Помимо Донато Браманте над базиликой также работали Рафаэль, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Якопо Бароцци да Вигнола, Джакомо делла Порта, Карло Мадерно и Джиан Лоренцо Бернини. Мириться с бедностью, которая становилась хронической, Донато Браманте было все тяжелее и он поехал в Милан на службу к герцогу Лодовико Моро – тому самому, у которого работал Леонардо да Винчи. Кардинал Асканио Сфорца обратил внимание на Донато Браманте, работы которого уже стали известны и пригласил его в Милан.
Одна из важнейших работ в биографии Донато Браманте, вероятнее всего, – проект Святого Петерса, впечатляющая куполообразная структура громадного размера.
В Милане рождаются главные темы, сопутствующие всей последующей деятельности Браманте, – тема центрического купольного сооружения, олицетворяющего в ту эпоху совершенство мироздания и тема открытого, но замкнутого с боков двора, пространство которого становится самодовлеющим и ценным наподобие античного форума. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Браманте стал выразителем мечты понтифика (в сфере архитектурного и городского планирования) о воссоздании древней империи цезарей (обновленной империи). 15, слева вверху). План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии.
Однако одним этим фактором союз Браманте и Рафаэля не объяснишь. В вероломной придворной атмосфере был способен на искусные ма невры. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Прав ли был Микеланджело в остальном.
Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. Но интерес к архитектуры перевесила и он отправился в будивничи. Серед его работ в Милане – алтарная часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие, патроном которой был Лодовико Моро, сакристия в Санта Мария прессо Сатиро. В это время начались Итальянские войны Франции. Милан захватили и ограбили воины короля Франции. Браманте спасает жизнь переездом в Рим. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Строгость линий и напряженность стройных колонн, а также тонко подобранное соотношение больших и малых окон двух верхних этажей создают поразительное впечатление легкости и спокойного, но неодолимого устремления вверх, не имеющее аналогий во внутренних дворцах других римских, а также флорентийских палаццо.
Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Спроектировал и начал строить главный храм Рима -- собор Св. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями.
22). Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Микеланджело тогда было около тридцати, Браманте – за шестьдесят. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане.
В этой истории многое переплелось. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари.
Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Петра в Риме. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. Миланский период Браманте длился двадцать лет.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете. здесь же работал римлянин Джулио Романо. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме.
на стр. Тем не менее в своем деле Браманте явно считался докой, есть основания полагать, что именно он писал архитектурные задники у многих картин, которые номинальные авторы потом заселяли людьми, – это было в порядке вещей, так работали все мастерские. Сначала учился живописи, по-видимому, у Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, работал художником-декоратором, а затем посвятил себя архитектуре, став одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. В дополнение к. этому в 1506 году в качестве военного инженера Браманте сопровождал Папу в Болонью (где великолепная лестница Палаццо дельи Ан циани приписывается ему).
Однако собор св. Возможно, к этому же периоду (около 1480 1485) относится и роспись Браманте комнаты в КасаПа нигарола в Милане (фрагменты в Брера, Милан), которая представляет собой архитектурное обрамление и фигуры вооруженных людей, написанных с помощью иллюзионистической перспективы. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
21). Архитектура все больше притягивала его интерес, но он не бросал занятия живописью.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444--1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. 18). И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. Но поссорился ненадолго. Его работы в торце монастырского двора делле Грацие – Воскресение Христово с прекраснейшими сокращениями, а в церкви Сан Франческо – капелла, расписанная фреской с изображением кончины святых Петра и Павла.
Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. В период между 1497 и 1498 годами, в дополнение к часовне (позже перестроена) СантАмброджо в Милане, Браманте работал над Цистерцианским монастырем, воздвигнутом в Милане при содействии Асканио Сфорца. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения.
Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Скорее всего он получил свои навыки в живописи не только от художников, работающих в Урбино, но также и от тех мастеров, с работами которых встречался во время своих путешествий, например, таких, как Леон Баттиста Альберти (в Римини и Мантуе), Андреа Мантенья (в Мантуе и Падуе), Эрколе де Ро берти (в Ферсаре) и Фи лиипо Брунеллески (во Флоренции). Итальянцы не были единой нацией. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479-1483) и Санта Мария делле Грацие (1492-1497). Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте.
