Сократ 469 – 399 гг. до н. э. Этот человек находится в левом нижнем углу фрески. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы.
Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур (6). Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию. В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом).
Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет.
(Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари). Они ведут диалог – спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна и указать наипростейший путь жизни». Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Так он изобразил св. Статуи Аполлона и МинервыВ изображении этой статуи, большей по размеру, чем человеческие фигуры и расположенной над ними, в мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применен контраст, что часто встречается в работах Микеланджело.
Августина в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука :). Всего на картине изображено более полусотни фигур. Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий. Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и араб Аверроэс (он же ибн-Рушд). Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель.
2. На лестничных ступенях восседает Диоген. В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим.
Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура – очень обдуманная в своей отрешенности и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для нее одежду. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Именно в материи Аристотель рассматривал возможность существования всего сущего. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле.
Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений.
Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. 323 до н. э. ) — древнегреческий философ и основатель школы киников. Аристотель называет 4 причины бытия: 1. Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности.
Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. «Афинская школа» – самая известная из фресок, созданных Рафаэлем в папских покоях Ватикана.
Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита (4). Напротив – уединенный мечтатель. Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности.
Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Работая над «Афинской школой» – фреской на тему философии.
Проектировал собор св. Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа изучение, классификация. Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонятьещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу развеваются складки его плаща и кудри на голове. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания.
Хоть и со значительными коррективами. Петра авторства Браманте. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Рафаэль приехал в Вечный город в 1508 году. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. Он разделил философов на несколько обособленных групп.
Сложно сказать. В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц — так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы). Сюда его пригласил папа Юлий II. Вверху слева от Платона – Сократ.
И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу».
Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в«варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий. Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны». Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. Слева, у подножия лестницы, Пифагор (2), в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Натомсть Платон трима в руках далог «Тмей», його жест, що вказу угору, ма символзувати рух чуттвого свту до свту дей.
Всего на фреске изображено свыше 50 фигур. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. Петра. Со временем Рафаэль доказал своё мастерство.
Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». Здесь художник должен был расписать станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Начало движения 4. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Станца делла Сеньятура Рафаэлем была расписана, передавая в живописных образах четыре сферы умственной деятельности человека: «Диспут» (богословие), «Афинская школа» (философия), «Парнас» (поэзия) и «Мудрость, Мера, Сила» (юриспруденция).
Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Тема росписи — четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила».
Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени.
На переднем плане — Евклид измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи. Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком) Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии) Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). В красивом, античном храме с воздушной и светлой архитектурой рождается истина, которая восторжествует над человеком, как и ярко-голубой небосвод, виднеющийся в системе арочных сводов над головами философов.
От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Самый внимательный из слушателей – молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Так он изобразил св. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи.
Во время выполнения «Афинской школы», Рафаэль был очень уверен в себе и в своей работе и решил, что он все-таки скромно нарисует себя за работой. На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник изображающий пса. Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 – 347 гг до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384 – 322 гг до н. э. ) легко узнать по названиям книг в их руках. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. Он разделил философов на несколько обособленных групп.
3. Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям. Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек. 412 – ок.
И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба.
Философы увлечены спором. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Таким образом, Рафаэль словно подмигнул своему вечному сопернику, лишний раз подчеркнув, насколько сильно мировое братство художников. Всього на картин зображено понад пвсотн фгур.
В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал). Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен.
С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам. Его деятельность— поворотный момент античной философии.
Вон, одягнений в шолом – це Олександр Македонський. до н. э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев». Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины.
Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Материя — такова возможность сущности. «Афнська школа» знайшла мсце Епкура, якого Рафаель зобразив у внку з листя винограду. Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему). до н. э. ). В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы.
По-видимому, в составлении программы ее росписи участвовал кто-либо из группировавшихся вокруг папского двора представителей гуманистической мысли. Справа Евклид, склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Евклида изображаетБраманте. Он внимательно слушает великого Сократа, а тот загибает на руках пальцы, рассказывая нечто удивительное.
Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой и физикой или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. Аристотель также был древнегреческим философом (384 — 322 гг. Мир материальный — не идеальный, мир идей — совершенен. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу развеваются складки его плаща и кудри на голове. Одни осматривают два глобуса – Земли и неба – последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. В центре фрески разместились Аристотель и Платон. На ступеньках лестницы расположился Диоген.
Цель — благо. Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св. Впоследствии основал собственную школу, названную Ликеем. Папа Юлий II был поражен. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца.
Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. В этом споре не может быть победителя ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей.
