В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. В классической ясности и гармонии пропорций, пластических линий и цветовых соотношений, в тонко прочувствованном равновесии бытового и образного, мимолетного и вечного – обаяние одного из шедевров федотовской живописи, портрета Наденьки Жданович за фортепьяно (1849, ГРМ). П. Федотов о картёжниках: Они убивают время, пока оно не добьёт их, в свою очередь. Вопросы учащимся:Какой мир изображает художник. Не стало и богатства федотовских красок.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Кульнев, которому в славу и честь Даже и немцев крест железный есть. На атмосферу действия также влияет господствующий в картине цвет, который состоит из разнообразных оттенков тёплого коричневого. В сепии «Магазин» представлен целый набор житейских пороков, в том числе и мелкое воровство. Тургенев в пьесе «Безденежье (Сцены из петербургской жизни молодого дворянина)» 12, герой которой, некто Жазиков, «на службе не состоит, а в Питере живет да деньги тратит».
А ей на что стихи. На следующий день его не стало. Все остальное тонет в мглистом тумане беспощадного города.
Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Под впечатлением семейной драмы – вдовства сестры, оставшейся почти без средств существования, он задумывает картину «Вдовушка».
Просмотр видеофрагмента о картине Сватовство майора. Горячие краски красно-коричневого интерьера интенсивно нарастающие к центру, натыкаются в своём движении на холодные цвета снега под лунным светом. Сиделец – приказчик, продавец в лавке.
Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. чужой. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. На плоту дожидались Лермантова (он идет в караул). В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.
Но Завтрак аристократа лишён той нарочитой карикатурности, что свойственна федотовской графике. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Как что делать – лучи у Солнца превострые, как золотые иголки – давай ими лед точить и что же – хоть и нехотя, а пошел лед в море соленую воду разбавлять – Нева чистехонька, льду ни следа, а воды – хоть упейся. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. / на что поэзия. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить.
В 1850 году Федотов пишет посмертный портрет Е. Г. Флуга, внося в него новые черты, характерные для позднего творчества Федотова. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Святитель – здесь: святой Николай. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства.
Труд был для него чем-то священным: «Я знаю, что человек без занятий в душе своей – враг каждому трудящемуся человеку. » 19. человека жаждущего познакомиться. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Какие предметы на картине привлекают ваше внимание.
Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования. На ней официальные лица грели сургуч.
В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Художник то приглушал, то усиливал звучание густого зелёного в соседстве с интенсивным тоном красного дерева и чёрным платьем молодой вдовы. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». В тексте к гравюре говорилось: «Сделайся землекопом, поденщиком и прежде всего спаси свое несчастное семейство от нищеты, а потом, спокойно отдыхая за черствым обедом, развивай свои поэтические помыслы» 8. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).
Генерал Я. П. Кульнев (), участник Отечественной войны 1812 г., скончался за год до Кульмского боя отношения ни к бою, ни к "кресту" не имеет. С мастерством нарисованы детали: красивого дерева стол, стул, шёлковый костюм. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.
3. Завтрак аристократа (1849) – щёголь испугавшийся разоблачения видимости своего аристократического положения, двойной жизни. Вопрос учащимся:Чего так испугался аристократ. Картина «Тройка» – хрестоматийно известная работа Василия Перова. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. – таким восклицанием он увенчал одно из своих четверостиший, занесённых в чей-то альбом. Героем нового времени становится маленький человек, городской житель, не крестьяне, живущие на просторе, а человек в городских сотах, маленьких комнатенках.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Было ему всего 37 лет. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Предельный лаконизм рисуночной техники, нарушение привычной логики построения пространства по законам прямой перспективы, фрагментарность фигур в этюдах к картине «Игроки» (1852, Киевский национальный музей русского искусства), даже синий цвет бумаги создают потрясающий психологический эффект, внушая почти ирреальное чувство тревоги и опасности. В искусстве появляется тема одиночества души.
В 1837 году в «Живописном обозрении» была опубликована гравюра Хогарта «Бедный поэт», возможно, повлиявшая в дальнейшем на сюжет сепии «Бедный художник, женившийся без приданого в расчете на свой талант» (1844, ГТГ). Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего собственного бытия. Родился он в семье мелкого чиновника.
Какие говорящие детали картины передают её содержание. Как писал И. С. Последние годы жизни художника: борьба с крайней нуждой, попытка заработка созданием копий своих картин и их продажей для поддержки семьи. Картины, в которых ничего не нарисовано, длинные тени, каменные позы персонажей. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. ). Везде следы недавней пирушки и былого веселья.
Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Тут пили воду, пиво, трогали лягушек и выходящих из лодок девушек. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
«Дома играл на гитаре и еще с собакой» 3 «часу в 7-м пошел бродить и зашел ко всенощной стоял в алтаре и пересмеивался с юнкерами вышел, недостоявши. » 4 «отправился в Новую Деревню – в караул, в лабораторию. Ей чай давно в постели / все поэтические скорби надоели. Подобные браки случались тогда повсеместно.
Композиционный центр картины – лица детей – выхвачены светом. Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу. 1796) – генерал, войсковой атаман Донского войска, участник нескольких войн. Дети страдают их лица искажены. Ложным стыдом охвачен федотовский «аристократ», поспешно прикрывающий книжкой свой скудный завтрак – кусок ржаного хлеба – при появлении нежданного гостя («Завтрак аристократа», 1849-1850, ГТГ).
Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.
(1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Какое же сильное стремление к высокому искусству должно было пробудиться в нем, чтобы отказаться от однообразной, скучной, но вполне сносной полковой жизни ради туманного будущего «свободного художника». Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53. В карауле спал, гулял, чертил канву. Однако морально-психологические и смысловые акценты здесь иные. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Первые портреты Федотов создает в технике акварели еще на воинской службе. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Все – случай. Ж-4521)8910. Мы не видим гостя, пришедшего так не во время (показана лишь его рука, отодвигающая занавесь) Но взгляды хозяина и пуделя, обращённые к дверному проёму, заставляют и нас напряжённо вглядываться в него. Картины становятся более камерными, маленькими по размеру. Пространный текст о том, что свет – это «толкучий рынок», заканчивается следующим рассуждением: «Что такое жениться.
Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине. Островского, начало творчества которого приходится на те же сороковые-пятидесятые годы. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2.
В Скорбном листке пишет о себе: Постоянно работалЖизнь воздержанная, даже очень. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Пробуждение таланта Павла Федотова пришлось на годы службы в лейб-гвардии Финляндском полку (1834-1844).
Можно рассмотреть лишь лицо проигравшего, который сидит за столом в оцепенении. Прошла неделя и вы плачетесь своею покупкою. Имеется в виду "Кульмский крест" – так называли в России прусский военный орден (железный крест), вручавшийся прусским королем отличившимся участникам Кульмского боя (17-18 августа 1813 г., близ селенья Кульм в Чехии) между союзными войсками (в их числе была русская пехотная дивизия) и французской армией, закончившегося победой союзников. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры.
Сиречь – то есть иными словами. Бело-голубая фигура девушки помещена художником в коричневую оправу.
Сюжет здесь, как и в прочих картинах Федотова, лежит на поверхности: обедневший аристократ завтракает в своей изысканной комнате (быть может, большая часть изящных вещиц, украшающих её интерьер, скоро пойдёт с молотка за долги). Последние два года существования Федотова достаточно загадочны.
Отслужив верой и правдой десять лет, Федотов выходит в отставку. Новые интонации в творчестве художника. Вопросы учащимся:Что это за интонации. Шугай – крестьянская короткополая кофта. Так в «Свежем кавалере» мы практически не видим действия, тогда как в «Разборчивой невесте» действие начинает разворачиваться в конкретном времени, а в «Сватовстве майора» действие подобно раскручивающейся пружине и вбирает в себя большое количество персонажей. Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству.
В ней борются противоречивые чувства. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Полотно «Утопленница» организовано на тонких нюансах. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Странное впечатление, которое производит эта картина, не случайно. Он любил ихКазнил он этих любимцев деликатно.
О чём эта картина. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Все в доме, включая кошку на первом плане картины, посвящены в исход дела. Оптимизм сменился скепсисом, разочарованием. Однако для творческого дара опасны и соблазны света, поглощающего в «мелочной визитной гонке», в хлопотах о нужных связях и модном антураже самое ценное – время.
Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Женитесь – пригодится» (1842-1843, ГТГ) или «Крестины» (1847, ГРМ) ирония по поводу винопития носит уже слишком горький привкус, поскольку пьянство героя оказывается тяжелым бременем семьи. Кто-то видел, что он заказывал гроб другие сообщали, что художник бродит по улицам, дарит людям ассигнации. Учителями В. Перова были художники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий и С. К. Зарянко. Кончено.
На спинке стула – театральная афиша. Положение студента Перова было тяжелым, средств к существованию практически не было (отец разорился), но преподаватель училища Е. Васильев предложил Перову свои стол и квартиру, за что художник остался благодарен на всю жизнь.
Какие моменты биографии художника натолкнули его на этот сюжет. В 1850 г. состоялась очередная художественная выставка в Москве, на которой художник показал свои новые картины, в том числе полотно, которое известно под названиемЗавтрак аристократа (Не в пору гость). когда мысли и чувства человека направлены внутрь. Федотов не изображает свою модель в традиционном положении в «фас», он ищет для нее новую формулу, новое положение, которое Сарабьянов назвал «линейный модуль», обращая внимание на то, что силуэт фигуры передается гибкой линией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук.
Обилие действующих лиц не создает хаотичности: «вся жизнь – театр, а люди в ней – актеры». Какие изменения произошли во внутреннем мире художника в последние годы. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Я боюсь всего на свете, даже воробья – писал он. (Из автобиографии П. Федотова). Насмешник над людскими слабостями и пороками становился философом.
примеч. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи11.
И их каждого угла встаёт, нависая над игроками, образ гоголевской исполинской скуки. В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции.
В годы ученичества В. Г. Перов много внимания уделяет социальной проблематике. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.
Чинам в беде – грозит солдатство. — стыд какой. Невозможность жениться из-за нужды. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Невзгоды есть и для богатства, И связи – прах: сегодня князь, А завтра, смотришь, втоптан в грязь. Тургенев в рецензии на пьесу А. Н.
Угрешская обитель – Николо-Угрешский монастырь на реке Угреш вблизи Москвы. 6. Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846). Болезнь глаз и невозможность дальнейших копий.
Здесь все гротескно: герой – бос, халат – рван (пародирует императорскую тогу), окружающие предметы обличают и критикуют героя – пустого и никчемного человека. Федотов продолжил в графическом портрете ранее начатую линию рисуночных портретов, создав прекрасные портреты – «Портрет поручика И. Е. Львова» (1846), «Портрет Амалии Легран» (1846-47), в которых язык рисунка стал прямым носителем содержания образа. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают. Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Этот прием станет ключевым для творчества Федотова. Начав свой творческий путь почти лубочными картинками, он завершил его трагическим полотном, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.
Он умер на руках верного слуги. С одной стороны, она очень неловко чувствует себя в новом платье— главным образом из-за огромного декольте, которое открывает её плечи и грудь по описанию Федотова в рацее: «Ай, ай, ай. Грустная, но вполне заурядная семейная история22 обретает глубокий и объемный смысл. При всех несовершенствах социальной жизни «зло» для Федотова – не абстрактная губительная «среда», а свойство, присущее самому человеку, он его носитель. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
В начале 1852 г. П. Федотова начали донимать дурные предчувствия. Несуразица – уже в самом названии картины. Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Вместе с ним учился будущий известный художник И. М. Прянишников. / А этот кредитор, / – Он и чистейшим девицам не должен быть в укор.
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Кто до Федотова обращался к теме игры в своих произведениях. Игра закончена и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. 13 ноября 1852 г. Федотов ненадолго пришёл в себя исповедовался и причастился. Но таланту тяжело развиться без поддержки, как цветку вырасти без солнца. в портрете Федотов не преодолевал отрицание поэтического мироощущения. На полотне изображён интерьер богатого купеческого дома, который открыт зрителю, словно пространство театральной сцены26.
В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой.
Уже в первой акварели нравственно-критического рода – «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837, ГТГ) Федотов обращается к сюжету, обыгранному не только в «Ревизоре» Гоголя, но и в целом ряде других литературных сочинений эпохи. Развелись (дежурного по караулу не было). В страданиях детей передана вся бесчеловечность и дикость существующего миропорядка.
