Ему не было двадцати лет, когда он создал картину«Мадонна Конестабиле». Рафаэль хорошо эрудирован и интеллектуально развит. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Здесь ему удалось в одном произведении соединить воедино Перуджино, Мантенью, Фра Бартоломео и даже Микеланджело.
Он украсил «вечный город» — Рим дворцами, церквами, виллами. Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы (Умбрийская живописная школа – итальянская школа живописи, названная по региону Умбрия, центром этой школы в XIII – XVI веках был город Перуджа). В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина). Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
С 11 лет мальчик находился на воспитании у герцогини. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы.
Взрослый Рафаэль не сильно отличается от себя в детстве. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. К этому времени он уже потерял родителей.
Представитель Высокого Возрождения. Так же стоит отметить некоторую хитрость Рафаэля. Учился в Перудже у Пьетро Перуджино. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17).
В родовом гнезде – доме Рафаэля, где сейчас музей, до сих пор хранится первая написанная им «Мадонна с младенцем». Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год). К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511).
В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Но портреты доказывают, что Рафаэль и теперь еще продолжал изучать природу, что именно это упорное изучение природы позволяло ему оставаться гениальным рисовальщиком и живописцем. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Его настойчивость нередко приводит к созданию конфликтов.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим).
Им были созданы и архитектурные проекты. Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор.
После потрясающего дебюта в Ватиканских залах, с1514 года, все сильнеевлияет на мастера античное искусство. По другой версии у них было сильное взаимное чувство, она была его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой его смерти. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. И действительно, слава Рафаэля — не случайность. Он готов к новым, еще более значительным свершениям". Разочаровываясь в чём-либо, сильно переживает. Работа датируется 1498 годом.
Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. VI). Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. Они окружены внимательными слушателями.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Искусство Рафаэля оказало огромное влияние на европейскую живопись XVI–XIX вв. Все трое были современниками, несравненными живописцами, проявлявшими замечательные способности в архитектуре, литературе и многих других сферах знаний и умений. Он непреклонен. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Очевидно это одна из причин его большой популярности. О причине смерти Рафаэля Санти тоже высказывалось немало самых разных версий. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Он увидел великие образцы искусства, но, учась у всех, он не подражал никому. Здесь был выполнен заказ на роспись «Станци Делла Сеньятура» со знаменитой «Афинской школой». Петра).
Несмотря на все это Рафаеля на протяжении веков считали «величайшим художником мира». Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.
В работе наиболее востребованы такие черты Рафаэля, как предприимчивость и интуиция. Эта работа требовала нечеловеческих сил и напряжения — здоровье Рафаэля было подорвано. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец.
Владелец одной из рафаэлевских мадонн брал её с собой даже в походы. Будь то сам Папа Римский.
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Первый опыт рисования Рафаэль получил дома: его отец был художником и писал стихи. Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой.
В этом городе Рафаэль создал 20 картин с любимым сюжетом – «Мадонной», сумев придать образу каждой картины индивидуальность и очарование прелести, удававшееся ему как никому другому. Первые заказы начали поступать практически сразу.
Рафаэль сгорает от любопытства.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Фоном служат уже не мягкие холмы долины Арно, а строгие формы Кампаньи, оживленные античными развалинами и акведуками. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. Мадонна изображена на фоне умбрийского пейзажа.
За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Ее отец за 50 золотых позволил дочери позировать Рафаэлю для картины «Амур и Психея», а еще за 3000 золотых разрешил ему забрать Маргариту с собой. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. А вот друзей у него немного, хотя это можно сказать про большинство людей.
Работу он обычно совершает рывками. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Особенно ценятся здесь его мадонны. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
Впоследствии они стали знаменитыми "станцами" Рафаэля. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты. В картине все отмечено совершенством: композиция. Репродукции его произведений и до сих пор имеются почти в каждом буржуазном доме.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Здесь написаны самые лучшие из его мадонн и самая прекрасная – непревзойдённая «Сикстинская Мадонна». В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. К физической работе он не приспособлен.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком. Его нельзя назвать трудоголиком. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
При этом может вести себя очень наигранно. В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, мера, сила"). Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла.
Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
Но Рафаэль поступил иначе: прославил своей кистью не святых, а Человека-гения. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Эта черта может быть как положительной, так в некоторых случаях и отрицательной. Художник скончался в Риме в день своего 37-летия, 6 апреля 1520, хотя относительно точного совпадения дат его рождения и смерти у историков нет единого мнения (шестым апреля датирует рождение Рафаэля Джорджо Вазари в своих Жизнеописаниях). Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр). Даже бархатный берет — черный. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.
Группа фигур связана с окружающим ландшафтом, так что ощущается безупречная пространственная композиция, которая была величайшим достижением Рафаэля. Рафаэль — это Рафаэль. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина). Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Чувство непосредственности семейного уюта, а иногда и небольшая сентиментальность его «Мадонн» обеспечили ему постоянное признание и любовь.
Как всякий образованный человек своего времени, Рафаэль неплохо разбирался в литературе. Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело.
Его конфликтность снижается, хотя она все равно больше, чем у многих. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Стал наиболее влиятельным портретистом в Риме в течении первых двух десятилетий XVI в. Последний шедевр художника Преображение Господне (заказано в 1517 г. ). В Риме были написаны восхитительные портреты современников художника и самый знаменитый из них – «Портрет папы Юлия II», который своим поразительным сходством с оригиналом приводил зрителей в трепет. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Пока он жил и в последствии, после его смерти, в течение веков его считали царем живописи. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Богатые буржуазные семьи во Флоренции заказывали ему большое количество «Мадонн». Вначале он подражал своему мастеру Перуджино, его образам одухотворенных и кротких людей, позже заимствовал у Леонардо красивую поверхность пластической формы, которая «рождалась» в картинах Леонардо из борьбы света и тени. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Нежные линии изящно изгибаясь, обрисовывают фигуры его картин.
Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. С 1508 года началась жизнь живописца Санти в Риме, при Ватикане. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Он умеет наладить общение с кем угодно, что делает его достаточно популярным человеком. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя.
Рафаэлю очень везло в отношении тем и заказчиков. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Отец его был придворным художником урбинского герцога Гвидубальдо Монтефельтро и первые уроки сыну давал сам. Рафаэль коммуникабелен, умеет находить общий язык с незнакомыми людьми. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы.
Эти матери должны были быть по возможности красивыми, как молодые матери Флоренции. В это время там творили лучшие гении Возрождения. Он умер всего 37 лет от роду.
Он будет шокирован, поражен. По поручению папы Юлия II Рафаэль расписал три парадных зала Ватиканского дворца (Станца). Ротенберг).
Судьба изображений осталась неизвестна. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. У ангела слева одно крыло.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Уже в детстве проявляется расчетливость Рафаэля. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Здесь художник расписывал римские церкви, ненадолго отрываясь от работы в Ватикане и написал несколько изумительных алтарных образов: «Святая Цецилия», «Несение креста», «Видение Иезекиля», прекрасное «Преображение». Сикста в Пьяченце.
«Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей. Во Флоренции его основными учителями стали Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Но случилось чудо. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Духовенство ждало, что молодой художник прославит своим искусством католическую церковь. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Рафаэль создает самое знаменитое свое произведение — «Сикстинскую Ма-донну». О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Рафаэль же учился от всех всему, что он мог использовать в своей живописи. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны.
Рафаэль оказался и великим архитектором. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Вскоре поле смерти возлюбленного, Фарнаринаскончалась в монастыре, где была записана как вдова Рафаэля.
Он все так же стремится добиться успеха в жизни и быть центром внимания в обществе. Рафаэль стал учеником прославленного художника Перуджино. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Я только тут понял живопись.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Это мой идеал». Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы).