Начав архитектурную деятельность в Милане, свои основные сооружения архитектор возвел в Риме именно римский период в жизни Д. Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени. Он заложил фундаменты вестибюля и самого храма и полностью закончил вестибюль, богато украшенный пилястрами, карнизами коринфского ордера и всякой другой резьбой по камню, а вместе с тем были выведены и все своды здания, состоявшие из профилированных то же каменных кессонов, заполненных розетками. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. Апсиды трех равных ветвей креста укрупнены и более четко выражены в наружных объемах храма, три нефа четвертой, удлиненной ветви четко связаны с центральным подкупольным и окружающим центральные пилоны пространством, а башни, поставленные по диагоналям квадрата и несколько более сдвинутые к его центру, чем это было у Браманте, повторены еще раз на главном фасаде собора.
Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. От древних времен Рим не видел такого красивого замысла.
Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). Однако, как об этом на своем месте будет рассказано, творение это после его смерти и поныне искажалось многими архитекторами в такой степени, что от созданного им ничего, можно сказать, не осталось, кроме четырех арок, которые должны были нести купол. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме. Все, что мастер знал о живописи, сводилось к тому, что он очень давно изучил за год в мастерской Гирландайо, оставленной им как раз ради скульптуры.
Когда во врагах у тебя Микеланджело, это не помешает. Браманте, когда хотел, умел нравиться людям и новый папа проникся к нему симпатией. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497).
Хотя Донато Браманте и написал несколько картин, он всегда ощущал себя главным образом архитектором. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. (Bramante, Donato) (1444-1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо д39Антонио, Pascuccio d39Antonio).
В рамках органичного плана на ВиаДжулия (из ПонтеСисто в Ватикане) была разбита большая пьяцца, которая должна была составлять центр деятельности правительства города Виа делла Лунгара (идущая от Ватикана через Трастевере к сооружениям речного порта РипаГранде) была начата Виа деи Банчи, на которой были построены конторы большинства крупных банков того времени, была расширена у входа в ПонтеСантАнджел о несколько улиц старой застройки времен средневекового города были видоизменены. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Под непосредственным наблюдением Браманте до 1492 г. были завершены тяжелые своды крипты, две из четырех угловых сакристий и, по-видимому, перекрытие хора остальные наземные части собора также были начаты. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). К счастью, воровали все-таки с оглядкой. Однако, скорее всего, они поссорились бы в любом случае, причины были. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Браманте рассматривает несколько вариантов решения проблемы (среди них один принадлежит ему — квадратный план), высказывая архитектурную концепцию, замечательно схожую с концепцией Альберти.
– обелиск, который стоял в Большом цирке. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран. Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем. В 1506 году Микеланджело поссорился с папой, после чего уехал во Флоренцию. Восьмиугольная ризница увенчана куполом.
Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту).
«храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы).
Крупнейшим творением Браманте является собор св. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Он был первым главным архитектором нового собора св. 1510). Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св.
Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. Все его теоретические труды, за исключением его доклада о тибурно Миланского собора, утрачены, но их названия служат показателем интересов Браманте, например труды о законах перспективы, о немецкой манере (то есть о готической архитектуре), о способах строительства фортификационных сооружений и другие.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
Микеланджело рвал и метал, а Браманте тем временем начинал строить собор Святого Петра. Так что расчет Браманте выглядел верным. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Неблагоприятная политическая и экономическая обстановка, создавшаяся после смерти Льва X, привела к тому, что постройка фактически не двигалась. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Ко времени смерти Браманте, новое здание едва начало принимать задуманные формы.
Петра в Риме. Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан). Но так как он всегда увлекался архитектурой и перспективой, он уехал из Кастелло Дуранте и, направившись в Ломбардию, ездил из города в город, работая там по способностям, работы эти, однако, не приносили ему ни больших денег, ни высокой чести, так как он не имел еще ни имени, ни положения.
Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). Умение же это распространилось не только на целые здания им построенные, но и на обломы карнизов, на стволы колонн, на изящество капителей, баз, консолей, углов, сводов, лестниц, ризалитов, словом, на любые архитектурные формы, созданные по советам или образцам этого художника и неизменно поражавшие всякого, кто их видел. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ).
К тому же периоду относится закладка так называемых Ватиканских гротов — крипты, где использованы полы древней базилики и повышен на три метра уровень пола нового храма. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте.
Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. ь Санта Мария прессо Сан-Сатиро (его первая архитектурная работа) (1482-86). В центре был задуман огромный купол.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. На Виа Джулия Браманте воздвиг огромный новый Палаццо деи Трибунали (1508), присоединив церковь Сан таБаджо (1509, проект также принадлежит Браманте). Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор. Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. В 1492—1497 гг. Вазари (хотя и имея мало информации об этом периоде) говорит, что Браманте после работы в различных городах над вещами небольшой стоимости и небольшого значения отправился в Милан, чтобы посмотреть на собор.
Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Этот прием заимствован у римского Пантеона, что указывает на интерес Браманте к римской античности. Авторство Браманте в отношении внутреннего архитектурного оформления всей остальной части сооружения находится под большим сомнением. Петра. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом.
224). рис. БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio). В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии.
Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. С 1499г. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок.
Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. По многим признакам, Браманте должен был быть экстравертом. Сначала успешно работал маляр.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. библиографию), Ант. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм.
Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. Петра в Риме. Донато Браманте добился своего – сооружение гробницы было приостановлено. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3.
Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Видимо, гравюра помогла, так как со следующего года он начинает получать серьезные заказы. Ломбардский период. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой.
Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. Переехав в в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Бедный маркеджано хотел разбогатеть хотя бы в старости.
Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Павийский собор, подобно собору Санта Мария дель Фьоре, представляет собой сочетание базиликального типа храма с центрическим (рис. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср.
Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. А тут подоспел упомянутый тендер на строительство нового собора Святого Петра. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего.
После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). Может быть, но именно эти арки Рафаэль не спроектировал, а только срисовал.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Между тем Донато Браманте было уже 38 лет.
Петра, продолжалось много лет. Обмерил он и все сохранившееся в Тиволи и на вилле Адриана и это, как будет рассказано на своем месте, широко было им использовано. Уничтожение построек неинтересного периода носило массовый характер – особенно в Риме. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. В соответствии с Вазари, около 1509 года Браманте составил архитектурный фон для Афинской школы Рафаэля (1508 1511 Ватикан, Рим), в благодарность за это Рафаэль запечатлел Браманте на фреске в облике Евклида.
Браманте не успел воплотить свой замысел полностью. Он был первым главным архитектором нового собора св.
С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Фреска в сложном архитектурном обрамлении (около 1490 — 1492) в Кастелло Сфорцес ко в Милане также скорее всего принадлежит ему, с участием его ученика Иль Брамантино. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. рис.
Неунывающий Браманте, каким-то образом раздобыв ключ, стал таскать в Сикстинскую капеллу Рафаэля, чьи фигуры в стансах Ватикана (ему поручили их роспись) приобрели невиданную монументальность и одухотворенность. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине.
Хотя авторство Браманте и не доказано, у истоков идеи новой трибуны — алтаря для церкви СантаМария делле Грацие, возможно, стоял и он предназначенный стать погребальным мавзолеем рода Сфорца, алтарь был внесен в общий проект реконструкции всей церкви (реконструкция началась в 1492 году). на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения.
С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры.
Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Донато Браманте потирал руки.
Здание известно как образец архитектуры 16 столетия. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св.
Им написано в Милане много и других вещей большое число почитающихся ценными выполнил он и в округе. Любопытно, что та же композиционная схема, повторенная неизвестным мастером в фасаде палаццо Джиро, не наделяет его подобными художественными качествами вследствие того, что пилястры здесь слишком сильно выступают из плоскости стены (рис. Теперь Браманте пользовался милостью как Лодовико, так и Асканио Сфорца, а также вниманием их влиятельных придворных.
почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Возвратимся, однако, к Браманте.
Ни одна из работ Браманте, сделанных им в юности, не сохранилась, хотя некоторые историки приписывают ему различные архитектурные ракурсы. Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Так и были выполнены все контрфорсы и уже приступили к возведению купола так, что и произведение Вентуры получится богатым, более величественным, нарядным и соразмерным. С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Но в отличие от картины церковь или дворец нельзя создать в инициативном порядке. Работал в Милане и (с 1499) в Риме.
