Роджер Бэкон – известен как английский естествоиспытатель и философ. Речь, судя по всему идет о Петре из Марикура (Petrus de Maharancuria Picardus), которого Бэкон неоднократно упоминает как выдающегося ученого. Бэкон обращается к Папе Клименту IV с целью убедить его принять программу изложенную в Opus maius: отсюда и часто употребляющийся Бэконом термин «увещевание».
Роджер БЭКОН – раздел Философия, ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Роджер Бэкон (1214-1292) — Современник Бонавентуры И Фомы Аквинского. Роджер Бэкон об опытном пути познания // Известия АН Каз. Здесь же Бэкон указывает на необходимость и пользу изучения иностранных языков. Сведения о татарах Бэкон черпал в основном в книгах своих собратьев по ордену — путешественников Иоанна Плано Карпини и Гильома Рубрука.
Как и у Френсиса Бэкона, Галилея, а впоследствии у авторов эпохи Просвещения, подчеркивание роли опыта органично связано у Роджера Бэкона с критикой, как ложных авторитетов, так и мнений толпы, очень часто разоблачаемых с помощью опыта. Прямых свидетельств, которые могли бы точно указать время рождения Бэкона, нет. Бэкон считал, что благоденствие обнаруживает пороки человека, а бедствие, наоборот, выявляют его добродетели. Бэкон придерживался теории, согласно которой зрительное восприятие является следствием распространения species не только от наблюдаемого предмета до глаза, но и от глаза до наблюдаемого предмета.
Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование. Позднее Бэкон пересмотрел свое мнение: в своей Математике он пишет: «Оно пишется со придыхание и она именуется от Mathesis. При этом Бэкон ошибочно полагал, что преломление происходит лишь на границе двух разных сред, но не в одной и той же среде при изменении ее плотности. Роджер Бэкон (англ. Бэкон P. (1265) "Великий труд".
1259) — богослов и философ, монах-францисканец, близкий друг и сподвижник Роберта Гроссетеста Роджер Бэкон, по всей видимости, также был с ним знаком. Он обвиняет Бэкона в использовании черной магии и отправляет в тюрьму, под надзор Ордена. Согласно Бэкону, предыдущие исследования, основанные на метафизике, были «стерильны, подобно девственнице, посвятившей себя Богу и ничего не создали» главным образом потому, что пользовались методом Аристотеля. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком. Но когда родственники Бэкона поддержали Генри III в борьбе против узурпатора Симона де Монфора, то их постигло финансовое разорение и даже изгнание.
Сам же Роджер Бэкон тратил много денег на книги и инструменты. Бэкон Р. Великое сочинение / Перевод, вводная статья и перевод В. И. По алхимическим трактатам Р. Бэкона // Научное открытие и его восприятие. Роджер Бэкон проводит в тюрьме долгих 14 лет.
Сочинения, которые создал Роджер Бэкон можно разделить на два разряда: рукописи и напечатанные. Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному толкованию формы у Платона и Аристотеля, так как для Бэкона форма – своего рода движение материальных частиц, составляющих тело. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». В это же время молодой Бэкон знакомиться с представителями Францисканского Ордена, которые проповедуют бедность и являются сторонниками образования.
Кем именно является этот автор, часто цитируемый Бэконом, неизвестно. В 1278 г. за резкие нападки на порочность духовенства Бэкона обвинили в ереси и поместили под домашний арест, а по другим данным в тюрьму. Бэкон полагал, что на основании тщательного изучения Священного Писания, книг святых и философов, пророчеств Сибиллы, Мерлина, Иоахима Флорского и др., а также с помощью астрологии Церковь могла бы определить с достаточной вероятностью время прихода Антихриста. Точная дата смерти Роджера Бэкона неизвестна, хотя обычно называют 1292-1294 гг. Бэкон Р. Большое сочинение.
Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. Помимо этого Бэкон занимался астрологией, алхимией и оптикой. Перевод, которым пользуется Бэкон, действительно неверен. С одной стороны: великие философы-эмпирики – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк.
Примерно к 1268 году Роджер Бэкон смог опубликовать 3 трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Роджер Бэкон (1214-1292) — современник Бонавентуры и Фомы Аквинского. Идеи развития научного знания в философии Роджера Бэкона. Согласно преданию, Бэкон был похоронен во францисканской церкви в Оксфорде.
Бэкон Р. Введение к трактату псевдо-Аристотеля "Тайная тайных". Данное издание впервые представляет русскому читателю сочинения знаменитого английского богослова, философа и естествоиспытателя, монаха-францисканца Роджера Бэкона (ок. Её завершителем был Роджер Бэкон. В современном понимании, речь идет об астрологических предсказаниях, однако Бэкон не различает терминов «астрономия» и «астрология», причем считает соответствующую науку частью математики.
Роджер Бэкон (англ. Roger Bacon около 1214, Илчестер (англ. )русск., графство Сомерсет, Англия— после 1292, Оксфорд, Англия известен также как Удивительный доктор (лат. Doctor Mirabilis)— английский философ и естествоиспытатель. Роджер Бэкон о Сибири. Однако политическая борьба 1266 года привела семью Бэкона к разорению. В бурное царствование Генриха III семья Бэкона сильно пострадала имущество было разорено и некоторые члены семейства подверглись изгнанию. Роджер Бэкон родился в 1214 г. близ Илчестера в Сомерсетшире, в богатом семействе.
В теории познания, для Бэкона, главное – исследовать причины явлений. Бэкон не успел еще окончить своего громадного труда, как уже начал приготовлять заключение к нему, которое должно было быть послано Клименту IV вместе с главным его сочинением. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis».
Существует непризнанная научным сообществом «бэконианская версия», приписывающая Бэкону авторство текстов известных под именем Шекспира. Энциклопедический проект Бэкона имеет целью воспрепятствовать распространению этих негативных явлений. Фигура Роджера Бэкона показывает, что ростки двух важнейших культурных течений Нового времени, в явной форме противопоставлявших себя Средневековью, в действительности лежат в самом Средневековье. Тем не менее, было бы ошибочно видеть в опыте Бэкона что-то родственное современной экспериментальной науке. Бэкон умер, простудившись во время одного из физических опытов.
Именно в оксфордский период происходит окончательное формирование Бэкона как ученого и мыслителя.
И любой может сам убедиться в том, что ничто, относящееся к возможностям философии, не было первоначально открыто человеком. И это очевидно из Жизни Аристотеля, I книги Этики и книги Тайная тайных.
Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D. И Боэций в книге О школьной науке, что «глупо во всем соглашаться с речами учителя: ведь сперва ему следует довериться, пока не станет ясна его мысль, а затем представить, что он ошибается в своих словах: чтобы ученик смог, по возможности, обнаружить то, что явно мог бы противопоставить рвению учителя». Впоследствии мыслители Востока, в т. ч. иудеи (Филон Александрийский), защищали эту идею из соображений национального престижа.
Другое великое интеллектуальное движение — естествознание Нового времени. Следовательно, нет иной истины, кроме той, которая содержится в этой науке. Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь. чтобы не было более потопа на Земле — извлекается о целевой причине радуги. На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага».
445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum». Некоторые из них, впрочем, перевел на латынь вышеуказанный епископ Роберт и кое-кто до него перевел и иные, чей труд был очень полезен для богословов. Наконец, Роджер Бэкон разработал интересное астрологическое рассуждение, подтверждающее, с его точки зрения, преимущество христианства по отношению к пяти другим религиям, в качестве которых в этом месте Opus maius называются иудейская, халдейская, египетская, мусульманская и религия Антихриста (в другой части, посвященной моральной философии, список, как мы видели, несколько иной).
Наконец, поскольку всякий человек любит свои труды, как говорит Аристотель, мы охотно превращаем свое в обычай. Но из Священного Писания — из Книги Бытия, в которой сказано (Быт 9, 13) Я полагаю радугу Мою в облаке небесном. Итак, поскольку Священное Писание дает нам эту мудрость, то ясно, что здесь заключена всякая истина, а если имеется какая-то мудрость, противная этой, то она ошибочна и обладает лишь именем мудрости и различие, которое в ином случае не приводит к противоречию, здесь к нему приводит, как явствует из сказанного в Евангелии (Мф 12, 30): Тот, кто не со мною, тот против меня. 57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии.
Часть IV (стр. Бэкон происходил из состоятельной, очевидно, рыцарской семьи, о которой известно очень мало и, опять-таки, преимущественно со слов самого Бэкона.
И потому ясно, что совершенство в философии было, прежде всего, дано святым, патриархам и пророкам, которым равным образом одним и тем же Богом был открыт и закон Божий и этого не могло бы случиться, если бы философия не соответствовала полностью священному закону и святым Божиим, а также не была бы полезной и необходимой для понимания, оправдания и защиты закона. Ведь мир полон примеров такого рода и один пример истинного совершенства легко открывает десять тысяч несовершенств. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии.
Так что пусть никого не удивляет, что я коснусь в философии священнейших истин, поскольку Бог предоставил философам многие истины своей мудрости. Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Ибо говорит Господь (Мф 5, 18): Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей.
Третья причина — это знание языков, необходимых Церкви Божией. А в указанном месте имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй. Часть VI (стр. И этим облечен и охвачен любой человек в любом положении. Итак, по этим причинам философия была не только отрицаема ранней Церковью и святыми Божьими, но и ненавистна им: но не потому, что она содержит нечто противное истине. Вот таким образом Философ в X книге Этики примыкает к суждению Иеремии о коже эфиопа, говоря, что «трудно или невозможно обратиться к благу тому, кто через обычай закоснел во зле».
Надо при этом заметить, что нет ничего запутаннее, как вопрос об отношении сочинений Б. друг к другу и это будет продолжаться до тех пор, пока не будут собраны и напечатаны все тексты его работ. Использование математики помогло бы придать достоверность другим наукам, вот таким образом желательно, чтобы они изучались не на основе софистических и диалектических аргументов, а на основе математических доказательств. Но и он, как будет достаточно ясно показано далее, не достиг пределов мудрости. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта.
Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Но поскольку вследствие первородного греха и вследствие собственных грехов того или иного все части воображения повреждены (способность к рассуждению слепа, память слаба, воля извращена) и благо и истина существуют единым способом, но ложь, противоположная какой угодно истине и зло, противоположное какому угодно благу, варьируются бесконечным числом способов (пример этому приводит Философ во II книге Этики, говоря, что легко отклониться от данной точки по причине многообразия вариантов возможного отклонения, а истина и добродетель находятся в одной точке), а кроме того, существует бесчисленное количество добродетелей и истин и бесчисленное множество степеней у каждой истины и добродетели, то ясно, что человеческого ума недостаточно, чтобы во всех случаях совершать то, что необходимо и в том или ином он не может избежать лжи и зла. И вот таким образом Туллий в трактате О бессмертии души хвалит и превозносит тех, кто избегает обычая, говоря, что «великой душе свойственно в помышлениях своих отклоняться от обычая». Но из этих томов два не переведены, а из первого у латинян имеются кое-какие части, называемые Аш-Шифа, т. е.
Согласно Бэкону (как и многим другим комментаторам до него), «действующий» интеллект принадлежит Богу или ангелам, а «возможный» — отдельной человеческой душе, получающей от Бога познание тех или иных истин. I–IV аристотелевской «Физики», к кн.
В отличие от распространенной впоследствии в Новое время (особенно в эпоху Просвещения) идеи отвержения авторитета как источника познания, Роджер Бэкон не отказывается полностью от доверия авторитету, заявляет, что все предшественники достойны почитания, но, тем не менее, предостерегает от принятия ложного авторитета за истинный и предлагает противостоять ложным авторитетам с помощью истинных, а также выслушивать разные мнения. Но Ездра был рожден раньше, как ясно из только что сказанного.
И Августин, говоря о Священном Писании, во II книге О христианском учении утверждает, что «если это истина, то здесь обнаруживается, а если противоречит Священному Писанию, то осуждается». В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. Это и многое другое приводит Беда Достопочтенный.
На основании отдельных высказываний английского мыслителя можно утверждать, что одной из главных задач, которые он перед собой ставил, было теоретическое обоснование необходимости коренной реформы научных институтов и всей системы образования (Бэкон считал, что в университетах и других учебных заведениях необходимо смещение акцентов с философских и метафизических спекуляций на точные науки и естествознание), а также определенного обновления в церковной жизни (в данном аспекте Бэкон выступал как решительный критик секуляризации Церкви и обличитель морального падения отдельных ее служителей). Вот таким образом в философии не может быть ничего достойного, кроме того, что требуется от нее для Божественной мудрости.
Часть этого сочинения обыкновенно наз., философия еще до пришествия Христа дала закон миру (исключая народ иудейский): как в том, что касается Божественного культа, так и в том, что касается нравственности, права, мира между государствами и войны с врагами. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. в такие страны, как Египет, Палестина, Междуречье, Индия).
И хотя эти книги не входят в канон, однако святые и мудрецы, как греческие, так и латинские, пользовались ими от начала Церкви. А о прочих трудах, как об искусствах, так и о природе, он говорит : «Знание прочих искусств, благодаря коим изготовляется дом и т. п. или медицины или агрикультуры или тех, результатом коих является всякое действие,, такое, как прыжки, бег и т. п., должно использоваться для выявления, — для того, чтобы смысл Писания не был от нас полностью сокрыт, — ибо в Писании имеются иносказательные выражения, в которых используется этих наук». Эта концепция связана с толкованием аристотелевских высказываний о «действующем» и «возможном» интеллектах в трактате О душе. Вслед за Робертом Гроссетестом он развивает неоплатонически-августиновскую метафизику света как первовещества вселенной.
Так, Ездра говорит в IV книге, что обитаемы шесть частей Земли, а седьмая покрыта водой». Вот таким образом даже если бы он сказал истину, это было бы неправдоподобно.
Получают ли слова свои значения естественным образом или по человеческому произволу. И во II книге О гневе он указывает, что «по причине вредоносности обычая с трудом устраняются пороки, которые нам присущи». Изменения или какой-нибудь естественный процесс происходит через действие virtus или species на вещество. Как бы то ни было, конфликт между Бэконом и руководством Ордена достиг апогея в конце 1270-х гг., когда, согласно документу XIV в. известному как Хроника 24 генералов генерал францисканцев Иероним Асколи «по совету многих братьев» осудил Бэкона за некие «подозрительные новшества» и приговорил к тюремному заключению. И это состояние обретается только с помощью аргументированного доказательства.
Все эти ранние работы, написанные Бэконом в классическом схоластическом стиле, вполне вписываются в рамки университетской философской традиции и не отличаются особой оригинальностью тем не менее, уже в них присутствуют определенные мотивы (прежде всего повышенный интерес к естественной философии), ставшие затем основополагающими в творчестве английского мыслителя. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию.
d. Phil», 192, 249). Сам Бэкон написал еврейскую и греческую грамматики. Также в книге Об устроении Храма он утверждает, что Соломон со своими слугами обозначает Христа, а Хирам со своими — философов и мудрецов-язычников, так что Храм Божий, т. е. Церковь, созидается не только апостольской мудростью, но и мудростью философов, поскольку язычники, которые отвратились от заблуждений и обратились к евангельской мудрости, лучше знали заблуждения самих языческих и чем лучше они их знали, тем искуснее они умели их опровергать и избегать.
instabant ineffabili violentia ut cum aliis eorum voluntati oboedirem»). И поскольку искомое уже доказано мною на основании авторитетных высказываний и доказательством «от причины», то теперь и, в-третьих, докажу это доказательством «от следствия». Но и апостол Павел, когда пишет к Титу использует строки поэта Эпименида: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит 1, 12).
И в этом удивительном исследовании полагаются времена, соответствующие всем состояниям Церкви, вплоть до конца и то, сколько столетий длится то или иное изменение, которое постигает Церковь на ее пути. В самом деле, выражения одного и того же языка различены у различных народов, как это явствует на примере французского языка, многие выражения которого различаются у французов, пикардийцев, нормандцев и бургундцев. Можно обратить внимание также на то, что сочинения создавались в спешке (что вполне объяснимо), а потому их компоновка оставляет желать лучшего: разрозненные фрагменты плохо скреплены между собой изобилуют различного рода отступлениями, никоим образом не связанными с основной темой, а потому проследить за развитием мысли Бэкона чрезвычайно трудно все это делает чтение их задачей крайне нелегкой.
Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». также «Encyclopaedia Britannica» (т. Кроме того, как показало исследование Э. Литтла, в финансовых документах XII — XIII вв.
1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis).
Около 1257 года генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. И было это во времена царя Огигия, когда случился Великий потоп, который иногда называют именем этого царя, поскольку потоп произошел в Ахайе в его правление, а сам он правил, по словам Августина, Евсевия, Иеронима и Солина (последний пишет об этом в книге О чудесах мира), во времена Форонея, сына Инаха.
Но дело обстоит вовсе не так, а совсем иначе. Тайны природы, по мнению Бэкона, не следует открывать толпе. В самом деле, Иероним сравнивает себя с утомленным быком с тяжелой поступью имея в виду, что он состарился в трудах, посвященных Писанию, а Августин, который был моложе его, хотя и епископ, отвечал монаху, что поступь старого быка тяжела не потому, что он крепок духом, а потому, что стар телом.
Я приведу здесь только один из бесчисленных примеров — радугу. Основанием для такой датировки могут служить слова Бэкона из Opus tertium, где он описывает себя как «уже десять лет лишенного той академической славы, которую приобрел в прежние времена» («iam decem annis exulantem, quantum ad famam studii, quam retroactis temporibus obtinui»).
Вот таким образом многие ошибались, считая, что был один Геркулес, совершивший все то, что приписывалось нескольким. Другими препятствиями в постижении истины являются обычай и мнение толпы.
И вот таким образом необходимо с помощью латинских букв. И главное подтверждение этому состоит в том, что полнота философии была дана тем же лицам, которым был дан Закон Божий, а именно, святым патриархам и пророкам от начала мира. Даже в критике авторитета первым аргументом служат ссылки на авторитеты. По мнению Бэкона, среди людей совершенные встречаются еще реже, чем среди чисел совершенные числа.
Частным, но далеко не единственным примером species является свет. В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. Достоверно известно, что местом рождения Роджера Бэкона является Англия. Вот таким образом Бэкон считает, что философские истины у нехристиан восходят к ветхозаветным патриархам и пророкам, получившим Божественное Откровение, т. е. особым образом просвещенным Богом (Эта концепция (с современной точки зрения, необоснованная) имеет долгую историю. Как учит Птолемей в Альмагесте. III, 1888).
Inedita» Бревера (313—389). Для объяснения этого влияния служит теория распространения species, восходящая к Оптике Альхазена и особенно разработанная Робертом Гроссетестом. В самом деле, если, как утверждает Августин, христиане должны перенять от философов — как от незаконных владельцев — те полезные вещи, которые содержатся в их книгах, очевидно, что философия соответствует священной истине.
И Августин утверждает в Монологах (да и в других местах), что «разумная душа подчинена одному лишь Богу в том, что касается всех основных просвещений и влияний». В этих рассуждениях Роджера Бэкона появляется столь редкий для Средних веков и столь ценный для Нового времени мотив прогресса знания: в будущем многие вещи, которых мы теперь не знаем, станут очевидными, пишет Роджер Бэкон (со ссылкой на Сенеку). И я говорю о софистических авторитетах несмысленной толпы, которые могут называться авторитетами только условно, так же, как глаз статуи или портрета обладает именем глаза, но не способностью.
Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch. А потому мы, потомки, должны восполнить недостатки древних, поскольку мы ознакомлены с их трудами, благодаря которым (если только мы не будем ослами), мы можем быть побуждаемы к лучшему ибо, как говорит Боэций и что должным образом доказано в своем месте, весьма убого всегда пользоваться изобретенным и никогда — тем, что должно изобрести. А потому человеку не следует восхвалять себя из-за своей мудрости и никто не должен возвеличивать и превозносить то, что он знает. Кроме того, путь спасения один, хотя идти по нему можно по-разному, а мудрость есть путь спасения. Средневековым людям было трудно принять идею, что какие-то сведения могут быть просто ложными если же в разных источниках замечались ошибки и противоречия их стремились каким-то образом согласовать, показав, в каком именно смысле истинен один, а в каком другой, по методу схоластической диалектики, образцовое применение которого дано в Сумме теологии Фомы Аквинского при взвешивании разных «да» и «нет» в решении каждого отдельного вопроса. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений.
В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. И сообразно этому Сенека указывает в III книге Естественных вопросов, что «если нечто и открыто потомками, это открытие надо относить на счет предков, поскольку эти великие души впервые раскрыли тайны вещей и тот, кто надеялся найти, собрал многое для открытий и хотя из-за человеческой слабости древние во многом заблуждались их следует за это извинить». XIII стол.
Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). Наконец, ранний биограф Бэкона Вуд сохранил для нас даже такое его высказывание: «Мои настоятели и братья, подвергая меня наказанию голодом, держали меня под строгой охраной и не дозволяли никому прийти ко мне из опасения, что мои писания станут известны кому-либо кроме Папы и их самих». Ведь Иов знал о воскресении и о Божественных истинах. Наличие элементов Божественной мудрости у философов-нехристиан Бэкон объясняет тем, что всякое истинное познание является следствием Божественного просвещения (illuminatio).
И Августин напоминает о многих святых ученых, спрашивая: «Разве не видим мы, сколь многим золотом обремененный вышел из Египта любезный учитель и блаженный мученик Киприан, сколь много вынес Викторин и многие другие греки и, конечно же, Моисей, наученный во всей египетской мудрости. ». 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. И потому он говорит: «Хотя те, кто толкует Израиль как мужа, видевшего Бога, авторитетны и их тень подавляет нас, мы, тем не менее, скорее должны соглашаться с Богом или ангелом, который приводит это имя, нежели с авторитетом какого-либо мирского красноречия».
Первые всегда были, есть и будут немногочисленнейшими. Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. То же самое можно показать также и с помощью двух свойств метафизики. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». Ибо расцвет их падает на те годы, когда родился Моисей.
И Саллюстий в Югуртинской войне высказывает суждение Соломона, когда говорит, что «где проводили юность, там проводят и старость». Но в то же время его понимание слов «опыт» и «математика» радикально отличаются от их современного понимания, а предсказанные им чудесные изобретения он сам считал уже давно осуществленными, хоть и скрытыми от невежественной толпы. И то же относится и к любому творению.
Как и Аристотель, Бэкон различал теоретическую и практическую (моральную) философию у английского философа это различение выглядит так: «теоретическая философия устремлена к познанию Творца через творение, а моральная философия устанавливает чистоту нравов, справедливые законы и Божественный культ, а также славно и полезно увещевает к счастью будущей жизни». И Августин указывает в XVIII книге О Граде Божием, что Платон читал Книгу Бытия, — на том основании, что он полагал творение мира таким же, как это описано там, — а также то, что он читал книгу закона, а именно Исход, — исходя из упоминаемого там имени Бога, т. е. «Я есмь Сущий». Фалес исследователь природы и астролог, жил во времена царя Иосии. И это я доказываю с помощью самого Аристотеля. лучше природы.
Часть V (стр. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры.
в мировоззрении Бэкона начали происходить радикальные перемены. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. Ибо, как знают богословы, для совершения таинства необходимо намерение.
Вообще вопрос этот остается нерешенным. Большое внимание он уделяет опыту как критерию истины.
Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis». Кроме того, с 1235 г. и вплоть до своей смерти в 1253 г. Гроссетест был епископом Линкольна — крупнейшей епархии Англии. Во втором представлена чистая истина философии, которая «не боится ударов копий противников», как утверждает он сам. К ним относится Вторая философия Авиценны, которую называют восточной, которая трактует о чистой философии самой по себе и которая «не боится ударов копий противников», а также Третья, которая была создана в конце его жизни и в которой он собрал тайны опытов, как он сам отметил в прологе к своей Первой философии. Следовательно, каково отношение цели к цели, таково же и отношение умозрения к умозрению. А Авиценна и Аверроэс также исправили многое в его Суждениях. Но мнение толпы сильнее этих двух.
Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». В период Нового времени появился распространенный и поныне образ Роджера Бэкона как первого современного ученого — математика и естествоиспытателя-экспериментатора, критиковавшего схоластическое пустословие и за это пострадавшего от «мракобесов-церковников». В Средние века философы серьезно обсуждали вопросы, касающиеся значений слов.
Вот потому-то Соломон и говорит: Ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как сидоняне (3 Цар 5, 6). Ибо многое достигается благодаря обычаю выслушивать чужое мнение, что он подтверждает доказательством «через следствие», говоря, что мнение толпы сильнее убеждений философов потому, что толпа не имеет привычки выслушивать иное мнение, а философы прислушиваются ко многому.
Вот таким образом пусть Ваша Мудрость не удивляется тому, что я высказываюсь против обычая и примеров толпы. Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. И это очевидно тем, кто рассмотрел все основные части философии, как покажет последующее. Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Бэкон уделяет большое внимание разным приложениям теории распространения species, в частности, он обсуждает пути, которые проходит свет звезд (а значит и астрологические влияния), проходя последовательно сферы огня и воздуха, окружающие Землю.
В 1312 Вьеннский собор (возможно, под влиянием аргументов Бэкона) постановил учредить школы греческого и восточных языков в Парижском, Оксфордском и др. Но Авиценна, который был главным толкователем и последователем Аристотеля, претерпел множество нападок со стороны других. Из них Солон дал законы афинянам, для перевода которых римский народ послал десять мужей и эти законы называются Законами Двенадцати Таблиц, как пишет Исидор в V книге Этимологии. Ибо Павел, как он сам признает, спорил с Петром.
А против мнения толпы он высказывается в прологе ко II книге Тускуланских бесед,, что «философия удовлетворяется немногими судьями и избегает совета толпы, которой она подозрительна и которой ненавидима». Так же и вещь следует именовать сообразно более благородной части, следовательно, до и обучения скорее будет именоваться знающей благодаря действующего разума, нежели неведающей — благодаря возможностному. И также: «Ясно, что всякий, кто это пропустит, лишится тем самым знания всякой мудрости». И это я доказываю с помощью самого Аристотеля.
Вероятно исходя именно из этого, Бэкон и начал подготовительную работу, в результате которой на свет появились его наиболее известные произведения: Opus maius (Большее сочинение), Opus minus (Меньшее сочинение), Opus tertium (Третье сочинение). Обе оценки, безусловно, не являются адекватными и во многом зависят от предвзятых установок: первая — от огульного отрицания Средневековья как «темных веков» культуры, вторая — от восприятия философии Фомы Аквинского в качестве вершины средневековой мысли, тогда как Роджер Бэкон во многом с ним расходился. А поскольку он не знал этого, то и многого другого. Обозначает ли слово «собака» непосредственно конкретную собаку или общее понятие собаки либо общую природу собак, а конкретную собаку — лишь опосредованно.
Ведь в упомянутой книге Сенека говорит, что «древних надлежит выслушивать извиняя их». Равным образом имеется заблуждение относительно того философа Аполлона. По-видимому, Роджер Бэкон остался единственным западным автором, составившим греческую грамматику для латинян. Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков.
— век, особенно богатый великими людьми и Роджер Б., как сын этого века, занимает видное место между такими мыслителями, как Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинат. Марии в Хэмптоне. Но три осуждают священное Писание и святые учители им противится каноническое криво и порицает философия.
И так обстоит дело во всякой природе, в которой оно действует и так обстоит дело в случае души. Следовательно, философия должна давать доказательства христианской веры. И, по свидетельству всех великих философов, он является примером для философствующих и то, что он утверждал, составило философию, а потому в нынешние времена его именуют философом по преимуществу при приведении авторитетных философских высказываний, точно так же как под именем «Апостол» в учении священной мудрости понимается Павел. Но этот путь — не что иное, как путь философии.
Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). математические объекты. И это очевидно из писем святых Августина и Иеронима и многих других. В пищу дадут ему желчь, а в питье — уксус.
И Августин предписывает, чтобы «когда явлена истина, обычай подчинялся истине, поскольку истина и разум всегда исключают обычай». Даже святые пересматривали свои мнения, спорили и поправляли друг друга. е. ноября).
Однако «практика, понимаемая широко, тождественна любой действенной науке и тогда многие другие науки суть практические». И, таким образом, философия поднимается до науки о Божественном. И в прологе к III книге О Троице: «Итак, не держись твердо моих книг, если не уразумел со всей определенностью, ». А то, что философы могли обрести только от них, с очевидностью показано выше.
Тем не менее, в позднейших исследованиях Т. Краули и Д. Линдберга данная гипотеза была поставлена под сомнение на том основании, что трактовка выражения in studio как «в университете» предполагает либо то, что слова «впервые выучил алфавит» являются метафорой, либо то, что Бэкон начал свое обучение в университете с ознакомления с буквами латинского алфавита, при явной абсурдности такого допущения. И мы все еще не имеем и половины и даже лучшей части. Судя по всему именно в Оксфорде Бэкон принял решение о вступлении в Орден Францисканцев. И неудивительно, что я говорю, что это — лучшие книги логики.
И мы суть дети и наследники святых и мудрецов — вплоть до нынешнего времени. И когда Философ подразделяет «возможное» в I книге Топики, он отделяет толпу от мудрых ибо называет «возможным» то, что кажется или множеству или мудрым под «всеми» же понимаются совместно и толпа и мудрые, следовательно, под «множеством» понимается толпа, поскольку неразумная толпа не принадлежит к сообществу мудрецов.
И мы не можем отрицать, что это написано ими, откуда бы они это ни получили. Тем не менее, весьма вероятным выглядит следующее предположение. И столь печально, что подавляющее большинство современных ученых отвергает великие науки, которые, однако, были введены после Грациана.
Ведь Аристотель долго не был известен и философам и латинянам в целом. И богословие использует в своих интересах силу прочих, которые подчиняются ее приказам и повелениям.
И опять же, он говорит там: «Народ вопреки разуму является защитником своего зла». После Фалеса первым был Анаксимандр, его ученик, а за ним — Анаксимен. Впрочем, мы можем и иначе истолковать указанное место. И еще он говорит: «Того, кто отвергает эти пути мудрости, уведомляю: он философствует неверно».
И тот, о ком говорит Августин, был сыном Латоны, а его сестрой — Диана.
И поскольку многие святые и знаменитые учители переводили «Израиль» как «муж, видевший Бога», то Иероним, как это будет показано далее, в Комментарии к Книге Бытия доказывает с помощью неопровержимых доказательств, что этот перевод ложен. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Но в 1260-х гг., когда в Англии вспыхнула гражданская война между баронами во главе с Симоном де Монфором и королем Генрихом III, старший брат Роджера встал на сторону короля, что, в конечном счете, привело семью Бэкона к изгнанию и разорению (вероятно, это произошло после битвы при Льюисе в 1264 г., обернувшейся для короля и его сторонников неудачей). И обращаясь к Винцентию, он утверждает: «Не могу и не должен отрицать, что как во многих моих сочинениях, так и в сочинениях самых выдающихся авторитетов имеется много того, что можно осудить по здравому суждению и без всякой опрометчивости». И потому, в соответствии с этим, было три Аполлона, равно как и три Геркулеса.
Однако из-за злодейств людей, злоупотребивших мудростью, таких как Нимрод, Зороастр, Атлас, Прометей, Меркурий (Трисмегист), Асклепий, Аполлон и др., почитавшихся из-за своей мудрости богами, Бог затемнил сердце толпы и понемногу применение философии сошло на нет, пока Соломон вновь не призвал ее и не довел до полного совершенства, как говорит Иосиф в VIII книге древностей. Species — это эффект воздействия одного тела на другое. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы. Ибо тот видел Хиарка (Гиппарха), сидящего на золотом троне и учащего, а этот Хиарк (Гиппарх), как утверждают, был не кто иной, как астроном Абрах, который был после смерти Александра Великого. Другой интересный и исторически важный пример использования Бэконом авторитета библейской книги (в действительности апокрифической) касается географии: «оконечность Индии на Востоке крайне удалена от нас и от Испании. В Оксфорде он продолжает интенсивные занятия естественными науками и штудирует сочинения первого канцлера университета Роберта Гроссетеста, мыслителя, оказавшего колоссальное воздействие на дальнейшее формирование мировоззрения Бэкона.
