Картина Николя Пуссена Великодушие Сципиона: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Теорию классицизма НиколяПуссенаи критерии определения этого стиля мы рассмотрим на примере картины «Великодушие Сципиона».
3) Архитектор классицизма отвергает «взбитые сливки» барокко и настаивает на эталонах гармонии, строгости, логической ясности и монументальности. Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека — «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св. Размещено на реф. рфXIX в. при строительстве железнодорожной станции). Рассказ был заимствован у римского историка Тита Ливия. Никола Пуссен родился в 1594 году в городе Лез-Андели в Нормандии.
Поближе к плахе. Уроки Куртуа, попав на благодатную почву, дадут щедрые всходы. Иногда даже хочется взять линейку и провести линию, на которую опирались бы все персонажи, поскольку все они находятся на одной ровной линии.
Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Принципиально важно следующее: произведения на сюжеты, почерпнутые из мифологии и литературы, связаны преимущественно с ориентацией на Ренессанс в венецианском варианте (здесь особенно ощущается влияние Тициана), религиозные сюжеты чаще всего облекаются в формы, специфически присущие барокко (иной раз молодой Пуссен не чужд и приемов караваджизма), тогда как исторические мотивы получают выражение в классически строгих композициях, аналогию которым могли бы составить композиции Доменикино. Вот таким образом художник на своих полотнах любому действию всегда находит противодействие.
Пуссена: «Его искусство захватывает очень большой круг переживаний, чувств и знаний. Пуссен располагает своих героев, всех участников события линейно. Рейнольдс.
Сюжет заимствован у римского историка Тита Ливия. Всего там было около трехсот человек. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Пастухи остановились перед неожиданной находкой и взволнованно читают текст. Он напрямую иллюстрирует высказывание древних: «Гораздо проще разрушить город, чем победить самого себя».
Среди этих заложников была взрослая девушка исключительной красоты. Живя в Париже, Пуссен учился живописи в мастерских Ж. Лаллемана и Ф. Элле. склад, он мастерски использовал полифонич.
В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума. В картине легко фиксируются две группы линейных повторов: группа диагонали-доминанты (фигура речного бога, поток воды, колесница, кони, облако и т. п. ) и контрастная ей группа «препятствий» (ствол дерева в левом верхнем углу, фигура Армиды, женские фигуры, управляющие колесницей и т. п. ). Особенно разнообразно трактуется танц. лишенный «обрамления» вариант композиции «Ринальдо и Армида» из лондонского Далвич-колледжа). А. С. Пушкина). Широко распространён у В. излюбленный в итал.
В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Именно в это время Пуссен пишет свою знаменитую картину «Великодушие Сципиона» (1640, Москва, ГМИИ им.
Именно в это время Пуссен пишет свою знаменитую картину «Великодушие Сципиона» (1640, Москва, ГМИИ им. В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие). Человек, как мы помним, это звучит гордо.
Затем эта идея соединяется с точным пластическим решением, определяющим число персонажей, композицию, ракурсы, ритм и цвет. Зная слабость Публия к женщинам, солдаты привели девушку к нему и предложили её в дар.
ритмами, – отсюда конкретность изобразительность тематизма его концертов. Юноша оказался талантливым учеником и быстро усваивал все уроки. Музыке присущи элементы "зрелищности", выявляющиеся в состязании солиста и оркестра (по выражению Б. В. Асафьева – в ней было что-то от театра, дискуссии). Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором — тёплые и зелёный, на третьем — холодные и прежде всего голубой.
Второстепенные персонажи, подобно античному хору, комментируют, разъясняют событие.
Применяя часто аккордово-гармонич. В. был великим мастером этих рембрандтовских приёмов в музыке. Как справедливо отмечал Р. Ли, сюжеты, почерпнутые художником из «Освобожденного Иерусалима», быстро обрели популярность не только в силу их самоценной прелести, но также и потому, что имели за собой давнюю традицию пасторали, восходящую к античной мифологии и литературе и культивированную искусством Ренессанса (можно назвать такие излюбленные сюжеты, как «Венера и Адонис», «Аврора и Кефал», «Диана и Эндимион» и т. п. ). В. был великим мастером этих рембрандтовских приёмов в музыке. Человек, как мы помним, это звучит гордо. Характерно, что фигура Ринальдо лишь деталями своего построения включается в энергичное взаимодействие диагоналей, подчиняясь в целом ритму горизонтальных членений и являясь наиболее «пассивной» из фигур. Пока выясняли, кто он такой, появились родители девушки и принесли выкуп.
Пуссен был особенно силен в пейзаже. Для Пуссена подобная оценка немыслимо субъективна и граничит с невежеством. Особой популярностью пользовались два произведения Марино – «Адонис» и «Избиение младенцев», с которыми, вероятно, он здесь и изображен.
XIX в. при строительстве железнодорожной станции). Музыка B. впитала элементы красочного венецианского муз. моментах оперы.
итал. Именно его изображает и Пуссен в своей картине. Пуссен продолжает занятия геометрией, перспективой, анатомией изучает оптику, стремясь постигнуть «разумную основу прекрасного». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639. содержании концертов В. воплощены черты, характерные для "позднего барокко".
В живописи Пуссена античная тематика преобладала. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Вскоре был написан еще один вариант этой картины — «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр). Размещено на реф. рфмузыке размер 6/8 (размер мн.
Молодые пастухи случайно обнаружили среди прекрасной идиллической природы каменный саркофаг, на котором лежит череп. Никола Пуссен (Nicolas Poussin) – великий французский художник известен как мастер живописи в стиле классицизм. Вопрос, однако, не исчерпывается этими обстоятельствами.
Композиция картины призвана выявить логику, разумность происходящего. Здесь упорядочено все – и вытянутое параллельно переднему краю холста тело умершего и складки на плащанице, в которую оно завернуто и позы всех присутствующих (в отличие от первой картины, здесь исчезают ангелочки, но появляется упомянутая в Евангелии от Матфея другая Мария) и сосуд для благовоний, прочно стоящий на постаменте.
В последний период творчества (1650—1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ им. Художник изображает группу пастухов, подошедших к саркофагу, на котором видна надпись «Et in Arcadia ego» и сверху лежит череп. Противостояние двух сил их борьба и вражда, переходит в свою противоположность при посредстве третьей: торжественно-мажорно звучит цвет, свет заполняет пространство изображения из лесного мрака появляются сияющие фигурки крылатых детей (их вхождение в картинное пространство в целом совпадает с направлением светового потока) и вместе с ними вступает, нисходит на сцену главное действующее лицо — Любовь.
5)Музыке присущи элементы "зрелищности", выявляющиеся в состязании солиста и оркестра (по выражению Б. В. Асафьева – в ней было что-то от театра, дискуссии). Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
При этом везде ощутимо корректирующее действие основной линии (Рафаэль — античность) последнее хорошо согласуется с влиянием Доменикино, которого иногда называли «Рафаэлем сеиченто». Художник натуралистически точно демонстрирует все признаки тления на полуразрушенном временем черепе, ничуть не приукрашивая и не смягчая их. Некоторые исследователи отметили, что более близким примером для подобного композиционного решения мог стать ковер из серии «Смерть императора Константина» Рубенса, подаренный кардиналу Франческо Барберини королем Людовиком XIII в сентябре 1625 г. Сюжет картины как exemplum virtutis, кроме того, что становится образцом для подражания в искусстве неоклассицизма, может быть связан и с другими, более поздними произведениями самого Пуссена. А. С. Пушкина «Танкред и Эрминия», Санкт-Петербург, Эрмитаж «Спящая Венера», Дрезден, Картинная галерея «Аврора и Кефал», Лондон, Национальная галерея и другие) вписаны в горизонтальные форматы спокойных, как правило, пропорций и строятся на ясном чередовании пространственных планов их ритмическая организация способствует объединению «далекого» и «близкого» в единый узор на плоскости холста свет и цвет, выделяющие главных героев действия, органически вплетаются в ритм линейного узора. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции.
Ее явление сродни вмешательству божества в финале античной трагедии (deus ex machina).
Отсюда равнение на ордерную систему, регулярность планировки и симметрию. В его концертах впечатляет, с одной стороны, монументальность, пафос (в особенности в первых частях), с другой – мягкая лирика медленных средних частей. Первый план ритмически уподоблен третьему при этом параллельным диагоналям задано разное направление: на первом плане — справа / сверху налево / вниз (потоком воды), на третьем — слева / снизу направо / вверх (движением колесницы). содержании концертов В. воплощены черты, характерные для "позднего барокко". Все эти приемы придают сцене характер величественности и торжественности, а поступку героя – особую значительность.
Характерно, что в качестве доминирующего направления выбрана именно «активная» диагональ — из нижнего левого угла в правый верхний. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Общий тонус композиции звучит мажорно». Среди добычи была и прекрасная Лукреция, невеста его врага, Алуция, царя побеждённого Карфагена.