Справа Евклид (9), склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Матфея, который, читая со скрижалей, которые перед ним держит ангел, начертанные на них фигуры и письмена, заносит их в свою книгу, а за ним старика, разложившего на коленке свиток и переписывающего на нем все то, что было изложено Матфеем в его книге и кажется, что он, весь поглощенный этим хлопотливым занятием, движет губами и качает головой по мере того, как он задерживает или ускоряет движение своего пера». У свох чотирьох великих композицях Рафаель показав чотири основи, на як, на його переконання, ма спиратися людське суспльство: розум (флософя, наука), доброта та любов (релгя), краса (мистецтво), справедливсть (правосуддя). Напротив – уединенный мечтатель.
Напротив – уединенный мечтатель. Рафаэль Санти Рафаэль Санти – представитель Высокого Возрождения. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. «Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он.
Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба). У центр фрески розмстилися Аристотель Платон. Фигуры глубоко почитавшихся в средние века и в эпоху Возрождения мыслителей Древней ней Греции символизируют философию, литературу, теологию, правоведение и искусства. Философы Платон и Аристотель стоят в центре, на вершине лестницы, окруженные математиком Евклидом, астрономом Птолемеем и другими великими учеными древности. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом.
Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Иное название фрески – «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель. Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя. 1508 року за дорученням папи Юля II Рафаель розпису станц (парадн зали) Ватиканського палацу. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей.
Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, вот таким образом «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. В Зале пожара (Stanza dellIncendio) потолок был расписан еще раньше, учителем Pафаэля – Перуджино ее стены заняты четырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва IV. Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло). Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти.
Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства. На ступеньках лестницы расположился Диоген (3). Ограничивая потребности, Диоген усердно предавался аскетизму и юродству, что послужило основой для многочисленных анекдотов о его жизни. Личностей-титанов, личностей, равных Богу, согласно мировоззрениям эпохи Возрождения. Он разделил философов на несколько обособленных групп. За свое бесстыдство он был прозван собакой. Это портрет Микеланджело – знак глубокого уважения Рафаэля к своему сопернику, который в то же время расписывал Сикстинскую капеллу.
Эта фреска изображает не реальную группу афинян — здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и её фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Даже похвалил его. Он никак не ожидал картины такого масштаба от столь молодого мастера. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я — гражданин мира».
Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Кастильоне", 1514-15). От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Так складывается великая симфония человеческого познания. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. За синьором Буонаротти стоит Парменид.
Так складывается великая симфония человеческого познания. На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Сюжет, единство фигур и благородная симметричность преисполненной величия композиции стали непревзойденным воплощением идеалов Возрождения. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Форма — сущность бытия, это уже не возможность, а действительность. И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца».
В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. ление и принудят погибнуть. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине. На переднем плане – одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора.
Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. По приезде Рафаэля в вечный город папа поручил ему украсить фресковыми картинами несколько зал того же дворца известных под названием «Станц» (stanza – комната). Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески.
Пифагор жил в Древней Греции, в 570-490 гг. Это Платон и Аристотель.
Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. «Истина рождается в споре» сказал древнегреческий философ Сократ. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений.
Вн уважно слуха великого Сократа, а той загина на руках пальц, розповдаючи щось дивовижне. Петра). Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой. А справа — группируются «физики».
А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Станца делла Сеньятура була першою з розписаних Рафаелем (1508–1511). Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще. Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания. Його фрески— це алегоричн зображення людсько дяльност: «Афнська школа»— флософя, «Диспут»— богослвя, «Мудрсть, помрнсть та сила»— правосуддя, «Парнас»— поезя. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель.
Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Похож же он настолько, что кажется живым. Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали). Начнем с центральных фигур. Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его.
Так складывается великая симфония человеческого познания. Но об этом как-то в другой раз. Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом.
Вони передають мудрсть часв Античност представляють дв флософськ школи. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. На фреске – обширный портик в стиле ренессанс. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус).
Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). Со всех стороны фигуры Платона и Аристотеля окружены группами философов и учёных разных школ и их учениками. Он также решил нарисовать уважаемого соперника Леонардо да Винчи, который в то время писал Мону Лизу.
Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Говорили что учение его — самый кратчайший путь к добродетели. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Именно вот таким образом Аристотель Рафаэля указывает на мир земной. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Вслух.
Платон открыл мир идей. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Через несколько лет он показал шедевр. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи».
Платон показывает пальцем на небо: мол идея. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель.
Платон вказу пальцем на небеса, а Аристотель простяга руку над землею.