Следует отметить, что, во-первых, вероучительные положения, отвергнутые этими мыслителями (например, вечность мира и телесное воскресение мертвых), являются общими у ислама с христианством, а во-вторых, в историческом плане наличие таких противоречий привело к кризису не ислама, а арабского аристотелизма. Ибо человеку было невозможно самому по себе достичь высших наук и искусства, но надлежит, чтобы он получил откровение. А в другом послании приводит стих Менандра: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор 15, 33). Роджер Бэкон цитирует Августина: «христиане должны перенять от философов — как от незаконных владельцев — те полезные вещи, которые содержатся в их книгах», поскольку «золото и серебро философов создано не ими самими, но как бы извлечено из всеобщих россыпей Божественного провидения, которое разлито повсеместно».
И все, что он ищет в ином месте, он найдет здесь в абсолютном виде». Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе.
358—444). В течение длительного времени Бэкон обладал возможностью получать значительную финансовую помощь от своей семьи и «имел многие расходы». То, что доказано с помощью авторитетных суждений, еще достовернее подтвердит опыт любого. Переводы многих важных философских сочинений и даже Библии пестрят ошибками. Ср.
И всем ясно, что если бы святые пользовались великими философскими науками, то они не превозносили бы так «пепел» философии и обратили бы их на пользу священному ибо, с точки зрения святых, насколько науки значительнее и лучше, настолько они более подходят для Божественного. А если ошибались эти великие, то что говорить о позднейших.
Старший его брат, по-видимому, унаследовал отцовское владение.
Ибо таковое незначительно и малоценно по сравнению с тем, чего он не понимает, но во что верит, И куда меньше по сравнению с тем, чего он не знает. Собственную эпоху Бэкон оценивал как время кризиса, упадка, деградации: «Сейчас больше грешат, чем в предыдущие времена», «повсюду очевидна порча».
339—348). И может быть создано несчетное число такового, например, мосты через реки без опор или какой-либо поддержки». Данное событие обычно относят к середине — концу 1250-х гг. Отцы Церкви (начиная с Юстина Философа) использовали концепцию заимствования греками философии у ветхозаветных патриархов и пророков для легитимизации христианства как «истинной философии» в глазах представителей эллинистической культуры). Около 1265 г. Бэкон приехал в Париж, где попытался связаться с кардиналом Ги де Фуке (не исключено, что английский мыслитель был ранее с ним знаком). А в указанном месте (См.
Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Второй порок, который мы здесь исследуем, состоит в том, что невежество занимает место убеждения, но когда истина терпит поражение — это нечестие и чистый порок, а потому возрастает уродливость невежества и оно проявляется более отчетливо.
И Августин оспаривал суждения Иеронима, а Иероним во многом противоречит Августину. Кардинал Фуке, хотя и заинтересовался «предложением» Бэкона, денег не дал, а в ответном послании предписал францисканцу прислать ему сочинение, в котором исчерпывающим образом были бы изложены все основные идеи английского мыслителя. И всякое размышление человека, которое не является спасительным, слепо и приводит, в конце концов, к адскому пламени. Что подтверждает также мнение всех достойных доверия мужей, полагавших, что «среди всех мужей, обладавших авторитетом в древности, которые, ведомые Пифагором, были крепки более ясным умом, считалось очевидным, что никто не достиг полного совершенства в философских дисциплинах, если он не исследовал благородство этой науки в квадривия». Итак, отвергая мнение толпы, мы должны придерживаться этого указания из Книги Исхода (Ис 23, 2): Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, следуя мнению большинства и отступая от правды. И, кроме того, во II книге О порядке он пишет: «Без знания логики никто не может приступить к изучению Священной науки». И, как учит книга Драгоценных камней, не следует метать бисер перед свиньями ибо тот, кто распространяет тайное среди толпы, принижает величие вещей и не остается тайн, если о них знает толпа.
И Аверроэс говорит в комментарии к О небе и мире, что «во времена древние, до Аристотеля и других философов, существовала полная философия и к ее полноте и стремился Аристотель в свое время». И первым среди них был Фалес Милетский. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы. В отличие от Фомы Аквинского, Роджер Бэкон не очень доверяет «естественному разуму», не верит, что человек может самостоятельно прийти к глубоким философским истинам: в качестве примера ограниченности человеческих способностей в философии Бэкон приводит нескончаемые споры схоластов по знаменитой проблеме универсалий.
И так случается с толпой не только по причине ее собственной глупости, но и потому, что ее начальники, волей коих она движима во всех делах, по большей части отличаются слабостью и бессилием, а потому склонны к заблуждениям и становятся причиной несовершенства. Бэкон вскрывает психологические пути образования ложных авторитетов (следование детей за родителями, учеников — за учителями, подчиненных — за начальниками).
Нужно заметить, что стремление свести художественное совершенство к числовым соотношениям («поверить алгеброй гармонию») в истории культуры показало себя (по крайней мере, пока) гораздо менее плодотворным, чем думал Бэкон, которого за это, тем не менее, трудно упрекнуть. Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл.
Впрочем, на чем основаны обе эти традиции, неизвестно. книга Исцеление. Но моряк не есть совершенство, а лишь его двигатель.
И причин тому пять. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев.
Ибо если неизвестно общее, неизвестно и то, что остается после общего. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. И есть четыре причины необходимости знания языков для Церкви. С другой стороны, каждое слово может быть многозначным: помимо конкретной собаки, слово «собака» в определенном контексте может обозначать и общую природу собак и понятие собаки и многое другое.
И мы, не подчиняясь обычаю, должны следовать совету Киприана, «обычай, лишенный истины, есть застарелая ложь, а потому, оставив заблуждение, да последуем за истиной». И тот же Аверроэс указывает во II книге Метафизики, что «противное началам, становясь популярным, охотнее воспринимается множеством следующих суждению большинства, нежели сами начала». И так во многом.
См. Так, в одном месте он пишет, что не может заниматься тем, чем хочет, так как настоятели ежедневно заставляют его выполнять другие дела («Affuit enim instantia prelatorum meorum cotidianta ut aliis occupationibus oboedirem et ideo non potui aggredi qua volebam»). Но имя авторитета достойно благожелательного отношения. Потому-то и имеет место такое вот нагромождение одних падающих на других. Кузен и Чарльс думают, что это Альберт Великий и действительно многое, сказанное Баконом, применимо к нему, но очень многое совсем к нему не относится.
С большей или меньшей достоверностью можно утверждать также, что английский мыслитель был освобожден до 1292 г., когда им было завершено последнее произведение — Compendium studii theologiae (Компендиум богословия). И тот философ никак не мог быть Аполлоном, которого почитали как бога в Дельфах.
О толпе имеется такое же суждение. Авторизованный Церковью пересмотренный вариант Вульгаты вышел лишь в период Контрреформации. И Он умрет трехдневною смертью, охваченный сном».
Бэкон всё же отмечает, что христианская вера не может основываться только на рациональных доказательствах: «следует доверять преимущественно Церкви, Писанию, святым и католическим учителям». Ибо это единственный путь к усмотрению истины и совершенства. и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене.
Бакон или Бэкон Роджер. Ведь во многих делах испорченность человека усердно оберегает то, что противно истине и благополучию (иначе дело обстоит разве что в случае, когда особая благодать и милость Божия поддерживает немногих совершенных) и человек не испытывает пресыщения, продолжая греховные деяния и не легко обнаруживает отвращение к различным вещам. Другой брат, как и Роджер, посвятил себя научным и философским исследованиям (предположение некоторых историков о том, что им мог быть известный доминиканский профессор Роберт Бэкон, не выдерживает серьезной критики). По словам Роджера Бэкона, мыслители-христиане долгое время отвергали нехристианскую философию по следующим причинам: Отцы Церкви — так как она соперничала с утверждающейся христианской верой и часто была смешана с ложными представлениями, в частности, магическими мыслители XII в. — на основе ссылок на труды Отцов Церкви, не разобравшись в причинах их мнений современники Бэкона — т. к. «находят удовольствие в незначительном и пустом».
Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). У Бэкона опыт означает все, что человек «испытывает» в самом широком смысле слова, непосредственное познание «лицом к лицу» с реальностью. Он утверждает (со ссылкой на аль-Фараби), что математика полезна для грамматики и логики, поскольку для первой важно знать природу звуков и их сочетаний, а вторая должна включать изучение «поэтических аргументов», решающим аспектом в воздействии которых является красота.
И вследствие чудовищности их глупости они прилагают огромные усилия, тратят много времени и средств на то, в чем с точки зрения Мудрого нет никакой или почти никакой пользы и достоинства. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV.
А во времена, когда народ иудейский был уведен в плен, по словам Августина, появился второй из семи мудрецов по имени Питтак. Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа».
И Исидор: «Привычка да будет подчинена авторитету и пусть дурную привычку побеждают закон и разум». Дело в том, что к концу 1240-х гг. И Исидор говорит то же в III книге. В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. 92) имеются оба изъяна или, по крайней мере, второй. База познания — математика.
Ибо невозможно, чтобы латиняне достигли необходимого о Божественном и человеческом, не обладай они знанием других языков и их не достигла бы мудрость, взятая сама по себе и в приложении к Церкви Божией и остальным трем вышеупомянутым вещам. Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. Потому-то, хотя в некотором смысле истина философии и называется их истиной, для того, однако, чтобы они ею обладали, прежде Божественный свет излился в их души и просветил их: Ибо просвещает всякого человека, приходящего в этот мир (Ин 1, 9), как сказано в Писании, с которым согласны и сами философы, ведь они допускали существование действующего и возможностного разумов.
Ис 11, 2—3) 4) евангельские блаженства (см. 256—357) посвящена трактату о перспективе. И потому многие католические мужи решили, что Платон слушал в Египте пророка Иеремию.
Ибо Аристотель в IV книге Физики утверждает, что «быть в Действии» имеет восемь смыслов, один из которых — так, как движущее в движимом, поскольку движущее или действующее, пребывает в своей материи по своей силе, но не по субстанции. Боэций во втором прологе к Арифметике утверждает, что «если исследователь незнаком с четырьмя частями математики, то он вряд ли сможет обнаружить истину». И, опять же, Сенека во II книге О блаженной жизни говорит, что «никто не ошибается сам по себе, но является причиной и вдохновителем заблуждения другого и заблуждение увлекает нас и сбивает с пути и мы гибнем благодаря чужим примерам».
И все философы и поэты, как старшие, так и младшие, были после Ноя, его сынов и Авраама. Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). Ибо Авиценна в основаниях моральной философии повторяет слова Исайи о вечной жизни, говоря, что «ее глаз не видит и ухо не слышит», а также то, что утверждает пророк истины, а именно Тосия, что милостыня изглаживает грех. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV).
Тем не менее, философия как таковая вовсе не противоречит христианству. И, конечно же, всегда оставалась неабсолютной основная масса философствующих. Даже тексты Библии имевшие хождение, существенно отличались один от другого.
И в той же книге он говорит: «Мне представляется более похвальным все то, что совершается без участия черни». Р. Бэкон известен как один из предвестников методологии науки Нового времени. Например, один из доводов для обращения мусульман Бэкон видел в том, что «сарацинские философы отвергали свое религиозное учение» имея в виду, вероятно, противоречия между выводами арабских аристотеликов (прежде всего Авиценны и Аверроэса) и рядом исламских догматов. Между тем знание этой науки чрезвычайно важно для изучения всех остальных наук, в том числе богословия. Хотя знание языков и математики наиболее необходимо для научной деятельности латинян (что было затронуто выше и будет более подробно разъяснено в подходящем месте) и оно использовалось святыми людьми и всеми древними мудрецами, мы, современные люди, это знание отрицаем, отвергаем и опровергаем, поскольку не ведаем его и его пользы. Между тем, in studio вовсе не обязательно означает «в университете» и слова Бэкона «я все время был in studio» вполне могут быть переведены и как «все время был поглощен занятиями наукой». «сентенциарного бакалавреата», степени, предваряющей докторскую. Как известно, на этом пути Колумб вместо Азии приплыл на неизвестный в ту пору континент — Америку, хотя сам об этом так и не узнал до конца жизни. И, равным образом, рассмотрение греческой Церкви с помощью букв греческого алфавита.
И хотя оно было ненавистно всем философам, которые с ним боролись, как будет доказано в своем месте, первые святые, видя, что мир захвачен философией и магией из-за одного этого искусства отвергали и то и другое, поскольку и то и другое препятствовало плодам веры различными способами. Следует отметить также важный вклад, сделанный Р. Бэконом в развитие науки о знаках. И поскольку такие законы были даны сообразно возможностям человеческого разума, как утверждает Аристотель в конце Этики, переходя к книге законов: «Будем говорить теперь, насколько это возможно для философии в делах человеческих», — и т. д., то правители мира, которые сими были наставляемы философами, не желали принимать закон Христов, который выше человеческого разума, а потому философия препятствовала распространению веры и сдерживала ее в силу того, что мир, философией управляемый, страшился принять закон более возвышенный.
В любом случае, к середине 1240-х гг. Потому-то он и говорит: «Без некоего вдохновения, получаемого с небес и поэт не сможет надлежащим образом создать достойное стихотворение».
Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Наряду с чувственным опытом, который он называет внешним, Бэкон говорит также о внутреннем опыте.
А вот таким образом, если он высказывает о них утверждения или отрицания, то его ведение не должно приниматься, напротив, ему следует еще более энергично противиться ибо какое бы высказывание ни было основано на невежестве, оно не имеет силы авторитета. И вот таким образом философия приходит к обнаружению более высокой науки и утверждает, что это — наука о Божественном и философы называют эту науку совершенным богословием.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»).
Ведь философия, рассмотренная сама по себе, не обладает никакой пользой. Ведь, по словам Аристотеля из книги Тайная тайных и его учителя Сократа, «мы не записываем на пергаменте тайны наук, чтобы они не стали доступными для толпы». Но Бог открыл им все и даровал им долгую жизнь, чтобы они завершили философию путем опыта. И, как будет показано ниже имеется много очевидных примеров этого, а более поздние корректировали высказывания более ранних.
Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами.
«Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. Равным образом и почти все тайны философии до сих пор доступны только на иных языках. В самом деле, Иероним в послании к знаменитому оратору пишет: «Если бы ты читал Священное Писание, как знает всякий, что и у Моисея и в книгах Пророков кое-что взято из книг язычников». И вот таким образом философия христиан должна быть устремлена преимущественно к Божественному — в большей степени, нежели философия язычников, а потому философы должны рассматривать философию так, как, если бы она была вновь изобретена, чтобы они создавали ее в соответствии с ее целью.
И он имеет в виду, что, где бы ни обнаружил истину христианин, он должен знать, что это истина его Господа Истина Иисуса Христа есть мудрость Священного Писания. Основные положения этого учения Бэкон собирался изложить в Scriptum principale (Главный труд), грандиозном сочинении, написанию которого английский мыслитель планировал посвятить свою жизнь. И эти двое жили во времена пленения иудейского (Августин и, равным образом, другие согласны в этом). Критикуя схоластические методы познания, характерные для XIII в., Р. Бэкон подчеркивает значение математики, астрономии, географии, филологии для достижения истинного знания.
И в IV книге он говорит. По каждому вопросу существует большое количество возможностей для отклонения от истины. рассказы о путешествиях Фалеса, Пифагора, Демокрита и др.
И сходное противодействие истине имело место всех учителей Священного Писания ибо обновители учености всегда встречают препятствия и противодействие, но истина укрепляется и будет укрепляться вплоть до времен Антихриста. И также: «Без сего усмотрения истины никто не может мыслить здраво». В этой фразе Бэкон, несомненно, намекает на то, что уже десять лет не преподает публично.
Ибо сколько бы ни говорилось о том, что точнее считать, что магическое искусство изобрел Зороастр (так пишет Августин в XXI книге О граде Божием и это мнение общепринято среди авторов), оно, тем не менее изобретено Хамом, Сыном Ноя, как пишет в своей книге Климент, а также Магистр истории и как сказано в Зерцале историческом.
Ведь и впоследствии попыткам воплощения этого проекта в жизнь отдавали дань такие крупные мыслители, как, например, Лейбниц, считавший музыку «бессознательным упражнением души в математике». И то же, что мы видим в истине веры, мы наблюдаем и среди учителей философии.
Что было причиной такого отношения к Бэкону, неизвестно. Клирику из свиты кардинала, Раймону Ланскому, францисканец устно изложил некое свое «предложение», которое попросил передать кардиналу Фуке. Однако по сути дела «предложение» состояло, вероятно, в том, что Бэкон просил финансовой помощи, необходимой для написания этих самых работ (прежде всего — упоминавшегося Scriptun principale), а также для осуществления своих многочисленных научных проектов.
Но множество свидетельств говорит о противоположном. И это разъясняет Августин во II книге О христианском учении, приводя пример слов Господа, говорящего (Мф 10, 16): Итак, будьте мудры, как змии и просты как голуби.
И там же он пишет, что «глупо давать ослу салат, если ему довольно и чертополоха», говоря о толпе, для которой достаточна простая, грубая и несовершенная умственная пища.
И этому превосходно учит Сенека в книге Естественных вопросов, говоря в III книге, что «мнения древних недостаточно точны, они, неопытные, еще заблуждались в отношении истины изначально все то, к чему стремились, было новым, затем оно же стало тщательно изученным, но в начале никакая вещь еще не доведена до совершенства». Бэкон стал первым в истории Европы мыслителем, кто попытался создать всеобъемлющую энциклопедию знания, органично соединенного с богословием и ориентированного на достижение практических (религиозных) целей.
Зная о том, каким почтением со стороны оксфордских францисканцев пользовался много для них сделавший в свое время Роберт Гроссетест (не только как могущественный покровитель и заступник, но и как учитель и вдохновитель), Бэкон, считавший себя его последователем, мог рассчитывать на то, что Орден будет благосклонно относиться к его научным занятиям и что в новых условиях он сможет обрести новые возможности для реализации своих проектов. А другие пять жили во времена Вавилонского пленения имена их таковы: Солон Афинский, Хилон Аакедемонский, Периандр Коринфский, Клеобул Аидийский, Биант. И все это явно обнаруживается в их книгах и доказывается нами доказательством «через следствие».
научная активность Бэкона прерывается, что можно объяснить как раз его заключением. Согласно Бэкону, философия показывает, что «должна существовать и иная, за пределами философии, наука философия приходит к обнаружению более высокой науки и утверждает, что это — наука о Божественном». И Августин говорит в Комментарии к Евангелию от Иоанна, что Бог дал им мудрость. Основатель позитивизма Огюст Конт, предложивший новую религию человечества и, в частности, проект календаря, в котором месяцы и дни назывались бы не по именам богов и святых, как раньше, а по именам выдающихся деятелей культуры, посвятил Р. Бэкону первый вторник месяца «Декарта» (т.
И мы должны следовать совету Туллия, в конце Тускуланских бесед, где он говорит, что «даже если ты пребываешь перед лицом толпы, не стремись присоединяться к ее суждению и не считай наилучшим то, что полагает таковым она». Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Настоящее издание включает фрагменты наиболее известного труда Р. Бэкона — «Opus maius» («Большое сочинение»), а также его работу «О тайных деяниях искусства и природы и о ничтожности магии». И куда меньше то, во что мы верим, чем то, чего мы не знаем. То же касается и философии.
имя Роджер встречается и среди Бэконов из Норфолка и среди Бэконов из Эссекса.
Но, даже отвлекаясь от столь крайних суждений, непредубежденный исследователь поражается совмещению противоречивых черт в творчестве «Удивительного доктора». Ибо он говорит, что «арифметическое среднее подобно государству, управляемому малым числом людей, так как в меньших его терминах имеется большая пропорциональность, гармоническое среднее подобно государству оптиматов, так как в больших его терминах имеется большая пропорциональность, а геометрическое среднее есть некоторым образом государство равных, поскольку и в больших и в меньших его имеется абсолютно равная пропорциональность». Убежденность Бэкона в том, что Священное Писание представляет собой источник всей истины, необходимой человеку, объясняет достаточно странное для современной эпохи (но не для Средневековья) использование Библии как источника научных сведений, в том числе в вопросах физики.
И поскольку мудрецы из числа греков, собираясь на ночные бдения имели возможность для бесед о мудрости в отсутствие толпы, то Авл Геллий пишет в книге Аттические ночи о ночных мудрых беседах, на которые аттические мудрецы, т. е. афиняне, собирались, чтобы избежать толпы. И Сенека в книге О четырех основных добродетелях говорит: «Пусть тобою не движет авторитет говорящего: не то, кто, но что». Отсюда следует их важность для таких наук, как богословие и каноническое право.
Ибо большинство философствующих его не ведала. Новые научные интересы Бэкона плохо вписывались в общую атмосферу Парижского университета он не находил понимания и поддержки в ученых кругах, а слава таких парижских богословов, как Александр Гэльский и Альберт Великий, не вызывала у Бэкона (насколько мы можем судить по тому, что он пишет в своих поздних сочинениях) ничего, кроме горечи и раздражения. Тем не менее, очевидно, что между серединой 1270-х и концом 1280-х гг.
И он перевел на латынь некоторые сочинения по логике и немного из других. А говорю я об этом втором Геркулесе потому, что был еще один Геркулес во времена Меркурия Старшего, сразу после него, как говорит Августин, а после него был третий Геркулес, учредивший Олимпийские игры, которые после перерыва возобновил его сын, что, как указывает Солин, произошло спустя 408 лет победе падения Трои. И это утверждал не только святой Августин, но и многие другие святые.
В самом деле, по мнению Бэкона, это легчайшая из наук: знание математики в той или иной степени присутствует у всех, оно является «как бы врожденным». А его братом, по словам Августина, был Атлас, великий астролог. И об этом и подобном этому говорят философы. И Авиценна в пятой книге О душе и в десятой Метафизики учит о том же. По всей вероятности, этим университетом был Оксфорд: в 1292 г., работая над своим последним трудом, Бэкон вспомнит учителей, преподававших здесь, когда он был совсем молод и напишет следующее: «Блаженный Эдмунд, епископ Кентерберийский, первым читал в Оксфорде книгу Софистических опровержений в мое время и я видел магистра Гуго, который впервые читал книгу Второй Аналитики и я просматривал записи».
Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году. И Августин в XVIII книге О Граде Божием указывает, что Троя была захвачена в то время, когда судьей у иудеев был Авдон. И сходным образом все эти три язвы осуждает в одной фразе Сенека в конце II книги Писем.
Среди основных препятствий для постижения истины Бэкон называет ложный авторитет. Ибо они сами часто пересматривали свои слова. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Роджер Бэкон понимал, что в латинском языке отсутствуют многие важные термины, что делает затруднительным адекватный перевод. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии.
Важно подчеркнуть, что это не только так называемый «чувственный опыт», восприятие чувствами. И поскольку откровение необходимо в столь малых вещах, то куда скорее это относится ко всей философской мудрости, которая от Бога и именно Он дал и открыл ее, а потому необходимо, чтобы философская мудрость соответствовала мудрости Божественной. Это ясно на примере Аристотеля, который оспорил все мнения предшественников. И даже если бы человек в этом смертном состоянии жил бессчетное число веков, он никогда не достиг бы совершенства мудрости в отношении количества познаваемого и достоверности познания.
В III книге и Климент в I книге. И, как он сам говорит в прологе к книге Исцеление, он составил три тома по философии. И один из величайших философов, Туллий, в Тускуланских беседах спрашивает: «Что есть философия, кроме как дар, который, как я полагаю, приобретен от Бога. ». От первой сохранился лишь фрагмент, от второй — большая часть, но лишь в одном экземпляре. И, о порочности обычая, он указывает в I книге О природе богов: «Стыдно исследователю природы искать свидетельства истины в душах, плененных обычаем». В связи с этим, как говорит Августин, рассказы измышляют его носящим небо, хотя его именем называется гора, высота которой, по всей видимости и вызвала народное поверье о ношении неба (она словно возносится к небу на краю побережья Африки, неподалеку от Геркулесовых Столпов).
О некоторых из них у латинян имеется подозрение, что они взяты из другого языка, а о заимствовании других они не знают. Но намерению предшествует понимание и знание совершаемой вещи. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии».
«Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ. Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму.