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Римский период творчества Рафаэля (1509–1520) стал временем высшего расцвета его таланта, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живо-пись, портретный жанр, архитектуру. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. Вот таким образом художник никогда не испытывал недостатка средств. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В период 1515–1519 гг. да Сангалло). Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Санти мастерски выполнил заказы на другие портреты кардиналов и светских лиц. Вокруг него всегда было много учеников.
Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена. Одет он скромно, во все черное. Наделен упорством, которое периодически проявляется и как упрямство. Итальянский художник и архитектор. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Она обнимает рукой детей, один из которых, Иоанн, подает другому собранный тростниковый крест.
Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
Художник познакомился дочкой булочника, 19-летней Маргаритой Лути. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Силой, мощью, величием.
была создана серия мадонн. Первым заказом стала роспись для Станцу делла Сеньятура основной тематикой для росписи художник выбрал интеллектуальную активность человека. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Умер Рафаэль в ее постели. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Каждая тень была продумана. Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Мадонна с задумчиво-грустным выражением глядит на этот крест, как бы предчувствуя события, которое он сулит сыну. В детском возрасте Рафаэля отличает общительность и желание быть центром внимания. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. А такое в то время случалось редко.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей.
Во фресках «Афинская школа», «Диспут», «Мудрость, Мера, Сила» Рафаэль выразил идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. У него много товарищей, к помощи которых он частенько прибегает. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества.
После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). В 1514 г, Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
Средоточием всех этих начал является образ мадонны, парящей в небесах, вызывающий чувство сдержанного волнения. А рядом, совсем рядом, в двух шагах, плафон Сикстинской капеллы преображается под кистью его могучего и страстного соперника — Микеланджело Буонарроти. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Рафаэль получает задание расписывать комнаты (станцы) Ватиканского дворца. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение – «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения.
Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02). Он готов идти на самые крайние меры, ради выигрыша.
– Это вполне объяснимо ибо, оставшись столь рано без матери, он находит выход своей тоске в грезах о детстве, приветливости, светозарности этой поры жизни. Рафаэль создал «Мадонну в зелени», «Мадонну-садовницу», «Мадонну со щеглом» — изображения молодых матерей, не святых, а живых и простых женщин—ласковых, любящих.
У этого мужчины очень развита интуиция, граничащая с провидением. В период с 1505 по 1507 гг. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Серьезно и печально смотрит она вдаль. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Его «Мадонны» считаются наиболее совершенными воплощениями религиозного чувства.
Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Кроме его «Мадонн» и фресок в Ватикане мы почти ничего не знаем о портретах Рафаэля, хотя он показал себя в них действительно несравненно талантливым мастером. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения.
В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта и останки Рафаэля найдены в полной целости. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. Эта смелость и новизнапоражали его современников.
Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. Рафаэлю уже нечего было делать в учениках у Перуджино. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. Во Флоренцию Рафаэль приехал с рекомендательным письмом сестры урбинского герцога Гвидобальдо к гонфалоньеру Флорентийской республики Пьетро Содерини. Может забыть о принятом решении.
Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера – фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св.
Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Вершина изобразительности, достигнутая Рафаэлем в «Сикстинской Мадонне», осталась непревзойденной. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Таковы "Портрет кардинала" (около 1518), "Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи" (около 1518). Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
Рафаэль начинает изучать технику работы этих мастеров и даже делает копии с некоторых картин. Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье). Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Когда папа римский Юлий II вызвал двадцатипятилетнего Рафаэля к себе в Ватикан и поручил ему роспись парадных зал — «станц», это было весьма почётной задачей.
Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Подобно тому как он никогда не пережил ничего печального, так исполнено и его искусство солнечной радостности. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Мастер перестал есть, спать, а главное работать. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. 1510-е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке.
Набивая руку на работах известных флорентийских живописцев у Рафаэля вырабатывается плавность линий и тонкость материи. Особого совершенства и образной значительности художник достиг в полотнах «Мадонна в зелени» (1506), «Мадонна со щегленком» (1507), «Прекрасная садовница» (1507). На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения.
И сам станет другим. Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
Но это все в будущем. Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем.