Надо сказать, что в области декоративноприкладного искусства работали почти все художники югендштиля и Альфонс Муха не был исключением. Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Подобно цветам Ван Гога и влюбленным парочкам Климта, работы Альфонса Мухи хорошо тиражируются и продаются вне зависимости от объекта для нанесения изображения. В любой отрезок своей жизни Альфонс Муха находил работу.
В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Альфонс Муха помимо прочего занимался так же разработкой и ювелирных украшений. Модерн подхватили художники всех европейских стран, но Альфонс Муха – самый преданный поклонник и самый известный художник, работавший в этом направлении. Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн).
В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
Эта книга была подлинным произведением искусства издательским успехом, о котором в ту пору много говорили. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Позже у них рождаются две дочери и сын.
Оформительскую задачу художник решал комплексно. От того, что здесь его называют Мюша. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице.
Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. В настоящее время она живет в Чехии. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». В 1906 году мастер женится на Марии. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены1 и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Но на этом сказка закончилась.
В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909). Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Это было довольно прибыльным делом. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Хитилова была соотечественницей Мухи. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Произведения дышат спокойствием и негой. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции.
Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Удача никогда не оставляла Альфонса Муху. В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби». Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел.
Альфонс Муха (чеш. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво.
С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Для их создания Муха изучал историю и фольклор.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов.
Он согласился. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Предки его занимались выращиванием винограда. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ).
В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа.
В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. В настоящее время она живет в Чехии. И лишь потом Муха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ.
Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. франков. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. Альфонс был первым сыном во втором браке. Художник моментально становится знаменитым. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью.
Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. Как мы уже говорили выше, творчество Мухи – это квинтэссенция Ар Нуво со всеми его характерными чертами.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Занимался он и практической работой. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Я предложил мою работу о драпировках. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже).
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
Близится Рождество. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. От заказов не было отбоя. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Акварели эти художник называл «Блаженствами».
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Бруноф впоследствии купил это кафе и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. У неё две дочери. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. Хитилова была соотечественницей Мухи. У неё две дочери. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Интересна история внучки Мухи. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. От заказов не было отбоя. Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Великая актриса была очарована работой. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. После того как в 15 лет он покидает школу, отец находит ему место мелкого чиновника при территориальном отделении имперского суда.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Вся работа заняла у Мухи три месяца. Муха остался без средств к существованию. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. 1893 год.
Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Мальчик с детства хорошо рисовал. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно.
Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем.
В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым».
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Книга была издана в формате 395Ч310 мм.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Муха остался без средств к существованию. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Художественное образование получает в Брно. Актриса выступала с пышной прической, украшенной орхидеями, в богато орнаментированном платье с расшитыми золотом рукавами, с пальмовой ветвью в правой руке. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Семья была большая. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались.
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно.
Предки его занимались выращиванием винограда. Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей».
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Приведем краткое описание картины. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно.
Но судьба благосклонна к гению. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея».
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. К тому времени он решил, что его прежнее творчество исчерпало себя и задумывался о создании грандиозного цикла эпических картин на тему истории славян.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Известность художника растет. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс.
Альфонс был первым сыном во втором браке. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908).
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда».
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Тогда Муха стал брать уроки рисования.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». В 1888 Муха впервые побывал в Париже.
Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2. Афиша стала революционной.
Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Интересна история внучки Мухи. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Является единственным официальным музеем художника. Там он поступает в Академию изящных искусств.
Родился Альфонс Муха в 1860 году. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. В представлении принимала участие Сара Бернар.
От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). Мальчик с детства хорошо рисовал.
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899).
Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Семья была большая. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.
Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Техника создания – масло и яичная темпера.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». От заказов не было отбоя. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Сотрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер.