Кстати и у нас на юге Франции в городе Антиб находится музей Пикассо«Радость жизни» («La Joie de vivre») Расположен музей в бывшей мастерской художника.
В последние годы эти качества просто необходимы были Пикассо. Пикассо создал серию картин АЛЖИРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ по мотивам знаменитой картины Эжена Делакруа 1834 года. 4февраля 1921 года уОльги родился сын Пауло (Поль).
Их бледные, отчасти удлинённые тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Постепенно он и сам начал ощущать себя кем-то вроде Бога: «Бог – тоже художник вроде меня. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
Пикассо умер в Мужене (Франция) 8 апреля 1973. По Мане (1960). В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Иеще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо.
Его слава давно переросла все пределы, о которых он смел мечтать. Первая влюбленность пришла к Пабло в 23 года.
Пикассо объявили самым «дорогим» художником: в 2008 году объём только официальных продаж его работ составил более 260 млн долларов. Также легко онбросил учебу. Женщины от такого сочетания теряли голову и с легкостью влюблялись в Пабло. Именно благодаря ей мы можем видеть «Гернику», всемирно признанный шедевр Пикассо, в динамике его создания.
12 На фото: Франсуаза Жило и Пабло Пикассо в студии художника в Антибе Кстати, Франсуаза стала единственной женщиной в жизни Пикассо, которая первой бросила гения, а после публикации ее откровенных мемуаров «Моя жизнь с Пикассо» художник настолько обозлился на бывшую возлюбленную, что прекратил всякое общение не только с Жило, но и с их общими детьми. Однажды Дора иМария-Тереза случайно встретились встудии Пикассо, когда онработал над знаменитой «Герникой». В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. В работах Пикассо того периода находят влияние Ван Гога и Гогена, Сезанна и Тулуз-Лотрека.
Уже в 1914 году в некоторых полотнах Пикассо стал заметен вновь пробудившийся интерес к точным контурам и пластичным формам, который к 1917 году вылился в «неоклассицистический» период. Звали её Франсуаза. В интервью американской газете «Новые массы» он долго говорил о причинах, толкнувших его на этот шаг. В 1955 году Ольга от рака в Каннах. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже.
Чьи-то руки уже стаскивают картины со стен, чьи-то зонтики пытаются проткнуть их. Мягкая элегантность сменилась брутальностью массивных и жестких форм. Его роман с Дорой продолжался почти десять лет, он запечатлел ее на многочисленных полотнах в образе «плачущей женщины»: как говорят, Дора была очень нервной и нередко впадала в депрессию, а Пикассо старательно зарисовывал ее искаженное лицо, считая, что только так она выглядит по-настоящему красивой Впрочем, как бы ни ценил красоту своих женщин Пикассо их портреты никогда не были всего лишь изображениями красавиц. Приступая к созданию Герники, Пабло Пикассо попросил Дору Маар, которая была профессиональным фотографом, снимать на фотопленку весь процесс работы над полотном. Споявлением вжизни Пикассо Франсуазы вего картины возвращается лирика.
В 1946 году первым обладателем портрета «Доры Маар с кошкой» стает влиятельный парижский дилер Пьер Колле. Искусство и реальная жизнь для Пикассо всегда имели прочную связь.
Мария-Тереза вскоре повесилась. Пабло Пикассо отвечал закостюмы иоформление декораций. В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль).
Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Отвергнутый ею, он покончил с собой: смерть его глубоко подействовала на Пикассо. По Мане» (1960). Кубизм. Пабло Пикассо – знаменитый испанский художник, скульптор, театральный декоратор. Первый брак художника ознаменован рождением сына.
Кубизм мыслился не как отражение реальности, но как ее пересоздание: «Искусство – это ложь, ведущая к правде», – говорил Пикассо. Спустя полгода после знакомства ихотношения переросли вроман. В эти годы брак Пикассо распался его новой возлюбленной стала Мари-Тереза Вальтер.
В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. 6 На фото: репродукция картины Клода Моне «Antibes effet d aprs-midi» на набережной Антибов. Они обвинили Пикассо в том, что тот посмел исказить черты «Великого Сталина» и возмущённо требовали напечатать опровержение. Керамика, которой он начал заниматься в Валлорисе в 1946, свидетельствует о желании мастера овладеть новым материалом, как и работы конца 1940-х годов в технике литографии и созданные позднее линогравюры.
Для Пикассо это было время творческих экспериментов: за «розовым периодом» пришел «африканский», а затем настал черед кубизма. Их наводняет тематика старости, смерти, нищеты, уныния и меланхолии. Первая фаза развития этого течения (1909-1912) получила название «аналитический кубизм»: предметы, все еще узнаваемые, как бы разложены на составляющие их абстрактные геометрические формы. Один из критиков, знаменитый галерейщик Лео Польдес, писал: «Антигармоничный, психованный композитор пишущих машинок и трещоток, Эрик Сати ради своего удовольствия вымазал грязью репутацию «Русского Балета», устроив скандал, в то время, когда талантливые музыканты смиренно ждут, чтобы их сыграли А геометрический мазила и пачкун Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят».
Однако нарочитые смещения форм создают эффект, автономного пространства. Дора, обладавшая тонким умом, отлично понимала важность того, что происходит на ее глазах. Семья Пикассо переехала из шумной Малаги в не менее шумную Ла-Корунью, где в возрасте девяти лет Пабло стал посещать курсы живописи. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Пабло не было и десяти, а дон Хосе уже доверял ему дорисовывать на своих картинах лапки голубей или листья цветов.
И обе дамы принялись драться друг с другом.
Правда, старая». Интеллектуальная жизнь возрождается на удивление быстро. Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете. В них появляются образы обнаженных девушек, фавнов, кентавров и сказочных существ. Первое, что он предложил ей – это принять в ванную. Наиболее характерным произведением этого периода стала «Девочка на шаре». Она не считала её недостойной Пабло иностранка не пара для её сына.
Пикассо не посчитал нужным поехать на похороны своей законной жены. Взяв ссобой Пауло, она немедленно уехала наюгФранции иподала наразвод. Мы не знаем, где мы и в каком времени. Впрочем исама Дора непришла навернисаж, объяснив позже, что была занята, так как рисовала вгостиничном номере розу. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932).
Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Писал он их в реалистичной манере – на этом настояла сама Ольга, не любившая новаторства в живописи: «Я хочу узнавать свое лицо. » – говорила она. В частности, картина Алжирские женщины, Version O, ушла за 32 млн. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Родился 25 октября 1881 в Малаге (Испания). Следует отметить такие произведения, как проникнутая лиризмом картина Радость жизни (1946, музей Пикассо в Антибах) и отличающиеся декоративной непритязательностью панно Война и Мир, созданные в 1952 в Валлорисе.
Такая жизнь смертельно наскучила гению. И еще: «Мне кажется, я боролся всегда, боролся посредством моей живописи, как настоящий революционер». Жаклин терпела его выходки и капризы, следила за его здоровьем и делами. Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). 1930-е годы стали кульминацией развития творческой фантазии мастера. «Я не стал дожидаться разумного возраста, чтобы начать общаться с женщинами, – вспоминал Пикассо. – Если его дожидаться именно разум может помешать».
В 1904 Пикассо поселился в Париже на улице Равиньон, в знаменитом доме Бато-Лавуар («Плавучая прачечная»), где жили многие художники. Закончилось все весьма трагично.
Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Однако приходят к нему не только друзья, торговцы картинами и охотники за знаменитостями. Несмотря на это Ольга и Пабло поженились в 1918 году в июне 18-ого числа. С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.
Контакты с сюрреализмом. Они переехали из Вовенарта, который был для Жаклин слишком мрачным и неуютным, в городок Мужен на побережье, где Пикассо по ее просьбе купил виллу Нотр-Дам-де-Ви. Направление развития кубизма на ранней стадии можно последовательно проиллюстрировать картинами Пикассо: Сидящая женщина (1909, Лондон, коллекция Пенроуз), Портрет Канвайлера (1910, Нью-Йорк, частное собрание) и Моя красавица (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Пикассо принимает вызов: «Живопись создана отнюдь не для того, чтобы украшать квартиры.
И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). Это лето оставило осебе дурные воспоминания. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Разгневанные женщины потребовали, чтобы онвыбрал одну изних. Именно здесь Пикассо проводит свою первую выставку и здесь же получает свой первый заказ – оформление обложки меню. «Все имеют право меняться, даже художники, »—острил сам Пикассо по этому поводу.
В 1997 году Дора Маар скончалась. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Это период спокойного счастья напобережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море инежно струящийся чистый песок. После освобождения. Проживала она одна в квартире, неподалеку от улицы Гран-Огюстен, жила очень бедно.
Пикассо не посчитал нужным поехать на похороны своей законной жены. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. Он изображает Жаклин в десятках портретов, чаще всего в профиль, ею же, как считают некоторые исследователи, вдохновлена серия своеобразных кубистических вариаций на прославленные картины прошлого (от тех же «Алжирских женщин» и «Менин» Веласкеса до «Завтрака на траве» Мане и «Девушек на берегу Сены» Курбе). Удивительная атмосфера Барселоны тех лет надолго повлияла на будущего художника: удивительные, полные причудливой фантазии творения Антонио Гауди (мастерская Пабло находилась напротив одного из них) с их буйством красок и текучими линиями, музеи с картинами Эль Греко и Сурбарана, средневековые статуи в соборах и афиши в новомодном стиле ар-нуво. В16лет Пикассо, будто шутя, поступил вКоролевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо.
После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов. По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином ит. п. — атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века. Непоглощаяее, абудто наблюдая состороны. К моменту их встречи Жаклин уже побывала замужем и родила дочь вВаллорисе, где пересеклись их пути, она работала в магазинчике при «Мадуре» и всегда искренне, хотя и несколько преувеличенно, восхищалась Пикассо. Идамы набросились друг надруга скулаками.
Три года они были счастливы вбраке ичасто участвовали впубличных мероприятиях. Для страстной Доры разрыв сПикассо стал катастрофой. Вверху картины онподписал черной краской: «Якороль. » Однако встолице Франции «королю» пришлось непросто.
Его произведения пользуются огромным успехом.
Здесь он обзавелся музой Фернандой Оливье и множеством знакомств в среде циркачей и второсортных актёров. Новые герои полотен – арлекины и акробаты – ещё полны печали, но уже выглядят значительно свежее предшественников за счёт розовато-коралловой цветовой гаммы. Эта картина обладает суровой мощью. Первый выпуск увидел свет 31 марта 1901 года именно тогда художник вместо прежней подписи Пабло Руис и Пикассо написал просто – Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.
К этому периоду относятся также многочисленные гравюры и первая серия скульптур. В 1905 «голубой период» сменяется «розовым» Пикассо знакомится с критиком Гийомом Аполлинером и американцами Лео и Гертрудой Стайн. Сюрреализм. «Какую именно. » – поинтересовался собеседник, думая, что речь идет об одной из многочисленных картин, на которой запечатлена эта гора.
В 1955 году Ольга от рака в Каннах. Велосипедное седло и руль непостижимым образом превращаются в голову быка (1943) фигура женщины, толкающей детскую коляску, возникает из собранных вместе случайно найденных вещей (1950), а у Обезьяны с детенышем (1951) голова сделана из детской игрушечной машинки. Его негодование вылилось на холст: в 1937 году появилась знаменитая, обличающая нацизм «Герника». В 1946 году Пикассо по заказу княжеской семьи Монако выполнил для их замка в Антибе ансамбль из 27 полотен с говорящим названием «Радость жизни», а на следующий год отправился в знаменитый своим керамическим производством городок Валлорис на Французской Ривьере.
Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо. В19лет художник отправился покорять Париж.
В этот период художник возвращается к изобразительным приемам классического искусства. В 1944 художник вступил во Французскую коммунистическую партию. Иунего иунее были романы сдругими.
Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Некоторое время она позировала художнику ибрала унего уроки. Оно и понятно. А Пабло мог позволить себе такую роскошь.
Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950). По Делакруа (1955) Менины. Пикассо обещал: как только он разведется, он женится на Мари-Терез и признает дочь. В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. С 1912 широко используется техника коллажа (т. е. Женщины всегда обожали Пикассо.
Она была для престарелого Пикассо всем: натурщицей и сиделкой, любовницей и секретарем. Пикассо откровенно гордился красотой жены, ее естественными манерами и аристократизмом, написанные им ее портреты этого периода полны любви и нежности. Она была удивительной женщиной. Постепенно влияние импрессионизма исчезает из его работ, сменяясь ломаными линиями и примитивным рисунком, заимствованным у африканских масок и архаических рисунков.
В картине Сидящая женщина (Нью-Йорк, Музей современного искусства) наложение форм друг на друга столь запутанно, что трудно решить, одна или две модели представлены на полотне и не раздвоилась ли изображенная фигура. Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо. С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад.
Многие его поклонники были весьма смущены реалистическими тенденциями в творчестве художника, соблазнившего столь многих новаторством кубизма. Картина теперь не считается подражанием природе и вообще чему бы то ни было отныне она самоценный, независимый объект. Именно такая сильная исамодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в1943году. Пикассо непоехал напохороны.
Сюжет панно – боль и человеческое страдание. Весной 1917 года в жизни и творчестве Пикассо вновь происходят перемены. Пережив начетверть века того, кто, пословам Андре Бретона, был «безумной любовью» еежизни, Дора Маар скончалась виюле 1997 года в90-летнем возрасте водиночестве ивбедности.
Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Первую половину 1901 года Пикассо провел в Барселоне, где он и его друг анархист Франсиско де Асис Солер основали журнал Arte J oven («Новое искусство»), умудрившись издать пять выпусков: Солер выпрашивал по знакомым статьи, а Пикассо делал иллюстрации, в основном мрачные карикатуры. Накануне отъезда Ольга ушла из труппы.
Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства).
В период войны мастер встречается с югославским фотографом. Иногда в работы художника проникают лирические нотки, например в картине Голубая комната (1901, Вашингтон, галерея Филипс), но более типичны для этого периода его творчества мотивы нищеты и крайней усталости. В классических скульптурах члены всегда маленькие.
Пикассо смеялся: «Ты выдумала себе религию. » – но ему это было лестно. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Сэтого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.
В качестве любовных признаний Пикассо посвятил Еве несколько картин: ее саму на них увидеть невозможно ибо кубизм не предполагает портретного сходства даже в портретах, – но на них было написано «Я люблю Еву» и «Моя красавица». В 1956 году, через год после написания, всю её за 212 тыс., купил Виктор Ганц, знаменитый коллекционер современного искусства. Уже ранние его работы поражали своим профессионализмом – за картину Знание и милосердие (1897) он получил золотую медаль, а в 1898 году состоялась его первая выставка в Барселоне.
Пикассо 55, он болезненно переживает трагедию и пишет своё самое значительное произведение: знаменитую «Гернику». После произведений голубого периода, картины розового периода представляют мир циркачей и бродяг (Семья акробатов с обезьяной, 1905, Гетеборг, Художественный музей Девочка на шаре, Москва, ГМИИ им. В 1953 году она забрала детей и ушла. Как считают исследователи, она была моделью и для создания «Авиньонских девиц» (1907 г. ), одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века. В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов).
Или даже если он боксер, так у него есть только мускулы. Как ни странно, последним аргументом в пользу Пикассо стал феерический провал балета «Парад» в парижском театре «Шатле». Постепенно картины Пикассо начали продаваться. Авот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин— богини итряпки для вытирания ног». Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер.
Жаклин напоминала ему «Алжирских женщин» Делакруа: «можно подумать, что Делакруа встречался с Жаклин», – говорил Пикассо. Пикассо превращался в легенду. Ей стала 29-летняя художница Дору Маар. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида. Как рассказывала Рок, маэстро привык к тому, что она постоянно рядом с ним и постоянно спрашивал: «Жаклин, ты здесь. ».
Вотличие отмногих возлюбленных мастера Франсуаза Жило несошла сума инепокончила ссобой. И это не считая десятилетия раннего периода его ученичества на родине, в Испании, когда он ещё только искал себя. Она покорила художника своей преданностью, влюбленностью и заботой о нем. «Всего и особенно счастья, нам отмерено понемногу, – говорил художник Франсуазе. – И если любви суждено родиться, время ее жизни и течение определяются записью в невидимой книге». Издав книгу «Моя жизнь сПикассо», Франсуаза Жило вомногом пошла против воли художника, нообрела всемирную известность. Превысив все ожидания, портрет «Доры Маар с кошкой» ушел с молотка за 95, 216, 000.
Дон Хосе дал сыну все, что мог: его техника была совершенна. Первобытная мощь чувствуется и в Портрете Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и в Автопортрете (1906, Филадельфия, Художественный музей). 1909 Пикассо и Брак. Молодая пара с грустью смотрит на женщину, держащую на руках ребенка. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Деньги вернуть. ».
После рождения сына отношения стали ухудшаться. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). На протяжении всей своей жизни Пикассо периодически обращался к скульптуре.
Всепроникающий голубой цвет – визуальный аккомпанемент меланхолической мелодии. Живопись вундеркинда существенно выделялась на фоне старших сверстников, его первые большие работы маслом «Первое причастие» и «Знание и милосердие» заслужили множество наград и медалей на художественных выставках в Барселоне и Малаге. В его мастерской появляются американские художественные критики, воевавшие в союзнической армии, они задают ему множество вопросов, на которые он отвечает с редкой любезностью. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). На фото: репродукция картины «Рыбная ловля ночью на Антибах» возле музея Пикассо. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал.
По иронии судьбы Дора и Мария абсолютно случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Говорят, едва став владельцем замка, Пикассо позвонил своему другу и галерейщику Даниэлю-Анри Канвейлеру: «Я купил себе сезанновскую Сен-Виктуар». Дора очень тяжело переживала разрыв с Пабло. Пикассо птицу подобрал, вылечил, приручил и совенок стал новой музой художника.
Это трагическое событие сильно потрясло художника. Каждый раз, когда Пикассо представляет свои работы, сделанные в новой манере, публике, даже если она настроена наилучшим образом, нужно какое-то время, чтобы адаптироваться. Родился в Малаге 25 октября 1881 года. Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия). Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет.
Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. В его работах этого периода преобладает сине-зеленая палитра. Мир адских видений встречает посетителей.
Наиболее символичен большой офорт Пикассо Минотавромахия (1935). В эти годы он жил то в Париже, то в Барселоне. Однако пожелали ему выработать свой индивидуальный, более узнаваемый стиль. Еежизнь остановилась, быть может в1944году, когда произошел разрыв сПикассо. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо.
Взяв с собой сына, она уехала в другую часть Франции и подала на развод. Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт».
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Позже она замкнулась в себе, увлеклась мистицизмом и астрологией. Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо). Некоторые журналисты даже писали о «художнике-хамелеоне» и клеймили Пикассо за «откат назад».
Дора попала впарижскую психиатрическую лечебницу Святой Анны, где еелечили электрошоком. С Франсуазой связан самый, пожалуй, счастливый и гармоничный период творчества Пикассо. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Возникают образы стариков, слепых, несчастных матерей, проституток и алкоголиков. «Не менее серьезным, чем балерина», – отшучивался тот. Их роман был далеко от идеального, случались времена когда они жили врозь (лето и осень 1907 года).
Вместе с Браком Пикассо начал разрабатывать кубизм: они постоянно работали вместе и так влияли друг на друга, что сейчас уже трудно сказать, где чья идея. В8лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 1955 году Пикассо и Жаклин переселяются в Канны на виллу «Ла Калифорни», но там им постоянно мешали гости и просто любопытные, которые толпами наведывались в его дом, дабы выразить свое восхищение художником (а под шумок что-нибудь стащить, жаловался он). Несмотря на это Ольга и Пабло поженились в 1918 году в июне 18-ого числа. 10 Кросса на набережной города В Антибах Пикассо, казалось бы, заново открывал для себя радость бытия, растоптанную в прах Второй мировой войной, если после первого посещения города художник написал жутковатую, пронизанную горечью, сарказмом и страхом картину «Рыбная ловля ночью на Антибах» (1939 год), то работы Пикассо послевоенного периода, напротив, полны оптимизма и жизнелюбия.
По Делакруа» (1955) «Менины. Этот период можно охарактеризовать, как вершину его творчества. Познакомился онсней вресторане итутже пригласилее принять ванну.
На протяжении последних двадцати лет рядом с Пикассо была Жаклин Рок. Ей было 89 лет. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. Послевоенный творческий период Пикассо можно назвать счастливым. По одной из легенд их в январе 1936 года познакомил Поль Элюар, безнадежно влюбленный в Дору, – в надежде, что «Пабло сумеет укротить эту дикую кошку».
Картины стали более жизнерадостными, появилась пространственная глубина. 1 Trip-point Travel Lifestyle Inspiration Пабло Пикассо в Антибах: La Joie de vivre На картине Пикассо «Радость жизни» (La Joie de vivre, франц), которую художник создал в Антибах в 1946-ом году, резвятся музицирующий на флейте кентавр, счастливые козлики и грудастая нимфа. Здесь он стал работать на фабрике «Мадура»: увлеченный ручным трудом, он создает множество статуэток, блюд, кувшинов и декоративных тарелок: несколько архаичные по духу, они в то же время полны очарования и юмора. После расставания с Пабло, Франсуаза издала книгу «Моя жизнь с Пикассо», она пошла против Пикассо, зато обрела всемирную известность.
Она забрала сына и уехала. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). Она хотела видеть мужа салонным портретистом, коммерческим художником. Ольга танцевала напремьере балета «Парад» втеатре Шатле. В 1981, через шесть лет после смерти Франко, картина была передана в Прадо.
Фернанда позже говорила, что у Пабло «был магнетизм, которому я не могла сопротивляться». Она не считала её недостойной Пабло иностранка не пара для её сына. А он творил более 70 лет.