Отсюда равнение на ордерную систему, регулярность планировки и симметрию. Рядом с Аполлоном и Дафной, с урной из которой льется вода изображен речной бог Пеней. заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита «Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630—1635 (Прадо, Мадрид). Таким образом, обращаясь к программному произведению Тассо, знаменитой поэме «Освобожденный Иерусалим», Пуссен вступал на родственную эстетическую почву. На полотне «Спящая Венера» (ок.
А. С. Пушкина). Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека— «СпасениеМоисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий водыМерры», «Мадонна, являющаяся св. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума. Популярность Пуссена с каждым годом увеличивалась и в конце 10-х годов XVII века (Никола не исполнилось еще и двадцати пяти лет) он уже выполнял заказы для Люксембургского дворца в Париже.
И даже золото, приготовленное для её выкупа, он добавил к её приданому. В руках он держит папку для эскизов, перевязанную розовой лентой. Тем самым тема смерти еще сильнее и определеннее звучит в картине. Конструктивно взаимосвязанные первый и третий планы оказываются сопоставленными и в смысловом отношении. Далее идет перечисление модусов, применявшихся древними, причем характеризуется соотношение каждого модуса с определенной группой (типом) сюжетов и присущее модусу действие.
В 1624 году, будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Рим и, с помощью друга, кавалера Марино, стал вхож во дворы папского племянника, кардинала Барберини и папского советника Марчелло Саккетти (Marcello Sacchetti). Художник применяет резкие ракурсы и движения, чтобы передать их скорбь. Оба плана принадлежат пространству «обрамления» главного действия в этом смысле — и только в этом — можно говорить об их декоративной функции (ср.
Рационализм первого (характерный для французского духа в целом) и неуемная фантазия второго (Марино не только поэт, но и явление stile moderno в его наиболее яркой — итальянской — версии) суть два полюса того мира, в котором предстояло раскрыть себя гению Пуссена. Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца. Слева на одном из холстов виден античный женский профиль, к которому тянутся две руки. Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца. Два ангелочка у ног Христа рыдают, застыв в неустойчивых позах.
Одно из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. В этом заключается все мастерство живописи. формам, к-рые выдвинул муз. Это позволяет художнику определит пространственные соотношения и планы композиции.
Воспылав ненавистью к крестоносцу Ринальдо, волшебница Армида решает погубить его. После смерти Марино, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки. В муз. Однако, нарушая «спокойствие» формата, Пуссен акцентирует диагональное членение плоскости и тем самым задает схему динамической композиции. Неосторожный юноша, оставив своих слуг, садится в ладью и переправляется. Одно из предположений заключается в том, что Тацит описывает своего героя как человека, лишенного зависти и жестокости, в поведении которого чувствуется огромный самоконтроль, он верен своему долгу, своим друзьям, своей семье и необычайно скромен в жизни. По сюжету картины, жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». фольклора, богатого напевными канцонами, баркаролами, зажигательными танц.
Если бы я написал для вас картину в такой манере, вы вообразили бы, что я вас не люблю». Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр). Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве.
Довольно скоро Никола начал писать свои картины, которые характеризовали его уже как сложившегося мастера. В цитированной работе Тарабукина это направление истолковано именно как «диагональ входа»: «По этой диагонали участники действия обычно входят, чтобы остаться в пределах картинного пространства». А. С. Пушкина).
В качестве носителя универсальной эстетической меры, регулирующей творческий процесс, здесь выступает разум. Он в строгом черном плаще из-под которого виден уголок белого воротничка. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В его концертах впечатляет, с одной стороны, монументальность, пафос (в особенности в первых частях), с другой – мягкая лирика медленных средних частей. Оставив неприятеля в живых Сципион унизил его. По всем канонам она должна была стать рабыней полководца.
Просто тогда в лице Сципиона в мир пришел новый человек. ренессанс 16-17 вв. Размещено на реф. рфтанцев). Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В этот период Пуссен исполняет рисунки и полотна на мифологические темы.
Персонажи выстроены вдоль передней плоскости картины. вспыхнувшая любовь к искусству, помноженная на сильную волю, побуждает юного провинциала покинуть родные места, стойко переносить житейские невзгоды, обосноваться в Париже, чтобы оттуда после нескольких неудачных попыток добраться до «родины искусств», до художественной столицы мира — Рима.
В 1627 году Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считается программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Конец 1640-х— начало 1650-х— один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «ЭлиазариРевекка», «Пейзаж сДиогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «СудСоломона», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. Н. М. Тарабукин так определял свойства этой диагонали, названной им «диагональю борьбы»: «Она не обладает слишком быстрыми темпами. Характерно, что в ударных позициях цвет очищается от примесей, приближаясь к локальному. Его поступок как бы иллюстрирует высказывание древних: «Гораздо проще разрушить город, чем победить самого себя». И поселили в Новом Карфагене.
Пространство картины замыкается, а средний план получает сильный акцент. Пространство легко обозримо. Сципион сказал им, что никакого выкупа не нужно. Есть несколько вариантов ее расшифровки: ET IN ARCADIA EGO I TEGO ARCANA DEI (Иди, я сохраняю тайны Бога) если добавить необходимый грамматически глагол sum, то складывается следующая анаграмма – ET IN ARCADIA EGO SUM TANGO ARCAM DIE IESU (Я прикасаюсь к гробнице Господа Иисуса).
Так, дорический модус соответствует сюжетам «важным, строгим и полным мудрости» ионийский — радостным, лидийский— печальным иполидийский охарактеризован как содержащий «сладостную мягкость» и т. д. (Нужно заметить, что с фригийским модусом произошло явное недоразумение: ему даны взаимоисключающие оценки, о чем еще будет сказано ниже. ) Опорой Пуссену служат крупнейшие авторитеты древности — Платон и Аристотель. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Благодаря этому мудрые древние приписывали каждому свойственную ему особенность производимого ими впечатления». Конечно, объективно, а сам он служит вечности и всему неизменному. Но, оставаясь навсегда приверженным «достойной и благородной натуре» идеалу, Пуссен не приемлет искусства Караваджо, натурализм фламандской и голландской школы, противостоит влиянию Рубенса, его пониманию живописи. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи.
Здесь под звуки волшебного пения он засыпает и оказывается во власти Армиды. Марино умер в 1625 г., но современники считали его равным великим античным авторам.
С 1622 г. он получает в Париже заказы на религиозные произведения. Мне думается, что этими словами Публий давал понять что в мирное время и на досуге любовь доставляет молодым людям величайшее наслаждение и забаву, напротив, предаваясь любви за делом, молодежь расстраивает свои телесные и душевные силы. школы, с её системой "cori spezzati". Лавровым венком увенчивали голову победителя в поэтическом состязании.
Всё действо напоминает театральную сцену, разыгрываемую актёрами. Вскоре художник получил заказ на создание большого алтарного образа «Успение Богоматери». Композиции литературно-мифологической ориентации («Эхо и Нарцисс», Париж, Лувр «Марс и Венера», Бостон, Музей изящных искусств «Ринальдо и Армида», Москва, ГМИИ им. 1640-х — начало 1650-х — один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Аркадские пастухи», второй автопортрет.
Сам Пуссен в свою очередь пытался найти возможность вернуться в Италию. Заложников, которые были захвачены пунийцами, он принял под свою власть. Помпео Батони.
арии, где в центре внимания слушателя – виртуоз, выражающий собств. Композиция призвана выявить логику, разумность происходящего. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
Их головы, как в античном барельефе, находятся на одном уровне. Цветовые и световые акценты расставлены в вершинах треугольника, объединяющего фигуры разных пространственных планов и приведены в согласие с ритмической схемой. Сведение архитектуры только до выполнения градостроительных задач влечет за собой упрощение и типизацию ее форм.
Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629—1630, (собрание герцога Девонширского, Чатсуорт), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). Эта находка заставила их остановится и глубоко задуматься. нар. Собственно, для него не стояло вопроса, объективно искусство или нет.
Холсты этой группы обладают особенным колористическим богатством. Вместе с тем в концертах В. творчески переработал стилистич.
Таким образом, в теории Пуссена мы видим неразрывное функциональное единство трех составляющих идеи, воплощающей ее структуры изображения и «программы» восприятия. Менее выражены вертикальное и горизонтальное членения. Собственно, для него не стояло вопроса, объективно искусство или нет. Эпическое по теме и классическое по рисунку, оно вводит новый сюжет в западноевропейское искусство – образ героя на смертном одре. Разделение на планы подчёркивалось и цветом.
Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Возникает эффект как бы зеркального отображения ближнего и дальнего планов друг в друге. форма сицилианы.
Призванный чувством долга, рыцарь покидает возлюбленную. нар. особенности монумент. -декоративного иск-ва венецианской вок. -инстр.