До него этот приём применялся лишь в живописи. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств.
1510). Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности.
Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. В это время Браманте много раз приезжал в этот город и, возможно, под его руководством были выполнены подземная часовня и нижняя часть здания. 16). Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. 1510).
Пространство было ограничено и Браманте сделал театральную апсиду в барельефе, сочетая искусство живописной перспективы с римскими деталей. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Однако вскоре стали поступать сведения (доступ в капеллу был закрыт для посторонних), что Микеланджело не только не провалился, но, кажется, создает нечто великое.
Прожил он 70 лет. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Он сохранил там только алтарь св. Палаццо позже был приобретен Рафаэлем. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино.
Знаменитый двор (рис. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. 17 этой главы и рис.
В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). В качестве помощника архитектора при Папе Александре VI он, возможно, осуществил строительство фонтанов на Пьяцца СантаМария в Трастевере и на площади святого Петра (позже перестроенных), а также участвовал в нескольких архитектурных советах. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см.
Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. Петра. Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро в Монторио было построено Донато Браманте в 1502 году, по поручению испанских монархов Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Его неутолимая жажда эксперимента и новых знаний подстегивала его, как Браманте сам говорил в одном из сонетов изменять себя постоянно (как время меняется мгновенно, моя мысль, следующая за ним, меняется также).
Творчество Браманте -- одна из вершин архитектуры Возрождения. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа.
Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Эти архитектурные произведения отличаются выразительностью композиции и гармонией изящных пропорций. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Браманте вынужден был искать работу в другом месте.
Начал он так: Julio II Pont. Поскольку Браманте приехал в Рим в 1499 г., когда палаццо давно уже строилось, его авторство, признававшееся некогда на основе свидетельства Вазари бесспорным, с конца XIX в. рядом ученых было поставлено под сомнение. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Сам он возводить ее не мог – слишком занят был на строительстве собора Святого Петра.
При жизни Браманте была возведена центральная часть собора с главными пилонами и подпружными арками. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма.
Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии. Выяснилось, что Браманте был тесно связан с Леонардо да Винчи. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике.
В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви. Весь план пронизан нерушимой логикой. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года (после того, как первый план Браманте, по свидетельствам современника, был отклонен папой). Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ).
Папа знал цену людям и великий мастер вернулся в Рим. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. Тогда его имя было еще не известно. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником.
В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. Он, повидимому, не был никогда женат и не имел детей. Он до фанатизма любил произведения Данте. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения).
При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). Герцог, Людовико Сфорца, сделал его практически своим придворным архитектором, начиная с 1476 года, заказы достигли своего апогея в знаменитом хоре тромплёй церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1482-1486).
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. Вроде бы первая их встреча, обернувшаяся конфликтом, произошла именно в связи с этим. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). До 1477 года Браманте скорее всего был преимущественно планировщиком, дизайнером и художником архитектурных перспектив, которые другие художники частично изменяли и вставляли в свои собственные живописные полотна или воплощали в архитектурные проекты. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами.
Например, Микеланджело, давно живший в Риме, считал себя флорентинцем и пронес это самоощущение через всю свою бесконечно долгую жизнь. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме.
Другим значительным проектом Браманте стал палаццо Каприни (дом Рафаэля позже был разрушен) в Борго, ставший образцом для многих дворцов 16 века. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие.
Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Этому способствовала также и биография мастера.
Браманте и сам начинал как художник. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари.
Может быть, все-таки существовал какой-то изначальный план, набросанный лично Донато Браманте и его-то все и придерживались. Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок.
Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио.
Единственное письменное свидетельство архитектурных идей Браманте относится к этому времени (1490) и состоит из доклада о проблемах, связанных с tiburio. Его биографы подчеркивают нетерпение и скорость, с какими Браманте проектировал свои здания и осуществлял управление их строительством (Вазари называл его решительным, быстрым и превосходным выдумщиком). Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера).
Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Единственной из сохранившихся работ, сделанных на мольберте, которая приписывается его кисти, является Христос у колонны в аббатстве Чиаравалле (около 1490, в настоящее время находится в Брера, Милан). Однако в конце 1513 года, когда с ним обсуждался проект собора Фолиньо (СантаФелициано), был уже слишком болен, чтобы принять заказ и умер в следующем году. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Место строительства сначала должно было быть очищено от старой обвалившейся базилики Константина.
Личность и интересы. Тем не менее дела Донато Браманте в Риме шли совсем неплохо. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами).
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Последние несколько лет в Ломбардии были отмечены неустанной деятельностью, которая стала характерной чертой Браманте до конца жизни.
Начать с того, что архитекторы Возрождения уважали прошлое выборочно. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. 16), Этот хор нельзя рассматривать в отрыве от композиции сооружения, как это делает подавляющее большинство историков.
Его крытый проход в замке Кастелло Сфорцес ко в Милане должно отнести также к этому периоду, а фасад церкви Санта Мария Насценте ад Аббиа теграссо (близ Милана) датируется 1497 годом. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др. По приезде в Рим Браманте непосредственно познакомился с памятниками античного зодчества, ощутил их грандиозный масштабный строй и монументальную выразительность строго тектоничных и пластических объемов изучил великолепную технику купольных и сводчатых сооружений древних римлян. Миланский период Браманте длился двадцать лет. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения.
Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. А так как для такой большой задачи опыта у него было недостаточно, он, не рассчитав тяжести купола и его крепости, заложил в толще стены, там, где первый и второй ряды окон, обходящий кругом проход. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения.
Он сузил ширину прохода между стенами и, укрепив подпоры, углы и нижние части проходов, сделанных Вентурой между окон, он перевязал их по углам большими двойными железными затяжками, обеспечив все так, что своды можно было выводить спокойно. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким.
Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. 1510). Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. Он выгнал епископа и сказал, что никто не смеет так говорить о Микеланджело.
Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
ниже). Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире.
Это качество сочеталось с гениальным воображением и живой, неутомимой любознательностью. Юлий II пришел в ярость. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис.
Микеланджело в то время был почти исключительно скульптором. Он работал там над фресками для фасада Палаццо дель Подеста (позже подвергшимся изменениям) в Бергамо изобразив классические фигуры философов в сложном архитектурном обрамлении. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Быть может, в своих неирекращаю щихся экспериментах в творчестве он искал избавления от своего неизлечимого беспокойства.
Карафа субсидировал первую известную ученым работу Браманте в Риме: монастырь и крытую аркаду Санта Мария делла Паче (завершены в 1504 году). Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини.
С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Достраивал её Браманте. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Предположительно он возглавлял проектирование пьяццы (базарной площади) Вид жевано (построена между 1492 и 1494 годами, час тично подверглась переделке в конце 17 века), живописных архитектурных украшений на аркадных фасадах, которые обозначали их границы, проектировал другие сооружения комплекса Виджевано, распи сывал украшения (исчезнувшие) для внутренних покоев замка в том же городе.
С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти.
Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. Более того, Милан был крупным и богатым большим городом (ме трополисом), столицей государства, управляемого Лодовико Сфорца, прозванного Иль Моро и архитектура Ренессанса была товаром, на который в этом городе был спрос.
4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Западный фасад Ватиканского дворIда (теперь одна из сторон двора СантаДа масо) также был выполнен в соответствии с этим проектом, хотя позже руководство строительством и завершение работ взял на себя Рафаэль.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Просто победа Браманте была бесспорной. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Это чуть стилизованные фрагменты строившегося тогда собора Святого Петра. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Хотя Браманте и называли необразованным (как были Леонардо, Юлий II и многие другие), скорее всего потому, что он не знал греческого и латинского языков, Браманте должен был получить значительное образование, однако носящее фрагментарный характер. Ротонла была возведена Браманте по заказу испанских монархов Фердинанда и Изабеллы на римском холме Яникул в 1502 г. Это была первая работа архитектора Д. Браманте в Риме, она произвела настоящую сенсацию. Донато Браманте (итал.
Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. В 1493 г. Браманте уехал из Милана. 5).
Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. В период с 1487 по 1490 год задокументировано несколько случаев их тесного взаимодействия.
Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооруженного в IX веке. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор).
Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.