Его отец, выходец с севера, преподавал рисунок в местной школе искусств и ремесел «Сан Тельмо». Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано». «Нас связывало искусство.
Но сам Пабло не хотел такой жизни. «Моя жизнь – сущий ад, – жаловался Пикассо в письме от 1915 года. – Ева все время болеет, в течение целого месяца она находилась в санатории и я вынужден прервать свою работу. » Через несколько месяцев она скончалась. Холст более не рассматривается как окно в иллюзорное пространство.
Вызволил ееоттуда ивывел изкризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан. Например, в Натюрморте на плетеном стуле композиция, вписанная в овал, обрамлена настоящей веревкой внутри картины оказываются сопоставленными острые кубистические плоскости, буквы JOU и то, что призвано изображать плетеное кресло (кусок клеенки от дешевой мебели). Именно её образ мастер использовал для изображения войны: он создаёт множество портретов Доры, в том числе серию работ известных как «Плачущая женщина».
Изобретенная Пикассо техника коллажа впервые была применена в картине «Натюрморт с плетеным стулом». А через год после её смерти её портрет «Плачущая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков. Иони расстались— Пикассо иФернанда. Из кризиса её вывел давний приятель и психоаналитик Жак Лакан. Пикассо и Фернанда расстались. Марк Шагал как-то сказал, что Пикассо меняет стиль чаще, чем носки. Даже став любовниками, они из уважения еще очень долго обращались друг к другу на «вы».
И вдруг из зала раздались громкие и удивительно стройные вопли: «Картины убрать. По его воспоминаниям, в детстве родители его баловали и никогда ничего не запрещали. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И.
В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920. Среди поздних работ Пикассо наибольшую известностью имели: эмблема «Голубка Пикассо» (1949) – самый узнаваемый символ мира, прообразом которого послужила его же картина «Голубь мира» статуя «Человек с ягненком» (1943 – 1944) живописные панно «Война» и «Мир» (1952) панно для здания ЮНЕСКО в Париже (1956 – 1957) ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе вариации на темы картин «Менины» Диего Веласкеса (Diego Velzquez), «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи (Francisco Goya), «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (douard Manet) и др. Тот отругивался: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по моему ощущению, это должно быть сказано». Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Он был восхищен ее правильным «египетским» профилем и горящими глазами.
Его новую возлюбленную звали Марселла Умбер, но он называл ее Ева Гуэль. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
Однако не оппортунизм побуждает Пикассо вступить в компартию и даже не уважение. Благодаря той довоенной большой выставке в Нью-Йорке его теперь хорошо знают в Америке. «Как вы думаете, что такое человек искусства.
Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал втряпки. Наличном фронте дела складывались куда лучше. В это время он вместе со своим другом Карлосом Касахемасом (Carlos Casagemas) уезжает в Париж, где его друг кончает жизнь самоубийством. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ. На картине Старый гитарист (1903, Чикаго, Художественный институт) изображена удлиненная, болезненно согнутая фигура.
В 14 Пабло Пикассо на общих основаниях поступил в Барселонскую школу искусств и ремёсел. Он нес им страдания и горе, сумасшествие и смерть, претворяя их слезы в краски и образы. В доме не было ни газа, ни электричества, водопроводный кран – один на всех, а единственная уборная не запиралась из-за отсутствия щеколды – по воспоминаниям одного из жильцов, задвижку не вешали, опасаясь, что ветхая дверь развалится под ее тяжестью.
«Пикассо заставлял меня жить настоящей затворницей», – признавалась Фернанда. Любовь к Марии оставила заметный отпечаток в творчестве Пабло. Всего – 15 вариаций, которые обозначены в алфавитном порядке как Version А-О. Ей удавалось делать это 7 лет.
В восемь лет Пабло нарисовал свою первую настоящую картину маслом под названием «Пикадор» – с ней художник не расстанется до конца жизни. Со временем эту фразу выучил даже их попугай. Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Ярким примером «голубого» периода является работа «Любительница абсента» (1901).
Годы с 1901 по 1904 в творческой биографии мастера получили название «голубого периода» из-за преобладания в его картинах того времени голубой тональности. В юности Пикассо решил взять более редкую фамилию матери вместо распространенной Руис. Массачусетс, музей Фогг).
Впрочем, дать развод она отказалась, объясняя, что все еще любит мужа. Пабло ответил, что они должны занего бороться. «Может ли художник быть человеком серьезным. » – выпытывала у Дягилева мать Ольги. Быстро взять Париж ему не удалось.
С 1 июля 1963 года владельцами стает другая пара из Чикаго Адель и Уиллард Джидвиц. Именно эти искры счастья видим мыв«Радости жизни»— самой яркой картине периода сименем «Франсуаза». В 1943 году Пабло знакомится с женщиной, которая изменила его судьбу.
А в 1907 году Пикассо пишет знаменитых «Авиньонских девиц», открывших период кубизма изобразив пять обнаженных женщин: изначально картина, навеянная любимым когда-то Пабло публичным домом в барселонском квартале Кале дАвиньон, называлась «Философский бордель», но друг Пикассо писатель Андре Салмон переименовал полотно в «Девиц». Его предъязвенное состояние. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). Жили влюбленные очень бедно, утром они воровали себе еду, круассаны и молоко.