Взгляд девушки исполнен сложных душевных переживаний, раздумий. Брат навсегда твой Павел» 23. С каким-то нарастающим в душе отчаянием он словно пытается «заговорить» своими записями несправедливость судьбы, доказывая безжалостному свету и благополучным согражданам, что талант, мысль и труд ценнее в этом мире, чем денежные мешки, чины и звания.
Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Огромную роль играют детали, так как в середине века появляются дагерротипы. Для создания картины Федотов в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи.
Но не образцы искусства – будь то Хогарт или любимые «малые голландцы» – побуждали к творчеству, а сама повседневная суета и житейские страсти. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Работа над Вдовушкой шла мучительно. Неизменный интерес вызывают не только творческие открытия, но и незаурядная личность Федотова. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину – "Не в пору гость" (или "Завтрак аристократа").
Из искусства уходит серьезная гражданственная тематика и образ героя. Федотов выступает в роли режиссера, мастерски расставляя персонажи действа.
В его басне «стихи и бальное платье (поэзия и наряды)» есть такие слова: «мы едем к зрелой барышне. Иван Крамской позднее напишет: Федотов был явлениемнеожиданным и единым. / Никогда с ними я не бывала». / Он действует по божьему веленью. » 11.
Почему. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны.
Естественный свет уступает место искусственному освещению. Не хвастайтесь умением выбрать жену – нет, такого умения не существует. Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». В этот же период он пишет несколько картин на исторические сюжеты («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят», 1880-1881). Сам художник поведал историю центрального персонажа в рассказе «Тетка Марья». примеч А в густых-то будь зять – в "густых" эполетах (см. Что удивительно, Игроков обходили молчанием даже друзья художника. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Преодолевший столько трудностей на пути к искусству, Федотов сравнивал талант с блеском алмаза: «Алмаз бесцветен – как хрусталь, как вода, как воздух – да искры есть». Холст проникнут как бы борением цветов. Главными героями его картин становятся простые люди, главными сюжетами – обычная жизнь.
На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Композиция картины разворачивается по горизонтали, появляется панорамность. ВИКТОР ГОЛЯВКИН МОЙ ДОБРЫЙ ПАПА ВИКТОР ГОЛЯВКИН МОЙ ДОБРЫЙ ПАПА ПОВЕСТЬ Москва, 2017 УДК 82-31-93 ББК 84 (2РосРус)6-44 Г639 Художник В. Янаев Г639 Голявкин, В. ой добрый папа / В. Голявкин П. Федотов оригинально демонстрировал своё полотно. И это самое страшное свидетельство торжествующей бездуховности.
Кроме одного. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Стихотворение, написанное раешным стихом, представляет собой оригинальный авторский комментарий, характеризующий персонажей и детали картины. Три законченных варианта картины и один недописанный – таков итог усилий двух лет.
Затеплица лишь сердце – перед Богом – во имя изящества, которого он центр и источник. Что делать. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Трагизм ситуации усиливается тем, что посредине сцены на небольшом столике лежит как кукла, как предмет, на который никто не обращает внимания, мертвый ребенок. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Очутишься в будке – см.
Игроки (1852) – картина как порождение кошмара, с которым борется и сам художник. что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Она выдаёт признаки тяжелого душевного заболевания, начавшегося у художника.
Самый распространенный порок, царящий в обществе, – ложь, принимающая разные формы: то вполне безобидные, как в случае с девицей, давшей слово двум молодым людям, оказавшимся друзьями («Неосторожная невеста», 1849-1851, ГРМ), то постыдные, как в сепии «Первое утро обманутого молодого» (1844, ГТГ), то устрашающие, как в позднем рисунке «Домашний вор (муж-вор)» (1851, ГТГ). Не поддается однозначному толкованию и полотно «Анкор, еще анкор. » (1851-1852, ГТГ). Федотов стремился превзойти и затмить Хогарта. Все не столь однозначно с Купцом. несмотря на долгую жизнь в Петербурге, Федотов осознавал свою «неуглаженность» светом. О положении таких никчемных, но наделенных амбициями обитателях столицы писали многие, в частности, И. С.
У Хогарта речь о бессильном даровании, унижающем себя своим графоманством. Монохромия и отсутствие интереса к фактуре отличают последние картины Федотова. Прянишникову) он подчеркивает, отстаивая достоинство художника перед богачом: «Между нами вот разница – что не я узнал о вас, а вы про меня» 20.
Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. / Нет, в светлицу уйду. »46. Людская вздорность и мелочность – синонимы никудышности и внутренней пустоты, заставляющие человека «делать из мухи слона», подобно героине сепий «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» (1844, обе – ГТГ).
В стихотворении «Со вчерашнего дня ее нет для меня», рассуждая о том, что же пленило молодую девушку в нем, Федотов пишет, что «тема жизни» его «Из любви спрядена, Добротой заткана И трудом скреплена». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Как колорит картины передаёт настроение. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Кажется, будто Федотов, никогда не имевший настоящего уюта и комфорта изливал свою подавленную любовь к искусно сделанной вещи, ко всему изящному и утонченному в тщательности изображения каждой мелочи быта. Лиц у них как будто нет. Руководитель организации: генеральный директор Никишин Константин Юрьевич. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.
Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. / в ней, горемычной, год от года / сильней все требует законный долг природа. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Действие картины развивается в Москве на Трубной площади, у монастыря. Если в карикатуре «Бельведерский торс» (1841, ГТГ) высмеивается пристрастие академистов к спиртному, а в рисунке «Пятница – опасный день» (1830-е, ГРМ) – соблазны для молодого офицера, то в акварели «Господа. Все в интерьере кричит о бессмысленности человеческого существования. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
Чтение стихов П. Федотова Рацея о картине. Главный герой картины у Федотова не человек – тоска и безнадега. Лживые чувства демонстрируют и герои картины «Разборчивая невеста» (1847, ГТГ). О его кончине в печати не было ни слова.
Образ купца долго не давался художнику, который упорно искал подходящий типаж во время своих прогулок по Апраксину и Гостиному дворам. Попытавшись заняться освоением азов батального жанра у А. И. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Видя себя продолжателем традиции нравоописательного и сатирического жанра в лице У. Хогарта, Д. Уилки, французских рисовальщиков П. Гаварни, Ж. Гранвиля, Федотов решительно обращается к произведениям «нравственно-критического рода». Завязалась дискуссия, поскольку многие были против такой теории, считая, что подобные нравственные сентенции способен высказать любой, тогда как сила искусства – в поучении через «зрелище изящного».
На заднем плане очертания города: высятся постройки Кремля, золотятся в утренней дымке купола Василия Великого, вырисовывается абрис Василия Блаженного Первоначально, в эскизе, Перов вводит пейзаж в задник картины – появляется некая интимность в повествовании, но в работе изображает город. Он выполняет ряд жанровых сценок в технике сепии, которая сделала его популярным. Елавайский – А. И. Иловайский (ум.
248). Но Перов выходит за рамки простого портрета, создавая тип интравертного портрета, т. е. Обнаружили его летом 1852 года в Царском Селе уже абсолютно больным. Гораздо более она увлеклась его сюжетной новизной. Молитесь только, чтобы попасть вам на честного продавца толкучего рынка» 14. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя).
Картина подводит своеобразный итог творчества художника в 1840-е годы. Вот Солнце захотело прохладиться немного – захотело воды хлебнуть. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. Особый раздел составляет портретное творчество Федотова.
Основным видом деятельности является «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)», зарегистрировано 5 дополнительных видов деятельности. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
Островского «Бедная невеста», «тайна "возводить в перл создания" даже самую пошлость не всякому дается» 1. 5. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. «Его реализм никогда не впадал в житейскую посредственность и облагораживался чистотой нравственных намерений, которые равносильны вкусу и истинно фламандским исполнением. » 2 – это замечание издателя Ф. И. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. В 1830-е годы акварельный портрет был одной из самых модных форм графики.
Один из наиболее живучих социальных пороков – мздоимство, воровство. 5. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, – вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев.
Возможно, продлись жизнь автора «Сватовства майора», он оказался бы в ряду «великих печальников» земли русской, привносивших в отечественную культуру свое личное переживание судеб людей и глубокое осмысление характера народа в драматизме его бытия. Образ пожилого человека, появляющийся из темноты, замкнут и отстранен от окружающего мира. Необходимую практику он получал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. В черновике письма к покупателю своих картин (очевидно, Ф. И.
В портрете А. Н. Островского Перов изобразил другой характер – экстраверт, т. е. Так вот, – никто из персонажей в нём не отражается. Как это отразилось на его живописи. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Так в назидательность сцены вкрапливается доля человечности, что придает смысловой объем банальной житейской ситуации. Окрашивание словесной ткани народным говором характерно для многих литераторов той поры, но особенно ярко это выражено в пьесах А. Н. / По-старинному— в сизом платочке.
4. За ним лишь присматривали: когда он становился буйным – связывали ремнями иногда били. Тема картины – показное благополучие, пускание пыли в глаза. П. Федотов: Мои картины производят фурор.
На полу— кошка, «намывающая» гостей28. фигура Пугачева была для него неясна. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
Но создав своего рода энциклопедию смешных положений, мелких страстей и обывательских пороков, он сумел избежать общих мест и ходульности моральных изречений, соединяя в целое поэтическое восприятие действительности и нравственную суть сюжета. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Это обвинение городу в смерти загубленной девушки. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
Он похож на Федотова. но даже и у нас на твердой земле» 7. Уединение – необходимое условие для развития таланта: «Вдали от света и людей на мой чердак, как к домоседу, приходят в гости тьмы идей в уединенную беседу», – делает признание художник в своих записях16. Художнику были интересны народный язык и народная мудрость: «Он выражался чрезвычайно просто, даже употреблял простонародные выражения и обороты, но всегда так кстати, так всегда метки и бойки и определительны были его краткие выражения» 18. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.
Странная комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.
Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно. Зауервейда в Академии художеств, он вскоре бросает это поприще, несмотря на то, что оно могло бы принести ему почет и достаток. Вокруг этой проблемы закручиваются многие сюжеты драматургии 1840-х годов. В 1858 году картина «Приезд станового на следствие» была удостоена большой серебряной медали.
Анализируя композиционные особенности таких работ как «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», становится заметна эволюция художника. В портрете путь Федотова был легче, чем в других жанрах, т. к. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Но думается, что федотовская «прививка» русскому искусству избавила его от опасности погрязнуть в академическом бытописательстве или салонном жанризме, равно как и в прямолинейной журнальной сатиричности. Как особенности композиции передают настроение картины.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Рацея – длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. В картине тема карточной игры развивается в загадочное драматическое действие. / Ой, стыд какой. / Ей нужны женихи.
Вообще, в Игроках есть нечто инфернальное. Не случайно его портреты, небольшие по формату (а порой и крошечные), рождают в зрителе светлые, отрадные эмоции. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Безусловно, Федотов был знаком с этой публикацией и акцент, сделанный автором на «народный» характер творчества английского живописца, был важен для человека, видевшего в искусстве инструмент воздействия на общественные нравы. К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками.
Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм". Художнику это хорошо удается, его картины пользуются большой популярностью на выставках. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.
Публика, однако, не всегда ценила собственно живопись Федотова. Так, в «Последствиях пирушки» («утро чиновника, получившего накануне первый крестик», 1846, ГТГ) зритель усмотрит вред от нерасчетливой жизни, от дурных сообщников, а «Сватовство майора» (1848, ГТГ) вызовет мысль об унизительном положении праздного человека ищущего поправки обстоятельств посредством нелепого брака. На стене висят пустые рамы — три игрока словно вышли из них. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.
И все» 5. «Именно в этом жанре изобразительного искусства дилетантский уровень приближался к профессиональному». 4 Федотовская ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию: сперва обстоятельно-описательному, затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели – «Портрет А. И. Федотова, отца художника» (1837), "Писательница Е. П. Ростопчина", около 1850, ГТГ. Господствуют мрачные, красно-коричневые тона, придающие бессмыслице происходящего какой-то зловещий оттенок.
Анкор, ещё анкор. Женская тема, тема брака были ему не безразличны. 7 вечерах Островский читал свою новую комедию "Банкрут" (см. : И. М. Снегирев, Дневник, М., 1904, с. 452, 454, 459). Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Сатирически-обличительный подтекст имели и названия работ: «Первая ночь обманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Бедной девушки краса – смертная коса» и др. Его называли «русским Хогартом» и «Гоголем в красках».