Стал увлекаться живописью ещё в юношестве. линеарную манеру письма, охотно прибегал к контрапунктич. В сущности, художник обошел стороной то, что составляло религиозный пафос поэмы и остановил свой выбор на двух любовных историях, героями которых явились рыцари Ринальдо и Танкред, волшебница Армида и принцесса Эрминия. Большинство его adagio – это род лирич. Композиционная значимость второго плана подчеркнута профильным положением фигур Ринальдо и Армиды, представленных vis-a-vis. Отныне художник работает с форматами только среднего размера, заказываемыми большими любителями живописи — даль-Поццо, Шантлу (Freart de Chantelou), Пуантелем (Jean Pointel) или Серизье (Serizier).
С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Писал картины в историческом и мифологическом жанрах.
И даже главные герои — Сципион и Алуций — их позы и руки тоже противодействуют друг другу. Идея картины — служение долгу. Итак, на всех уровнях организации изображения может быть прослежен «эффект борьбы», выражающий действительную борьбу, в которой совершается волшебная метаморфоза героев. Картина Батони составляет пару полотну «Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде» и по структуре композиции похожа на него. Аполлон сказал, что мальчику оружие носить не пристало и Купидон должен довольствоваться только факелом, разжигающим любовь, чувство, чуждое всемогущему Аполлону.
Он отказался от Лукреции и даровал её Алуцию. был приглашён кардиналом Ришельё в Париж, для украшения Луврской галереи. Великолепно написаны разнообразные вазы на первом плане.
В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита «Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630—1635 (Прадо, Мадрид). Рассматривая строение картины «в глубину», можно с известной условностью выделить три основных плана: первый, которому соответствуют аллегории реки и ручья второй — Ринальдо, Армида и амуры третий — группа с колесницей. Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. индивидуальность, подобно певцу в кульминац. Сюжет заимствован у римского историка Тита Ливия. Зная слабость Публия к женщинам, солдаты привели девушку к нему и предложили её в дар.
Литературным источником этой картины, которую Пуссен пишет в 1625 г., также являются «Метаморфозы» Овидия (I, 438-550). В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558 клуатр церкви Санта Мария делла Карита фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562 Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592 Санта-Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр). Относительно света важно специально заметить, что его «вхождение» в картину подчинено направлению, контрастному диагонали-доминанте, — слева / сверху направо / вниз. В одном из писем он сообщал: «если я останусь в этой стране, мне придется превратиться в пачкуна, подобно другим, находящимся здесь».
Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути вЕгипет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сципион в алом плаще (цвет героя-победителя) передает девушку коленопреклоненному жениху. разве это свидетельствует о том, что я создавал ее с большей любовью, нежели ваши.
Размещено на реф. рфполифонич. Биографы в один голос говорят об исключительном трудолюбии художника. Пуссен был особенно силен в пейзаже. Пуссен начинает свое обучение во Франции. Следует выполнение эскизов для распределения светотени и размещение персонажей, в виде маленьких фигурок, сделанных из воска или глины, в трехмерном пространстве, словно в коробке театральной сцены.
А завитки, архитектурные складки и рюши – от лукавого. Второстепенные персонажи, подобно античному хору, комментируют, разъясняют событие. Вместе с Ф. де Шампенем участвует в декорации Люксембургского дворца (не сохранилась). Белое платье пленницы символизирует ее невинность.
Но композиция всегда будет замкнутой и самодостаточной. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Выявляя «ударные» позиции этой схемы, свет и цвет выступают в роли регуляторов интонации изображения: своего рода восклицаниями звучат контрасты красного, синего и золотисто-желтого в группах второго и третьего плана. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования.
При папе Сиксте V (понтификат 1585— 1590) были проложены прямые улицы, соединившие важнейшие раннехристианские базилики и связавшие районы Рима в единую систему. После смерти Марино, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки. Конечно, объективно, а сам он служит вечности и всему неизменному. В муз. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением.
Размещено на реф. рфА завитки, архитектурные складки и рюши – от лукавого. «Этот человек, — сообщает Беллори, — страстно увлеченный рисунком, являвшийся хранителем богатой коллекции замечательных гравюр с Джулио Романо и Рафаэля, пленил ими душу Никола, который копировал их с таким рвением и столь верно, что сумел постичь мастерство рисунка, передачу движений, мастерство замысла и другие замечательные качества этих мастеров». Однако основной чертой его творчества было сведение всего к одному гармоническому целому. Получил первоначальное художественное образование в Нормандии.
С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Молодому художнику оставалось выбирать. Такая черта в композиции называется эзикафалИя, то есть равноголовие.
Ту же идею выражает и композиция пейзажа — простая, логичная, упорядоченная. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века.