Творчество великих мастеров он стал изучать самостоятельно – в то время Пикассо особенно впечатляли полотна Веласкеса, Гойи и Эль Греко. «Я Пикассо, мы вместе совершим великие вещи. » – заявил он ей. «Я горжусь тем, что могу сказать: я никогда не считал живопись чистым искусством, развлечением я хотел посредством моих рисунков и картин — ведь это и есть мое оружие — продвинуться вперед в познании мира и людей». Согласно устным высказываниям Блока, он заплатил 15 000. За годы жизни с Ольгой, у Пабло сложилось свое впечатление на счет нее. «Женщина вкрасном кресле», 1939 В1935 году Ольга узнала отдруга обэтом романе мужа, атакже отом, что Мария-Тереза беременна. Публика орала: «Русские боши, долой русских, Сати и Пикассо боши. » и пока одни лезли на сцену бить танцовщиков, другие пытались сорвать занавес.
Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. И вот 3 мая 2006 года аукционный дом Cотбис выставляет портрет на продажу с оценочной стоимостью в 50 — 70 млн. Взяв с собой сына, она уехала в другую часть Франции и подала на развод. В 1935 году она родила дочь Майю и стала все чаще заговаривать о законном браке.
Картина Семья бродячих циркачей (1905, Вашингтон, Национальная галерея) на первый взгляд кажется свободно и широко написанной яркой виньеткой из фигур акробатов. Но как быть с его мужскими причиндалами. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. «Женщина-цветок», написанная в1946 году— это ода женственности инежности. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Мария-Тереза не выдержала всей этой ситуации и повесилась. На Лазурном берегу цвет неба по вечерам переливается всеми оттенками голубого и розового, а потому кажется прозрачным перламутром, заточенным в сердцевине раковины, а вид моря, чьи волны то вальяжно ласкают прибрежный песок, то с остервенением обиженной женщины «отвешивают пощечины» гладким камням крепостной стены, окружающей город, способен пробудить творческое начало даже в скупой душе счетовода.
Она наполняла мужа новыми силами, при этом, не растрачивая свои. Пикассо немедленно начала ее рисовать, а затем пригласил в свою студию. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо».
В начале 1930-х годов художник сделал несколько графических серий, в том числе 30 офортов к Метаморфозам Овидия для издательства «Скира» и к Неведомому шедевру Бальзака по заказу коллекционера Амбруаза Воллара. Дело в том, что в то время Париж был оккупирован и горячая вода была роскошью. Ольга так же и влияла творчество художника.
В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Его предъязвенное состояние. После этого картина не показывалась на публику около 40 лет.
Познакомились они в ресторане. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Но и не более того.
построения композиций из кусочков бумаги и других материалов, наклеенных на холст). «Плачущая женщина», 1937 Пережив начетверть века того, кто, пословам Андре Бретона, был «безумной любовью» еежизни, Дора Маар скончалась виюле 1997 года в90-летнем возрасте водиночестве ивбедности. Вскоре, поселившись отдельно от семьи, художник встречает новую музу. Завсегдатаями «Четырех котов» были, в частности, художники Рамон Касас и Сантьяго Русиньоль, композитор Исаак Альбенис и сам прославленный Гауди.
Она, его тонкая и чувственная Ева изображена на полотне «Моя красавица», написанном в 1911 году. Самый популярный художник XX века (по опросу журнала Time), самый дорогой художник (в год его картин продается на сотни миллионов долларов), один из самых плодовитых – количество его работ исчисляется десятками тысяч (по разным оценкам, от тридцати до восьмидесяти). Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. В 1954 году он встретил свою последнюю музу, двадцатисемилетнюю Жаклин Рок. Это наступательное и оборонительное оружие в борьбе с врагом». Для страстной Доры разрыв сПикассо стал катастрофой.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Его называют Салоном Освобождения. Силач, погружённый в собственные мысли, смотрит в сторону.
В браке прожили три счастливых года, после чего у него родился сын Пауло. Ее преследует разъяренный Минотавр, огромной рукой он пытается заслонить свечу, которую несет маленькая девочка с букетом цветов.
Ольга— иностранка, русская, непара еегениальному сыну. Тогда Пабло ответил, что они должны за него бороться. Скоро уже все родственники знали, что у Руисов растет юный гений.
«Любит страстно, но его любовь убивает», так говорил испанец Поль Элюар. После рождения сына отношения стали ухудшаться. Позже в семье родились еще две дочери, Долорес (Лола) и Консепсьон (Кончита), но Пабло – старший и единственный сын – был любимцем семьи. Онпросто вздохнул соблегчением.
«Да, думал я, это здорово. Много лет спустя на выставке детского рисунка признанный гений Пикассо скажет: «В детстве я рисовал как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисуют дети». Другим опекаемым Стайнами автором был Анри Матисс, чьи картины в стиле «фовизма» вызвали сенсацию на Осеннем салоне 1905 года.
На соборной площади городка Пикассо установил статую «Человек с ягненком», а в крипте храма поместил два живописных панно своей работы. «Розовый период» (1905-1906) отмечен радикальной переменой цвета и настроения в творчестве Пикассо. Две сидящие женщины (1920, Нью-Йорк, частное собрание) – характерный пример работы в этом направлении. СФрансуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни. Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием вего жизни.
Весной он со своей собакой Фрикой поселился в знаменитом общежитии для нищих художников Бато-Лавуар (буквально «корабль-прачечная»): этот полуразвалившийся барак, бывшая фабрика пианино, был расположен на склоне холма Монмартр, вот таким образом с одной стороны был пятиэтажным, с другой же был виден только один этаж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Апримерно через год еепортрет «Плачущая женщина» был продан нааукционе за37миллионов франков. Он пишет его портрет – мертвый, в пронзительных сине-желтых тонах, Карлос с закрытыми глазами больше не желает видеть этот мир Так начался знаменитый «голубой период» в творчестве Пикассо, характеризующийся голубыми оттенками, печалью и меланхолией («Кто грустен, тот искренен», – считал Пикассо), образами старости, нищеты и смерти. Ольга тратила деньги мужа, а Пабло это не устраивало.