Вот таким образом Августин в книге Об учении христианском (II, III, IV книги) и в других местах учил приложению этого к вещам божественным тому же учили и другие святые. Да и сами святые также исправляли друг друга и сурово спорили между собой. Четвертая причина касается учения всей Церкви от начала и до конца дней.
Среди всей литературы, которую, согласно его мнению, следовало «ввести в научный оборот» на христианском Западе, отметим его замечание о необходимости знать книги греческих Отцов Церкви: «если бы книги этих были переведены, то не только бы возросла мудрость латинян, но и Церковь получила бы большую помощь против схизм и ересей греков ибо они были бы побеждены посредством речений их святых, которым они противоречить не могут», — пишет Роджер Бэкон в период, когда необходимость воссоединения восточной и западной Церквей осознается как весьма актуальная. И во времена Форонея у язычников возникла моральная философия, поскольку, как говорит Августин, тогда «Греция сделалась более известною некоторыми установлениями законов и учреждениями судов». (Существовали и другие интерпретации: так, Фома Аквинский считал, что оба интеллекта принадлежат индивидуальной человеческой душе, а Аверроэс — что ей не принадлежит ни один из них, оба являются общими для всего человечества). И Иероним в прологе к V книге Толкования на Иеремию утверждает, что «истина довольствуется немногими и не боится множества врагов». И это истинно, но действующее всегда отлично от материи и вне ее по своей сущности, хотя и действует в ней.
Это направление рождалось медленнее и оформилось в качестве более-менее зрелого лишь к XVII в. До этого момента характерные черты современного научного метода оказывались перемешанными с элементами, ему внутренне чуждыми, — теми же, что и у Роджера Бэкона: эзотеризм, мистицизм, вера в тайные силы природы (астрологические влияния). И в самом деле, дочь в большинстве случаев следует деяниям матери, сын — отца, слуга — господина, подданный — государя, викарий — прелата, ученик — учителя, поскольку сынам Адамовым привычно приписывать себе авторитет и трубить о себе по всему миру. Также в послании к Фортунатиану: «Мы не должны относиться к рассуждениям людей, пусть даже и знаменитых католиков, так же, как к каноническим Писаниям: так, чтобы мы не могли при сохранении должного почтения к этим людям опровергать или не принимать что-либо в их сочинениях, если обнаружим, что их мнение отлично от истины, с Божией помощью познанной или благодаря другим или нами самими. БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет.
Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. Бэкон рассмотрел пять основных нехристианских религиозно-этнических общностей (язычники идолопоклонники татары сарацины иудеи). А потому ясно, что имеется одна полная и необходимая всем мудрость.
Но я знаю мудреца, который придумал, как его изготовить». Падение же Трои произошло за 430 лет до Ромула. Между тем, чтение этих лекций являлось необходимым условием для получения т. н.
А то, что — эта мысль абсолютно верная и подтверждается святыми. Существует множество гипотез, объясняющих это (от увлечения Бэкона астрологией до личной неприязни к нему отдельных иерархов), но ни одну из них нельзя считать хотя бы относительно достоверной. Наконец, в четвертой части (по смыслу сильно пересекающейся с первой) Бэкон демонстрирует рациональные аргументы в пользу христианства, которые могли бы убедить «мудрых» нехристиан исповедующих ту или иную религию («Я мог бы представить простые и грубые,, способы неверных, соответствующие основной их массе, но это бессмысленно.
И ниже: «С делами человеческими дело обстоит не столь хорошо, чтобы лучшее удовлетворяло большинство» и затем: «множества — худший из аргументов». Однако точный ответ на вопрос о малой родине английского мыслителя невозможен. Таким образом, «эмпиризм» Роджера Бэкона теснейшим образом связан не с сенсуализмом, а с живыми мистическими традициями, столь характерными для Средневековья. И Сенека в книге О многословии призывает и убеждает нас не следовать путем толпы, говоря: «Если толпа над тобой не потешается, то ты еще не достиг счастья». е. около тысячи лет).
А потому необходимо, чтобы эти истины были изначально даны человеку в откровении. Наконец, вполне возможно, что Бэкон увидел во францисканском идеале путь к святости и духовному совершенству, которое английский мыслитель рассматривал в качестве важного условия правильного философствования и постижения мудрости. И поскольку сравнительно с тем, что человек знает, сохраняется бесчисленное множество того, что ему неведомо (и оно, без сомнения более значительное, благое и прекрасное), то безумен тот, кто превозносит себя как мудрого и еще безумнее тот, кто выставляет свое знание напоказ как некое чудо и стремится распространить его., что вся она целиком дана одним Богом одному миру и с одной только целью и вследствие этого тройственного соотнесения она приобретает единство. Поскольку же все сущностные виды философии (их составляют более сорока отличающихся друг от друга наук), сводятся к тем трем, то ныне достаточно убедительно показана, — посредством вышеприведенных авторитетных высказываний, — значимость математики по отношению к сущностным видам философии. Помимо собственно религиозной цели всех наук, Роджера Бэкона интересовали и их материальные плоды, влияние на технологию, медицину и другие стороны жизни, т. е. «практическое применение» в современном смысле этого слова как и его великий соотечественник и однофамилец Френсис Бэкон три века спустя, францисканский философ также мог сказать: «Знание — сила». Инах же правил, как утверждает Августин, пятьдесят лет, а его сын Фороней — шестьдесят (в это время было дано обетование Иакову, как ранее — его отцу).
А обо всех естественных науках Августин говорит : «Тот, кто описал бы свойства времен и мест, живых существ, а также камней, растений и других неодушевленных вещей, конечно же, произвел бы ценный труд для Писания». А в Лукулле он говорит. Это касается и церковного образования. И когда его спрашивали: «Кто ты. », он отвечал: «Философ», т. е. любитель мудрости: так говорит Августин в VIII книге О Граде Божием.
Ибо Аристотель хотел вступить в полемику со своими предшественниками и многое обновить. «Сентенции» Петра Ломбардского, став главным университетским учебником по богословию, заняли место Священного Писания, а изучение в университетах гражданского права практически полностью подменило собой изучение права канонического. Эта задача не была осуществлена им в полном объеме. Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. принципы. Однако невозможно, чтобы свойства одного языка сохранялись в другом.
В процессе научных исследований и работы над названными произведениями Бэкона захватила идея создания всеобъемлющего учения, которое должно было основываться на естествознании, «опытной науке» и математике и охватывать все области знания — от грамматики до богословия. А в отношении частных моментов это доказывается высказываниями Птолемея и самого Боэция. Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности. Ибо Платон говорит: «Сократ, мой учитель, мне друг, но истина дороже».
Также и Аристотель в книге Тайная тайных пишет, что «тот, кто сделает общедоступными тайны природы, нарушит небесную печать». Сократ же, согласно VIII книге Августина О Граде Божием, был учеником Архелая.
Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ. Согласно Роджеру Бэкону, пренебрежение математикой «в течение уже тридцати или сорока лет уничтожило всю систему образования латинян И, что еще хуже, люди, ее не знающие, не ощущают собственного невежества, а потому не ищут лекарства». XI «Метафизики».
прим. Знаком того является то, что все указанные народы шатки в вере и нравах и не принимают спасительные установления Церкви в чистом виде на родном языке. Согласно Бэкону, существуют «естественные знаки», основанные на отношении причины и следствия (дым — знак огня след — знак человека, его оставившего) или подобия (статуя — знак того, кого она изображает). 1214 — после 1292). Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
И поскольку это необходимо для убеждения в искомом, т. е. для того, чтобы показать, что философия имеет место благодаря влиянию Божественного просвещения, я желаю представить тому действенное доказательство (и особенно потому, что в этом предмете большое заблуждение овладело толпой, в также большим числом богословов: ведь каково оно в философии, таково и в богословии). Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания.
Его произведения вызывают полярно противоположные интерпретации и оценки.
е. познание экстатического характера). чтобы не было более потопа на Земле» (Быт 9, 13), т. е. цель радуги — испарение воды, вот таким образом при явлении радуги всегда имеет место рассеяние воды на бесчисленные капельки и их испарение благодаря лучам Солнца, концентрирующимся в результате различных отражений и преломлений из-за которых и возникает радуга.
Среди же преемников Пифагора чаще других называют Архита из Тарента и Тимея.