Второй раз он официально женится в возрасте 80-ти лет на последней своей музе Жаклин Кор. Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса, который эхом отдаётся в замечательной серии рисунков исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года в них Пикассо по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. Еедальнейшая жизнь была богата событиями исчастливыми моментами. Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции.
Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Друзья организовали вЛондоне выставку ееработ, ноона прошла незамеченной. И к тому же сюрреалист – ведь он создал слона и жирафа». 4 На фото: музей Пикассо в Антибах Художники любили Антиб всегда. Иони расстались— Пикассо иФернанда.
Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Будущий художник родился в Испании, в андалузском городе Малага 25 октября 1881 года: он был первым ребенком Хосе Руиса и Бласко и его любимой жены Марии Пикассо и Лопес. Она попала в психиатрическую больницу Святой Анны, где лечили её электрошоком. «Я снова среди своих братьев», — говорит он. Работы, созданные с середины 40-х до середины 50-х, отличаются атмосферой идиллии и гармонии с природой.
С началом XX века в творческой жизни художника наступает, так называемый, «голубой» период (1901-1904). Загадочность и задумчивость, разлитые в произведениях Пикассо этих лет, словно достигают предельной концентрации в большом холсте Жизнь (1903, Кливленд, Музей искусства). Днем Пабло рисовал ее при свете керосиновой лампы (или при свечах, когда не было денег на керосин), а по вечерам гулял с друзьями по кабакам. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). А если удалить гимнастку, силач словно срастётся с кубом в монолитную глыбу. Денег небыло. Ужас войны, охвативший художника, сделал его работы мрачными, наполнил необычайной горечью и болезненным сарказмом.
В эти годы Пикассо часто изображал клоунов, акробатов и бродячих цирковых артистов. Там Пикассо погрузился в творчество, а Жаклин следила за тем, чтобы его не беспокоили. На исходе Второй мировой войны Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Хотя Гийом Аполлинер, написавший вступительный манифест к балету, назвал «Парад» провозвестником нового искусства, то, что происходило на сцене, назвать искусством осмеливались только самые смелые.
При крещении мальчик получил имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо – столь длинное имя по испанскому обычаю состояло из имен родственников и почитаемых святых, а две фамилии ему, как и каждому испанцу, достались по наследству от каждого из родителей. Ольга иПикассо поженились 18июня 1918 года вправославном Соборе Александра Невского. «Ты уверяешь, что любишь меня, – возмущался Пикассо. – Вполне возможно, но любишь как кусок жареной курицы, стараясь обглодать его до кости». С Франсуазой Пикассо узнает новые радости жизни.
ПИКАССО, ПАБЛО РУИС И (Picasso, Pablo Ruiz y) (1881-1973) испанский художник, скульптор, гравер, художник по керамике, сценограф. Ольга Хохлова, все еще остававшаяся мадам Пикассо, была готова терпеть измены и издевательства мужа, но рождение у него внебрачного ребенка (а Пикассо не преминул привести ее к Мари-Терез и с гордостью указать на младенца: «Это произведение Пикассо. ») стало последней каплей. Пикассо был заворожен яркими красками и упрощенными линиями Матисса так же он был очарован работами самоучки-примитивиста Анри Руссо, которого он называл «последним художником Древнего Египта» за сходство его работ с яркими и плоскими египетскими фресками. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт).
В 1899 Пикассо вернулся в Барселону, где стал завсегдатаем известного кафе «Четыре кошки», в котором собирались художники и литераторы. В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Здесь нет победителей и побежденных, нет противостояния правых и виноватых.
В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). В возрасте 14 лет Пабло поступил в школу изящных искусств в Барселоне, затем перешёл в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. «La Joie de vivre», Пабло Пикассо Картина буквально ретранслирует на зрителя чистую, ничем не замутненную радость бытия и, чтобы убедиться в этом, достаточно несколько минут постоять перед шедевром Пикассо в музее художника во французском городе Антиб. Темные холодные тона стали светлее и теплее, сменившись розово-охристой и розово-серой гаммой, а нищих и проституток сменили циркачи, арлекины и акробаты, танцовщики и странствующие комедианты, чья романтическая неустроенная жизнь и обездоленное одиночество на несколько лет стали излюбленной темой художника. На Лазурном берегу Пабло переосмыслял античные традиции, потому картины Пикассо антибского периода наполнены настроением разудалой языческой идиллии. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Эти достижения позволили бы семье «крутиться» в высшем обществе, где муж получал бы заказы.
Хрупкая гимнастка пытается удержать равновесие, стоя на шаре. Ей же принадлежат и многие фотопортреты Пикассо. Когда Пикассо познакомил Ольгу со своей семьей, его мать не приняла Ольгу. Сюда за вдохновением приезжали и до и после Пикассо.
Ольга долго не сдавалась. В картине Мулен де ла Галетт (1900) чувствуется интерес девятнадцатилетнего художника к ночной жизни Парижа, особенно такой, какой ее изображал Тулуз-Лотрек. Семейная жизнь началась для Пикассо венчанием в русском храме.
Став мадам Пикассо, Жаклин взяла его жизнь в свои руки. Художник представил еесвоей семье. Она умерла отрака в1955 году вКаннах. Вместо академических классов Пабло посещает Прадо, где он часами простаивает перед полотнами Веласкеса, Эль Греко и Гойи, а отведенное на домашние штудии время проводит с друзьями в «веселых домах». Матери она непонравилась.
«Я была слишком самостоятельна для него – ему требовалась покорная ученица, а я вела несколько «мальчишеский» образ жизни», – вспоминала Франсуаза. Он настолько разный в каждый следующий период, что кажется, что это писали разные люди. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». Апримерно через год еепортрет «Рыдающая женщина» был продан нааукционе за37миллионов франков. Картина Девочка на шаре является центральным произведением этого периода.
Фигуры приобрели пластические качества древней иберийской скульптуры. В 1947 году ведущие коллекционеры из Чикаго Ли и Мери Блок покупают портрет у Пьера Колле. Дора попала впарижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где еелечили электрошоками. После художник рассказывал, что эта драка стала самым ярким событием в его жизни. Творческая биография Пабло Пикассо по-настоящему экстремальна.
Пикассо выразил свое отношение к происшедшему в панно Герника. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Его ранние картины – например, «Портрет матери» или «Первое причастие» – сейчас можно увидеть в музее его имени в Барселоне: их непривычные для поклонников зрелого мастера чистые линии, сочные цвета и прекрасная техника были достойны старых мастеров. Жизнь покажет, что мать была права.
На одной из самых знаменитых картин этого стиля, Женщина на пляже (1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства) изображены высохшие белые кости на фоне абстрактно трактованного моря. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Каретников, вышедшая в 1967 году. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). Обе женщины требовали от Пикассо, чтобы он остановил свой выбор на одной из них. Такая неопределенность физического и одновременно психологического порядка сближает Пикассо с художниками-сюрреалистами. Картины Пикассо «голубого периода» отражают мир одинокого человека.
Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». «Я не пишу с натуры, я пишу при помощи натуры», – говорил он. – «Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю». Однако и здесь он задержался всего лишь на семь месяцев. Картина Авиньонские девицы (1906-1907, Нью-Йорк, Музей современного искусства), которую Пикассо решился выставить лишь много лет спустя после ее создания, является одним из самых революционных произведений начала 20 в. На первый взгляд, это всего лишь вариация традиционного сюжета – купальщицы на фоне пейзажа. Именно в этой «плавучей прачечной» – окна были увешаны постиранным бельем, которое больше негде было сушить, – знаменитой «Девочкой на шаре» начался так называемый «розовый период» творчества Пикассо. Матисс, весьма справедливо увидевший в «Девицах» влияние своих «Купальщиц», был в бешенстве, а Жорж Брак, новый друг Пабло, заметил: «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином».
Работу над «Герникой» запечатлела для истории Дора Маар – новая любовь Пикассо, одна из самых знаменитых женщин-фотографов своего времени, воспитанная в Аргентине прекрасная дочь хорвата и парижанки. Когда Дора узнала, что Пабло променял ее на молодую, с ней случился нервный срыв. Пабло Пикассо работал театральным декоратором и отвечал за костюмы и оформление декораций на сцене. Когда Пикассо познакомил Ольгу со своей семьей, его мать не приняла Ольгу.
По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье или «Прекрасную Фернанду». Пикассо по-прежнему нищ, но его жизнь постепенно начинает становиться ярче. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея).
В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. После рождения ребенка Пикассо охладевает к Марии и заводит себе любовницу.
В 54 года у Пикассо рождается внебрачная дочь Майя. Голубой период. Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям.
Мать была уроженкой Андалусии. Герои—это бедные дети и матери, старики. За время жизни с ней, Пабло написал порядка 400 ее портретов. Вызволил ееоттуда ивывел изкризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан. Водну зиму, чтобы незамерзнуть, онтопил камин изкамня своими собственными работами.
Ей же он посвятил еще много картин, создав своеобразную серию «Я люблю Еву», основным мотивом которой стала нежная и хрупкая натура Марсель, отождествляемая художником с женственностью, а также мелодиями и музыкальными инструментами. Стоит закрыть мощную фигуру атлета, как девочка потеряет равновесие. Это был самый тяжелый период в жизни начинающего художника.
Учился в Королевской академии искусств Сан-Фернандо в Мадриде. «У меня теперь оригинал», – ответил художник. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Юный художник интересовался совершенно всем – от культуры финикийцев и египтян до японской гравюры. Буквы JOU можно интерпретировать как начало слова journal (газета) или понимать дословно (jou – корень французского слова jouer – играть).
Любовь к Марии оставила заметный отпечаток в творчестве Пабло. Журналисты рвали и метали, объявляя Дягилева со товарищи в том, что они деморализуют Францию в военное время.
Кстати, опознать совенка на абстракциях на порядок легче, чем любого другого персонажа. В то время Щукин обладал лучшим собранием картин Пикассо в Европе. Как правило, все картины этого периода художник выполнял в сине-зеленых оттенках. К тому же, его картины не покупали.
Начиная с 1912 кубизм принимает новое направление развития и получает название «синтетического кубизма». В 1912 он начал создавать конструкции из листового железа, картона, проволоки и дерева. Дора Маар поэтапно запечатлела создание символа трагедии, картины «Герника». Оба крутили романы на стороне. Однако главной причиной была, видимо, все-таки боязнь одиночества.
Пикассо никогда не мешала разница в возрасте: «Если я живу с юной, это помогает и мне оставаться юным», – говорил он. В браке прожили три счастливых года, после чего у него родился сын Пауло. Ольга транжирила деньги мужа, атот отчаянно злился.
«Авиньонские девицы», 1907 Нобыло время, когда они жили врозь (лето иосень 1907года).
В центре изображена лошадь, волочащая за собой тело убитой женщины-матадора.